Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.07.27.C82.07.29.A «Как Он захочет, так ты и увидишь!»
Мы не только будем жить без жалоб на наше нынешнее положение, но мы также будем считать, что именно это было действительно необходимо для нашего возвышения. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Мадхусудан

«Как Он захочет, так ты и увидишь!» 1982.07.27.C82.07.29.A

Как Он захочет, так ты и увидишь!

#00:00

Определение чистой преданности

Шридхар Махарадж: Он высок, и я зависим от Него. И это сознание – нечто истинное. Если мы оказываемся в этом измерении истины, тогда автоматически Он не может оставить меня. Он придет, чтобы обнять меня соответственно моей чистоте. Чистота – это негативность, а не позитивное самоутверждение. Мы должны думать так: шакти, потенция, а не обладатель потенции. Владыка потенции есть Он, а мы потенция, мы зависимые. Таково наше положение.

Преданный: Мы всегда должны быть зависимы от Кришны всегда.

Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Преданный: Он говорит, что человек должен полностью зависеть от Кришны, от Его милости.

Шридхар Махарадж: Да. Насколько велика степень зависимости, упования (такая концепция), чем более эта концепция развита в нас, тем более Он будет привлечен нами. Мы не субъекты, Он Сверхсубъект. Мы можем быть субъектами объектного мира. Но Он Сверхсубъект, Он может сделать нас объектами. Но мы не можем сделать Его объектом нашего опыта. Он адхокшаджа, трансцендентен, Он не находится в рамках юрисдикции деятельности наших чувств. Что-то еще? Какие-то еще вопросы? Определение чистой преданности таково:

сарвопа̄дхи винирмуктам̇
тат-паратвена нирмалам

            Упадхи, то есть чужеродные покрытия. Тело, ум – все это чужеродные оболочки, покрытия. Они приходят и уходят, подобно одеждам, но душа внутри – это наше истинное тождество. А ум и тело приходят и уходят, сменяются подобно одеждам. И единственный интерес – Он, Центр. Центростремительный поток, влечение к Центру, Который представляет всё. Такой должна быть наша характеристика. Чистота зависит от нашей верной приверженности Центру. Это верность и чистота. Они могут дать нам больше, чем мы в состоянии вообразить. Это преданность – полная покорность Абсолюту.

#03:34

Этот мир лишен ценности

В этом измерении мы выживаем в наивысшей степени. Анйа̄бхила̄шита̄ ш́ӯнйам̇, мы должны понять, что есть преданность. Джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там, жизнь, в которой применяется энергия и знание. Это враги – карма и гьяна. Способны ли мы помыслить, что знание есть враг? Но это так – знание является врагом. «Мы субъекты» и представление, согласно которому мы можем много знать – это враг, поскольку то, что я вижу, зависит от Его воли. Он может показать мне иначе то, что Он захочет. Ничто не является окончательным. Его воля. «Да будет вода!» – и возникла вода. «Да будет огонь!» – и возник огонь. Все устроено и, так сказать, оформлено Им. Поэтому нет стабильной или фиксированной системы. Это Его воля, и это непостижимо, ачинтья-бхеда-абхеда, с точки зрения наших расчетов или способности разума. Поэтому вера и покорность могут дать нам нашу высочайшую перспективу, это бхакти, гьяна-шунья-бхакти. В беседе с Раманандой: гьяна-мишра, «я могу знать в качестве субъекта и могу сделать это нечто объектом моего знания». Но это мания, это нечто ложное. Как Он захочет, чтобы ты видел, так ты будешь вынужден видеть. Твоя способность видеть подвластна Его контролю. Ты, видящий, подвластен Его контролю. Если Он хочет, чтобы ты видел что-то черным, ты будешь вынужден видеть черное. Если Он скажет: «Это белое», ты вынужден будешь видеть белое. Контроль видящего. Поэтому этот мир опыта лишен ценности.

