Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.11.23.A «Когда ментальное тело умирает»
Мы не только будем жить без жалоб на наше нынешнее положение, но мы также будем считать, что именно это было действительно необходимо для нашего возвышения. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Мадхусудан

«Когда ментальное тело умирает» 1982.11.23.A

Темы лекции:
О природе «эго преданности».
Природа пяти рас. Возвращение домой.
О киртане Махапрабху.
О проповеди согласно индивидуальным позиции и способностям.

Когда ментальное тело умирает

Преданный: Махарадж спрашивает, есть ли у преданных вопросы?

Преданная: Гуру Махарадж, каковы характеристики индивидуальной души? Вы говорили об эго преданности, что вы подразумевали под этим?

Шридхар Махарадж: Она может сесть ближе, а она может сесть на то место. Кто она, Парама?

Преданная: Да.

Шридхар Махарадж: Внутреннее эго есть частица служения. В настоящее время мы живем в измерении эксплуатации, и когда мы полностью отстраняемся от этого измерения, различных субизмерений: Бхух, Бхувах, Свах ─ это всё измерения эксплуатации в большей или меньшей степени; саттва, раджа, тама, три деления. Затем измерение отречения, за его пределами, этого пограничного измерения, превосходя его, мы входим в измерение преданности, и наша душа пробуждается в нём. В настоящее время душа покрыта ментальным и физическим телами. Физическое тело мы можем понять, а ментальное мы способны видеть в наших снах, когда отсутствует активность физического мира, но ментально во сне мы чувствуем, видим, действуем, все это в ментальной сфере. И также иногда в нашем воображении мы можем видеть ментальный мир, но он также порождаем нашей тенденцией эксплуатировать. Когда все эти эксплуатационные усилия растворяются, это всё, как грубые так и тонкие, оболочки души, атмы. Душа есть частица, которая совершает все виды служения окружающему миру. И существует измерение, где все души совершают служение. Подобно тому, как здесь прямо противоположная картина: каждый стремится эксплуатировать окружающих. Там диаметрально противоположная картина: каждый отдает себя окружающему миру, следуя указаниям, поступающим из Центра.

Мы учимся тому, как быть централизованными. В настоящее время мы децентрализованы, каждый стремится к удовлетворению своих собственных чувств, стремясь к наслаждению. Но там каждый пытается удовлетворить чувства Кришны, Всепривлекающего. Привлекающего в абсолютной степени благодаря своей любви и красоте, все стремятся к этому, к удовлетворению Центра. Истинное естество дживы ─ это положение вечной рабыни Кришны, рабство абсолютному благу. Само по себе рабство не есть нечто дурное. В настоящее время мы являемся рабами наших материальных чувств, рабами чувственных наслаждений, но мы должны отстраниться от этого и постараться восстановить себя в этой позиции, в которой мы сумеем удовлетворять Кришну, служить Его чувственному наслаждению. Кришна является нашим Владыкой, а мы являемся Его рабами, и Он есть Абсолютное Благо и Красота, полнота блага. В том мире отсутствует реакция. Здесь мы постоянно сталкиваемся с реакциями, чтобы мы ни делали, нас наказывают за это, потому что мы эксплуатируем других. Ценой других мы пытаемся наслаждаться, но это дурно, реакционно. Но там мы отдаем все центральному Абсолютному Владыке, и таким образом мы выживаем, в целом это так. Есть ли вопросы в связи с этой темой? Вы можете задать. Это ясно или дальнейшие вопросы есть?

Преданная: Каковы характеристики в чистом состоянии, что делает индивидуальную душу отличной от другой?

