Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.11.21.B «Птицы одного пера летают в одной стае»
Преданность - это подлинное пламя жизни, а дух интелектуализма - чужеродный элемент. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Птицы одного пера летают в одной стае» 1982.11.21.B

Темы лекции:
Продолжение разговора о христианстве. «Иисус может стать преданным Кришны».
Потребность в христианстве и исламе.
Доктрина реинкарнации и присутствие души в животных формах жизни.
Механизм кармического воздаяния.

Птицы одного пера летают в одной стае

Шридхар Махарадж: Поскольку полнота твоего внимания направлена на это явление, ты будешь способен знать и завершить твой поход. С этого момента твое движение будет искренним, удовлетворительным, в противном случае проникнет сахаджизм. Когда мы пытаемся сразу достичь вершины горы, это невозможно. Поэтому необходимо идти, соверашать поход, но этот поход должен быть искренним, удовлетворяющим, реальным прогрессом, не его имитацией. Это предостережение обращено к нам на каждой стадии нашей жизни. Это величайшее явление для тебя: направь полноту внимания на этот долг, не выполняй его с рассеянным умом и хаотично. В полной мере задействуй себя в выполнении этого долга, а следующий этап придет сам по себе, более высокий. Сконцентрируйся на нынешнем этапе, вложи всю свою энергию, и автоматически ты достигнешь более высокой стадии. Подобную стратегию нам рекомендуют. Подобно тому, как профессор приходит к ребенку, чтобы учить его, профессору придется усвоить менталитет ребенка, чтобы учить его. Он знает, что есть гораздо большее, но он будет говорить, что нет, это окончательное знание, ты должен уделить все твое внимание. И когда этот этап будет пройден, тогда станет возможным дальнейшее образование, таким образом, постепенно.

Преданный: Я испытываю большое влечение к этим людям, христианам в Америке, я хочу помочь им.

Шридхар Махарадж: Бхактивинод Тхакур высказался по этому поводу. В «Бхагавад-гите» Кришна обратился к Арджуне, тот выслушал и потом стал сражаться. Но если бы на месте Арджуны находился Уддхава, то, услышав всю «Бхагавад-гиту», сарва дхарма паритйаджа, он бы отрекся от мира. Тот же самый Гита-упадеш, Арджуна действовал так, а Уддхава, окажись он на месте Арджуны, действовал бы иначе, услышав всю «Бхагавад-гиту». Сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа. Арджуна также сказал: «Ты говоришь, что гйана лучше, чем карма. В таком случае почему ты хочешь, чтобы я совершал эту ужасную карму, сражение?» Тогда Кришна сказал: «Ты обладаешь способностью совершать карму, ты должен завершать эту карьеру, и тогда ты можешь достичь уровня гйаны, поиска Истины». Найшкарма, выход за пределы всей деятельности – это не дешевое достижение. Ты должен завершить свой курс кармы, и тогда ты сумеешь и будешь возвышен до измерения найшкармы, гйаны. Поэтому Я говорю – совершай битву, битва не рекомендуется для всех и каждого, но для тебя и людей твоего класса.

Преданный: Есть одна книга в христианской традиции, она посвящена безымянному христианскому бхакте, который… Что есть проповедь широким массам, как мы можем знать, кто мы, партха митра.

Шридхар Махарадж: Следует проповедовать в общем и целом, и когда возникнет внутренний отклик… Люди коммунистически настроенные скажут: «Здесь происходит религиозная проповедь, эти религиозные проповедники пренебрегают конкретным миром и считают, что абстрактное мышление – это все и вся, а люди страдают. Мы не позволим». Подобная реакция также возможна, существуют многочисленные стадии. Чем больше мы будем проповедовать, мы будем находить людей, которые откликаются, и мы увидим, согласно степени реализации человек присоединится к движению, птицы одного пера летают вместе. Внутренняя нужда сведет людей воедино. Свами Махарадж приехал на Запад, и так эти люди пришли в движение. Они не были Гаудия-Вайшнавами, но это другой вопрос. Если существо блуждает в материальном мироздании, оно постоянно ищет новый опыт, вкус, и когда этот вкус к внешнему миру уходит, вкус к внутреннему пробуждается до той стадии, когда соответственно степени пробуждения человек будет откликаться на проповедь. Это его собственное измерение, можно сказать, родное. Он сможет почувствовать: «О, по прошествии столь долгого времени побуждение, которое я нахожу в своем сердце, я вижу, что здесь есть возможность удовлетворить эту потребность. Есть подобный шанс здесь, поэтому я должен искать эту землю моих грез». Таким образом люди будут приходить, птицы одного пера летают в одной стае – соответственно внутреннему вкусу люди будут объединяться и будут выполнять свой долг в этом измерении. Они будут пытаться понять, как им идти дальше по этому пути, как занять более высокое положение, таким образом. Иногда в следующем рождении это может произойти, иногда в этом рождении человек может присоединиться и идти все выше и выше.

