Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2015 / «Эволюция сознания» Киев 2015
Адхикар. «Низвергнутые в материальный мир» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 4 июля 2015 года, Вайшнавский Фестиваль, Киев

«Эволюция сознания» Киев 2015


  • «Эволюция сознания» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 4 июля 2015 года, Вайшнавский Фестиваль, Киев

    • Представление (00:00)
    • Три пласта бытия (00:34)
    • Чтобы тело и душа были прекрасны (06:10)
    • Каковы структуры подлинного «я»? (13:05)
    • Этапы на пути эволюции сознания (15:35)
    • Все души могут достичь пробуждения? (16:20)
    • Одинакова ли у всех практика на пути к пробуждению? (17:15)
    • Почему душа приходит в материальный мир? (22:49)
    • Наше тело — это «огромная мембрана» (25:37)
    • Все души проходят через материальный мир, кроме… (27:55)
    • Возможно ли обладать остротой чувств и оставаться умиротворённым? (33:45)
    • Духовные ощущения тоже влияют на мембрану? (37:14)
    • Мантра-медитация настраивает нас на правильную вибрацию души? (41:25)
    • Как понять, какие действия являются служением, а какие оскорблением? (48:32)
    • Есть ли в ведической культуре подобие христианской исповеди? (49:28)
    • Что такое время и как к нему относиться? (52:12)
    • Можно ли увидеть душу? (56:59)
    • Просветление — это когда полностью исчезает страх (61:14)
    • Если я о чем-то не говорю, это не значит, что этого нет (65:17)
    • Осознание Брахмана и уровень Буддистов (68:12)
    • Чем мы должны руководствоваться при выборе духовного учителя? (71:15)
    • Умиротворённое сознание видит прошлые жизни? (74:59)
    • Как через толщу собственного ума увидеть гуру? (77:16)
    • Как отличить безумие от гениальности? (80:46)
    • Для того, чтобы увидеть святого, нужно перенять Его ценности (81:51)

https://www.youtube.com/watch?v=NtQnVk7j-CY

Представление

Слушатель:В гостях Бхарати Свами Махарадж, санньяси в линии ШЧСМ, который представляет концепцию бхакти-йоги. Тема сегодняшней лекции «Эволюция сознания». Пожалуйста, задавайте вопросы, чувствуйте себя непринужденно, приглашаем вас к интерактивному общению.

# 00:34

Три пласта бытия

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы сейчас тогда пару слов скажем. Если какие-то вопросы есть…

Если мы представим картину мира целиком, то бытие многопланово. Мы выделяем три плана бытия, три пласта бытия. У подножья бытия самый низший пласт – это объективное бытие или объективный мир, который условно называют материальный мир, или мир, который дан нам в ощущения. Определение материи — это что дано нам в ощущения. Это мир вещей, вещественный мир. Над ним находимся мы с вами, субъекты, которые способны ощущать. Этот субъективный пласт, или совокупность этих субъектов, частиц сознания, к которым мы относимся, это то, что мы называем сознанием. Сознание отражает в себе мир вещей, то есть субъект наблюдает объект, или существо наблюдает вещество, регистрирует в себе – это средний пласт бытия. И высший пласт бытия называется таким словом, как счастье. То есть мир, или бытие, делится на три составляющие: вещество, сознание и счастье.

Вещество — это мертвая материя, вернее, неодушевленная материя, сознание, мы с вами, — это одушевленная материя и счастье — это вообще не материя. У него нет объективных свойств. И вот эта средняя часть, к которой мы относимся, сознание, субъект, способна мигрировать, способна двигаться, погружаться в мир вещественный на разные глубины погружения, от совершенно неодушевленной до возврата в прежнее состояние, и может подниматься в область, которая называется счастье, или можно еще назвать созвучие, мир согласия.

В своем изначальном состоянии субъект, или сознание, не имеет никаких признаков, не имеет природы в чистом невидоизмененном состоянии. Когда сознание погружается в вещественный мир, то есть оказывается окружено веществом, или плотью, в разной ее степени, то сознание приобретает форму, или признаки существования, или еще это называется телом. Тело сознанию нужно для того, чтобы воспринимать мир вещей. Собственно, наше тело — это одежда, или оболочка, это «пальто», на которое навешаны датчики. Наше тело нужно для того, чтобы на нем висели датчики. То есть наше тело состоит из органов, потому что нам нужно регистрировать, нужно отражать в себе вещи, а для этого нужны какие-то инструменты, их где-то надо хранить, и поэтому они навешаны на тело, то есть у нас есть глаза, уши, нос, язык и само это «пальто» тоже представляет собой мембрану. Мы может тактильно что-то осязать.

