Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2005 / «Действовать по велению сердца»
«Отношения учителя и ученика» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 26 сентября 2010 года

«Действовать по велению сердца»

# 47:11

Голод развивается, а вкус приходит

Слушатель: Скажите пожалуйста, а как развивается вкус к Святому Имени?

Б. Ч. Бхарати Свами: Постепенно. Как там говорят? Анартхи¹ уходят из сердца, и вкус к Святому Имени развивается. От анартх надо избавиться. Правильно? Как вкус развивается? Больше повторяй, и вкус придет. Как мракобесы говорят: «Больше будешь повторять – вкус придёт». Все равно, что больше будешь есть — пища будет все вкуснее и вкуснее становиться Правильно? Вы, как целостный человек, знаете. Вы должны понимать, что чем больше ешь, тем все вкуснее и вкуснее. Т.е. чем больше повторяешь, повторяешь, повторяешь, тем больше вкуса, в этом ощущаешь блаженство, как Святое Имя льётся по твоим членам. И вдруг ты ощущаешь вкус. А что? Я так читал.

Слушатель: Скажите, как Вы слышали. Шрути³ имеет больший авторитет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая разница. Смрити² — это застывшее шрути. Вот, например, Шридхар Махарадж так говорил: «Вкус пищи зависит от вашего голода, а не от вкусовых качеств. Чем Вы более голодны, тем пища Вам кажется все более и более вкусной.» Вкус приходит. Есть другое мнение: чем больше ешь, тем вкуснее.

Слушатель: То есть надо больше распробовать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно.

Слушатель: Как развить голод?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот теперь как голод развить? Общаться с теми, у кого есть голод. Как иногда, знаете, вроде есть не хочешь, включил телек, смотришь а они там… Как в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя», помните? «Дорогая тетя, можно я Вам положу ещё небольшой кусочек ветчины?» и Калягин говорит: «Да, дорогая моя, только кусочек может быть побольше». И сразу хочется свежей ветчинки. Да? Хотя вроде и не голоден, а уже хочется. Т.е. ты попадаешь в некую среду, где голод — естественное состояние. Они не то что бы во вкусе пребывают постоянно, такие гурманы. Так попили Святое Имя, потом размешали в такой пропорции, вкус у них, понимаешь. У них постоянный голод. Для них если перепало, то… Как в блокадном Ленинграде, 125 грамм хлеба. Для них это самый вкусный хлеб был. Они не пребывают в состоянии вкуса. А зачем, кстати, Вам иметь вкус к Святому Имени? Главный-то вопрос я забыл задать. Зачем вам это?

Слушатель: Ну как…

Б. Ч. Бхарати Свами: Говорится, что нужно разить вкус?

Слушатель: Одно из главных стремлений – служить Кришне, воспевать Святое Имя. Правильно? Служить Святому Имени. Как ты можешь служить, если это «не вкусно», а когда есть вкус, ты будешь служить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я и спрашиваю, а зачем тебе вкус?

Слушатель: Чтобы ему служить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кому?

Слушатель: Этому сладкому вкусу.

Б. Ч. Бхарати Свами: А для чего ему служить? Чтобы вкусом наслаждаться. Правильно?

Слушатель: Нет, я так не сказал.

Б. Ч. Бхарати Свами: А я и не утверждаю, я спрашиваю. Для чего служить вкусу?

Слушатель: Чтобы сладко было.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он это сказал?

Слушатель: Ну служить, потому что Он сладкий.

Слушатель: Был бы горький, никому не нужен.

Слушатель: Был бы лучше мотив, если ты не хочешь наслаждаться, а просто ты хочешь служить Кришне. Но Кришна, Он сладкий же на самом деле.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так.

Слушатель: Поэтому мы Ему служим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы ему служим, потому что Он сладкий.

Слушатель: Он — сладость, Он — Любовь, Он — Красота, он самый талантливый. А если бы этого вкуса не было…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы бы Ему не служили.

Слушатель: Да, я так понял из книг. Не помню, Говинда Махарадж или Шридхара Махарадж…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это вряд ли.

Слушатель: Он говорит, что можно вкус развивать, познав вкус.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это вряд ли.

Слушатель: Может, я перескочил с первого сразу в десятый?

Слушатель: Можно, я скажу? Если я постоянно повторяю Имя Бога в душе, ну, конечно, это корысть, чтобы очиститься и чтобы там любовь открылась.

Б. Ч. Бхарати Свами: Для чего она открылась?

Слушатель: Любовь? Потому что говорят, в мире всё есть любовь. Только любовью можно спасти себя и мир.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот тебе любовь нужна, чтобы спасти мир.

