«Как Вы пришли к вайшнавизму?»
«Как Вы пришли к вайшнавизму?» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 23 ноября 2013 года, Киев, канал РОСА ТВ.
- Баланс долга и духовной жизни (0:00)
- Можно ли прогрессировать, совершая насилие? (4:47)
- Выбирать сердцем (7:11)
- Советы встающим на духовный путь (13:44)
Длительность и содержание аудио и видео могут немного отличаться.
http://www.youtube.com/watch?v=5mQAPwGc_4w
Баланс долга и духовной жизни
Ведущий: Сегодня в гостях у программы «Люди» известный мыслитель, философ, переводчик, знаток ведической культуры — Бхарати Махарадж. Здравствуйте.
Б. Ч. Бхарати Свами: Здравствуйте.
Ведущий: Бхарати Свами, вы давно уже практикуете ведическую культуру, вайшнавизм. Вы сразу пришли к этому пути? Почему именно Вас привлек этот путь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сразу, да. Я прочитал книгу Бхактиведанты Свами, когда мне было совсем мало лет. Я всю жизнь искал альтернативу миру, где господствует стяжательство, где человек хочет самоутвердиться, при том, что он смертен. Я хотел найти какую-то альтернативу этому образу жизни, этой жизненной позиции. Когда я в вайшнавских книгах прочел, что есть иной мир, мир, где главное его содержание — жертвенность, самоотдача, и тот мир вечен, а мы здесь странники, меня сразу привлекла эта философия. Я сразу захотел отыскать путь, как присоединиться к тому высшему, запредельному миру, который именуется трансцендентным или духовным в разных традициях.
Ведущий: Вы упомянули, что человек должен оставить все и заняться поиском вдохновения. Часто задают такие вопросы, что вайшнавизм призывает к отречению: чтобы мы бросили свои семьи, работы, родителей. Иногда понимают так. Как выбрать тот здоровый баланс, чтобы были и родственники довольны, и бхакти появлялось?
Б. Ч. Бхарати Свами: Подобный вопрос задает в нашей главной священной книге «Бхагавад-гите» Арджуна – воин, ученик своему учителю – Кришне. Арджуна говорит: «Как же ты призываешь меня к поиску внутренней истины, но тут же призываешь меня сражаться с моими врагами?» Кришна ему говорит: «Внешне ты должен исполнять свой долг, покуда ты мыслишь себя воином, Арджуной, человеком, потомком знатного рода и т.д., покуда ты повесил на себя какие-то ярлыки: мужчина, человеческое существо, богатый, бедный и т.д., ты должен согласно этому ярлыку исполнять свой долг». Если я тебя спрошу: «Ты отец?», ты ответишь: «Да, я отец», значит, ты должен исполнять свой долг перед сыном. То есть «внешне ты должен выполнять свой долг согласно ярлыкам, а внутренне ты должен искать Меня. Пусть твое тело тяжело трудится, а душа пусть упокоится во Мне». Это, кстати, один из основных принципов йоги. Кто занимался хатха-йогой, когда какая-то поза очень трудная, то инструктор вам говорит: «Пусть тело трудится само по себе, пусть телу будет очень трудно, а вы спокойно за этим наблюдаете». В этот момент происходит разрыв. Вы понимаете, что тело – это одно, оно трудится, там какая-то растяжка или какая-то мышца трудится, а вы со стороны наблюдаете, и вам хорошо, вам спокойно. Т.е. пусть каждый занимается своим делом. Пусть тело занято делом исполнения долга, а душа занята другим делом – делом поиска Бога. Вы можете исполнять мирской долг, а внутри творить молитву. Нужно разделять свои «я»: есть внешнее «я» — это общественное «я», то есть человек как общественное животное. Оно должно вписываться в общество. Но внутреннее «я», которое лишь временно связано с внешним миром, должно быть всегда сосредоточено внутрь, в глубину своего сердца, в Супердушу – в Параматму, в Господа Бога.
# 4:47
Можно ли прогрессировать, совершая насилие?
