«Многоликий Господь» 1982.12.17.B82.12.18.A
Многоликий Господь
Шридхар Махарадж: Воля представляет Баладева или Нитьянанду. Мышление может привести нас к Кришне, гьян-прадхан, пуруша-прадхан, существование субъекта. Чувства представляют лилу, вилас, посредством которой прихотливый принцип возникает, принцип наслаждения, хладини. Гьяна, бала, крия ча – три подспудных принципа, в Упанишадах принцип воли, мышления и чувства. Три фазы Абсолюта: начало, поддерживающее существование, положение наслаждающегося и начало, поставляющее пищу наслаждению, затем пищу для наслаждающегося начала, а затем одаривающее мир частицами этого Божественного наслаждения – три фазы. Каким был ваш вопрос?
Преданный: Причина…
Шридхар Махарадж: Да, Нитьянанда вплоть до ватсалья-расы, сакхья-раса, ватсалья-раса. Нитьянанда имеет и другое положение в качестве Ананга Манджари. Она входит в лагерь Радхарани в качестве Её младшей сестры, и там она наслаждается Божественным служением в мадхурья-расе, так говорится, другой аспект Господа Нитьянанды, Ананга Манджари. Здесь Он выступает как брат Кришны, а там как сестра Радхарани, так нам говорят, другой аспект. Но не тот же самый, что Нитьянанда, не тень, которую Он бросает на мадхурья-расу, но другая фаза. Ради специфической потребности в гармонии в деталях.
Преданный: Гуру Махарадж, я читал где-то, что Драупади есть объединение Шьямалы, Бхарати и Шачи, жены Индры.
Шридхар Махарадж: Драупади связана с Дваракой, не с Вриндаваном, но… Что он говорит?
Преданный: Драупади является объединением Шьямалы, жены Ямараджа, Бхарати, жены Вайю, Шачи, жены Индры, и Уши, жены Ашвини.
Шридхар Махарадж: Пятеро?
Преданный: Нет, четыре, но возможно и пятеро.
Шридхар Махарадж: Подобное может говориться в Махабхарате, это не относится к «Бхагаватам» или Махапрабху. Это утверждение может присутствовать в Махабхарате. Пятеро объединяются в ней, и потому пятеро мужей, эти пятеро объединяются. И существует множество других мистических историй о том, почему Драупади должна была выйти замуж за пятерых мужчин. Пять фаз, и также в своих аскезах она пять раз просила о муже, пати дехи, «дай мне мужа». И также когда она увидела на небесах сурабхи, божественную корову, то у нее был более, чем один бык, и Драупади улыбнулась и заметила: «Как эта корова может позволять многим быкам находиться в ее обществе?» Она была проклята за это, и была вынуждена принять пятерых мужей в качестве реакции. Я смутно помню, что говорится в Махабхарате, что эти пятеро объединяются в ней. Она выходит замуж за пятерых мужей в силу случайного совпадения в линии неизбежного действия и следствия. Но это не имеет никакого отношения к тем беседам, которые мы ведем, это всё карма-канда, действие и следствие.
Преданный: Мой настоящий вопрос таков: не могли бы вы объяснить, как столь многие дживы способны находиться в одном теле?
Шридхар Махарадж: Человек может иметь разные функции. Например, чиновник муниципалитета временами может выполнять функции полицейского. Есть чиновник, который выполняет функции полицейского инспектора. Различные функции могут объединяться в человеке, и аналогичным образом различные личности могут быть объединены, и человек может выступать в качестве царя, миротворца, многочисленные функции. И также нам говорят, что человек, который одержим духом, вы слышали об этом? В вашей стране подобное явление известно, когда человек становится одержим духом? Дух завладевает, иногда покидает. Хороший призрак, многочисленные йоги или боги также могут захватить личность человека и жить в ней. Это не только в случае Драупади так, но и во многих других случаях мы видим подобное. Нанда и Дрона, Дрона вошел в существо Нанды, Дхара вошла в существо Яшоды, в существа гопи вошли столь многие небесные куртизанки, так говорится. Они черпают удовлетворение в этом, когда подобное происходит, те, кто входит в силу хорошего решения их предыдущей благой удачи. Подобное мы видим в Арджуне. Мы видим, в Рамананде одновременно Арджуна и Вишакха-сакхи представлены в нём. Различные типы ментальности представлены в одном теле, это возможно. Иногда человек имеет женский темперамент, а иногда мужской, и также в женщине иногда просыпается мужской темперамент, мужество, а иногда женский склад, скромный темперамент. Это возможно в науке тонких элементов. Сам Кришна объединяет в Себе Кришну многих типов: Сваям Бхагаван, сваям-пракаш, прабхава-пракаш, вайбхава-пракаш, дваракеш, мадхуреш, различные темпераменты и различные функции. Это возможно, и не есть нечто ненаучное.
