«Бог всегда выше нас»
«Бог всегда выше нас» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 1 января 1987 года
- Служение в оппозиции (00:00)
- Руководство для ачарьи (03:00)
- Определение ачарьи (06:20)
- Ловушка ложных представлений (07:50)
- Быть подлинным учеником (14:30)
- Недоступный разуму (17:11)
- Идея рабства (24:50)
- Рупануга – лучшее достижение (29:09)
- История Пундарика Видьянидхи (38:42)
Бог всегда выше нас
# 00:00
Служение в оппозиции
Шридхар Махарадж: Дакхина-бхава и бхамья-бхава, встреча в разлуке и служение в оппозиции, бхамья-бхава, что есть особое качество Радхарани. Нирантара-бхава, служение, совершаемое в оппозиционном духе, – это высочайший тип служения. Встреча в разлуке и служение в оппозиции – высочайший вид служения. Чтобы усилить влечение, некая оппозиция возникает, бхамья-бхава, служение в кажущейся оппозиции. Это тонкие положения, трудно сделать их объектом рассудочного познания. Встреча в разлуке – это труднопонимаемое явление. Служение в оппозиции также нечто специфическое, эта оппозиция усиливает влечение противоположной стороны.
Госвами Махарадж: Махарадж, в целом нам говорят, Радхарани пытается служить Кришне целостным образом, и теперь вы говорите нам, что Она хочет противостоять Кришне в бхамья-бхаве.
Шридхар Махарадж: Оппозиция означает нечто вроде стрельбы холостыми патронами. Как я сказал, лишь для того, чтобы сделать влечение более интенсивным, подобная оппозиционная тенденция возникает, не оппозиция в буквальном смысле слова. В «Уджвала-ниламани» написано Рупой Госвами, какова природа бхамья-бхавы.
# 3:00
Руководство для ачарьи
Такого рода оппозиция в служении Вайшнаву. Это может быть реальное служение и лесть. Мы должны проводить различие между лестью, эксплуатацией, эксплуатировать имя Гуру и Вайшнавов ради своих целей, собственных славы, положения и репутации. Вот что необходимо ачарьe – книга, которая содержит предостережения, как следует избегать, общее руководство для ачарьи сампрадаи. Мы должны исследовать его для того, чтобы они сохраняли непоколебимую приверженность принципам и были бдительны, чтобы не совершить оскорбление под видом служения. Руководство для тех, кто выполняет долг ачарьи. Подобно «Гите» эта книга должна быть настольной. Если бы вы могли напечатать подобное руководство, это было бы полезным. Поскольку сейчас ачарий некоторое количество и в будущем их станет очень много, поэтому мы нуждаемся в подобном руководстве.
Госвами Махарадж: «Шри Гуру и его милость» подобна этому.
Шридхар Махарадж: Да, главным образом эти явления представлены там. И извлечь особые указания для ачарьи, поскольку существует опасность, что они потеряют всё, идя в этом направлении. Они должны быть крайне осторожны. Книга адресована истинным ачарьям, руководство искренних слуг сампрадаи, стремящихся распространять этот Вайшнавизм. Подумайте об этом.
Госвами Махарадж: По вашей милости это может быть возможным, вы ачарья ачарий.
# 6:20
Определение ачарьи
Шридхар Махарадж: Каково определение Гуру и шишьи здесь? Ачарья тот, кто побуждает других вести себя должным образом, согласно священным писаниям, каким должно быть подлинное поведение. Тот, кто помогает другим вести себя подлинным образом, тот ачарья. А кто такой шишья? Шишья тот, кто принимает руководство Гуру, ачарьи. Адвайта Ачарья дал этот анализ, тот, кто добровольно принимает ограничения, налагаемые ачарьей, тот является шишьей. Не только формально, по названию, но тот, кто действительно принимает указания ачарьи, тот шишья, подлинный ученик. Кто ученик и кто Гуру? Гуру регулирует учеников с помощью указаний священных писаний, и ученик следует этим указаниям, Гуру—шишья.
# 7:50
Ловушка ложных представлений
Вы получили письмо Парамадвайта Махараджа, что он пишет? Ты знаешь этого джентльмена, Аланатха? Куда он уехал, в Колумбию?
Госвами Махарадж: Да, в Колумбию, там Бхадринараян Прабху. «Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны, вся слава Шриле Гуру Махараджу, Шриле Прабхупаде. Нет слов, которыми я мог бы в полной мере выразить признательность за общение со всеми преданными в Дхаме. Что говорить о милости Шрилы Гуру Махараджа. Я хотел бы провести больше времени там. Я пишу эти краткие заметки, чтобы сообщить о нашем благополучном возвращении. Всё очень благоприятно здесь. Преданные очень счастливы получить благословения Шрилы Гуру Махараджа. Я постараюсь приложить максимум усилий, чтобы направить их к вашим лотосным стопам. Чудесное послание от прайоджана-ачарьи».
