Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2016 / «Солнце по имени Кришна»
«Солнце по имени Кришна» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 18 декабря 2016 года, Киев. Господь

«Солнце по имени Кришна»

https://www.youtube.com/watch?v=KHR1a6LXbpA

Солнце по имени Кришна

Отсутствие Господа

Слушатель: А зачем совесть? Совесть — это же голос Бога.

Б. Ч. Бхарати Свами: Смотря что под совестью понимать. Если это раскаяния за прошлые поступки, то, скорее всего, данный герой не совершал ничего такого, за что его может мучить совесть. Вообще, совесть — это, конечно, голос Бога, но это не значит, что она должна обязательно мучить. Преданного мучит одно — это отсутствие преданности и отсутствие возможности приблизиться к Господу. Не физически, конечно. Приблизиться в ощущениях. Преданный всегда молится, чтобы Господь не позволил забыть о Себе. Преданного мучит, когда он попадает в обстоятельства, где он забывает о Всевышнем. Это могут быть какие-то радости или печали. Преданного это мучит — отсутствие присутствия. Неприсутствие Господа в нашей жизни и мучит его. Когда Господь присутствует, это как будто внутри восходит новое солнце, и оно такое яркое, что внешнее солнце гаснет. Оно просто затмевает все источники света. Арджуна в «Гите» говорит Господу Кришне: «Я Тебя увидел и как будто тысячи солнц одновременно взошли на небе». Что значит «тысяча солнц»? Это значит, что это локальное солнце, метафорически это всё, что озаряет нам путь и кажется нам красивым, привлекательным. Всё притягивающее вдруг теряет свою силу, теряет свой свет, привлекательность и притягательность, как только Господь восходит. У Шридхара Махараджа в «Слове Хранителя Преданности» есть глава, которая называется «Солнце по имени Кришна». Когда Солнце по имени Кришна восходит, то все остальные солнца гаснут. А отсутствие этого солнца по имени Кришна заставляет нас видеть все остальные источники света, источники знания, источники притягательности. И вот это и есть для преданного тот голос совести, то, что тяготит его. Отсутствие Кришны в нашем существовании — вот муки для преданного, а не что-то, что он когда-то совершил. Но нужно при этом понимать, что ощущение пустоты от того, что солнце Господа не восходит… Единожды оно когда-то взошло и приманило нас. Шридхар Махарадж пишет в «Слове Хранителя Преданности» или в «Эволюции сознания», что Он однажды покажется на горизонте, а потом Он, Своевольный Самодур, захочет — покажется, захочет — нет. А нам остаётся только терпеливо ждать, молиться и уповать на Него. И вот это мучение, связанное с отсутствием Кришны в нашей жизни, — это мука, но это признак того, что мы приближаемся, что мы на верном пути ко Всевышнему. Это хороший сигнал — мучение от отсутствия Господа.

Я человека сравниваю с червяком. В хорошем смысле. Когда-нибудь он родится бабочкой. Душа в материальном мире — это червяк, который когда-нибудь воспарит в небо, в царство Бога. Но прежде, чем это произойдёт, мы ведём жизнь червяка. А как червяк или гусеница передвигается? Морда у неё вперёд поползла, а хвост ещё на месте стоит. И вот этот хвост не знает, что движение уже началось. И мы точно также движемся ко Всевышнему. Если мы смотрим на своё прошлое, рассматриваем себя в мирском плане, то есть смотрим назад на свой хвост, то нам покажется, что мы духовно не растём. Мы на самом деле ползём, но смотрим на хвост, а он на месте. Надо смотреть на движение червяка в целом. Это происходит не одновременно. Он подвинулся, придвинулся, подвинулся, придвинулся. И если смотреть на всё это существо в целом, то оно движется. А если мы смотрим сначала на хвост — он не движется, мы смотрим на голову, а хвост в это время подползает, и мы опять видим, что мы не движемся. Потом голова поползла и мы смотрим опять на хвост, и опять мы не движемся. Потом в отчаянии смотрим опять на голову, а хвост в это время подползает. И мы как бы стоим на месте, но на самом деле, если взять нас целостным существом, мы к Господу Богу придвигаемся. И вот это состояние мучения, состояние мучения от отсутствия Солнца-Кришны в нашем сердце, это как раз свидетельствует о том, что голова уже отползла, и мы мучаемся от того, что хвост не подползает. Надо просто запастись терпением и понимать, что сам факт того, что мы страдаем от фальшивой молитвы, от невозможности служить, от невозможности общаться с вайшнавами, от отсутствия всего, что мы называем духовной жизнью или Сознанием Кришны. Это такое общее понятие, которое состоит из множества: служение, общение с вайшнавами, чтение, молитва, какое-то внутреннее копание, созерцание, и есть признак того, что мы ползём.

