Вы здесь:  / Аудиокнига + текст Бхагавад Гита / Бхагавад Гита. Глава 11. Образ Вселенной. Даршана-йога
Аудиокнига Бхагавад Гита. Автор: Свами Б.Р. Шридхар

Бхагавад Гита. Глава 11. Образ Вселенной. Даршана-йога

Текст — издание 2018 год.

Глава одиннадцатая

Образ Вселенной

Вишва-рупа-даршана-йога

ТЕКСТ 1

अर्ज्जुन उवाच ।
मदनुग्रहाय परमं गुह्यमध्यात्मसंज्ञितम् ।
यत्त्वयोक्तं वचस्तेन मोहोऽयं विगतो मम ॥१॥

арджуна ува̄ча
мад-ануграха̄йа парамам̇ / гухйам адхйа̄тма-сам̇джн̃итам
йат твайоктам̇ вачас тена / мохо ’йам̇ вигато мама

арджуна ува̄ча – Арджуна сказал; вачаx – слова; парамам – о высшем; гухйам – сокровенном знании; адхйа̄тма – сам̇джн̃итам ― касающемся Твоих совершенств; йат – которые; уктам – были произнесены; твайа̄ – Тобой; мат – ануграха̄йа ― из милости ко мне; тена – этими словами; айам – это; мохаx – заблуждение; мама – мое; вигатаx – было развеяно.

Арджуна сказал:

― Мне неведома была доныне, Кришна, Твоя сверхъестественная природа. Теперь, когда Ты милостиво открыл мне Свою тайну, пелена обмана расступилась предо мною.

ТЕКСТ 2

भवाप्ययौ हि भूतानां श्रुतौ विस्तरशो मया ।
त्वत्तः कमलपत्राक्ष माहात्म्यमपि चाव्ययम् ॥२॥

бхава̄пйайау хи бхӯта̄на̄м̇ / ш́рутау вистараш́о майа̄
тваттаx камала-патра̄кша / ма̄ха̄тмйам апи ча̄вйайам

камала – патра-акша ― лотосоокий Господь; хи – поистине; ш́рутау – было услышано; майа̄ – мной; тваттаx – от Тебя; вистараш́аx – подробно; бхава – апйайау ― о начале и уничтожении; бхӯта̄на̄м – живых существ; ча – и; апи – также; авйайам – о Твоей бессмертной; ма̄ха̄тмйам – славе.

О Лотосоокий, из Твоих речей ясно, как появляются на свет и уходят в небытие живые существа. Ты приоткрыл мне тайну Своей Личности, поведал о Своем беспримерном великолепии.

ТЕКСТ 3

एवमेतद्यथात्थ त्वमात्मानं परमेश्वर ।
द्रष्टुमिच्छामि ते रूपमैश्वरं पुरुषोत्तम ॥३॥

эвам этад йатха̄ттха твам / а̄тма̄нам̇ парамеш́вара
драшт̣ум иччха̄ми те рӯпам / аиш́варам̇ пурушоттама

парамеш́вара – Верховный Владыка; эвам – я принимаю; этат – это; йатха – как; твам – Ты; а̄ттха – сказал; а̄тма̄нам – Сам; иччха̄ми – я желаю; драшт̣ум – увидеть; рӯпам – образ; пуруша – уттама ― о Верховная Личность; аиш́варам – совершенств.

Слово Твое, несомненно, истина. И все же я хочу убедиться в этом воочию.

ТЕКСТ 4

मन्यसे यदि तच्छक्यं मया द्रष्टुमिति प्रभो ।
योगेश्वर ततो मे त्वं दर्शयात्मानमव्ययम् ॥४॥

манйасе йади тач чхакйам̇ / майа̄ драшт̣ум ити прабхо
йогеш́вара тато ме твам̇ / дарш́айа̄тма̄нам авйайам

прабхо – о господин; йади – если; твам манйасе – Ты полагаешь; ити – что; тат – это; ш́акйам – возможно; драшт̣ум – быть увиденным; майа̄ – мной; татаx – тогда; йога – ӣш́вара ― повелитель природы; дарш́айа – яви мне; авйайам – Свое неизменное; а̄тма̄нам – «Я».

Ты сказывал, что обладаешь сверхъестественными силами. Прошу, сделай так, чтобы я узрел Тебя во всем Твоем могуществе.

ТЕКСТ 5

श्रीभगवानुवाच ।
पश्य मे पार्थ रूपाणि शतशोऽथ सहस्रशः ।
नानाविधानि दिव्यानि नानावर्णाकृतीनि च ॥५॥

ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
паш́йа ме па̄ртха рӯпа̄н̣и / ш́аташ́о ’тха сахасраш́аx
на̄на̄-видха̄ни дивйа̄ни / на̄на̄-варн̣а̄кр̣тӣни ча

ш́рӣ – бхагава̄н ува̄ча ― Господь сказал; па̄ртха – сын Притхи; паш́йа – узри же; ш́аташ́аx – сотни; атха – и; сахасраш́аx – тысячи; ме – Моих; рӯпа̄н̣и – обликов; на̄на̄ – видха̄ни ― разнообразны; дивйа̄ни – божественны; ча – и; на̄на̄ – варн̣а ― множество цветов; а̄кр̣тӣни – обличия.

Всевышний отвечал:

― Да будет так, Арджуна, Я предстану пред тобою во всем Моем многообразии ― Обладателем бесчисленных сил.

ТЕКСТ 6

पश्यादित्यान्वसून् रुद्रानश्विनौ मरुतस्तथा ।
बहून्यदृष्टपूर्व्वाणि पश्याश्चर्य्याणि भारत ॥६॥

паш́йа̄дитйа̄н васӯн рудра̄н / аш́винау марутас татха̄
бахӯнй адр̣шт̣а-пӯрва̄н̣и / паш́йа̄ш́чарйа̄н̣и бха̄рата

бха̄рата – потомок Бхараты; паш́йа – смотри; а̄дитйа̄н – на Адитьев; васӯн – Васу; рудра̄н – Рудр; аш́винау – Ашвини; татха̄ – и; марутаx – Марутов; паш́йа – смотри; бахӯни – на множество; а̄ш́чарйа̄н̣и – поразительных; адр̣шт̣а – пӯрва̄н̣и ― ты не видел прежде.

Ты увидишь во Мне двенадцать Адитьев, восемь Васу, одиннадцать Рудр, двух Ашвини, сорок девять Марутов и прочих повелителей природы. Ты узришь многое из того, что недоступно взору смертного.

ТЕКСТ 7

इहैकस्थं जगत्कृत्स्नं पश्याद्य सचराचरम् ।
मम देहे गुडाकेश यच्चान्यद्द्रष्टुमिच्छसि ॥७॥

ихаика-стхам̇ джагат кр̣тснам̇ / паш́йа̄дйа са-чара̄чарам
мама дехе гуд̣а̄кеш́а / йач ча̄нйад драшт̣ум иччхаси

гуд̣а̄кеш́а – о тот, кто победил сон; адйа – сейчас; паш́йа – узри; мама дехе – в Моем теле; кр̣тснам – всю; джагат – вселенную; са – чара-ачарам ― вместе со всеми движущимися и неподвижными существами; иха – здесь; эка – стхам ― в одном месте; ча – и; йат – что бы; анйат – еще; иччхаси – ты ни пожелал; драшт̣ум – увидеть.

В одном облике Моем ты узришь разом всю вселенную, прошлое, настоящее и будущее, победы и поражения. Ты увидишь то, о чем невозможно даже помыслить.

ТЕКСТ 8

न तु मां शक्यसे द्रष्टुमनेनैव स्वचक्षुषा ।
दिव्यं ददामि ते चक्षुः पश्य मे योगमैश्वरम् ॥८॥

на ту ма̄м̇ ш́акйасе драшт̣ум / аненаива сва-чакшуша̄
дивйам̇ дада̄ми те чакшуx / паш́йа ме йогам аиш́варам

ту – но; эва – точно; на ш́акйасе – ты не способен; драшт̣ум – видеть; ма̄м – Меня; анена – с помощью этих; сва – чакшуша̄ ― твоих глаз; дада̄ми – Я даю; те – тебе; дивйам – божественное; чакшуx – зрение; паш́йа – и теперь взирай; ме – на Мое; йогам – лоно природы; аиш́варам – совершенство.

Дабы узрел ты Мое естество, Я наделю тебя сверхъестественным видением. Взирая на Меня новыми глазами, Ты ощутишь Мое величие.