Таким образом сознание оказывается порабощено плотью, оказывается в толще этой плоти. И если заявлена тема «Эволюция сознания», то эволюция заключается в том, чтобы вернуться в свое изначальное состояние, то есть эволюционировать в невидоизменение свое состояние, перестать быть рабом вещественного мира. В этом заключается эволюция.

# 06:09

Чтобы тело и душа были прекрасны

Слушатель: Когда мы шли сюда, мы встретили одного человека, я предложил ему пойти на программу, поскольку он мне показался приятным человеком. И он говорит: «Конечно, духовность — это хорошо, но у меня главная цель — карьера. Потом, когда мне стукнет 40, можно уже позаниматься духовной практикой». Я понимаю, что это все крайности, должна быть золотая середина, как ее понять?

Б. Ч. Бхарати Свами: Золотая середина между?

Слушатель: Чтобы все находилось в балансе, чтобы человек и развивался духовно…

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы в человеке все было прекрасно: и душа и тело. Да?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас есть два что ли очага сознания — это наша душа, наше подлинное «я», и есть «я» приобретенное. Приобретенным «я» мы как бы действуем в мире вещей. Тот, кто ищет карьеру, тот, кто движется по карьерной лестнице или вообще каким-то образом самоутверждается в этом мире – это не наше подлинное «я», это не настоящее существо, это некий суррогат, некое доверенное лицо, которому мы доверили свое благополучие. Наше с вами благополучие, наше с вами счастье лежит за пределами этого мира. Счастье не зависит от карьеры, от того, каких успехов ты добился в этом мире. То подлинное «я», то настоящее «я» не будет счастливо, сколько бы мы ни приобрели в этом мире. И на каком-то этапе существования это подлинное «я»… Мы еще не вполне отчетливо осознаем сами себя, но на каком-то этапе мы понимаем, что сколько бы мы баллов ни приобрели в этом мире, сколько бы уважения, богатств, власти мы ни приобрели в этом мире, сам я не буду счастлив. И вот ваш случайный знакомый считает, что в 40 лет он это поймет, но это не факт, но тем не менее пусть будет так. Он думает, что в 40 лет он поймет, что карьера бессмысленна, карьера не самое главное в жизни. Но если он понимает, что в 40 лет он это поймет, то почему бы не понять прямо сейчас?

У этих двух «я»: нашего подлинного «я» и «я» ложного, или приобретенного, свои задачи. «Я» приобретенное хочет самоутвердиться в мире вещей, в мире, где он повелевает, где он, так сказать, перемалывает это вещество, как руду. Перемалывает, перемалывает в надежде найти некое душевное равновесие. А подлинное «я» просто наблюдает. Оно ничего не делает, просто наблюдает и ждет, когда же второе «я», которое действует по доверенности, принесет ему блага, от которых ему станет хорошо. Этого никогда не произойдет, потому что подлинное «я» вечно, неразрушимо, точнее. И любая бренная вещь — вещь, которая имеет начало, и конец во времени, не принесет ей удовольствие, так же, как путнику в пустыне не принесет удовольствие мираж. Он никогда не напьется воображаемой водой. Точно так же душа, которая существует вне обстоятельств, никогда не будет удовлетворена теми благами, которые приносит ей второе «я» — ложная душа: властью, славой, богатствами.

Собственно, в этом мире мы можем добиться четырех вещей: это острота чувств, это еще называют здоровье. По сути, что такое здоровье? Это острота чувств, когда зеленое зеленее, а перец острее – это острота чувств, здоровье. Это богатства, с помощью которых мы можем принудить кого-то работать на наши чувства, добавить нам остроты чувств, то есть купить кого то. Это власть, с помощью которой мы можем не купить, а заставить кого-то работать на нашу остроту чувств. И это известность, или слава, «хороший человек». Это когда ты никого не заставляешь, а они сами стремятся удовлетворить твои чувства. Ты такой модный физик-лирик, все тебе пишут письма в интернете о том, какой ты хороший, предлагают встретиться.

И подлинное «я» никогда не будет удовлетворено этими временными вещами. То есть когда совокупность всех вещей предлагают этой душе, этому подлинному «я», взять еще раз в оборот, еще раз пройтись, пропахать, когда материя говорит: «Ну еще меня пропаши, может быть, тебе от этого легче станет». Душа никогда не будет. Вечное может удовлетвориться только вечным. Временным не может удовлетвориться.

