«Благодатный свет Махапрабху»
«Благодатный свет Махапрабху» | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 27 апреля 2013 года, Навадвип Дхам Парикрама
- Шри Чайтанья — это изначальный Бог (00:00)
- Странные видения Шачидеви (03:30)
- У каждой аватары есть свое назначение (13:00)
- Когда Шри Чайтанья явился, все повторяли святое Имя (18:40)
- Интересные истории о Махапрабху (21:30)
- Почему Махапрабху принял санньясу? (26:55)
- Место, где Махапрабху простил все оскорбления живым существам (28:58)
- Основание ШЧСМ Шридхаром Махараджем (32:45)
- Потоп в Навадвипе, или «искупление земли» (34:12)
- Девять островов Навадвипы как «цветок лотоса» (36:43)
- Загадка появления Махапрабху в Навадвипе (38:19)
- Нитьянанда Прабху (39:26)
- Сон Шачи Деви (43:45)
- Кришна неполон в Себе (44:57)
- Почему мантра «Харе Кришна», если Кришна вторичен? (52:23)
- Махапрабху даёт доступ к играм Кришны (53:34)
- Физический мир повторяет мир сознания (56:09)
https://www.youtube.com/watch?v=qHym63lraMk
Благодатный свет Махапрабху
Лекция с Б. Ч. Бхарати Свами от 27 апреля 2013 года, Навадвип Дхам Парикрама
#00:00
Шри Чайтанья – это изначальный Бог
Б. Ч. Бхарати Свами: Про Гаура Пурниму вы и так все знаете.
Слушатель: Нет, нет, я ничего не знаю как раз.
Б. Ч. Бхарати Свами: В этот день явился на Землю Шри Чайтанья, которого мы почитаем как изначального Бога.
So, I said today Lord Chaytanya appeared in this world and we respect him as original Lord. В отличие от остальных явлений Бога, которые являются аватарами, то есть воплощениями, Господь Чайтанья есть тот самый источник, из которого все воплощения исходят.
So, I say that apart from all others incarnations of the Lord Lord Chaytanya is the original source of all other divine descendants. So today is the appearance day of Mahaprabhu.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Yes. Махапрабху сравнивается с восходящей луной. Он действительно низошел на Землю в день полнолуния, как сегодняшний день. Говорится, что луна сменяет жаркий день, и, хотя она дает свет, этот свет не жжет, как солнце, он не обжигает и не испепеляет, а наоборот, дает прохладу, то есть это свет, который дает прохладу, Чандра. И Махапрабху явился в этот век лицемерия, лжи, век войн, огня, Кали-югу, чтобы своим прохладным светом охладить горячие сердца, охладить войны, охладить страсти, то есть это не обжигающий, а благодатный свет.
So, I said that the sun is burning light but the moon is soothing cooling light. So Mahaprabhu he came in this age of world and deception to give the soothing the cozy light.
#03:30
Странные видения Шачидеви
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда Шачидеви была беременна Махапрабху, она замечала очень странные явления. В их доме вдруг по ночам были видны странные силуэты. На фоне звездного неба вдруг выходили какие-то божественно красивые люди, ангельского вида женщины, мужчины, которые приходили в дом. Она их не видела воочию, но она ощущала и видела их силуэты, видела как-то краем глаза. То есть она не могла с ними четко пообщаться, но явно было их присутствие. Они приходили к ней в комнату, кланялись ей и уходили.
So when Shachidevi was pregnant with Mahaprabhu she from certain a time she started a notice seen that heavenly looking figures appeared in her house. Very beautiful women and angel looking men suddenly came to her room and pay obeisances and give blessings and asked blessings and then disappeared. There are many that was very astonish for her.
Однажды она поделилась со своим мужем, с отцом Махапрабху: «Я вижу какие-то странные фигуры. Они приходят, они мне кланяются, и это очень удивительно».
Similar story we read from the Bible from New Testament when angel Gabriel descendant and told her that God will appear from your womb and then later the wise man of the East following the star came to the place to the barn.
Слушатель: With the an angel.