Человек или живое существо в материальном мире — это не монолитная, не однородная сущность, она состоит из множества пластов. Прежде всего, это само сознание — атма. Есть ложная атма — это неправильное самоотождествление, самоидентификация. Следующее колечко этого червяка — это рассудок, затем ум, эмоции, чувства, потом физическое тело. Физическое тело не рассматриваю, потому что физическое тело — это то, что на поверхности, как верхушка айсберга. Но мы сознательные сущности в материальном мире, и основная часть нашей сущности находится, так сказать, под водой, то есть не в осязаемом мире. В осязаемом мире существует только физическое тело. Чувства, ум, понятия, рассудительность, самочувствие, самоидентификация — это всё скрыто под толщей пенки, как Шридхар Махарадж говорит. Пенка — это материальный мир. Главная наша сущность там, за гранью. Физическое тело — это самое последнее колечко этого многокольцевого червячка. Душа наша растёт, просто если мы смотрим в физическом или эмоциональном плане, мы не ощущаем этого движения. Но вот мука от отсутствия Господа в нашей жизни, Солнца, которое призвано погасить все остальные солнца, эта мука говорит о том, что голова этого червячка всё-таки ползёт. И это хороший признак.

# 12:40

Очарованность идеей

Слушатель: Махарадж, если покопаться глубоко в себе, то понимаешь, что веры как таковой нет. А очарованность идеей — это признак?

Б. Ч. Бхарати Свами: Веры нет, это естественно. Нужно различать, я всегда говорю, веру в существование Бога и веру в то, что Он всегда наш любящий Хранитель, веру в Его милость. Это разные вещи. О том, что Он существует, мы даже не будем разговаривать, это тема общественных лекций. А вот то, что Он нас защитит, что Он разговаривает с нами языком обстоятельств — это трудноприобретаемая ценность, и нужно признать, что её у нас нет. Но печаль, о том, что её нет, свидетельствует о том, что мы её хотим. Это уже признак лаульям, желания обрести её. А сам факт очарованности не должен нас обманывать. Очарованность — это вещь временная. Мы можем быть очарованы иллюстрациями в книжке, красивой сказкой, каким-нибудь проповедником с воздетым пальцем, который витиевато говорит или читает на санскрите, обстановкой, танцами — всей этой мишурой. Подлинная очарованность приходит, это высокая-высокая-высокая стадия. Она следует за стадией ништха, ручи и даже бхава¹. Это стадии, близкие к чистой Любви. Поэтому нужно понимать, что та очарованность, которая нас подцепила в самом начале, это не настоящая очарованность. Это не очарованность красотой Кришны, это очарованность какими-то внешними проявлениями. Но это хорошо, это одна из категорий людей, которая, Кришна говорит, привлекаются к Нему любопытством. Любопытство — о чём это они поют, что за сказки читают, так одеваются, алтарики у них такие интересные и вообще они какие-то странные. Это та категория, которую называют «любопытные».

Есть другая категория, которую называют «ищущие знаний». Кришна говорит, что это самая лучшая, потому что они не очарованы внешней атрибутикой, их интересует что-то сущностное, какой-то стержень. Но самые лучшие, это не значит, что другие плохие. Не важно, как мы привлекаемся. Кто-то привлекается от страданий. Помолился — и, вроде, отпустило. Это, конечно, случайность, не нужно обманываться, что молитва помогла избавиться от страданий. Но это мы потом только понимаем, что Господь не является доктором Скорой помощи, которому позвонили, он приехал и уколом избавил нас от боли, снял признаки приступа. Не нужно обманываться очарованностью. Поэтому «Чайтанья Чаритамрита» — книга, живописующая похождения Махапрабху, начинается первыми семью главами, в которых идёт философия для того, чтобы читатель не очаровывался сказками, не очаровывался повествованиями, чтобы был заложен хоть какой-то фундамент философии к постижению, к стремлению к сущности, чтобы не было поверхностного очарования, поверхностного влечения. Если у нас нет понимания каких-то истин, например, как Господь нисходит, почему Он поёт и танцует, почему Его называют золотым Аватаром, почему Его окружают те или иные персонажи в пору Его детских игр, Его игр в пору саньясы, в пору Его безумия, когда Он стал Бабаджи, что они все означают и олицетворяют, что предшествовало какому-то событию в запредельном мире, прежде чем Он ступил на Землю. Чтобы какой-то философский фундамент у нас сохранился и мы могли на нём строить здание ништхи или твёрдой веры. Потому что, если у нас поверхностное, чувственное влечение, то в этом мире всему свойственно исчезать. Когда очарование иллюстрациями или сказками проходит, то ничего не остаётся. Нет фундамента.