ТЕКСТ 9

सञ्जय उवाच ।
एवमुक्त्वा ततो राजन्महायोगेश्वरो हरिः ।
दर्शयामास पार्थाय परमं रूपमैश्वरम् ॥९॥

сан̃джайа ува̄ча
эвам уктва̄ тато ра̄джан / маха̄-йогеш́варо хариx
дарш́айа̄м а̄са па̄ртха̄йа / парамам̇ рӯпам аиш́варам

сан̃джайа ува̄ча – Санджая сказал; ра̄джан – о царь; татаx – потом; уктва̄ – сказав; эвам – так; маха̄ – йогеш́вараx ― великий повелитель тайных сил; хариx – Властитель; дарш́айа̄м а̄са – показал; па̄ртха̄йа – Партхе; рӯпам – образ; парамам – высочайшего; аиш́варам – совершенства.

Санджая сказал:

― Мой государь, с этими словами Всемогущий предстал пред Арджуною в обличии вселенной.

ТЕКСТЫ 10-11

अनेकवक्त्रनयनमनेकाद्भुतदर्शनम् ।
अनेकदिव्याभरणं दिव्यानेकोद्यतायुधम् ॥१०॥
दिव्यमाल्याम्बरधरं दिव्यगन्धानुलेपनम् ।
सर्व्वाश्चर्य्यमयं देवमनन्तं विश्वतोमुखम् ॥११॥

анека-вактра-найанам / анека̄дбхута-дарш́анам
анека-дивйа̄бхаран̣ам̇ / дивйа̄некодйата̄йудхам
дивйа-ма̄лйа̄мбара-дхарам̇ / дивйа-гандха̄нулепанам
сарва̄ш́чарйа-майам̇ девам / анантам̇ виш́вато-мукхам

анека – много; вактра – найанам ― ртов и глаз; анека – много; адбхута – дарш́анам ― удивительных очертаний; анека – много; дивйа – абхаран̣ам ― божественных украшений; анека – много; дивйа – божественных; удйата – айудхам ― видов оружия, готового к бою; дхарам – на нем были; дивйа – ма̄лйа ― божественные гирлянды; амбара – одежды; анулепанам – умащен; дивйа – гандха ― божественными ароматами; аш́чарйа – майам ― поразителен; сарва – во всех отношениях; девам – сияющий; анантам – безграничный; мукхам – лики; виш́ватаx – повсюду.

Арджуна узрел бессчетные лица, глаза и дивные образы. Облаченный в чудные одежды, Владыка мира держал в руках Своих всё мыслимое и немыслимое оружие. Тело Его украшено было пестрыми венками, умащено благовониями. Сиянием Своим Кришна затмевал целое мироздание.

ТЕКСТ 12

दिवि सूर्य्यसहस्रस्य भवेद्युगपदुत्थिता ।
यदि भाः सदृशी सा स्याद्भासस्तस्य महात्मनः ॥१२॥

диви сӯрйа-сахасрасйа / бхавед йугапад уттхита̄
йади бха̄x садр̣ш́ӣ са̄ сйа̄д / бха̄сас тасйа маха̄тманаx

йади – если; бхавет – мог бы быть; са̄x бха̄x – свет; сӯрйа – сахасрасйа ― тысячи солнц; уттхита̄ – восходящих; йугапат – одновременно; диви – в небе; садр̣ш́ӣ – таково; сйа̄т – было бы; бха̄саx – сияние; тасйа – этой; маха̄ – а̄тманаx ― великой личности.

Если бы на небе разом взошли тысячи солнц, свет их едва ли затмил сияние, что исходило ныне от Кришны.

ТЕКСТ 13

तत्रैकस्थं जगत्कृत्स्नं प्रविभक्तमनेकधा ।
अपश्यद्देवदेवस्य शरीरे पाण्डवस्तदा ॥१३॥

татраика-стхам̇ джагат кр̣тснам̇ / правибхактам анекадха̄
апаш́йад дева-девасйа / ш́арӣре па̄н̣д̣авас тада̄

тада̄ – в это время; па̄н̣д̣аваx – сын Панду; апаш́йат – увидел; татра – там; кр̣тснам – всю; джагат – вселенную; правибхактам – разделенную; анекадха̄ – на множество; эка – стхам ― в одном месте; ш́арӣре – в теле; дева – девасйа ― Бога богов.

В одно мгновение Арджуна увидел целую вселенную, свернутую в точку и переливающуюся бесчисленными гранями. В изумлении бесстрашный воин взирал на Бога богов, что явил Себя единой вселенною.

ТЕКСТ 14

ततः स विस्मयाविष्टो हृष्टरोमा धनञ्जयः ।
प्रणम्य शिरसा देवं कृताञ्जलिरभाषत ॥१४॥

татаx са висмайа̄вишт̣о / хр̣шт̣а-рома̄ дханан̃джайаx
пран̣амйа ш́ираса̄ девам̇ / кр̣та̄н̃джалир абха̄шата

татаx – тогда; саx дханан̃джайаx – он, завоеватель богатств; висмайа – а̄вишт̣аx ― полный изумления; хр̣шт̣а – рома̄x― со вздыбленными волосами; пран̣амйа – склонив; ш́ираса̄ – голову; кр̣та – ан̃джалиx ― и сложив ладони; абхашата – обратился; девам – к Господу.

Потрясенный дивным зрелищем, Арджуна сложил у груди ладони, склонил голову и взволнованно заговорил:

ТЕКСТ 15

अर्ज्जुन उवाच ।
पश्यामि देवांस्तव देव देहे
सर्व्वांस्तथा भूतविशेषसङ्घान् ।
ब्रह्माणमीशं कमलासनस्थम्
ऋषींश्च सर्व्वानुरगांश्च दिव्यान् ॥१५॥

арджуна ува̄ча
паш́йа̄ми дева̄м̇с тава дева дехе
сарва̄м̇с татха̄ бхӯта-виш́еша-сан̇гха̄н
брахма̄н̣ам ӣш́ам̇ камала̄сана-стхам
р̣шӣм̇ш́ ча сарва̄н урага̄м̇ш́ ча дивйа̄н

арджуна ува̄ча – Арджуна сказал; дева – о Господь; паш́йа̄ми – я вижу; тава дехе – в Твоем теле; дева̄н – богов; татха̄ – и; сарва̄н – всех; сан̇гха̄н – скопления; бхӯта – виш́еша ― разных живых существ; брахма̄н̣ам – Брахму; камала – а̄сана-стхам ― сидящего на лотосе; ӣш́ам – Шиву; р̣шӣн – мудрецов; ча – и; сарва̄н – всех; дивйа̄н – божественных; урага̄н – змеев.

― Господи, в теле Твоем я вижу всех богов, мудрецов, разрушителя Шиву, лотосорожденного Брахму и все прочие виды жизни.

ТЕКСТ 16

अनेकबाहूदरवक्त्रनेत्रं
पश्यामि त्वां सर्व्वतोऽनन्तरूपम् ।
नान्तं न मध्यं न पुनस्तवादिं
पश्यामि विश्वेश्वर विश्वरूप ॥१॥

анека-ба̄хӯдара-вактра-нетрам̇
паш́йа̄ми тва̄м̇ сарвато ’нанта-рӯпам
на̄нтам̇ на мадхйам̇ на пунас тава̄дим̇
паш́йа̄ми виш́веш́вара виш́ва-рӯпа

виш́веш́вара – Владыка вселенной; виш́ва – рӯпа ― о вселенский образ; паш́йа̄ми – я вижу; тва̄м – Тебя; ананта – рӯпам ― Твоими бесчисленными обликами; анека – бесчисленное множество; ба̄ху – рук; удара – животов; вактра – ртов; нетрам – глаз; сарватаx – повсюду; паш́йа̄ми – я вижу; на – нет; антам – конца; на – нет; мадхйам – середины; пунаx – опять же; на – нет; а̄дим – начала; тава – Твоего.

Кришна, Ты суть вселенная. Я вижу в простирающемся до бесконечности теле Твоем несметное количество рук, животов, ртов и глаз. У тела Твоего нет ни начала, ни середины, ни конца.