# 13:05

Каковы структуры подлинного «я»

Слушатель: Вы кратко рассказали о бытийном «я», а каковы структуры и пути подлинного «я»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Подлинное «я» — субъект, оно только наблюдает. Оно ничего не делает, только наблюдает. И в трагические моменты своего существования оно думает, что оно действует. Это когда мы долго сидим и смотрим компьютерную игру от первого лица – шутер, ходилка или бродилка. В какой-то момент тебе кажется, что это ты ходишь и стреляешь. На самом деле ты всегда сидишь и только смотришь. Подлинное «я» только наблюдает, и в какой-то момент оно себя отождествляет с ходящим, бродящим и начинает страдать или наслаждаться от мнимых вещей. Как мы можем получить подлинную радость от того, что компьютерный «я» застрелил очередного монстра, прямо мне приятно, это я его убил. И испытываю подлинное страдание, когда в уголке там красное, знаете, такое, как будто кровь. Ты смотришь на шкалу здоровья и думаешь: «Вот сейчас я умру» и, если совсем уж отождествился, испытываешь страх смерти. А на самом деле, если оторваться, мы просто сидим за компьютерным столом и ничего не делаем, только наблюдаем.

Эволюция заключается в том, чтобы наконец вернуться к себе как к наблюдателю, вдруг понять, что я не брожу по этому миру, а это просто такая, в данном случае трехмерная, картинка, может, двухмерная или одномерная, что оно само, как калейдоскоп, вокруг тебя крутится, а ты просто сидишь. Такой экран в виде сферы вокруг тебя, куда ни взглянешь, тебе кажется везде осязаемый мир. Оно там само все происходит, главное — не отождествиться. Оторваться, понять, что я ни в каком шутере не участвую, просто сижу. Это и есть эволюция сознания, то есть сознание, возвращающееся к самому себе.

# 15:35

Этапы на пути эволюции сознания

Слушатель: Махарадж, а можно какие-то путеводные вехи или этапы этой эволюции, чтобы следить правильно, ты идешь в нужном ли направлении?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда ты осознаешь, что видишь сон, ты близок к пробуждению. Да, вот вспомните, тогда когда мы понимаем: «Так это же все нам снится», следующий шаг: «Я пробуждаюсь». Ты не можешь все время: «А это мне все снится, а это мне все снится». Сон рассеивается.

# 16:20

Все души могут достичь пробуждения

Слушатель: Все мы этого достигнем? В этой жизни или в следующей происходит пробуждение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Все имеют весь необходимый инструментарий. Каждая душа имеет весь необходимый инструментарий. Дело в том, что этот наблюдатель-субъект, подлинный субъект, альфа-душа. Есть у нас бета-душа, которая ложная, ходит и стреляет, которая обзаводится друзьями и врагами. Альфа-душа может существовать сама по себе вне обстоятельств, вне условий. А бета-душа, вторая, наше ложное «я», оно само по себе существовать не может. Оно может существовать только, покуда я за ним наблюдаю. Воображаемое.

# 17:15

Одинакова ли у всех практика на пути к пробуждению?

Слушатель: А для того, чтобы прийти к этому осознанию, то есть для всех нас, кроме повторения мантр, у всех ли одинаковая практика или у всех какой-то свой определенный путь к просветлению?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть разные способы практики. Кришна в «Бхагавад Гите» говорит: «Трудись, достигай своей карьеры, но не считай, что плоды принадлежат тебе». То есть трудись, не привязываясь к результату. И происходит осознание, ты понимаешь в конце концов, не привязываясь к результату, что действуешь не ты, а ты лишь наблюдаешь за тем, кто действует. Ты наблюдаешь за тем, кто ходит на работу, кто воспитывает детей, идет по карьерной лестнице, ты просто сидишь и наблюдаешь. Есть способ: уйти вообще от мира, то есть оборвать вообще всякие связи, всякое осязание. В христианстве это затворничество: ты запираешься в комнате, за тобой замуровывают дверь и отпевают, то есть ты уже мертвый. Такой есть способ.

