Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 3 / Шримад Бхагаватам 3. Глава 2 «Повесть Уддхавы»

Шримад Бхагаватам 3. Глава 2 «Повесть Уддхавы»

Аудиокнига Шримад Бхагаватам 3. Читает Сергей Русскин

Б. Ч. Бхарати Свами: В предыдущей главе встречаются Уддхава и Видура. Уддхава был другом Кришны, Его возничим. Сейчас бы сказали: посол по особым поручениям. Когда нужно какое-то особое поручение личного характера для Кришны сделать, то Уддхава всегда выполнял это поручение. Он был очень похож внешне на Кришну и неотступно следовал за своим Господином. И тут Видура, который некогда покинул свой дом и дворец своего брата и отправился по святым местам на богомолье, встречает этого самого Уддхаву, близкого друга Кришны. И он удивлен тем, что Уддхава один, что Кришны нет рядом, хотя Уддхава был всегда рядом с Кришной. И Видура начинает его расспрашивать о своем семействе, об их общих знакомых и, конечно, о Кришне. Этим вопросам посвящена предыдущая глава. Глава заканчивается так:

Друг мой Уддхава, просвети меня, жалкого смертного. Поведай о Нем, Кого прославляют во всех храмах и святилищах; о Нерожденном, что рождается и вселяет в души страждущих надежду и утешение; о Спасителе, явившемся роду человеческому в облике царевича из семейства Яду.

Дальше идет глава вторая, называется “Повесть Уддхавы”.

Текст 1. Блаженный Шука сказал:

– Услышав имя своего возлюбленного Господина, Уддхава на время потерял присутствие духа.

Текст 2. С самого детства он был неразлучен с Кришною, был так привязан к своему Приятелю, что часто сбегал из дома еще до рассвета, не дожидаясь, пока матушка позовет его с братьями на утреннею трапезу.

Тексты 3-4. Верность своему Другу он хранил до последнего мига жизни, и не было для него горше беды, чем разлука с Кришною. Не ведал он большего страха, чем страх вечной утраты своего Господина. Ныне, услыхав имя Кришны, Уддхава застыл в оцепенении, взгляд его сделался отрешенным, бесцельно блуждающим вокруг. Лицо подернулось нерешительностью, в глазах проступили слезы.

Текст 5. Дышал он тяжело, судорожно. И сделался он похож на человека, для кого никогда уже не будет на свете ни блеска, ни солнца, ни красок.

Текст 6. Слеза за слезою катились с его ресниц по щекам. Потом он будто воспрянул от забытья и вновь, увидав пред собою старинного друга, тихо молвил.

Текст 7. Уддхава сказал:

– Брат мой, новости таковы, что погасло наше Солнце, померкли звезды и Луна. Мрак окутал наши души и нашу Вселенную, ибо нет более с нами Кришны.

Текст 8. Сгинуло с лица Земли почти все семейство Ядавов, а те немногие, кого еще носит Земля, завидуют участи умерших. Точно рыбы, взирающие на месяц, как на своего собрата, не ведали Ядавы, что Кришна не родич их, но Сам всемогущий Господь, сотворивший небо, солнце и звезды.

Текст 9. Были они Ему спутниками во всех Его похождениях. И хотя сознавали, что подвиги Кришны не под силу свершить ни человеку, ни богу, они полагали Его себе ровней, достойным Наследником их общих предков.

Текст 10. Увещевания тех, кто околдован обманом, да не смутят разум служителей Истины.

Текст 11. Истина явила Себя на Землю в Своем изначальном облике безусловной Красоты и исчезла, как Солнце восходит над Землей и заходит в положенный срок. Впрочем, слепцам заход Солнца — не велико горе, как не велика радость и его восход.

Текст 12. С помощью Своих колдовских чар Всевышний явил Свой изначальный облик взору смертных и принудил их думать, что на Земле Он предается Своим безудержным радостям, коим дивился даже Вседержитель Нараяна – Владыка царства Божьего. Воистину, облик Кришны есть украшение самой Красоты.