Б. Ч. Бхарати Свами: Yes, they also came. Как в Библии, мы знаем, что архангел Гавриил низошел к Деве Марии и сказал: «У тебя родится человек-бог». Так же Шачидеви стала замечать, что к ней приходят ангелоподобные существа. И так же, как в Библии, волхвы с востока пришли в ясли к Деве Марии и сказали, что этот младенец перевернет мир, так же к Шачидеви стали приходить мудрецы. В частности, пришел Адвайта Ачарья и его жена Сита Деви. Они были не очень-то знакомы с ними, но вдруг Адвайта Ачарья… Он по нашим понятиям был президент академии наук Индии, то есть это была величина, у которой были несколько школ. У него была своя школа в Пури, своя школа в Бенаресе, своя школа здесь. Вообще Навадвипа была научным и культурным центром Востока в те времена. Это было 500 лет назад. Как в Англии Оксфордский университет.
So I say why now in England Oxford University, city of Oxford is like scientific capital, scholarship capital of United Kingdom. So is the center of study. So Navadwipa was also the center of study. Rich people from Persia and Iran, Iraq, from Сambodia and of course India they sent their offsprings, their sons to study here because this city was city of universities.
Вообще на Востоке, это касалось Персии, естественно, всей Индии, Камбоджи, считалось престижем, когда богатые родители посылали учиться сюда своих детей. Потому что это был город университетов. И возглавлял всю эту университетскую братию и был непререкаемым авторитетом Адвайта Ачарья. Мы в его дом ходили на парикраму. И Адвайта Ачарья со своей женой Ситой пришли к Шачи Деви и стали ей кланяться и подносить ей дары и показывать почтение, как будто они были Божества с алтаря. Для нее это было очень необычно. И Адвайта Ачарья сказал ей, что у тебя родится необычный младенец. Я, говорит, прочитал по астрологическим выкладкам, что аватара Кали-юги родится у тебя.
So the parents of Mahaprabhu will not very much familia with Advaita Acharya because Advaita Acharya was the head of all scholar groups and schools. He had his own school here, his own academy then in Puri then in Benares. So suddenly he came to parents of Mahaprabhu Shachi Devi and father of Mahaprabhu Jagannatha Mishra and started worship been her as if she was a demigod and then they sad that Kali-uga avatar will appear in your house.
И затем Адвайта Ачарья сказал, что мы давно ждали сошествия Махапрабху, сошествия Кали-юга-аватара. И вот он должен явиться. Мы знаем, что Адвайта Ачарья молился на берегу Ганги много лет, чтобы Шри Кришна низошел. После Кали-юги, после Своих игр во Вриндаване чтобы Он низошел сюда. Когда мы были в первую нашу парикраму, вот это пирамидальное здание, Йога-питх – это как раз место, где Махапрабху родился. Там дерево ним до сих пор живет. Его поэтому назвали Нимай – родившийся под деревом. Он родился у Шачи Деви.
#13:00
У каждой аватары есть свое назначение
Б. Ч. Бхарати Свами: Говорится в писаниях, что у каждой аватары есть свое назначение. Юга-аватара – это аватара, который нисходит, чтобы дать кодекс долга, кодекс обязанностей человеческого существа в данную эпоху. Потому что в каждую эпоху, каждый временной отрезок, каждый век у человека всегда одна цель, да? То есть душа рождается в человеческом теле для того, чтобы разорвать цепи кармы.
The Lord descends every uga forgive the called of duty or particular uga that human be the soul in body in human form has always the same goal. Is to get read of conception «I am and my» and the freedom. So but because circumstances from age to age different change the Lord accord circumstances gives different religions.