Бхакти-йога предлагает не отказываться от плодов своего труда, а посвящать их Всевышнему, Господу Богу. Это означает, что ты не просто в конце концов осознаешь, что ты свободен и ты всего-навсего наблюдатель. Ты просто смотришь за тем, что происходит в этом мире, это некая картина, которую ты наблюдаешь. То есть не просто обретаешь свободу от этого, но и заводишь хорошие знакомства с тем, кому ты посвящаешь эти усилия. Иными словами, когда я говорил, что есть субъект и есть объект, но над ними стоит Сверхсубъект, а Он иной категории – это Счастье. На санскрите звучит как Кришна. И если ты трудишься во имя Всевышнего, молитвы свои посвящаешь Ему, то ты не просто становишься наблюдателем, но ты еще и становишься предметом наблюдения того, кому ты посвящаешь свои усилия. Ты не просто обретаешь свободу, а имеешь отношения с тем, кто следит за тобой — Сверхсубъект. Есть Сверхсубъект, есть субъект и есть объект.

Слушатель: То есть как только мы начинаем посвящать какие-то свои усилия Сверхсубъекту, то мы сразу попадаем в зону Его внимания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Потому что даже когда эта альфа-душа обретает свое первоначальное состояние, то есть нахождение вне иллюзии, свободу, она не обретает счастья, у нее нет все равно счастья. Она обретает свободу, прозревает, таких еще называют просветленными, но счастья она не обретает. А именно: быть счастливой — это наше предназначение, это не наша отправная точка, но это наше место предназначения, обрести счастье. Только счастье невозможно обрести как некую вещь, которой мы можем пользоваться по мере необходимости, Счастье сверхсубъективно. Оно нами пользуется. Обрести Счастье — это не обрести предмет потребления, а это обрести Хозяина. Слово «обрести» в зависимости от контекста имеет совершенно разные значения. Обрести вещь какую-то, обрести пальто и обрести Господина. Слово-то одно, но смысл разный. В первом случае ты становишься хозяином, во втором случае ты становишься рабом. Цель души, предназначение души – обрести Счастье, но Счастье в смысле Хозяина, стать рабом божьим.

Какие то сомнения, может быть, возникли?

# 22:49

Почему душа приходит в материальный мир?

Слушатель: Можно вопрос? Почему духовное существо, душа приходит в материальный мир, чтобы от него отказаться?

Б. Ч. Бхарати Свами: По ошибке. Именно вот этот самый позыв — поиск счастья приводит нас сюда. Просто мы ищем его как? Если спросить нас: «Что такое счастье?», может быть много всяких определений, но лейтмотив – это некое состояние. Счастье – это состояние. А дальше уже «состояние, когда…» и дальше многоточие, и уже каждый может подставлять, что угодно. Как в фантиках: «Любовь – это…» и дальше многоточие и каждый уже там сам себе домысливает. Точно так же и счастье. Какое бы мы определение ни давали, мы бы думали, что счастье – это некое мое состояние. Чаще всего это состояние, когда я ничего не делаю, а весь мир вокруг меня пляшет и только доставляет мне удовольствие. Состояние, когда я ничего, а мне все. Это счастье. Они иногда говорят: «Счастье – это когда тебя понимают». Это что значит? Я делаю, что хочу, а они меня понимают. Мне все, а я ничего. Я никому ничего не должен, ни перед кем ничем не обязан, но они меня понимают. Вот такое определение счастья. Или счастье — это когда ты можешь реализовать себя. То есть ты такой, какой ты есть. Среди других я себя реализую. Они должны, в моем понимании, приспособиться ко мне к такому, какой я есть. Вот счастье. И в поисках вот такого состояния, когда я ничего, а мне все, мы оказываемся в этом самом материальном, или вещественном, мире. Где мы, как экскаватор, пропускаем через себя эти все ощущения. Счастье — это когда я как можно больше ощущаю. Острота чувств, то есть мы через себя все пропускаем.

# 25:37

Наше тело — это «огромная мембрана»

Наше тело — такая огромная мембрана, которая разными участками себя воспринимает колебания внешнего мира по-разному. Какие-то колебания воспринимаются как цветовые пятна, это называется видеть. Какие-то колебания воспринимаются как вкусы: кислое, соленое, называется это ощущать языком. Какие-то колебания воспринимаются как запахи. Но в целом наше тело — это огромная мембрана. И задача вишая, или материалиста, который погружен в мир материи, чтобы его мембрана дребезжала, пока не разорвется, то есть до самого конца. Это называется «быть здоровым». Или как в той рекламе: «Брать от жизни все». Брать от жизни все — это когда мембрана у тебя на всех участках дребезжит на полной амплитуде. Когда ты ешь, нюхаешь, трогаешь, смотришь — я мир повидал, слушаешь все. Дело в том, что чем больше ты задействуешь свою мембрану, тем сильнее падает ее чувствительность. Свойство любой мембраны, любого динамика — чем больше ты его эксплуатируешь, тем тише он становится.

