Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2008 / «Бхагавад Гита, глава 5» — чтение и комментарии
«Наблюдатель не совершает поступков» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 июля 2006 года, Фестиваль "ETHNOLIFE", МО, СК Сорочаны. Душа, Гуру

«Бхагавад Гита, глава 5» — чтение и комментарии


«Бхагавад Гита, глава 5» — чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 22 июня 2008 года

https://www.youtube.com/watch?v=J509YxqUbno

Деятельность в отречении

Б. Ч. Бхарати Свами: Ладно, почитаем тогда «Гиту», главу пятую. Она называется «Деятельность в отречении. Карма-санньяса-йога».

5.1. Арджуна сказал: «О Кришна, сначала Ты призывал сторониться всякой деятельности, теперь же предлагаешь мне заняться бескорыстной деятельностью. Что же лучше — не действовать вовсе или действовать бескорыстно?»

В двух предыдущих главах, 3-й и 4-й, Кришна говорил сначала Арджуне, что нужно каждое действие выполнять как жертвоприношение, тогда ты не будешь обременен последствиями своих поступков. Потом Он говорил, что каждый поступок совершать как жертвоприношение, цель этого — осознать, что ты не совершаешь действий, то лучше сразу не совершать никаких действий. И Арджуна задает вопрос: «Что лучше — действовать как жертвоприношение или не действовать вовсе?» И, вообще, почему поступок нужно совершать как жертвоприношение, а не просто его совершать? Дело в том, что Криша также объяснял, что каждое действие сопряжено с насилием. И если мы это насилие по отношению к другим совершаем в своих собственных интересах, то мы будем за это отвечать. Если же мы это насилие совершаем не ради себя, а ради кого-то, то мы не будем отвечать за этот поступок.

Мы знаем на примере светских законов, если подчиненный совершает преступление, какое-то насилие, но действует в интересах главы государства, то сам подчиненный не несет ответственности. А несет ответственность тот, ради кого он действует. Точно так же воплощенная душа вынуждена действовать, чтобы продолжать свое существование в вещественном мире. Она должна действовать: обеспечивать себя едой и всем необходимым для проживания. Но если она живет для того, чтобы служить Высшему Владыке, то, совершая насилие над другими, она, по сути, приносит в жертву этих других. Если человек живет для блага своей родины и совершает неблагочестивый поступок, то этот поступок становится жертвой во имя родины. Таким образом, жертвенная деятельность избавляет от последствий дурных поступков.

Слушатель: У вас есть вообще опыт жертвенной деятельности? Если разобраться, то можно называть что-то какой-то жертвой, но на самом деле…

# 03:37

Жертвенная деятельность. Ритуал

Б. Ч. Бхарати Свами: Жертвенная деятельность начинается с определенных ритуалов. Для этого в писаниях во всех религиях даются жертвенные обряды. В христианстве, в мусульманстве всякая пища, скажем, в иудаизме, она должна быть кошерная, предложенная Богу, над ней должна быть молитва зачитана. В мусульманстве тоже, в христианстве тоже. Христиане перед каким-то делом говорят: «Ну с Богом!» Вот это «Ну с Богом!» предполагает, что следующее действие будет совершено во имя Бога. Это уже жертвенная деятельность. Как это на самом деле в каждом конкретном случае, мы уже не знаем, но мы говорим о том, как предписано. Кроме того, все эти ритуалы, о которых все эти продвинутые и духовноразвитые говорят с пренебрежением, что они не нужны. На самом деле ритуалы подготавливают душу к жертвенной деятельности. Каждый ритуал – это жертва, будь то поглощение пищи или песнопения, посещение храма. Это своего рода жертва. Например, кто-то говорит: «Зачем нам ходить в храм, если Бог у нас внутри?» Когда вы идете в храм, то это время, которое вы там проводите, вы посвящаете Ему, значит, вы жертвуете Ему.

