Вы здесь:  / Бхагавад Гита - лекции / Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»

Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»

#19:31

Путь к свободе лежит через исполнение долга без привязанности к плодам деятельности

Кришна говорит: «Нет, путь к свободе лежит не через отказ от долга, а, напротив, через исполнение долга». Но при одном условии: не нужно привязываться к результату.

3.27. На самом деле всякая деятельность осуществляется органами чувств, приводимыми в движение, то есть веществом в трех его состояниях.

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть движение, или деятельность, другими словами, – это просто напросто переход вещества из одного состояния в другое. Это есть деятельность.

Но тот, кто не отличает себя самое от вещества, себя настоящего от кажущегося, полагает: «Это я совершаю этот поступок».

Б.Ч. Бхарати Свами: Здесь Кришна уже дает зачатки гьяна-йоги, или пути познания окружающего мира. По сути дела, всякая деятельность, а деятельность есть частный случай движения как такового, всякое движение есть переход вещества из одного состояния в другое — трансформация, преобразование вещества.

#21:26

Что такое вещество?

Б.Ч. Бхарати Свами: Что такое вещество? Вещество – это состояние сознания. Некое состояние сознания. Есть в квантовой физике такая вещь, такое понятие, как «кошка Шредингера». Это когда ставится мысленный эксперимент. Предположим, что в черном ящике сидит кошка. Там же находится счетчик Гейгера, который, включаясь или реагируя на попадание в него радиоактивной частицы, электрона, включается и приводит в движение газовый баллончик. И эта кошка умирает.

Вот мы предполагаем, что есть такой тонкий-тонкий счетчик Гейгера, который только на один электрон реагирует. Что такое электрон? Электрон может быть частицей, то есть формой волны, которая… Знаете, волна — вы стоите в Одессе возле пирса и волна, которая идет от моря, бьет вас. Вы реально ощущаете воздействие – это есть частица. Это есть электрон как частица — то, что воздействует на вас.

А может быть, вы несетесь в этой волне и тогда вы никакого воздействия не ощущаете – она вас не бьет. Или она движется очень медленно, или она застыла гипотетически, вы воздействия не ощущаете. Таким образом, это не частица, а это волна. Счетчик Гейгера реагирует только на электрон как частицу. А на электрон как волну, то есть, вместе с ним если двигаться, счетчик Гейгера не реагирует.

Так вот, мы запускаем туда… И вероятность того, что электрон будет представлять собой корпускулу, то есть частицу, и электрон будет представлять собой волну, не воздействующую на счетчик Гейгера, вероятности одинаковы: 50 на 50. Таким образом, вероятность того, что кошка жива или мертва, 50 на 50.

Вопрос: жива или мертва? Для любого разумного, так сказать, «нормального» человека она может быть либо жива, либо мертва. Но в квантовой физике она наполовину жива и наполовину мертва, то есть она не жива и не мертва. Она наполовину жива и наполовину мертва. И зависит это только от счетчика Гейгера, не от кошки.

Счетчик Гейгера. Как он ее зафиксирует? Как он зафиксирует электрон? В виде корпускулы или в виде невоздействующей волны? При этом электрон одновременно, всегда, в каждое мгновение, одновременно и воздействующая волна, и бьющая частица.

То есть электрон находится в двух состояниях: состоянии материи и состоянии неопределенности. Соответственно, и кошка всегда жива или мертва. И чтобы этот казус не ломал умы обывателей, Шредингер сказал, что законы квантового мира, то есть законы предельно малых частиц, не распространяются уже на молекулы. Молекулы либо существуют, либо не существуют. Тогда как кванты, из которых состоят молекулы, одновременно существуют и не существуют.

Но тем не менее эта самая кошка одновременно жива и не жива. Выяснить, жива она или не жива, можно только одним способом: открыть этот ящик и посмотреть. Помните из физики «наблюдатель влияет на эксперимент»? Это из теории относительности. И далее квантовая физика. Кстати, квантовая физика признает Эйнштейна. Кошка будет жить или не будет жить. Вообще, ее жизнь и смерть как некое определенное состояние зависят от того, кто откроет ящик и посмотрит. Таким образом, она рождается только после того, как откроют ящик.

#26:49

Вещи существуют только в нашем сознании

Из этого следует, что в материальном мире, то есть в наблюдаемом нами мире, вещи существуют только в нашем сознании. Как только мы открываем утром ящик (веки), этот мир сразу появляется. Пока для нас этот мир — черный ящик, все в нем наполовину существует, не существует. Причем в каком виде оно существует, неизвестно, а в каком оно не существует — вопрос отпадает.

