«Храм Господа Джаганнатха в Пури»
ЧАСТЬ 3
Хотя мы сполна осознаем, что безусловное означает отсутствие каких-либо условий, но наши святые и сладостные принципы любви раскрывают перед нами совершенно другое вúдение этой темы. Разум говорит одно, однако любовь предписывает совсем другое. Разум говорит мне, что Бог никогда не скорбит, однако глазами любви я вижу, как у Бога проливаются слезы за тех, кто обманут злом и находится в его власти. Разум утверждает, что Господь беспристрастен и создает строгие законы, согласно которым я обретаю вознаграждение или наказание, однако любовь открывает мне, что Бог может отменить любой Свой закон ради раскаивавшейся и любящей души! Разум твердит мне, что из-за всех своих несовершенств человеку никогда не соприкоснуться с абсолютным Богом, однако любовь уверяет, что когда душа возвышается до стадии духовной женственности, независимый Господь принимает узы вечного супружества с зависимой душой человека! Разум говорит мне, что Господь пребывает в бесконечном пространстве и времени, однако любовь описывает Его как прекрасного и всепривлекающего Господа, сидящего перед нами как наш ближайший родственник и получающего радость от всех наслаждений человеческого общества. Словно отец, проводящий время в забавах со своими маленькими детьми, Бог проявляет на всей земле множество вкусной пищи и ожидает, что Его сыновья будут собирать ее для собственного блага. Однако любящий ребенок, действуя из своей святой и чистой любви, соберет все эти дары и, совершенно не задумываясь о последствиях своего сильного любовного порыва, поднесет их своему Отцу, которого он любит больше жизни. Отец снова, в ответ на его добрые чувства, одарит Своего сына и милостиво скажет ему: «О дитя Мое! Эти дары предназначены для тебя! Из своей любви ты предлагаешь их Мне для Моего наслаждения, хоть Я и не нуждаюсь в этом. Однако Я принимаю часть твоих подношений, поскольку они пропитаны чистой любовью и самозабвенной нежностью, которой Я всегда безмерно рад. Прими назад эти сладостные дары и насладись ими!» Таков путь самозабвенной любви, которая не выносит сухих и беспристрастных рассуждений. На этом пути мы удовлетворены той пищей, которую обретаем и которая дарует нам безобидные радости каждый день нашей земной жизни. Такова система искреннего поклонения, которой живут теисты высочайшего класса. Мы не в состоянии выразить ту радость, которую переживаем, принимая святой маха-прасад в этом храме! Та святость, с которой мы соприкасаемся, настолько сладостна, что мы часто молим, чтобы все люди могли насладиться ею.
Для сараграхи-вайшнава этот храм таит в себе столь захватывающее очарование, которое никогда не понять простым рационалистам! Мы совершенно не хотим сказать, что разум — это глупый, никчемный принцип. Наоборот, мы утверждаем, что мы — лучшие приверженцы разума. Мы придерживаемся мнения, что превосходство человека над всеми другими созданными творениями состоит именно в наличии этого благородного дара — разума. Мы также придерживаемся мнения, что у человека есть и другой дар, независимый от этого благородного принципа, имя которому — любовь. Разум помогает любви достичь своего предназначения в духовном мире. Когда же человек ставит перед собой другие цели, нежели достижение Господа, его любовь может деградировать и обратиться вожделением к женщине, или тягой к вину, мясу и золоту. Однако разум советует ей возвыситься и достичь высших сфер бытия. Мы приходим к тому, что разум помогает любви, а не создает ее. Более верно назвать разум слугой любви, поскольку он всегда должен подчиняться ей во всех ее надеждах и святых устремлениях.
Рационалисты же считают, что разум — это все и вся. Такова деградация человечества! С другой стороны, прогрессивные рационалисты также верят в принцип любви, но пытаются сделать ее служанкой разума! Это чудовищное заблуждение! Пытаться поместить духовную любовь в темницу разума! Любовь желает парить на своих духовных крыльях там, где этот тюремщик (разум) не может даже ступить, в то время как последний хочет связать ее крылья из страха, что она отправится в недостойное место! Любовь произносит духовные звуки, раскрывающие ее уникальность и самобытность, а разум, не имея такого опыта, ошибочно принимает это за болезнь и «прописывает ей лекарства» для скорого выздоровления! Такова внутренняя природная сила царицы нашей души, ослабленная внешним и притворным управлением этого сухого принципа (разума), и она томится в нас подобно птице, посаженной в клетку! Увы! Какое опустошение может создать разум, когда злоупотребляет своей силой! Позор рационалистам! О Боже, спаси человека и помоги ему!
