«День нашего ухода»
«День нашего ухода» | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 27 декабря 2015 года, Москва
- Одновременность событий относительна (00:00)
- Тайна Кришны (00:43)
- Теория всеобщей и особой относительности (03:07)
- Можно ли согласовывать свои действия с Гурудевом? (08:06)
- История жизни Гурудева (14:11)
- Встреча Гурудева с Шидхаром Махараджем (18:29)
- Гурудев спасает Шридхара Махаража от мигрени (24:32)
- Храм на воде (28:04)
- Встреча Бхарати Махараджа с Гурудевом (32:21)
- Прагматичный взгляд Гурудева и самый красивый храм Навадвипы (38:28)
- Преданность Шрилы Гурудева Шридхару Махараджу (40:49)
https://www.youtube.com/watch?v=wNlp_HC-GHY
Одновременность событий относительна
Б. Ч. Бхарати Свами: Первый постулат специальной теории относительности, что одновременность событий относительна. То, что мне кажется, одновременно происходит, для человека, который движется, кажется, что одно событие следует за другим, а мне кажется, они одновременны. Так что, то, что в Питере вчера отметили, а в Москве сегодня, это не имеет значения, потому что, для кого-то это одновременно. Тот, кто едет из Питера в Москву, для него эти события одновременны.
# 00:43
Тайна Кришны
Кришна в «Бхагавад-Гите» говорит: «Кто поймет тайну моего появления в этом мире, тот больше никогда сам не появится в этом мире». Эта тайна очень простая. Я как-то у Гурудева спросил: «То есть просто достаточно это понять?» Он говорит: «Да, просто достаточно это понять, все очень просто». Он говорит: «Это как солнце, оно не появляется над Землей. Оно всегда стоит на одном месте, просто иногда оно, нам кажется, присутствует над нами, а когда-то кажется, что его нет». А оно никуда не делось, это мы делись. Мы открываем и закрываем глаза, и нам кажется, что солнце появляется. Точно так же и Кришна, Он всегда присутствует и никуда не девается, но из-за нашей кармы, в общем, из-за нашего состояния сознания, нам иногда кажется, что Он родился и ушел. На самом деле Он, как солнце, всегда на месте.
Так же и вайшнавы, святые. Шрила Гурудев, он всегда с нами. Просто нам кажется, что он ушел. Ну это просто мы вышли из комнаты, а он по-прежнему сидит у себя на веранде, переключает телеканалы и смотрит утреннюю прессу. (Смеется) Просто мы вышли в прасадам-холл, нам кажется, что Гурудев ушел – день ухода Гурудева. На самом деле — день нашего ухода.
Так. Про явление Кришны мы рассказали, про основное положение специальной теории относительности мы рассказали.
Слушатель: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: А что еще можно?
Слушатель: День явления Гурудева.
Б. Ч. Бхарати Свами: Рассказали.
# 03:07
Теория всеобщей и особой относительности
Слушатель: Это серьезное событие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Если специальная теория относительности, а правильнее ее называть, конечно, это неправильный перевод специальной теории относительности, а это «теория специальной относительности».
Слушатель: Есть же две — общая теория относительности и…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Значит, есть теория всеобщей относительности, то есть все относительно на самом деле, нет ничего незыблемого. Но начиналось все с теории особой относительности — относительности одновременности. Одному кажется, что два события одновременны, а другому, кажется, что они с разницей в несколько минут или секунд, или часов, или дней. Все зависит от скорости. Поэтому когда мы говорим, что Шри Гуру ушел, это все, конечно, относительно. Никуда он не ушел. Это нам кажется, поскольку мы движемся с ним с разной скоростью. Допустим, идет поезд. Если мы движемся внутри вагона или рядом с поездом с одинаковой скоростью с ним, то две загорающиеся лампочки будут одновременно загораться. А если мы стоим и видим, как поезд едет или мы едем быстрее этого поезда, то две одинаковые лампочки будут загораться через разное время, нам будет казаться.