Открывая «глаза», мы создаем этот мир. «Глаза» в кавычках, потому что у нас пять чувств. Открывая пять чувств, пробуждаясь, мы создаем этот мир. Мы создаем ту самую «кошку Шредингера». Живет она или не живет?

Весь мир — это и есть черный ящик с многочисленными кошками. То есть существование окружающего мира зависит от открытия наших век, а вот в каком виде этот мир… Не его существование как таковое, а в каком виде этот мир существует зависит от нашего с вами состояния: сонного или полусонного, возбужденного или проницательного. Это тамагуна, раджагуна, сатвагуна.

Собственно, об этом Кришна и говорит в этом стихе. Он говорит: «На самом деле вся деятельность, то есть события осуществляются органами чувств». То есть осуществляются нашими чувствами. Что такое чувства? Чувства – это мембраны сознания. Это некие мембраны, которые передают нашему сознанию воздействие некоторое. Эти воздействия… Мы с вами видим не окружающий мир, а мы с вами воспринимаем воздействие на ум, создаваемое глазами или этими мембранками. Этими мембранками мы не мир ощущаем, а мы эти мембранки, эти ситечки, которые дребезжат.

Кришна говорит: «На самом деле всякие явления или всякие движения осуществляются органами чувств. Но тот, кто не отличает себя от чувств, от этих мембран, думает: «это я совершаю действие». Другими словами, ребенок, когда приходит в кинотеатр, думает, что то, что на экране, имеет к нему непосредственное отношение.

Он говорит: «Давай, Джек Воробей! Убей негодяя!» И Джек Воробей убивает негодяя. И он говорит: «Мама, мама, смотри, я помог Джеку Воробью!» А на самом деле там происходит все само по себе. У нас столько много всяких экранов.

В мультфильме «Ну-погоди!», когда волк искал зайца, там было бесконечное количество телевизоров. Правда, там заяц был один и тот же. Помните, он его выключал? Это отдельная история. У нас с вами огромное количество этих экранов. Нам кажется, что мы воздействуем, мы задаем программу, переключаем.

Слушатель: Мама смотрит телевизор. Я говорю: «В телевизоре же не правда». Она говорит: «Так у меня же много каналов!»

Б.Ч. Бхарати Свами: Среди многих каналов один-то точно будет настоящим, правдой.

Слушатель: Она смотрит все и анализирует.

Б.Ч. Бхарати Свами: Она не понимает, что все каналы исходят от одного источника. То же самое, если соединять в пробирке химические компоненты, то получится жизнь.

Слушатель: Если много разных соленых вещей соединять, в конце сладкое получится.

Б.Ч. Бхарати Свами: Все программы действительно исходят из одного. Глава государства, например, говорит: «Так, чтобы сделали четыреста программ, но все они говорили об одном». Как можно завоевать, осуществить свое владычество над этим миром, как «широка страна моя родная!»

Дело в том, что Кришна здесь говорит, что лучше смотреть на все эти каналы, чем вообще их все выключить. Лучше идти путем деятельности, чем выключить все, потому что тогда все равно будешь смотреть на экран и воображать себе.

Слушатель: Лучше, оказывается, смотреть, чем выключить.

Б.Ч. Бхарати Свами: Потому что среди этих экранов один может оказаться вещанием с Вайкунтхи. Такое может быть.

Слушатель: То есть надо в этих каналах искать один, вещающий с Вайкунтхи?

Б.Ч. Бхарати Свами: Если среди этих каналов найдется один, где будут говорить не о стяжательстве, а о самопожертвовании. Канал «Благовест» или, например, будут хулить вайшнавов, мол, «они считают, что не надо есть мясо».

Слушатель: Сама эта мысль проникнет.

Б.Ч. Бхарати Свами: Дальше: «А что вы думаете по этому поводу, те, кто считает обратное?» И вдруг появляется какой-то преданный и начинает говорить: «Не делайте другим того, что не желаете себе. И вообще, всякая жертва — бенефициаром ее является Кришна».

Был один гамбургер, на этой неделе умер, такой крупный.

Слушатель: Динамит.

Б.Ч. Бхарати Свами: Гамбургер. Динамит он? Когда смотрел на него, мне казалось, что он гамбургер. Я давно смотрел передачу про вегетарианство. И там выступал преданный. Выступал какой-то человек, вегетарианец из «Общества вегетарианцев» и выступал Гамбургер, который в плечах был, как два этих… И он им объяснял. Я не смогу стиль его передать, но смысл такой, что «вы посмотрите на меня и поймете, что мужику мясо нужно. И посмотрите на себя. Вы же доходяги». Все это он приправлял жестами характерными, движениями желваков квадратных.