А очарование, конечно, присутствует у всех. Оно проходит, и дальше уже начинается трудное движение. И важно, чтобы у нас был фундамент философского понимания, что этот мир не может нам предоставить убежища. Мытарства в этом мире — это не стечение обстоятельств конкретно моих: «Вот так конкретно меня угораздило. Вот если бы я жизнь повёл по-другому, там бы я не сделал эту ошибку или встретил бы другую или другого, то жизнь получилась бы иная». У Шридхара Махараджа в «Слове Хранителя Преданности» есть глава «О пользе здравого смысла». О пользе логики, то есть саморефлексия. Когда очарование, чувственность или иллюзия, что «поступи я иначе, и жизнь была бы прекраснее и лучше», уходит, то остаётся понимание на основе здравого смысла, что, как бы в этом мире мы ни поступили: пошли бы налево — коня потеряли, направо — голову, прямо — ещё что-то, материальный мир полон страданий и разочарований, и чем приятнее очарование, тем горше разочарование. Надо это понимать. И если эта твёрдость есть, мы меньше будем очарованы иллюзией. Например, если я сейчас всё исправлю, то жизнь потечёт прекрасная и солнце будет светить безоблачно. Это самообман, иллюзия.

Материальный мир не предоставляет нам убежища, которого мы жаждем, по одной простой причине — он меняется.То есть он не вечен, а я как частица сознания — вечен. Если кто-то сомневается, что он как частица сознания вечен, то тогда разговор вообще бессмысленен, тогда любая болтовня имеет смысл, только когда есть возможность заработать. Как только мы осознаём, что мы не появились с появлением этого тела и не исчезнем с исчезновением этого тела, тогда возникает вопрос: где искать убежища? Здесь важно понимать не только на основе своего опыта, не нужно думать, что преданными становятся неудачники, что им в жизни не повезло, вот они и обратились к Богу. Нужно понимать фундаментальную истину — прибежища здесь нет, потому что этот мир временный, призрачный, преходящий, а я не призрачен. Всё, что я наблюдаю, приходит и уходит, а я как наблюдатель никогда не уйду. И поэтому искать убежища нужно не в мире, который, как пузырь, возник, добрался до поверхности и лопнул, а искать в толще, в водной глади, как Шридхар Махарадж говорит, в мире сознания — в бесконечном, бездонном, бескрайнем мире. Там наш родной дом. Там наше место. Если вот это понимание есть, что там наше место и какие бы прелести ни сулил бы нам этот мир, каким очаровательным он бы нам ни приглянулся, это временно, этот сон развеется. Чем больше во сне мы ощутили себя обладателями, тем горше мы будем разочарованы и страдать, что когда сон рассеется, я не просто проснусь, но ещё и в обделанных подгузниках.

Мы просыпаемся и снова погружаемся в сон, просыпаемся и снова погружаемся в сон, но человек, который получил милость Гуру и Кришны, синусоиду просыпания и засыпания проходит уже с меньшей амплитудой: не засыпает слишком глубоко, а уже поверхностнее, куда уже чуть-чуть доносится звук из реальности. Он не до конца засыпает, снова просыпается. Эта амплитуда по милости Гурудева, если мы идём по стопам наших Учителей, постепенно уменьшается, и наступает момент, когда мы, может быть, и погружаемся в сон, но мы понимаем, что это просто сон. Это сродни состоянию, когда мы начинаем отходить ото сна, но ещё непонятно, мы во сне или уже проснулись, уже есть признаки, что это всё-таки сон, но не хочется с ним расставаться, потому что этот кошелёк, который я нашёл, больно толстый. Но что-то уже там стучит, какие-то звуки. Надо уловить этот самый момент. Мы ещё спим, но представители той, просветлённой, реальности нам уже напоминают. А пока это просто бум-бум-бум. Мы даже слова не слышим, а какое-то бубнение. Но со временем, должен вас заверить, это бубнение сначала распадётся на слова, а потом мы начнём немножко их понимать, как мы понимаем, когда учим язык. Возьмите совсем незнакомый вам язык — это просто птичье щебетанье. Какой-нибудь тайский, вьетнамский, язык, который вы не знаете совсем, зулусский или исландский. Сначала это что-то невнятное, потом мы начинаем выхватывать слова, ещё не зная их значения, но это уже не птичий щебет, а какой-то язык, который мы не понимаем. Потом мы начинаем понимать отдельные слова и постепенно, постепенно, если мы погружены сознанием в атмосферу бхакти, служения, севы, мы начинаем понимать, о чём нам говорят хотя бы фрагментарно, и чётко понимаем, что те обстоятельства, которые нас окружают, являются обстоятельствами сновидения.