Шридхар Махарадж: Существует пять типов природ служения Кришне. Низший из них ─ это шанта-раса, когда мы сохраняем индивидуальность до известной степени, но мы покорны Ему, ─ это шанта-раса, пассивное служение Ему. Следующая, более высокая стадия ─ активное служение, когда слуга всегда ожидает указаний: чтобы Он ни захотел, чтобы я сделал, я буду делать, ─ это дасья-раса. Следующая стадия ─ сакхья, служение, но доверительное служение, как друг служит другу. Мы пребываем в одном измерении. И любое служение, какое Ты хочешь от меня, если Ты хочешь играть со мной или шутить со мной, по-разному. Это также служение, дружеское, доверительное служение, сакхья-раса. Далее четвертая стадия ─ ватсалйа-раса, родители также являются слугами, хотя на поверхности кажется, что они опекуны, мать, отец, хранители, которые заботятся о благополучии ребенка. Но это также разновидность служения через любовь и нежность. В центре стоит сын, дочь, а мать и отец заботятся об удовлетворении сына или дочери ─ это родительская нежность, и это также служение. Это четвертая стадия, а пятая стадия зовется мадхурья-расой, сладчайшая из всех рас, это супружество. Эта раса бывает двух типов: свакия и паракия, отношения супругов и отношения тайных возлюбленных. Я стремлюсь удовлетворять моего Владыку, я также жду Его распоряжений, и я готова совершать любое служение, которое Он от меня захочет, это служение мадхурья-расы. Все эти явления присутствуют во Вриндаване в своей полноразвитой форме.

Ямуна, джунгли, деревья, холм ─ все они принадлежат к шанта-расе. Столь многие слуги работают в семье Нанды. Они приносят воду, собирают дрова, многие другие вещи они делают, совершают труд, который необходим в семейной жизни, они слуги. Друзья-пастухи также ходят на пастбища, и там они также играют с Кришной. Иногда они носят Кришну на своих плечах, а иногда Он сам носит на плечах своих друзей. Таким образом, на платформе равенства они взаимодействуют, но они пытаются удовлетворить Кришну целиком и полностью, они не стремятся к собственному удовлетворению. Затем ватсалья-раса, Нанда, Яшода, они постоянно беспокоятся в высшей степени о том, чтобы накормить Кришну, и многое другое они делают. Они готовы перевернуть горы лишь для того, чтобы удовлетворить Его, и гопи также есть там. Они также по-своему пытаются удовлетворять Его желания, таким образом. В целом пять рас присутствуют во Вриндаване в своей высочайшей форме. Нам говорят, и у нас есть естественная наклонность стремиться в то место. Прекрасная Реальность, Абсолютное Благо, так или иначе быть использованным Им, этим Центром. Он наш хранитель, и когда Он принимает нас в качестве слуг, мы должны пытаться находиться в Его распоряжении так, как Он захочет, в любой форме. Но внутреннее существование, в нашем естестве есть специфические характеристики, различия, и когда мы вступаем в это царство служения, то постепенно по мере совершения служения происходит внутреннее пробуждение, и оно приводит меня в определенный департамент служения. Я испытываю влечение к определенной группе слуг и также пытаюсь общаться с ними, жить в их среде и прохожу внешнее обучение. А внутреннее, сердце одобряет эту позицию, и постепенно я вовлекаюсь в это служение моему Владыке. Назад домой, назад к Богу.

В настоящее время мы блуждаем по чужбине, и с помощью ментального и физического тела мы буквально плаваем в этом нежелательном для нас измерении, думая, что здесь множество желанных реалий. В результате мы гонимся за фантасмагорией, но эти реалии не могут дать нам удовлетворение, поскольку все это приносит реакции. Блуждая среди этих нежелательных элементов, если случайно наша энергия используется посредниками Господа, эта энергия накапливается и постепенно приводит нас близко, возникает тенденция поиска в нашем существе. Мы начинаем думать, что это всё смертно, рождение, старость, немощь, болезни и смерть. Повсюду в этом мире мы находим подобное явление, и я хочу выбраться из этого неуверенного, неопределенного положения. И моя внутренняя жажда благодаря сукрити, стремление к этой неведомой и непостижимой реальности моих высочайших мечтаний привлекает меня, и я пытаюсь искать Его, где бы я ни нашел этот ключ, я буду пытаться войти. Соответственно интенсивности нашего пробуждения мы стремимся встретить Его, Владыку наших сердец.

