«Восставшие против Вечности» 1982.12.22.B82.12.23.A
Темы лекции:
«Сознание отдельного интереса – корень всех зол»
Кто такие «гаура-бхакта-вринда».
Восставшие против Вечности
Шридхар Махарадж: «Если будет иначе, то будет лучше», – люди могут сказать. Всё, что происходит, делается по Его воле, и эта потребность Необходима (с большой буквы), вы должны понять это. Каким образом это лучше? Вы должны научиться делать выбор в соответствии с выбором Абсолюта, пытаться привести в гармонию ваш выбор с выбором Абсолюта. Это не только не есть нечто нежелательное, но в высшей степени желанно, происходящее. Я могу не давать должную оценку, но это лучшее, я должен попытаться понять, каким образом это лучшее… Отсутствие возражений, то, что происходит, есть Лучшее (с большой буквы). Почему лучшее, понять это и пытаться привести себя в гармонию с происходящим. Один немецкий ученый, забыл его имя, сказал: «»Гита» – высочайшая книга в мире теологических произведений». Почему? Только по одной причине: «Гита» просит нас занять правильную позицию по отношению к окружающему миру. Мы никогда не сможем изменить окружающий мир. Мы должны знать это наверняка, что мы не способны изменить окружающий мир, он находится в руках Абсолюта. Единственно, если мы хотим умиротворенности, то мы должны занять правильную позицию по отношению к окружающему миру. То, что происходит, Лучшее, мы не только не можем изменить окружающий мир, но это Лучшее, и мы должны понять, почему это лучшее. Это лучшее, в том нет сомнений, без Его воли и травинка не шелохнется. Всё, что происходит, не может нe быть лучшим. Почему это лучшее? Аномалия в нас, и эта аномалия должна быть устранена, и тогда мы сумеем прийти в состояние гармонии с волей Высшего Начала, которое воистину контролирует всё.
Наш выбор есть бунт, и этот бунт должен быть остановлен, и мы должны научиться давать высокую оценку тому, что происходит, понимая, что с происходящим всё в порядке. Речь идёт об этой тонкой истине, вся брахманда страдает лишь из-за непонимания этой очень тонкой истины. Мы не можем быть удовлетворены из-за наших эгоистический прихотей. Они должны быть отброшены, и тогда мы сумеем понять: да, это лучшее. Наши собственные эгоистические соображения стоят на пути нашего понимания того, что происходящее есть лучшее. Наш мир создан нашим локальным интересом, индивидуальным, национальным, все эти эгоистические интересы образуют этот мир. В противном случае, если устранить все эти локальные интересы, тогда мы обнаружим себя в абсолютном измерении, где волны счастья совершают приливы и отливы. Это тонкое положение, весь мир обращается вокруг Абсолюта, весь мир отворачивается от Абсолюта, – это индивидуальный выбор. Нет такой силы, которая могла бы изменить реалии окружающего мира. Но наше взаимодействие будет происходить в этом измерении. Истина откровения придет к нам и скажет: «Это cтопpoцентное благо, почему ты не понимаешь этого?» Вся проповедническая кaмпания, все писания направлены лишь на объяснения этой простой истины. Локализм, индивидуальная мания дживы. Необходимость слиться с этой универсальной волной, и там Йогамайа даст тебе другое индивидуальное сознание, которое будет вести тебя к Центру, к удовлетворению Кришны. Ты будешь вносить вклад в ту деятельность, которая неизбежна. Я ясно выражаюсь?
Преданный: Возникает один вопрос: если нечто противоречит шастре, если, например…
Шридхар Махарадж: Существует градация шатры и садху, поэтому присутствуют различия. Подобно тому как ребенок не может усвоить полноту Истины, но постепенно Истина открывается ему. Аналогичным образом шастра и садху…
Преданный: Один пример, если кто-то причиняет вред Гуру некоего человека, то этот человек должен действовать, он не может думать, что это лучшее, не правда ли? Он не может считать, что подобная ситуация, когда на его Гуру нападают, в этой ситуации нужно постараться сделать что-то, да?
