Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2008 / «Шаранагати» Бхактивинода Тхакура

«Шаранагати» Бхактивинода Тхакура

https://www.youtube.com/watch?v=nP4L8_GIvQs

«Шаранагати» Бхактивинода Тхакура

# 00:00

Благоприятное и неблагоприятное

Б. Ч. Бхарати Свами: Речь, ум, гнев, язык, утроба и похоть – это шесть недостатков.

Слушатель: Чем утроба от похоти отличается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это живот. А язык – это языковые наслаждения, вкус. Живот хочет, чтобы много было, а язык хочет, чтобы разнообразно было.

Слушатель: Ещё раз.

Б. Ч. Бхарати Свами: Речь, ум, гнев, язык, утроба и похоть. Тут стихотворно: «Речь, ум и гнев, язык, утроба, похоть – все вместе сговорились, чтобы утопить меня в бескрайнем океане самсары. Бунтует плоть и ум мои, на муки и тревоги обрекая». Тело, туловище – это что? Это шесть недостатков было?

Слушатель: Устрани шесть недостатков и даруй шесть благих качеств.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шесть видов общения – это дарить подарки и принимать подарки, это я запомнил.

Слушатель: Спрашивать о сокровенном, делиться сокровенным.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот я знаю, что дарить подарки и принимать подарки – это два из шести общений с Вайшнавами.

Слушатель: Кормить и принимать угощение.

Б. Ч. Бхарати Свами: А качества – это уповать на Господа, верить что он защитник… Не помнишь, что там еще?

Слушатель: Здесь вот есть… Даинья, атма-ниведана, гопритве-варана… Смирение, самоотдание, вручение себя на волю Господа, поддержание в себе веры в то, что Кришна непременно защитит, принятие благоприятного, отвержение неблагоприятного.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё, шесть. А недостатки: алчность… Любопытно, что алчность еще является и добродетелью. Только алчность к общению, алчность к Имени Всевышнего, к милости, лаульям, алчность. Тоже алчность, но не мирская алчность. Вот интересно тоже, Бхактивинод Тхакур пишет: «Отдав всё, что было, Тебе, склоняюсь пред домом Твоим, возьми меня псом сторожить владенья Твои, мой Господь. На цепь посади и миску с похлёбкой поставь, я буду врагов отгонять и лаять, как преданный пёс. Пусть дети и челядь Твоя объедки приносят свои, я буду тарелку лизать, как будто на царском пиру. Я буду лежать и мечтать о лотосных стопах Твоих. Окликнешь меня, я на зов, виляя хвостом, прибегу. Заботы о доме с семьёй отдал я за право любить Того, Кто так любит меня и хочет Себя подарить. Вся жизнь моя была самозабвенным служением родным – жене и детям. Где денег взять? Добиться славы как? Кого на ком женить и как сосватать? Теперь же я тебе предался, мой Господь, и беспокойства без следа исчезли, ибо знаю я: хозяин Сам печется о своем хозяйстве и обо мне, поскольку я слуга и раб счастливый Твой, служением своим довольный, чтоб ни случилось здесь, на все Твоя, Господь мой, воля. И лишь глупец твердит: «Здесь я творю закон!». Без помощи твоей на что душа способна? Здесь всё зависит от Тебя, а наша воля лишь в хотенье нашем и намереньях благих… Отныне я, свободный от тревог, служу Тебе, не ведая печали. И что бы ни случилось в доме нашем, то не моя вина, я не несу ответа. Я независимость свою оставлю, Кришна, и погружусь в служенье с головой. Мне более не нужно ничего, помимо радости служения тебе». Как у Шекспира. (смех)

Слушатель: Потому что переводчик – Пастернак.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да какая разница. Хорошо сказано. А вот благих качеств, вот по названиям песен:

Гоптритве-варана – принятие Господа своим хозяином.

Слушатель: В «Шаранагати» шесть их и описано, каждая как глава.

Б. Ч. Бхарати Свами: Атма-ниведана – самопожертвование, самоотречение.

Слушатель: А шесть недостатков?

