«День нашего ухода»
# 18:29
Встреча Гурудева с Шидхаром Махараджем
И в 17 лет в их деревню пришли два брахмачари, два послушника, которые были учениками Шридхары Махараджа. Они странствовали, проповедовали идеи Махапрабху и собирали пожертвования для своего гуру. И Гурудев, услышав, увидев их, в то же день, на следующий день, не знаю, оставил свой отчий дом и пешком, это в сорока километрах или в шестидесяти километрах от Навадвипы. Он узнал, что гуру этих двух юношей живет в Навадвипе, и он пешком пошел. Пришел через несколько дней в Навадвипу. Вечером он подошел к Ганге, а Матх находился на другом берегу и он вплавь перебрался через Гангу. И попал к Шридхаре Махараджу, потому что ночью уже лодки не ходили. У него было такое сильное желание, что он вплавь перебрался. И пришел утром, когда Шрила Шридхара Махарадж уже проснулся и повторял Харинаму, джапу. И гурудев пал ему в ноги и сказал, что хочет стать Его учеником.
Гурудев вспоминал, что когда он появился, Шридхара Махарадж в этой, на первом этаже, где сейчас кухня, старая кухня, главный офис, где раньше Харичаран жил и средняя комната, вот он в средней комнате ходил из угла в угол и повторял джапу. Он говорит: «Я пал к Его ногам и сказал, что хочу быть Его учеником». И Шридхара Махарадж сказал: «Хорошо, но два условия: первое — ты не должен жить своим умом». Гурудев говорит: «Хорошо». «И второе — ты должен жить моим умом».
Мы в этом мире стараемся жить своим умом, это, так сказать, считается большой успех, не жить чьим-то умом, а жить своим умом. Нужно жить же своим умом, правильно? У тебя же своя голова на плечах, живи своим умом. Вот Шридхара Махарадж Ему сразу с порога ответил: «Не живи своим умом, а живи моим умом». Так это звучало: «Не слушать свой ум, а слушать мой ум». И с тех пор Гурудев не покидал Шридхара Махараджа. Это было в 47-м году. И до самого ухода Шридхара Махараджа в 88-м году, 41 год, 40 с лишним лет Гурудев был подле него. Ну, естественно, он отлучался.
Шридхара Махарадж буквально через несколько дней объявил того юношу своим наследником, своим духовным приемником. При этом у него были уже ученики, у него были братья в Боге, Его духовные братья, которые все принадлежали к Шри Чайтанья Сарасват Матху. Он сказал: «Вот этот вот 17-летний юноша — мой преемник». И были, конечно, периоды, когда Гурудев отсутствовал физически, естественно. Например, Шридхара Махарадж послал Гурудева изучать грамоту, вообще учиться, в частности, изучить санскрит. Он отправился в город возле Пури, город Катак. Там такой доктор Шастры, который до сих пор живет, старикан такой худенький. Он учился санскриту и вообще грамматике санскритской и в целом шастры.
Потом Гурудев помогал Свами Махараджу Прабхупаде, когда Прабхупада издал журнал «Back to Godhead» — «Обратно к Богу». Гурудев был тот, кто распространял его. Ходил по базарам, по рынкам в Калькутте и предлагал эти журналы. Ездил в Калькутту. И Гурудев, конечно, финансово обеспечивал Матх не только пожертвованиями, но Он занимался бизнесом, так сказать, туристическим бизнесом: водил группы паломников в святые места. Он говорил: «Ну хорошо, если для вас Навадвипа не совсем святое место, то мы, конечно, поедем в более святое — в Бадарикашрам, в Ришикеш, Харидвар, Бенарес, в Каньякумари, в общем, известные места в Индии. Он их водил, естественно, за деньги и так содержал Матх. Первоначально был очень маленький участок земли, и за счет этих вот доходов были куплены еще и еще, и еще земли в Матхе. Он сам по себе не очень большой, но тем не менее.