Преданный: Качество проповеди.

Шридхар Махарадж: Качество проповеди, если оно слишком высоко для одного и слишком низко для другого, не слишком высоко для всех. Почему кто-то из людей обращается в ислам, в христианство, столь многие обращаются в индуизм? Не все люди в этом мире были рождены христианами. Когда христианство впервые возникло в этом мире? Не было христиан, христианство было новым явлением. Как люди почувствовали влечение к христианству? В их сердцах была жажда христианства. Когда Ачьютананда приехал в место моего рождения, один директор местной школы спросил у него: «Мы живем в этих местах, но мы не в состоянии оценить по достоинству учение Шри Чайтаньи. Как же выходит так, что вы, чужеземец, приехали из-за океана и вы даете столь высокую оценку, вы отдали все, посвятили жизнь учению Шри Чайтанйи? Мы его земляки, но мы не в состоянии по достоинству оценить это явление». Ачьютананда ответил: «Мы приобрели эту способность в процессе нашего блуждания по различным позициям. Блуждая по всему мирозданию от одной земли к другой, от одной формы жизни к другой, и в процессе этого странствия мы обрели некое сукрити, неведомую удачу. Сначала агьята-сукрити, затем осознанную гьята-сукрити. Каким-то образом неосознанно наша энергия была потрачена на преданность, и удача пришла к нам». Когда она развивается из сукрити, она превращается в шраддху, на поверхности возникает влечение к универсальной Истине. Таким образом это явление приходит к кому угодно, зверь может почувствовать эту тенденцию служить Кришне. Во Вриндаване мы видим, столь многие деревья, звери, вода – все они предстают как материя, но почему они там находятся? Они сознательно ищут это положение в различных формах ради служения Кришне.

Преданный: Есть одна книга о христианском бхакте, он повторял на четках. Католики…

Шридхар Махарадж: Да, католики также используют четки, розарий. Они, возможно, повторяют имена Христа.

Преданный: Да, в Русской Православной Церкви есть эта книга, о которой я говорю. «Откровения странника своему духовному отцу», если я не ошибаюсь. Книга посвященная «Иисусовой молитве». Сердце человека, который повторял эту молитву, смягчалось, и он чувствовал великую любовь к Иисусу.

Шридхар Махарадж: Это может быть, он может завершить свой путь там, его совершенство в этом, он может стать вечным параферналием Иисуса и вечно оставаться там. Это полнота его удовлетворения, его судьба находиться там. Из Брахмалоки это также возможно, это трудно, поскольку его высочайшее, чистейшее внимание, направленно на определенное явление. Для того, чтобы извлечь его, необходим могущественный садху, это также возможно. Даже из Брахмалоки, где все недифференцированно по воле Бога и благодаря вмешательству воли могущественного преданного высокого порядка, эти души могут быть выведены из состояния сна и начать действовать. Нет ничего невозможного, но в целом могут пройти долгие века в этом состоянии удовлетворения (в Брахмаджйоти). Когда речь идет о Безграничном, пред лицом безграничного времени нет ничего особо великого или обширного. Он может оставаться долгое время в этом положении, столь многие творения и растворения могут приходить, сменять друг друга, и в любое время его сон может быть потревожен, возможность существует. С незапамятных времен материальный мир существует, и столь многие приходят в материальный мир. Это бесконечный процесс, и в гуще этого процесса кто-то покидает этот мир. Это вопрос безграничного, например, вопрос Иисуса, его положение мы можем рассматривать как вечное. Иногда может наступить время, когда сам Иисус будет обращен в вайшнавизм, в этом нет ничего невозможного.