Б. Ч. Бхарати Свами: Недостатков? Смирение – даинья. Шесть недостатков… «Я буду мысленно склоняться перед каждым, на чьих устах Святое Имя Бога, кто перестал общаться с низким людом, не важно, кто он и откуда родом. Я кланяться готов тому, кто служит Тебе, Господь, и гуру беззаветно. О мой Господь, тому, кто всё оставил, чтобы служить Тебе с любовью чистой, тому, кто мудростью своей спасти меня способен, я буду рад прислуживать как раб. Когда же ум мой станет кротким и смиренным, избавившись от оскорблений и фальши, лжи? Когда же я сумею переплыть бескрайний океан самсары, когда же выберусь на берег Враджи – обители твоей нетленной? Удастся мне когда-нибудь увидеть Вайшнава милосердного ко всем? Общаясь с ним, я стану совершенным. Ради такой удачи стоит жить!»

А вот качества тут есть: «Дарить и принимать дары, друг другу душу открывать и вопрошать о сокровенном, прасадом угощать и угощаться. Так проявляется любовь, связующая души. Любовью этой вечно дышит бхакти. Я истину не смог постичь и вольно иль невольно любовь свою дарил тем, кто от Бога отвернулся. Увы, я стал таким же, как они, заблудшим и несчастным. Я потерял крупицы веры в Бога. О, как же ты далёк теперь, Господь! Когда же я пойму ценность минут, счастливых в общении с Вайшавом, когда к ним сердце устремится? В тот день великая богиня Бхакти займет трон сердца моего. Когда же , наконец, прискучат мне люди, ищущие счастья в объятьях женских, и те, кто отвернулся от тебя? Когда средь слуг Твоих, Господь, своим я стану?»

Вот тут вот есть немножко про недостатки. Не знаю, относятся ли они к тем шести. Это из третьей песни, она называется «Стремление к служению», Бхаджана лиласа: «Одержимый жаждою наживы, время не жалеющий и силы на утехи плоти и забавы, болтовнёю праздною счастливый, долг забывший свой, я привык якшаться с кем попало». Ну, якшаться – это моветон такой. Общаться… Встречаться.. От якш.. Якшасы и ракшасы. Тогда ракшаться.

Слушатель: Есть в русском языке такое слово «якшаться».

Б. Ч. Бхарати Свами: Зависит от уровня. Ведь есть и матерный язык, он тоже русский.

# 10:41

Ценность общения

В этом же заключается ценность общения. Будь то с Вайшнавами, с не Вайшнавами. Вообще, общение – это всегда выравнивание с тем, с кем общаешься, это на одну планку ты становишься в некотором смысле. Исключение составляет, когда тебе приказывают, а ты выполняешь, – это уже не общение. Любое общение подразумевает некоторое сравнивание. Поэтому общение любви и доверенности заключается в том, что они как бы приравниваются и повелевают друг другом. Так вот, когда общаешься с кем-то возвышенным или с чем-то возвышенным, то ты действительно с ним приравниваешься именно в общении. Потому что неизбежно наступает доверение, доверительность. А в доверительности мы приравниваемся, когда мы открываемся друг другу, мы сравниваемся. Не нужно опошлять, что мы сравниваемся, что мы становимся равными, а мы выходим на один этаж, где мы можем общаться. Когда мы общаемся с более высоким, то нас как бы подтягивают на тот уровень, даже язык другой становится. Когда ты общаешься с чем-то благородным, там форма общения, там нет даже слов пошлых, там матерных или слов, которые обозначают низменные части тела. А когда ты общаешься с кем-то низким, то ты наоборот как бы в канаву падаешь с ним. Ты как бы приравниваешься с ним, но вы в канаве мусора, в канаве нечистот, вы равны, действительно. Общение действительно нас приравнивает, но где? В канаве с нечистотами.