ТЕКСТ 17

किरीटिनं गदिनं चक्रिणञ्च
तेजोराशिं सर्व्वतो दीप्तिमन्तम् ।
पश्यामि त्वां दुर्निरीक्ष्यं समन्ताद्
दीप्तानलार्कद्युतिमप्रमेयम् ॥१७॥

кирӣт̣инам̇ гадинам̇ чакрин̣ам̇ ча
теджо-ра̄ш́им̇ сарвато дӣптимантам
паш́йа̄ми тва̄м̇ дурнирӣкшйам̇ саманта̄д
дӣпта̄нала̄рка-дйутим апрамейам

паш́йа̄ми – я вижу; тва̄м – Тебя; апрамейам – неизмеримым; дӣптимантам – сияющим; теджо – ра̄ш́им ― исполненным великолепия; сарватаx – повсюду; кирӣт̣инам – с коронами; гадинам – булавами; ча – и; чакрин̣ам – дисками; дур – нирӣкшйам ― трудно смотреть; дӣпта – яркого сияния; анала – подобного пламени; арка – дйутим ― солнечному свету; саманта̄т – повсюду.

Куда ни брошу взгляд, всюду созерцаю я Твои бессчетные образы, увенчанные златыми уборами. В неисчислимых руках Твоих Ты сжимаешь грозные палицы и разящие огнем круги. Зрелище это неописуемо. Всё вокруг меня озарено светом тысяч солнц и сполохами тысяч молний. Я ослеплен и не вижу ничего, кроме света.

ТЕКСТ 18

त्वमक्षरं परमं वेदितव्यं
त्वमस्य विश्वस्य परं निधानम् ।
त्वमव्ययः शाश्वतधर्म्मगोप्त
सनातनस्त्वं पुरुषो मतो मे ॥१८॥

твам акшарам̇ парамам̇ ведитавйам̇
твам асйа виш́васйа парам̇ нидха̄нам
твам авйайаx ш́а̄ш́вата-дхарма-гопта̄
сана̄танас твам̇ пурушо мато ме

твам – Ты; парамам – верховный; акшарам – зрячий; ведитавйам – познается; твам – Ты; парам – высшее; нидха̄нам – место успокоения; асйа – этой; виш́васйа – вселенной; твам – Ты; авйайаx – неизменный; гопта̄ – защитник; ш́а̄ш́вата – дхарма ― вечной религии; твам – Ты; сана̄танаx – изначальная; пурушаx – личность; ме – мое; матаx – мнение.

Ты вмещаешь в Себя целую вселенную. Ты высший закон. Ты источник и смысл жизни. Ты Безусловная Истина, о коей гласят Писания. Теперь у меня нет сомнений.

ТЕКСТ 19

अनादिमध्यान्तमनन्तवीर्य्यम्
अन्तबाहुं शशिसूर्य्यनेत्रम् ।
पश्यामि त्वां दीप्तहुताशवक्त्र
स्वतेजसा विश्वमिदं तपन्तम् ॥१९॥

ана̄ди-мадхйа̄нтам ананта-вӣрйам
ананта-ба̄хум̇ ш́аш́и-сӯрйа-нетрам
паш́йа̄ми тва̄м̇ дӣпта-хута̄ш́а-вактрам̇
сва-теджаса̄ виш́вам идам̇ тапантам

тва̄м – Ты; ана̄ди – мадхйа-антам ― без начала, середины и конца; ананта – вӣрйам ― безграничным могуществом; ананта – ба̄хум ― бесчисленное множество рук; ш́аш́и – сӯрйа-нетрам ― и глаз, что подобны луне и солнцу; паш́йа̄ми – я вижу; дӣпта – хута̄ш́а ― яркое пламя агни-хотра-жертвоприношения; вактрам – Твоих ртов; идам – эта; виш́вам – вселенная; тапантам – сжигается; сва – теджаса̄ ― Твоим сиянием.

Без начала, середины и конца Ты вмещаешь в Себя все бытие. Величие Твое беспредельно. Могучим рукам Твоим несть числа. Солнце и Луна ― очи Твои. Огнем, что вырывается из уст Твоих, Ты опаляешь мироздание, залитое Твоим ослепительным светом.

ТЕКСТ 20

द्यावापृथिव्योरिदमन्तरं हि
व्याप्तं त्वयैकेन दिशश्च सर्व्वाः ।
दृष्ट्वाद्भुतं रूपमिदं तवोग्रं
लोकत्रयं प्रव्यथितं महात्मन् ॥२०॥

дйа̄в а̄-пр̣тхивйор идам антарам̇ хи
вйа̄птам̇ твайаикена диш́аш́ ча сарва̄x
др̣шт̣ва̄дбхутам̇ рӯпам идам̇ тавограм̇
лока-трайам̇ правйатхитам̇ маха̄тман

твайа̄ – Ты; экена – один; вйа̄птам – пронизываешь; сарва̄x – все; диш́аx – стороны света; идам антарам – между; дйа̄в – пр̣тхивйоx ― землей и небом; ча – и; маха̄ – а̄тман ― о великая личность; др̣шт̣ва̄ – видя; идам – этот; тава – Твой; адбхутам – поразительный; уграм – ужасающий; рӯпам – образ; лока – трайам ― три мира; правйатхитам – приходят в смятение.

Ты наполняешь Собою все пространство меж небом и землею. Ты простираешься во все стороны бытия. Чуден и грозен облик Твой, и приводишь Ты в трепет обитателей трех миров.

ТЕКСТ 21

अमी हि त्वां सुरसङ्घा विशन्ति
केचिद्भीताः प्राञ्जलयो गृणन्ति ।
स्वस्तीत्युक्त्वा महर्षिसिद्धसङ्घाः
स्तुवन्ति त्वां स्तुतिभिः पुष्कलाभिः ॥२१॥

амӣ хи тва̄м̇ сура-сан̇гха̄ виш́анти
кечид бхӣта̄x пра̄н̃джалайо гр̣н̣анти
свастӣтй уктва̄ махарши-сиддха-сан̇гха̄x
стуванти тва̄м̇ стутибхиx пушкала̄бхиx

хи – поистине; амӣ сура – сан̇гха̄x ― сонмы богов; виш́анти – входят; тва̄м – в Тебя; кечит – некоторые; бхӣта̄x – из страха; пра̄н̃джалайаx – со сложенными руками; уктва̄ ити – после первого произнесения; свасти – да будет благо; гр̣н̣анти – возносят молитвы; махарши – сиддха-сан̇гха̄x ― толпы великих мудрецов и сиддхов; стуванти – восхваляют; тва̄м – Тебя; пушкала̄бхиx – очистительные; стутибхиx – заклинания.

Боги, склонившись в почтении, входят в плоть Твою. Иные из них, сложив ладони, в страхе молятся Тебе. Мудрецы и праведники возносят Тебе благоговейную молитву: «Да минует нас погибель, да пребудет мир во вселенной!»

ТЕКСТ 22

रुद्रादित्या वसवो ये च साध्या
विश्वेऽश्विनौ मरुतश्चोष्मपाश्च ।
गन्धर्व्वयक्षासुरसिद्धसङ्घा
वीक्षन्ते त्वां विस्मिताश्चैव सर्व्वे ॥२२॥

рудра̄дитйа̄ васаво йе ча са̄дхйа̄
виш́ве ’ш́винау маруташ́ чошмапа̄ш́ ча
гандхарва-йакша̄сура-сиддха-сан̇гха̄
вӣкшанте тва̄м̇ висмита̄ш́ чаива сарве

рудра – Рудры; а̄дитйа̄x – Адитьи; йе васаваx – Васу; ча – и; са̄дхйа̄x – боги властители Садхьи; виш́ве – боги властители ― Вишвадевы; аш́винау – двое Ашвини; марутаx – Маруты; ча – и; ушма – па̄x ― праотцы; ча – и; гандхарва – ангелы; йакша – якши; асура – асуры; ча – и; сиддха – сан̇гха̄x ― все сиддхи; висмита̄x – в великом изумлении; сарве – все; вӣкшанте эва – поистине взирают; тва̄м – на Тебя.

Все ипостаси благого Шивы, все Адитьи, Васу, Садхья, Вишвадева, Ашвини, ветра Маруты, вселенские пращуры, ангелы, бесы, пророки и титаны ― все взирают на Тебя изумленно.

ТЕКСТ 23

रूपं महत्ते बहुवक्त्रनेत्रं
महाबाहो बहुबाहूरुपादम् ।
बहूदरं बहुदंष्ट्राकरालं
दृष्ट्वा लोकाः प्रव्यथितास्तथाहम् ॥२३॥

рӯпам̇ махат те баху-вактра-нетрам̇
маха̄-ба̄хо баху-ба̄хӯру-па̄дам
бахӯдарам̇ баху-дам̇шт̣ра̄-кара̄лам̇
др̣шт̣ва̄ лока̄x правйатхита̄с татха̄хам

маха̄ – ба̄хо ― сильнорукий; др̣шт̣ва̄ – видя; те – Твой; махат – огромный; рӯпам – образ; баху – многими; вактра – ликами; нетрам – глазами; баху – многими; ба̄ху – руками; уру – бедрами; па̄дам – стопами; баху – многими; ударам – животами; баху – многими; кара̄лам – ужасающими; дам̇шт̣ра̄ – зубами; лока̄x – люди; правйатхита̄x – исполнены страха; татха̄ – так же как; ахам – я.