Преданный: Вы думаете, что Иисус сознает Кришну как личность Бога?

Шридхар Махарадж: Да, если исследовать пристально, то мы будем вынуждены сказать, что существует возможность того, что Иисус обретет или обрел Кришну в процессе своего бесконечного странствия. Иисус статичен или прогрессивен, он стагнирует? То, чего он достиг, это окончательно или в нем есть нужда? Он зафиксирован в своем положении, положении Иисуса? Его положение окончательное или в его жизни присутствует прогресс? Может он совершить дальнейший прогресс или он лишен возможности дальнейшего прогресса. Что вы скажете? Он член динамичного или статичного мира? Безграничное таково. Безграничное, к Которому мы стремимся, с которым мы стремимся иметь дело, Его природа такова. Это смехотворно, когда мы стремимся ограничить Безграничное.

Преданный: А какую форму Кришны Христос…

Шридхар Махарадж: Почему Кришна считается Абсолютом? Вы должны исследовать этот вопрос научным образом, шаг за шагом вы должны прочитать, как я говорил, «Шри Кришна самхиту» и «Брихад Бхагаватамритам», эта книга уже переведена. Попытайтесь скрупулёзно ознакомиться с содержанием этой книги, «Брихад Бхагаватамритам», развитие теизма, теизм динамичной природы.

Преданный: Существует ли метод проповедовать душам, которые находятся в низших формах жизни? В целом христиане не считают, что животные имеют душу. Как мы можем проповедовать об этом?

Шридхар Махарадж: Эти люди не могут на своей стадии не есть животных, их плоть, их не следует беспокоить этими вопросами. В процессе их теистической жизни, когда они достигнут более высокого уровня, им может быть дано соответствующее знание. Необходимость объяснить, что в животных присутствует жизнь, и эта жизнь более квалифицирована, чем в человеческом положении. Но в процессе эволюционного движения эти живые существа были брошены в подобное состояние в силу своей собственной кармы. Везде, где есть жизнь, внутри присутствует душа, – это расхожая истина, здравый смысл. Но идеал Иисуса, он считал, что его последователи не смогут принять, до такой степени адаптироваться по отношению к окружающему миру. Он считал, что необходимо дать этим людям некое начало теистической культуры, и со временем, если они будут следовать этим наставлениям: «возлюби ближнего своего как самого себя», такого рода наставления.

Не только атма, душа, но Бог также присутствует в животных повсюду. Животные чувствуют боль и счастье, это совершенно очевидно. Когда их убивают, они чувствуют боль. Есть вибрация жизни, вибрация боли в них, сознание присутствует, и душа есть частица чистого сознания. Кому они проповедуют? Эти люди не настолько квалифицированы, чтобы усвоить подобное знание, они не готовы к подобной жертвенности в их практике. Поэтому тем людям, которые не были готовы, было дано христианство. Все приходит из единого центра. Христианство также обладает своим местом, в нем есть потребность. В исламе также есть потребность, потому что есть место для ислама и христианства, это не есть бесполезные явления. Но они не занимают абсолютное положение, они занимают относительное положение, эти религии. И каково положение Абсолютной Истины, это мы должны искать, тогда мы приходим в Индию, и там самым обширным образом представлены все религиозные концепции, и в конечном счете мы приходим к тому заключению, которое дает «Шримад Бхагаватам». Великое разнообразие всевозможной теологической концепции существует на индийской земле, уникальное, не имеющее аналогов в этом мире, но в конечном счете «Шримад Бхагаватам» было дано это явление в качестве высочайшего, это мы должны понять и следовать этому. Крайне скрупулезно вы должны изучить «Брихад Бхагаватамритам», и в более современной форме эти истины были представлены в «Шри Кришна самхите» Бхактивиноды Тхакура и в «Чайтанья Шикшамрите». «Брихад Бхагаватамритам» уже переведена на английский в Майапуре, возможно.