Текст 13. Недаром боги и небожители, собравшиеся на жертвоприношение при дворе Юдхиштхиры, признали в Кришне самое совершенное создание творца.

Текст 14. Женщины Враджи смущались робостью пред необозримой красотою Кришны. На берегу весело журчащей реки они вместе шалили и резвились, поддевали друг друга любовными шутками, обменивались красноречивыми взглядами. А стоило Ему покинуть Своих возлюбленных, как те от отчаяния теряли рассудок и, опустившись на землю, безнадежно глядели туда, где в лесной чащобе скрылся их Милый.

Текст 15. Вечносущий и Нерожденный, Он рождается в сотворенном мире, дабы спасти и утешить смиренных рабов Своих, против коих с враждою восстали алчные до земных благ мерзавцы. Как дождь гасит пламя в тростниковых зарослях, рожденное трением сухих стеблей, Господь гасит огонь людских страстей и ненависти.

Текст 16. Мудрено мне понять, отчего Господь Бог явился миру не блистательным витязем, сошедшим с небес, а беспомощным младенцем в темнице, куда заточил Его отца с матерью злобный Камса, и почему Всемогущий Бог не покончил со злом немедленно после своего явления, но бежал со страха в лесной стан к пастухам и скрывался там в чужом обличии?

Текст 17. Мудрено мне понять, как Непогрешимый молил о прощении своих земных родителей, за неспособность Свою защитить их от мучителя. Как прикажешь объяснить, что Всемогущий Бог, сошедший на Землю, дабы покарать зло и защитить добро, долгие годы прятался от гонителей и ни разу не утешил родных отца с матушкою в темнице?

Текст 18. И когда нечестивые цари земные совсем было уверились, что власть их незыблема, Кришна смел их царства с лица Земли, как набежавшая волна сметает песочные замки, прилежно отстроенные детскими руками.

Уддхава задается вопросом: как же, если Кришна пришел чтобы уничтожить зло и чтобы добро восторжествовало, почему же Он до 16 лет скрывался от тогдашнего воплощения зла, Камсы, и дозволял Камсе содержать в мучениях Его родных отца и мать? Кришна же всегда защищает своих преданных, как же Он позволял, чтобы преданный долгие 16 лет, а до этого 8 лет, получается, в сумме 24 года, чтобы Его преданные, причем преданные высочайшей пробы, преданные ватсалья расы, 24 года провели в тюрьме, в темнице? Почему Кришна, если Он такой всемогущий не освободил их сразу? Да и, вообще, как Бог позволяет, чтобы зло появилось? Не то, что Он приходит и уничтожает зло, а почему оно вообще появилось. Вот такие вопросы задает Уддхава. Не столько задает вопросы, сколько восклицает в пространство. Мол, что ты, Видура, меня спрашиваешь, если я сам не понимаю. Бог Всемогущий позволил злу появиться и еще процветать, и долгое время существовать.

Текст 19. Ты сам видел, как правитель народа Чеди, Шишупала, без всяких на то усилий достиг заветной цели всех затворников и духовных старателей, растворившись в сияющем бытии Божьем. А единственною его заслугой была лютая ненависть к Кришне. Как же не принять Кришну своим Повелителем, если даже врагу за его ненависть Он дарует высшее избавление!

Текст 20. И всякий воин, кто поднял оружие против друга Кришны на поле брани Куру, несомненно, вознесся на небеса безгрешным праведником, ибо смыл все грехи свои под проливным дождем острых стрел Арджуны. Каждый враг сына Притхи вознесся в блаженные небеса, созерцая в последние мгновения своей жизни лотосоокого Кришну.

Вот еще в другом месте Бхагаватам, в 11 песне, Уддхава восклицает: «Ну как же так, те кто воевал за Кришну, они видели Кришну только со спины, а те, кто воевал против Кришны, против Его друзей, они Кришну лицезрели, они видели Его лицо». Вот такая несправедливость, что те, кто преданные Кришны, они Его видят со спины, а враги Кришны видят Его лицо.