Всем советую читать книги Шридхара Махараджа. Он поначалу бубнит непонятно что, каждая глава — это какое-то бубнение, но если мы в атмосфере погружения (как есть такие языковые курсы — изучение языка с погружением, так вот, погружение — это и есть бхакти, погружение в атмосферу преданности, в атмосферу веры), если это происходит, то книги и лекции Шридхара Махараджа открываются своей невероятной реальностью, реалистичностью и красотой.

# 30:17

Зрелый плод знаний

Слушатель: Махарадж, в одной из лекций Шридхар Махарадж рассказывал о беседе с пандитом, говоря о том, что наш путь — это гьяна-шунья-бхакти, и пандит не соглашался со Шридхаром Махараджем, не понимая, как можно отказаться от гьяны. В связи со сказанным Вами, процесс просыпания — это постепенный отказ от знания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Знания и здравый смысл нужны как фундамент. Шридхар Махарадж говорит, что в Ведах сказано о нескольких разделах. Один раздел сравнивается с отцом, другой — с матерью, третий — со старшей сестрой и другие. Отец говорит: «Делай», он ничего не объясняет. Мать начинает объяснять, а старшая сестра ничего не объясняет. Она говорит примерами, что кто-то поступил таким образом, и с ним соответствующее произошло, а кто-то поступил иначе, и с ним ничего плохо не произошло. Веды постепенно подводят нас от знания к той границе, за которой открывается вера. Например, «Атхарваведа» — Веда, исключительно относящаяся к материальному миру. Она вобрала в себя множество наук, то, что позволяет нам ориентироваться в этом мире. И если мы следуем этому, мы начинаем доверять. И когда Веды начинают нам вещать о Запредельной Реальности, у нас уже есть доверие. Мы верим, что если знание до этого были верны, то и последующие тоже. Но поначалу всё строится на знаниях. Вернее, Шридхар Махарадж говорит о пользе здравого смысла, о пользе знаний. Зрелый плод знания в материальном мире или в мире, в котором я наблюдаю с помощью чувств, мире, который я могу охватить умом, рассудком, — в этом мире нет мне места. Я здесь чужестранец, я на чужбине. А мой родной дом — место, где я могу найти убежище, находится за гранью того, что я могу понюхать, почувствовать, попробовать, услышать. Как только приходит это твёрдое понимание, тогда знания больше не нужны. Тогда мы, так сказать, вылупляемся из тела гусеницы и можем уже порхать, как бабочка. Бабочка не передвигается как гусеница.

 

Слушатель: То есть когда нет ни одной привязанности?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Мы понимаем, что в этом мире нет ничего, где можно найти убежища. Отсекаются всякие привязанности.

Слушатель: И это называется состоянием освобождения?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. И больше знания не нужны. Потому что знания касаются этого мира. Дальше нас ведёт вера, бхакти, преданность. Если у нас нет фундамента знания, то, как я уже говорил, сложатся какие-то новые обстоятельства, явится какая-то новая прелесть и мы подумаем, что я не нашёл убежища в силу каких-то случайных стечений обстоятельств, а вот сейчас здесь я наконец приму убежище, потому что, вроде, всё складывается в пользу этого. Если у нас нет фундаментального знания, что в лотерею выиграть нельзя, в казино выиграть нельзя. Сегодня вечером я вышел без денег не потому, что я поставил на чёрное или на красное, а потому, что казино — это такое предприятие, которое устроено для того, чтобы обогатился владелец, а не посетитель. Иначе, если бы посетители могли обогащаться, то предприятие бы просто рухнуло. Владелец сказал бы: «Я лучше открою табачный киоск, там меньше прибыли, но надёжнее. Или придумаю ещё какую-то иллюзию». Есть много способов заработать. Казино всегда работает на своего хозяина. Если кто-то вышел из казино, выиграв 1000, 20 или 200 тысяч долларов, это значит, что завтра он проиграет всё, включая выигрыш. Или это тебе показали, чтобы ты прельстился игрой и позже всё проиграл. Не случайно, когда кто-то выигрывает в лотерею, в газетах об этом пишут. Например, какой-то работник автомойки впервые выиграл 300 миллионов евро.