Шридхар Махарадж: Да. Если кто-то умер, тогда мы должны и в этом видеть благо, в этом есть некий смысл. Кому-то пришел конец, тем не менее мы должны считать, что происшедшее к лучшему. Каким образом смерть лучше, чем жизнь, казалось бы? Это также возможно. Если бы этот человек не умер, то совершил бы более тяжкие преступления. Я говорю «к примеру», иногда смерть более желанна, чем жизнь, подобное также возможно. В конечном счете это лила Кришны, в лиле Кришны ничто не является ненужным, дурным с точки зрения вечности. Лишь с локальной точки зрения смерть и т. д., агрессия в отношении других людей, все это дурно лишь с локальной точки зрения. С точки зрения вечности все, даже смерть, есть часть лилы. Ничто не умирает, вы понимаете? Как мне сказали, я помню, лев пожирает Прасену, и обе стороны счастливы. Та сторона, которую убивают, также наслаждается, и убивающая сторона наслаждается, это возможно. Подобно тому как это происходит в спектакле, я не раз приводил этот пример. Происходит спектакль, драма: одного человека убивают, другой человек убивает, но тот, кто убиваeт, может получить более высокую оценку своей игры со стороны публики, чем убитый, жертва. С абсолютной точки зрения нет никакой потери, всё есть игра, лила, а с нашей, локальной точки зрения мы приписываем этим рассматриваемым событиям потери и приобретения, приятноe и неприятноe. Мы приписываем, в действительности это не так, в действительности все есть благо.
Преданный: Если кто-то видит зло…
Шридхар Махарадж: Зло лишь в этом относительном измерении.
Преданный: Он не должен пытаться остановить это зло?
Шридхар Махарадж: Да, он должен пытаться остановить это зло.
Преданный: Но если он не может, он принимает, что это высшее благо.
Шридхар Махарадж: Когда он понимает, что это благо, он не будет останавливать это зло.
Преданный: Если всё происходит по воле Господа, тогда какой смысл в нашей борьбе, зачем нам вообще бороться?
Шридхар Махарадж: Борьба необходима лишь для того, чтобы дать понять людям, которые не понимают эту истину, представление, согласно которому всё есть благо, смысл борьбы в том, чтобы дать им подлинное представление, освободить их от заблуждения. Изъян во мне, не во внешнем мире, и этот изъян должен быть устранен и проповедь всех писаний направлена лишь на это. Исцелить видящего, присутствует изъян в твоем видении, в наблюдателе, не в объекте его зрения. Где находится изъян? В субъективной способности восприятия присутствует изъян. Лишь в силу локальных предрассудков, и это майа, ложное понимание. Если игнорировать независимую оценку всего, проецировать наш локальный интерес на происходящее, тогда мы видим, что нечто дурно, поскольку происходящее не соответствует моим локальным потребностям. Мой локальный, эгоистический взгляд должен быть устранен, я должен обратиться, начать рассматривать все с универсальной точки зрения. Искаженное восприятие должно быть изменено. Мои глаза необходимо вылечить, но не объект, который мои глаза видят. Мой ум проецирует локальный интерес на всё универсальное, и другие также это делают, поэтому происходят столкновения и они страдают. Всё принадлежит Кришне, всё предназначено для служения Ему, и я должен присоединиться к этой кaмпании целиком и полностью, и тогда я не буду сталкиваться с трудностями.
