Вы здесь:  / Журнал «The Harmonist» / «Тхакур Харидас»
Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

«Тхакур Харидас»

ЧАСТЬ 6


(из седьмого номера XXV тома за декабрь 1927 года)

В деревне Чандпур, расположенной в округе Хугли рядом с рекой Трибени (Саптанрам-Трибени) жили два брата миллионера, Хиранья и Говардхан Мазумдары2, которые были гордостью всего сообщества каястх. Они по-дружески покровительствовали всем брахманам Навадвипы. В то время Рагхунатх, сын Говардхана и наследник всего богатства обоих братьев, был еще маленьким ребенком. Впоследствии эта великая личность прославилась на все вайшнавское сообщество под именем Шри Дас Госвами3. Шри Харидас Тхакур однажды был приглашен в дом Баларама Ачарьи, который был семейным священником Мазумдаров Чандпура. Шри Баларам сильно привязался к Тхакуру Харидасу и относился к нему с большой благосклонностью. Святой Тхакур поселился в маленькой хижине с соломенной крышей, примыкающей к дому Баларама, и принимал прасадам Кришны в доме Бхаттачарьи.

Однажды Баларам привел Тхакура Махашаю в зал для публичных собраний Мазумдаров. Два брата выразили Харидасу свое почтение. Некоторые пандиты, присутствовавшие на этом собрании, утверждали, что сила воспевания Святого Имени Бога устраняет все последствия греховной деятельности, тогда как другие пандиты сходились во мнении, что Святое Имя освобождает от всех материальных страданий. Услышав это, Тхакур Харидас сказал, что разрушение грехов и избавление от страданий не является результатом воспевания Святого Имени. Святое Имя Бога подобно солнцу. С появлением солнца Святого Имени пробуждается любовь к лотосным стопам Шри Кришны. Точно так же, как с восходом солнца исчезает страх перед ворами, призраками и демонами, так и разрушение грехов и спасение – лишь вторичные следствия появления Святого Имени Бога, и эти стадии сравниваются с исчезновением тьмы на рассвете. Тривиальный плод свободы от страданий достигается всего лишь смутным отражением Святого Имени, намабхасой.

Услышав эти слова Тхакура Харидаса, один брахман по имени Гопал Чакраварти, служащий Мазумдаров, чьей обязанностью было разносить письма, деньги, а порой и подарки, пришел в ярость и произнес, не скрывая своей досады: «Даже Брахма не способен освободиться от страданий, которые являются следствием миллионов рождений. Как же этот человек может утверждать, что все это достигается только лишь смутным отражением Святого Имени?!» На это Харидас ответил: «Почему ты питаешь сомнения на это счет? Таково заключение священных писаний: свобода от страданий достигается благодаря смутному отражению Святого Имени». Высокомерный брахман Гопал ответил: «Я бросаю тебе вызов: если писания не подтверждают того, что освобождение – это всего лишь следствие смутного отражения Святого Имени, то я отрежу тебе нос!» Харидас выразил свое согласие на это.

Однако высокообразованные пандиты и даже сами Мазумдары почувствовали стыд и были унижены подобным поведением Гопала. Шри Баларам Ачарья сурово отчитал Гопала, а Мазумдары уволили его с государственной службы за столь оскорбительное поведение по отношению к великому святому.

Нисколько не задетый такой невежливостью, Тхакур Харидас сказал: «Гопал ни в чем невиновен. Просто он невежественен, а его ум погряз в казуистике. Невозможно понять славу Святого Имени Бога благодаря казуистическим аргументам. Я не хочу, чтобы кто-то был даже немного несчастлив из-за меня». Хотя величайший преданный, Тхакур Харидас, был готов простить любые нападки брахмана Гопала, но Господь не позволил этому оскорбителю избежать наказания. Через три дня Гопал заболел проказой. Эта болезнь поразила нос Гопала и иссушила пальцы на его руках и ногах. Все местные жители были несказанно удивлены этому происшествию. Тхакур Харидас вернулся в Шантипур.

