Вы здесь:  / Сарасвати Тхакур / «Истина»
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупад

«Истина»

Лекция во Вриндаване1928 г., 22 день Карттики, после полудня

Я не столь возвышен, чтобы служить стопам жителей этого места. Тем не менее, благодаря милости Шри Гаурасундара, побуждаемый вашими благими пожеланиями, я стою здесь и говорю — лишь для того, чтобы таким образом послужить слугам Шри Гауранги. Лишь один их мимолетный милостивый взгляд с легкостью удовлетворяет все желания, чаяния и цели жизни, и если у нас на самом деле возникнет желание служить стопам Преданных Господа, оно станет величайшим достижением для нас.

Мы горды своим представлением о себе. Мы даже беремся судить о том, кто грешен, а кто свят, или размышляем о том, как, добившись власти, навязать это свое суждение окружающим. В основе всего лежит желание прославить себя. Но, как сказал один из преданных Гауранги, все желания — желания волнующие каждого, начиная от столба и кончая Величайшим из смертных, Господом Брахмой; все труды ради мирских обретений, все стремления к чувственным удовольствиям, и, после пресыщения ими, воздержание всех видов – все это иллюзорно и недолговечно, то есть подвержено изменениям с течением времени.

Когда мы теряем все, столь благополучная жизнь начинает казаться пустой и бессмысленной. Тщетно пытаться схватить радугу – а именно такой конец венчает все попытки наслаждаться в четырнадцати мирах, ибо все удовольствия, обретенные как плоды мирских трудов, преходящи. Увлекаемые чувственным восприятием глаз, ушей, осязания, вкуса и звука, мы превращаемся в эго-поклонников. На этой стадии чистая деятельность души пребывает во сне, зато пробуждается желание райских наслаждений. И когда подобные идеалы прочно укоренятся в нас, мы погружаемся в заблуждение, отождествляя себя с умом, которому кажется, что он будет наслаждаться вещами этого мира. Склонность к чувственному наслаждению умерщвляет чистое предназначение души.

Но душе ведомо, что Шри Кришна – Единая Абсолютная Истина.
Шри Нарайана – вместилище Его Величия. Нарайана хотя и Всевышний Источник Абсолютной Истины, но Божественное Имя Кришны, Его Облик, Черты и Безупречные Деяния (Лила) превосходят даже Величие Нарайаны своим Сладостным Очарованием. В Кришне величие, достигшее наивысшей точки, обретает свой самый утонченный сладчайший вкус (мадхурйа), который превосходит все и вся. Когда, ничего не ведая об этом, мы забываем о нашей подлинной сущности, то не можем понять деяния Ваишнава и Божественную Истину, заключенную в них, и отдаемся мирской вражде и дружбе, принимая преходящее и ложное за незыблемое и подлинное.

Далее, Кришна совершенно Всеведущ, а материальные объекты не обладают самосознанием. Господь пребывает вечно. Поэтому, считать себя Брахманом, несомненно, заблуждение, возможное лишь там, где нас удерживают разнообразные бессмысленные доводы, скрывающие Лик Сверхчувственного многообразия Абсолютной Истины. Они препятствуют исполнению предназначения души, а ум наш устремляется за чувственными удовольствиями. Насквозь материальный ум думает, что и у Стоп Кришны доступно чувственное удовольствие. Однако, у Его Стоп все духовно, и потому нет ничего, чем можно было бы услаждать чувства. Когда смутная истина, сокрытая в нас, уносится прочь эгоистическим тенденциями, мы начинаем материальные вещи считать духовными.

Кришна благодатен. В нем живет совершенное счастье, Он его Обитель. Полученное из чувственного опыта знание, или удовольствие – оба несовершенны, ибо не все наши желания воплощаются в них. Находясь под чарами самосозерцания, мы воображаем, что в поклонении своему эго, или на стадии каивалйа Патанджали (исчезновение индивидуальности) должно заключаться неподдельное счастье.

