Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 3 / Шримад Бхагаватам 3. Глава 3 «Похождения Кришны» Текст 1-20

Шримад Бхагаватам 3. Глава 3 «Похождения Кришны» Текст 1-20

Аудиокнига Шримад Бхагаватам 3. Читает Сергей Русскин

Текст 1. Уддхава продолжал:

– Когда Кришна с Баладевою возмужали, Они отправились в стольный город Матхуру, где правил сын царя Уграсены Камса, много лет терзавший отца доблестных Братьев, Васудеву, и матушку Кришны, Деваки. После недолгой брани со стражею царя Кришна настиг Камсу на его престоле, сволок за ворот на землю, поставил стопу Свою на грудь оцепеневшего от страха нечестивца и лишил его жизни.

Текст 2. Покончив с владычеством зла, Кришна с Баладевою отправились в уединенную обитель, в которой жил их мудрый наставник Гарга, и с первого слова выучились наукам рассуждения и убедительной речи, обычаям людским и законам. Вся ученость людская стала им подвластна. В награду за свое учение Братья вернули к жизни единственного сына Гарги, погибшего некогда в бурливом океане.

Текст 3. У могущественного царя видарбхов Бхишмаки выросла и расцвела прелестная дочь по имени Рукмини. Прославленные земные государи, очарованные ее красотой и добрым нравом, засылали к Бхишмаке сватов, но Рукмини всех женихов отвергала, тайно надеясь выйти замуж за полюбившегося ей Кришну. И когда по настоянию отца должна была состояться ее свадьба с союзником их царства Шишупалою, Кришна похитил прекрасную царевну из рук соперников и увез в Свои чертоги, как некогда царь-птица Гаруда похитил у небесных старателей сладкий напиток бессмертия.

Текст 4. Укротив семерых свирепых быков, Кришна завоевал руку царевны Нагнаджити. А когда, не смирившись с поражением, соперники Его пустились вдогонку за победителем, Кришна разметал их по земле и обратил в бегство, как стаю шакалов.

Текст 5. Есть среди мужчин такие, кто не способен возражать женским прихотям. И Кришна, по обыкновению безвольных мужей, доставил одной из Своих цариц диковинный цветок париджату, растущий лишь в райских кущах. Уязвленный и осмеянный райскими девами, владыка небес Индра пустился вдогонку за Вором, но был разбит, посрамлен и выдворен Кришною с Земли обратно в небеса.

Тексты 6-9. В другой раз Он покарал смертью сына Земли Нараку за то, что тот вознамерился завладеть небесным царством против воли Индры. Позже, однако, Кришна сжалился над матушкой кормилицей Землею и вернул к жизни ее неразумное чадо, но имуществом Нараки Кришна по обыкновению Своему распорядился по-хозяйски. Он влюбил в Себя всех жен и наложниц незадачливого героя и по их скромному настоянию забрал в Двараку, где сочетался со всеми законным браком. Он обустроил для каждой царицы отдельный дворец и ко всем одновременно хаживал в опочивальню, заставляя каждую полагать, что лишь она для Него единственная и всеми прочими Он пренебрегает. Долго потом царицы не могли понять, отчего у всех в один срок нарождаются дети, коих со временем у каждой образовалось по десять, ничем не уступающих родителю, но обладающих своими отличительными чертами.

Текст 10. Нет числа земным царям, что под водительством Шалвы, Калаяваны, Джарасандхи и государя Магадхи совершали набеги на стольный град Кришны – Матхуру. И все они были уничтожены или обращены в бегство. Впрочем, не всякого Кришна усмирял Самолично, но дозволял союзникам Своим явить свету небывалую доблесть.

Текст 11. Шамбара, Двивида, Бана, Mура, Балвала и Дантавакра нашли смерть свою от руки Кришны, прочих покарал Баладева со Своею дружиною.

Текст 12. Волею Кришны на священном поле Куру нашли погибель почти все земные властители – и друзья твоих племянников, и недруги — великие витязи, что некогда сотрясали землю своею тяжкою поступью.

