«Душа, идущая наперекор всему миру»
# 27:42
Мы можем влиять на свою природу?
Слушатель: Но на природу мы можем влиять через качества? Качества — основа природы, да?
Б.Ч. Бхарати Свами: Мы свою природу меняем, но это не раз и поменялся. Природу мы свою меняем поступками. На нас влияют обстоятельства. Если у вас нет крыльев, вы не сможете летать, а получите вы крылья или не получите, это зависит от ваших поступков. Мы своими поступками творим будущие обстоятельства, а эти обстоятельства влияют на нас, и это влияние спрессовывается и превращается в природу. Но у нас есть две природы: одна природа приобретенная из-за поступков и обстоятельств. Например, если вы родились и живете в тюрьме, то даже если вас выпустят, вы уже будете действовать согласно приобретенной природе. Или если вы живете в районе нищих или районе богатых, у вас будут разные повадки. Это приобретенная природа, она появляется и уходит. Поступками, практиками какими-то ее можно менять.
Слушатель: Поступки — да, но перед ними стоят качества, которые можно изменить, чтобы совершать эти поступки.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это и есть колесо самсары, одно цепляется за другое. Мы совершаем поступки из-за качеств, а качества мы приобретаем из-за поступков. Поэтому это называется порочный круг самсары, нельзя из него выбраться.
Слушатель: Только если не произносить Имя.
Б.Ч. Бхарати Свами: Можно как-то корректировать. Например, совершать добрые поступки и тем самым приобрести добродетельные качества. И благодаря этому вознестись на небеса. Творить добро и после смерти вознестись на небеса. Но потом все равно мы опускаемся на Землю, колесо самсары, мы вращаемся по этому кругу, гуляем по всем трем мирам. Вырваться из колеса самсары можно, только уцепившись за что-то вне этого мира, тогда это чертово колесо без нас будет крутиться.
Слушатель: В материальном мире найти то, что не принадлежит этому миру.
Б.Ч. Бхарати Свами: В материальном мире не за что уцепится. За что бы вы тут ни цеплялись, чем бы ни были увлечены, оно все равно крутится. За то, что вне этого колеса, это служение высшему миру, бхакти.
# 31:02
Преданность противоестественна этому миру
Слушатель: Преданность противоестественна этому материальному миру? Если преданным становишься, то получается какой-то дискомфорт.
Б.Ч. Бхарати Свами: Все идут в одном направлении — стяжать, а ты должен идти против толпы, против течения. Поэтому вайшнав в нашей сампрадае идет со всеми в одном направлении, тело его идет как у всех, а душа в противоположную сторону, наперекор всему миру идет.
Когда Кришна позвал пастушек на берег Ямуны игрой своей флейты, помните? Все пастушки побежали, а в это время брахманы возвращались с жертвенного ритуала и видят, что их жены куда-то бегут. И они стали их все ловить. И вот одна не смогла пронырнуть, и он ее схватил. Тогда она оставила ему свое тело, а душой улетела к Кришне. Вот материальный мир нас цепляет — ну и ладно, если не удалось сбежать. Нас всех держат общественные, семейные и прочие узы — ну и ладно, хватайте меня, терзайте, а душа моя уйдет к Кришне. Душой мы должны быть с Господом. Кесарю кесарево, а Богу Богово.
Мы не должны ничего в этом мире делать с любовью. Ни во что не вкладывать душу. Долг перед этим миром, перед женой, перед детьми, родителями мы должны исполнять без любви. Как бы жестоко это ни звучало. Мы должны просто исполнить свой долг. Детям мы должны рассказать, что они вечные души, что они бессмертные души, заключенные в смертную оболочку. Примут они это или не примут, это уже не наши проблемы. Наша задача объяснить, рассказать правду, а поверят в нее или нет, это уже их задача. Должно быть разделение труда. Моя задача — говорить правду, а их задача — верить или не верить. Это наш долг перед близкими, прежде всего перед теми, кто от нас зависит: перед детьми, учениками и подданными. Это задача царя, отца и учителя.