Ритуал для чего нужен? Для того, чтобы отвлечь человека от его повседневной жизни, которая является нежертвенной, а является деятельностью для самообеспечения, для поддержания собственного существования. Выхватить промежуток времени из его жизни и посвятить это время Богу называется ритуалом. А ритуал – совершенно непрактичное времяпрепровождение. В ритуале нет совершенно никакой пользы. Потому что, совершая ритуал, вы не продолжаете свой род и вы не обеспечиваете себя пропитаением, если, конечно, вы не священник. Для него это просто работа. Т.е. это совершенно бесполезная деятельность. Ритуал – это действие целиком повященное непрактичности, посвященное Богу, который есть или которого нет – мы не знаем, но мы посвящяем свое время чему-то непрактичному. И это называется ритуал. Совершая этот ритуал, мы жертвуем свое время, силы. Жертвуя, скажем, деньги или накопленное в храм, тем самым мы жертвуем какую-то часть своего времени, которое мы потратили на работу. Деньги являются результатом работы. Если мы какую-то часть денег жертвуем в храм, значит, ту часть времени, которая нам потребовалась, чтобы заработать конкретное количество денег, мы это время отдали служению Богу.

Жертвенная деятельность – это тот же самый ритуал. Естественно, «они бывают, — Кришна говорит, — в трех состояниях иллюзии». Это может быть ритуал в помрачении, ритуал в возбуждении и ритуал в состоянии просветления. Если вы, например, жертвуете деньги или накопленное бедным для того, чтобы прослыть меценатом, чтобы заработать себе доброе имя, то это ритуал в полуумопомрачении. Т.е. вы жертвуете не Всевышнему, а себе. Вы инвестируете в себя, т.е. вы трансформируете свой труд, с помощью которого вы заработали деньги, в свою славу. Как сейчас модно говорить, сублимируете. Т.е. вы свой труд сублимируете в свое доброе имя. Я возвращаюсь к вопросу. Любой ритуал является жертвенной деятельностью.

# 08:43

Бхакти

Но когда вы живете целиком для Всевышнего, это называется бхакти, тогда вам не нужно совершать предписанных ритуалов. Потому что вся ваша жизнь – это то, к чему стремятся совершающие ритуалы. Это уже жертвенная деятельность. Как личной охране главы государства не надо платить специально, дополнительно налогов каких-то. Налог является жертвенной деятельностью главе государства. Если ты стоишь на страже главы государства 24 часа в сутки, круглосуточно защищаешь государя, то тебе не нужно платить налоги, потому что налог – это жертвенная деятельность, а ты уже всей своей деятельностью жертвуешь ему, всем своим существом. Прежде чем достичь такого уровня жертвенности – жить только Им, всегда помнить о Нем, посвящать Ему каждое мгновение свое жизни, прежде чем достичь такого, нужно начать с совершения ритуала, с совершения жертвоприношения.

В наш век вражды и лицемерия лучшим жертвоприношением является повторение Его имен, имен Всевышнего. Это самая лучшая жертва – вы жертвуете время, усилия, т.е деятельность какую-то, и вы также жертвуете свое сознание. Если мы повторяем имя Кришны, мы тратим время на это. Мы совершаем поступок, т.е. мы произносим и так же мы думаем об этом – совершенная жертвенная деятельность. Тогда как внешний ритуал, например, предложение огня, совершение обрядов жертвенных, является частично жертвенной деятельностью. Скажем, когда мы жертвуем на алтаре, мы можем думать не о Всевышнем, а о чем-то другом. В то время как повторяя имя Всевышнего, имя Кришны, мы не можем не думать о нем. Это просто невозможно. Мы обязательно сосредоточены на нем.

Слушатель: Индивидуальное воспевание имеется в виду или совместное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Совместное и индивидуальное. Когда мы поем мантру «Харе Кришна», то мы не можем не думать о Нем.

Слушатель: То, что предписано в этот век, совместное воспевание или просто повторение любое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Совместное.

# 11:45

Киртан. Санкиртана

Совместное – это имеется в виду киртан. Означает это, когда один поет, другие слушают, потом другие поют, один слушает. Это взаимное слушание и говорение, киртан происходит. Но санкиртана имеет еще другой оттенок, когда «сан» означает «все». Киртана – это звучание, когда все твое существо звучит. Санкиртана – это когда ты задействуешь физический план своего существа, чувственный, умственный и самого себя – все аспекты твоего «я» задействованы в звучании, т.е. ты мыслишь, произносишь – это санкиртана, когда все подчинено. В то время как жертвенная деятельность, скажем, в другие эпохи была, она занимала какую-то одну часть человеческого существа, например, пышные жертвоприношения или храмовое поклонение. Человек мог совершать механически обряд какой-то, при этом не думать о Всевышнем. Тогда как в кали-югу мы всегда думаем о Всевышнем, произнося Его имя.