Текст 13. По наущению Карны, Духшасаны и дяди своего Шакуни несдержанный в страстях Дурьодхана довел дела семейства до открытой вражды, в коей расточил все баснословные богатства свои и власть, и в коей нашел бесславную гибель. С печалью взирал Кришна на былого властителя необъятного царства, умирающего с переломанными ногами в луже собственной крови.

Это был не кшатрийский, не рыцарский поступок, но тем не менее Бхима оправдывал его тем, что во-первых Дурьодхана был заговорен, его нельзя было поразить ни в какое место, кроме бедра, кроме попы, это во-первых. И, во-вторых, Бхима особенно был сердит на Дурьодхану за то, что Дурьодхана выиграл в карты общую жену Пандавов и по праву нового хозяина он решил прилюдно обесчестить, оскорбить их общую жену, жену Пандавов – Драупади, и решил ее раздеть в царском собрании. И он стал разматывать сари. Но Кришна сделал так, что сари у Драупади стало бесконечно. Сколько этот лоскут ни стягивали с Драупади, он не уменьшался. Но тем не менее за то, что Дурьодхана хотел оскорбить, то есть оголить Драупади, оголить ее чресла, Бхима именно в чресла, в попу поразил ударом булавы Дурьодхану. И он лежал, погибал несколько дней в луже собственной крови. И перед смертью ему принесли головы сыновей Пандавов. Сын Дроны Ашвадхама принес своему хозяину отсеченные головы сыновей Пандавов в надежде, что тот хотя бы перед смертью порадуется, что если он не врагов своих погубил, но хотя бы их детей. Но Дурьодхана лишь опечалился от того, что погибли невинные юноши, и это приблизило его конец. Еще Дурьодхане повезло, что перед его смертью к нему явился Кришна. Кришна был свидетелем смерти Дурьодханы.

С печалью взирал Кришна на былого властителя необъятного царства, умирающего с переломанными ногами в луже собственной крови.

Текст 14. И как не грустить было Ему, если, уничтожив руками Дроны, Бхишмы, Арджуны и Бхимы восемнадцать воинств, Он так и не облегчил бремя Земли-матушки, ибо собственное Его семейство Ядавов по-прежнему здравствовало и приумножалось, и грозило стать для кормилицы ношею тяжелее прежней?

Текст 15. И молвил Кришна, глядя в небеса:

– Недалек тот день, когда родичи Мои напьются пьянящей браги и в хмельном угаре с глазами медно-красными от гнева перебранятся меж собою, и истребят всех себя до единого. И будет побоище это преддверием Моего исхода из земных пределов.

Текст 16. После великого сражения волею Божьей повелителем древнего царства Куру стал старший из Пандавов, сын праведности — Юдхиштхира — блюститель высшего Закона и благодетель подданных.

Текст 17. Единственным его наследником сделался внук Арджуны, царевич Парикшит, спасенный Кришною в утробе Уттары от огненной стрелы злодея Ашваттхамы, что погубил всех детей Пандавов.

Текст 18. Во исполнение царского устава и с соизволения Кришны Юдхиштхира вскоре после вступления на престол совершил тройственное жертвоприношение коня. В том великом деянии и прочих, что были прежде и после, подмогою государю служили его младшие братья – Арджуна, Бхима и Накула с Сахадевою, во дни властвования коих Земля была щедра на дары и угодлива людям.

Здесь говорится: “во исполнение царского устава”. Раньше действительно, когда царь вступал на престол, он должен был совершить жертвоприношение коня. И не всем это было под силу, потому что это жертвоприношение требовало огромных людских и материальных ресурсов. Во-первых, нужно было собрать почти всех брахманов своего царства и всех их одарить. Причем если какой-то из брахманов оказывался недоволен даром, то все жертвоприношение считалось недействительным, считалось напрасным. Поэтому царю требовалось огромное количество богатств, коров, быков, слонов, земли, золота, золотой, серебряной утвари, чтобы ни один из присутствующих в первую очередь брахманов, не оказался недовольным.

