Вы здесь:  / Бхагавад Гита - лекции / Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

Аудиокнига Бхагавад Гита. Читает Сергей_Русскин

«Бхагавад гита», Глава 1. Сомнения Арджуны

Битва на Курукшетре между Пандавами и Кауравами

1.7. В нашей армии тоже немало воинов и военачальников, прославившихся великими подвигами. Я перечислю их по именам, чтобы ты знал, с кем предстоит биться плечом к плечу.

1.8-1.9. Рядом с тобой, достойнейшим, кому всегда сопутствует победа, будут сражаться Бхишма, Карна, Крипачарья, Ашватхама, Викарна, Саумадхати, Джаядрадха и другие герои, искусные в ратном деле.

1.17-1.18. Все военачальники трубили в свои раковины: искусный лучник Каширадж, великий Шикхандин, Дхриштадьюмна, Вирата, Сатьяки, царь Друпада, сыновья Драупади и доблестный сын Субхадры Абхиманью.

1.19. Раскатистые звуки боевых раковин огласили землю и небо, наводя ужас на твоих сыновей.

1.20. О царь, в этот самый миг Арджуна поднялся в колеснице под знаменем Ханумана, чтобы пустить стрелы во врага. Но, увидев во вражеском войске своего двоюродного брата и его соратников, он отложил лук и стрелы.

Б.Ч. Бхарати Свами: У нас получилось: «но, увидев в боевых рядах своего двоюродного брата Дурьодхану и его соратников…»

В этот самый миг Арджуна поднялся в колеснице под знаменем Ханумана, дабы выпустить стрелы во врага. Но, увидев в рядах неприятеля своего двоюродного брата Дурьодхану и его соратников, он отложил лук и стрелы.

# 01:37

Сомнения и печаль Арджуны

1.21-1.23. «Дорогой Кришна, — сказал он, — выведи колесницу ближе к вражескому войску, я хочу видеть лица тех, с кем мне предстоит скрестить оружие. Эти воины прибыли сюда, чтобы исполнить злую волю своего предводителя Дурьодханы».

1.24-1.25. Санджая сказал: «После того, как Арджуна, победитель сна, произнес эти слова, Шри Кришна, Повелитель чувств, направил великолепную колесницу меж двумя армиями и, остановившись против Бхишмы, Дроны и других царей, сказал: «Арджуна, теперь ты видишь перед собой Кауравов, собравшихся, чтобы сразиться».

1.26. Окинув взором оба войска, Арджуна увидел старейшин своего рода, дедов, учителей, дядьёв, братьев, сыновей, внуков, тестей, родственников и друзей.

1.27. При виде близких, готовых убить друг друга, Арджуна опечалился:

1.28. «О Кришна! Глядя на родных и близких мне людей, готовых сегодня умереть, я чувствую, как мои члены немеют и во рту пересыхает.

1.29. Мое тело дрожит, волосы встают дыбом, кожа пылает, и лук Гандива выскальзывает из рук.

1.30. Милый друг! Я не в силах совладать с собой. Ум в смятении, я предчувствую страшную беду!

1.31. Что справедливого в убийстве родичей? Какая радость от победы, если она достается ценой жизни близких мне людей?

1.32-1.34. Что мы будем делать потом, если те, ради кого живем, — учителя, сыновья, деды, дяди, тести, внуки, зятья, друзья и родичи — перебьют друг друга? Неужели Ты полагаешь, что можно быть счастливым, захватив имущество близких? Друг мой, даже если они захотят лишить меня жизни, я не буду их истреблять.

1.35. Я не желал бы стать повелителем даже всех трех миров, не говоря уже о Земле, если для этого нужно будет убить брата Дурьодхану.

1.36. Грех падет на меня, если я умертвлю своих учителей и покровителей, хотя бы они и пришли ко мне с недобрыми намерениями. Как можно отбирать жизнь у близких, если мы живем ради них и с ними связываем надежды на счастье?