Шридхар Махарадж: Каков смысл этого?
Госвами Махарадж: Он говорит: «Чудесное послание от прайоджана-ачарьи».
Шридхар Махарадж: Какое-то имя указывается?
Госвами Махарадж: Он подразумевает Вашу Божественную Милость.
Шридхар Махарадж: Прайоджана-ачарья.
Госвами Махарадж: Источник новой жизни. «В скором времени я напишу более детально. Пожалуйста, передайте мои поклоны всем чудесным Вайшнавам в Навадвипском Матхе. Пожалуйста, попросите их простить мои оскорбления. Ваш падший слуга Парамадвайта Свами.
Шридхар Махарадж: Он пишет искренне или это спектакль? Он действительно это чувствует?
Госвами Махарадж: Да.
Шридхар Махарадж: Это человек с критическим складом ума. Было написано письмо, в котором он критиковал ISKCON, и эта критика не на разумном уровне, набор жалоб.
Госвами Махарадж: Многие приходят к вам с критикой ISKCON. После того как они слушают вас…
Шридхар Махарадж: Я думаю, что то, что Свами Махарадж хотел дать, я также принадлежу к этой линии, я его друг, я их друг. Я всегда придерживаюсь этого мнения, поскольку Свами Махарадж и я не можем быть разделены. Столь великий дар принесен, и если мы искренни по отношению к Гурудеву и Махапрабху, то мы не можем не оценить этот дар по достоинству, не можем не хотеть быть единым целым с этим явлением, это общий интерес. Мы не можем изгнать из наших сердец служение этому общему делу. То, что мы делаем, это одно занятие, одна линия, таково моё искреннее понимание. То, что Хридаянанда хочет прийти к правильному пониманию, это хорошо. У него не должно быть ложных представлений обо мне. Желательно, чтобы он избавился от этих ложных представлений.
Госвами Махарадж: Махарадж, понимать вас в ложном свете означает ложно понимать цель Сознания Кришны.
Шридхар Махарадж: Я пытаюсь продвигать то, что принес Свами Махарадж, пытаюсь во внутреннем измерении давать и развивать то, что получил от Гуру Махараджа, с целью помочь этим людям, поддержать их.
Госвами Махарадж: Постепенно они начнут осознавать это.
Шридхар Махарадж: Я сказал им, что считаю вас учениками, на что Киртанананда ответил: «Мы не ваши ученики, мы ученики Свами Махараджа», заявляя тем самым, что Свами Махарадж – нечто отличное от меня.
Госвами Махарадж: Нет, это ложное представление.
# 14:30
Быть подлинным учеником
Шридхар Махарадж: Достаточно быть подлинным учеником. Мы должны всегда пытаться, нам необходимо быть подлинными учениками этой школы. Мы не должны пытаться утвердиться в качестве учителей этой школы, занять профессорское кресло. Когда это совершенно необходимо, тогда мы можем занять это кресло. В противном случае мы всегда должны пытаться оставаться учениками – это здоровая позиция. Махапрабху говорит: пралаб, безумие, бред, когда Вайшнав занимает положение ачарьи и начинает давать советы, то это нечто вроде расстройства мозга, бреда. Когда мы думаем, что мы ученики, это естественное, здоровое положение – я студент. Такой должна быть позиция ограниченного начала по отношению к Безграничному – всегда студенты, никогда не профессора. Поскольку занимать профессорскую кафедру означает потворствовать своему бреду. «Я утверждаю, знаю, я Вайшнав дас, слуга Вайшнава» – это бред, горячка, такого рода позиция. Вдохновение сподвигает Вайшнава идти в этом направлении, а положение ученика – это нормальное положение. В этом случае возможен прогресс, но представление, согласно которому я получил что-то, – это майа.
# 17:11
Недоступный разуму
Он адхокшаджа – термин часто встречаемый на страницах «Бхагаватам». Он всегда находится в положении, превосходящем твоё, трансцендентном положении, Он не твой слуга. Вовсе не так, что по своей сладостной воле ты сможешь использовать Его. Ты никогда не находишься в этом положении. Он недоступен твоему пониманию, Его положение всегда превосходящее, ты не можешь заключить Его в клетку своего разума. Артхешья-авигйат-сварат, ему известен смысл и предназначение каждой реалии, и Он Абсолют. Он даже неподвластен своему собственному закону. Он устанавливает законы, но не обязан им подчиняться, Он выше закона, адхокшаджа. Ты хочешь встретить Его, поэтому только в позиции раба ты можешь приблизиться. Раб не может контролировать господина, он даже не допускает мысли о том, что он может контролировать господина, адхокшаджа. Всё знание, приобретенное тобой, не соответствует стандарту. Любое знание, которое ты приобретаешь в этом мире, низшего стандарта.