Кроме того, для этого жертвоприношения нужно было еще и снаряжать целую воинскую дружину. Потому что прежде чем коня принести в жертву, нужно было его отпустить на волю, и за ним следовала воинская дружина этого царя. Когда конь пересекал границу царства, то для сопредельного государя это было сигналом, что ему вновь ступивший на престол сосед бросает вызов, и этот царь должен был либо ответить на этот вызов, либо принять верховенство своего соседа, то есть стать его данником. И если какой-то из царей бросал вызов новому царю, то дружина нового царя должна была вступить в бой с дружиной соперника. А для этого дружина, следующая за конем, должна была быть сыта, одета, полностью вооружена и должна иметь как минимум численное превосходство. Это тоже требовало больших материальных ресурсов. И неизвестно, куда потом конь шел. Коня никто не сдерживал, за ним войско только следовало. Конь мог после первого же сражения вернуться обратно, а мог идти дальше. Мог идти сотни верст в любую сторону.

Так вот, Юдхиштхира совершил тройственное жертвоприношение коня. То есть он трех коней пустил. На север, на запад и на восток. Потому что юг и так принадлежал Пандавам. Вот три стороны света были неохвачены. То есть он пустил в сторону Китая, в сторону Израиля и в сторону России. И за каждым из этих коней следовало огромное войско. Потому что, представьте себе, после первого сражения войско теряет часть себя и у войска должна быть фора для того, чтобы вступить в бой с новым царем, а потом с новым царем. Ведь неизвестно, когда конь повернет обратно. Когда конь доходил до моря, то его возвращали обратно в царство, откуда он ушел. То есть конь мог вернуться обратно, либо упереться в океан.

Юдхиштхира после битвы на Курукшетре, когда он потерял почти всех своих воинов, устроил тройственное жертвоприношение коня, то есть он коня отправил в три стороны света. И, естественно, за конями шли помимо дружины… У него не так много воинов осталось, поэтому он отправил туда, в это путешествие, своих братьев.

Бхима шел на запад. Он покорил все западные земли. Он один мог выступать против целой армии. Поэтому Юдхиштхира попросил его следовать. Арджуна шел на север, то есть в сторону хуннов, или гуннов, то, что потом славянские и европейские страны. А Накула с Сахадевою отправились на восток — это страна Камбоджа, Китай, Тайланд. И все они вернулись с победою и с богатствами.

По правилам если дружина нового императора одерживала победу, то она имела право потребовать все богатства у побежденного. И рассказывается, что, например, Накула с Сахадевою, когда они возвращались, завоевав Китай, Камбоджу, Лаос, эти все восточные азиатские страны, обратно они шли несколько тысяч волов, груженных золотом, сотни слонов, груженных золотом. Все это они отбирали у побежденных восточных царей. И, собственно, на эти богатства Юдхиштхира устроил жертвоприношения и потом раздавал брахманам.

Надо еще добавить, что Арджуна вернулся практически без награбленного, без трофеев. Потому что когда он вторгся в пределы славян, русских, он ужаснулся, что это совершенно дикие племена и с них взять нечего. Ну, может быть, соболиные шкурки или что там ценилось.

Слушатель: Обязательно нужно верить в Бога и не грешить. “Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом твоим. Не сделай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху”.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я так понимаю, что у слушателя вопросов нет, а он утверждает библейскую истину. Ну, собственно, мы с ним и согласны. Действительно, Господь говорит: “Не создавай себе кумиров”. Но в нашем понимании кумир — это не просто изображение, а кумир же может быть и без изображения. То есть можно создать себе кумира, не рисуя и не делая изваяния. А можно в уме создать себе кумира. В уме создать себе изображение бога и просить у него земных благ. И это будет кумир. Кумир — это тот, у кого ты просишь бренных благ.

С другой стороны, даже если ты рисуешь или ваяешь образ Бога, у которого не просишь земных благ, а просишь служения, преданности Ему, то это не является кумиром. Даже если ты создал сотни этих фигурок, но ты просишь не земного, а вечного, нематериального, то они не есть кумиры.

Слушатель: Сознание не имеет никаких объективных характеристик, зачем они нужны сверхсознанию?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос я не понял. Первое утверждение “сознание не имеет никаких объективных характеристик” никак не связуется с вопросом «зачем они нужны сверхсознанию?» Вот они не нужны сверхсознанию, поэтому оно и не имеет объективных характеристик. Это все равно что сказать: «У змеи нет ног», вопрос : «Зачем они нужны змее?» Так они и не нужны, их нет.