Преданный: Люди, составившие Библию, были ли они освобожденными или обусловленными душами?
Шридхар Махарадж: Освобожденными до известной степени, у них не было представления о полноценном, полноразвитом теизме. Они распространяли лишь частичную концепцию духовности. Они не признавали трансмиграцию души, она не упоминается в Библии, и также они ограничивают существование души лишь человеческим телом, не включают сюда животных, деревья и т. д. Также они говорят лишь об одном рождении и что будущее навеки зафиксировано: либо вечный ад, либо вечный рай, все эти явления. Это временный этап, но отсутствует полнота возможности и полнота ответов.
Преданный: Махарадж, Господь Иисус достиг духовного мира или небесных миров?
Шридхар Махарадж: Духовный мир, определенная зона. Наша мать Парама, у неё есть вопросы? Так, а что же вы думаете, не задавая вопросы?
Преданная: Когда мы становимся разочарованы в духовной жизни и майa становится более привлекательной, чем Кришна, что это означает? Что нам следует делать?
Шридхар Махарадж: Важна свободная воля. Если вы понимаете, что майa влечет вас в другую сторону, то вы будете пытаться получить помощь хранителей. Как в этом мире, если у ребенка возникают трудности, то что он делает? Он бежит к хранителю, старшему, более сильному, и наш случай будет таким же. Дас Госвами говорит: «Мы должны громко взывать, прося о помощи, громко звать «полицейского», садху. Мы должны громко взывать: «Спаси меня, меня обуял этот низменный темперамент, кама, кродха и т. д. Я совершаю путешествие на небеса, и столь многие грабители атакуют меня по дороге». Я должен громко взывать об убежище. Мы будем пытаться обрести убежище, искать помощь, это очень просто. И столь многие хранители защищают людей в целом. В любом случае мы должны бежать к хранителю, опекуну, всегда оставаться под опекой, пока мы несовершеннолетние, таково указание шастры и садху. До тех пор пока ты рассматриваешь себя как несовершеннолетнего, ты должен принимать руководство старшего, Гуру, садху, друга равного с тобой темперамента, того, кто даёт высокую оценку явлениям, которые почитаешь ты. Друг может давать высокую оценку тому драгоценному камню, который есть у тебя, который ты хочешь защитить от внешних атак. Тот, кто ценит по достоинству этот драгоценный камень, придёт к тебе на помощь подлинным образом. Вы молчите, нет вопросов?
Преданный: Вопросов очень много.
Шридхар Махарадж: Вы даже не задаёте вопросов, но сомнения уходят в процессе бесед. Когда я присоединился к Гаудия Матху, в самом начале я задавал некоторые вопросы, но затем я обнаружил, что глупо задавать вопросы. Достаточно лишь того, чтобы мы слушали, и в процессе этих бесед всё становится ясным, даются ответы и все сомнения уходят. Все сомнения и подозрения, опасения уйдут, будут устранены, когда мы пребываем в сознании Кришны? Полнота удовлетворения. Наш Гуру Махарадж говорил так: «Необходимо лишь позволить Кришне высадиться на земле твоего сердца». Корабль подплывает к берегу, и солдаты высаживаются на берег и постепенно захватывают всю страну, десант. Юлий Цезарь сказал: «Veni, vidi, vici» – «Пришёл, увидел, победил». Кришна-концепция такова: ты должен лишь позволить Кришне высадиться на земле твоего сердца, и начнется битва. В конечном счете все враги будут побеждены и сердце будет пленено, покорено Им. Он таков, Его глубинная ценность, природа Сознания Кришны такова: всеобъемлющее начало, решение всего и вся, устранение всех сомнений, абсолютная полнота способности вовлечь, способность утолить любое чаянье, которое бы ни присутствовало в нас. От тотальный взаимодействующий, все ваши чаянья будут полностью утолены лишь во Мне одном, мам экам. Только Я один способен удовлетворить все ваши возможные чаянья, о существовании которых вы можете даже не подозревать. Ты не знаешь себя, не знаешь, какие разные стремления, желания живут в тебе, но Я знаю и Я готов. Мое положение таково, Я готов, способен удовлетворить все твои стремления, бесконечно разнообразные. Кришна таков, акхила-расамрита муртиx, это научное определение Кришны, все виды экстаза объединены в Нем, все фазы красоты, Он вместилище всех рас. Мы ходим в разные магазины в поисках разных товаров, но «вместилище» означает нечто вроде склада, хранилища. Вам лучше знать, что такое хранилище. Это место, где доступны все товары, но в других, мелких магазинах, продается лишь здесь одно, там другое. Вместилище всех рас, чего бы вы ни захотели, есть в Нём, это Кришна. Вы должны понять постепенно, соответственно вашим способностям, потребностям и степени прогресса.