Когда у нас будет твёрдая уверенность, что в этом мире выиграть невозможно, — это и есть зрелый плод знаний. Если у нас нет этой уверенности, мы всё время будем попадаться, если не в казино проиграем, так проиграем на форексе или на фишках, на МММ, Приватбанке, акциях. Это всё обман.

# 38:20

Материальная выгода иллюзорна

Слушатель: Операции с деньгами — это всё обман?

Б.Ч.Бхарати Свами: Там, где тебе предлагают больше выгоды, — это точно обман. Я не говорю, что люди не обогащаются и все всегда проигрывают, но казино — это всегда обман. Поэтому, если хотите поиграть в казино, не надейтесь, что выиграете, а просто проведёте время в обществе шикарных господ и шикарных дам. Просто знайте, что если я пришёл со ста долларами, то я без них и уйду, чтобы не было иллюзии. Просто если нет иллюзии, в следующий раз вас просто не потянет. Также этот мир. Вы следуете какой-то своей дхарме, вы волей обстоятельств исполняете долг перед семьёй, перед обществом, и не нужно тешить себя иллюзиями, что это принесёт вам счастье. Вы просто пришли в этот мир со ста долларами, вы их потратите и проснётесь. Расстанетесь с этим миром. Но, если, умирая, мы думаем, что в этот раз не получилось, а в другой получится, я что-то не закончил, я не отомстил кому-то, не вложил туда-то, вот я снова появлюсь и стану императором или ещё какой-то значимой фигурой, то это всё иллюзия. Но если мы уверены, что этот сон заканчивается и больше мы этой иллюзии не хотим, то мы не рождаемся больше в этом мире. А если мы ещё под покровительством нашей гуру-варги, то мы не просто расстаёмся с иллюзией, мы попадаем в мир Служения, в мир Подлинной Реальности. Но здесь уже вопрос веры. Не вопрос знания, а вопрос веры.

# 40:52

Уровень неразличения двойственности

 

Слушатель: Махарадж, а если уже не ждёшь никакой выгоды, но всё ещё различаешь двойственность?

Б.Ч. Бхарати Свами: О, это очень высокое положение, когда не различаешь двойственности. Нужно смириться с тем, что нам не грозит уровень Шукадевы Госвами. Просто нужно исполнять свой долг. Вьясадева не был уровня Шукадевы Госвами, царь Парикшит тоже не был уровня неразличения двойственности. Но милостью Учителя, милостью Кришны они ступили в царство Преданности, в царство бхакти.

Слушатель: То есть необязательно на Земле проходить опыт, ступень Шукадевы Госвами?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это будет, когда проснёмся, в последний миг смерти. Не обязательно с этим жить, потому что могут и в лицо наплевать, можно получить весь букет прелестей, который достался Шукадеве Госвами, покуда его не возвели на трон среди мудрецов и саньяси. Помните, когда он шёл, его и пинали, и на него плевали, и обзывали. Это, конечно, хорошо, но не в нашем климате. Оно придёт, но в последний миг. И Кришна даст это понимание. Кому Кришна пришёл в мысли в последний миг жизни, тот отправляется..

# 43:03

Душа отлетает в полном сознании

Слушатель: Обязательно в сознании? А если бессознательно покидаешь мир?

Б.Ч.Бхарати Свами: А мы не покидаем бессознательно. Мы всегда в сознании. Даже если вы наступили на мину и взорвались, это не значит, что вы без сознания. Вы поднимаетесь и видите куски разбросанного мяса. Потом понимаете, что это ваши и удивляетесь, почему не больно. Вы понимаете, что сон кончился. Взлетаешь и понимаешь, как всё на самом деле. То есть мы покидаем тело всегда в сознании. Даже если во сне, всё равно всё происходит в сознании. Сам момент ухода. Потому что заснуть не дадут. Там такие страшные с баграми. Как Аджамила пережил весь этот уход из тела, но ему дали ещё несколько лет. Он вернулся из состояния клинической смерти, и у него ещё было несколько лет исправиться, пожить. И он сошёл с ума. Это часто бывает после клинической смерти. Психика человека нарушается, мозг находится какое-то количество времени без кислорода. И вот Аджамила сошёл с ума: бросил жену, детей, дом и устроился дворником при храме. И даже не просил подаяния, трудился не за похлёбку. Дали поесть — поел, не дали — не поел. В общем, кислородное голодание мозга дало о себе знать.