Мы должны рассматривать все происходящее как удовлетворяющее Его интересы, интересы Целого. Должно совершаться наше обучение такого рода: переход от индивидуального к универсальному интересу, обучение каждого. Мы страдаем от болезни индивидуального интереса. Каждый должен постараться оставить свои предрассудки. Индивидуальное сознание, сознание страны, нации, национальный эгоизм, социальный эгоизм. Мы страдаем от всех этих «измов», от ограниченных концепций. Эти ограниченные концепции должны слиться с безграничной концепцией. И существует другой раздел, в гармоничном движении также присутствуют деления по воле Йогамайи, но все эти движения, волны верны Центру. Здесь же центробежный поток, мы страдаем от центробежного потока. Мы отвернулись от интересов универсального темперамента и преследуем интересы локального темперамента. Всё есть благо. Я могу не понимать или не ценить, не видеть это, моя точка зрения ущербна. Локальная оценка ущербна, универсальная, безграничная оценка велика, но благодаря вере, шраддхе, мы можем соприкоснуться с этим явлением, а не посредством интеллекта и других средств. Гьянам, праясам и тапасья. Откажись от своей гордости, от представления о том, что ты способен знать это явление. Лишь вера, шраддха, придет к тебе на помощь. Абсолют не может поступать неправильно, поэтому всё, что делается Им, всё к лучшему. Он для Себя, мы должны проглотить эту пилюлю. Всё предназначено для Него, Абсолют Сам по Себе и Сам для Себя. Мы должны приспособиться к этому, и тогда мы увидим радость. А иначе мы будем сражаться, если будем преследовать наши искаженные, частичные интересы.
Речь идет о том, чтобы обрести эту веру в то, что Абсолют для Себя, а мы все вносим вклад в Его счастье, «умереть, чтобы жить». Мы должны здесь понять, «умереть, чтобы жить», если вы хотите вести подлинную жизнь, вести жизнь полную блаженства, то вы должны умереть такими, какими вы являетесь в настоящее время. Отказаться от интересов тела, семьи, страны или планеты. Любые интересы, какими бы глобальными они вам ни представлялись, есть лишь незначительная часть Безграничного, ей не следует придавать значение. «Я для Себя», мы должны успешно слиться с этим. И какова оценка хорошего и плохого? Это хорошее и плохое для меня или для кого-то другого? Нет, речь идет о Нём, и мы должны «умереть чтобы жить». Поэтому Кунти Деви говорит: «Дай мне опасность, подари мне негативные обстоятельства, мой Владыка. Потому что негативные обстоятельства делают Тебя близким ко мне». Она призывает негативные обстоятельства. Почему, как это возможно? Потому что в негативных обстоятельствах является Центр гармонии. Они враждебны, негативны по отношению ко мне, но они благо для других, – это мир двойственности. Один ест, а другой является его пищей в этом измерении бытия. Никакая работа в этом мире не может быть чиста. Бескорыстие, cтопроцентное бескорыстие; абсолютно бескорыстные обретают милость Господа, и это «умереть, чтобы жить». Всё, что происходит, есть Его милость, мы должны принять, – это наша цель. И на промежуточной стадии даются различные советы, практики мы совершаем. Внезапно, за долю секунды мы не можем избавиться от этой аномалии. В нас существует последовательный процесс, и с помощью писаний и святых мы должны пройти этот путь.
Говорится, бунт, но бунт происходит, и в этом восстании есть тонкие измерения, мы должны миновать их. 84 формы жизни – это тонкие измерения: бхух, бхувах, махар, тапа и т. д., различные локи, вплоть до Сатьялоки. В этих локах также существуют тонкие измерения. Если одним словом передать суть происходящего, это бунт. Мы бунтари, мы хотим остаться бунтовщиками. Необходимо растворить наше эго, десятки миллионов эго различных типов, подобно тому как существует великое множество болезней, также и бесчисленное множество эго и каждое эго требует особого лечения. Но эгоизм означает это, суть, отдельный интерес, я не могу слиться с интересом Целого. Мы отклонились от общего интереса. Отдельный интерес – это первоисточник всех зол, и он разделяется на различные страты и измерения, и, соответственно тому, о какой страте идет речь, применяется то или иное лекарство и также диета варьируется. Но также речь идет об отдельном интересе, абсолютный и отдельный интерес. Бесконечное множество отдельных интересов имеет свою специфику, поэтому специфические лекарства и диета необходимы каждому. Бесчисленное множество шастр, и каждая из них дает то или иное лекарство, таким образом.
Преданный: Как человек должен рассматривать уничтожение нацистами евреев? Возможно ли проповедовать выжившим евреям, говорить им о том, что холокост был волей Бога?