Слушатель: Если Бог принимает какую-то форму на время, потому что она Ему нравится, то почему Он должен оставаться в ней навсегда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не должен оставаться в ней навсегда. Он принимает форму, и игра в этом облике Ему приносит удовольствие. И покуда Ему нравится, Он и не расстается с этой формой. Мы вынуждены с одного удовольствия переключаться на другое. Допустим, вам нравится мороженое и вам нравится соленый огурец. Так вот, чтобы получить второе удовольствие, вам нужно покончить с первым и приступить ко второму. Вы не можете все вкусное, что вам вообще нравится, одновременно засунуть в рот, тогда вы будете испытывать страдания. А Господь может позволить себе, если Ему что-то нравится, Он с этим не расстается, а получает одновременно удовольствие и от другого, и от третьего, и от пятого, и от тысячного.

Вот слушатель нас отправляет, видимо, к Библии с пояснением: “Все поймешь”. Понимаете, для нас Библия не является авторитетом. Мы не признаем истину в Библии. Для нас Библия — это, как христиане говорят, список, то есть копия, причем искаженная копия более древнего писания, которым является Веда. Притом что Веда изначально была выдохнута первым существом, творцом этой Вселенной, когда он из тьмы увидел Прекрасную Реальность. Он от удивления изрек звук удивления. И в этом звуке была, как мы говорим: “Ох”, заключена вся палитра чувств, вся палитра смыслов. Например: если мы знакомы с какой-нибудь картиной, например, “Мона Лиза”, и когда кто-то при виде картины этой восклицает: “Ох”, то мы знаем о чем этот “ох”. Там, в этом “ох”, есть смысл. Так вот Веда — это “ох” от увиденного первым существом во Вселенной. Потом мудрецы этот “ох” расшифровали. Они наполнили его множеством смыслов. И этот “ох” стал Ведою. Потом некий мудрец по имени Вьяса разделил эту Веду на четыре части.

А вот Библия в данном случае является лишь бледной перепевкой этой Веды. Все притчи Библии, все книги: книга Царств, книга Чисел, пророчества, Бытие и так далее — все это перепевка Веды, квинтэссенцией которой является «Шримад Бхагаватам», третью книгу которой мы сейчас читаем. «Бхагаватам» — это суммарный итог всей Веды. Вот эта сумма состоит из 12-ти книг, а третью книгу мы сейчас и читаем.

Есть оригинальные деньги, а есть фальшивка или очень качественная копия. Библия для нас — это очень качественная или не очень качественная, но копия оригинала. Или, например, есть 100%-й сок, то есть сок прямого отжима. Берут виноград и начинают его жать. И влага, которая происходит из этого действия, это есть 100%-й виноградный сок. А когда его начинают разбавлять, добавляя сахарку там наполовину с водой, это уже подделка. Библия для нас — это засахаренный, разбавленный водой виноградный сок. А Веда — это для нас в чистом виде 100%-й сок. Поэтому тот, кто попробовал подлинного сока, он уже не поведется на подделку, на разбодяженную копию. Вы, конечно, можете верить в Библию, но для нас это лабуда, в которую мы не верим.

Слушатель: Может ли Бог перестать быть Кришной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, Он может перестать быть Кришной. Но Кришна — это же не просто образ, а Кришна — это понятие. Кришна означает всепривлекающий. То есть это Тот, Кто, как черная дыра, втягивает в себя все. Так же и Кришна, Он притягивает к Себе в сознание. Вопрос: может ли черная дыра перестать быть черной дырой? Конечно, может. То есть если мы уберем из Вселенной черную дыру, то Вселенная перестанет существовать. Черная дыра является центром притяжения Вселенной. Это как воронка, в которую попадает вся масса, вся материя, в которой материя превращается в нематерию.

#00:28:33#

Кришна притягивает в себя все сознание, в Котором (в Кришне) это сознание превращается в блаженство. То есть происходит качественное перерождение, преображение. Сознание некой рефлекторной сознающей себя сущности, переходят в блаженство, то есть не сознающую себя саможертвенную сущность. Сознание переходит в саможертвенную сущность, не сознающую себя.