Я чувствую усталость, я начал говорить давно с ними, поэтому я хотел бы завершить на этом собрание сегодня.
Сознание Кришны почему? Какую специфику вы нашли в Сознании Кришны? Ту специфическую природу или черту, которая привлекла вас?
Преданный: Это единственная доктрина, которая дает объяснение природы Бога.
Шридхар Махарадж: А какой атрибут Бога привлек вас в наибольшей степени?
Преданный: Он личность, я хочу знать эту личность.
Шридхар Махарадж: А что вы подразумеваете под личностью?
Преданный: Он не есть нечто безличностное, у Него есть характер, есть форма, я хочу знать Его и знать себя.
Шридхар Махарадж: Эта личность означает, мы можем общаться с Ним свободно, на одном уровне. Безграничная Личность означает что? Вы были привлечены этим, Безграничная Личность? И каким будет ваше положение? В высшей степени незначительным. Каковы ваши отношения с этой личностью?
Преданный: Он хочет развить отношения. Как это возможно?
Шридхар Махарадж: Он Безграничнен, а мы ограничены, бесконечно крохотны. Как мы можем развить наши отношения с Ним? Возможно ли это? Да, а почему это возможно?
Преданный: Ну кто-то должен показать мне.
Преданный: Он хочет, чтобы ему показали, как развивать эти взаимоотношения.
Шридхар Махарадж: Но у вас есть вера в то, что развитие может быть таким, что мы установим связь с этой Безграничной Личностью, подобное развитие в нас возможно. Вы женаты?
Преданный: Нет.
Шридхар Махарадж: Как вы хотите использовать вашу энергию? В форме поиска или посредством служения, лишь благодаря знанию или благодаря служению?
Преданный: Он говорит, что хочет знания, использовать это знание в служении Кришне.
Шридхар Махарадж: Это разумно, очень хорошо, продолжайте идти по вашему пути. Шраван-даша, затем варан-даша, первая стадия – слушать о Нём, вторая – принимать Его в качестве Хранителя, нашего Владыки. Затем садхана-даша, задействовать себя ради Него. Бог ради Себя, Он Сам по Себе и Сам для Себя, у Него нет иной причины. Он причинен Самому Себе, и Он не существует, чтобы преследовать чьи-то другие цели. Он существует, преследуя свои собственные цели, Он живет ради своего собственного счастья. И если мы хотим Его, то мы должны принять путь, ведущий к Его удовлетворению. Он не будет служить удовлетворению кого бы то ни было, Он Сам для Себя, Он Абсолют, Он самосущий, и Он живёт ради Своего удовлетворения. Он олицетворенное удовлетворение. Если мы хотим Его, то мы должны работать для Его удовлетворения. Наше удовлетворение должно быть частицей Его удовлетворения. Мы для Него и всё для Него, Он Абсолют. И всё что угодно, всё, что есть, для Него, мы должны научиться вести жизнь, в которой нас будут использовать в целях достижения Его удовлетворения, и в этом присутствует гармония. Мы не можем вести независимую жизнь, но жизнь абсолютной покорности, и тогда мы можем установить с Ним связь подлинным образом, в гармонии. Он для каждого, для тех, кто хочет задействовать себя в служении, в Его удовлетворении, тогда мы можем обрести Его, иначе мы находимся вовне, как это выглядит в настоящее время.
