Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.12.23.C82.12.25.A «С помощью Садху и Шастры»
Майа означает «местный интерес», восприятие действительности или чтение окружающего мира, исходя из местного интереса, а не с точки зрения универсального интереса. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Уддхава, Йога майя

«С помощью Садху и Шастры» 1982.12.23.C82.12.25.A

С помощью садху и шастры

Шридхар Махарадж: Обычные люди не в состоянии понять авадхута, эту категорию садху, поэтому их называют авадхутами, они выше всех законов. Их не заботит это явление, они следуют своими собственными путями, их не заботит мнение общества. Но есть иная категория – те, кто стремится оказать благо обществу, их случай иной. Они следуют определенным ограничениям, пути постепенного развития с тем, чтобы принести благо различным категориям широких масс. Предположим, когда большой ученый разговоривает с аналогичным ученым, он говорит на одном уровне, но когда обучает ребенка, то опускается на его уровень и разговаривает с ним соответственно. Что продемонстрировал Махапрабху в своей лиле? Когда раса-асвада, только ограниченный круг. Ночью, в ограниченном круге преданных Махапрабху имел обыкновение переживать вкус высочайшей расы Кришны, гопи и все эти реалии. Но в целом, на публике – нам-санкиртан, не переживание вкуса высочайшей расы на публике. Раса-асвада, переживание вкуса высочайшего экстаза, который присутствует в лилах Кришны и гопи в ограниченном круге и только глубокой ночью. Соответственно их статусу совершать нам-санкиртан, а когда они совершат достаточный прогресс, то будут включены в список высочайшей группы.

Проповедник, который заботится о благе обычных людей не должен совершать вещи, которые могли бы подорвать репутацию миссии или осторожно станет это делать. Частным образом он может делать всё что угодно ради служения Кришне, но публично он станет вести себя таким образом, чтобы это было приемлемо для обычных религиозно настроенных людей. Тогда постепенно они исправятся, и в конечном счете они поймут, что всё, что делается для Кришны, есть высочайшая реализация, но это не так-то просто.

Преданная: Гуру Махарадж, если кто-то нечист и занимается такой деятельностью, как торговля наркотиками для Кришны, то может ли это занятие усилить его материальные привязанности?

Шридхар Махарадж: В таком случае если определенная часть предназначена для Кришны, то определенное благо он получит. А то, что не связано с Кришной, в этой части ему придётся страдать. Если какое-то смешанное отношение присутствует, то плоды будут разделены. Та малая часть, которая предназначена для Кришны принесет благо, а то, что продиктовано эгоистическими или любыми иными извращёнными целями, ему придётся страдать. А какой-либо пример есть, определенные люди, связанные с ISKCON, которые занимаются торговлей наркотиками?

Преданный: А пример из жизни Рамануджи, который…

Шридхар Махарадж: Торговля наркотиками, но если эти торговцы преследуют свои эгоистические цели, тогда им придётся страдать. По этой причине ачарья, завершив строительство храма, привёл их на берег Кавери и утопил, чтобы они не могли заниматься этим ради своих целей. Он использовал их в целях Ранганатха, но, чтобы в дальнейшем они не занимались подобным разбоем, их жизнь была оборвана. Не занимайтесь этим для себя. Я совершил это через вас, использовал вас ради Господа, я стою гарантом здесь, но в последствии вы будете заниматься этим ради себя, и я покончу с вами. Такой ужасающий шаг был предпринят ачарьей. Под Именем Кришны вы будете эксплуатировать, и это занятие приведет вас в ад, потому это очень непросто.

Преданная: Гуру Махарадж, в этом случае, если отношение смешано, лучше подождать до тех пор, пока человек не будет чист?

Шридхар Махарадж: Я не понимаю, и то была причина, по которой я не поехал в Англию. Я не могу понять их произношение, как правило, – это мой изъян.

Преданная: Если отношение смешано, лучше подождать до тех пор, пока человек не станет чист?