Однажды я спросил Гуру Махарадж: «Рупа Госвами определенным образом описывает Дварака-лилу, описывает так, словно из Вриндавана параферналии перемещаются в Двараку. Джамбавати, Радхарани Сатьябхама, гопи Вриндавана становятся царицами Двараки. Однако Санатана Госвами заканчивает лилу в Матхуре, после того как наступает разлукa, Кришна уезжает в Матхуру. Затем, спустя какое-то время, вся атмосфера изменяется. У Нанды Махараджа нет детей, он стремится иметь ребенка, и Кришна вновь появляется. Лила вновь достигает Матхуры, после убийства Камсы она приостанавливается в некоем туманном положении, затем вновь, циклический процесс. Санатана Госвами не связывает Вриндаван с Дваракой. Из Матхуры вновь всё возвращается в предыдущую стадию, к рождению Кришны. Тогда как Рупа Госвами отводит их в Двараку. Махапрабху советовал Рупе Госвами описать отдельно, затем были написаны «Лалита Мадхава» и «Вигадха Мадхава» – две книги Рупы Госвами. Махапрабху дал Рупе Госвами указание не писать о Вриндаван-лиле и Дварака-лиле в одной книге, написать два отдельных произведения. Но Санатана Госвами завершает описание на стадии Матхуры. Они оба ученики Махапрабху, и они описывают лилу по-разному, как понять это?»
Прабхупад ответил: «Почему мы говорим адхокшаджа? Если ты хочешь понять всё, то каков смысл слова адхокшаджа?» Нечто недоступное разуму, в противном случае Он не мог бы сохранять свою природу Безграничного, если бы всё можно было заключить в клетку своего разума, адхокшаджа. Страна, недоступная разуму, сварат. Почему Яшода пытается связать Кришну, обвязать веревку вокруг Его талии? Сколько бы веревки она ни брала, всегда не хватает на два пальца. Она привязывает новый кусок, но веревка по-прежнему мала. Как это понимать с помощью разума? Всегда недостает веревки на два пальца. Какова причина? Субъективная эволюция, Его воля направляет тебя, не какая-либо объективная реалия этого мира, гипнотизм. «Я говорю, что ты увидишь Меня таким», и Арджуна увидел. «Я говорю, что ты увидишь это», и Арджуна видит это. Субъективный контроль, субъективная эволюция, не какое-либо объективное явление.
# 24:50
Идея рабства
Мы должны попытаться следовать этому, понять, как это возможно, субъективная эволюция. Речь не идет о теории ископаемого, о том, что лежит у нас под ногами, но о том, что всегда находится над нашей головой, это единственный способ найти ответы на все вопросы. Иными словами, мы должны всегда оставаться на уровне раба. Если ты хочешь, ты можешь установить связь с Кришной, если тебе нравится идея рабства. Некоторые заявляют, что Гаудия Матх проповедует рабскую психологию, последователи миссии Рамакришны заявляют: «Мы величайшие». Преданные же говорят: «Мы самые крошечные». Рабство, Кришна дас, рабская психология. Рабская психология необходима, вовсе не так, что муравей будет считать себя слоном.
Госвами Махарадж: Всё же подчеркивается рупануга-сампрадая.
Шридхар Махарадж: Когда Радха-Кришна находятся наедине в самом секретном положении, тогда взрослые сакхи чувствуют стеснение и не решаются входить в комнату. Ты понимаешь? Они взрослые, поэтому они чувствуют робость входить в это время. Если в это время возникает какая-то потребность, то младшие, «полувзрослые» девочки могут входить туда, они посылаются, чтобы совершать служение Радхарани и Кришне. Тогда как если войдут взрослые сакхи Радхарани, Она почувствует стеснение. Но когда входят в покои младшие девушки, Радхарани не испытывает стеснение. Рупа Госвами – лидер этих младших девушек, что есть высочайшее благо. Мы можем думать, когда самая секретная встреча происходит, в это время Шри Рупа со своей группой могут войти туда ради служения, и вкус служения высочайшего качества доступен этой группе. Я рассматриваю таким образом.