Итак, у человека есть определенное назначение. У любого существа есть определенное назначение. Если в животном теле живое существо не может избавиться от понятия «я есть тело»… Собака считает, что она вот это вот существо на четырех ногах, что ее задача – это охранять дом хозяина, лаять на чужака. Муравей, его задача, его дхарма – это тащить песчинку начальнице своей. Пчела должна мед собирать. Итак, у каждого существа есть своя задача. И только душа, попавшая именно в человеческое тело, обладает одной уникальной особенностью – она способна понять, что она не есть человек. Мы с вами, попав в человеческое тело, можем понять, что мы не есть человек, а мы есть некая программа что ли, которая заводит это тело, но не является этим телом. Как программа на компакт-диске. Есть программа, которая не видна: как бы мы компакт-диск ни крутили, мы никогда не увидим программу. Есть болванка, пластмасска, а есть та самая программа. Точно так же мы с вами: мы есть программа жизни, которая просто записана вот в этом теле. Тело – это как носитель наш. Как бы мы тело ни рассматривали, как бы ни вспарывали, мы эту программу не увидим, как мы не увидим программу на диске, он просто блестящий. Так вот, носитель этой программы – жизнь или джива в теле человека обладает такой способностью, что она в этом теле может понять, что она не есть тело. И Господь нисходит в разных обстоятельствах, чтобы дать такой способ этой самой дживе, этой душе, такой способ практики, такой способ исповедования религии, чтобы понять, что я не есть тело и разорвать оковы причинно-следственных связей закона кармы и обрести спасение. И в Кали-югу такой программой или таким модусом действия, способом действия является внимательное прислушивание к Имени Бога.
So every avatar has different mission to give away of liberation to human beings or to living beings. So in Kali-Yuga particularly the mode of liberation or mode of religion is to attentive listening and taking the name of the savior of the Lord. Were in a miracles when Mahaprabhu descended.
#18:40
Когда Шри Чайтанья явился, все повторяли святое Имя
Итак, возвращаясь к чудесам. Так вот, Махапрабху, или Шри Чайтанья, явился, чтобы принести в эти обстоятельства религию, которая называется «внимательное слушание и повторение святых Имен». И вот когда Он родился, то все на Земле повторяли святое Имя. Так случилось. Это произошло, конечно, случайно, потому что когда Он родился мало того, что была полная луна, так еще случилось затмение. Лунное затмение произошло. И по традиции на Востоке, когда происходит лунное затмение, вообще в Индии лунное затмение, то это как бы демон пожирает луну или солнце, и люди, боясь неблагоприятных последствий (это считается дурное знамение), начинают петь ведические мантры. И вот когда Махапрабху родился, до этого случается затмение, и все по всей Индии, вообще везде, где почитают Веды, начали петь святое Имя. Они ознаменовали Его явление. И говорится, что даже мусульмане были так напуганы этим затмением, что даже стали петь: «Хари, Хари».
When Mahaprabhu appeared the lunar eclipsed. And according to tradition eclipse is not very auspicious omen. So to control acted human beings they chant auspicious mantras, auspicious hymns. And when Mahaprabhu appeared all followers of Vedic tradition chant «Hari Hari» and even muslims there was so frightened that they also chant it they joint. So Mahaprabhu came in this world to introduce holy name. And when he appeared everybody chanted holy name. I consider this is a miracle.
# 21:30
Интересные истории о Махапрабху
Есть много интересных историй о том, как однажды два вора Его похитили. Когда Он был совсем маленький, они похитили Его возле дома. Он играл в песке. Они хотели сорвать с Него украшения. Он когда родился, то тысячи и тысячи людей принесли подарки. Его осыпали золотом, украшениями. Джаганнатха Мишра, конечно, потом все это раздал. Если бы это произошло где-нибудь в Иудее таки, то Иосиф, конечно, не раздал бы все эти подарки и до конца жизни благодаря сыну он бы наслаждался и не ходил бы на свою плотницкую работу, не делал бы окна. Но Джаганнатха Мишра был совсем из другой кости сделан. Он был индус, а не еврей. Поэтому он оставил себе самое необходимое: продукты, необходимые для приготовления прасада, какие-то ткани, пеленки для младенца, а все остальное таки он раздал. Надо было ему родиться несколько сот километров западнее, тогда бы сейчас преданные Махапрабху до сих пор пользовались бы подарками, поскольку с небес приходили полубоги и дарили эти подарки. Но тем не менее какие-то золотые украшения для мальчугана остались, и вот эти воры хотели все это украсть. Но если срывать с младенца сразу, он закричит, поэтому они решили Его отнести в укромное место и там уже раздеть и обуть. И вот они взяли и потащили. И у них произошло помутнение сознания. Они заблудились, они не знали, куда идти. Они попали в какой-то лабиринт.