Шридхар Махарадж: Да, человек не должен дерзать до тех пор, пока он не уверен в том, что его отношение чисто. Но в то же время трудно понять собственную чистоту, поэтому общий здравый смысл должен быть приложим. Максимум искренности мы должны проявлять и идти вперед, рисковать, насколько позволяет нам искренность, консультируясь с подлинными садху и рискуя. Но максимум искренности необходим. Господь присутствует, и Он придёт ко мне на помощь, если я искренен. Если Ты искренен в своих попытках и присутствуют изъяны, Я исправлю их , это Моя ответственность. Что есть дхарма? В «Ману-самхите» дано определение дхармы. Что есть подлинная религия? Те, кто являются знатоками Богооткровенных писаний, их практика, а кто святые? Те, кто равнодушен к потерям и приобретениям этого бренного мира, подобные святые – второй признак; и третье – внутреннее сердце подтвердит искренне. С этими признаками мы должны обращаться к религиозной реализации. Внутреннее одобрение, полнота искренности и то, что мы видим в практике святых, равнодушных к потерям и приобретениям этого бренного мира, и первое – эти святые должны быть знатоками, обращение к знатокам священных писаний. Эти три явления могут дать нам уверенность в том, что мы идём в верном направлении.

Преданный: Махарадж, если некие люди испытывают сомнения, стоит принимать средство, которое оправдывает их цель? Возможно, в Кали-югу есть множество обманщиков, столь многие падшие души, которые злоупотребляют этой философией.

Шридхар Махарадж: Каков твой аргумент, я не понимаю. Что значит цель? Мнение масс?

Преданный: Скажем, я убиваю кого-то ради Кришны, и цель оправдана, поскольку я делаю это ради Кришны, поэтому кто-то может опасаться принимать подобное. Он не принимает меня в качестве представителя Кришны.

Шридхар Махарадж: Да, но оправдание будет зависеть от того, насколько он связан с Истиной, а не с галлюцинацией. Трудность присутствует здесь всегда, наше относительное положение и абсолютное положение, и каков прогресс? Прогресс относительного в отношении к абсолютному, и в абсолютном суждении также присутствуют высшие и относительные реалии, но они в высшем измерении. Однако в настоящее время речь идёт о том, насколько велик процент ложного понимания и истинного, это отдельные явления, об этом идёт речь. Необходимо основание в священных писаниях, практике садху и одобрении сердца, принимать во внимание все эти реалии. Все зависит от одобрения сердца, как вы пришли? Оставив христианство, ваше собственное вероисповедание, вы были привлечены наставлениями и советами Свами Махараджа. На ком лежит ответственность? На человеке, который делает выбор, оставляя христианство, буддизм или любую другую концепцию, и приходят, чтобы слушать Свами Махараджа. Почему? Кто пошёл на этот риск, оставив былое общество? Сердце, советы Богооткровенных писаний и практики садху. И он сам ответственен, тот, кто приходит, кто принимает. Он должен пойти на риск, тот, кто хочет выиграть, тот должен рисковать.

Я не удовлетворен моими обстоятельствами, я хочу какого-то особого достижения, и насколько я чувствую, я буду пытаться принять это на свой страх и риск. Это на поверхности, и нам говорят, что наше сукрити направляет нас, удачливая душа. А что лежит в основании этой удачи? Сукрити, агьята-сукрити и гьята-сукрити. Неосознанно моя энергия была использована неким садху, и в обмен на это я получил сукрити, хорошие элементы во мне, и это развилось в шраддху. Я получил сукрити, хорошие элементы во мне, и это развилось в шраддху на поверхности. И это сукрити направляет меня к обществу садху, и тогда, когда я прихожу к садху, я вижу, что здесь присутствует великая надежда, многообещающая, и мы принимаем, возникает внутреннее одобрение. Мы рискуем, оставляя наше прошлое общество, религию или страну и приходим к этой высочайшей цели жизни, её достижению, и мы занимаемся сравнительным изучением. Когда мы проповедуем, то сталкиваемся со сравнительным изучением различных концепций, и мы утверждаем свою веру и идём вперед. Киртан, он подразумевает проповедь, лишь громкое повторение Имени, истинный смысл слова киртан – это проповедь, сотрясать окружающий мир, и реакция придёт. Мы должны встретиться лицом к лицу с этой реакцией, развить нашу собственную внутреннюю позицию и затем идти вперед, таким образом, киртан подразумевает это и в особенности в Кали-югу. Атака в ответ на атаку, окружающий мир нападает на нас, и мы должны нападать на него в свою очередь, атаковать, разрушать и идти вперёд. Мы идём сознательно, не слепое впечатление, в таком случае нам придётся страдать от реакций. Наш марш будет сознательным, разумным, движение сдержанным и осмотрительным, иначе присутствует возможность отхода на прежние позиции. Этот марш будет такого рода, чтобы возвращение назад было невозможным.