Слушатель: Подчиненным мы не должны вещать, правильно?
Б.Ч. Бхарати Свами: В данном случае если они интересуются. Если вдруг у него возник интерес, вы ему это должны объяснить. Тут речь не о подчиненных, а о подданных. Речь идет о царе, о начальнике. Царь московский он же всем нам объясняет, что мы вечные души.
# 34:45
Наша задача говорить, а не оценивать
Слушатель: Как понять, насколько ты способен вещать? Ты понимаешь, что это правильно, ты начинаешь вещать близким. Но ты не готов и говоришь не так, как надо.
Б.Ч. Бхарати Свами: Говорите, как можете.
Слушатель: А вдруг ты еще больше их уводишь?
Б.Ч. Бхарати Свами: Наша задача не оценивать, готов я или не готов, а говорить. Должно же быть разделение труда. В нашу часть труда не входит оценивать, готов я или не готов. Когда пожар у москаля, мы же все бежим его спасать, мы же не спрашиваем: «Этот ватник достоин или не достоин?» Мы все спасаем его.
Мы должны исполнять свой долг. Мы должны говорить окружающим — это и есть Санкиртана — о том, что душа вечна. Что смерть относится только к плоти. Плоть мертвая. И плоть, как любой образ, на какой образ мы бы с вами ни взглянули в этом мире: звуковой, обонятельный, вкусовой, зрительный, любой образ обречен на смерть. Все, что мы с вами видим, слышим, нюхаем, все исчезнет. Поэтому не стоит беспокоиться о том, что тело стареет и умирает. Душа, которая заключена в этом теле, не умирает, а тело умирает. Поэтому Кришна говорит в «Бхагавад Гите»: «Не печалься о том, что неизбежно». Смерть любого образа определена самим фактом рождения этого образа. Образ появился — он исчезнет, тело появилось — оно исчезнет. А то, что неизбежно, — зачем о нем беспокоится? Мы же не плачем, когда солнце заходит за горизонт? Это неизбежно.
Кришна говорит: «То, что обречено на смерть, — зачем о нем беспокоиться? А беспокойся о том, что не обречено, что вечно. Обрети свою душу, обрети вечность». Вот наш долг в этом мире, подлинный долг — это объяснить нашим близким, что они вечны, заключены в бренную оболочку, и не стоит бояться исхода этой бренной оболочки. Но вот на этот главный долг нарастают другие формы долга: дать образование, дать крышу над головой. Но все это делается для того, чтобы на фоне забот, отправления этого побочного долга, они преисполнились к тебе доверием, приняли тебя близким человеком, и ты, как лицо доверенное им, рассказал им о вечной душе. Если они не принимают, если ты им чужд совершенно, то не нужно себя навязывать.
# 39:53
Господь может прийти в любом облике
Слушатель: А вот образы Бога, которые видят риши, святые люди, они реальные считаются?
Б.Ч. Бхарати Свами: Господь реален, когда нисходит в любом образе. Риши видят Господа в своем сердце. Они видят параматму, четырехрукого Вишну.
Слушатель: Это реально считается?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, но риши взирают на Его стопы. Господь своими стопами находится в лотосе нашего сердца. На лотосе Он стоит в четырехруком облике. Это реально, конечно.
Слушатель: Реальна и форма Его?
Б.Ч. Бхарати Свами: Этого я не знаю, это к святым отцам. Господь может принимать любой облик. Он может прийти в облике звука, шума, может прийти в зрительном облике. Может прийти в облике запаха, как четыре Кумара — для них Господь пришел как запах. Они же находились в Брахмане, в вечном тумане, в вечном светлом мареве, четыре первых сына Брахмы. И вдруг они почувствовали запах. Господь пришел к ним в виде запаха туласи. Туласи, как губка, впитала в себя запах ног Кришны. Кришна вспотел, и этот запах пропитал туласи. И когда они почувствовали запах, они были с ума сведены, и это марево Брахмана опустилось, и они увидели Господа.