Преданный на меня не произвел впечатления, а человек, который из «Общества вегетарианцев», говорил: «Ну как же? Им же больно, когда их едят, когда их убивают! Плачут они и дети у них». А тот ему отвечает: «Они не люди и поэтому боли не испытывают. У них души нет, у них все рефлекторно. Они боли не чувствуют, у них просто от электрического тока или ножа мышцы сокращаются, как у отрезанной ноги лягушки. Там боли никакой нет, а чисто электричество. И когда мы, — говорит, — на заре существования нашей цивилизации с дерева спустились, мы, собственно, и умными стали, — говорит он о себе, — потому что стали мясо есть и обрабатывать его на огне».

Зато он, я прочитал, одной рукой сдвинул двадцатитонный автобус. Одной рукой двадцатитонный автобус. Правда, я видел одного алкаша, который на кране работал, сдвигал и стотонные.

Слушатель: Но он же краном.

Б.Ч. Бхарати Свами: И что? Сдвигал же. Вот он сдвинул двадцатитонный автобус и получил какие-то нереальные деньги за это. А другой сдвинул ферзя и получил в двадцать раз больше. Ферзя на шахматной доске скинул и получил больше.

Слушатель: Каждый зарабатывает, как может. Если бы тот мог двигать ферзя, он бы, конечно, двигал. А он не мог.

Б.Ч. Бхарати Свами: А результат тот же.

Слушатель: Своя карма.

Б.Ч. Бхарати Свами: А ферзь ничего же не весит. Просто сдвинул его, правда, в нужную сторону.

#37:13

Вещество существует в трех состояниях

3.28. О сильнорукий, кто знает, что вещество существует в трех состояниях: спокойствия, возбуждения и помрачения, что у каждого состояния есть своя движущая сила,

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть Бог.

а чувства и предметы чувств относятся к разным состояниям вещества, тот не считает себя действующим. Он понимает, что любое чувство (ухо, кожа, глаз, язык и нос) управляется высшей силой, чувство просто занято поиском своего предмета (звука, поверхности, образа, вкуса и запаха).

#38:02

Освобождение от страха и самообмана

Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна здесь говорит, что когда человек освобождается от страхов и самообмана, когда понимает, что любой орган чувств управляется высшей силой. И по сути вся жизнь наша – это наблюдение за тем, как органы чувств стремятся к своим объектам. Ухо ищет звуков, кожа ищет поверхности, глаза ищут цвет, цветовые гаммы, язык – вкус, а нос – запах. Вот вся наша жизнь. А вы говорите: «Благоденствие народа…»

3.29. Сознание, попавшее под влияние обмана, напоминает одержимого. Оно теряет рассудительность и пристращается к чувственным удовольствиям. Мудрый не должен смущать невежественных людей философскими истинами об отречении и свободе. Пусть они занимаются упорядоченной деятельностью, но не привязываются к ее плодам, поскольку деятельность без привязанности делает человека свободным.

3.30. Посвяти свой труд Мне, сознавая, что всеми поступками управляет извечный Господь. В таком сознании ты избавишься от чувства собственности и, следовательно, от скорби. Возьми оружие и сражайся, ибо это твой истинный долг.

3.31. В ком живет вера в Мои слова, кто не завидует Мне и действует бескорыстно, тот не связан ответственностью за свои действия, хотя и продолжает действовать.

3.32. Но кто завидует Мне и не прислушивается к Моим словам, тот безумец. Такое живое существо пребывает в невежестве и обречено рождаться и умирать снова и снова.

3.33. Даже мудрый не в силах совладать с врожденными пороками и поступает так, как велит ему природа. Кто не прислушивается ко Мне, тот становится рабом дурных наклонностей. Он не боится ни законов общества, ни законов Писаний.

3.34. О Арджуна, хотя органы чувств тянутся к своим предметам и увлекают тебя, ты не должен поддаваться этим соблазнам. Чувства — величайший враг тех, чья цель — познать себя.

3.35. Лучше исполнять свой долг несовершенно, чем чужой безупречно. Знай, даже смерть во благо, если исполняешь свой долг. Но идти чужой дорогой небезопасно».