# 45:40

Время циклично

Слушатель: А какое время это было?

Б.Ч. Бхарати Свами: Не важно. Время циклично. И то, что мы с вами наблюдаем, эти циклы: тиран, после него приходят бандиты, всё начинает идти вразнос. Наконец людям это надоедает, они выбирают нового правителя, который снова становится тираном, более или менее жестоким. Поскольку время циклично, то не важно когда это было. Это было тысячу раз. Это всё равно что спрашивать: «Цветок распустился, а когда это было?» Да это каждый год происходит. Не важно, когда это было. Важен факт, что когда растают снега, из под земли вырастут цветы, потом прилетят пчёлы, опылят, потом заколосится рожь, опадут листья, снова выпадет снег. Когда это было? Да это всегда было. Точно также эта история. Это не конкретно какой-то Аджамила, который был уникальный и никогда таких не было до этого и не будет. Нет. Это имя нарицательное. Этих Аджамил было много под разными именами. А люди, которые переживают в миг смерти Божественное откровение, не уходят в этот миг, а волею судеб или милостью Всемогущего Господа возвращаются в это тело. И в той истории Аджамила проснулся. Его откачали. И жизнь его поменялась. Он стал праведным и богобоязненным. Просто эту исторую назвали именем Аджамилы.

Точно также мы читаем историю с царём Приявратой, царём Веной, у которого был сын Притху Махарадж. Был праведный, добрый, благочестивый царь Прияврата. А родился у него царь Вена, который стал притеснять духовенство, скинул все изваяния богов и Всевышнего из храмов и установил свои, заставил ему преклоняться. Парады с его портретами ходили по главной площади страны. Могут поменяться формы, эполеты, погоны, может быть дхоти, а может быть галифе, сапоги или тапочки, колесницы или бронетанковые колесницы. Это не принципиально. Когда жил царь Вена? В тридцатых годах двадцатого века. И не в первый раз. И в 15-м, в 17-м веке, куда ни ткни. Потом он погибает, и наступает смутное время. Наступает или семибоярщина, или семибанкирщина. Всегда после безбожного, властного правителя приходит множество, бандиты.

Вену скинули, осуществился дворцовый переворот. В той истории брахманы сели, прочли несколько мантр, царя хватил сердечный приступ, и он умер. В обозримой истории или царю что-то подсыпают, или табакеркой по голове дадут, или шарфиком задушат. И приходят к власти несколько и начинают между собой, как в случае с Веной: повылезали из нор всякие бандиты и настало более сложное время. Население думало, что скинув тирана, будет действительная незалежность, демократия и они изберут себе настоящего лидера, которому они поверят.

Слушатель: И он на вече будет приходить и отчитываться.

Б.Ч. Бхарати Свами: На вече будет на Грушевского или на Красную площадь. Сколько было в мировой истории площадей , дум и рад. Но ничего этого не будет. Он продолжит дело своего предшественника. Но прежде, чем он начнёт править, придут бандиты, которые будут грабить население, которое взвоет ещё больше. И потом придёт благочестивый царь. В той истории — Притху. Притху — это воплощение Вседержителя Вишну. Он пришёл и восстановил благочестивое правление. Все было хорошо. Снова были воздвигнуты храмы в честь Вседержителя, брахманам не запрещалось проводить обряды жертвоприношения в угоду Солнца, Луны и других богов. При правлении бандитов Земля перестала давать урожай, ничего не росло и наступил голод. И тогда брахманы достали стволовые клетки из тела Вены. Вообще, тут такая сюрреалистическая генная инженерия. Когда Вена умер, наступила эпоха безвременья, и тогда брахманы выкопали Вену, что-то там добавили, что-то произнесли и мутовкой стали эту гниль пахтать, пахтать, пахтать и получили плоть его. Брахманы призвали Господа, чтобы Он низошёл на Землю. И Господь вошёл в эту плоть, и из этого теста очнулся Притху. Может быть, это история из будущего.

# 54:30

Праведный царь приходит всегда

 

Слушатель: Зачем они это сделали? Нужно было сохранить династию?