А когда мы общаемся с кем-то возвышенным, то мы тоже приравниваемся, но там, на небесах. Как они говорят, «в горних высях», там где-то, на высоте. Поэтому общение с Гуру, с Вайшнавами через их писания, через их книги имеет тот же самый эффект: мы поднимаемся до их уровня, не приравниваемся, а поднимаемся, чтобы иметь возможность с ними общаться, поднимаемся до уровня общения с ними. А поскольку они общаются даже не на низменном языке, то даже формы общения другие, нежели те, когда мы общаемся с кем-то из помойки, которые, скажем, для аллегории, для высказывания своих мыслей, он пользуется низменными частями тела, соединяя их, приумножая этажность, только для того, чтобы донести свою мысль. И эта форма соответствует и содержанию этих мыслей, что он хочет донести. Вот сейчас есть в русском языке буква, которая звучит как, начинается буквой «п», а кончается буквой «ц». Пишется как буква «п» с хвостиком от буквы «ц». Такая буква есть. То есть когда общаемся с кем-то более возвышенными, то даже их форма донесения мысли более возвышенна. Чтобы донести свою мысль, они сравнивают что-то со звездами, с Луной, с Солнцем, лотосные стопы, что-то возвышенное, что-то оттуда, сверху, связанное с Красотой. Вот в этом еще ценность общения со святыми, с садху, что мало того, что, по сути, они говорят о другом, так еще и формы другие. Я не представляю, например, как можно говорить о чем-то возвышенном на корточках с цигаркой, с кепочкой. Не представляю, наверное, такое возможно. Где нибудь в сортире с бычком.

# 16:37

Шесть негативных качеств личности

Извините, я тут отвлекся, перебил Бактивинода Такура, он тут о гнусном общении пишет: «Одержимый жаждою наживы, время не жалеющий и силы на утехи плоти и забавы, болтовнёю праздною счастливый долг забывший свой, я привык якшаться с кем попало». Вот якшаться сразу выбивает, сразу такая цигарка…. «Ум мой алчет яда лжетеорий. Никакой надежды не осталось на любовь и веру у меня. Только зависть, ложь, притворство, гордость да желание почести и славы…» Вот шесть этих самых качеств: зависть, ложь, притворство, гордость, желание почести и славы… «…в сердце поселилось навсегда. Как я ни старался и ни плакал, но пороки эти одолели. Пал я – жизнь моя прожита зря. О Господь! Скажи мне, что мне делать, да, я падший, но Твоё Святое Имя чистотой своей спасает падших. За него держусь я, ему молюсь я, свой приют у стоп Твоих нашедший». Хорошо сказано.

# 18:14

Необходимые качества для обретения Любви

А вот про качества, которые нужны: «О Господь! Жажда служения и вера в путь бхакти, богатство терпения есть залог обретения любви. Пристрастие ко всему, что преданность питает и отвращение к тем, что не приемлет Бога, усердие – старание сделать всё, как нужно. Я никогда не мог похвастать этим, мой Господь. Так есть ли у меня надежда принять прибежище у Твоих стоп, избавившись от власти обмана? В грехах погрязший, я боялся садху и сторонился их. Теперь же я сам в одежды садху облачился и не стыдясь учу других». Бактивиннод Тхакур же это писал, он же принял отречение, а потом снова пошел в мир, он же для того, чтобы раскопать архивы, ему нужно было найти место рождения Махапрабху, и он до этого отрекся, принял отречение, и для того, чтобы найти эти книги, он должен был снова пойти на госслужбу. И он снова облачился в платье госслужащего и тогда имел доступ к этим архивам. Формально мы бы сказали, что он принял санньясу и оставил санньясу. Его, кстати, в Пури за это и не принимали, критиковали. Ну как это? Отрекся и снова тебе, пожалуйста, с золотым свистком ходит.

«В грехах погрязший, я боялся садху и сторонился их. Теперь же я сам в одежды садху облачился и не стыдясь учу других. Как зло смеется майа надо мною». Это он шантажирует Господа. Он говорит, что я ничтожен и по этому достоин милости. «Когда, скажи, когда найду я Гуру и воззову к тебе с мольбой смиренной.»

# 20:58

Наставления Сарасати Тхакура

Вообще, конечно, книга книг. Каждый должен самостоятельно прочитать «Шаранагати». Во всяком случае, во времена Сарасвати Тхакура, сына Бактивинода Тхакура, он ну как бы заставлял преданных читать эту книгу.

Слушать: Читать или заучивать?

Б. Ч. Бхарати Свами: От своих учеников он просил, чтобы они читали.

Транскрипция: Васудев Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.