У нас есть нечто внутри, это нечто скрыто под оболочками, и благодаря нашей деятельности в преданности эти оболочки могут становиться все тоньше и тоньше, и постепенно внутреннее пробуждение приводит нас в определенную сферу. Например, есть тело из глины, если это тело разрушается, я могу жить в ментальной сфере. Но если ментальное тело погибает… Душа ─ это самый тонкий элемент в нас. Автоматически душа устремляется в то измерение, мир, состоящий из духа, этой субстанции. Высшая Душа, Параматма, всё более высокого и тонкого типа позиции мы достигаем. То, что тьма для нас в настоящее время, мы пробуждены в этом грубом мире, бодрствуем в нём, тот мир ─ ночь для нас, а когда мы будем способны достичь того мира, этот мир станет для нас тьмой. Ночью тот мир будет для нас днем, и мы будем жить, двигаться, и цель нашей жизни будет достигнута. В этом присутствует градация, сравнительный анализ, подобно тому, как человек зарабатывает деньги воровством. Он чувствует удовлетворение, он счастлив, и есть другой человек, который занимается благотворительностью, отдает всё бедным и больным, и он также испытывает чувство удовлетворения в сердце. Но существует различие между двумя этими видами удовлетворения: счастье грабителя и счастье мецената, патриота, счастье жертвующего, ─ качественное различие этих двух типов счастья, хорошего и плохого. Также всё это ошибочно, самоубийственное заблуждение, это навлекает каверзные реакции. Но речь идет о прямо противоположной реальности, мы можем почувствовать это благодаря сравнительному анализу. Та реальность столь высока, а эта реальность столь низменна, об этом идет речь. Что-то еще, я ясно выражаюсь?

Наше внутреннее пробуждение, пробуждение нашей души, превосходя телесное сознание и также сознание ума, ум также есть высший член этой материальной сферы занятия. Как тело, так и ум должны быть растворены, и также внешняя оболочка души, связанная с отречением, но внутреннее пробуждение души приводит нас в высшую область. Мы должны войти в высшее измерение в качестве слуг, не в качестве господ. Эта субстанция более высокой природы, чем та субстанция, из которой состою я, и мы можем войти туда только в качестве слуг в интересах этой земли. Виза выдается лишь тем людям, которые не будут представлять опасность для страны. Виза не дается врагам страны, поэтому мы получим визу той земли только тогда, когда посчитают, что мы въезжаем в эту страну в ее интересах, чтобы служить интересам этой страны, и ее Владыка есть Кришна. Насколько я нахожу в себе влечение к Нему, чистое и интенсивное, настолько я буду принят там. Они придут и приветствуют меня: «Этот человек испытывает любовь к нашему Владыке, и он должен жить рядом с нами и совершать сердечное служение нашему владыке». «Шримад Бхагаватам» и Махапрабху сообщили нам эти вести, показали нам эту высочайшую перспективу нашей жизни. И тот, кто помогает нам достичь этой перспективы, тот наш друг, все остальные враги.

Гаудия Матх, наш Гуру Махарадж пришли в этот мир не для того, чтобы давать людям одежду и еду. Они пришли для того, чтобы дать человечеству стандарт достижения, открыть определенную перспективу. Это трубный зов Упанишад, они провозгласили: «Вы дети нектара, сладость и бессмертие пребывают внутри вас, вы состоите из этой субстанции. Здесь вы блуждаете по этой глиняной земле, но вы не сделаны из глины. Ваша обитель очень высока, чиста и сладостна, придите, вернитесь домой. У вас есть дом, ваше внутреннее притязание ─ жить в подобном доме. Вы от рождения наделены правом жить в этом доме. Почему вы злоупотребляете своей энергией, обращаете ее в ложном направлении и в результате столь мучительно страдаете? О вы все, дочери и сыновья нектара! Почему вы блуждаете в этой грязи, в этом глиняном мире? Восстаньте!» Это трубный зов Упанишад, обращенный ко всем нам. Макс Мюллер, немецкий ученый санскритолог, сказал: «Весь мир может быть накормлен, обогащен тем, что заключают в себе индийские Упанишады, но ни толики этого богатства не будет потеряно». Также говорится о видье, о знании. Когда родственники делят собственность, то знание, ученость не могут быть разделены между ними. Вор способен украсть все что угодно, но он не способен украсть наше знание, образование, ни один вор не способен украсть. Более того, если вы раздаете другие вещи, то вы лишаетесь, запасы этих предметов истощаются, но если вы делитесь с другими знанием, запас знаний никогда не будет исчерпан. Он не уменьшится, скорее, даже этот запас возрастёт. Вследствие того, что вы делитесь знаниями с другими, ваши знания и ученость лишь возрастут. Преданность даже более высока. И какие качества, какова природа преданности, любви к Богу? Чем больше вы будете раздавать преданность, тем больше вы будете обретать ее: «О, он мой посредник».