Ведущий: Насколько важно, какими делами она занимается? Можно ли прогрессировать? Смотрите, часто бывает, что когда человек сталкивается с духовными знаниями, он говорит: «Это не для меня, потому что то, что вы проповедуете, не соответствует моей жизни, моим каким-то наклонностям, чертам характера» или «Я такой плохой, я занимаюсь там, я продаю алкоголь или работаю в магазине, где продается мясо». И это их отталкивает. Насколько важно, чем занимается, и можно ли прогрессировать, работая в казино, например?
Б. Ч. Бхарати Свами: Для достижения любой цели какие-то виды деятельности способствуют этому, какие-то не способствуют. Вот и все. Если ваша цель – научиться играть на фортепиано, то какие-то виды деятельности способствуют этому, а какие-то нет. Например, параллельные занятия боксом будут мешать вам учиться играть на фортепиано, потому что вы будете себе пальцы отбивать и не сможете так виртуозно играть. Точно так же если вы поставили перед собой цель обретения Вечного Царства, возвращения в Вечную Обитель, то какие-то виды деятельности будут мешать этому. А это прежде всего деятельность, связанная с причинением насилия другим, причинения боли другим. Какие-то виды деятельности будут способствовать этому. Вот и все. Например, вы хотите научиться плавать и при этом курите. Курение вредит достижению вашей цели. Если вы хотите присоединиться к миру, где царит доверие, доброта, нежность, то заниматься насилием будет контрпродуктивно, как сейчас говорят.
# 07:11
Выбирать сердцем
Ведущий: В вашей традиции большая роль уделяется гуру. Возможен ли прогресс без наставника? Насколько это важно для достижения совершенства?
Б. Ч. Бхарати Свами: Без наставника прогресс возможен, но очень труден и только до достижения определенной стадии. Опять, возвращаясь к примерам нашего мира, вы не можете научиться чему бы то ни было, если у вас нет наставника. Вы не можете научиться играть на фортепиано или плавать, йогой заниматься, если у вас нет наставника, который поможет вам избежать ошибок. Самостоятельно возможно, но это очень сложно, потому что гуру – это не тот, который показывает, как надо, это большая ошибка, если кто-то думает, что гуру показывает, как надо, а гуру показывает, как не надо. Если вы движимы сердечным порывом, то задача гуру показать, где ваша ошибка. Как говорил Микеланджело: «Я не учу своих учеников ваять, а показываю им, где убрать лишнее, тогда красота сама проступает». В нашем понимании без гуру невозможно, чрезвычайно трудно.
Ведущий: У нас большое количество гуру самых разнообразных. И искренняя душа в поисках иногда может изучать и ту личность, и другую. По каким критериям оценить искренность гуру? Не доведет ли тебя гуру до…?
Б. Ч. Бхарати Свами: Объективных критериев нет. Нужно слушать свое сердце, как в выборе спутника жизни. По каким критериям?
Ведущий: Верность для мужчины, чтобы женщина была верная?
Б. Ч. Бхарати Свами: А как вы определите, верная она или нет? Надо дождаться определенного события?
Ведущий: [смеется]
Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому выбор гуру тоже, как выбор спутника жизни, протекает в несколько этапов. Вы присматриваетесь, вы выставляете ему какие-то критерии. Не в лицо, а внутренне, для себя. Например, вы считаете, что проводник в духовной жизни не может отрубать курицам головы. Я считаю, что этого не может быть, я ему сразу такое условие ставлю. Или проводник не может лгать, или я считаю, что проводник должен наизусть знать «Евгения Онегина». То есть когда вы выбираете учителя литературы или музыки, вы какие-то критерии ставите. Потому что я считаю, что он должен знать наизусть классиков русской литературы. Но это неправильно, потому что задача проводника – показать вам ваши ошибки, а как надо, вы уже сами сможете написать. Потому что если задача учителя сводится только к тому, чтобы показать как надо, то вы будете точной его копией. А если он будет вам указывать на ваши ошибки, то ваш внутренний потенциал раскроется самостоятельно.