Я и всё живое во вселенной трепещем в ужасе при виде сих рук, ног, животов, глаз и зевов с устрашающими зубами.

ТЕКСТ 24

नभःस्पृशं दीप्तमनेकवर्णं
व्यात्ताननं दीप्तविशालनेत्रम् ।
दृष्ट्वा हि त्वां प्रव्यथितान्तरात्मा
धृतिं न विन्दामि शमञ्च विष्णो ॥२४॥

набхаx-спр̣ш́ам̇ дӣптам анека-варн̣ам̇
вйа̄тта̄нанам̇ дӣпта-виш́а̄ла-нетрам
др̣шт̣ва̄ хи тва̄м̇ правйатхита̄нтар-а̄тма̄
дхр̣тим̇ на винда̄ми ш́амам̇ ча вишн̣о

вишн̣о – Вседержитель Вишну; др̣шт̣ва̄ – видя; тва̄м – Твой образ; дӣптам – сияющий; анека – варн̣ам ― многоцветный; набхаx – спр̣ш́ам ― пронизывающий небо; вйа̄тта – а̄нанам ― с широко открытыми ртами; дӣпта – виш́а̄ла-нетрам ― с огромными огненными глазами; антар – а̄тма̄ ― мой ум; правйатхита – очень обеспокоен; хи – поистине; на винда̄ми – я не нахожу; дхр̣тим – стойкости; ча – или; ш́амам – покоя.

О Вселенная, глядя на Тебя, ослепляющую переливами красок и восходящую в бесконечную высь, видя всепоглощающие уста Твои и полыхающие глаза, я дрожу от страха и не в силах сохранять присутствие духа.

ТЕКСТ 25

दंष्ट्राकरालानि च ते मुखानि
दृष्ट्वैव कालानलसन्निभानि ।
दिशो न जाने न लभे च शर्म्म
प्रसीद देवेश जगन्निवास ॥२५॥

дам̇шт̣ра̄-кара̄ла̄ни ча те мукха̄ни
др̣шт̣ваива ка̄ла̄нала-саннибха̄ни
диш́о на джа̄не на лабхе ча ш́арма
прасӣда девеш́а джаган-нива̄са

др̣шт̣ва̄ – глядя; те – на Твои; дам̇шт̣ра̄ – кара̄ла̄ни ― ужасающие зубы; ча – и; мукха̄ни – рты; эва – поистине; саннибха̄ни – похожие; анала – на пламя; ка̄ла – периода уничтожения; на джа̄не – я не в силах определить; диш́аx – четыре стороны света; ча – и; на лабхе – не обретаю; ш́арма – счастья; дева – ӣш́а ― о Бог богов; джагат – нива̄са ― о прибежище вселенной; прасӣда – будь доволен.

Боже, в лике Твоем я вижу огонь всеобщего уничтожения. Все образы мира плывут у меня пред глазами, земля уходит из-под ног. Господь-Вселенная, сжалься надо мной!

ТЕКСТЫ 26-27

अमी च त्वां धृतराष्ट्रस्य पुत्राः
सर्व्वे सहैवावनिपालसङ्घैः ।
भीष्मो द्रोणः सूतपुत्रस्तथासौ
सहास्मदीयैरपि योधमुख्यैः ॥२६॥
वक्त्राणि ते त्वरमाणा विशन्त
दंष्ट्राकरालानि भयानकानि ।
केचिद्विलग्ना दशनान्तरेषु
सन्दृश्यन्ते चूर्णितैरुत्तमाङ्गैः ॥२७॥

амӣ ча тва̄м̇ дхр̣тара̄шт̣расйа путра̄x
сарве сахаива̄вани-па̄ла-сан̇гхаиx
бхӣшмо дрон̣аx сӯта-путрас татха̄сау
саха̄смадӣйаир апи йодха-мукхйаиx
вактра̄н̣и те тварама̄н̣а̄ виш́анти
дам̇шт̣ра̄-кара̄ла̄ни бхайа̄нака̄ни
кечид вилагна̄ даш́ана̄нтарешу
сандр̣ш́йанте чӯрн̣итаир уттама̄н̇гаиx

ча – и; эва – поистине; сарве – все; амӣ – эти; путра̄x – сыновья; дхр̣тара̄шт̣расйа – Дхритараштры; саха – вместе; авани – па̄ла-сан̇гхаиx ― со всеми царями; бхӣшмаx – Бхишма; дрон̣аx – Дрона; асау – этот; сӯта – путраx ― сын колесничего, Карна; татха̄ – и; апи – поистине; саха – вместе; асмадӣйаиx – с нашими; йодха – мукхйаиx ― главными воинами; те – они; виш́анти – входят; тварама̄н̣а̄x – быстро; тва̄м – в Твои; вактра̄н̣и – уста; бхайа̄нака̄ни – вселяющими ужас; дам̇шт̣ра̄ – кара̄ла̄ни ― устрашающими зубами; кечит – некоторые; сандр̣ш́йанте – видятся; вилагна̄x – застрявшими; даш́ана – антарешу ― между зубами; уттама – ан̇гаиx ― их головы; чӯрн̣итаиx – раздавливаются.

Я вижу, как сыны Дхритараштры и царственные соратники их ― Бхишма, Дрона, Карна ― и все наши военачальники устремляются в безжалостные зевы Твои, иные с размозженными главами застревают меж Твоих зубов.

ТЕКСТ 28

यथा नदीनां बहवोऽम्बुवेगाः
समुद्रमेवाभिमुखा द्रवन्ति ।
तथा तवामी नरलोकवीरा
विशन्ति वक्त्राण्यभितो ज्वलन्ति ॥२८॥

йатха̄ надӣна̄м̇ бахаво’мбу-вега̄x
самудрам эва̄бхимукха̄ драванти
татха̄ тава̄мӣ нара-лока-вӣра̄
виш́анти вактра̄н̣й абхивиджваланти

эва – поистине; амӣ – эти; вӣра̄ – герои; нара – лока ― среди людей; виш́анти – входят; тава – в Твои; абхивиджваланти – пылающие; вактра̄н̣и – рты; татха̄ – точно так же; йатха̄ – как; бахаваx – множество; амбу – вега̄x ― волн; надӣна̄м – рек; драванти – стремительно бегут; абхимукха̄x – по направлению; самудрам – океану.

Словно реки, что несутся с гор и исчезают в безбрежном море, великие воины тают в Твоих пылающих устах.

ТЕКСТ 29

यथा प्रदीप्तं ज्वलनं पतङ्ग
विशन्ति नाशाय समृद्धवेगाः ।
तथैव नाशाय विशन्ति लोकास्
तवापि वक्त्राणि समृद्धवेगाः ॥२९॥

йатха̄ прадӣптам̇ джваланам̇ патан̇га̄
виш́анти на̄ш́а̄йа самр̣ддха-вега̄x
татхаива на̄ш́а̄йа виш́анти лока̄с
тава̄пи вактра̄н̣и самр̣ддха-вега̄x

йатха̄ – как; патан̇га̄x – мотыльки; самр̣ддха – вега̄x ― очень быстро; виш́анти – входят; прадӣптам – в пылающий; джваланам – огонь; на̄ш́а̄йа – чтобы погибнуть; татха̄ – так же; эва – точно; лока̄x – эти люди; апи – тоже; самр̣ддха – вега̄x ― стремительно; виш́анти – входят; тава – в Твои; вактра̄н̣и – уста; на̄ш́а̄йа – на свою погибель.

Точно мотыльки, беспомощно летящие в огонь, могучие ратники устремляются в Твои разверзшиеся уста к неминуемой гибели.

ТЕКСТ 30

लेलिह्यसे ग्रसमानः समन्ताल्
लोकान्समग्रान्वदनैर्ज्वलद्भिः ।
तेजोभिरापूर्य्य जगत्समग्रं
भासस्तवोग्राः प्रतपन्ति विष्णो ॥३०॥

лелихйасе грасама̄наx саманта̄л
лока̄н самагра̄н ваданаир джваладбхиx
теджобхир а̄пӯрйа джагат самаграм̇
бха̄сас тавогра̄x пратапанти вишн̣о

вишн̣о – о Вишну; лелихйасе – слизываешь; самагра̄н – всех; лока̄н – людей; саманта̄т – со всех сторон; грасама̄наx – пожирая; джваладбхиx – огненными; ваданаиx – зевами; пратапанти – испепеляя; самаграм – всю; джагат – вселенную; а̄пӯрйа – залитую; теджобхиx – лучами; тава – Твоего; угра̄x – устрашающего; бха̄саx – сияния.