Итак, Арджуна спрашивает: «Что лучше — не действовать вовсе или действовать бескорыстно?» Тут еще нужно добавить, что есть мнение, что Бог один, но к Нему ведут разные пути, и каким бы путем мы ни шли к Нему, мы всегда придем к Нему, что все пути хороши: христианство, разные религии, йога, путь рассуждения, путь медитации, самосозерцания – все ведут к одному Всевышнему. В последних стихах предыдущей главы Кришна говорит, что это не так, потому что к Нему ведут не множество путей, а все эти способы являются частью одного пути.

# 14:19

Всевозможные религии – разные отрезки одного пути к Богу

Всевозможные религии, всевозможные практики – это не разные пути, а разные отрезки одного пути. Как если мы поднимаемся по лестнице, по лестничным пролетам на верхний этаж, то, скажем, отрезок со 2-го на 3-й этаж – это не отдельный путь, а часть общего пути. Но если мы выбираем собственный путь, мы говорим: «У нас свой путь», то мы вообще не приходим к Нему. Т.е. мы будем идти, но мы не приходим на верхний этаж, потому что лестница одна. Поэтому в «Гите» есть один из ключевых стихов, где Кришна говорит, что лучше исполнять свой долг неумело, чем чужой безукоризненно. Это означает, что если ты находишься на 2-м этаже, то лучше неумело идти со 2-го этажа к 3-му, чем вернуться на 1-й этаж и замечательно прошагать снова ко 2-му этажу. Лучше исполнять труд, но своим путем со 2-го на 3-й этаж, чем замечательно еще раз с 1-го на 2-й. Эти виды деятельности, о которых Кришна говорит, бескорыстной деятельности, жертвенной деятельности или отказ от деятельности вообще – это уже не разные пути к Нему, а участки одного пути.

# 16:04

Бескорыстная деятельность

Дальше Он объясняет, что бескорыстно действовать – это то же самое, что не действовать вовсе. Арджуна здесь задает вопрос: «Что же лучше — вообще ничего не делать или делать, но бескорыстно?» Кришна дальше объясняет, что это одно и то же. Если ты ничего не делаешь, то ты не обременяешь себя последствиями своих поступков, потому что ты ничего не делаешь. Как говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. Это путь гьяна-йоги – отказ от деятельности, и поэтому и несовершение ошибок, за которые не придется расплачиваться. С другой стороны, если ты делаешь не для себя, то ты тоже не несешь ответственности, а несет ответственность тот, ради кого ты совершаешь это действие. Т.е. в сухом остатке для тебя это одно и то же – ничего не делать, потому что не ошибешся, и делать для кого-то. Тогда ты тоже не ошибешься, потому что не будешь нести ответственность.

Теперь вопрос: для кого действовать, ради кого совершать поступок? Можно ведь ради детей, ради родины. И Кришна в «Гите» говорит: «Нужно избрать того, ради кого ты действуешь, цель своей жертвенности, кто сам не несет ответственности». Если ты бескорыстно жертвуешь своей родине, а в результате родина проигрывает в войне, тогда ты будешь нести отетственность. С тебя ответственность не снимут. Но если ты действуешь ради того, кто никогда ни за что не будет отвечать, то ты тоже не будешь отвечать за свои поступки. Он говорит, что единственная такая личность – это Всевышний. Он там ссылается на мудрецов, говорит, что царь Джанака некогда и другие благочестивые цари поступали так-то и так. Т.е. Кришна на себя пока пальцем не указывает или говорит, что мудрецы пришли к выводу, что нужно действовать ради Всевышнего. А затем Он говорит: «Между прочим, Я Всевышний». Т.е. если мы действуем ради Него, если мы посвящаем Ему свою деятельность, то, поскольку с Него взятки гладки, Ему никто не может предъявить претензий, то мы соответственно тоже не действуем. Кришна – это такая страна, которая никогда не проиграет ни в каком сражении, а, как известно, победителей не судят и историю пишут победители. Поскольку Кришна всегда победитель, то что бы ты ни делал ради Него, ты всегда будешь героем, которого не судят. Есть, может быть, какие-то сомнения на этот счет?