Слушатель: И себя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну себя, это ладно. Это и есть любовь. Любовь, чтобы себя спасти.

Слушатель: Так я и Кришну узнаю и…

Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем?

Слушатель: … приближусь…

Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем?

Слушатель: Он есть Любовь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что Он сладкий.

Слушатель: Я должна сама убедиться в этой сладости.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тело — это образ. Вот есть компьютерная программа, она образы хорошо подправляет, ретуширует, и уже хорошо выглядишь. Например, Брежнев старый был, а плакат висел — живчик, потом взял и умер. Что такое? Такой здоровый, вроде, был образ, а потом раз и умер. На какой-то плёнке выводили — ни морщинок, ничего. Точно так же таблетки, фотошоп такой, съел или какие-нибудь упражнения. Образ улучшаешь свой. Там такая программа, которая улучшает образ.

Речь идёт не о том, как развить в себе вкус. Вкус не развивается. Несмотря на то, что мракобесы Вам будут твердить о том, что вкус надо развить через шраддхи⁴…

Слушатель: Садху-санги⁵.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вкус не развивается. Развивается голод, а вкус приходит. Мы не можем вкус развить. Шридхар Махарадж говорит: «Ты можешь управлять лодкой, но ты не можешь управлять океанскими волнами». Т.е. твоя лодка может быть очень стабильной, но океан всегда сильнее тебя. Точно так же оголодать — в наших силах. Здесь душа прикладывает усилия, благодаря тому, что старается общаться со святыми, выполняет их указания.

Повторение на четках мантры – это не есть повторение Святого Имени, а это есть исполнение указаний духовного учителя. Это существенная разница. Это как бы взгляд с другой стороны. Внешне — это повторение мантры, а на самом деле, в глубине ты выполняешь указания учителя, потому что он тебе сказал, повторять эту мантру.

Выполнение неких норм поведения, неких правил, приводит к тому, что в тебе голод усиливается. Ты усиливаешь сам в себе голод, а вкус ты не можешь усилить. Ты не можешь помидор сделать более вкусным. Ты можешь захотеть съесть этот помидор, и тогда он будет для тебя вкусным, но усилить вкус помидора ты никогда не сможешь, потому что он есть уже.

Господь, или Святое Имя, ты не можешь улучшить, потому что Господь, или Святое Имя — совершенно, ты не можешь Его улучшить, ты не можешь вкус к Нему улучшить. У Него есть свой вкус. Правильно? Но голод к Нему ты можешь улучшить, благодаря своим усилиям. А как? Не есть дрянь всякую. Поэтому Бхактивинод Тхакур дает нам указания – не общаться с теми, у кого материалистические идеалы. Не общаться — это не значит здороваться за руку и не спрашивать время в трамвае. А не общаться — это значит не входить в поле их интересов, не садится в их КамАЗ. Они тебе говорят какое важное событие: ураган какой-нибудь в Майами, или наводнение в юго-восточной Азии, или революция там где-то. Это все происходит у них, в их КамАЗе. Чтобы у тебя сердцебиение не учащалось от того, что где-то ураганы носятся, рабочие с касками куда-то вышли. Это не твое.

Если ты не будешь «жрать» их идеи и концепции, вот тогда голод у тебя усилится к чистому. И если у тебя чистый голод появляется, тогда ты сможешь всякую блевотину отличить от чистого. Даже если тебе будет кто-то говорить как вайшнав, даже если он будет выглядеть как вайшнав. Он будет старенький, с бородкой, с 50-летней историей жилья во Вриндаване. Но если у тебя есть голод, ты сразу увидишь, что это — блевотина, нечистота. Если не позволять себе, как Бхактивинод Тхакур говорит: «не общаться с материалистами», это значит не перенимать их систему ценностей, но общаться с преданными, то голод у тебя усиливается. И это в наших силах.

Усилить голод в наших силах. А вкус к Святому Имени мы не можем усилить. Нам какой его дадут, такой он и будет. Господь Харинам — это личность, Какая Она придет. Мы не можем Его вкус усилить. Кто мы такие? Но голод мы можем усилить в себе. Поэтому нам говорят: «поливайте» веру. Росток бхакти начинается с веры. Вы даже не думайте об анартхах, о вкусах — о ручи, о преме⁶. Было такое слово?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Асакти⁷. Было?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит мы об одном говорим. Бхава⁸, ман⁹…

Слушатель: Я не помню уже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже не думайте об этом, думайте о корне – о вере. Думайте, как голод свой усилить, для этого не ешьте всякую гадость, но если появляется что-то чистое, не отказывайтесь от этого. Как Шридхар Махарадж говорит: «Бегите туда стремглав». Если Вы услышите, как кто-то где-то говорит голосом вашего сердца, бегите туда сломя голову, даже если окружение Вас не пускает, какие-то предрассудки или ещё что-то, бегите в ту сторону. Не ешьте гадость, всегда ждите, когда придет что-то чистое, а чистое придет, потому что Господь милосерден. Ну не придет, значит не придет. Махапрабху так и говорит: «Не будет, так не будет. Все равно я буду вечно голодный». Не вкус усиливать, а усиливать голод – это не есть гадость и есть чистое.