#40:51

Чистая преданность – это естественное состояние души

Разъяснение:

Чистая преданность Адхокшадже (Господу, недоступному для чувственного восприятия) — естественное состояние души. Даже если поступок преданной души кажется неблаговидным, он лучше любого «доброго» или нравственного с материальной точки зрения поступка, поскольку любая материальная деятельность совершается под влиянием помрачения, возбуждения или просветления. Чистую преданность Всевышнему можно обрести только в обществе святых. Чистая преданность — высшее достояние живого существа. Чистую преданность не в силах забрать даже смерть. Поскольку мирские «добрые» поступки делаются ради кого угодно, кроме Всевышнего, они ведут лишь к страху смерти.

Б.Ч. Бхарати Свами: В Шримад Бхагаватам 11.2.37 говорится:

Кто отказывается служить Всевышнему, тот совершает насилие над собственной природой. А кто противится собственной природе, тот оказывается в иллюзии. В иллюзии сознание мнит себя частью вещества и отождествляет себя с внешней оболочкой. Находясь в мире внешних объектов, обусловленное сознание испытывает страх за свою плоть, семью, друзей, имущество и т.п. Потому разумный, осознав бренность и призрачность окружающего мира, предается Вечному Господу и служит гуру, возлюбленному слуге Всевышнего, понимая, что слуга Всевышнего неотличен от своего Господина

#42:47

Что заставляет душу совершать грех?

3.36. Арджуна спросил: «О Кришна, что заставляет душу совершать грех даже против собственной воли?»

3.37. Всевышний ответил: «Совершать грех живое существо заставляет похоть. Похоть вызывает желание наслаждать чувства. Если это не получается, похоть превращается в гнев. Похоть ненасытна и губительна. В этом мире нет ничего опасней похоти.

3.38. Как огонь слегка скрыт дымом, как зеркало покрыто полупрозрачным слоем пыли, как плод полностью сокрыт в утробе матери, так сознание живого существа бывает покрыто похотью разной плотности в зависимости от трех состояний обмана.

3.39. Похоть лишает знания. Она вечный враг того, кто стремится к истине. Как ненасытный огонь, похоть пожирает рассудок.

3.40. Чувства, ум и разум — любимые места обитания твоего смертельного врага по имени похоть. Лишив живое существо разума, похоть поражает его ум и чувства, а затем низвергает в трясину самообмана.

3.41. Потому, благородный Бхарата, сначала обуздай чувства, тогда сможешь противостоять источнику греха — похоти, которая разрушает гьяну (способность отличить сознание от материи) и вигьяну (способность отличить сознание от Сверхсознания).

3.42. Мудрые говорят: над неодушевленными предметами стоят чувства, над чувствами стоит ум, над умом — разум (способность рассуждать). Над разумом — сознание, твое вечное и подлинное «я».

3.43. Потому, доблестный воин, дабы одолеть похоть, ты должен начать с себя. Найди в себе разум, с помощью него умиротвори ум, с помощью ума обуздай чувства, и тогда предметы чувств не будут представлять для тебя предметов вожделения.

Б.Ч. Бхарати Свами: На этом закончилась третья глава. Следующая глава четвертая называется «Путь познания. Гьяна.» Глава третья «Гиты» называется «Карма-йога. Путь действия».

Транскрипция: Даная

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2009-12-05

Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

2009-12-12

Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»

2009-12-19

Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»

2009-12-26

Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»

2010-01-02

Бхагавад Гита, Глава 5: «Путь деятельности в отречении»

2010-01-16

Бхагавад Гита, Глава 6: «Путь созерцания»

2010-01-23

Бхагавад Гита, Глава 7: «Относительное и абсолютное понятия «Всевышний»»

2010-01-30

Бхагавад Гита, Глава 8: «Путь к совершенной свободе»

2010-03-13

Бхагавад Гита, Глава 9: «Тайное сокровище Всевышнего»

2010-03-20

Бхагавад Гита, Глава 10: «Великое сокровище»

2010-05-01

Бхагавад Гита, Глава 11: «Образ Вселенной»

2010-05-08

Бхагавад Гита, Глава 12: «Путь преданности»

2010-05-15

Бхагавад Гита, Глава 13: «Сознание и Материя: Господствующее и Подчинённое Начала»

2010-05-29

Бхагавад Гита, Глава 14: «Материя и три ее состояния»

2010-06-05

Бхагавад Гита, Глава 15–16 «Высшее Существо», «Души с праведным и порочным нравом»

2010-06-12

Бхагавад Гита, Глава 17: «Три вида веры»

2010-06-19

Бхагавад Гита, Глава 18: «Безусловная свобода»