Так вот, если черную дыру убрать из Вселенной, то Вселенная перестанет существовать, ее просто не будет. Нарушится баланс. Точно так же, если Кришна перестанет быть Кришной, то есть перестанет быть всепривлекающим, то не будет ничего. Все перестанет существовать.

Слушатель: Как Бог управляет душами?

Б. Ч. Бхарати Свами: Интересный вопрос. Вот как в нашем теле есть душа, то есть “я”, так же в душе есть своя душа. Вот эта душа души есть Кришна. И Он единый для всех душ. В некоторых учениях Его еще называют совестью. То есть совесть у всех одна. Вот как душа управляет телом: мне хочется поднять руку, я поднимаю руку; мне хочется поесть, я ем; мне хочется куда-то пойти, я иду; то есть то, что я хочу, мое тело исполняет, так я управляю своим телом. Точно так же Кришна управляет изнутри всеми душами.

Кришна как бы звучит. Голос совести есть голос Кришны. Он как бы звучит, Он зовет к себе. И в нас вечно борются две противоположности. Это тяга к самосохранению и тяга к самоуничтожению в Любви. В нас борются две противоположности: это тяга к Любви и тяга к самосохранению. И покуда тяга к самосохранению у нас преобладает над тягой к Любви, мы живем в материальном мире, мы самосохраняемся, мы самоутверждаемся. Но как только мы доподлинно прислушаемся к голосу совести, голосу, который зовет нас к Любви, то тяга к самосохранению, инстинкт самосохранения отходит на второй план, начинается саморазрушение.

Кришна так управляет душами — Он зовет нас в обитель саморазрушения, то есть в обитель Любви, где мы будем не сохранены, а мы будем любить.

Как планета — она живет, покуда впитывает в себя энергию светила, энергию Солнца. Но когда планета начинает отдавать, она взрывается, она перестает существовать. Как планета эта сущность перестает существовать. Но что происходит с ней? Она превращается в звезду.

То есть когда происходит накопление критической массы, когда небесное тело неспособно больше накапливать массу, происходит взрыв, происходит отдача этой массы. Это еще называют взрыв сверхновой. Вот точно так же душа — она накапливает, накапливает, она самосохраняется, она утверждает себя как “я” и утверждает вокруг себя как “моё”. «Ахам, сва», то есть свое и мое. Она накапливает, накапливает, а потом происходит взрыв. Это означает, что она принимает инициацию, принимает посвящение в учении бхакти. То есть критическая масса начинает увеличиваться, увеличиваться, увеличиваться, и когда происходит взрыв, то эта душа отправляется в мир Любви, в мир отдачи, в мир самопожертвования, в мир Голоки Вриндавана. То есть душа перестает существовать, но на месте ее появляется звезда — нечто любящее.

Слушатель: Душа вселяется в живую форму только один раз?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет таких живых форм. Наше тело всегда мертвое. Покуда душа в теле, то тело движется. Мы говорим: “Машина поехала”. На самом деле машина никуда не ездит. Ездит водитель в машине. Точно так же тело никуда не ходит, не дышит, вообще ничего не производит, оно не живое. Это просто набор химических элементов. Но покуда живая душа, как водитель, находится в теле, тело движется. Потом, когда тело сгнивает, душа, если хочет самоутверждаться дальше и накапливать дальше, переселяется в новую машину, в новый механизм, в новое тело.

#00:34:52#

Слушатель: А что дальше с Арджуной и славянскими народами?

Б. Ч. Бхарати Свами: Славянские народы как были, так и остались дикарями, которым чуждо все светлое, доброе. А Арджуна вернулся к своему брату старшему Юдхиштхире. И когда Арджуна узнал, что все семейство Кришны погибло в Двараке, и сам Кришна вознесся на небеса, покинул Землю, Ардужна в изнуренном походе покончил с собой тоже. Они с братьями и их общей женой Драупади отправились на север в горы Гималаи и там не выдержали тяготы, все умерли. А славянские народы как были, так и остались дикарями.