О, как нещадно пылающими ртами поглощаешь Ты жертвы Свои! Как жестоко испепеляешь ослепительным сиянием все живое!

ТЕКСТ 31

आख्याहि मे को भवानुग्ररूपो
नमोऽस्तु ते देववर प्रसीद ।
विज्ञातुमिच्छामि भवन्तमाद्यं
न हि प्रजानामि तव प्रवृत्तिम् ॥३१॥

а̄кхйа̄хи ме ко бхава̄н угра-рӯпо
намо ’сту те дева-вара прасӣда
виджн̃а̄тум иччха̄ми бхавантам а̄дйам̇
на хи праджа̄на̄ми тава правр̣ттим

дева – вара ― о лучший из богов; асту намаx – да будут мои поклоны; те – Тебе; прасӣда – будь милостив; иччха̄ми – я желаю; а̄кхйа̄хи – сказал; ме – мне; каx – кто; бхава̄н – Ты; угра – рӯпаx ― ужасающем образе Господа; виджн̃а̄тум – чтобы понять; бхавантам – Твое величество; а̄дйам – изначальную причину; хи – поистине; на праджа̄на̄ми – я не в силах постичь; тава – Твои; правр̣ттим – деяния.

Кто Ты, Владыка? Если Ты всё сущее, зачем Ты здесь? Смилостивись надо мною, я не в силах постичь Твоих путей!

ТЕКСТ 32

श्रीभगवानुवाच ।
कालोऽस्मि लोकक्षयकृत्प्रवृद्धो
लोकान्समाहर्त्तुमिह प्रवृत्तः ।
ऋतेऽपि त्वां न भविष्यन्ति सर्व्वे
येऽवस्थिताः प्रत्यनीकेषु योधाः ॥३२॥

ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
ка̄ло ’сми лока-кшайа-кр̣т правр̣ддхо
лока̄н сама̄хартум иха правр̣ттаx
р̣те ’пи тва̄м̇ на бхавишйанти сарве
йе ’вастхита̄x пратйанӣкешу йодха̄x

ш́рӣ – бхагава̄н ува̄ча ― Господь сказал; асми – Я; правр̣ддхаx – могущественным; ка̄лаx – временем; лока – кшайа-кр̣т ― разрушающим миры; правр̣ттаx – действующим; сама̄хартум – чтобы уничтожать; лока̄н – людей; иха – здесь; апи – даже; р̣те – без; тва̄м – тебя; сарве – все; йодха̄x – воины; йе – которые; авастхита̄x – присутствуют; пратйанӣкешу – в обоих воинствах; на бхавишйанти – не останутся.

Всевышний отвечал:

― Я здесь, Арджуна, дабы уничтожать всех живущих, ибо Я суть всеистребляющее время. Потому, друг Мой, если ты не предашь смерти врагов твоих, Я сделаю это Сам.

ТЕКСТ 33

तस्मात्त्वमुत्तिष्ठ यशो लभस्व
जित्वा शत्रून्भुङ्क्ष्व राज्यं समृद्धम् ।
मयैवैते निहताः पूर्व्वमेव
निमित्तमात्रं भव सव्यसाचिन् ॥३३॥

тасма̄т твам уттишт̣ха йаш́о лабхасва
джитва̄ ш́атрӯн бхун̇кшва ра̄джйам̇ самр̣ддхам
майаиваите нихата̄x пӯрвам эва
нимитта-ма̄трам̇ бхава савйа-са̄чин

твам – ты; уттишт̣ха – должен подняться; тасма̄т – поэтому; лабхасва – достигни; йаш́аx – славы; джитва̄ – победив; ш́атрӯн – врагов; бхун̇кшва – наслаждайся; самр̣ддхам – процветающим; ра̄джйам – царством; эва – поистине; эте – эти; пӯрвам – уже; нихата̄x – убиты; майа̄ – Мной; савйа – са̄чин ― о искусный лучник; бхава – просто будь; эва нимитта – ма̄трам ― инструментом.

Я повелеваю тебе взять твое оружие и обрушить его на врага. Исполни приговор судьбы и насладись земными властью и славою. Те нечестивцы, что устремили оружие против тебя, давно приговорены Мною к смерти. Тебе, искусный лучник, надлежит лишь воспользоваться именем победителя.

ТЕКСТ 34

द्रोणञ्च भीष्मञ्च जयद्रथञ्च
कर्णं तथान्यानपि योधवीरान् ।
मया हतांस्त्वं जहि मा व्यथिष्ठा
युध्यस्व जेतासि रणे सपत्नान् ॥३४॥

дрон̣ам̇ ча бхӣшмам̇ ча джайадратхам̇ ча
карн̣ам̇ татха̄нйа̄н апи йодха-вӣра̄н
майа̄ хата̄м̇с твам̇ джахи ма̄ вйатхишт̣ха̄
йудхйасва джета̄си ран̣е сапатна̄н

дрон̣ам – Дрона; ча – и; бхӣшмам – Бхишма; ча – и; джайа – дратхам ― Джаядратха; ча – и; карн̣ам – Карна; татха̄ – и; анйа̄н – другие; йодха – вӣра̄н ― герои среди сражающихся; апи – хотя; хата̄н – убиты; майа̄ – Мной; джахи – должен убить; твам – ты; ма̄ вйатхишт̣ха̄x – не должен беспокоиться; йудхйасва – просто сражайся; джета̄си – ты победишь; сапатна̄н – врагов; ран̣е – на поле брани.

Стань Моею разящей рукою ― уничтожь тех, кто уже предан Мною смерти: Дроначарью, Бхишму, Джаядратху, Карну. Казнь этих витязей уже свершилась, осуществи предначертанное Мною и не тревожься ни о чем.

ТЕКСТ 35

सञ्जय उवाच ।
एतच्छ्रुत्वा वचनं केशवस्य
कृताञ्जलिर्वेपमानः किरीटी ।
नमस्कृत्वा भूय एवाह कृष्णं
सगद्गदं भीतभीतः प्रणम्य ॥३५॥

сан̃джайа ува̄ча
этач чхрутва̄ вачанам̇ кеш́авасйа
кр̣та̄н̃джалир вепама̄наx кирӣт̣ӣ
намаскр̣тва̄ бхӯйа эва̄ха кр̣шн̣ам̇
са-гадгадам̇ бхӣта-бхӣтаx пран̣амйа

сан̃джайа ува̄ча – Санджая сказал; ш́рутва̄ – услышав; этат – это; вачанам – утверждение; кеш́авасйа – Кешавы; кирӣтӣ – Арджуна; кр̣та – ан̃джалиx ― со сложенными руками; вепама̄наx – дрожа; намаскр̣тва̄ – простерся в поклоне; бхӯйаx – снова и снова; эва – поистине; пран̣амйа – преклонив голову; бхӣта – бхӣтаx ― в великом страхе; а̄ха – обратился; кр̣шн̣ам – Кришне; са – гадгадам ― дрожащим голосом.

Санджая сказал:

― Мой государь, в ответ на слова Кришны Арджуна сложил у груди ладони и молвил с трепетом:

ТЕКСТ 36

अर्ज्जुन उवाच ।
स्थाने हृषीकेश तव प्रकीर्त्त्या
जगत्प्रहृष्यत्यनुरज्यते च ।
रक्षांसि भीतानि दिशो द्रवन्ति
सर्व्वे नमस्यन्ति च सिद्धसङ्घाः ॥३६॥

арджуна ува̄ча
стха̄не хр̣шӣкеш́а тава пракӣртйа̄
джагат прахр̣шйатй анураджйате ча
ракша̄м̇си бхӣта̄ни диш́о драванти
сарве намасйанти ча сиддха-сан̇гха̄x

арджуна ува̄ча – Арджуна сказал; стха̄не – воистину; хр̣шӣка – ӣш́а ― о Повелитель чувств; джагат – мир; прахр̣шйати – ликует; ча – и; анураджйате – привязывается; тава пракӣртйа̄x – к прославлению Тебя; бхӣта̄ни – страшные; ракша̄м̇си – ракшасы; драванти – убегают; диш́аx – во все стороны; ча – а; сиддха – сан̇гха̄x ― совершенные существа; сарве – все; намасйанти – преклоняются.