Преданный: Гуру Махарадж, вы говорите: «Разрушить и идти вперед»?

Шридхар Махарадж: Да, разрушить внешнее заблуждение, заблуждение внешнего мира, очистить. Подобно туману, туман невежества должен быть рассеян, невежество уничтожить, разрушить ложное представление об этом мире. Хорошее здоровье. Предположим, человек приходит в зараженное место или в больницу, где присутствует множество микробов, готовых атаковать его, и тело должно обладать определённым иммунитетом. Необходимо отразить атаку этих вирусов, уничтожить их, в противном случае человек станет жертвой этих вирусов.

Преданный: В беседе Махапрабху и Рамананды Рая обсуждаются столь многие уровни преданности…

Шридхар Махарадж: Начиная с варнашрамы, они идут всё выше и выше по ступеням реализации.

Преданный: Требуются ли жизни или, возможно…

Шридхар Махарадж: Это зависит от индивидуального случая, это не есть некое стандартное или общее явление, но индивидуальный случай. Человек может завершить долгий курс за несколько недель или лет, тогда как у другого на это может уйти долгое время. Всё зависит от конкретного случая.

Преданный: Какова причина скорости движения?

Шридхар Махарадж: Движения чего? Один и тот же вопрос задаётся тысячу раз. Постарайтесь осознать следующее, тогда вы сумеете ответить на этот вопрос. Простое повторение любого вопроса в разных формах не принесёт блага. Постарайтесь осознать глубоко то, что говорится, глубоко мыслить. Одно и то же в разных формах, один и тот же вопрос задают больше тысячи раз. Только с помощью садху и шастры, нам говорят. Чтобы изменить наше существо, только эти два явления рекомендуются всегда. Пассивное и активное высшее общение, мы должны служить им, тогда анартха будет устранена, и мы сумеем узнать, что есть что. Только служение способно изменить нас, то есть общение с садху, служение им. Подобно пациенту, лишь с помощью совета определенного врача, который предписывает диету и лекарство. Диета и лекарство под руководством квалифицированного врача способны помочь пациенту избавиться от болезни. Мы являемся пациентами, бхаварога, смерть, мы находимся в гуще смертного мира, смерть окружает нас со всех сторон. И как выбраться, избавиться от заболевания смертности? Это вопрос всех и каждого, общий вопрос. Мы должны действовать совету врача, принимать лекарство, следовать определенной диете и слушать его советы. Таким образом мы сумеем избавиться от болезни смерти, влияния смерти. Окружение пленило нас внутри и вовне. И как избавиться от этого и очистить атмосферу, достичь атмосферы чистого сознания, Сознания Кришны? Отрекаясь от этой смертной зоны, мы двигаемся в сторону Вайкунтхи, Голоки, этого сознания, этой атмосферы благодаря обществу святых этого измерения. Таким образом мы сумеем выбраться из этого нездорового окружения, которым мы поглощены, выбраться с помощью святых и священных писаний.

Иногда с помощью священных писаний и всякий раз, когда доступны святые, благодаря их обществу мы прогрессируем и улучшаем наше состояние. И каждую секунду, думая: к чему я стремлюсь, зачем я пришел сюда, каков истинный принцип, который я ищу? Всегда, будучи интенсивно занятым этим даже во сне, это влияние мы должны искать. Оно должно пронизывать на самом глубоком уровне всё моё существо, каждый аспект жизни должен быть пронизан этим религиозным чувством Сознания Кришны, разговор, движения, ходьба, проповедь, даже отправление естественных надобностей, всё должно быть связано. Парамахамса связан полностью, каждый аспект его жизни связан с Сознанием Кришны, даже когда он испражняется, это также может быть связано, в состоянии парамахамсы. Кришнамой, полностью охвачен Сознанием Кришны. Но для того, чтобы быть здоровым и в хорошей форме для служения днем и ночью, я всегда буду стремиться к тому, как я могу быть очищен, принят через Гурудева Кришной, таким образом. Отсутствие малейших примесей эгоистического интереса, они должны отсутствовать в какой бы то ни было деятельности, любой шаг ради дела Кришны, не ради эгоистической цели. Но поддерживать хорошее состояние здоровья ради служения Кришне, быть осмотрительным и осторожным, не прыгать вперед безрассудно и умереть. Юкта-вайрагья, это возможно в моём состоянии, но я должен стремиться трансформировать себя целиком и полностью, изменить своё существо, чтобы каждая часть моего ментального тела использовалась для удовлетворения Кришны, это должно быть. Такое отношение поможет нам очень быстро выбраться из этого бренного мира в мир вечности и блаженства. Мы должны быть очень искренними в нашей полной трансформации. На этом я остановлюсь сегодня.