I am talking about two thieves who kidnapped Mahaprabhu when he was in infant. Aiming to steal all his ornaments but they got lost where did not want to go. So they wandered about all Navadvipa and eventually they came to the front door.
И в конце концов они снова пришли к воротам дома Махапрабху. И как раз Шачи Деви забеспокоилась и вышла за ворота, чтобы своего сына отвести домой и увидела, что два человека играют с Ним. Она их поблагодарила за то, что они заняли ее сына и забрала Махапрабху домой. Я уверен, что все вы знаете много историй о Махапрабху.
Слушатель: Что означает имя Нитай?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нитай – это Нитьянанда. Нимай означает «родившийся под деревом Ним». Нитай – это сокращенное от Нитьянанда. Это та самая земля, те самые песчинки, тот самый песок, по которому ходил Шри Чайтанья. Это место, где мы сейчас находимся, называется Коладвипа, банановый остров. Это раньше была даже не окраина города. Сейчас это окраина. А раньше это вообще дикое место было. Еще несколько лет назад здесь Гурудев рассказывал, что вот в этом месте, когда он только начал жить, что однажды тигр похитил ребенка у одной женщины и съел. То есть такое дикое место было, что здесь тигры водились. Во времена Махапрабху здесь вообще было дикое место. И когда Махапрабху принял санньясу, Он отправился путешествовать. Через пять лет Он вернулся в свой родной дом. Но Он в город не зашел. Он здесь остановился, потому что соблюдал все правила традиционного санньяси и в дом не пошел. И тогда народ, когда узнал, что Махапрабху вернулся погостить на несколько дней, то сюда толпы людей шли.
#26:55
Почему Махапрабху принял санньясу?
Он же принял санньясу формально, потому что его стали принимать за панибрата, к нему относились как к обычному человеку, без уважения. Он говорил: «Я пришел спасать в этот мир. Как же я могу спасать, если вы ко мне относитесь как к равному?» Он принял санньясу, потому что к санньяси есть некое уважение в обществе, чтобы выставить некоторую дистанцию. И люди поняли, что из-за их фамильярного отношения от них ушел Махапрабху, что Нимай Пандит бросил их. Приняв санньясу, Он вынужден был уйти, как предполагается по кодексу. Люди поняли, что из-за них Он ушел. Если бы они к Нему не относились фамильярно, Он бы с ними жил, Он бы их никогда не бросил. Они раскаивались. Когда они узнали, что Он вернулся, то толпа такая к Нему пришла, что Ганга была вся в головах, можно было пешком перейти. Гурудев однажды рассказывал: «Я когда раньше читал «Чайтанья-чаритамриту», я думал, что это преувеличение, что столько народа. Народа так много было, что можно было Гангу перейти по головам. Я думал, это преувеличение. Но когда я увидел толпу, которая собралась приветствовать Махатму Ганди, я понял, что это не преувеличение». Это просто море голов. Горизонта и не видно.
#28:58
Место, где Махапрабху простил все оскорбления живым существам
И вот они все сюда пришли. Они шли рекой и уходили. Они просили прощения. Махапрабху вот в этом самом месте, где мы с вами находимся, простил все оскорбления живым существам. В 41-м году один богатый человек Шридхаре Махараджу подарил два участка земли: вот этот и там, где Матхи наши, соседние Матхи. Через реку когда мы в первый день шли, там много Матхов. Там, где Бхакти Шаран Госвами Махарадж. Один из Гаудия Матхов, да. И Шридхара Махарадж сказал: «Я лучше вот в этом месте буду. Это мое место». Вот этот домик был. Сначала был маленький участок. Потом какой-то кусочек подарили, какой-то выкупили, и постепенно все это стало расширяться. У каждого дома здесь есть название. Вот это Говинда Дхам. Там есть Шанти Дхам, где наши дамы живут. Есть Гуру Дхам. Я как-то Гурудева спросил: «А почему это называется Гуру Дхам?» Он говорит: «А это один человек по имени Гуру подарил. Не думайте, что это гуру и дом гуру. Просто его фамилия Гуру, и он нам подарил участок со своим домом, и мы так и оставили Гуру Дхам. А Шанти Дхам – это назвал Гурудев этот домик, потому что жену Шридхара Махараджа звали Шанти.