И поскольку мы с вайшнавами движемся с разной скоростью, то нам кажется, что они приходят и уходят, то есть события следуют одно за другим. А если мы движемся с одинаковой скоростью за вайшнавами, как поэтически это называется «следовать по стопам гуру», то есть если мы следуем с одинаковой скоростью по стопам гуру, то Он никуда и не уходит. Так же как приближенные Говинды Махараджа, которые с ним путешествовали, это Сиддханти Махарадж, Ямуна, его слуги. Для них Говинда Махарадж не появлялся и не исчезал, потому что они следовали вместе с ним. А для тех, кто находился в состоянии покоя, для них Гурудев приезжал на пару недель в Лахту или в Лондон, или в Калифорнию и потом уезжал. Т.е. он появлялся и уходил. А для его спутников он не появлялся и не уходил, он всегда с ними.
Это, так сказать, физический пример, но если мы Его милостью, конечно, милостью Бхагавана Шри Кришны на уровне сознания, на уровне преданности находимся вместе с Ним, никуда от Него не отходим. Это, конечно, речь идет не о физическом присутствии, не о физическом приближении и удалении, а как Шрила Гурудев говорил: like-minded devotees – преданные одинакового менталитета. То есть если мы с ним на одной частоте, то он никуда не исчезает, мы вместе с ним, так же как и его свита вместе с ним всегда была.
И Шри Гуру так же никогда и не появляется, он всегда присутствует, потому что Шри Гуру проявляется в разных ипостасях. Но Шри Гуру – это идея, которая призывает нас к служению. И если мы находимся в поле преданности, в поле служения, то Шри Гуру не появляется и не исчезает, он может менять разные обличия, но он не появляется и не исчезает.
# 08:06
Можно ли согласовывать свои действия с Гурудевом?
Слушатель: Махарадж, а можно согласовывать? Вот Гурудева нет, возникают какие-то ситуации, вопросы. Нужно ли в уме, в сознании согласовывать или это признак сумасшествия?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну нет. У нас просто другого инструмента нет. Мы, не имея возможности спросить, как нам поступать, мы хотя бы можем предположить, а понравилось бы это Шриле Гурудеву, если бы он присутствовал? Вот я собираюсь сделать то-то и то-то. Одобрил бы он это или нет? Мы, конечно, можем ошибаться, мы можем себя убеждать, внушать себе, но, по крайней мере, задавать себе этот вопрос, это уже признак того, что ты хотя бы формально не пропал пропадом, ты где-то формально там, на орбите еще. И если мы достаточно искренни, а искрении — это означает, что у нас нет заранее готового ответа. Когда мы обращаемся к кому-то за помощью или обращаемся к кому-то с вопросом и у нас уже есть готовые ответы, мы лишь ждем подтверждения им, то это не искренность. Это значит, мы с ним никак не связаны. У нас уже есть ответ, нам нужно только подтвердить. А если мы не имеем заготовки, и что бы ни сказал нам советчик, мы принимаем, даже если нам это не нравится, то устанавливается связь. И в случае со связью с Шри Гуру и ученика, в этом случае Шри Гуру берет уже ответственность. То есть когда к нему обращаются, не имея заранее приготовленных ответов, заранее приготовленных решений, то Шри Гуру берет ответственность. Если мы так в уме хотя бы обращаемся к Говинде Махараджу, обращаемся к гуру, то мы как бы перекладываем на него ответственность. Это и есть преданность.
Да, Кришна говорит: «Арджуна, если ты мне предан, то всю ответственность Я беру на себя». Потому что Арджуна ему говорит: «Ну хорошо, вот я сейчас начну сражаться, там же погибнут не только мои враги, но и мои друзья, и мои родственники, и мои союзники. Бог с ними с этими врагами, но ведь и мои союзники погибнут. Я тоже буду за них отвечать». Кришна говорит: «Если ты действуешь, согласуясь с Моей волей, то отвечать буду Я».