― О Владыка чувств, весь мир с упоением славит Тебя! Пред Тобою покорно склоняется всякая живая тварь. Праведники поют Тебе хвалу, нечестивцы в ужасе бегут прочь.

ТЕКСТ 37

कस्माच्च ते न नमेरन्महात्मन्
गरीयसे ब्रह्मणोऽप्यादिकर्त्त्रे ।
अनन्त देवेश जगन्निवास
त्वमक्षरं सदसत्तत्परं यत् ॥३७॥

касма̄ч ча те на намеран маха̄тман
гарӣйасе брахман̣о ’пй а̄ди-картре
ананта девеш́а джаган-нива̄са
твам акшарам̇ са-асат тат парам̇ йат

маха̄тман – о великая личность; дева – ӣш́а ― Повелитель богов; ананта – о безграничный; ча – и; джагат – нива̄са ― прибежище вселенной; гарӣйасе – более великий; апи – даже; брахман̣аx – Безмятежное бытие; а̄ди – картре ― изначальным творцом; твам – Ты; акшарам – нетленная; тат – та; йат – что; парам – запредельна; сат – асат ― причине и следствию; касма̄т – почему; на намеран – они не должны склоняться; те – Тобой.

Ты безграничный и всемогущий, Бог богов, вместилище вселенной! Тебя почитает своим Владыкою творец бытия Брахма. Ты источник вездесущего сияния, из коего происходит и в коем растворяется все сущее.

ТЕКСТ 38

त्वमादिदेवः पुरुषः पुराणस्
त्वमस्य विश्वस्य परं निधानम् ।
वेत्तासि वेद्यञ्च परञ्च धाम
त्वया ततं विश्वमनन्तरूप ॥३८॥

твам а̄ди-деваx пурушаx пура̄н̣ас
твам асйа виш́васйа парам̇ нидха̄нам
ветта̄си ведйам̇ ча парам̇ ча дха̄ма
твайа̄ татам̇ виш́вам ананта-рӯпа

твам – Ты; а̄ди – деваx ― предвечный Господь; твам – Ты; пура̄н̣аx – изначальная; пурушаx – личность; парам нидха̄нам – единственное пристанище; асйа – этой; виш́васйа – вселенной; парам – высшая; дха̄ма – обитель; ча – и; аси – Ты; ветта̄ – знающим; ведйам – следует познавать; ананта – рӯпа ― обладающий бесчисленными обликами; твайа̄ – Тобой; виш́вам – вселенная; татам – пронизана.

Ты Родитель богов, Ты последнее пристанище вселенной. Ты единственный знающий и предмет познания. Ты воплощаешь Собою мир по ту сторону бытия. Безграничный, Ты в каждой былинке вселенной.

ТЕКСТ 39

वायुर्यमोऽग्निर्वरुणः शशाङ्कः
प्रजापतिस्त्वं प्रपितामहश्च ।
नमो नमस्तेऽस्तु सहस्रकृत्वः
पुनश्च भूयोऽपि नमो नमस्ते ॥३९॥

ва̄йур йамо ’гнир варун̣аx ш́аш́а̄н̇каx
праджа̄патис твам̇ прапита̄махаш́ ча
намо намас те ’сту сахасра-кр̣тваx
пунаш́ ча бхӯйо ’пи намо намас те

твам – Ты; ва̄йуx – бог ветра; йамаx – бог возмездия; агниx – бог огня; варун̣аx – бог океана; ш́аш́а – ан̇каx ― бог луны; праджа̄ – патиx ― прародитель Брахма; ча – и; пра – пита̄-махаx ― отец праотца; асту – пусть будут; намаxнамаx – непрестанные поклоны; те – Тебе; сахасра – кр̣тваx ― тысячи раз; ча – и; пунаx – снова; апи – и опять же; бхӯйаx – дальше; намаx намаx – непрестанные поклоны; те – Тебе.

Ты пространство, Ты огонь, Ты смерть, Ты море и Луна. Ты зачинатель жизни Брахма, и Ты родитель Брахмы. Я склоняюсь пред Тобою тысячи раз снова и снова.

ТЕКСТ 40

नमः पुरस्तादथ पृष्ठतस्ते
नमोऽस्तु ते सर्व्वत एव सर्व्व ।
अनन्तवीर्य्यामितविक्रमस्त्वं
सर्व्वं समाप्नोषि ततोऽसि सर्व्वः ॥४०॥

намаx пураста̄д атха пр̣шт̣хатас те
намо ’сту те сарвата эва сарва
ананта-вӣрйа̄мита-викрамас твам̇
сарвам̇ сама̄пноши тато ’си сарваx

сарва – о изначальный образ всего сущего; асту – да будут; намаx – поклоны; те – Тебе; пураста̄т – спереди; атха – потом; пр̣шт̣хатаx – сзади; намаx – поклоны; те – Тебе; сарватаx – со всех сторон; эва – поистине; амита – викрамаx ― безграничным могуществом; ананта – вӣрйа ― безграничной доблестью; твам – Ты; сама̄пноши – пронизываешь; сарвам – все сущее; татаx – поэтому; аси – Ты есть; сарваx – все сущее.

В Тебе сосредоточено всё сущее. Все, вокруг и внутри, ― это Ты, и нет ничего вне Тебя. Я падаю пред Тобою ниц спереди, сзади и со всех сторон. Власть Твоя пребудет повсюду.

ТЕКСТ 41

सखेति मत्वा प्रसभं यदुक्तं
हे कृष्ण हे यादव हे सखेति ।
अजानता महिमानं तवेदं
मया प्रमादात्प्रणयेन वापि ॥४१॥

сакхети матва̄ прасабхам̇ йад уктам̇
хе кр̣шн̣а хе йа̄дава хе сакхети
аджа̄ната̄ махима̄нам̇ таведам̇
майа̄ прама̄да̄т пран̣айена ва̄пи

аджа̄ната̄ ― из – за незнания; идам – этого; махима̄нам – величия; тава – Твоего; прама̄да̄т ― из – за беспечности; ва апи ― или, может, еще чего – либо; пран̣айена – из любви; матва̄ – думая; ити – как; сакха̄ – друге; йат – что; уктам – было сказано; майа̄ – мной; прасабхам – опрометчиво; ити – так; хе кр̣шн̣а – о Кришна; хе йа̄дава – о Ядава; хе сакха̄ – о друг.

В неведении полагал Тебя своим приятелем, беспечно называл Тебя Кришною и Ядавою, не подозревая, что Ты сама вселенная. Прости мне, Господи, мое любовное безрассудство.

ТЕКСТ 42

यच्चावहासार्थमसत्कृतोऽसि
विहारशय्यासनभोजनेषु ।
एकोऽथवाप्यच्युत तत्समक्षं
तत्क्षामये त्वामहमप्रमेयम् ॥४२॥

йач ча̄ваха̄са̄ртхам асат-кр̣то ’си
виха̄ра-ш́аййа̄сана-бходжанешу
эко ’тха ва̄пй ачйута тат-самакшам̇
тат кша̄майе тва̄м ахам апрамейам

аваха̄са – артхам ― ради шутки; йат ― из – за которой; аси – Тебе; асат – кр̣таx ― было нанесено оскорбление; ча виха̄ра – ш́аййа̄-а̄сана-бходжанешу ― играя, отдыхая, сидя и принимая пищу; экаx – наедине; атха ва̄ – или; апи – также; ачйута – о Ачьюта; тат – самакшам ― в присутствии родных; тат – за это; тва̄м – у Тебя; апрамейам – о неизмеримый; ахам кша̄майе – я прошу прощения.

Я не раз принижал Тебя шутками, когда в час досуга мы делили с Тобою ложе или наслаждались трапезой, наедине или в кругу друзей. Прости мне мои вольности, о Непорочный.

ТЕКСТ 43

पितासि लोकस्य चराचरस्य
त्वमस्य पूज्यश्च गुरुर्गरीयान् ।
न त्वत्समोऽस्त्यभ्यधिकः कुतोऽन्यो
लोकत्रयेऽप्यप्रतिमप्रभाव ॥४३॥

пита̄си локасйа чара̄чарасйа
твам асйа пӯджйаш́ ча гурур гарӣйа̄н
на тват-само ’стй абхйадхикаx куто ’нйо
лока-трайе ’пй апратима-прабха̄ва

апратима – прабха̄ва ― обладать несравненным могуществом; аси – Ты; пита̄ – отцом; локасйа – этого мира; чара – ачарасйа ― движущихся и неподвижных существ; твам – Ты; пӯджйаx – предмет поклонения; ча – и; гуруx – духовный учитель; гарӣйа̄н – самый почтенный; асйа – этого мира; на асти – нет никого; тват – самаx ― равен Тебе; апи лока – трайе ― даже во всех трех мирах; кутаx – где есть; анйаx – другой; абхйадхикаx – более великий.