#06:00

Высочайшее положение души

Необходимо оставить эту манию: «Я способен знать». И что тогда остается? Покорность, преданность, гьяна-шунья-бхакти. Мне не нужны никакие расчеты, лишь покорность. Всё, что Он скажет, я буду делать. Я Его раб. Кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’ – это высочайшее положение дживы, души. И это рабство может дать нам доступ, визу в высшую область. Если мы настолько верны, тогда нам позволяют войти в высочайшее измерение, столь великая степень веры. Слепая вера, менталитет раба – это положение обладает реальным положением там. А владычество, господство сбрасывает нас в низшую область. Насколько мы будем способны развить рабский менталитет, настолько мы будем взяты Им все выше и выше, все ближе и ближе, приближены к Нему. Слепая любовь. Любовь, Красота – владычица, Она не признает третью сторону. Всё существо пленено Любовью, Красотой тотально. Такова природа Любви и Красоты. И если вы хотите иметь такое общество, то несправедливость отсутствует: это нечто выше справедливости, это область милости.

#07:55

Состязание в жертвенности

Мы считаем справедливость высшим явлением. Но справедливости не может войти туда – столь великодушный, настолько милостивый и великий тот мир, там нет шанса справедливости. Там Любовь и Красота. И каждый обретает эти явления, они переполняют его сердце. Земля Божественной Любви, там нет вопроса обмана и принуждения. Если там этого нет, то где же место справедливости? Справедливость не может войти туда, в то измерение, настолько оно самодостаточно, настолько оно совершенно и полно в себе. Там все отдают: состязание жертвенности. Все частицы жертвуют собой, очень хотят пожертвовать собой в высочайшей степени, и отсутствует эгоизм – нечто противоположное этому миру. Но там все хотят дать. «Умереть, чтобы жить», если мы способны развить в себе подобный темперамент и готовы призывать смерть каждую секунду, то мы в каждую секунду будем обретать. «Умереть, чтобы жить» Гегеля. Это выражение Гегеля я очень люблю, оно очень дорого мне, мое любимое выражение: «Умереть, чтобы жить». Насколько ты способен умереть, настолько увидишь, что ты живешь в подобном высоком измерении. Мы находимся в гуще негативной стороны. Необходимо выбросить и быть чистым, оставить этот мусор. Насколько ты способен отказаться от этого мусора, то чистейшие вещи проявятся внутри твоего существа. Гаурахари, Гаурахари, Гаурахари, Гаурахари. Тат-паратвена нирмалам – чистота зависит от интенсивности преданности Абсолютному Центру. Это мы должны понять. А насколько мы будем эгоистами, настолько мы…

#10:49

Связь с живым источником

Преданный: Махарадж, есть еще один вопрос.

Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Юноши хотят знать. Когда они вернутся в Европу, то они понимают, что они должны изучать шастры. Не могли бы вы объяснить, в обществе какого садху это стоит делать? С кем им следует общаться?

Шридхар Махарадж: В нынешней ситуации, поскольку ISKCON заклеймил меня своим врагом, я вынужден сказать, что люди, которые связаны со мной: Джаятиртха Махарадж, или Судхир Госвами, или люди, связанные со мной, их помощь может помочь вам в наибольшей степени. Я вынужден так сказать, поскольку представители другой группы утверждают, что я их враг. Тем не менее можно общаться сними с внутренней бдительностью, осторожностью. «Знаю, что это не всё, но есть нечто большее. То, что говорит ISKCON, — это начало, но есть нечто большее». Питая такое представление, можно общаться с ними, но в то же время, если они отзываются дурно, то это может быть оскорбительным. Следует это сознавать. Но следует изучать писания, книги Свами Махараджа, многочисленные переводы. Вы можете изучать их. И вы можете общаться с людьми, которые связаны со мной. Я могу так сказать. Хансадута Махарадж тоже там, он питает любовь ко мне. И Джаятиртха Махардж будет ближе, его центр в Лондоне. Он стоял во главе Матха ISKCON в Лондоне, но сейчас его изгнали из ISKCON. У него новый центр где-то в Лондоне. Вы можете установить связь с ними. Харе Кришна. Который час?

Преданный: Девять.

Преданный: (нет перевода)

Преданный: Он спрашивает, могут ли они работать независимо, повторять круги, читать книги Свами Махараджа, повторять, может быть, по шесть кругов, делать что-то, чтобы совершать прогресс?

Шридхар Махарадж: Связь с живым источником – это абсолютная необходимость. Вначале можно делать что-то в качестве некой репетиции, но связь со святым, истинным посредником – это неизбежная потребность, необходимость для подлинной духовной жизни, но вначале мы можем читать книги Свами Махараджа.

#15:31

Поток от души к душе

Преданный: Махардж, у меня есть вопрос. Не могли бы вы объяснить различные аспекты садху-санги, общения? Существует ли градация общения с садху?