Преданный: У Бхаргава Даса есть рождественский вопрос, сегодня Рождество.

Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Бхаргава.

Шридхар Махарадж: Где он?

Преданный: Христиане верят в то, что Христос вновь явится, поскольку они говорят о втором пришествии Христа.

Шридхар Махарадж: Оно упомянуто в Библии.

Преданный: Да, и они верят, что оно произойдёт в ближайшем будущем.

Шридхар Махарадж: Может быть, в этом нет ничего невозможного. На различных уровнях, в различных измерениях разные явления были даны нам, возможно. Подобная надежда даётся повсюду. Практически в каждом разделе теологии такого рода заверения даются. В «Бхагавад-гите» в целом говорится: йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата, абхйуттха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам – «Я являюсь, когда обстоятельства становятся крайне негативными, Я нисхожу, чтобы утвердить благо». Это явление общего порядка. В любой провинциальной концепции теологии подобная надежда является оправданной. Мусульмане говорят, что их пророк был последним, они относятся к той же линии преемственности, мусульмане. Гуру-парампара едина с христианской за исключением того, что, по их мнению, Мохаммед – последний пророк, христиане этого не признают. В противном случае Моисей, Авраам и столь многие предшественники в религиозной линии приняты обоими кланами. Может быть, в различных измерениях, реакция зависит от природы этого измерения, это вполне возможно. Существуют различные концепции религии и различные религиозные идеи, которые различаются качественно. Нет ничего невозможного, он приходит с такими вестями, если Христос приходит, он приносит христианство, не Вайшнавизм. Если какой-нибудь аватар, столь многие аватары в индийской теологии, если какой-нибудь аватар приходит, он приносит что-то своё, существует классификация в религиозных концепциях, нельзя сказать, что все они равноценны.

Преданный: То есть у него отсутствует полнота знания, это некое начальное учение?

Шридхар Махарадж: Мы говорили о Христе много раз, один и тот же вопрос повторяется. У Иисуса есть своя собственная юрисдикция. Столь многие другие, у них есть также своя юрисдикция. Их можно сравнивать, и тогда… Каждый утверждает, что его концепция высочайшая, но тем не менее существует возможность сравнительного изучения. Если у кого-то есть вера в этот сравнительный анализ, он может его совершить и взвесить религиозную тяжесть, сколько весит. И каким образом мерить, каков стандарт измерения? Как это по-английски.

Преданный: Они говорят «весы».

Шридхар Махарадж: Но это не весы. Есть разная валюта: рубли, фунты, рупии и т. д., каждая из этих банкнот имеет ценность, но золото – это общее мерило, золотой запас определяет ценность любой валюты. Сколько стоит рубль, доллар или стерлинг, золото определяет это, общее мерило ценности той или иной валюты. Такого рода критерий следует обнаружить и затем использовать его по отношению к любой концепции теизма с тем, чтобы решать, какой ценностью обладает та или иная концепция. Не только это, но даже шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья. Каждый слуга думает: «Моя раса лучше», но тем не менее присутствует татастха-вичар, возможность независимой оценки и суждения, сравнения этих явлений. Тысячу раз я говорил это здесь.

Преданный: Некто господин Кеннеди написал книгу, она была издана в 1925-м году под названием «Возрождение движения Чайтаньи».

Шридхар Махарадж: Его Чайтанья – это сахаджия-Чайтанья, не Чайтанья Гаудия Матха, он был анти-Гаудия Матх, занимал прямо противоположную позицию. В качестве примера он берет группу Рама Даса Бабаджи, это его пища, а Гаудия Матх – это твёрдый орешек, никто не обращается к Гаудия Матху, не принимает, что они проповедуют идеал Чайтаньи. Они боятся приближаться к Гаудия Матху, поскольку Гаудия Матх противостоит всем, утверждая превосходство культа Чайтаньи. Им нелегко, западным ученым, Гаудия Матх не лёгок для них. Не каждый сумеет прийти и съесть его.

Преданный: Господин Кеннеди имел мощную личную мотивацию.