Слушатель: И каков ответ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это просто восклицание, удивление. Даже не вопрос.

Слушатель: На самом деле Кришну не было видно со спины, когда они воевали, потому что возница сидит на колеснице ниже воина, у него за спиной постамент, на котором стоял Арджуна. И Арджуна, когда управлял колесницей, вправо, влево поворачивал, он Кришне по плечам ногой. Если по правому плечу, значит, направо лошади поворачивать, если налево, то налево. Он его все время бил по плечу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да ладно.

Слушатель: Возница сидит ниже, со спины его не видно. Стрелок-то стоит на колеснице и стреляет во все стороны. Там эти брахмастры со всех сторон летели. Ему нужно было все отстреливать, нужно было все увидеть. А возница внизу.

Текст 21. Кришне подчиняются три вселенских божества – творец Брахма, разрушитель Шива и хранитель Вишну. Безусловный Самодержец Кришна обладает всеми богатствами и достояниями мира, на Него молятся властители бесчисленных Вселенных, Ему они воздают дары и пред Ним преклоняют чела свои.

Вишну Самодержец – Сварат Его еще называют. Те, кто говорят: “Долой самодержавие!”, они не совсем правы. Кришна есть Верховный Самодержец. И это самодержавие нельзя свергнуть, потому что Он владелец, а к Нему во владение приходят и просят Его защиты.

В древние времена какой-то человек селился в своем феоде. Никого не было вокруг, он приходил и начинал жить. Брал себе жену, там дети появлялись, и начинал себе жить. И к нему стекались люди, которые искали защиты, скажем, от какой-то несправедливости или от своих врагов, от набегов. Они приходили к нему на землю в его владения и говорили: «Ты защити нас, пожалуйста». Он говорит: «Хорошо, но тогда я с вас буду брать подати. Я обещаю вас защищать, а вы мне будете платить подати. На эти подати я построю себе крепость, в которой буду жить и в которой вы сможете находить себе убежище во времена вражеских набегов. А еще на ваши подати я буду копить зерно и хранить у себя в зернохранилище. Когда будут невзгоды природного рода, не враги какие-то будут нападать на вас, а плохой урожай, засуха, то вы тоже сможете пользоваться тем, что я накоплю. Вот он становился феодалом, для них господином, и он их защищал, потом защищал их его сын, его потомки. А потом случилось так, что потомки тех, кто пришли к нему и попросили убежище, сказали: «Вообще-то, это наша земля и мы теперь сами будем рулить здесь, а ты никто и иди отсюда». Так произошел переворот в сознании людей. Они сначала пришли просить защиты к нему, а потом сказали: «Давай иди отсюда, мы тут сами разберемся».

Слушатель: Может, они все-таки перестали бояться набегов со стороны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они сочли, что защитить они смогут сами себя, при этом они не стали утруждать себя избранием нового места жительства. Они сказали, что «та же земля, которая твоя раньше была, она теперь наша. Ну и что, что когда-то мы пришли к тебе за защитой? А теперь мы не нуждаемся в твоей защите. Не просто не нуждаемся в твоей защите, а мы еще и землю твою заберем». Так вот возник лозунг: “Долой самодержавие!”

Но Кришна является Безусловным Самодержцем, и с Ним такой фортель не пройдет. И не важно, что Ему сказать: «Давай из наших земель проваливай, мы тут сами разберемся, мы сами себя защитим, у нас есть все необходимое для жизни: Солнце, которое Тебе не подчиняется, вода, которая сама по себе льется, мы сами все решим». И первый такой революционер был некий господин Равана, который, чтобы свергнуть власть божьих наместников, вассалов, спустился в адские миры и отобрал у Ямараджа узников, которые таились и мучились по приговору суда, по приговору этого Ямараджа. И из них, из этих узников, он сформировал свою армию и напал на Индру, и захватил. То есть он был ракшасом, этот Равана, но он разбил воинство Индры и власть над всем миром он передал своему близкому другу, который был демоном, не ракшасом, а титаном. И так власть Верховного Самодержца была потрясена. И тогда Всевышний, Верховный Самодержец в облике царевича Рамы низошел на Землю и этого Равану, обортня, у которого было множество голов… Вообще, у него была одна голова, но она могла десятириться. Он, вообще, был очень красивым, привлекательным, не то что с 10-ю головами все время. При необходимости у него появлялись 10 голов. При необходимости, это когда он вступал в сражение, чтобы ему голову не снесли, были как спойлеры. Одна настоящая и 9 виртуальных, и непонятно, какую срубить.