Слушатель: Которая умерла?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, которая умерла. Гурудев все эти домики называл каким-то образом. Он сказал: «Пусть это будет Шанти Дхам. Шридхар Махарадж улыбнулся. Гурудев говорит: «Но он и не возражал». И Шридхара Махарадж, когда ему подарили два участка, сказал: «Один участок пусть будет Госвами Махараджа. Там его место игр. А вот здесь мое. Здесь укромное место, нелюдное». Сейчас это уже более людное, но по сравнению с Майапуром это, конечно, ничто. «Это укромное место, но здесь место, где Махапрабху простил все оскорбления. Я буду здесь вечно находиться и вымаливать Его милость. Это мое место», поэтому он здесь и остался, в Коладвипе. Наше благословение, что все святые места в кучу здесь собраны. Здесь есть холм Говардхан.
# 32:45
Основание ШЧСМ Шридхаром Махараджем
Он когда основал Матх, это было в 41-м году. Еще Гурудева здесь не было. Гурудев в 47-м пришел. Здесь была хижина маленькая. И он поставил высоченную палку с флагом и сказал, что слава этого места будет распространена по всей Земле. Такая хижина была, мазанка соломенная и флаг.
Слушатель: Он первоначально вообще в джунглях тут жил? Потоп когда. Со змеей.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, дом-то всегда был. То есть ему участок подарили с домом.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Дом был одноэтажный. Там было три комнаты. В одной комнате были Божества, в другой – Шридхара Махарадж, и третья комната – его брахмачари, послушники там жили. А когда Гурудев пришел, то он сначала жил там, а потом, когда он женился, он здесь жил или до женитьбы. Но потом, конечно, он уже где-то здесь в Навадвипе жил. Гурудева не было еще. Шридхара Махарадж в 41-м году или в 40-м…
# 34:12
Потоп в Навадвипе, или «искупление земли»
Но в 41-м случилось наводнение очень сильное, что здесь только на лодках передвигались. И дом затопило, он не мог в этом доме жить. Вода держалась месяц. Шридхара Махарадж говорил, она смыла как бы все прежнее, все очистила. Такое искупление было, искупание земли. Поскольку в доме он не мог жить, он жил на лодке. В лодке целый месяц жил. И к нему прибилась змея. Они с этой гадюкой жили целый месяц. Один жил, и вот эта змея спасалась от наводнения. И она его не трогала. Когда вода ушла, и змея уползла, он сказал: «Змея мне пообещала, что ни один преданный из Шри Чайтанья Сарасват Матха не будет укушен». И действительно. Знаете, там в дальнем углу очень много змей. Там, где пальмы.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, нет. Ну да-да-да, прямо на втором этаже. [смеются] Где за туалетом и дальше. Там змеи. Ну, я не знаю, как сейчас, но раньше мы боялись туда ходить. Там действительно их очень много. Я змей боюсь панически, вплоть до обморочного состояния.
Слушатель: [неразборчиво]
Б. Ч. Бхарати Свами: Они очень ядовиты. Смертельный укус. Это очень ядовитые змеи. Гадюки. Но за… сколько прошло лет, ни одного раза преданного не укусили.
Слушатель: Она обещала на территории Матха или на тех, которые принадлежат Матху?
Б. Ч. Бхарати Свами: На территории Матха никто не будет укушен. Так что Шридхар Махарадж к змеям очень хорошо относился. Это странно, конечно, что змеи на птиц нападают.
# 36:43
Девять островов Навадвипы как «цветок лотоса»
То есть есть восемь лепестков и девятый – центр, Антардвипа – это где Харихара, Божество. А все остальное – это лепестки. Если сверху смотреть, то притоки Ганги так делят это место, что получается «цветок лотоса». И каждый остров, каждая двипа олицетворяет какой-то из видов преданного служения. Есть девять видов преданного служения: слушание, воспевание, поклонение, памятование, служение Божествам, отдание всего себя…
# 38:19
Загадка появления Махапрабху в Навадвипе
Для меня загадкой остается. Махапрабху родился в Майапуре. Майапур вообще дикое место. Там была какая-то деревня. Как Он оказался в Навадвипе? Все Его детские игры в Навадвипе.