Слушатель: Планета не может превратиться в звезду.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, видимо, с точки зрения астрофизики она не может превратится в звезду, я пример привожу. Когда масса доходит до критического предела, и уже некуда сжиматься, то происходит взрыв. Вот я что имел в виду. Я под планетой имел в виду небесное тело.

Слушатель: Мне бы хотелось верить, что после смерти есть другая жизнь, но пока не умрешь, не узнаешь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Согласен. Это вопрос веры. Одни верят, что со смертью тела заканчивается все. Другие верят, что со смертью тела жизнь не прекращается. Разница лишь в выводах из этих двух видов веры.

Если мы верим, что со смертью тела мы прекращаемся, то тогда у жизни нет смысла. Тогда нет нравственного закона и не может быть. Как раз наличие совести, наличие нравственного закона, наличие моральных тормозов, мне кажется, и есть доказательство того, что есть смысл жизни. А если есть смысл жизни, то она не может заканчиваться со смертью плоти. Как жизнь тела не заканчивается с ампутацией какого-то члена, какой-то части тела, так же и жизнь как таковая, моя жизнь не заканчивается с ампутацией целого тела.

Слушатель: Арджуна после похода оставил этим народам Веды.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Арджуна оставил Веды. Там были не славянские народы, они назывались хунны, или гунны. Он им принес ведическую культуру. Он принес им ведическую обрядовость, ведическую культуру, но поняв, что это бесполезно, он не стал им дальше…. Ну не он, а он шел, ведь там целое войско было. В войске были полковые капелланы, по нашему брахманы, были военачальники, был обслуживающий персонал, шудры какие-то шли. И веды он им оставил, конечно, но в каком виде они дошли до наших пор или до принятия христианства, я не знаю. Но славянский народы, хунны, точнее, почитали ведических богов, почитали обряды, почитали Солнце. Собственно, Солнцу поклоняются почитатели Вед. Ведантисты поклоняются Солнцу. Славяне или хунны поклонялись Ярилу, Солнцу. Да, знание распространилось. Были предания, которые очень похожи на ведические предания, особенно в обрядовой части.

Слушатель: Было идолопоклонение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вы считаете, что поклонялись идолам. Можно сказать, что и христианство — идолопоклонение, если ставят изображение Иисуса Христа, то это тоже идол. Вопрос ведь, что вкладывается в поклонение идолов? Если вы от идола хотите урожая, хотите чтобы дожди были вовремя, хотите победить врага земного в бою, то это идол. А если вы просите любви и служения, бхакти, то это не идол.

Слушатель: В Библии считают, что нужно молиться Богу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну хорошо. Кто же спорит?

Текст 19. Сам же Кришна властвовал над учрежденным Им Самим княжеством, Двараке, положив в основу Своего правления закон Веды и простую житейскую мудрость, что гласит: «Поступай согласно долгу и не ропщи на последствия. Не радуйся обретенному и не печалься об утрате».

Мы до этого читали, что Кришна убил своего дядю и стал жить в Матхуре. Но Матхуру осаждали множество царей, множество местных князей. Кришна знал, что Матхуру осаждали из-за него. То есть не государь Матхуры, которого Кришна восстановил на престоле, Уграсена, является раздражителем для соседних князей, а сам Кришна. И чтобы Матхуру не подвергать опасности, Он со своей семьей ушел на запад в сторону Бомбея и Гоа, а Матхуру оставил в покое. И тогда все нападки на Матхуру закончились. Он основал там город — Дварака. Дварака означает «город врат». Там было множество ворот, и все они были из чистого золота. Кришна в этом княжестве правил. Он руководствовался в своем правлении Ведами и обычной житейской мудростью, которая гласит: «Делай то, что нужно, и не думай о последствиях». Это первый закон Веды. И второй: «Не радуйся обретенному и не печалься об утрате». То есть знай, что все в этом мире приходящее, поэтому не радуйся, когда приходящее оказывается в твоих руках и не печалься, когда оно уходит. Другими словами, не радуйся восходу Солнца и не печалься закату, потому что это лишь естественный ход событий.