Шридхар Махарадж: Нас это не интересует. Любой, ради своего удовольствия или чтобы продемонстрировать свою учёность, пытается что-то измерить, и мы не должны это обсуждать. У нас нет времени на то, чтобы тратить его на то, чтобы общаться с ними. У нас должен быть стандарт того, с кем мы говорим, общий стандарт.

Я думал на протяжении нескольких дней, я устал. Акшаянанда Махарадж уехал, и после этого такая мысль пришла ко мне. Это место не является справочным бюро, любой задаёт любой вопрос и хочет получить ответ. Это не так, это не справочное быро, это место должно иметь своё достоинство, такое достоинство, которое описано в Ведах и «Бхагавад-гите». Вопросы должны находиться на определенном уровне: парипрашна, вопрошание, вопросы должны приходить в определенной форме, как парипрашна, и это означает пранипат, парипрашна и сева. Три связанных явления: самопредание, вопросы и дух служения. Я хочу принять и отдать себя, я нахожусь в нужде, ищу чего-то, и я ищу место, куда я могу продать свою голову. В таком духе человек должен задавать вопросы, это парипрашна и до этого самопредание. Это означает: я покончил свой поиск где бы то ни было ещё. В последний раз, пранипат означает подобную идею – я окончил все свои занятия и все вовлеченности в связи с чем бы то ни было и пришел только сюда, исключительным образом сюда. Я ищу, где отдать себя, в этом духе я пришёл, а не для того, чтобы удовлетворять своё любопытство. То будет потерей энергии, мы лишены подобной энергии, чтобы тратить её таким образом. То должен быть искренний поиск, и искренность определяется тем, что я хочу отдать себя целиком и полностью. Я ищу нечто, я не стремлюсь удовлетворять своё любопытство. Я напишу книгу, помещу в неё множество мнений. Нет, здесь не справочное бюро. Любой пишет письмо, от меня требуются ответы на все эти вопросы. Мне не хочется сотрудничать с ними – нет времени, нет энергии. Те, кто очень искренни, честны, сумеют понять, о чём идёт речь. В противном случае сотни раз я буду упоминать определенные моменты, люди будут слушать и будут вновь задавать одни и те же вопросы. Но степень искренности, тот, кто искренен, чувствует: «Я обрел то нечто, что искал долгие годы». Они поймут, двух-трёх раз будет достаточно, чтобы…

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.12.06.A

«Поиск жизненной полноты и счастья»

1982.12.07.C82.12.08.A

«Истинных искателей привлекает Курукшетра»

1982.12.07.B

«Начни духовную жизнь из твоего нынешнего положения»

1982.12.07.A

«В поисках земли Идеалов»

1982.12.08.B82.12.09.A

«Випраламбха – испытание подлинного чувства»

1982.12.09.B

«Шанс выхода из мира заблуждений»

1982.12.10.B82.12.11.A

«Жертва очищает атмосферу»

1982.12.11.C

«Железный Век №28»

1982.12.11.B

«Вечный лев, поедающий вечную жертву»

1982.12.12.B

«Служение Абсолюту — самое важное явление»

1982.12.12.C82.12.14.A

«Граница области заблуждений»

1982.12.14.B15.A16.A

«Линия Шикша — линия сути»

1982.12.16.B

«Лучшее время для жизни»

1982.12.16.C82.12.17.A

«На вершине стоит преданность»

1982.12.17.B82.12.18.A

«Многоликий Господь»

1982.12.18.B

«Ты всё ещё боишься верить»

1982.12.19.A

«Его правила — закон»

1982.12.19.C82.12.82.A

«По воле Говинды»

1982.12.19.B

«Кали-юга – период эпидемий»

1982.12.22.B82.12.23.A

«Восставшие против Вечности»

1982.12.23.C82.12.25.A

«С помощью Садху и Шастры»

1982.12.23.B

«Всё ради Кришны»

1982.12.25.B

«Гуру-шишья самвад»

1982.12.25.C82.12.26.A

«Стадии развития преданности»

1982.12.26.C82.12.27.A

«Слабость сердца»

1982.12.26.B

«Милость – наш капитал»

1982.12.27.C82.12.28.A

«Покидая притяжение Земли»

1982.12.27.B

«За пределами множества оболочек»

1982.12.28.B

«История Ямуначарьи»

1982.12.28.C

«Дети Земли Нектара»

1982.12.31.B

«Кришна носит жёлтые одежды»