Свами Махарадж распространял книги, он сказал своим последователям: «Дайте книги всем и каждому, люди получат благо». А Махапрабху сказал: «Кого бы ты ни встретил, пытайся напоминать ему о его любящем Владыке, Кришне». Почему ты страдаешь? У тебя есть подобный великодушный, великий Владыка и Его спутники, почему же ты страдаешь здесь? Это в высшей степени удивительно, ты страдаешь, тогда как твой Владыка столь богат. С тобой что-то не так. Ты не хочешь Его, ты хочешь этой глины. Попытайся направить свое внимание на Него, Он очень великодушен. Он однозначно возьмет тебя к Себе, и все твои проблемы и страдания улетучатся. Подобно тому как, когда безумец вспоминает свой дом и родных, он испытывает облегчение. В противном случае, когда он пребывает в забвении, он живет на улице и блуждает без цели и смысла. Но, когда он приходит в чувство, он думает: «У меня есть дом, есть родители, собственность, друзья». Но до тех пор, пока он безумен, у него нет ничего. Он бесцельно блуждает, но в тот момент, когда к нему возвращается его предыдущее состояние сознания, он думает: «О, у меня всё есть, с какой стати я живу на улице?»

Процесс, который они рекомендовали, то, что необходимо для того, чтобы вернуться в наш дом: призывать Его Имя и пытаться общаться с садху, жить в их обществе. В их обществе это сознание будет становиться все более и более интенсивным. Насколько это возможно для тебя, пытайся вкладывать свою энергию в служение Вайшнавам, Его представителям здесь. Пытайся установить связь с личностями, посредством которых твоё служение может достичь того мира. Вкладывай энергию через их посредничество, благодаря этому твоя энергия достигнет Господа, увеличивай внимание в таком направлении. Так мы должны пытаться, и наступит день, когда мы увидим, что милость Господа пришла к нам, и со слезами на глазах я чувствую: «О мой Владыка, какая удача, каким невезением было пребывание вдали от Тебя, мой Господин». И другие друзья придут и спросят: «Где ты был так долго, пойдем, займи себя в служении, мы будем помогать тебе». Когда безумец приходит в чувство, вспоминает свой дом, родственники приходят к нему и говорят: «О сынок, ступай с нами. Где ты был? Мы тревожились, страдали, искали тебя, мы давали объявления в газетах и так далее, теперь пойдем домой». Говорится, когда слуга приходит, он касается стоп Кришны; затем, когда приходит друг, Кришна протягивает ему руку, а когда приходит представитель группы ватсалья, тот, кто питает родительскую любовь, Кришна целует такого слугу, мать или отца, а когда приходит преданный мадхурья-расы, Кришна обнимает его прежде всего, ─ это признаки первого принятия Кришной.

Преданный: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур называл распространение книг брихад-мридангой.

Шридхар Махарадж: Да, он называл так типографский станок, поскольку такая проповедь распространяется в широких масштабах. Звук может распространяться на площади в несколько ярдов, звук мриданги может звучать. Но брихад-мриданга, книги, могут распространяться в очень широких масштабах, звук подобной мриданги, поэтому брихад-мриданга ─ великая мриданга. Визуализированный звук, и он опять может быть превращен в звук, скажем, когда книгу читают, то вновь возникает звук.

Преданный: Телефон, связывающий с Голокой.

Преданный: Кришна Кинкара Прабху спрашивает: «Когда речь идёт о проповеди людям, которым неизвестно существование души в низших формах жизни, как мы можем доказать им присутствие души в животных или растениях?»

Шридхар Махарадж: «Низшие формы» означает растения?

Преданный: И животные, иными словами.