# 24:32
Гурудев спасает Шридхара Махаража от мигрени
Б. Ч. Бхарати Свами: Гурудев обладал, как я сказал, мистическими, тайными силами. Шрила Шридхар Махарадж всю жизнь мучился страшными мигренями до такой степени, что в 71-м или в 72-м году он думал, что не выдержит и покинет тело. Гурудев так сильно молился Шиве. Он рассказал, что так сильно молился Шиве, что однажды он стоял в душе и в этом шуме воды он услышал название, как ему показалось, лекарства. А Гурудев занимался еще гомеопатией, он во всякую аюрведу не особенно верил, но в гомеопатию Он здорово верил. У него гомеопатический наставник был. Я знаю его сына, по-моему, тот его наставник уже ушел из этого мира. В общем, это семья, которая получила знания о гомеопатии непосредственно от того, кто изобрел. Как его? Миллер или Мюллер? Немец, который изобрел гомеопатию, вообще идею, что лекарство не обязательно должно быть лекарством, а достаточно того, что там память о лекарстве есть в этих шариках. То есть там просто сладенький шарик, который вымочен в чем-то и все. Он рассказывал однажды, что сейчас известны в районе 70-ти гомеопатических средств, но изначально вот это вот Мюллер, не помню. Не помните, как его зовут? Родоначальника гомеопатии? В 19-м веке она была изобретена. Довольно новое течение. Посмотрите в интернете, у Николая Васильевича Гуголя. И он говорит, что вообще из 300, до наших дней дошли только 70 главных, потому что они и не особенно и нужны. И вот Он услышал вот это…
Как?
Слушатель: Ганеман.
Б. Ч. Бхарати Свами: А, Ганеман, да немец.
Слушатель: Ханеман.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ханеман. И этих лекарств значительно больше изначально было. И Он пошел в эту лавку гомеопатическую возле Параматалы. Такая узенькая улочка, где два человека едва могут разойтись. Без всяких вывесок там были. И Он спрашивает у своего наставника по гомеопатии, друга: «Слушай, есть такое средство с таким названием?» И то полез в старую еще рукописную книгу и нашел. «Да», — говорит, -«такое средство есть, есть такое лекарство». И он Ему изготовил. И Гурудев дал ему это лекарство. И у Шридхара Махараджа прошла головная боль. Они больше не возвращались. Он говорит: «Я так Господу Шиве молился, что услышал это название в шуме душа». Как-то оно называется, Он произносил.
# 28:04
Храм на воде
Какие еще истории интересные с Ним связаны, с Гурудевом? Эта история. Наш Матх в Навадвипе называется Джал Мандир. Джал – это вода на санскрите, то есть это «храм на воде». Если вы берете рикшу и начинаете ему объяснять: «Шри Чайтанья Сарасват Матх», еще как-нибудь. Никто вас не поймет. А если вы скажете Джал Мандир, храм на воде, то все: «А, Джал Мандир», и все едут в храм на воде.
Значит, возле храма, как известно, этот вот пруд, и Гурудев распорядился посреди пруда сделать часовню поклонения Гирираджу. И преданные, Ачарья Махарадж выкачали всю воду из этого пруда, установили там сваи, платформу и всякий раз платформа уходила вниз. Как-будто там не твердь, а тесто какое-то, вата все время уходила. Он наращивал, он заливал бетоном, все это уходило. Платформу целую залил, она опять уходила. Ничего невозможно было с этим сделать.
И однажды Гурудев сказал: «Посмотри, может быть, там есть Шалаграм, посмотри что-нибудь, может, на дне найдешь. Внимательно посмотри, что ты увидишь, принеси. И преданные, кто-то нашел Шалаграм-шилу. Видимо, после наводнения ее занесло. Это мистический камень. Кто знает, это камень уникальный. Его находят в течении Ганги в основном в Харидваре, находят и в Ришикеше тоже. Это камень, который не тонет, он всплывает, он ни с того ни с сего всплывает на поверхность, и это считается воплощением Господа Вишну. Брахман определяет, к какому именно воплощению этот камень относится. И в данном случае нашли. Ганга разлилась и камень остался. Нашли, и Гурудев сказал: «Да, это камень Курмы – черепахи». И поскольку мир, может быть, это будет для вас откровением, мир держится на черепахе.
Гора Меру – это и есть наша вселенная, она держится на черепахе, которая, помните историю, когда эту гору обвязали змеем длинным и стали ее крутить, чтобы черепахе, а черепаха есть воплощение Господа Вишну, чтобы черепахе почесать панцирь, потому что сама она не могла достать. Эта гора крутилась, крутилась, крутилась. Итак, мир имеет форму пирамиды, и пирамида эта стоит на черепахе. А стороны света держат 4 слона. Ну чтобы вы знали. Про эту материю, антиматерию, темную энергию – это все сказки Нобелевских лауреатов. Потому что им же надо дарить друг другу по миллиону каждый год. Поэтому они, кто интересней выдумает, тому и миллион. А на самом деле мир стоит на черепахе.