Мы ищем счастье для этой мембраны. Мы думаем: «Чем больше она будет дребезжать, тем больше счастья». Это называется «испытать все». И еще у них, у материалистов, есть такая идея: надо в жизни испытать все. Это что значит? Это значит, чтобы мембрана колебалась по полной, до самого конца ее трясло. Вот для этого мы и приходим. Вы спрашиваете: «Как мы здесь оказались?» Чтобы мембрана подребезжала.

# 27:55

Все души проходят через материальный мир, кроме…

Слушатель: То есть это был наш сознательный выбор, а кто-то выбрал другой мир?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, наши учителя говорят, какая-то часть — большая или меньшая, я сейчас уже не помню, — выбирает другой путь: не поиска счастья в этом мире, а служение Счастью. Но я не согласен с нашими учителями, у меня на этот счет другая точка зрения. Я считаю, что все проходят через материальный мир.

Слушатель: И даже близкие спутники Кришны тоже проходили через материальный мир?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, они относятся к другой категории.

Слушатель: Что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос: «И даже ближние спутники Кришны проходили через материальный мир?». Нет, они относятся к другой категории. Они не относятся к категории сознания. На техническом языке, на санскрите, называется Йога-майя. Ближние спутники Кришны относятся к категории Счастья, то есть Йога-майи, внутренней Его энергии.

Слушатель: То есть они не были тут в татастха-шакти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Они изначально принадлежат другой категории.

Слушатель: А мы — это душа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что?

Слушатель: А мы — это души?

Б. Ч. Бхарати Свами: А мы — это души. Господь вездесущ, то есть Он есть Все, но в Его бытии есть разные области. Есть область, где Он не волеизъявляет, а где Он только наслаждается. Как человек, Он проходит в течение дня, в течении жизни разные фазы своего существования. Когда Он встает утром на работу, Он идет волеизъявлять, идет возделывать этот мир. Он становится делателем, потом возвращается с работы, ложиться спать с женой. Да, Он не делатель, он просто наслаждается. Разные фазы Его существования. Господь, Всевышний — у Него есть так же разные фазы существования. Есть фаза Его существования, она называется Йога-майя. Йога означает внутренняя, сокровенная, закрытая. В этой области, в этой фазе своего существования Господь только наслаждается, только потребляет, Он ничего не делает. Когда у Него возникает потребность проявить как-то себя, осуществить Свою волю, – это называется уже Маха-майя — как бы внешний мир. Да. И все.

Вопрос: а где тут мы? А мы как раз тоненькая-тоненькая прослоечка между Его волеосуществляющей фазой и ощущаемой фазой Его бытия. Все есть Его бытие. Вот мы где-то посередине. Это называется сознание, то есть граница. Граница между майей и Истиной — это мы с вами. Мы можем называть это татастха-шакти, то есть пограничной, на границе между иллюзией и Истиной. И мы можем опрокинуть свое сознание вовне, в Его вне, а можем опрокинуть свое сознание в Его нутро. То есть быть вовлеченным в той фазе Его бытия, где Он только наслаждается, то есть Он наслаждается нами в том числе. У нас есть свобода выбора. У Йога-майи нет свободы выбора, она всегда при Нем, и у Маха-майи нет свобода выбора, потому что она в подчинении Его волеизъявлению. У нас есть свобода выбора. Поэтому речь идет о такой вещи, как эволюция, то есть мы можем эволюционировать. Можем деградировать, или деэволюционировать, или эволюционировать.

Как раз наша эволюция заключается в том, что мы отрываем себя, имеется в виду — свое сознание от мира, где Господь осуществляет Свою волю, то есть Он творит. Мы как бы отрываем от этого свое сознание и опрокидываем его в мир, где Он не творит, а забавляется. Он ничего не творит. В духовном мире Господь ничего не творит, только пользуется удовольствиями. В этом эволюция — постепенно оторваться.

Есть еще вопросы?

Слушатель: А как оторвать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Молиться. Молиться, стяжать духа святого – это стяжать терпение, смирение, уважение всех, ко всем и отказ от уважения к себе со стороны окружающих, отказ от тщеславия.

# 33:45

Возможно ли обладать остротой чувств и оставаться умиротворенным?