Б.Ч. Бхарати Свами: Не было того, кого можно было поставить у власти. Были одни бандиты, как сейчас. Кто бы сейчас мог бы стать благочестивым? Я думаю, что Тягнибок. Я так думаю.

Слушатель: Нет его сейчас. Не слышно о нем.

Слушатель: Вспахтали его.

Б.Ч. Бхарати Свами: Так получилось, что ты хоть самый яростный поборник справедливости, хоть ты трижды Ярош, приходишь ты к власти и начинаешь отбирать у других. Сейчас, я думаю, что если будет Ярош, то все будет как при царе Притху. Тогда не нашли такого Дмитро Анатольевича. Поэтому они всех кандидатов перебрали и решили все-таки трупа вытащить, вспахтать и пригласить Господа.

Слушатель: Видимо, тогда совсем все плохо было.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, сейчас все-таки есть надежда. Ляшко, Саакашвили, Яценюк, Коломойский. Он-то воровать не будет, потому что у него и так много денег. Он все для людей будет. Или Яценюк. Если человек летает в эконом классе в Америку, то он точно не будет воровать для своих и себе. Поэтому они вспахтали тело, и получился Притху. Но народу легче не стало, потому что Земля не родит. Тогда царь стал боронить Землю, пока она не взмолилась о пощаде. Он сравнял все горы, сделал пахотные долины, но Земля не рождала ничего. Тогда он ее достал. И Земля сказала, что её обесплодили прежние руководители. Может быть, там что-то рождалось, но генномодифицированное, от которого дети потом стали с двумя головами, больными. И тогда царь стал поклоняться Земле, достал из гор жемчуга, с гор потекли обильно воды. Они полезными минералами удобрили землю, и наконец она стала рожать.

 

Слушатель: Это Притху хотел убить Землю?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Есть даже такое изображение, когда он мчится на колеснице и целится, и Земля-Корова бежит от него. Может, это и не метафора, может, так и было. Мы не знаем. Так что, вопрос «Когда это было?» бессмысленен. Это было снова и снова, и будет снова и снова. Ничто не вечно под Луной. Всё было, всё будет, всё проходит. Будут тираны, и чем более жестокие они будут, тем больше после них будут бесчинствовать смутьяны.

Слушатель: Всегда прослеживается такая последовательность: тиран-бандит-праведник?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Вот временные рамки могут быть по-разному. Праведный царь приходит всегда. У Притху был 1008 или 1001 сын, и после него стал править Махарадж Прияврата. Надо проверить, я точно не помню. Но мы говорим по цикл. После праведного царя приходит менее праведный. И, скорее всего, это не будет сразу тиран. Деградация нравов происходит постепенно. И наконец приходит такой правитель, от которого воют все и династия прерывается.

# 1:00:17

Точка продажности

Слушатель: Махарадж, когда-то Вы сказали, что у нас у всех есть своя точка продажности.

 

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, поддаться прелести этого мира.

Слушатель: Как с этим жить?

Б.Ч. Бхарати Свами: Поднимать планку. Я продамся, но чтобы я был не меньше Папы Римского. Меня иллюзия не интересует, но если она мне предложит положение Папы Римского, тогда ладно. Тогда я готов. Или, как минимум, положение начальника системообразующего банка. Зачем размениваться? Есть такая легенда, что у королевы Виктории, той, которая построила британскую монархию, спросили: «Ваше Величество, а бывают не продажные женщины?» Она ответила: «Да, бывают, но это очень дорого стоит». Она имела в виду себя. Так что у всех есть точка продажности. Есть такой трюк Майи, который нас соблазнит. Просто надо повышать планку и одновременно молиться Господу: «Господь, сделай так, чтобы эта точка продажности появлялась у меня на горизонте только тогда, когда я её смог пройти». Чтобы она была как бы в прошлом. Когда Майя предлагает тебе что-то новое, ты как раз миновал этот шаг. Вот случись это вчера, я бы повёлся. А сегодня уже — извините. И пока Майя Деви готовит новую прелесть, молитесь Господу. Майя Деви всегда нам будет что-то предоставлять. Как в случае с Харидасом Тхакуром, она сама к нему пришла. Юная дева пришла к старику в хижину, ничего не требует взамен и говорит: «Мне ничего не надо. Я тебя самого люблю, ты такой красивый восьмидесятилетний старик, что я просто таю. Мне не нужны ни юноши, ни цари в этом мире, ни золото, ни бриллианты. Ты такой красивый, у тебя такая красивая лысина, и ты так красиво дрожишь». И он повелся. И говорит: «Да. Я верю в твою любовь ко мне. Но можно, я сейчас дочитаю свою молитву и тогда я паду в твои объятья?» И вот он читает, пока не запели первые петухи. Панночка Майя пришла. А он читал, не поднимая глаз. И с первыми лучами солнца она стала превращаться в ту, кем являлась на самом деле — в Дургу, в Кали. И она исчезла. И на следующий день она приходит. Он снова говорит: «Я вот только молитву дочитаю. Мне всего 300.000 Имён в сутки повторить». Она села ждать. И снова петухи запели. И опять она увидела, как трескается её кожа, вылезают рёбра и выпучиваются глаза — весь портрет Кали с красным языком и капающей кровью. И она снова исчезает. Приходит она и на третью ночь. И когда он заканчивает свою молитву, она сидит подле него и повторяет мантру. Она просит у него прощения.