1.37-1.38. Воистину, их сердца разъедены жадностью, они не видят греха в том, чтобы драться с друзьями и убивать родных, но почему мы, о Кришна, сознавая губительность подобных действий, уподобляемся неприятелю и участвуем в этом гнусном злодеянии?

# 4:17

Разрушение семейных ценностей

1.39. Со смертью рода рушится семейная преемственность и воцаряется беззаконье, и тогда для грядущих поколений не остается ничего святого.

1.40. Когда в семье отсутствуют святыни, женщины развращаются. Вследствие прелюбодеяний на свет появляется нежеланное, неправедное потомство.

1.41. Нежеланное потомство превращает жизнь семьи в ад. Печальная участь ожидает и предков такого рода, поскольку им не подносят пищу и воду, как было заведено прежде.

1.42. Злодей, ставший причиной гибели своего рода, виновен в смешении благородных и неблагородных семейств. Он посягает на святую семейную преемственность.

1.43. Кришна, нас учили, что души людей, чьи потомки нарушают общественные, семейные и нравственные устои, обречены на вечные муки в аду.

1.44. Увы, мы идем на тяжкий грех! Ослепленные алчностью, ради сомнительных царских радостей мы готовы умертвить родных.

1.45. Я сочту лучшей долей безоружным и без доспехов погибнуть от рук братьев!»

1.46. Санджая сказал: «С этими словами Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице. Сердце его преисполнилось печали и тоски».

# 5:45

Мудрые нравоучения Кришны

Глава 2.

2.1. Санджая сказал: «Тогда Кришна, Низвергающий печаль и сомнения, обратился к Арджуне, на чьих глазах проступали слезы жалости:

2.2. «Почему в этот решающий час, о витязь, ты стал жертвой заблуждения? Так не подобает думать благородному потомку ариев. Малодушие преграждает тебе дорогу в рай и порочит твое доброе имя.

2.3. Побори в себе трусость, она недостойна доблестного воина. Преодолей слабость, встань и сражайся!»

# 06:22

Размышления тоскующего Арджуны

2.4. Арджуна ответил: «О Бесстрашный, Ты предлагаешь мне убить собственного деда Бхишму и учителя Дрону, перед которыми я преклоняюсь!

2.5. Лучше жить на подаяние, чем лишить жизни великих старейшин. Если мы предадим их смерти и завладеем их имуществом, после этого все наши радости будут иметь привкус их крови.

2.6. Неизвестно, что лучше: победить или быть побежденными. Если убьем сыновей Дхритараштры, жизнь для нас потеряет смысл, если не убьем, они убьют нас.

2.7. Я в смятении и не знаю, что делать! Мне небезразлична судьба рода! Умоляю, объясни, как поступить. В чем мой долг? Сейчас, Кришна, я обращаюсь к Тебе как к учителю и жду Твоих наставлений.

2.8. Даже завоевав царство, равного которому нет на Земле и небесах, я не найду ничего, что утешит иссушающее мою душу горе».

2.9. Санджая сказал: «Так говорил Арджуна, Покоритель врагов и Победитель сна,

Почему-то «Покоритель врагов и Победитель сна» с большой буквы.

…обращаясь к Властелину чувств, Шри Кришне. Затем он объявил: «О Господь, я не буду сражаться» — и замолчал.

# 07:39

Кришна о природе материи и сознания

2.10. Тогда Шри Кришна улыбнулся печальному Арджуне:

2.11. «Арджуна, ты произносишь мудрые слова, но печалишься о том, что недостойно печали. Мудрый не скорбит ни о живых, ни о мертвых.

2.12. Не было времени, когда Я, ты и все эти цари не существовали. Мы есть в настоящем, были в прошлом и не перестанем быть в будущем.

2.13. Подобно тому, как сознание, заключенное в плоть, сменяет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, так после смерти оно меняет старое тело на новое. Здравомыслящий понимает, что стоит за этими переменами.

# 08:31

Способ достижения свободы в бренном мире

2.14. Взаимодействия чувств с внешними предметами вызывают ощущения холода, жары, удовольствия, боли. Эти переживания временны, они приходят и уходят. Старайся их переждать

2.15. О благородный, знай, что тот, чей ум уравновешен, кто одинаково спокоен в счастье и несчастье, несомненно готов обрести свободу от рабства бренного мира. Чей ум уравновешен, тот может обрести свободу.