Всемогущий, Единый и Неповторимый, Родитель всех существ, как узревших Истину, так и очарованных обманом! Всякая тварь возносит Тебе молитвы, Ты всеобщий наставник и старший над всеми. В трех мирах нет Тебе равных.

ТЕКСТ 44

तस्मात्प्रणम्य प्रणिधाय कायं
प्रसादये त्वामहमीशमीड्यम् ।
पितेव पुत्रस्य सखेव सख्युः
प्रियः प्रियायार्हसि देव सोढुम् ॥४४॥

тасма̄т пран̣амйа пран̣идха̄йа ка̄йам̇
праса̄дайе тва̄м ахам ӣш́ам ӣд̣йам
питева путрасйа сакхева сакхйуx
прийаx прийа̄йа̄рхаси дева сод̣хум

тасма̄т – так; пран̣амйа – принося поклоны; пран̣идха̄йа – простирая; ка̄йам – мое тело; ахам праса̄дайе – я молю о милости; тва̄м – Тебя; ӣд̣йам – обожаемый; ӣш́ам – Господь; ива – как; пита̄ – отец; путрасйа – сына; ива – как; сакха̄ – друг; сакхйуx – друга; прийаx – как любящий человек; прийа̄йа̄ – любимого; дева – о Господь; архаси – Ты; сод̣хум – простить.

Скошенным тростником я падаю пред Тобою ниц и молю о пощаде. Ты ― мой Повелитель, и я ― Твой покорный раб. Как отец сносит дерзости сына, друг ― неучтивость друга, муж ― небрежность жены, так и Ты прости мне мои выпады и глумления.

ТЕКСТЫ 45-46

अदृष्टपूर्व्वं हृषितोऽस्मि दृष्ट्वा
भयेन च प्रव्यथितं मनो मे ।
तदेव मे दर्शय देव रूपं
प्रसीद देवेश जगन्निवास ॥४५॥
किरीटिनं गदिनं चक्रहस्तम्
इच्छामि त्वां द्रष्टुमहं तथैव ।
तेनैव रूपेण चतुर्भुजेन
सहस्रबाहो भव विश्वमूर्त्ते ॥४६॥

адр̣шт̣а-пӯрвам̇ хр̣шито ’сми др̣шт̣ва̄
бхайена ча правйатхитам̇ мано ме
тад эва ме дарш́айа дева рӯпам̇
прасӣда девеш́а джаган-нива̄са
кирӣт̣инам̇ гадинам̇ чакра-хастам
иччха̄ми тва̄м̇ драшт̣ум ахам̇ татхаива
тенаива рӯпен̣а чатур-бхуджена
сахасра-ба̄хо бхава виш́ва-мӯрте

дева – Господь; др̣шт̣ва̄ – увидев; адр̣шт̣а – пӯрвам ― не было увидено; асми – являюсь; хр̣шитаx – переполненным радостью; ча – но; ме – мой; манаx – ум; правйатхитам – сильно взволнован; бхайена ― из – за страха; эва дарш́айа – только яви; ме – мне; тат – тот; рӯпам – образ; дева – ӣш́а ― о Бог богов; джаган – нива̄са ― о прибежище вселенной; прасӣда – будь милостив; ахам – я; иччха̄ми – желаю; драшт̣ум – увидеть; тва̄м – Тебя; татха̄ эва – в образе того; кирӣт̣инам – в шлеме; гадинам – с булавой; чакра – хастам ― и диском в руке; сахасра – ба̄хо ― тысячерукий; виш́ва – мӯрте ― вселенский образ; эва бхава – просто предстань; тена – в этом; рӯпен̣а – образе; чатур – бхуджена ― имею четыре руки.

Господи, воистину величествен Ты в облике вселенной. Но я с ужасом взираю на это. Сжалься надо мною, Владыка мира, яви мне Твой царственный облик ― с блистательным убором на челе, палицею и огненным колесом в руках. О Тысячерукий, предстань предо мною в четырехруком облике.

ТЕКСТ 47

श्रीभगवानुवाच ।
मया प्रसन्नेन तवार्ज्जुनेदं
रूपं परं दर्शितमात्मयोगात् ।
तेजोमयं विश्वमनन्तमाद्यं
यन्मे त्वदन्येन न दृष्टपूर्व्वम् ॥४७॥

ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
майа̄ прасаннена тава̄рджунедам̇
рӯпам̇ парам̇ дарш́итам а̄тма-йога̄т
теджо-майам̇ виш́вам анантам а̄дйам̇
йан ме твад анйена на др̣шт̣а-пӯрвам

ш́рӣ – бхагава̄н ува̄ча ― Господь сказал; арджуна – Арджуна; майа̄ – поскольку Я; прасаннена – доволен; тава – тобой; идам – этот; теджо – майам ― ярко сияющий; анантам – безграничный; а̄дйам – предвечный; парам – высший; виш́вам – вселенский; рӯпам – образ; дарш́итам – был явлен; ме а̄тма – йога̄т ― с помощью Моей йогамайи; йат – что; на др̣шт̣а – пӯрвам ― не был увиден прежде; анйена ― кем – либо другим; тват – кроме тебя.

Всевышний отвечал:

― Истинно, Арджуна, Я явил тебе Свой образ бесконечной, вездесущей, вечной, сияющей вселенной. Никто прежде не удостаивался чести видеть сей облик Мой.

ТЕКСТ 48

न वेदयज्ञाध्ययनैर्न दानैर्
न च क्रियाभिर्न तपोभिरुग्रैः ।
एवंरूपः शक्य अहं नृलोके
द्रष्टुं त्वदन्येन कुरुप्रवीर ॥४८॥

на веда-йаджн̃а̄дхйайанаир на да̄наир
на ча крийа̄бхир на тапобхир уграиx
эвам̇-рӯпаx ш́акйа ахам̇ нр̣-локе
драшт̣ум̇ твад анйена куру-правӣра

куру – правӣра ― герой среди Куру; анйена тват – никем кроме тебя; ахам – Я; на ш́акйаx – не могу; драшт̣ум – увиден; нр̣ – локе ― здесь людей; эвам̇ – рӯпаx ― так; веда – адхйайанаиx ― через изучение Вед; йаджн̃а – жертвоприношения; на – ни; да̄наиx – с помощью благотворительности; на – ни; крийа̄бхиx – совершая ритуалы; ча – и; на – ни; уграиx – суровой; тапобхиx – воздержания.

Никто прежде не взирал на вселенную разом со всех сторон в трех временах. Облик сей дивный и устрашающий недоступен взору праведников, подвижников и ученых.

ТЕКСТ 49

मा ते व्यथा मा च विमूढभावो
दृष्ट्वा रूपं घोरमीदृङ्ममेदम् ।
व्यपेतभीः प्रीतमनाः पुनस्त्वं
तदेव मे रूपमिदं प्रपश्य ॥४९॥

ма̄ те вйатха̄ ма̄ ча вимӯд̣ха-бха̄во
др̣шт̣ва̄ рӯпам̇ гхорам ӣдр̣н̇ мамедам
вйапета-бхӣx прӣта-мана̄x пунас твам̇
тад эва ме рӯпам идам̇ прапаш́йа

ма̄ те – ты не должен иметь; вйатха̄ – страха; ча – и; ма̄ – не; вимӯд̣ха – бха̄ваx ― сбит с толку; др̣шт̣ва̄ – глядя; ӣдр̣к – такой; идам гхорам – ужасный; рӯпам – образ; мама – Мой; вйапета – бхӣx ― свободен от страха; прӣта – мана̄x ― с радостным умом; твам прапаш́йа – лицезрей; пунаx – снова; идам – этот; ме – Мой; тат эва – тот же самый; рӯпам – образ.

Да будет так. Да уйдут страхи твои. Я предстану пред тобою в Моем четырехруком облике, дабы мы вновь могли наслаждаться беседою.