Слушатель: Кумары поклонялись Брахману, при этом их отец Брахма знал о Вишну. Почему он не дал им знание о Вишну?
Б.Ч. Бхарати Свами: Он им дал знания. Не все, что исходит из уст учителя синхронизируется с тем, что входит в ухо ученика. То есть учитель говорит, но ученик не все слышит.
Вот такой пример, фраза: «Мальчик склеил модель в клубе». Для нас, жителей Советского Союза, это что означало? Мальчик пришел в клуб пионеров, взял модель и склеил ее. А сейчас? Слова-то одни и те же. Поэтому не все, что говорит учитель, слышится учеником.
Брахма говорил о запредельном мире. Брахма говорил о мире, где каждое движение — это танцевальное движение. Там когда они едят, это не просто едят, а это часть танца, а каждая фраза — это фраза стихотворения. То есть они говорят стихами, а двигаются в танце. Не просто ногами, а все, что они делают, — это танец. Как танец Шивы. Шива, когда соприкоснулся со Всевышним, с Господом, с Кришной, он станцевал. Элементы этого танца растащили йоги на асаны. А он просто впал в такое блаженство, что что-то он там отбарабанил, а они говорят: «О, какие асаны». Он и так танцевал, и на голову переворачивался, и так, и сяк, и ноги закидывал, то есть его там проняло хорошо. По тому, как йоги умеют там что-то делать, его хорошо проняло.
Не все, что говорил Брахма, было воспринято Кумарами, была воспринята часть, и они пребывали в этом безмятежном духе, в Брахмане. Их ничто не волновало. То есть они не воспринимали образы никакие.
Слушатель: Тем более они нарушили… Брахма сказал им, что надо воспроизводится, а они не захотели. Поэтому они не слушали и пошли сами постигать.
Б.Ч. Бхарати Свами: В общем, они пребывали в этом Брахмане, и им довелось по запаху почувствовать аромат туласи, и они были сбиты с толку. И вот они пришли к воротам духовного мира.
#45:18
Ганга смывает с души все грехи постепенно, но служение вайшнаву смывает грехи мгновенно
Слушатель: А сам принцип? Зачем стражники? Кого они не пускали туда?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нас с вами. Фейсконтроль.
Слушатель: Мы туда не попадем с нашими грехами.
Б.Ч. Бхарати Свами: С грехами невозможно, только избавившись, смыв с себя все грехи в Ганге, можно попасть в духовный мир.
Слушатель: В наше время это действует? Это реально?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, Ганга не портится. Она же не кефир. Просто чтобы смыть с себя все грехи, надо многие многие жизни, ну не жизни, а много-много-много времени смывать с себя грехи. Проблема в том, что как только мы вылезаем из Ганги, мы новые грехи осуществляем. Но принцип остается принципом: Ганга смывает с души все грехи. Но общение с вайшнавом смывает грехи тут же. Общение — имеется в виду служение вайшнавам, Санкиртан. Это довольно древний термин, это не Махапрабху изобрел. Санкиртана означает воспевание славы Кришны в месте с Ним, совместно. В других организациях они говорят: совместное воспевание. А с кем совместное-то? Мы с тобой что ли? Нет, с Ним, с Господом, вместе с Чайтаньей воспевание совместное. То есть в унисон с ним.
То есть как он воспевает? Он воспевает славу Кришны. Так сказать, оправдывает Кришну за все его злодеяния, которые Он совершил по отношению к гопи, к нашим наставникам. Махапрабху Его оправдывает, он говорит: «Ну что делать». У Махапрабху дух самого преданного, и преданный оправдывает Кришну. И вот вместе с Махабрабху, вместе с чистыми вайшнавами оправдывать Кришну, говорить о Кришне и тут же оправдывать Его: «Не подумайте, что Он плохой, Он действительно хороший» — это и есть Санкиртана.