2.16. Тело, как и все, что подвержено изменениям, не существует всегда; всегда существует сознание, оно не претерпевает перемен и не прерывает существования.

# 09:08

Природа сознания: бессмертное, неуничтожимое, неизмеримое, нерожденное, неиссякаемое

2.17. Кто видит истину, тот отличает действительность от наваждения, вечное от временного и знает свойства того и другого.

2.18. Сознание, что пронизывает тело, неуничтожимо. Оно неизмеримо, бессмертно, никто не может погубить его.

2.19. Разрушению подвержена лишь внешняя оболочка вечного, неуничтожимого и неизмеримого сознания. Потому, потомок Бхараты, исполни предписанный тебе долг — уничтожь своих врагов.

2.20. Кто думает, что сознание способно умертвить или быть умерщвленным, тот заблуждается. Сознание не уничтожает и не может быть уничтожено. Оно не рождается, не умирает, не возрождается многократно и не претерпевает перемен. Вечно юное, неиссякаемое, оно живет с незапамятных времен. Тело рождается и умирает, а сознание продолжает жить.

# 10:07

Смерти не существует. Осознание своей вечности

2.21. Арджуна, разве может знающий о том, что сознание неизменно, неуничтожимо, не рождено и неиссякаемо, явиться причиной или орудием смерти?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Интересно, что тот, кто знает, что смерти нет, никого не может убить.

Слушатель: Как же он убьет, если смерти нет? Осознание того… В четвертой главе, в конце, когда Кришна говорит Арджуне, что «возьми меч знаний и отруби сомнения. Кто познал, что он вечен, он уже свободен». Вот это осознание, что ты вечен, я понимаю, что я осознаю это или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Как только мы понимаем, то даже никому вреда не можем.

Слушатель: Может, кажется, что я понимаю. На самом деле, может, я не понимаю? Снаружи это видно или нет? Не снаружи, я не знаю, по каким…

# 10:58

Какие признаки осознавшей души?

Слушатель: Во-первых, видно ли это снаружи, а во-вторых, как изнутри понять, что я осознал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Очевидно.

Слушатель: То есть, я сама себе могу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сказать можешь.

Слушатель: Я так понимаю, что это просто раз — и ты оказываешься в другом мире за секунду, и когда ты оказываешься в другом мире, у тебя нет вопроса: «Я в другом мире или не в другом?» Ты просто в другом, и это ясно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит, что когда это происходит, то все, что с тобой было раньше, тебе кажется сном. Когда человек просыпается, он уже… Допустим, во сне он кого-то убил. Зарезал собственную мать или отца. И во сне ему кажется, что какое-то жуткое преступление совершил. Но когда он просыпается, он понимает, что никого не убивал, что это был сон и нет преступлений. Душа, очнувшаяся ото сна, понимает, что все, что было до этого с ней, это было наваждение. И те события, в общем, не имеют никакой значимости, что настоящие друзья, настоящие окружающие – они вот. Это вайшнавы, это гуру, обитатели духовного мира. Они реальные персонажи, а те, кто были в том мире: мама, папа, враги, начальники, подчиненные, – персонажи сна. И те отношения с ними ненастоящие. О них можно не беспокоиться. Как во сне — проснулся и пару минут думаешь: «Меня же ограбили».

Слушатель: Не, когда такое случается во сне, ты просыпаешься и думаешь: «Слава Богу, это сон!»

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, что ограбили. Никогда не снилось, что ограбили? А когда просыпаешься, думаешь… Первую минуту еще не соображаешь, на каком свете. А потом приходит, что машину не угоняли. Приснилось, что машину угнали. Все нормально. Так же, когда просыпаешься, думаешь.

Слушатель: Облегчение очень большое после того, как проснешься. Прямо, гора с плеч.

Б. Ч. Бхарати Свами: Называется освобождение. Но какой-то привкус еще остается.