А в целом как выбрать гуру? Как спутника жизни. Как правило, мы выбираем, послушав совета того, кому мы верим. Когда мы выбираем спутника жизни, мы слушаем родителей, при условии, что мы доверяем родителям: «Родители дольше нас живут на свете, они, наверно, знают, какой спутник жизни лучше всего мне подходит: для чувственных удовольствий или действительно как спутник жизни, который меня выручит, не оставит в трудные минуты, когда я буду лежать после катастрофы, и она или он меня не бросит». А родители могут сказать, что этот больший кандидат. Точно так же мы кому-то доверяем. И тот, кому мы доверяем, может сказать, что этому гуру я бы доверился. Но в целом мы можем верить своему сердцу. Тут главный один момент нужно для себя решить, что даже если я доверился этому гуру, поскольку я не совершенен, я могу ошибиться. Как только я пойму, что я ошибся, у меня должно хватить смелости отказаться от этого гуру и искать другого. Это очень сложно.
Ведущий: Некоторые могут расценить это как предательство и все.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Поэтому я и говорю, что это очень сложно.
Ведущий: А гуру должен быть примером для своего ученика?
Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру должен быть примером. Он должен обладать знаниями, во-первых, во-вторых, обладать примерным поведением, тогда за ним можно идти. А как предательство? Если гуру для вас – это тот, кто ведет к истине, то, оставив ложного гуру, вы не предаете Гуру с большой буквы. Вы не оставляете путь. И если это настоящий гуру, то вы для него лакмусовая бумажка. Настоящий гуру скажет: «Ты меня оставил, я тебя благословляю, потому что следование за мной уже будет для тебя препятствием. Я тебе желаю найти настоящего проводника. Я тебя благословляю». Это настоящий гуру. А тот гуру, который начнет заявлять свои права на тебя, будет говорить: «Ты мне неверен», это ложный гуру. Вот тогда его нужно оставлять.
# 13:44
Советы встающим на духовный путь
Ведущий: Что бы вы пожелали людям, которые стоят в самом начале своего духовного пути? То есть они поняли, что в их жизни нужно что-то менять, но не хватает каких-то положительных эмоций. С чего им начинать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Прежде всего нужно быть искренним по отношению к себе. Если люди вообще в самом начале, то я бы посоветовал раз в день останавливать круговорот событий вокруг себя и заглядывать внутрь себя, смотреть, что для меня приоритетным в жизни является. «Ради чего я живу?» Хотя бы раз в день задавать себе этот вопрос. Можно говорить много умных слов, что нужно читать духовную литературу, нужно искать гуру, но прежде всего нужно начать с себя. Действительно ли я живу так, как мне хочется? Действительно ли я исполняю свой долг перед собой – своей душой? Качусь ли я по наклонной плоскости? Иду ли я в толпе со всеми? Разделяю я ценности, потому что они мне дороги или потому что их мне навязало общество? То есть на меня, как на вьючное животное, навалили груз каких-то обязанностей, этикета, каких-то правил, воззрений, и я, как вьючное животное, по инерции несу это до вечера, пока меня не накормят. Или я эти ценности действительно разделяю? Действительно для меня важно, кто должен первый поздороваться: тот, кто входит в помещение, или хозяин? Для меня это действительно важно? Для меня это действительно важно, в каком костюме я появился во вторник: в сером или в черном? Или, может быть, это все не нужно? Каждый день нужно задавать себе вопрос: те ценности, которые я исповедую, они мои или они мне навязаны? Когда вы придете к мнению, что эти ценности, скорее всего, мне навязаны и в вечной жизни они не имеют никакого веса, тогда нужно задать себе вопрос: «А что есть действительная ценность?» Искать подлинные ценности, которые не исчезнут с исчезновением этого тела, безусловные – не условные ценности, а настоящие, абсолютные.
Ведущий: Спасибо за содержательную беседу. На канале «Роса» в программе «Люди» был уникальный мыслитель современности Бхарати Махарадж.
Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.