ТЕКСТ 50

सञ्जय उवाच ।
इत्यर्ज्जुनं वासुदेवस्तथोक्त्वा
स्वकं रूपं दर्शयामास भूयः।
आश्वासयामास च भीतमेनं
भूत्वा पुनः सौम्यवपुर्महात्मा ॥५०॥

сан̃джайа ува̄ча
итй арджунам̇ ва̄судевас татхоктва̄
свакам̇ рӯпам̇ дарш́айа̄м а̄са бхӯйаx
а̄ш́ва̄сайа̄м а̄са ча бхӣтам энам̇
бхӯтва̄ пунаx саумйа-вапур маха̄тма̄

сан̃джайа ува̄ча – Санджая сказал; татха̄ ити – так; уктва̄ – сказав; маха̄ – а̄тма̄ ― величественный; ва̄судеваx – сын Васудевы; бхӯйаx – вновь; дарш́айа̄м а̄са – явил; свакам – Свой; рӯпам – образ; арджунам – Арджуне; ча – и; а̄ш́ва̄сайа̄м а̄са – утешил; энам – этого; бхӣтам – испуганного; бхӯтва̄ – став; пунаx – снова; саумйа – вапуx ― приятным на вид.

Санджая сказал:

― В тот же миг, дабы ободрить друга, Кришна преобразился в четырехрукого Бога и следом принял прежний Свой облик Юноши пленительной Красоты.

ТЕКСТ 51

अर्ज्जुन उवाच ।
दृष्ट्वेदं मानुषं रूपं तव सौम्यं जनार्द्दन
इदानीमस्मि संवृत्तः सचेताः प्रकृतिं गतः ॥५१॥

арджуна ува̄ча
др̣шт̣ведам̇ ма̄нушам̇ рӯпам̇ / тава саумйам̇ джана̄рдана
ида̄нӣм асми сам̇вр̣ттаx / са-чета̄x пракр̣тим̇ гатаx

арджуна ува̄ча – Арджуна сказал; джана̄рдана – о Джанардана; др̣шт̣ва̄ – глядя; (на) идам – этот; ма̄нушам – подобный человеческому; саумйам – приятный; тава – Твой; рӯпам – образ; ида̄нӣм – теперь; асми сам̇вр̣ттаx – я стал; са – чета̄x ― в сознании; гатаx – вернулся; пракр̣тим – в свойственное мне состояние.

Арджуна сказал:

― О истребитель сомнений, Джанардана, вновь увидев Тебя в привычном мне образе, я обрел присутствие духа. Страхи мои развеялись, в сердце воцарился покой.

ТЕКСТ 52

श्रीभगवानुवाच ।
सुदुर्द्दर्शमिदं रूपं दृष्टवानसि यन्मम ।
देवा अप्यस्य रूपस्य नित्यं दर्शनकाङ्क्षिणः ॥५२॥

ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
су-дурдарш́ам идам̇ рӯпам̇ / др̣шт̣ава̄н аси йан мама
дева̄ апй асйа рӯпасйа / нитйам̇ дарш́ана-ка̄н̇кшин̣аx

ш́рӣ – бхагава̄н ува̄ча ― Господь сказал; идам – этот; мама – Мой; рӯпам – образ; йат – что; др̣шт̣ава̄н аси – ты увидел; су – дурдарш́ам ― очень трудно узреть; апи – даже; дева̄x – богам; нитьям – всегда; дарш́ана – ка̄н̇кшин̣аx ― жаждут увидеть; асйа – этот; рӯпасйа – образ.

Всевышний отвечал:

― Редко кому выпадает возможность видеть Меня таким, как ты видишь Меня сей миг. Боги на небесах, и те мечтают хотя бы издали взглянуть на Вечность, Сознание и Красоту, слепленные в человеческий облик.

ТЕКСТ 53

नाहं वेदैर्न तपसा न दानेन न चेज्यया ।
शक्य एवंविधो द्रष्टुं दृष्टवानसि यन्मम ॥५३॥

на̄хам̇ ведаир на тапаса̄ / на да̄нена на чеджйайа̄
ш́акйа эвам̇-видхо драшт̣ум̇ / др̣шт̣ава̄н аси йан мама

на – не; ш́акйаx – возможно; ахам – Меня; драштум – увидеть; эвам̇ – видхаx ― так; йатха̄ – как; др̣шт̣ава̄н – ты увидел; ма̄м – Меня; ведаиx – с помощью изучения Вед; на – ни; тапаса̄ – воздержание; на – ни; да̄нена – благие дела; на – ни; ча – также; ӣджйайа̄ – жертвоприношения.

Меня, Безусловную Истину в облике человека, невозможно лицезреть глазами Священных Писаний. Ни усмирение плоти и чувств, ни добрые дела, ни жертвы не дозволят тебе узреть Меня в Моем подлинном облике.

ТЕКСТ 54

भक्त्या त्वनन्यया शक्य अहमेवंविधोऽर्ज्जुन ।
ज्ञातुं द्रष्टुञ्च तत्त्वेन प्रवेष्टुञ्च परन्तप ॥५४॥

бхактйа̄ тв ананйайа̄ ш́акйа / ахам эвам̇-видхо ’рджуна
джн̃а̄тум̇ драшт̣ум̇ ча таттвена / правешт̣ум̇ ча парантапа

парантапа – карающий врагов; арджуна – Арджуна; ту – однако; ананйайа̄ – безраздельного; бхактйа̄ – преданного служения; ахам – Я; ш́акйаx – могу; джн̃а̄тум – быть познан; ча – и; драшт̣ум – увиден; эвам̇ – видхаx ― в этом виде; ча – и; таттвена – подлинно; правешт̣ум – вступить.

Лишь любящим Меня душам Я позволяю познавать Меня, взирать на Меня, забавляться со Мною в Моих игрищах.

ТЕКСТ 55

मत्कर्म्मकृन्मत्परमो मद्भक्तः सङ्गवर्ज्जितः ।
निर्व्वैरः सर्व्वभूतेषु यः स मामेति पाण्डव ॥५५॥

мат-карма-кр̣н мат-парамо / мад-бхактаx сан̇га-варджитаx
нирваираx сарва-бхӯтешу / йаx са ма̄м эти па̄н̣д̣ава

па̄н̣д̣ава – о сын Панду; саx – тот; йаx – кто; мат – карма-кр̣т ― посвящает Мне свои дела; мат – парамаx ― конечное прибежище; мат – бхактаx ― служит Мне с преданностью; санга – варджитаx ― избегает общения с обывателями; нирваираx – без враждебности; сарва – бхӯтешу ― к живым существам; эти – приходит; ма̄м – ко Мне.

Кто единственным долгом своим полагает служение Мне, Безусловной Красоте, кто во всем уповает на Меня, кто не связан более узами со здешним миром и ни к кому не питает вражды, того Я жду в Своей обители ― царстве Любви и Красоты.

Другие материалы раздела

2016-05-01

Бхагавад Гита. Глава 1. В канун сражения. Саинья-даршан

2016-05-02

Бхагавад Гита. Глава 2. Вещество и сознание. Санкхья-йога

2016-05-03

Бхагавад Гита. Глава 3. Путь действия. Карма-йога

2016-05-04

Бхагавад Гита. Глава 4. Путь познания. Гьяна-йога

2016-05-05

Бхагавад Гита. Глава 5. Путь действия в отрешении. Карма-санньяса-йога

2016-05-06

Бхагавад Гита. Глава 6. Созерцание. Дхьяна-йога

2016-05-07

Бхагавад Гита. Глава 7. Относительное и безусловное понятия «Всевышний». Гьяна-вигьяна-йога

2016-05-08

Бхагавад Гита. Глава 8. Путь к совершенной свободе. Тарака-брахма-йога

2016-05-09

Бхагавад Гита. Глава 9. Тайное сокровище Всевышнего. Раджа-гухья-йога

2016-05-10

Бхагавад Гита. Глава 10. Великое сокровище. Вибхути-йога

2016-05-11

Бхагавад Гита. Глава 11. Образ Вселенной. Даршана-йога

2016-05-12

Бхагавад Гита. Глава 12. Путь преданности. Бхакти-йога

2016-05-13

Бхагавад Гита. Глава 13. Сознание и Вещество. Пракрити-пуруша-вивека-йога

2016-05-14

Бхагавад Гита. Глава 14. Вещественный обман и три его состояния. Гунатрая-вибхага-йога

2016-05-15

Бхагавад Гита. Глава 15. Высшее Существо. Пурушоттама-йога

2016-05-16

Бхагавад Гита. Глава 16. Души с праведным и порочным нравом. Даивасура-сампад-вибхага-йога

2016-05-17

Бхагавад Гита. Глава 17. Три вида веры. Шраддхатрайя-вибхага-йога

2016-05-18

Бхагавад Гита. Глава 18. Безусловная свобода. Мокша-йога