Слушатель: Я насколько знаю, там раньше дамба была. Она меняет русло.
Б. Ч. Бхарати Свами: А, то есть раньше это была…
Слушатель: Раньше здесь не было Навадвипы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь не было?
Слушатель: А там была.
Б. Ч. Бхарати Свами: А потом?
Слушатель: А потом она изменила русло.
Б. Ч. Бхарати Свами: Подождите. Пораматала, Махапрабху приходил. Потом дом Вишнуприи.
# 39:26
Нитьянанда Прабху
Нитьянанда Прабху родился в Экачакре, но его забрал санньяси. Нитьянанде было 13 лет, когда в дом его родителей пришел санньяси странствующий. По традиции родители спросили: «Что ты хочешь? Ты брахман, странствующий санньяси. Как мы можем тебя удовлетворить?» Он сказал: «Я хочу, чтобы вы мне отдали вот этого мальчика, своего сына». Для родителей, конечно, это был большой удар. Но они ему отдали, и он странствовал. Это был сам Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури является воплощением Шримати Радхарани. В нем Ее дух. Он своей поэзией выразил состояние отчаяния Шримати Радхарани. Она через него говорит. Он странствовал, и потом, когда ему исполнилось где-то около двадцати, он уже был юношей, он уже странствовал один. Его называют Авадхутом, то есть он был немножко не в себе. Он мог идти, хохотать, смеяться, ни с того ни с сего кому-нибудь треснуть оплеуху, избить или начинал брататься, обниматься с какими-то пьяницами, заходил в питейные заведения, веселился с ними.
Слушатель: Блаженный.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, юродивый. И в таком состоянии, хохоча, не осознавая ничего вокруг, он шел в Навадвипу. И они встретились в доме Шриваса Пандита. Когда они встретились, то Нитьянанда Прабху упал в обморок. Он был юродивый, он был блаженный. Адвайта Ачарья видел, конечно, что это сам Господь Баларама. Нитьянанда пошел к Сите, жене Адвайты Ачарьи, и говорит: «Я хочу твоего грудного молока». То есть человек зашел к незнакомой почтенной женщине… То есть как бы не в себе человек. Потому что как Господь Баларама пил молоко Рохини. А Сита Деви, она воплощение.
Слушатель: То есть они косвенно повторяли некие игры?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И они сразу признали друг в друге брата, Нитьянанда и Махапрабху.
# 43:45
Сон Шачи Деви
И однажды Шачи Деви, матушка Махапрабху, увидела сон, что во сне ее сын. Она видит Кришну, восседающим на троне. И ее сын, Нимай Пандит, залезает на трон, стаскивает Кришну: «Уходи отсюда! Ты насиделся вдоволь. Теперь я царь. Я теперь здесь главный». И они, Нимай с Нитьянандой, прогоняют Кришну с Баларамой и сами залезают на вьясасану и правят. И она очень удивилась. Так произошло, что Махапрабху главнее Кришны, что теперь не Кришна правит, а Махапрабху.
# 44:57
Кришна неполон в Себе
Дело в том, что Кришна неполон в Себе, потому что Кришна – это часть Божественной Четы. Кришна – это всепривлекающая красота, а Шримати Радхарани – это любовь и преданность. Они не могут друг без друга. То есть не может быть красивое без того, кто оценивает эту красоту. Красивое немыслимо без наблюдателя. То есть в нашей системе координат Красота не может существовать независимо от Любви. Если есть Красота, то должен быть некто, влюбленный, который эту красоту оценивает. С другой стороны, Любовь не может существовать без Красоты, потому что Любовь существует только в связке с Красотой. Если нет Красоты, то чувство любви деформируется в привязанность, в уважение, в какое-то долженствование, в благодарность, то есть это все подчувства, это уже не Любовь, это некие недочувства, несовершенные чувства: благодарность, уважение и т. д. Любовь возможна только в паре с Красотой. А Красота не самодостаточна: Она возможна только в паре с Любовью. Если нет Любви, то не может быть Красоты, потому что Красота постигается только Любовью. Только в любящих глазах существует красота. В уважающих глазах, в благодарных глазах красоты быть не может. Так вот Кришна… как бы сравнить? Если взять монету, то с одной стороны монеты – это Кришна, с другой стороны – Шримати Радхарани. Они неотделимы друг от друга, но тем не менее это все-таки разное. И вот когда они соединяются вместе, когда две стороны одной медали… представьте себе невозможное, что две стороны одной медали стали одним. Это невозможно, да? Но когда происходит, что Кришна и Радхарани становятся единым целым, то это Махапрабху. То есть Махапрабху – это Шри Кришна Чайтанья Радха Кришна нахе анья. Махапрабху Шри Чайтанья не кто иной, как Радха и Кришна вместе.