Второй стих. Кришна говорит, что и то, и другое – хорошо. Т.е. не действовать вовсе и действовать бескорыстно – это одно и то же. Но бескорыстная деятельность лучше бездеятельности. Мы до этого сказали, что с точки зрения ответсвенности это совершенно одно и то же: ты не несешь ответственности, другими словами, ты не ошибаешься, когда ничего не делаешь, и не ошибаешься, т.е. не совершаешь греха, когда действуешь ради кого-то, в данном случае ради Всевышнего. Для тебя как субъекта ответственного это одно и то же. Тебе не предъявят претензии, но Кришна здесь говорит: с одной стороны – это одно и то же, но с другой стороны есть разница. С точки зрения ответственности это одно и то же, но с точки зрения личного опыта и личных ощущений это огромная разница, действовать бескорыстно или не действовать вовсе. Т.е. когда мы действуем бескорыстно, мы вступаем в отношения… Бескорыстно — если мы совершаем поступок в бхакти. Бхакти означает действовать бескорыстно, самопожертвенно, именно ради Бхагавана. Бхакти – ради Бхагавана, ради Всевышнего. Если мы действуем как бхакти, если наш поступок — бхакти, то мы вступаем отношения с Бхагаваном, мы вступаем в отношения с самым счастливым. С точки зрения личных ощущений, самоощущений это величайшее благо. Мы устанавливаем отношения с тем, кто всегда счастлив. Нам обламывается кусочек Его счастья. Но если мы не действуем вовсе, то на этом все заканчивается. Мы не несем ответственности, нас не будут за это наказывать. Если мы ничего не делаем, нас за это не накажут. Но если мы делаем ради Всевышнего, мало того, что нас не накажут, так мы еще и счастливы будем. Поэтому Кришна говорит, что и то, и другое хорошо, но бескорыстная деятельность все же лучше, чем бездеятельность.

5.3. Кто не подвержен двойственности, не мечется между пристрастием и ненавистью, не жаждет вознаграждений и не питает отвращения к плодам своего труда, тот действительно отказался от деятельности, хотя и занят разнообразной деятельностью. Поэтому, сильнорукий Арджуна, он легко освободится из рабства иллюзорного мира.

Здесь Кришна говорит, что значит действовать бескорыстно в рамках бхакти – это не ждать плодов от своей деятельности и не питать к ней отвращение. Помните, как в «Бхагаватам» Кардама Муни беседовал со своим тестем? Тесть ему говорит, что мудрый принимает все, что само плывет ему в руки: не отказывается от этого и не жаждет этого, но и не скорбит, если оно мимо проплывет. Тут Кришна то же самое говорит: «Тот, кто не подвержен двойственности…» Это значит — не считает плоды своего труда ни хорошими, ни плохими. В 5-й песне плоды труда еще сравниваются с нашими экскрементами. Это не плохо и не хорошо – это так естественно. Это и хорошо, и плохо: с одной стороны это — экскременты, а с другой стороны это — удобрения. Т.е. он к ним не питает ни отвращения, ни привязанности. Кришна говорит, что он не подвержен двойственности: он не считает плоды своего труда хорошими или плохими, тот освобождается от иллюзии, тот занят бескорыстной деятельностью.

# 23:19

Деятельность – это самоцель

Слушатель: Махарадж, встречный вопрос: если буквально действовать, как говорится, то, получается, нет мотивации делать хорошо. Раз результаты нам не принадлежат и не стоит привязываться к качеству этого результата, то как бы регресс происходит, никакого движения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Безразличие. Делаем спустя рукава. Но можно возразить: наоборот, если результаты нам не принадлежат, то нужно вкладывать душу в эту деятельность. Нам же результаты не принадлежат.

Слушатель: Мотивом тогда является не результат, просто как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Действия уже есть результат. Если само действие считать самоцелью, тогда ты будешь, наоборот, рад, что тебе позволили действовать. Это все равно что королева Англии тебя пригласила посидеть рядом с ней и поучаствовать в забеге борзых или лошадей. Тебя пригласила рядом посидеть и поболеть. Само по себе это является желанной целью, а не то, кто там выиграет. Сама возможность покричать, попеть на трибунах вместе с ней – это выше, чем сидеть где-нибудь там вдалеке и смотреть, чтобы твоя лошадь прибежала первой. Точно так же сама возможность поучаствовать в служении Всевышнему является более желанной, чем результат от этого.