Слушатель: Махарадж, а как, оставаясь здоровым, то есть сохраняя эту чувствительную мембрану, остроту чувств, скажем так, при этом оставаться умиротворенным? То есть эта мембрана остается чувствительной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы про йогу?

Слушатель: Нет, не только.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что еще? Стакан водки?

Слушатель: Оставаться здоровым с остротой чувств, но при этом быть в состоянии умиротворенности?

Б. Ч. Бхарати Свами: Острота чувств, стремление насытить свои чувства всегда приводит к разрушению. Любая мембрана будет разрушена по мере пропускания через нее колебаний. Любая труба будет ржаветь или будет разрушаться по мере того, как вода через нее проходит. Этот закон нельзя изменить. Если вы что-то используете, оно разрушается.

Если вы про йогу, то задача йоги не в том, чтобы здоровье было, а в том, чтобы пропустить через себя те страдания, которые нам отведены судьбой, кармой. Пропустить через себя наименее болезненным способом и наиболее осознанным способом. Когда вы занимаетесь этими упражнениями, вы испытываете боль, естественно. Да? Всяческую боль, в том числе и умственную, и все такое. Эта боль была бы растянута, когда-то все равно вы бы ее испытали как шок некий. А здесь вы ее растягиваете и не испытываете от этого потрясений. То есть вы как бы управляете своей болью, которая вам предназначена по карме, вы ею управляете. Это еще называется аскезой. Аскеза может быть любая. Это первое. И наступает момент, когда вы умиротворены. Когда вы осознаете, что все, что вам положено, вы испытываете сознательно, и наступает умиротворение. А в состоянии умиротворения что происходит? Вы четко отделяете свое приобретенное «я» — делателя от себя.

Что нам мешает в этой эволюции сознания? Почему мы не можем отделить вот этого наблюдателя, то есть свою подлинную душу, от приобретенной души? Потому что наше сознание увлечено, мы постоянно думаем о чем-то: о карьере, о каких-то сиюминутных вещах, о том, что нужно поддерживать это тело. Очень много раздражений, очень много обстоятельств увлекают наш ум. Поэтому мы мним себя делателями. Как только мы остановимся, мы увидим, что есть «я», а есть делатель. И это не одно и то же.

Другие материалы раздела

2015-03-15

«Господь в облике времени»

2015-03-22

«Мне не на кого больше уповать»

2015-03-23

«Кришна и бог»

2015-03-29

«Вселенная как книга символов»

2015-04-11

«Смиреннее травинки»

2015-04-19

«Слуга на все времена»

2015-05-26

«Душа, идущая наперекор всему миру»

2015-05-26

«Идея неразрушима»

2015-05-27

«От поверхности до глубин духовного знания»

2015-05-27

«Эволюция сознания в мире иллюзий»

2015-05-28

«О долге и о Любви»

2015-05-28

«О положительных качествах преданного»

2015-05-29

«Я живу, чтобы служить»

2015-05-29

Частные беседы (Вайшнавский фестиваль в Киеве)

2015-05-30

«Ищите Истину по запаху»

2015-05-30

«Образ Служения»

2015-05-31

«Параллели христианства и вайшнавизма»

2015-05-31

«По милости Нитьянанды»

2015-07-03

«Любовь бывает разная»

2015-07-03

«Служение 24 часа в сутки»

2015-07-04

«Формы жизни и формы служения»

2015-07-04

«Низвергнутые в материальный мир»

2015-07-04

«Эволюция сознания» Киев 2015

2015-07-05

«Махамантра — это звук любовного танца Кришны и Его Возлюбленной»

2015-07-05

«Счастье и вожделение»

2015-07-05

«В поисках выхода из материальных страданий»

2015-07-05

«Посольство Милости»

2015-07-12

«Единственная реальность в материальном мире — это я»

2015-07-20

«О Ратха-Ятре»

2015-07-23

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 1

2015-07-25

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 2 и 3

2015-08-06

«Лотосы, цветущие ночью»

2015-08-11

«Трансформация души» ENG+RUS

2015-08-12

«Истина, назначенная авторитетом» ENG+RUS

2015-08-12

«Красный автобус»

2015-08-14

«День Ухода Шрилы Б.Р. Шридхара Свами»

2015-08-15

«Всегда помнить и никогда не забывать»

2015-08-15

«Интервью для канала Роса ТВ»

2015-08-16

«Слово Хранителя Преданности» Глава 5 «Быть честным к себе»

2015-09-20

«Последнее воплощение живого существа»