Искомое всеми счастье есть природа души, но когда желание счастья пробуждается в нашем уме, мы совершаем грубую ошибку, устремившись за мирскими объектами и удовольствиями. Лишь тогда, когда мы обретем духовное видение Кришны, мы поймем, что служение Ему должно стать необходимостью, единственной целью жизни. Поэтому до тех пор, пока мы жаждем удовольствий для себя, мы пытаемся наслаждаться этим миром, используя чувства и опираясь на бессмысленные доводы. Но этот мир сделан не для нашего удовольствия. Когда духовная Благодать, подобно нескончаемому потоку гхи, проявится в нас, тогда мы воистину привяжемся к Стопам Кришны.

Разнообразие этого мира ограничено – раз, два и обчелся, что не дает возможности познать невыразимое многообразие Духовного Мира. Познав его, мы сможем осознать, что лишь Кришна есть Вечная Абсолютная Истина. Когда наше «я» само осознание сути Истины и чувство к ней свяжет исключительно с Господом, тогда мы утвердимся в нашем подлинно нормальном состоянии. В настоящий момент мы вкладываем в слово «преданность» ложный смысл, считая бхакти и почтение к родителям, и дружбу, и послушание преподавателя. Но корень «бхакта» означает «служить». Если мы ясно не решим для себя, что должно быть объектом служения, то непременно приложим усилия не в ту сторону. Как поет «Чаитанйа-Чандрамрита»: «Царит век раздоров. Чувства, враги наши, сейчас сильны как никогда; миллионы терний устилают путь Бхакти. И я совершенно не ведаю, что я должен делать и куда мне идти, пока Чаитанйа Чандра не явит мне свою милость». Мы живем в Кали-Йугу, век соперничества. Так получилось, что сияющий путь чистой преданности полностью застлан миллионами терний, с остриями из глупейших доводов и мирских раздоров, и в таком положении абсолютно невозможно обрести знание о чистой преданности без милости Чаитанйа Чандры. Шри Чаитанйа Чандра есть сам Кришна, Верховная Личность Господа. Нам не познать его усилием наших чувств. Как говорит «Катха Упанишад»: «Знание о Всеобъемлющей Сверхдуше невозможно обрести ни с помощью рассуждений, ни с помощью доводов или слушания Вед. Лишь тому, кого Господь Сам избрал, Он явит Свой Лик».

Господь вечен. Мы не сможем достичь Его до тех пор, пока не осознаем, что Он Воплощенное Блаженство. Человек, заключенный в сотнях материальных сфер, не может познать Бога, и потому поклоняется каким-то отличным от Бога предметам. Неспособный понять, что есть истинный субъект и объект наслаждения, так же как и саму сущность наслаждения, он воображает, что мир создан для того, чтобы предоставить ему все виды удовольствий. Его погрязший в материализме ум старается только ради личного удовольствия. Но во плоти мы не сможем служить Кришне. Это возможно лишь в духовном обличье, о котором современная атомная физика не имеет представления.

Многообразие непосредственных Экспансий Абсолютной Истины начинается от Нарайаны. Нарайана присутствует в Кришне, как Его Величественный Лик, а Баладев есть проявление Его Изначальной Персоны. Господь – Вездесущая Параматма. Когда в душе пробудится воплощение Высшего знания, тогда мы сможем постичь, что Кришна есть Абсолютная Истина и Полное Блаженство. Благоговение не по пути Ему: служение высшего порядка не может совершать тот, кто побуждаем чувством благоговения. Тем не менее, к Кришне направлено вечное, совершаемое всем сердцем, служение преданных, которые служат Ему вечно-проявленными чувствами души. Мы не можем служить посредством воображения или деланных чувств, необходимо сверхчувственное знание о наших отношениях с Ним.

Нет ни одного дела, которое я мог бы назвать своим, кроме того, которое полностью посвящено Кришне. Я служу одному лишь Кришне. Такой верой славен Ваишнав. Такова наивысшая нужда жизни, и никогда не следует желать материальной славы, наполненной идеями о личном наслаждении. Время бежит быстро – вечернее арати уже запаздывает. Мне больше нельзя посягать на ваше время, предназначенное для служения. Если будет на то желание Кришны, я вновь попытаюсь служить вам. Тысячи поклонов Стопам Преданных Кришны!