Шридхар Махарадж: Прямая проповедь таким людям невозможна для нас. Вайшнав высшего типа может совершать такую проповедь, как мы видим в случае Махапрабху. Когда Он шел из Пури во Вриндаван по джунглям, Он танцевал и призывал Кришна-нам, и тигры, и олени, и слоны также начинали произносить «Кришна, Кришна» по-своему. Вибрация Махапрабху была настолько интенсивна и глубока, что она могла достигать оболочки в виде сознания животного, души пробуждались, и эти животные пели Имя. Очень глубокая и тонкая вибрация способна достичь, подобно икс-лучу, который способен проходить сквозь стены. Тончайшая вибрация способна проходить стены и пронзать оболочки, толстые оболочки ума и физического тела. Подобно киртану, это возможно в таком положении, таким образом мы можем определенным образом использовать растения и животных в служении Кришне. Скажем, овощи мы можем собирать и предлагать Кришне, молоко коров можем предлагать, можем использовать быков в сельскохозяйственных работах, собак в качестве сторожей, таким образом, насколько возможно связывать их с Кришной, мы можем делать это. Но есть многочисленные живые существа, говорящие на разных языках, то, что доступно мне, то, что близко ко мне.

Однажды я был в Мадрасе, когда я стоял во главе мадрасского Матха, и там находился центр миссии Рамакришны. Один юрист пришел ко мне и заявил: «Вы говорите, что «мы хотим распространять Кришна-катху». Но люди умирают, страдают от болезней, а вы не стремитесь им помогать, как это делают члены миссии Рамакришны. Если люди умрут, то кому вы будете рассказывать о Кришне?» ─ таким был его вопрос. Я ответил ему так: «Представьте, что в стране голод и правительство послало пищу для раздачи. Я занимаюсь раздачей этой пищи, и вокруг меня собралась толпа. И какой-то человек из этой толпы убегает по какой-то причине. Что мне следует делать в этой ситуации? Должен ли я продолжить раздавать пищу людям, собравшимся вокруг меня или я должен остановить процесс раздачи и бежать за этим одним человеком с целью догнать его и накормить? Должен ли я тратить время и силы ради этого одного человека или я должен продолжать раздавать пищу многим? Что мне следует делать?» И мой собеседник ответил: «Конечно, вы должны продолжать раздавать пищу в этом случае».

Столь многие люди вокруг меня готовы меня слушать, и я говорю им Хари-катху. Человек умирает, меняет свое положение. Должен ли я стремиться бежать за ним, тратя свое время? Я уже занят раздачей, я обращаюсь к людям, которые стоят передо мной. Если я откажусь от этого занятия… Амрита здесь есть, нектар, лекарство, и столь многие столпились вокруг меня и ждут возможности получить лекарство, нектар. Почему я должен прекращать процесс раздачи и заниматься спасением одного человека? У меня есть достаточные запасы, и есть толпа, многие хотят получить. Зачем заниматься погоней за дикими гусями, как говорит пословица, пытаться преследовать диких гусей, то есть заниматься бессмысленным делом. Речь не идет о том, что вначале я должен выучить английский, а уж потом обращаться к англоязычным людям. Есть множество бенгалоязычных людей, я должен обращаться к ним, если я не знаю английский. Если я уже знаю английский, тогда, конечно, я могу обращаться к англоязычным людям.

Был напечатан один пример в журнале «Гаудия»: есть тигр, и вместо того, чтобы убегать, ты собираешь хворост, тигр набрасывается и съедает тебя. В каком бы положении я ни находился, в этой позиции я должен прилагать максимум усилий, чтобы служить Ему. Я не буду тратить мою энергию на то, чтобы выучить язык или накопить деньги, и только тогда я буду использовать их, то будет напрасная трата времени, потому что любые положения бесконечны, их бесчисленное множество. Можно выучить язык, или заработать деньги, или стать физически сильным, этому нет конца. Не нужно тратить энергию, где бы ты ни находился в этом положении, насколько это в твоих силах, ты должен в полной мере задействовать себя. Когда Хануман и обезьяны строили мост из больших камней, вы знаете эту историю? Там была одна птичка, воробей, или какой-то зверек, возможно, белочка, в этом роде, эта белочка носила по маленькому камешку, и даже этот маленький камешек, галька, обладала своей ценностью. Необходимо искреннее желание, оно обладает ценностью. В расчет принимается не количество, большое или малое, с точки зрения Безграничного это не актуально. Но принимается в расчет качество, оно возвышает нас, некое качество, кем бы я ни был, я буду стараться по-своему, но я не должен быть скупцом в своих попытках.