Если мы включаемся в процесс оправдания Кришны, то мы смываем с себя все грехи, даже не купаясь в Ганге. А так это очень действенный способ, если кто хочет смыть с себя грехи, нужно поехать на берег Ганги и жить там. Смывать с себя грехи каждый день, три раза с мантрой полоняться и смывать грехи. Потому что Ганга течет со стоп Господа. Она коснулась стоп Господа и через все три мира она протекает.
Слушатель: Она под Господом стоит?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, Вамана-Дев пробил большим пальцем оболочку вселенной, и потоки всемирного океана полились внутрь этого яйца вселенной, и напор такой был сильный, что вселенная должна была разрушиться. Тогда Шива поставил свою голову на поток. Но там, где Он пробил, это планета Дхрува, там стопы Вишну находятся. Господь стопами стоит на высшей точке вселенной, и там Ганга омывает Его стопы и несет свои благодатные воды по всей-всей вселенной, по всем 14-ти ярусам вселенной. В том числе и на Земле проходит участок ее пути, и потом она огненным уже потоком стекает в адские миры. А в высших сферах, в поднебесье, в небесах она течет таким эфиром, она не вода.
Слушатель: В другом состоянии.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, в другом состоянии. Там, где тела у живых существ эфирные, там и Ганга эфирная, а у нас она водяная. И, купаясь в ней, мы можем очиститься от всех грехов и попасть в духовный мир.
Слушатель: И в аду, получается, очищаются они?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, но там горячо.
Слушатель: Принудительное очищение.
Б.Ч. Бхарати Свами: Она до самого низа течет. Там где Господь Баларама, Господь Змей, Шеша, на дне океана вселенского поддерживает мир, а на нем возлежит Вишну.
Слушатель: А Лакшми массажирует ноги…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, она гладит. Массажируют в массажных салонах. Она просто нежно гладит. Ну что, какие-то может быть еще возникли сомнения у вас?
# 50:53
Вайшнав — это тот, кто поклоняется Вишну
Слушатель: Я тут единственный, который, не знаю почему, но Вишну поклоняюсь.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, вы вишнуит, это чувствуется.
Слушатель: Я единственный, не хвалюсь, не знаю, откуда оно пришло.
Б.Ч. Бхарати Свами: Все правильно. Вайшнав это тот, кто поклоняется Вишну. Вайшнав — это фамилия. Как Иванов — сын Ивана вайшнав — сын Вишну, вещь Вишну, принадлежность.
Слушатель: Принадлежу же Вишну? Это нормально? Это не паранойя?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, нормально. Кришна — он же аватар Вишну. Кришна — это восьмая инкарнация Вишну. Но мы поклоняемся инкарнации Вишну. Кто-то поклоняется инкарнации Вишну как Вамане, как Парашураме, как Курме — черепахе, как рыбе — Матсье, а мы поклоняемся инкарнации в виде Кришны и Баларамы. Кришна темного цвета, Баларама белого цвета. Поэтому мы скорее кришнаиты, но все равно через Кришну мы поклоняемся Господу Вишну.
Слушатель: Мне приятно слышать.
Слушатель: Наверное, не восьмая.
Б.Ч. Бхарати Свами: Восьмая. Девятый Будда, а десятый Калки. Но мы с почтением относимся ко всем остальным аватарам. И Калки аватару…
Слушатель: Мы тоже ко всем с почтением. Это один и тот же. Вот у меня душа просто тянется к Вишну.
Б.Ч. Бхарати Свами: К Господу Вишну, который возлежит на своем втором «Я», альтер эго — Балараме, Баладеве, аспиде, у которого вращаются в безумии глаза, от того, что он пьет любовь змеиных дочерей. Дочери змеиных царей, аспидов, нагов признаются ему в любви, и у него от безумия вращаются глаза. Это его безумство, его любовный хмель… Скажем, 500 лет назад проявлялся как Господь Нитьянанда, который тоже был опьянен, он ходил совершенно пьяный всегда. Его часто видели возле питейных заведений, никто не видел, как он подносил чарку ко рту, но видели, как он оттуда выходил в обнимку с друзьями и нетвердой походкой. Это вот те отголоски пьянства того мира. А Господь Баларама, когда он был вместе с Кришной, он тоже любил пить варуни, пить хмельной напиток из меда. Он тоже был неравнодушен к этому, то есть пагубная привычка была у него.