И вот всплывает это Шалаграм-шила, который Гурудев говорит: «Это – Курма». И это камень кладут в основание этого храма, который на воде сейчас, на 4-х столбах. И с того мига платформа перестает опускаться в этот ил.
# 32:21
Встреча Бхарати Махараджа с Гурудевом
Слушатель: Я вот точно не знаю, как вы встретились с Гурудевом?
Б. Ч. Бхарати Свами: В гостинице «Турист».
Слушатель: В Москве?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Помните, целый корпус снимали, и меня Джаганат Валлабха Прабху пригласил. И этим летом я встречался со многими садху. То есть передо мной прошли всякие: Нараяна Махарадж, потом из ИСККОНа несколько, потом из Гопинатх Гаудиа Матх. Разные садху. И Джаганатх говорит: «Ты приезжай, Говинда Махарадж будет, мой духовный учитель». Но я отнесся без энтузиазма к этому. Ну и на третий день, когда Он здесь пребывал, думаю: «Ну ладно приеду». Он был в одной из комнат, я зашел. Обычно садху говорят про преданность, Харе Кришна все, а Гурудев говорит: «Ты сегодня ел? Как дела? Поешь». И мне, значит, тарелку прасада дали.
Это для меня было необычно, потому что садху обычно говорят о Сознании Кришны. А этот садху не сказал: «Прасад», а « Поешь». И я поел. Ну и ничего впечатляющего не было. И никаких таких высоких истин, потом он не говорил.
Слушатель: А в каком году это было?
Б. Ч. Бхарати Свами: По-моему, в 2000-м. Я не помню. По-моему, в 2000 или в 2001, в гостинице. На следующий год это были Вешняки.
Слушатель: Махарадж, Вешняки были первый раз…
Слушатель: В 2003.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не, не, еще когда-то были Вешняки
Слушатель: Вешняки были два года подряд.
Б. Ч. Бхарати Свами: А В 2000-м это было на ВДНХ, гостиниц «Турист», красная такая, где много корпусов.По-моему так. Ну это не важно. А потом, значит, Авадхут Махарадж, ой, Джаганат Валабха Прабху говорит: «Слушай, у нас гостиница дорого стоит, потому что целый корпус снимают, а сейчас преданные уже разъезжаются, они на две недели сняли. Нам на неделю очень тяжко содержать целый корпус. Можно, — говорит, — мы к тебе переедем?» И Говинда Махарадж на целую неделю со всеми преданными ко мне в Правду. Они жили. Говинды Махараджа вот комната Анары. Он там жил. Керя приходила.
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: У меня есть моя подруга жизни – Керюшка.
Слушатель: Да это был 2000-й год.
Б. Ч. Бхарати Свами: 2000-й
Слушатель: Да. 2000-й. В 2001-м они в Вешняки перебрались.
Б. Ч. Бхарати Свами: И после Вешняков тоже неделю они жили. Ямуна попросила, что в Вешняки очень долго ехать или как-то не очень удобно ехать, можно вторую неделю их пребывания в Москве они поживут. Гурудев со всей свитой в Правде. Гурудев там безвылазно находился. Пару раз он выходил во двор. Он даже, вот мы по лесу, мы гуляли во двор, иногда там, где это прудик. И я не знал, чем его занять, и я ставил ему всякие фильмы: «Карты, деньги, два ствола».
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: …«Большой куш». На компьютере ставил. Он смотрел. Я просто не знал, думал: «Ну раз мне интересно, то и садху тоже будет интересно».
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: А что? Прикольно. Я в Питер на машине приезжал на этом здоровом «мерине», на шестисотом, а он без номеров был, потому что я к тому времени его еще не успел окончательно легализовать и каким-то образом приехал из Польши. И я ездил без номеров, и нас в Питере останавливает милиция. И мы, значит, все такие в шафране, пятеро едут. Машина без номеров и, так сказать, если под капотом посмотреть, то ее можно сразу арестовывать. Я говорю: «Понимаете, (я в дхоти) у меня садху, если вы машину заберете, то какое впечатление вы окажете на святого человека?» И он мне отдает документы и говорит: «Ладно, езжай».