Преданный: Как мы можем убедить людей в том, что душа присутствует в животных? Он хочет понять, потому что на Западе люди убивают животных, особенно коров.

Шридхар Махарадж: Убийство коров. Мы не члены общества по спасению коров. Мы члены общества Сознания Кришны, и именно об этом идет речь для нас. Существуют многочисленные общества и ассоциации защиты прав животных, джайны и многие хинду занимаются защитой коров, борются с их убийством. Но мы принадлежим к другому измерению. Причем здесь убийство коров? Кришна говорит в «Гите»: «Человек может уничтожить всю брахманду, всю вселенную, включая коров, брахманов, садху, и тем не менее он ничего не делает и не сталкивается с реакциями этого убийства». Существует подобное положение, необходимо пытаться достичь его, и даже это положение не является высочайшим, но мы должны пройти это положение. Самоотрицание, не позволяй себе быть членом этого физического мира, физического добра и зла, но пытайся отстраниться от физической реальности и быть членом измерения ниргуна. Хорошее или плохое с точки зрения этого мира, добро и зло ─ и то и другое ложно, поэтому занимайся лишь раздачей Кришны, пытайся и не вкладывай свою энергию в любое занятие, приносящее меньшее благо. Всегда пытайся раздавать Кришна-катху, говорить людям об их связи с Кришной. Если тысячи рождений и смертей мы должны пройти…

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.11.09.B

«Зрелый плод Вед»

1982.11.11.A82.11.12.A

«Я не видел Кришну»

1982.11.12.B

«Послание Шанкары»

1982.11.13.D82.11.14.A

«Капля, которая затопит мир»

1982.11.13.C

«Особая милость не для всех»

1982.11.14.A

«Живи и действуй в настоящем»

1982.11.15.D82.11.16.A

«Гирирадж Говардхан»

1982.11.15.C

«Контроль чувств»

1982.11.15.B

«Теизм для блага каждого»

1982.11.16.B82.11.17.A

«Миссия Великой Личности»

1982.11.17.C82.11.18.A

«Насилие и выбор приоритетов»

1982.11.17.B

«Путь к Анурага Бхаве»

1982.11.18.B

«Доверяй только одному источнику»

1982.11.18.C82.11.19.A

«Раскол после ухода Сарасвати Тхакура»

1982.11.19.D82.11.20.A

«Абсолют контролирует наше видение»

1982.11.19.C

«Сознание подразумевает присутствие личности»

1982.11.19.B

«Радха дасья — зенит нашего достижения»

1982.11.20.B

«Даива варнашрама»

1982.11.21.B

«Птицы одного пера летают в одной стае»

1982.11.21.A

«Переступить порог учения Иисуса»

1982.11.23.B82.11.24.A

«Убийство коровы»

1982.11.23.A

«Когда ментальное тело умирает»

1982.11.24.B82.11.25.A

«День ухода Шриниваса Ачарьи»

1982.11.25.B82.11.26.A

«Новости этого мира»

1982.11.26.B82.11.27.A

«Предался ли я?»

1982.11.27.C82.11.28.A

«День Ухода Гоуракишора даса Бабаджи»

1982.11.27.B

«Секреты Вайшнава»

1982.11.28.C82.11.29.A

«Этот мир охвачен пожаром»

1982.11.28.B

«Весь риск и никакого выигрыша»

1982.11.29.C82.11.30.A

«В этом мире жить — значит продолжать убивать»

1982.11.30.B82.12.03.A

«Отдавать и наслаждаться этим»

1982.12.03.B82.12.04.A

«Жертва во имя любви»

1982.12.04.B

«История Дурвасы риши и Амбариши махараджа»

1982.12.06.B

«Быстрый и медленный духовный прогресс»

1982.12.06.A

«Поиск жизненной полноты и счастья»

1982.12.07.C82.12.08.A

«Истинных искателей привлекает Курукшетра»

1982.12.07.B

«Начни духовную жизнь из твоего нынешнего положения»

1982.12.07.A

«В поисках Земли Идеалов»

1982.12.08.B82.12.09.A

«Випраламбха — испытание подлинности чувств»

1982.12.09.B

«Шанс выхода из мира заблуждений»