Спустя некоторое время Тхакур Харидас отправился в странствие в Западную Бенгалию. В деревне Харинади он встретился с одним грубым и дерзким брахманом, который повел себя с ним очень надменно. В округе Джессор в настоящее время есть одна деревня, называемая Харинади. В Варисале также есть деревня с подобным названием. Мы не в состоянии определить, какую из деревень посетил Тхакур Махашая. Этот заносчивый брахман выступил против киртана, который Тхакур Харидас пел во весь голос. Главный довод брахмана состоял в том, что только Гуру может громко петь Святое Имя Бога, а подобная деятельность является исключительным правом касты брахманов. Он услышал о том, что Тхакур Махашая не был индусом, а родился в мусульманской семье. Поэтому он ошибочно полагал, что если просто услышит громкое воспевание Тхакура Харидаса, то это сделает его непригодным исполнять обязанности варнашрамы. Родившись в брахманической семье, он был воплощением высокомерия, и поэтому так обратился к Тхакуру: «Все мантры нужно произносить в уме. Почему ты учишь громкому пению святых имен Бога, противореча тем самым указаниям священных писаний? Я хочу, чтобы ты аргументированно ответил на этот вопрос перед открытым собранием пандитов». Харидас ответил: «Я постиг истину о воспевании Святого Имени Господа Хари из уст пандитов, подобных тебе. Я повторяю лишь то, что слышал от авторитетов. Писания утверждают, что тот, кто громко воспевает Святое Имя Господа, в сотни раз выше того, кто произносит Святое Имя в уме. В действительности, писания высоко превозносят того, кто поет Святое Имя Бога во весь голос».

Брахман не был удовлетворен этими ссылками на утверждения шастр и спросил о причине подобных наставлений писаний. Охваченный блаженством знания о Кришне, Харидас продолжал: «Послушай, брахман. Всего лишь однажды услышав Святое Имя Кришны, даже животные, птицы и насекомые достигают блаженной обители Шри Вайкунтхи. Тот, кто тихо повторяет Святое Имя Бога, обретает высшее благо лишь для себя, но тот, кто воспевает трансцендентное Святое Имя во весь голос, дарует это благо всем, кто Его слышит. Именно по этой причине громкое воспевание киртана намного выше повторения в уме».

Услышав такое объяснение и ссылки на писания, брахман пришел в неистовство и стал бранить и оскорблять Тхакура: «Все это служит доказательством особой “святости” этого века, поскольку Харидас, рожденный в мусульманской семье, начинает объяснять Веды и заключения индуистских писаний. Если подобное безобразие происходит в самом начале века зла (Кали-юги), то никому неведомо, до какого же абсурда все дойдет в будущем. Ты бродяжничаешь от дома к дому и питаешься роскошными яствами. Если твои объяснения окажутся ложью, то тебе отрежут нос и уши». Великодушный святой ничего не ответил на подобные обвинения и покинул это место, громко воспевая санкиртану Господа Хари. В шастрах упоминаются бесконечные пытки, на которые обрекает Ямарадж (бог божественной справедливости) тех брахманов, которые обладают природой и характером ракшасов (демонов). Все благочестивые и религиозные люди осуждают поведение таких оскорбителей и не допускают их в свое общество из-за их враждебности к Господу Вишну, проявляющейся в стремлении сохранить свое якобы брахманическое положение через унижение вайшнавов.

Хотя Тхакур Харидас нисколько не был оскорблен безбожным поведением брахмана, однако все равно этот оскорбитель не смог избежать суровой кары Провидения: внезапно он заболел оспой и лишился своего носа. Вайшнавы нисколько не страдают от враждебного отношения к ним; скорее наоборот, враги вайшнавов сами навлекают на себя беды своими оскорблениями.