Слушатель: А руки. Говорили, что у него 1000 рук такие же?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он мог так искусно и быстро ими перемещать, что казалось, что у него 1000 рук. Он был очень искусен в ратном деле, и у него были головы-спойлеры. Чтобы его убить, надо было все 10 голов снести, но зараз. Когда сносил одну голову, то у него вдруг еще виртуальные появлялись. Найти настоящую нельзя было. Только царевичу Рамачандре удалось все 10 голов срубить и ту, которая настоящая, тоже удалось отрубить.

Безусловный Самодержец Кришна обладает всеми богатствами и достояниями мира, на Него молятся властители бесчисленных Вселенных, Ему они воздают дары и пред Ним преклоняют чела свои.

Текст 22. Можно ли не изумиться, дорогой Видура, видя, как Верховный Владыка бытия смиренно стоял пред государем Уграсеною и присягал ему на верность, называя того верховным владыкою и заверяя, что никто в целом мире не посмеет посягнуть на его власть и державу, и что Он, Кришна, будет держать ответ пред царем Матхуры и исполнять его волю!

#00:22:00#

Господь Бог клянется в вассальной верности некому государю Уграсене. А Уграсена это был отец Камсы, которого Камса лишил престола и затащил в тюрьму. И вот когда Кришна Камсу предал смерти, то Он вызволил Уграсену. Хотя, как рыцарь Камелота, имел все права на престол Мадхуры, тем не менее Он того государя незаконно свергнутого вернул на престол, и более того, ему присягнул. Поскольку Кришна родился в его пределах, в Мадхуре, значит, Он был данником, вассалом того Уграсены. И Он ему присягнул на верность и обещал, что будет защищать его царство. И вот этому удивляется Уддхава. Как же так? Бог присягает на верность какому-то земному царю!

Текст 23. Где сыскать господина более милосердного, чем дитя Кришна, Кто признал в злобной демонице свою матушку-кормилицу и прильнул губами к ее сосцу, смазанному смертельной отравою!

Это тот самый стих, который произносит Мукунда в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Когда Мукунда пригласил Гададхара Пандита на встречу с настоящим вайшнавом. Мукунда ему сказал, что «ты давно хотел увидеть настоящего вайшнава, и как раз в нашем городе гостит настоящий вайшнав, зовут его Пундарика Видьянидхи». Когда они одним вечером пришли в дом Пундарика и увидели такого мажора дутого, у него волосы были смазанные (сейчас модно носить, чтобы волосы были как будто мокрые), ароматическими маслами, он восседал в дорогом паланкине, его полуобнаженные рабыни обмахивают и курил он кальян. А паланкин его был из серебра с золотом и отделан слоновой костью. Когда Гададхар увидел такое, он в уме усомнился, что это вайшнав. Вайшнавы, вообще, должны ходить пешком в набедренной повязке с медным чайником и подолом для пожертвований.

Мукунда, уловив это настроение Гададхара, эту тонкую эмоцию, произнес этот самый стих вслух так, что Пундарика Видьянидхи услышал.

Где сыскать господина более милосердного, чем дитя Кришна, Кто признал в злобной демонице свою матушку-кормилицу и прильнул губами к ее сосцу, смазанному смертельной отравою!

Действительно, если собственную убийцу он вознес до ранга своей матушки и так даровал ей спасение, то кто может быть более милосердный, более великодушный. У кого еще искать защиты, как не у того, кто собственную убийцу признал своей родной матушкой-кормилицей.

