«Тхакур Бхактивинод»
ЧАСТЬ 2.2
(из четвертого номера XXV тома за сентябрь 1927 года)
В заключение этого краткого очерка о Тхакуре Бхактивиноде мы представим читателю несколько небольших отрывков из его произведений, раскрывающих его восприятие нама-бхаджана (поклонения Святому Имени), являющегося основополагающей доктриной шуддха-санатана-дхармы и решением, которое он предлагает, тех насущных проблем, что стоят сейчас перед нынешним поколением.
Святое Имя: «Существует много людей, которые оказались не способны увидеть различие между “сумрачным восприятием имени Бога” (намабхасой) и самим Святым Именем Бога (шри-намой), воспринимая Святое Имя как обычное слово, состоящее из букв алфавита, и поэтому полагали, что повторение Святого Имени Бога без веры (шраддхи) также вполне эффективно. В качестве доказательства они приводят историю Аджамилы и изречения священных писаний, такие как “санкантйам пари хасйам ва”. Однако всегда следует помнить, что Святое Имя Бога – это Сама Абсолютная Истина (чайтанья) и олицетворение нектара высочайших упоительных духовных чувств (раса-виграха), и Его невозможно воспринять материальными органами чувств. Поэтому подлинный эффект повторения Святого Имени Бога возможен лишь в том случае, если воспевающий принимает прибежище у Святого Имени и его ум освобождается от всех оскорблений. Те же, кто сознательно неверно истолковывает этот метод ради своих корыстных целей и объясняет Святое Имя как простой набор букв, необходимый для проведения материалистичных церемоний, в высшей степени нечестивы. Такое повторение Святого Имени Бога крайне оскорбительно» («Харинама»).
«Шриман Махапрабху вместе со Своими вечными проявлениями, энергиями и спутниками учит дживы этого мира санкиртане (совместному воспеванию) Харинама (Святого Имени Господа Хари), являющейся подлинной религией Кали-юги. Он низошел не для того, чтобы даровать спасение лишь ограниченному числу индусов. Наоборот, целью Его прихода было освобождение всех джив благодаря проповеди вечной религии во всех странах этого мира. Сам Махапрабху провозгласил это в следующих словах:
притхивите ачхе йата нагаради-грама
сарватра прачара хаибе мора нама
(«Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126)
«Мое Имя будет воспеваться во всех областях и селениях Земли».
Однако нет никаких сомнений в том, что это божественное повеление осуществится в ближайшее время. С полной уверенностью можно сказать, что все мировые религии в будущем сольются во всеобщую церковь санкиртаны Святого Имени Бога.
Да наступит тот день, когда в Великобритании, Франции, России, Пруссии и Америке удачливые люди с флагами, мридангами и караталами (цимбалами) выйдут на улицы своих родных городов и станут петь Святое Имя Шри Чайтаньи Махапрабху, наполняя трансцендентной вибрацией упоительного восторга весь мир! Когда же придет тот благоприятный день, когда белые люди Европы и Америки выступят процессией, выкрикивая “Вся слава Шри Шачинандане!”, а им навстречу, как их братья, выступят преданные нашей страны, и, встретившись на полпути, все они сердечно обнимутся! Когда же придет тот день, когда европейцы провозгласят: “Братья, мы подносим себя святым стопам Шри Чайтаньядева, Океана божественной любви. Мы умоляем вас обнять нас со всей добротой, на которую вы способны!” Когда же придет тот день, когда совершенная безупречная трансцендентная любовь к Вишну станет единственной религией всех джив; и подобно рекам, впадающим в океан, все верования и религии в конце концов сольются в вечной вайшнавской религии» («Саджджана-тошани», том IV).
Варнашрама-дхарма: «Патриот Индии никогда не пожелает разрушить варнашрама-дхарму (обязанности четырех варн и четырех ашрамов). Наш долг состоит в том, чтобы избавиться от всех примесей, которые вкрались в эту систему. Чтобы восстановить варнашрама-дхарму, необходимо принять следующие принципы: (1) нельзя определять варну человека всего лишь на основе его происхождения; (2) варну каждого человека следует устанавливать в согласии с той природой, которая формируется в ранние годы его жизни и соответствует особенностям его личного опыта и метода познания мира» («Саджджана-тошани», том II).
Выбор сад-гуру (истинного духовного учителя): «Выбирая духовного учителя, следует убедиться, что он удовлетворяет следующим требованиям: (1) он должен глубоко постичь подлинную суть священных писаний, что делает его способным рассеять тьму невежества в уме своего ученика, а также (2) он должен быть выше всех человеческих слабостей и должен быть всегда предан трансцендентной Истине. Такой духовный наставник, несомненно, способен обучить ученика всем видам знания. От инициирующего учителя ни в коем случае нельзя отказываться, за исключением двух причин: (1) ученик может оставить своего учителя, если обнаружит, что тот не обладает двумя вышеперечисленными необходимыми качествами; (2) ученику следует отвергнуть своего гуру в случае, если он (учитель) проявляет ненависть к Вишну и вайшнавам» («Джайва-дхарма», глава 20).
«В гаудия-сампрадае в последние четыре года взошел богатый урожай зла. Первейший и основной долг ачарьи состоит в том, чтобы полностью искоренять все виды зла. Ачарья – это прежде всего тот, кто учит дхарме на собственном примере».
Тхакур Бхактивинод сделал два пророчества:
(1) Появятся те, кто обретет силу от Всевышнего, чтобы восстановить подлинную варнашрама-дхарму в согласии с высшим божественным управлением.
(2) Вскоре останется существовать лишь одна сампрадая (школа) в сфере божественной преданности (бхакти). Ее название будет «Шри Брахма-сампрадая». Все другие сампрадаи соединятся с этой Брахма-сампрадаей.
Переводчик: Вриндаван Чандра дас
Редактор: Традиш дас