Слушатель: Она пагубная?
Б.Ч. Бхарати Свами: Почему не пагубная? Баларама был пьяницей. Кришна не злоупотреблял в основном, с Пандавами случалось. А Баларама любил это дело.
# 55:10
Само по себе убийство не есть грех
Слушатель: Если смотреть «Махабхарату», то кшатрии употребляли мясо, то есть для них это было нормально?
Б.Ч. Бхарати Свами: Кшатрии жертвенное мясо ели. Само по себе убийство не есть грех. В примитивных религиях типа христианства дается: «Не убий». А в развитых религиях типа вишнуизма говорится: «Ты можешь убить, но взамен ты должен дать что-то более ценное, чем жизнь».
Что такое убийство? Это отобрать у кого-то тело, не жизнь отобрать, а тело. Это мы называем словом убийство. Христиане говорят: ни у кого не отбирай тело. Это правильно. Но вайшнавы говорят: в отбирании собственности у кого-то в общем-то нет греха, если даешь что-то более ценное. Например, кшатрии забирают четверть дохода. В ведическом обществе кшатрий забирал часть дохода у подданных, а взамен он что давал?
Слушатель: Защиту.
Б.Ч. Бхарати Свами: Давал защиту. То есть отобрать у кого-то собственность не есть грех, если ты взамен даешь что-то более ценное. Самое ценное, что есть у живого существа, как говорится в писаниях, это его тело.
Кришна когда беседует с брахманом Суданой, то Он вспоминает слова учителя. Они вместе учились в школе. И Он говорит: «Помнишь, наш учитель говорил, что самое ценное у человека это тело. Человек живет ради тела, ради того, чтобы продлить свое существование. Произвести продолжение тела и продолжить свое тело. Ради этого человек и живет. А вы, говорит, мои мальчики, готовы были пожертвовать своим телом, ради того, чтобы собрать для меня хворост. На этом ваше учение заканчивается, потому что вы уяснили самое главное, идея самопожертвования. Вы поняли, что ваше тело не так важно, как удовлетворить духовного учителя. Вы все поняли, я даю вам диплом, свидетельство об образовании».
И Веды говорят, что забрать у кого-то что-то не греховно, если даешь что-то ценное. У живого существа самое ценное — это тело. Так вот забрать тело у живого существа и дать что-то более — это не грех, а даже благодетель. Любое убийство там было как жертвоприношение под руководством брахманов. То есть, я приношу в жертву твое тело, я его забираю, чтобы поесть, но взамен я тебе даю новое рождение. Но при условии, что это жертвоприношение не как сейчас. Поэтому в Кали-югу эти жертвоприношения аннулируются.
Поскольку мы не можем взамен тела дать живому существу что-то более ценное, а в частности — новое рождение в лучших райских условиях, то лучше не забирать, тогда это грех. В этом смысле христиане правы: поскольку вы не умеете, то это вы не делайте, но они просто не уточняют.
В те эпохи, в том числе и в Двапара, когда жили Пандавы это был уже занавес, конец той юги, можно было отобрать тело и жертвенным обрядом отправить это животное на небеса. И Юдхиштхира совершил это жуткое жертвоприношение коня. Его же расчленяют на восемь или шестнадцать частей, а в центр ложится жена кшатрия, во всей этой кровавой каше она лежит распластавшись, и там какие-то мантры читают. Там много всяких в этом жертвоприношении аспектов, они очень невегетарианские. Но тем не менее убийство разрешалось, если взамен давалось что-то более ценное. Но не в наш век.
Транскрипция: Леонид
Корректор: Вишнуприя Д. Д.