Преданный: Я читал ее.

Шридхар Махарадж: Читали? Но вы должны изучить ее еще более скрупулезно до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение, и на все ваши вопросы найдутся ответы. Читайте ее вновь и вновь, градация описана там, самбандха-гйана представлена, как человек переходит от одного положения к другому, как он совершает свой прогресс в определенном направлении.

Преданный: На днях я задал вопрос, но я не вполне понял ответ. Я спросил о том, как душа попадает в животную форму жизни. Ведь в теле животного отсутствует память, а если оно страдает, то какое благо оно получает от этих страданий. Например, человек кого-то убил, и в качестве наказания он родился животным, но он не помнит о том, за что его наказали.

Шридхар Махарадж: Когда доктор имеет дело с больным человеком, то на какой-то стадии он чувствует, что человеку следует сделать инъекцию и лишить его сознания.

Преданный: Когда больной испытывает нестерпимую боль.

Шридхар Махарадж: Да, таким образом, в бессознательном состоянии существует потребность. Поэтому человек, например, разбойник, находится в тюрьме, и его заковывают в цепи. Когда его собственная свобода действий может быть пагубна для него, тогда его сажают в камеру и заковывают в кандалы. Лишить живое существо добровольно действовать иногда необходимо. Возможность добровольных действий должна быть отнята у живого существа, и благодаря страданиям реакции его прошлых действий могут быть нейтрализованы. После ему снова будет дана возможность добровольного действия, поскольку если позволить ему действовать свободно, это может причинить огромный вред и ему и окружающим. Поэтому необходимо, чтобы на какое-то время эта свобода была у него отнята. В этом состоянии живое существо страдает от последствий своих былых грехов, а затем вновь ему возвращается свобода, чтобы он мог идти своим истинным путем, тем путем, который будет благотворен для него. Человек пьян, когда он в этом состоянии может натворить бед, его связывают или ограничивают свободу его передвижений. Но когда это безумие, опьянение проходит, его выпускают на свободу, вы понимаете? Почему человека заключают? Потому что возможность свободного действия отнимается, и его ввергают в состояние невежества, забвения, и он вынужден страдать от последствий своих прошлых действий. А когда этот этап исчерпан, тогда он вновь становится свободен. Когда человек занимается нелегальной коммерцией, черный рынок, его наказывают. После того как он отбывает срок наказания, ему вновь позволяют заниматься коммерцией. За его прошлые преступления по отношению к обществу его наказывают и запрещают ему заниматься коммерцией. Но затем, по истечении периода страданий, ожидается, что он извлек для себя урок, понял, что поступал ошибочно, и ему вновь позволяют заниматься бизнесом. Его наказывают, лишают возможности заниматься коммерцией из-за его преступлений. Я ясно выражаюсь? Вы понимаете то, что я хочу сказать?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Почему отнимается знание и взамен дается невежество? Последнее наказание преступника – это лишение свободы, потому что если дать ему свободу, он будет злоупотреблять этой свободой и возникает необходимость забрать у него свободу, поскольку он идет в ложном направлении, это один момент. Другой момент таков: он вынужден будет страдать от последствий своих прошлых действий, его прогресс приостанавливается, и он вынужден страдать от последствий своих прошлых действий, а затем вновь ему предоставляют свободу. Человек поступает неправильно, совершает преступление, и его сажают в тюрьму, движение приостанавливается. Затем, когда предполагается, что наказание его вразумляет, он вновь становится свободен, это совершенно резонно. Свободой злоупотребляют и соответственно ее отнимают.

Преданный: Иногда в «Бхагаватам» Капила, я думал, вы цитировали Дживу Госвами в этой связи, который говорит, что когда живое существо находится в утробе матери, в редких случаях душа может вспомнить 100 прошлых рождений.

Шридхар Махарадж: Джива Госвами пояснил этот момент, он написал, что не всегда это происходит. Не в случае каждого живого существа, но речь идет об определенном ребенке.

Преданный: Когда живое существо появляется на свет, имея этот линк, она может идти в этом направлении, но оно вспоминает 100 рождений.