И чтобы не было сомнений, что Ему придется тяжко за наши поступки, есть истории, когда один юный брахман подошел к Кришне после битвы на Курукшетре и говорит: «Кришна, я-то знаю, что все устроил Ты, что все персонажи сражения — лишь куклы в твоих руках. Ты настоящий кукловод и Тебе забавы ради…», а потому что это интересно. Да, Ты устраиваешь битву и смотришь не со стороны, как сейчас генералы сидят на компьютерах, смотрят, как война происходит, а Ты в центре и Тебе за это ничего нет, то есть там бомбы летают, снаряды. То есть Кришна в самом эпицентре сражения был, но Ему ничего не было. Мимо стрелы летали, ливни стрел, палицы, эти огненные шары, пращи, дротики и так далее. Тысячи воинов гибли единомоментно, а Ему за это ничего не было. И вот этот брахман говорит: «Я знаю, что Ты устроил и еще в гущу залез, чтобы посмотреть изнутри, как это все будет. Так что, — говорит, — я Тебя проклинаю за гибель стольких людей». И Кришна ему отвечает: «Глупый ты мальчик». Так и говорит: «Мальчик ты глупый, ты не понимаешь, что с меня как с гуся вода. Я ни за что не отвечаю, а вот за то, что ты меня проклял, тебе это вернется, мальчик».
Слушатель: И как вернулось?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот этого я не помню, но он умер.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Его уже нет в живых. Иди, мальчик.
Слушатель: Кришну Драупади, по-моему, проклинала тоже за это, по-моему. Не Драупади, а Панчали.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кого?
Слушатель: Кришну проклинала, по-моему.
Слушатель: В фильме?
Слушатель: Супруга Дхритараштры.
Б. Ч. Бхарати Свами: А супруга Дхритараштры. Гандхари?
Слушатель: Гандхари.
Б. Ч. Бхарати Свами: Разве она проклинала?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, проклинала…
Слушатель: В фильме так снято.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, такого не было. В Махабхарате нет.
Слушатель: В Махабхарате нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Гандхари была исключительно преданна Кришне.
Слушатель: Ну просто фильм, там «экшен» был.
Б. Ч. Бхарати Свами: Там для драматизма, видимо, добавили. И это к чему? Если мы устанавливаем такую связь с Гуру, то Гуру берет уже, впрягается, как бы сейчас сказали. Если кто-то зависит от него, то Гуру, как человек порядочный, берет на себя ответственность.
# 14:11
История жизни Гурудева
Я не знаю, что говорить на день явления Говинды Махараджа, славословия. Нужно какие-то дежурные фразы, прославляющие Шри Гуру произносить, так заведено.
Слушатель: Иногда рассказывают…
Б. Ч. Бхарати Свами: ..что он великий вайшнав, что Он пришел по своей милости, спас нас из океана материальных страданий. Но поскольку все эти дежурные фразы произносятся из года в год, то все их знают, можно не произносить.
Слушатель: Людям всегда интересно знать историю жизни, историю его встречи со Шридхаром Махараджем, потому что каждый год приходят новые люди, которые не слышали этого. Как это все начиналось? Какую роль сыграл Гурудев?
Б. Ч. Бхарати Свами: Гурудев родился в небольшом местечке, в Бурдване, в Бенгалии. У него был отец, который был свадебным халдеем, подрабатывал, пел. И Гурудев говорил, что немножко сахаджийского у меня от отца. Он такие трели выдавал на свадьбах, на похоронах. Его всегда приглашали на всякие события. И отец ушел из этого мира, когда Гурудеву было 12 лет. Есть городской миф о том, что Гурудев является сыном Шивы. Мы не будем его опровергать. Но тем не менее когда мать Гурудева была беременная еще, то у нее было сложное состояние. У нее очень тяжело беременность протекала, и отец целую ночь молился Господу Шиве и сказал, что если ребенок родится, я его тебе пожертвую, это будет твой прасад, и я его тебе отдам. И в эту ночь мать родила, и отец гурудева на алтарь положил: «Это твой, это твоя собственность». Вот поэтому метафизически мы можем сказать, что Гурудев — сын Шивы. Но когда говорят, что Он брат Ганеши, брат Картикеи…
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Брат и племянник Куверы.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: То это с большой натяжкой. Но тем не менее Гурудев обладал даром такого тайного видения, у него были тайные способности, волшебные способности. Он, конечно, не прятал вагоны и не летал, но мог сказать: «Вот здесь будет храм». И храм появлялся. Как в Лахте.