# 29:09
Рупануга – лучшее достижение
Почему рупануга – это лучшее достижение? Поскольку присутствует это ограничение, взрослые сакхи не могут ступить в частную жизнь Радхарани и Кришны, высшую степень близости, но младшие девушки могут соприкоснуться с высочайшим качеством самого сокровенного служения, поэтому стать рупанугой – это величайшая удача, так считается. Это моё предположение, насколько я могу судить об этих вещах. Быть в лагере Шри Рупы-манджари, почему это положение считается высочайшим достижением? Даже Нароттам Тхакур говорит: «Когда этот день придет, когда мой Гурудев, Локанатх Госвами, возьмет меня за руку и отведет к Рупе Госвами? Мой Гурудев, Локанатх, когда наступит тот день и он возьмет меня за руку и отдаст меня Рупе Госвами?» Рупа Госвами стоит во главе этой группы, самая верная и удачливая группа девушек в мадхурья-расе. Получить доступ в их лагерь считается высочайшим достижением для нас. Конечно, она действует под контролем Лалиты Деви, младшей девушки.
Нечто непостижимое. Вводить подобное представление, пытаться затянуть его в мир таких представлений – это значит совершать грех. Этот Рупа Госвами, когда он пришeл к положению ачарьи, он расставил все на свои места, указывая направление мадхурья-расы. Рупа расставляет всё на свои места, и всё ведет к мадхурья-расе, когда он занимает положение ачарьи. Внутренее в мадхурья-расе – Рупа-манджари, а внешне положение ачaрьи, в этом положении он дал все явления, все кульминации, которые достигаются в мадхурья-расе. Она имеет дело с этими реалиями совершенным образом, она знает практически, что есть что, поэтому всё на своих местах совершенным образом, никаких беспокойств на пути. Если ты будешь способен следовать тому, что дано здесь, тогда у тебя не будет трудностей на пути, в противном случае нам грозит опасность, если мы попытаемся идти иным путем.
Но учение Рупы Госвами, как он дал эту сиддханту, целостное явление. Он приводит пример: солнечный луч и солнце. Одни достигают Брахмалоки. Хотя в целом говорится, что те, кто антикришна, если они в антигруппе в связи с Кришна-лилой, они получают то же самое явление, но это не одно и то же. То же самое означает солнце и солнечный луч, Брахман и Кришна. Те, кто благосклонным образом культивируют Сознание Кришны, те отправляются в лилу; те, кто негативным образом, те достигают Брахмалоки. Киран и Сурья, солнце и солнечный луч отличны. Асурам придется жить в области брахмаджйоти, а преданные достигаю Голоки, другой области. Стремление к эксплуатации и отречению – оба подобны духам, отречение также. Отречение, которое столь превозносится, подобно духу. Определение преданности дано во многих местах, но определение, данное Рупой Госвами, в высшей степени уместно. Аньябхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам. Анукульена кришнану шиланам бхактир уттама. Подобное совершенное определение мы не находим нигде. Он дает ясное и точное определение. Что такое упадхи, мукти, аньябхилаша и анукульена? Не притикульена. Там, где присутствуют страх, гнев, ненависть, а в «Бхагаватам» сказано: «Если каким-либо образом ты связан с Кришной, ты получаешь благо». Но враждебное отношение к Нему приводит в Брахмалоку, а благосклонное отношение приводит к служению высочайшего уровня, таким образом.
Госвами Махарадж: Махарадж, а Путана – это исключительный случай?
Шридхар Махарадж: Да, Путана – исключительный случай, потому что сварат, Он выше закона. Это пример того, что Он выше закона. Мы говорим о законе, но существует определенный особый случай, когда законы нарушаются (цитирует санскрит).
# 38:42
История Пундарика Видьянидхи
Когда Мукунда пел эту песню, Пундарик Видьянидхи вышел из себя. Самопредание, вручение себя милости Кришны. Чувства, которые возникли в нем, были таковы, что он стал куклой в руках игры этих трансцендентных чувств. И Гададхар подумал: «О, я принял его за обычного мирского человека, но я совершил оскорбление. Как избавиться от него, как снискать его прощение? Я неправильно понял его, он великий Вайшнав, а я почитал его мирским человеком. Чтобы избавиться от этого оскорбления, я должен вручить себя ему в качестве Гуру, тогда мои оскорбления будут прощены. Мой хранитель – Нимай Пандит, я должен испросить у Него позволения», и Махапрабху одобрил. Говорится, что прежде Пундарик Видьянидхи был Вришабхану Махараджем, отцом Радхарани. Гададхар Пандит предался ему. Особая милость этого Кришны, который нарушает свои собственные законы для того, чтобы одарить благом своих последователей. Он нарушает свои законы с целью одарит их своей благосклонностью, и это пример. В ком еще нам принять прибежище, как не в Нем?
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.