И вот тогда этот Пундарика Видьянидхи услышал этот стих, на санскрите, конечно, не на русском, известный стих:

ахо баки йам стана-кала-кутам

джигхамсайапайайад апй асадхви

лебхе гатим дхатрй-учитам тато ‘нйам

кам ва дайалум шаранам враджема

Когда он услышал этот стих, он упал в беспамятстве, из паланкина грохнулся, слезы брызнули из его глаз и он стал кататься по полу, рвать на себе волосы. Он дрожал, дрожь ходила по его телу. Тогда Гададхар понял, что он совершил в уме оскорбление вайшнава, и когда они вдвоем — Мукунда и Гададхар вернулись к себе, Гададхар спросил: «Как же мне искупить это оскорбление?». И Мукунда ему посоветовал принять посвящение у вайшнава, которого тот оскорбил. И на следующий день Гададхар принял Пундарика своим духовным учителем.

Текст 24. Мне завиднее участь демонов, снедаемых ненавистью к Всевышнему, нежели тех, кто праведно предан Ему, ибо нечестивые богоборцы в миг смерти видят пред собою лик Того, Кто с огненным колесом в руке опускается к ним на крылах царь-птицы Гаруды — блистательного сына Tаркшьи.

Текст 25. Вняв мольбам творца о благоденствии Земли, Кришна сошел в мир людей как сын царя Васудевы и супруги его Деваки, кои были заточены в темницу злобным их родичем Камсою, повелителем страны Бходжи.

Когда Бходжи снова обрела своего хозяина Уграсену, и на престол великого царства Куру взошел Юдхиштхира, Юдхиштхира разослал четверых своих братьев в разные стороны света освещая о том, что есть метрополия, есть государь единый, если ты не доволен этим, то можешь бросить вызов государю. Мы являемся его братьями. Если вы принимаете его верховенство, то платите нам оброк. Если не принимаете, то мы сейчас будем с вами сражаться. Если мы проиграем, то, значит, вы останетесь независимы. Но если вы проиграете, то вы будете платить оброк.

И вот близнецы Накула и Сахадева отправились в сторону на северо-северо-восток. Миновав хребет горный, они попали в дивную страну, которую назвали не Бходжа, а Камбходжа, там они основали величайший храм, который сейчас в 80-е годы открыли — Ангкор Ват. Так что, Камбходжа, или Камбоджа, — там вишнуитские храмы до сих пор. Их много и они, видимо, не открыты еще.

Слушатель: Там прямо живут индуисты в Камбодже?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они буддисты, но почему-то их храмы посвящены четырехголовому Брахме, Шиве с трезубцем и Вишну.

Другие материалы раздела

2012-05-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 1 «Вопросы Видуры»

2012-06-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 2 «Повесть Уддхавы»

2012-06-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 3 «Похождения Кришны» Текст 1-20

2012-07-15

Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

2012-08-12

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 1-22

2012-08-26

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 23-29

2012-09-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 30 и далее

2012-09-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 6. «Члены Вселенского Тела»

2012-09-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 7. «Вопросы Учителю»

2012-10-07

Шримад Бхагаватам 3. Глава 8 «Всевышний является творцу»

2012-10-14

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 1-15

2012-11-11

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 16 и далее

2012-11-25

Шримад Бхагаватам 3. Глава 10 «Цепь творения»

2012-12-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 11 «Пространство и время»

2012-12-24

Шримад Бхагаватам 3. Глава 12 «Перворожденный и его творение»

2012-12-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 13-14 «Явление Господа Вепря», «Зачатие демонова племени»

2013-01-06

Шримад Бхагаватам 3. Глава 15 «Проклятье у божьих врат»

2013-01-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 16–17 «Исход из Божьего царства», «Рождение демонов»

2013-01-20

Шримад Бхагаватам 3. Глава 18–19 «Битва Вепря с Хираньякшей», «Смерть демона»

2013-01-27

Шримад Бхагаватам 3. Глава 20 «Потомство Брахмы»

2013-02-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 21–22–23 «Встреча отшельника с государем», «Женитьба Кардамы», «Преображение Девахути»