Теисты принимают попечение надо всеми, кто присоединяется к их сообществу, однако многие новички лишь называют себя теистами, а в действительности остаются рационалистами, все также опираясь на свое сухое «здравомыслие». Такие люди разделяются на два класса: мошенники и обманутые простаки. Теисты-мошенники, являющиеся по сути рационалистами, выдают себя за теистов, желая своим дурным влиянием сбить с пути искренних людей. Те же, кто называет себя теистами, чтобы их никто не принимал за рационалистов, но при этом держат любовь в подчинении разуму, — жертвы самообмана, поскольку им никогда не осознать своего положения. Искренние теисты должны заботиться об обоих классах этих людей как о своих друзьях и стоять на страже идеи превосходства любви над разумом.
Теперь, с другой стороны, мы попытаемся разъяснить, что те, кто позволяет своей любви деградировать и занять подчиненное положение относительно разума, — всего лишь приверженцы идолопоклонства и грубых суеверий. Храм Джаганнатха находится под надзором царя Пури, которому глупые люди поклоняются как воплощению этого Божества. Под его управлением в этом храме живет тридцать шесть классов слуг, которых называют чхатриша-нийогами. Около шестидесяти семей панд совершают пуджу, поклонение. Семь сотен семей чхеридаров следят за порядком в этом храме. Шесть сотен семей суаров (супакаров) готовят на храмовой кухне. Нет никакой нужды в столь огромном количестве слуг. Некоторые панды, парихары, пашупалы и суары отправляют своих слуг в различные области Индии, чтобы увеличить число паломников в этот храм. Эти посланники (или гомастхи, как они себя называют) посещают уважаемых людей по всей Индии и дают им немного сладкого маха-прасада, вдохновляя их совершить паломничество в Джаганнатха Пури под их руководством. Таким способом эти посланники собирают большое число душ (среди которых подавляющее большинство женщин преклонного возраста) и выступают в путь, крича «Харибол!» Мы признаем, что панды и их гомастхи (которые обычно принадлежат к классу каястх) принимают большое участие в организации этих групп паломников и порой даже оплачивают их дорожные расходы. Бенгальские джатри обычно посещают Пури во время фестивалей Снана-ятры и Ратха-ятры, однако круглый год в Пури стекаются паломники со всех концов Индии. Когда эти паломники достигают Пури, посланники приходят к пандам, а те, в свою очередь, посещают их с маха-прасадом возле озера Нарендра. Паломники приходят в храм и получают возможность увидеть Джаганнатха в день своего прибытия в город, затем они совершают церемонию панча-тиртха в один из последующих двух дней. Церемония панча-тиртха заключается в ритуальном омовении в озерах Маркандеи и Индрадьюмны, а также на побережье океана, после чего совершается обряд шраддха в этих трех местах, а также созерцание Джаганнатха и Баларамы в храме. При этом панда всегда хранит молчание, однако в последний день он забирает все, что имеет при себе паломник, и порой даже просит долговое обязательство на сумму, которую этот паломник в состоянии заплатить. В этот день священнослужитель-панда принимает торжественный вид и приводит паломника на крышу в северной части храма, которая называется коили-вайкунтха, и там он цитирует махавакью и шуфалу, чтобы убедить простодушных людей отдать ему все свои деньги. Так паломники возвращаются в свой родной город, не имея при себе ничего, кроме сладкого маха-прасада и нескольких простых стилизованных изображений Джаганнатха.
В действительности эти храмовые слуги ничем не лучше священников-браминов, которые, чтобы заработать, стращают людей «следующим миром». Они крайне грубы и проявляют полное невежество в отношении индийской теологии. Они никогда не пытаются учиться или наставлять других, однако зачастую просто ищут возможности для заработка денег. Большинство из них пьет вино, приготовленное в Бханге, а их ноги опухают — порой их недуг переходит в стадию слоновьей болезни. Несмотря на все свои доходы, они так и не могут разбогатеть, поскольку очень беспечны и легкомысленны. Покидая храм, они обычно направляются в место, известное как Акхра, где они пьют со своими друзьями и наблюдают за танцами юношей, переодетых девушками! Мы непременно расскажем вам все об Акхре в Пури в следующих номерах этого журнала.
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш дас