Шридхар Махарадж: Это не всегда так, лишь в определенных случаях, есть исключительные случаи.

Преданный: Когда человек помнит свои прошлые рождения.

Шридхар Махарадж: Да, он молится Господу: «Я совершил много всего дурного, если я вновь появлюсь на свет, я попытаюсь, приложить максимум усилий к тому, чтобы стремиться к Тебе». Иногда человек живет сознанием Бога, а иногда низменные реалии занимают его существо. Мы не находим себе некой перманентной ментальности, но когда речь идет об обычных живых существах, иногда они чисты в уме, а иногда грязные реалии наполняют ум человека, саттва, раджа, тама. В «Бхагавад-гите» также, когда саттва-гуна возрастает, тогда человек чувствует себя определенным образом. Когда тама-гуна преобладает, человек ленив, хочет спать, апатичен, а когда преобладает раджа-гуна, он чувствует прилив энергии, склонен действовать. А когда преобладает саттва-гуна, человек умиротворен и ищет Истину. Иногда преобладающее влияние на нас оказывает саттва-гуна, иногда раджа-гуна и иногда тама-гуна. Сонливость – это тама-гуна, а чрезмерная энергичность – раджа-гуна; умиротворенный ум и склонность искать первопричину бытия, сдержанность – это саттва-гуна. Мы закончим на этом наш клас, а вы должны подготовиться к тому, чтобы отправиться в дорогу.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.11.08.C82.11.09.A

«Сочетание рас»

1982.11.08.B

«Нектар не из этого мира»

1982.11.09.B

«Зрелый плод Вед»

1982.11.11.A82.11.12.A

«Я не видел Кришну»

1982.11.12.B

«Послание Шанкары»

1982.11.13.D82.11.14.A

«Капля, которая затопит мир»

1982.11.13.C

«Особая милость не для всех»

1982.11.14.A

«Живи и действуй в настоящем»

1982.11.15.D82.11.16.A

«Гирирадж Говардхан»

1982.11.15.C

«Контроль чувств»

1982.11.15.B

«Теизм для блага каждого»

1982.11.16.B82.11.17.A

«Миссия Великой Личности»

1982.11.17.C82.11.18.A

«Насилие и выбор приоритетов»

1982.11.17.B

«Путь к Анурага Бхаве»

1982.11.18.B

«Доверяй только одному источнику»

1982.11.18.C82.11.19.A

«Раскол после ухода Сарасвати Тхакура»

1982.11.19.D82.11.20.A

«Абсолют контролирует наше видение»

1982.11.19.C

«Сознание подразумевает присутствие личности»

1982.11.19.B

«Радха дасья — зенит нашего достижения»

1982.11.20.B

«Даива варнашрама»

1982.11.21.B

«Птицы одного пера летают в одной стае»

1982.11.21.A

«Переступить порог учения Иисуса»

1982.11.23.B82.11.24.A

«Убийство коровы»

1982.11.23.A

«Когда ментальное тело умирает»

1982.11.24.B82.11.25.A

«День ухода Шриниваса Ачарьи»

1982.11.25.B82.11.26.A

«Новости этого мира»

1982.11.26.B82.11.27.A

«Предался ли я?»

1982.11.27.C82.11.28.A

«День Ухода Гоуракишора даса Бабаджи»

1982.11.27.B

«Секреты Вайшнава»

1982.11.28.C82.11.29.A

«Этот мир охвачен пожаром»

1982.11.28.B

«Весь риск и никакого выигрыша»

1982.11.29.C82.11.30.A

«В этом мире жить — значит продолжать убивать»

1982.11.30.B82.12.03.A

«Отдавать и наслаждаться этим»

1982.12.03.B82.12.04.A

«Жертва во имя любви»

1982.12.04.B

«История Дурвасы риши и Амбариши махараджа»

1982.12.06.B

«Быстрый и медленный духовный прогресс»

1982.12.06.A

«Поиск жизненной полноты и счастья»

1982.12.07.C82.12.08.A

«Истинных искателей привлекает Курукшетра»

1982.12.07.B

«Начни духовную жизнь из твоего нынешнего положения»

1982.12.07.A

«В поисках Земли Идеалов»