Слушатель: Махарадж, вот Вы говорите: «слушать голос сердца», но если я буду следовать за голосом своего сердца, я, наоборот, буду есть всякую гадость, а чистого не будет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ешь гадость, ты же это по воле сердца делаешь. Но когда ты почувствуешь, что это гадость, не ешь дальше это по инерции: «Вот это гадость. Все, это я больше не буду». Попробовал — нет, это не то. Т.е. если ты поняла, что это блевотина, если ты поняла, что под высшими идеалами тебе позиционируют себя. Если ты это поняла, ты скажи: «Нет, excuse me».

Слушатель: Если не увидела, что под высшими идеалами себя..?

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит следуй. Я говорю: как только ты увидела, значит надо сказать себе: «Это не мое». Но если ты не увидела, слушай свое сердце всегда. Главное — остановиться, когда ты почувствовала, что это не то, что в этом гадость.

Слушатель: А если уже не остановиться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит ты не искренний. Если ты понимаешь, что это гадость, но ты ешь, потому что все едят или потому что обещают толстое тело со знанием и блаженством, но ты понимаешь, что это гадость такая, но думаешь: «Ну ладно, я уж перетерплю». Но зато у меня потом будет толстое тело со знанием и блаженством, и я буду чистым преданным, и тогда они мне уже чисто скажут: «ванчха калпатаробхйас′ча»¹⁰, тогда они содрогнутся от моей чистоты.

Слушатель: Есть такой ещё вариант…

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, вопрос какой то есть? Если нет, тогда вариант: будем слушать. Ну ладно, давай.

Другие материалы раздела

2005-08-06

«Кто я?»

2005-08-06

«Что для одного хорошо, то для другого – плохо»

2005-08-07

«Чувственный опыт ведёт к заблуждениям»

2005-08-07

«Сознание, породившее материю»

2005-08-08

«Милость высшего мира нельзя заслужить»

2005-08-21

«Регулирующие принципы в Вайшнавизме»

2005-08-22

«Карма Йога, или зачем мне видеть Бога?»

2005-08-23

«Физика – лженаука»

2005-08-23

«Как избежать оскорблений Святого Имени?»

2005-08-24

«Когда музыка играет музыкантом»

2005-08-25

«Противоречия ведической культуры и вайшнавского этикета»

2005-08-27

«Кришна выше, чем Вишну»

2005-09-10

«Прошу мою прошлую жизнь считать не действительной»

2005-09-11

«Идея Бхакти не поддаётся изучению»

2005-09-11

«Абсолютная реальность состоит из двух половинок»

2005-09-13

«Время и место делиться сокровенным»

2005-09-17

«День ухода Харидаса Тхакура»

2005-09-17

«Предпосылки битвы на поле Курукшетра»

2005-09-18

«Писания подобны карте местности Духовного Мира»

2005-09-21

«Бесстыдство – это свято»

2005-09-24

«Действовать по велению сердца»

2005-09-28

«Сознание за пределами мироздания»

2005-09-30

«Порою логика бессильна»

2005-09-30

«Я неизменен, значит, я вечен»

2005-10-01

«Оставь в покое этот мир»

2005-10-02

«Истинная религия и мракобесие»

2005-10-08

«Диалог смертника со своей совестью»

2005-10-09

«Как Ромео и Джульетта»

2005-10-12

«Веды — лишь ступени знания»

2005-10-12

«Эта Вселенная охвачена пожаром»

2005-10-14

«Коротко о главном»

2005-10-15

«Реальность за гранью опыта»

2005-10-15

«Самая возвышенная религия»

2005-10-25

«Как жить и зачем жить?»

2005-10-26

«Центры притяжения сознания»

2005-10-28

«Я не всемогущий Брахман»

2005-10-30

«Прославление Шрилы Шридхара Махараджа»

2005-10-31

«Преданность настоящему мужчине»

2005-11-03

«Говардхана Пуджа 2005»

2005-11-05

«У истоков проповеди «Сознания Кришны» на Западе»