ЧАСТЬ 7


(из восьмого номера XXV тома за январь 1928 года)

Шри Харидас Тхакур много раз посещал Навадвипу. Там он останавливался в школе Шри Адвайты Прабху и воспевал санкиртану Святого Имени Господа Хари со Шривасом и другими преданными. В те времена Нимай Пандит, опьяненный божественной любовью, проявлял Свои игры в облике неугомонного ребенка, а затем Он с великим усердием явил игры учености. Отправившись в Гайя Дхаму и совершив погребальную церемонию для Своего отца у лотосоподобных стоп Шри Гададхара, Шри Гаурасундар проявил Свою лилу принятия духовного посвящения от Шрипада Ишвары Пури, великого санньясина, принадлежащего к сампрадае Шримад Мадхвачарьи.

По возвращению же в Навадвипу Он стал величайшим преданным Кришны. Шри Адвайта, Шривас, Харидас, Мукунда и другие преданные Навадвипы, регулярно совершающие экстатический киртан Господа Хари, были несказанно удивлены и обрадованы теми немыслимыми преображениями, которые произошли с Нимаем Пандитом, Обладателем неисчислимых талантов. За короткое время Нимай Пандит принял руководство над всеми преданными, совершающими киртан, и с того времени радость киртана многократно возросла, заполнив каждый уголок в домах преданных, и, в особенности, дом Шриваса. Шри Тхакур Харидас и Шривас Пандит помогали устраивать эти упоительные киртаны. Вскоре Хари-санкиртана охватила всю Навадвипу.

Несколько завистников, раздуваемых от гордости, поднаторевших в дебатах о шастрах и съедаемых от злости и высокомерия, выступили против этого киртана. Движимые завистью, они стали плести множество интриг, пытаясь помешать Шри Гаурасундару в Его божественном поиске Шри Кришны. В один из дней они прилюдно оскорбляли, в другой день строили коварные планы, а на третий день подбросили в дом Шриваса нечто отвратительное и грязное, пытаясь всеми правдами и неправдами помешать киртану Кришны. Они задействовали все свои порочные наклонности, такие как клевета, зависть, злоба и гнев, пытаясь запугать преданных, однако сила и мощь киртана только возрастала с каждым днем и вскоре, подобно гигантской приливной волне, затопила все сообщества города Навадвипы. Те препоны, что чинили эти интриганы, вместо того, чтобы навредить киртану, лишь вынесли на всеобщее обсуждение саму порочную изобретательность этих заговорщиков. Движимый состраданием к падшим дживам, Шри Гаурасундар сказал Шри Прабху Нитьянанде и Шри Тхакуру Харидасу: «О Нитьянанда и Харидас, выслушайте Меня внимательно. Исполняйте повсюду Мое повеление! Стучитесь в каждый дом и в качестве подаяния просите так: “Повторяйте Имя Кришны, служите Кришне и познавайте лишь Кришну”. Кроме этого не следует ничего просить или говорить. И вечером каждого дня приходите ко Мне и рассказывайте обо всем, что произошло».

Получив такой приказ Господа, Прабху Нитьянанда и Тхакур Харидас почтительно склонились перед Ним и отправились в путь. Они появлялись на пороге каждого дома и с такой просьбой обращались ко всем людям: «Повторяйте Имя Кришны, прославляйте Кришну и служите Кришне. Кришна – сама ваша жизнь и ваше богатство. Все мы существуем лишь ради Него одного. Братья, таково божественное положение Кришны. Прославляйте Кришну всем сердцем. Пойте “Кришна!”, служите Кришне и знайте одного лишь Кришну».