Шридхар Махарадж: Если причиняют вред растениям и животным, то что говорить о еврейском народе? Мы можем пытаться проповедовать эту точку зрения, но соответственно своему положению они примут ее или нет. Иногда наказание необходимо, чтобы растворить эго, иногда оно крайне благотворно, а иногда доброта благотворна, различные типы лечения, различные наказания. Создание отдельного интереса, различные типы наказания. Рождение, старость, болезни и смерть – это и есть наказания, наказания отдельного сознания, отдельного интереса. Живое существо не может быть удовлетворено, поэтому вынуждено в такой ситуации искать временноe облегчениe. И в конечном счете ему говорят: «Откажись от своего отдельного интереса и умри, чтобы жить». Есть камень, дерево, столь многие насекомые, духи – очень много существ есть в творении, и всем им присуще отдельное сознание, они преследуют отдельный интерес различных типов. Но общая панацея: оставь свой эгоизм и слейся с единым сознанием Бога, и в этом сознании также присутствует градация.
В позитивном измерении также существует градация, нам говорят. Вера может привести нас туда, не знание. «Шримад Бхагаватам» в особенности вновь и вновь отвергает нашу попытку интеллектуального познания и говорит о необходимости сделать нашим убежищем веру. Вера не означает слепая вера, доверчивость – это тоже болезнь. Речь идет о подлинном, всеобъемлющем начале, о росте веры. Вера в Безграничное, но поскольку это Безграничное, то насколько велика может быть твоя вера? Что ты можешь знать о Безграничном? Ничто, и лишь вера способна привести тебя, дать тебе возможность соприкоснуться с этим Абсолютом, но не знание и не энергия на негативной стороне. Энергию мы используем в негативном смысле, она не направлена в должное русло, и попытки знания тщетны. С помощью этого знания невозможно достичь той стороны, лишь истина откровения. Он может связать тебя с Собой, но ты не можешь знать Его, это Его воля. Высший Субъект может прийти к тебе в низшее измерение, поскольку ты и твоя природа груба, ты не можешь по своей воле соприкоснуться с Высшим Субъектом. Рука не может схватить ум, но ум способен видеть и заботиться об интересах руки. Разум способен взаимодействовать с умом, но палец не может коснуться разума. Только Его существование высшей природы, джива, душа, и Параматма, таким образом. Абсолют таков.
Летающие тарелки. Несколько лет тому назад сообщалось о появлении летающих тарелок. Эти тарелки способны появиться и установить связь с какими-то реалиями на Земле, но когда жители Земли пытались их схватить, они не могли это сделать. Несколько лет назад сообщалось, их видели где-то в Канаде, в разных местах, летающие тарелки. Земляне пытались их преследовать, но безуспешно. Высший Субъект может низойти в наше грубое сознание, но оно не может возвыситься, почувствовать это тонкое явление.
Преданная: Гуру Махарадж, когда мы действуем, движимые нашим отдельным интересом, хорошо ли при этом, чтобы мы чувствовали себя виноватыми? Хорошо ли, когда мы действуем, движимые нашим отдельным интересом, чтобы мы чувствовали раскаянье?
Шридхар Махарадж: Отдельный интерес – это плохо. Интерес Кришны, но речь идет о том, чтобы, отказываясь от отдельного интереса, под видом этого мы не обращались к другим, более утонченным отдельным интересам. Есть интересы нации, человечества, не нужно менять плохое на худшее. Все эти интересы более и более тонки, но все они ограничены и не имеют отношения к Безграничному. Они представляют собой лишь крохотную часть Безграничного. Любое количество ограниченных начал не способно породить Безграничное, поскольку естественным образом Безграничное иной природы, дьявольский, буквально, радикальный. Никакое количество нулей не способно породить единицу, и никакое количество ограниченных начал не способно образовать собой Безграничное. Ему присуща своя собственная природа. Отдельный интерес может быть более и более тонким. Наш Гурудев приводил такой пример. Есть река, и на другом ее берегу, скажем, Ганги, горит огонь. На этом берегу реки сидит опьяненный человек, и эти опьянённые люди курят ганджу. Им нужен огонь для того, чтобы поджечь субстанцию своих трубок, из которых они курят. Огонь находится на другой стороне Ганги, но когда другой человек опьянен, то он пытается схватить этот огонек на другом берегу реки. Но его товарищи говорят ему:
– Нет, нет, что ты делаешь?