Слушатель: Язычники были до религии, это исторический факт.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть вы язычникам, то есть тем, кто поклоняется Солнцу, вы отказываете в праве быть религиозными людьми, да? То есть язычники были до религии. Те, кто поклонялся Солнцу, они, значит, были людьми нерелигиозными, следует из вашей логики. Это не так. Религиозный человек — это тот, кто признает некую сверхъестественную власть над собою. Если кто-то признает над собою власть Солнца, или власть водной стихии, или власть небесного царя Индры, он уже религиозный человек. Другое дело — есть иерархия религий: одни признают власть Солнца, а другие признают власть того, кто властвует Солнцем, Богом богов. Это две религии, но это религии. Вайшнавы не признают власть Бога, они признают власть Красоты.

[Дальше текст не вошел в аудиоверсию]

Текст 20. Кришна, изначальный Господь Бог, Чей образ мечтает увидеть сама Богиня удачи Лакшми, удостаивал этой милости обычных Своих граждан и, ласково беседуя с ними, являл пример безупречного нрава.

Текст 21. Где бы Кришна ни предавался забавам – в земных ли пределах или в небесах — за ним всюду следовала свита Его, благочестивое семейство Яду. А ночами Он погружался в любовные ласки прекрасных женщин.

Текст 22. Много лет наслаждался Кришна в роскоши и славе, не ведая удержи в сладострастии, но отрешился от радостей земной жизни в одно мгновение.

Текст 23. Даже простые вещи человеку дано знать лишь милостью свыше. Что до любовной связи Господа Бога с женщинами, предмет сей способен вместить в себя лишь тот, кто беззаветно предан Верховному Владыке.

Текст 24. Случилось так, что отпрыски Кришны из семейств Яду и Бходжи проказами своими прогневали могущественных волхвов Нараду, Вишвамитру и Канву, за что навлекли на себя гневное проклятие.

Текст 25. Неисповедим промысел Господень. По прошествии месяцев царственные потомки Вришни, Бходжи и Андхаки отправились на великолепных своих колесницах в священное место Прабхасу, где стали лагерем у самого моря.

Текст 26. Там, в благодатных морских водах, совершили они омовение, почтили богатыми дарами предков, богов и мудрецов и, согласно царскому уставу, наделили священнослужителей великим множеством коров.

Текст 27. В дар служителям духа достались также слоны, лошади, изящной работы золотая утварь, чеканные золотые деньги, ткани, одежды, шкуры зверей, большие наделы земли и прекрасные наложницы.

Текст 28. Дабы возросла сила жертвоприношения, царевичи отдали благоверным брахманам богатств во много раз больше, чем того предписывает устав, ибо сказано: процветание государства прямо зависит от благополучия духовного сословия и коров.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+1

Другие материалы раздела

2012-05-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 1 «Вопросы Видуры»

2012-06-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 2 «Повесть Уддхавы»

2012-06-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 3 «Похождения Кришны» Текст 1-20

2012-07-15

Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

2012-08-12

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 1-22

2012-08-26

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 23-29

2012-09-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 30 и далее

2012-09-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 6. «Члены Вселенского Тела»

2012-09-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 7. «Вопросы Учителю»

2012-10-07

Шримад Бхагаватам 3. Глава 8 «Всевышний является творцу»

2012-10-14

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 1-15

2012-11-11

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 16 и далее

2012-11-25

Шримад Бхагаватам 3. Глава 10 «Цепь творения»

2012-12-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 11 «Пространство и время»

2012-12-24

Шримад Бхагаватам 3. Глава 12 «Перворожденный и его творение»

2012-12-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 13-14 «Явление Господа Вепря», «Зачатие демонова племени»

2013-01-06

Шримад Бхагаватам 3. Глава 15 «Проклятье у божьих врат»

2013-01-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 16–17 «Исход из Божьего царства», «Рождение демонов»

2013-01-20

Шримад Бхагаватам 3. Глава 18–19 «Битва Вепря с Хираньякшей», «Смерть демона»

2013-01-27

Шримад Бхагаватам 3. Глава 20 «Потомство Брахмы»

2013-02-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 21–22–23 «Встреча отшельника с государем», «Женитьба Кардамы», «Преображение Девахути»

2013-02-10

Шримад Бхагаватам 3. Глава 24 «Кардама отрекается от мира»