Слушатели: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: И мы поехали в Спас-на-Крови.
Слушатель: На Невском?
Б. Ч. Бхарати Свами: Где убили Александра II, государя батюшку.
Слушатель: На канале Грибоедова.
Б. Ч. Бхарати Свами: На канале Грибоедова.
Слушатель: Ну, вот чуть-чуть…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, чуть-чуть в сторону. И вот мы с Гурудевом ходили. Даже фотографии остались. Мы внутри этого храма ходим, смотрим на эти все фрески. Ему понравилось.
Слушатель: Понравилось?
# 38:28
Прагматичный взгляд Гурудева и самый красивый храм Навадвипы
Б. Ч. Бхарати Свами: Он, да с интересом смотрел. Ну вообще Гурудев, Он был не человек эмоций, Он все прагматически рассматривал. Он рассматривал конструкции, как устроено внутреннее убранство, как сделать так, чтобы было удобное пространство, чтобы был храмовый зал и при этом были какие-то, что бы он был большой и еще удобный, чтобы он выполнял несколько назначений. Чтобы там можно было и поесть, и как офис, и чтобы это было служение. Он все рассматривал.
Надо сказать, что храм в Навадвипе, этот Мандир, который не самый большой, но самый красивый. Объективно он самый красивый, потому что там такие пропорции этих куполов, что от него, особенно когда едешь, мост пересекаешь, видишь там разные храмы, и наш храм прямо стоит посреди рощи, деревьев и он просто как не от мира сего. То есть это просто космический корабль приземлившийся. Там так все это выверено. И это все Говинда Махарадж. Малые башенки, основной купол, пропорции, портики, переходы, пилястры. Как это все называется? Это все он придумал. И храм в Лахте тоже. Он показывал, какие окошки примерно. То есть он давал наставления. А последний раз, когда он жил в Лахте, он, по-моему целый месяц жил, не уезжал. Вот в этом здании сэндвич-панели в конце, в левом крыле.
# 40:49
Преданность Шрилы Гурудева Шридхару Махараджу
Какие-то вещи мы легче познаем от обратного, в сравнении с обратным, нежели в прямую. Например, человек говорит: «Я тебя люблю». Это вот такая заезжая фраза, такая дежурная фраза или «Я тебя люблю больше всех». Из-за того, что она такая заезжая, она становится пошлой. Но когда он говорит, что я тебя люблю больше своей машины, ты понимаешь: «Ничего себе! Вот это любовь!»
Слушатель: [смех]
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не знаю, если человек, как Фредди Меркьюри поет: «I love my car». Фредди Меркьюри признается в «Sheer Heart Attack» в любви к своему автомобилю. И вдруг он кому-то говорит: «Я тебя люблю больше, чем автомобиль». Это все, это значит на этом контрасте от обратного, мы понимаем, насколько мы ему дороги.
И можно говорить дежурными фразами, что Шрила Говинда Махарадж был очень предан Шридхаре Махараджу, что он был его любимый ученик. Шридхара Махарадж к нему относился с особым пиететом. Но для иллюстрации это тоже дежурная фраза: «предан своему учителю» или «больше всех предан», или «бесконечно предан». Это все заезжие пошлые слова. Но для иллюстрации можно такую вещь сказать: у Говинды Махараджа было три дочери. И средняя покинула этот мир, еще когда он был жив, умерла раньше. Болела и умерла. Он ее очень любил. И Вайшнав Махарадж – Шруташрава Прабху как-то спросил у Гурудева: «Наверно, тяжело переживать смерть собственного ребенка?», и Говинда Махарадж ответил: «После ухода Шрилы Гуру Махараджа мне ничего не тяжело». Это была его любимая дочь, которая умерла раньше него. Для родителей это большая трагедия, пережить смерть собственного ребенка. Должно быть все наоборот. Это трагедия, но Гурудев говорит: «После ухода Шридхара Махараджа для меня это не так тяжело». И на этом контрасте мы понимаем, что он был ему предан. Вот так. А дежурные фразы ничего не говорят.
Транскрипция: Камакели Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.