– Нет, достаточно ступить вперед, и я схвачу этот огонек.
Пытается протянуть руку и схватить огонек. Они пытаются схватить Безграничное таким образом, но это невозможно. Человек может ступить ногой в реку и протянуть руку за этим огоньком, но тот очень далеко, на другом берегу реки. Никакое количество ограниченных начал не способно породить Безграничное. Оно царит в своем собственном мире, и, чтобы связаться с ним, необходимо отдать себя посреднику Безграничного целиком и полностью, и он приведет меня к Нему. Необходимо оставить все надежды на знание, отказаться от них и своим единственным прибежищем сделать веру, и вера может каким-то образом привести нас, дать нам связь. Любое описание природы Безграничного будет для вас чудом. «Чудо» означает то, чего мы не переживали, то, чего у нас нет. Это нечто за пределами любого вашего опыта, это чудо всех чудес. Лишь благодаря вере, благодаря посреднику мы можем установить связь. И когда мы почувствуем это Безграничное, мы скажем: «О, Оно таково». Подобно человеку, который родился в темной комнате. В темнице родился некий мальчик, родился там и вырос в темноте. К нему приходит его товарищ извне и говорит ему:
– Мы выйдем наружу, за стены тюрьмы, и увидим солнце.
– Нужно взять светильник, – отвечает ему тот мальчик, который всю свою жизнь прожил в темноте.
– Нет, фонарь не нужен для того, чтобы увидеть солнце.
– Разве я глупец? Без света фонаря нельзя ничего увидеть. Ты утверждаешь, что солнце можно увидеть без помощи фонаря?
И тогда он насильно утягивает его за руку, выводит на улицу, показывает ему солнце и говорит: «Солнце таково, всё можно видеть благодаря солнечному свету. Благодаря свету солнца можно увидеть солнце». Это чудо. Нечто в этом роде. Гуру Махарадж имел обыкновение приводить подобный пример. Он таков, Безграничное. Всё новое, знание этого мира не поможет нам увидеть этот свет. Он самосияющ, самосущий и самоудовлетворенный. Лишь благодаря Его посреднику и его милости мы можем быть приведены в Его юрисдикцию. И как мы можем понять, каким образом? В высшей степени искренне молясь Ему, мы можем установить связь с посредником и также со священным писанием. Тенденция крайней искренности, стремление избавиться от этой земли смерти и быть спасенным. Наша душа хочет оставить эту территорию, где присутствует тело и ум, слава различного рода: я ученый, я гигант – всё это должно остаться здесь. Например, если начнется атомная война, то все будут спасаться в убежищах, поскольку никакие сейфы, деньги и другие позиции никого не спасут. Всё это – телесная слава, наше знание – останется здесь. Лишь душа сумеет достичь безопасного положения и лишь благодаря посреднику и руководству книги – вот что необходимо. У Нитьянанды есть вопрос, да?
Преданный: Я хотел бы знать о Панча-таттве, гaура-бхакта-вринда, об этом.
Шридхар Махарадж: Гaура-бхакта-вринда. Что вы хотели знать об этом, кто это такие, типы этих бхакт, что именно?
Преданный: Кто они, что подразумевается под этим?
Шридхар Махарадж: Гaура-бхакта-вринда. Два класса существует здесь: те, кто пришли с Гаурангой, и те, которые получили доступ в эту группу, обрели милость и были приняты, они также Гaура-бхакты. Некоторые являются паршадами, вечными слугами Гауранги, две категории. Одна группа вечная, другая группа – те, кто были завербованы недавно. Кто это?
Преданный: Партха.
Шридхар Махарадж: А этот?
Преданный: Бхакта Томас, Кришна Кинкара Дас и Нитьянанда, затем Судама Кришна и Вигадха Мадхава Дас.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.