Аньябхилаш, хаотичная деятельность, наша карма, систематическая деятельность, и соприкосновение с сознанием Бога. Гьяна не более чем поиск с целью удовлетворить своё любопытство, в какой окружающей среде мы живем. Какова наша высшая цель? В качестве субъектов мы ищем, делаем окружающую среду объектом нашего поиска – это гьяна. Отвержение многих реалии: «Этого я не хочу», отвержение реалий и принятие в качестве субъекта, это явление известно как гьяна. И преданность, жертвенность: «Я хочу служить делу Его удовлетворения, я не хочу преследовать другую цель жизни, я хочу слиться в гармонии, работать ради Его удовлетворения». Единство, множество, и это множество соединяется в единстве. Разнообразие и единство, разнообразие должно быть подчинено единству, и тогда это гармония. Мы должны научиться и практически задействовать себя.
Лишь теоретическое знание, интеллектуализм, не способно удовлетворить наши внутренние потребности. Наш голод не может быть утолен одним лишь поиском. Поиск должен быть подлинным по сути, должен иметь практическую цель, конструктивный объект. Речь не идет о научной лаборатории, где я ищу многие явления, и я также ищу Бога, каков Он, нет не в этом смысле. Он не придёт в нашу лабораторию, Он не станет объектом оценок нашего мозга, мы должны полностью отдать себя, положиться на Его милость, тогда Он будет милостив в достаточной степени, чтобы дать нам познать себя. Благодаря самоотданию и умонастроению поиска мы можем совершить прогресс лишь настолько, насколько мы принимаем Его в качестве нашего хранителя, нашего Владыки, нашего Господа. А не в качестве объекта, который призван удовлетворять наше любопытство, наши мирские потребности, не таким образом мы можем приблизиться к Нему. В таком случае мы останемся вовне, всегда самоотдание. Я не хочу независимой жизни, я хочу жизни в Его пристанище, с Ним в качестве хранителя. Мои интересы будут включены в Его интересы, таким образом мы можем приближаться к Нему, не независимым образом. Вначале мы должны принять это, будет подписан договор: я для Тебя, я буду делать то, что Ты вдохновляешь меня делать. Безусловное вручение себя, тогда Он позволит мне войти в Его царство, в противном случае мы находимся на окраине.
Вы англичанин или шотландец?
Преданный: Англичанин.
Шридхар Махарадж: Общество – это самое важное явление, которое способно помочь нам в этом вопросе. Мы должны призывать наши способности, черпать их в обществе преданных. Мы должны приобрести настроение, в котором мы будем приближаться к Нему. Писания и святые, в действительности святые – это термин в целом, он может подразумевать разных личностей. Даже личности, которые не верят в Бога, называются святыми, буддистские, джайнистские святые не верят в Бога. Но они придерживаются законов нравственности высокого уровня. Однако подлинные преданные, не самозванные преданные, не те, кто лишь декларирует свою преданность, но подлинные преданные, мы должны общаться с таким преданными, учиться у них настроению духовной природы. Он является Субъектом, а все остальные являются объектами, Его существование таково – Субъект. Он способен видеть нас, но мы не способны видеть Его. Если Он захочет, Он может прийти в наше сердце и пленить наше зрение или наш слух. Иногда мы сможем думать, что я вижу Его глазами, так приходит видение, от тонкого к грубому, но всё это явление духовно, и оно нисходит. Эта субстанция более тонка, чем субстанция нашей души. Через уши в ум, затем в зрение и затем Он исчезает. Он выше того, что мы понимаем в качестве материи, выше материального существования. Материя – это ложное понимание.
Какова ваша программа, сколько дней вы проведёте здесь?
Преданный: Он уезжает завтра.
Шридхар Махарадж: Куда?
Преданный: В Джаганнатха Пури.
Шридхар Махарадж: Хорошо, кто ваш проводник в Пури?
Преданный: Он изучал картографию в университете.
Шридхар Махарадж: Карты – это не страна, но обладают некой связью со страной, карта страны и страна как таковая. Концепция Дхамы, содержащаяся в писаниях, подобна карте. И, сверяясь с картой, с помощью правильных расчетов мы можем достичь той субстанции, ради которой карта была нарисована. Сознание Бога, представленное в священных писаниях, нечто вроде карты. Это не есть сознание Бога как таковое, эти описания, но они дают нам некоторые представления о реальности.
Акшаянанда Махарадж ещё не приехал?
Преданный: Он только что пришёл.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.