Слушатель: Потом он забывается совсем этот сон.

Б. Ч. Бхарати Свами: До следующего сна.

Слушатель: Они-то не знают, что ты просыпаешься.

Б. Ч. Бхарати Свами: Их нет. Вы их видите уже не как отца, мать.

Слушатель: Я их вижу как Камала и всех остальных.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, когда просыпаешься, это уже не Камала.

Слушатель: Называть его как-то ж надо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Душа. Иисус их называл «милый человек».

Слушатель: Добрый человек.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, «добрый человек». Когда к нему пришли, говорят: там мать на пороге, хочет аудиенцию, Он говорит: «У меня нет матери».

Слушатель: Было такое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Было. «У меня, — говорит, — нет ее». Ну ладно, пригласите эту женщину. Вообще, это, конечно, очень по-сектантски звучит, что мы сейчас говорим.

Слушатель: Конечно. А мы это никому не скажем. Это не нужно говорить этим людям. Зачем им это знать?

Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, после пробуждения уже не видишь их, как видел раньше во сне. Игра кончилась в дочки-матери и уже да, не дочка и не мать. Куколки.

# 15:08

Свойства вечносущего сознания

2.22. Как человек сбрасывает с себя старую одежду и надевает новую, так сознание надевает новое тело, сбросив старое и бесполезное.

2.23. Сознание невозможно пронзить оружием, сжечь огнем, утопить в воде или иссушить ветром.

Забальзамировать то есть. Иссушить ветром – это значит забальзамировать.

2.24-2.25. Сознание нельзя расчленить, опалить, растворить или высушить. Оно вечно, постоянно, недвижимо и не подвержено изменениям. Для него не существует преград. Оно недоступно восприятию чувств, непостижимо для ума и не претерпевает шести изменений: рождение, рост, размножение, зрелость, старость и смерть.

Размножение в смысле раздвоения личности не претерпевает сознание. Это духовный рост, имеется в виду и эволюция.

Слушатель: Имеется в виду, когда с сознания пелена спадает.

Кто знает об этих свойствах сознания, тому не о чем сожалеть ни сейчас, ни в будущем.

# 16:18

Точка зрения материалиста.

2.26-2.27. Но даже если предположить, что сознание рождается и исчезает, у тебя тем более нет причины для скорби. Что из того, что ты убьешь того, кто обречен на смерть?

Слушатель: Там так и написано? «Что из того, что ты убьешь того…» Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: «Того, кто родился, неминуемо ожидает смерть, а кто умер, неминуемо родится».

Слушатель: Призыв к убийству.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что из того, что ты убьешь обреченного на смерть?

Слушатель: Умирающего практически. Что страшного в том, что ты убьешь умирающего?

Другие материалы раздела

2009-12-05

Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

2009-12-12

Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»

2009-12-19

Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»

2009-12-26

Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»

2010-01-02

Бхагавад Гита, Глава 5: «Путь деятельности в отречении»

2010-01-16

Бхагавад Гита, Глава 6: «Путь созерцания»

2010-01-23

Бхагавад Гита, Глава 7: «Относительное и абсолютное понятия «Всевышний»»

2010-01-30

Бхагавад Гита, Глава 8: «Путь к совершенной свободе»

2010-03-13

Бхагавад Гита, Глава 9: «Тайное сокровище Всевышнего»

2010-03-20

Бхагавад Гита, Глава 10: «Великое сокровище»

2010-05-01

Бхагавад Гита, Глава 11: «Образ Вселенной»

2010-05-08

Бхагавад Гита, Глава 12: «Путь преданности»

2010-05-15

Бхагавад Гита, Глава 13: «Сознание и Материя: Господствующее и Подчинённое Начала»

2010-05-29

Бхагавад Гита, Глава 14: «Материя и три ее состояния»

2010-06-05

Бхагавад Гита, Глава 15–16 «Высшее Существо», «Души с праведным и порочным нравом»

2010-06-12

Бхагавад Гита, Глава 17: «Три вида веры»

2010-06-19

Бхагавад Гита, Глава 18: «Безусловная свобода»