Так Шри Нитьянанда и Тхакур Харидас пели киртан, облаченные в одеяния санньясинов. Многие люди испытывали радость, слушая этот киртан, возвещающий главный метод преданного служения Богу. Однако находились и те, кто пытался всячески опорочить этих святых. Каждый вечер Шри Тхакур Харидас приближался к стопам Шримана Махапрабху и рассказывал о результатах дневной проповеди. В один из таких дней два проповедника столкнулись с величайшей опасностью в лице двух порочных брахманов, которых звали Джагай и Мадхай. Эти пьяницы и дебоширы захотели избить двух Прабху, проповедующих послание Господа, и тем пришлось спасаться бегством, чтобы не попасть в руки этим убийцам. Выслушав подробности нападения этих двух разбойников от Шри Тхакура Харидаса и услышав о детской непосредственности Прабху Нитьянанды, Прабху Адвайта предсказал Харидасу скорое освобождение этих братьев. Вскоре Джагай и Мадхай обосновались на берегу реки, недалеко от дома Махапрабху, и всю ночь слушали, как преданные поют киртан Кришны. Затем, когда однажды ночью Прабху Нитьянанда шел в дом Махапрабху, два брата-дебошира напали на Него. Опьянев от вина, Мадхавананда Бандопадхьяя (Мадхай) набросился на Нитьянанду и ударил его кулаком по голове. Из раны потекла кровь. Джагадананда (Джагай) попытался остановить Мадхая. Когда же Махапрабху в окружении преданных прибежал туда, Прабху Нитьянанда без гнева поведал Господу о великодушии Джагадананды. Так эти два брата-пьяницы обрели милость двух Прабху и, оставив свой преступный промысел, пообещали, что никогда больше не будут грешить!

Шри Тхакур Харидас поддерживал Шри Гаурасундара во всех Его деяниях. Мы знаем, что Тхакур Харидас был рядом с Господом в день божественных проявлений, во время киртанов, во время танца Махапрабху в настроении Деви в доме Чандрашекхара, и, по сути, в каждом значимом деянии Шри Гаурасундара. Той ночью, когда Гаурахари, Спаситель всего мира, решил освободить Кази и повел всех жителей в величественном киртане Господа Хари, и, в сопровождении семи групп Своих последователей, достиг резиденции Кази, Шри Тхакур Харидас возглавлял одну из групп киртана, совершаемого общиной вайшнавов.

В день великого описания всех прошлых событий в судьбе святого Тхакура Харидаса, Шриман Махапрабху Своими собственными устами поведал о величественной славе Своего чистого преданного. Услышав истории о святых прошлого из уст Харидаса, Шри Гаурахари выразил желание даровать Тхакуру благословение. В ответ на это благословение Харидас произнес следующие молитвы: «Пусть я всегда буду поддерживать свою жизнь прасадом, оставшимся от тех слуг, что всегда поклоняются Твоим лотосоподобным стопам. Пусть же эта преданность не оставит меня в каждом из моих последующих рождений! Да станет это моим долгом, моей семьей и моей религией! О любимец Шачи! Отец мироздания! Одари меня Своей милостью: сделай меня собакой и позволь мне служить Твоим преданным».

Услышав такую молитву Тхакура, Господь сказал: «Слушая твои святые слова даже мгновение, человек несомненно достигнет Меня. Я принимаю то почитание, что направлено на тебя. Я вечно присутствую в твоем теле. За все это время ты пленил Меня в своем сердце».
В связи с этими словами Шрила Тхакур Вриндаван Дас пишет: «Каста, семья, великие деяния и богатство – во всем этом нет никакой ценности. Без сокровища любви к Шри Кришне все напрасно. Независимо от того, в какой семье родился вайшнав, его положение высочайшее. Все шастры подтверждают это. Величайшее преступление – судить о вайшнаве по его происхождению. Из рождения в рождение человек будет ужасно страдать за такой грех. Вся слава Харидасу, величайшему преданному! Прикосновение к Харидасу очищает от всего греха! Даже боги стремятся прикоснуться к Харидасу! Даже священная Ганга желает, чтобы Харидас омылся в ней!»
Шри Тхакур Харидас проповедовал Святое Имя Господа Хари, путешествуя по всей Бенгалии, ненадолго останавливаясь в каждом селении. Однажды на своем пути Тхакур остановился в доме Сатьяраджа Кхана, гордости сообщества кайястх, и его сына Шри Рамананда-Басила, и пробыл там все четыре месяца Чатурмасьи, проповедуя и наставляя о славе и величии Святого Имени Господа. Даже и поныне в деревне Кулинграм, округ Бурдван, в том месте, где Тхакур Харидас совершал свой бхаджан, можно обнаружить древнюю святыню, посвященную вечному поклонению Шри Гауранге.