Слушатель: Часто проецируют на схему: хозяин и работник. Хозяин дает какое-то задание работнику, которое для работника может быть радостью, иметь возможность выполнять это задание, но тем не менее нужен еще и результат. Т.е. хозяин ожидает еще и какого-то определенного результата от работника, скажем, горшок слепить. А если он принесет ему глину вместо емкости для еды?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это правильно, но для хозяина, Всевышнего, важны не результаты, потому что у него этих горшков видимо-невидимо, а Ему важно, что работник вместо того, чтобы где-то зарабатывать, тратит время на Него. На самом деле пример с хозяином и работником неправильный, лучше приводить пример отца и сына. Когда отец учит маленького сына ходить, для него важне не то, что сын начнет бегать стометровку и завоюет золотую медаль, а важно, что сын старается. Он падает и поднимается, поднимается и снова идет. Само усилие сына для отца важнее, чем то, что сын научится ходить. Потому что ходить он научится в любом случае. А то, что он пытается ходить ради отца, ради того, что отец его просит, учит, это доставляет отцу наибольшее удовольствие. Служение – это когда мы доставляем удовольствие хозяину или работодателю, или отцу.

В данном случае отец настолько богат: у него этих горшков видимо-невидимо. То, что ты Ему слепил горшок, Ему не прибудет – у Него это уже есть, а то, что ты лепишь, это Ему доставляет удовольствие. Не сам горшок Ему доставляет удовольствие, потому что он может в уме создать такие горшки, о которых самый лучший гениальный зодчий и мечтать не может, а то, что ты лепишь для Него. Поэтому если мы вдохновлены служением Всевышнему, тогда что бы мы ни делали, это будет хорошо. Просто мы себе выдумываем, что духовный учитель ставит перед нами какой-то результат, что духовному учителю нужны храмы в каждом городе и каждой деревне, нужны тысячи послушников, тысячи поклонников. Нет. Ему нужно, чтобы время, которое бы ты потратил на самоутверждение, ты потратил бы на «самонеутверждение», саморазвенчание, т.е. ты действовал ради Него.

Махапрабху мог же собрать всех жителей Земли или прилететь на огромном корабле из цветов, и все бы стали Ему поклоняться. Он бы посмотрел в истории, чему люди больше всего поклоняются. Он бы как-нибудь покрасивей все обставил. Т.е. показать чудо, заставить кого-то добиться результата для Всевышнего не составляет труда, поскольку все результаты все равно от Него исходят. Он может всем дать по хорошему горшку. Хозяин, у которого все горшки, зачем Ему заставлять кого-то ваять эти горшки, когда Он может всем вручить, забрать, а потом сказать: «Хорошие у вас горшки». Ему доставляет удовольствие смотреть, как бесконечно малое старается служить Бесконечно Большому. Это удовольствие и есть результат. Он получает результат.

Другие материалы раздела

2008

«Душа и личность суть одно»

2008

«Зачем мне порядочный Бог?»

2008

«Что если Он счастлив, когда безумен?»

2008

«Я сомневаюсь – значит существую»

2008

«Между небом и водой»

2008-01-20

«Йога»

2008-01-29

«Красота»

2008-02-04

«Источник всякой веры»

2008-02-09

«Смысл жизни»

2008-02-09

«Грани отношений с Богом»

2008-02-25

«Верность истине»

2008-03-09

«Ограниченность человека»

2008-03-14

«Дух и духовность»

2008-04-13

«Свобода»

2008-05-08

«Жизнь и смерть»

2008-05-23

«Карма»

2008-05-30

«В чём ценность жизни?»

2008-06-06

«Гармония»

2008-06-15

«Главенство Красоты»

2008-06-22

«Бхагавад Гита, глава 5» — чтение и комментарии

2008-07-04

«Природа эгоизма и страданий»

2008-07-05

«Путь преданности»

2008-07-13

«Бхагавад Гита, глава 5» — чтение и комментарии (продолжение)

2008-07-15

«Вопрос вопросов»

2008-07-18

«Непредсказуемость Всевышнего»

2008-08-23

«Идеал»

2008-08-26

«Мир эксплуатации»

2008-11-03

«Самоутверждение»

2008-11-21

«Природа живого существа»

2008-11-23

«Шаранагати» Бхактивинода Тхакура

2008-12-28

«Внутренняя и внешняя природа души и её Господина»