Если помните, когда гопи от своей чрезмерной гордыни потеряли из виду Кришну… Помните, когда Он с ними танцевал любовный хоровод? Они вдруг подумали, что всё, они Его поймали. Поймали пацана, теперь Он от них никуда не денется. И в этот миг Он исчез. Они остались одни. То есть, как только у них появилось чувство собственности, Он сразу исчез. И вот они стали искать. Они с ума сошли. Кто-то из них стал имитировать Кришну. Кто-то из них взялся имитировать как будто Он на флейте играет или как Он коров пасет. Одни гопи стали коровами, одна из гопи стала пастушком. Лишь бы напоминали они друг другу про Кришну. Потому что Он исчез, у них произошло помутнение рассудка. Но потом они пошли в лес Его искать. И они Его не могли найти. И тут они видят, что вот Его следы и еще чьи-то следы. Они не знают, кто это. Какие-то маленькие следы. «Она Его увела от нас», – они говорят. И потом вдруг одни следы исчезли, а вторые, которые побольше, стали глубже в два раза, но они выглядели пропорционально. И они говорят: «Вот здесь Они вместе. Он Ее взял, Они слились, здесь Они вместе. Он Ее взял на руки». И они все равно Его не видят. И почему они не видят? Потому что вот здесь, когда Он взял Ее на руки, это был уже Махапрабху. Поэтому они Кришну не могут найти. Потом, когда снова они видят вторые следы, они уже находят Кришну, они слышат флейту. И вот в тот момент, когда они Его не видят, они потеряли Его из виду, то есть Он стал Махапрабху. Кришна с Радхой вместе стали Махапрабху. Вот в этот момент Он сбежал от них. Где Он был? Он сюда приходил как Махапрабху. Что Махапрабху делать во Вриндаване? Он приходил в этот момент, пока они там в замешательстве были. Он быстренько сюда пришел, здесь игры Свои произвел и потом снова вернулся.
То есть Махапрабху более полон. Сама Шримати Радхарани говорит, что Кришна не имеет милости. Кришна – это эгоистическое начало всего божественного, это мужское начало в бесконечной степени, помноженное на бесконечность. То есть это абсолютный эгоизм, это непреклонность, это самодостаточность, это уважение только своих интересов. И этим Он красив. Но когда Он вместе с Ней (а Она есть абсолютная милость, доброта, мягкость), появляется Шри Чайтанья. Вот вопрос: Кто первичен – Чайтанья, то есть более полное, или Кришна, как что-то отдельное? Отдельный в кавычках, конечно. Поэтому мы считаем, что Махапрабху первичен, а Кришна вторичен.
#52:23
Почему мантра «Харе Кришна», если Кришна вторичен?
Слушатель: А зачем тогда советуют повторять мантру «Харе Кришна», а не имена Махапрабху?
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему? Мы повторяем имена Гауранги.
Слушатель: То есть мантра «Харе Кришна» – это и есть?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Харе Кришна – это Гауранга. Хара – это Радхарани. Шраддха происходит от Радха — означает служить (от глагола «служить», арадхана), связана с верой. Шраддха означает вера. Вера всегда должна быть вместе с… То есть просто верить, не воздавая служение, – это значит не верить. Вера должна быть деятельная. Когда мы повторяем «Харе Кришна Харе Кришна», Шримати Радхарани – это вера или служение, а Кришна – это объект служения. Этим самым мы повторяем имена Махапрабху.