Слушатель: Получается, она получила у него посвящение?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Она получила посвящение.

Слушатель: Получается, она преданная?

Б.Ч. Бхарати Свами: Наверно. Служение Майи заключается в том, чтобы соблазнять нас. Надо молиться. Соблазны будут приходить. Последний соблазн — это освобождение, это свобода. Тогда придёт не Кали, а мукти³. Кали скажет: «Ты свободен. Я тебя ничем не могу соблазнить». И тут твоя гордыня взрывается: «Сама Кали меня не может соблазнить. Вот какой я!» Это последняя её уловка. «Я Шива». Потому что только Шиву Кали не может соблазнить.

А как там с Вием закончилось? Она на гробу улетела?

Слушатель: Его нашли мертвым.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, Вакула. Надо сказать, Харидас Тхакур пел мантру возле дерева бакула. Сейчас это место называется  Сиддха-бакул4. Там Харидас Тхакур провёл все свои дни в Пури, когда приплыл из Бенгалии. Под этим деревом он и умер. Сейчас там преданные ISKCONа, как евреи у Стены Плача, в щелки засовывают свои желания. Преданные ISKCONа заворачивают бумажку в нитку и вешают на дерево, под которым читал мантру Харидас Тхакур, и привязывают рудракшу.

Слушатель: А зачем рудракша?

Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю, поверье такое. Я грешен, но не на столько. Мы снимали и читали. Процентов 80 преданных с Украины. С Враджендрой мы читали: «Господь Чайтанья, когда же наша страна станет свободной?» Такие пожелания были к Харидасу Тхакуру намачарье от преданных с Украины.

Слушатель: Себе ничего не хотим.

Б.Ч. Бхарати Свами: Там много всяких было. Но это меня просто поразило. Это просто был такой шок.

Слушатель: В каком году это было?

Б.Ч. Бхарати Свами: 11-й или 12-й. До войны это было. Россия напала и захватила самые лакомые части Донецкой области. Теперь процветают все: и Украина и Россия. А главное, восток Донецкой области тоже процветает. Всем стало хорошо. Но при этом тирана сбросили. Та страна, которая не была окупирована кремлевским тираном, обрела независимость и людям стало лучше. В целом стало лучше.

Слушатель: Свободнее дышится.

Б.Ч. Бхарати Свами: Легче, правда, да? А при Януковиче зажимали Сознание Кришны?

Слушатель: Янукович на самом деле ввел те законы, которые ограничивали свободу совести.

Б.Ч. Бхарати Свами: Сознание Кришны тоже? Но в целом он не запрещал?

Слушатель: Ну как. Наши жаловались, что такие законы вводят, что даже дома у себя не можешь проводить какие-то.

Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, это был настоящий тиран. Сейчас такого нет.

Слушатель: Украина всегда была лояльна.

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть он не запрещал законодательно разные религиозные группы?

Слушатель: Такого не было у нас на нашей памяти.

Б.Ч. Бхарати Свами: Не, он тиран был еще тот. Хорошо, что…

Слушатель: Раньше сядешь, раньше выйдешь.

Б.Ч. Бхарати Свами: Что, у нас прасад, да? Обычно после лекции прасад. У меня уже цикл такой: поговорил — накорми.

Слушатели: (смех)

1 Ништха (непоколебимость) и ручи (вкус) – стадии пробуждения любви к Богу

2 Бхава – пробуждение любви к Богу

3 Мукти – освобождение

4 Сиддха-бакул – место бхаджана Шрилы Харидаса Тхакура. Джаганнатха Пури, Индия.

Транскрипция: Калинди Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.