ЧАСТЬ 8


(из девятого номера XXV тома за февраль 1928 года)

Когда божественный Шри Гаурахари посетил дом Адвайты в Шантипуре после принятия санньясы, Тхакур Харидас пришел туда, чтобы узнать, будет ли Господь в дальнейшем жить в Нилачале. Он дал выход отчаянию, оплакивая свою горькую судьбу, поскольку был сильно обеспокоен той мыслью, что прежняя близость к лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара будет безвозвратно утрачена для него в том случае, если Господь решит остаться в Нилачале. Прабху Харидас полагал, что божественный Шри Чатаньядев обоснуется в святом храме Шри Кшетры, куда ему нет доступа, и поэтому он уже не сможет столь же тесно общаться с Господом2. Однако когда он услышал от преданных, что Господь остановился в доме Каши Мишры и что никто не будет возражать против того, чтобы Он оставался вне храма, он отправился в Нилачалу в обществе других преданных.

Любовь Шри Чайтаньячандры не знает границ. Вне себя от радости по случаю прибытия Харидаса в Нилачалу, Шри Гаурасундар неоднократно приглашал его почтить маха-прасадам в обществе вайшнавов. Однако великий Тхакур, по причине своего врожденного смирения, не мог исполнить эту волю Господа и держался на расстоянии от преданных.

С тех пор Шри Тхакур Харидас проводил свои дни в блаженстве уединенной духовной практики в хижине, расположенной в саду рядом с домом Каши Мишры. В последние годы это знаменитое место стало известно как Сиддха-бокул Матх. Древнее дерево бокул указывает на то место, где совершал свой бхаджан Тхакур Махашая.

Служители Господа Джаганнатхадева – это ортодоксальные брахманы, строго следующие вековым традициям. Тхакур Харидас полагал, что если он прикоснется к ним, то совершит оскорбление, и поэтому ходил по главной дороге с большой осмотрительностью и служил Господу Хари, созерцая и предлагая поклоны диску и верхушкам этого святого храма, а также преимущественно пользовался боковыми улочками и избегал широких дорог.

Тхакур Харидас дал обет ежедневно повторять такое количество святых имен Бога, что на исполнение этого долга у него уходил весь день. Шрила Рупа и Санатана Госвами, следуя смирению великого Тхакура, во время своего пребывания со Шри Гаурасундаром жили в хижинах, расположенных неподалеку от хижины почтенного Тхакура. Махапрабху слушал из уст Шри Рупы такие шлоки как (тунде тандавини…)3, танцевал в упоении и проповедовал славу Святого Имени.

Воспевание Святого Имени Бога освобождает от коварства и двуличия, однако без понимания своих истинных взаимоотношений с Богом это всего лишь нама-бхаса, или смутное отражение Святого Имени. Благодаря нама-бхасе все дживы сбрасывают оковы майи. Когда Святое Имя Бога воспевают громко, все живые существа – как движущиеся, так и неподвижные – освобождаются.

Шриман Махапрабху признал Тхакура Харидаса и Санатану Госвами в высшей степени сведущими в понимании сокровенных отношений с Богом. Шри Харидас Тхакур сказал Шри Санатане: «Невозможно полностью описать ту удачу, что выпала на твою долю. Сам Господь называет твое тело Своим сокровищем. Нет никого, кто бы был удачливее тебя. То, что Он не может самостоятельно сделать в Матхуре, Он совершит там через тебя». В ответ на эти слова Шри Санатана сказал: «Твоя удача безгранична, потому что ты постоянно находишься рядом с Махапрабху. Нет никого, кто был бы подобен тебе. Проповедь Святого Имени Бога – это то, ради чего Господь низошел в этом Своем проявлении. И ты помогаешь Господу в этой миссии. Ты ежедневно воспеваешь три лакха (триста тысяч) святых имен Кришны. Ты проповедуешь славу святых имен всем и каждому. Ты в совершенстве выполняешь как проповедь, так и личную духовную практику. Ты учитель всех живых существ и лучший в этом мире».