#53:34
Махапрабху дает доступ к играм Кришны
Кроме того, Махапрабху дает доступ к играм Радхи и Кришны. Наше подлинное положение – это быть служанками служанок Кришны. Это положение наше естественное. Все остальное неестественно для нас. Всё, кем мы себя сейчас мыслим, это очень неестественно. Мы птицы, попавшие в клетку. Клетки могут быть золотые, деревянные, какие угодно. Они могут быть большие, маленькие. Но это всё клетки. Подлинная наша свобода – это быть служанками у служанок Кришны. И Махапрабху дает это положение, потому что Махапрабху – это Радха-Кришна в одном лице. Вот аспект Радхарани как служанки Кришны: Она как бы в Свой полк, в Свой клан набирает новых рекрутов. Шридхар Махарадж говорил, что преданный Махапрабху вдруг просыпается во Вриндаване. Вриндаван – это место любовных игр Радхи и Кришны. Это очень закрытая территория, куда попасть невозможно. Но иногда Радха и Кришна выходят наружу и собирают. Понимаете, к Кришне в принципе невозможно приблизиться. Это как вентиль односторонний, то есть выйти можно, а попасть туда нельзя никак.
Слушатель: Впускной клапан.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это как впускной клапан: выйти можно, а попасть никак нельзя. И иногда этот клапан ломается, прорывает, когда туда можно попасть. Но это через милость Шри Чайтаньи.
#56:09
Физический мир повторяет мир сознания
То же самое происходит во вселенной. Есть такие небесные тела, как черные дыры. Они настолько мощные, что из них ничего выйти не может. Черные, потому что даже свет не может выйти оттуда. Черную дыру можно определить по неким признакам. Это когда звезды, целые галактики схлопываются туда. Она величиной с два нейтрона. Это вообще математическая единица. Но туда целые галактики, звезды, звездная пыль, газы мировые… То есть определить можно только по… Как вот смотришь на галактику… Видели такие вот?..
Слушатель: Свастика.
Б. Ч. Бхарати Свами: Свастика, да. Это что? Это вокруг черной дыры. Мы саму то ее не видим. Но представляете себе, целые миры вокруг нее вращаются и постепенно уходят туда. И она называется черной. Кришна, Он черный: Он в Себя всё вбирает, вбирает, вбирает. Но в какой-то момент черная дыра взрывается. Она не выдерживает. Происходит взрыв. Происходит такая золотая вспышка. И это есть Махапрабху. Он золотого цвета. Кришна вбирает, вбирает, вбирает, потом происходит взрыв. Махапрабху взрывается и снова набирает эту вселенскую массу живых существ. И снова всё закручивается. Дело в том, что физический мир повторяет мир сознания, мир духовный. То, что мы с вами во вселенной наблюдаем, все эти галактики вокруг черной дыры – это то же самое, что происходит в мире сознания. Только там сознания ухаются в Красоту. Вокруг Красоты всё. А на физическом плане мы видим, как небесные тела вращаются. Например, здесь вокруг Солнца вращаются небесные тела. На самом деле вокруг Земли, конечно же. Одним словом, возле тела большей массы вращаются тела меньшей массы. Такой закон всемирного тяготения. Пожалуй, единственный закон, который не поддается опровержению или модификации. Закон всемирного тяготения. Более массивный предмет притягивает менее массивный предмет. Притягивает – значит они начинают вокруг него вращаться. Это в физическом плане. А в плане сознания более красивое привлекает к себе внимание. То есть в физическом мире более массивное привлекает к себе тела, а в сознательном мире более красивое, не массивное, а красивое привлекает. Мы всегда ищем что-то красивое. Мы всегда ищем Красоту. Не силу, не власть, а именно Красоту мы всегда ищем. Конечно, мы подлецы: мы меняем, промениваем, но все равно в глубине поиск Красоты остается. Вечно мы ищем Красоту. Мы вынуждены искать.
Транскрипция: Валерия
Корректор: Вишнуприя Д. Д.