В высшей степени неблагоразумно приписывать какие-либо пороки вайшнаву на основании его происхождения, принадлежности к низшим слоям общества или телесным болезням и недостаткам. По милости Шри Гаурасундара Тхакур Харидас глубоко осознал эту истину. Преданные Кришны вечно служат Ему. Господь пребывает вне всех пределов этого материального мира. Он нисколько не соприкасается с многообразием физических объектов. Тело вайшнава вечно, сознательно и исполнено божественного блаженства. Даже еще находясь под влиянием невежества в форме отстраненности от Господа Хари, вайшнав всегда вечный слуга Кришны, а его истинное «я» – это частичка чистого Разума.

Рабство майи и отвержение Господа Хари приходят к дживе в результате злоупотребления своей свободной волей. Но благодаря могуществу неосознанной духовной деятельности такая обусловленная материей джива обретает общение с великим духовным учителем, исключительно преданным служению Кришне. Под прибежищем святых стоп духовного учителя в ученике раскрывается его подлинная природа. Он обретает трансцендентное знание, что находится вне этого материального мира, и наполняет свою жизнь служением Кришне. Когда это знание, побуждающее к служению Кришне, проявляется в дживе, в ней не остается и следа невежества или неприятия Господа Хари. Такая джива полностью погружается в служение Господу Хари, тем самым всецело предаваясь Кришне. На этой стадии джива полностью очищается от всех мирских пристрастий и желаний чувственных наслаждений и обращается лицом к Вайкунтхе (абсолютному царству Бога). Тело такой дживы, всегда готовой совершать служение Кришне, никогда уже не осквернится каким-либо из земных пороков или недостатков. Такая джива становится вечно погруженной в трансцендентное служение Господу посредством своего трансцендентного тела и чувств и так превосходит эту материальную вселенную, пронизанную желаниями эгоистических наслаждений. В это время физическое тело и ум полностью теряют всю власть над дживой.

Шриман Махапрабху сказал Шри Тхакуру Харидасу: «Тело вайшнава нельзя считать материальным. Его тело обладает трансцендентными качествами: оно вечно, исполнено сознания и божественного блаженства. В момент инициации преданный полностью вручает себя Богу. В ответ на это Кришна делает его подобным Себе4. Он делает тело преданного вечным, исполненным сознания и блаженства. В этом трансцендентном теле преданный служит лотосоподобным стопам Господа5».

Дживы, что отвергают служение Господу Хари, не способны понять природу вайшнава и природу Святого Имени Кришны из-за своего материалистичного понимания, привязанные к наслаждениям этого мира. По мере того как исчезают различия между Святым Именем и Тем, на Кого Оно указывает, приходит осознание трансцендентной и вечной природы вайшнава, который воспевает Святое Имя Кришны.

ЧАСТЬ 9


(из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года)

Желая даровать безграничное благо дживам, Шри Гаурасундар провозгласил важные духовные истины через Своих близких преданных. Он уполномочил Шри Санатану Госвами подробно изложить науку святой преданности Богу, а также сделать явным для всех величие трансцендентной обители Шри Вриндавана. Шри Рамананду Рая Он побудил объяснить природу божественных отношений в преданности и описать обязанности вайшнава. Шри Рупе Госвами Он повелел раскрыть сокровенное таинство преданности Кришне. Гопала Бхатту Госвами Он наставил сформулировать правила поведения вайшнавов, а Прабху Харидаса Он наделил силой проповедовать всем и каждому славу Святого Имени Кришны.

Благодаря проповеди великого Тхакура славы Святого Имени Господа обусловленным дживам этого мира всем стало известно, что подлинная цель, в достижении которой они действительно нуждаются, – это не благочестие, богатство, наслаждения или свобода от страданий; что Кришне невозможно служить посредством физического тела, ума или тех слов, что неразрывно связаны с деятельностью физического тела и ума; что, с другой стороны, божественное Слово (Святое Имя Господа) проявляет Себя, лишь когда Оно исходит от духовного тела и ума ради служения Кришне.