Шридхар Махарадж: Да, градация. Соответственно указаниям Махапрабху Рупа Госвами написал:

кр̣ш̣н̣ети йасйа гири там̇ манаса̄дрийета
дӣкш̣а̄сти чет пран̣атибхиш́ ча бхаджантам ӣш́ам
ш́уш́рӯш̣айа̄ бхаджана-виджн̃ам ананйам анйа-
нинда̄ди-ш́ӯнйа-хр̣дам ӣпсита-сан̇га-лабдхйа̄

            Согласно статусу вайшнава мы будем вести себя с ним тем или иным образом. Если мы видим в где-то дух преданности общего характера, то мы можем выражать некую симпатию, некое предпочтение. Мы можем сказать им что-то ободряющее, ментально выражать приязнь, но не покорность. Но тому, кто получил дикшу, связь с подлинным святым, я буду выражать покорность, поскольку он обрел связь с подлинной Божественностью, с Реальностью. Поэтому я должен выражать почтение этой личности — тому, кто является истинным учеником школы преданности. Тем, кто лишен такой связи, мы будем давать должную оценку и ценить их. Но тот, кто получил посвящение, реальную связь со святым высшего типа, мы должны кланяться такому человеку. А тем, кто полностью занят деятельностью в преданности, мы будем пытаться служить. И благодаря этому их тенденция преданности проснется в нас. А если мы видим такого человека, в обществе которого мы чувствуем, что обретаем преданность, тогда мы будем почитать его всячески, будем поклоняться такому человеку всеми своими силами и почитать его. Соответственно градации садху наше взаимодействие с ними будет носить тот или иной характер. Вы знакомы с этой шлокой?

Преданный: Да, «Упадешамрита».

Шридхар Махарадж: Одиннадцатая шлока. Там говорится о том, как мы должны взаимодействовать с четырьмя категориями преданных Господа.

Преданный: Махарадж, вы также упоминали, что общение не обязательно подразумевает физическое присутствие (вапу) духовного наставника. Это может быть в большей степени ментальная связь.

Шридхар Махарадж: Да, тело может быть далеко, но если мы покорны определенному центру, то этот поток от души к душе подобен беспроводной связи. Благодаря ментальной покорности мы можем общаться с личностью. Физическая дистанция не повлияет на это взаимодействие. Ментальная близость — вот что необходимо, близость душ. Харе Кришна.

#20:12

Собаки тоже живут на Радха-кунде

Преданный: У него есть следующая проблема. Он получил посвящение от Кришнадаса Бабаджи Радха-кунды.

Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Вот этот юноша. Не от Кришнадаса Бабаджи, который покинул нас недавно в Нандаграме, но от Кришнадаса Бабаджи на Радха-кунде он получил посвящение.

Шридхар Махарадж: Нас не интересуют эти имитаторы. Мы не считаем их чистыми преданными. По мнению нашего Гуру Махараджа и насколько мы знаем, все они имитаторы.

Преданный: Он спрашивает: может ли он серьезно воспринимать это посвящение, поскольку теперь он выяснил, что, возможно, этот гуру не является подлинным? То есть он может не относится к этому посвящению серьезно?

Шридхар Махарадж: Да. Это не есть глубочайшая связь от души к душе. Это ментальная связь, взаимодействие во внешнем измерении, не в измерении души. Это ментальная выдумка, это не реальное. Взаимодействие сахаджа-бабаджи исключительно в ментальном измерении, никогда не в измерении души.

Преданный: Он говорит то же самое, что и Вы, Махарадж: он имел с ним ментальную связь. Но он неудовлетворен, он хочет связи в измерении души.

Шридхар Махарадж: Да, он должен оставить это. Если он действительно так чувствует, он должен отказаться о этого. Это имитация, выдумка. Харе Кришна. Очень дешево. Харе Кришна. Харе Кришна.

Преданный: Его вопрос: как такой человек может жить на Радха-кунде 40 лет?

Шридхар Махарадж: Не только такие люди, там есть многочисленные обезьяны. Собаки тоже живут на Радха-кунде. Духовная Радха-кунда и то, что в бренной сфере, — между ними есть многочисленные покрытия, оболочки. Харе Кришна.

#23:43

Вспомогательные практики

Преданный: Махарадж, как человек должен пытаться медитировать? В вашей книге «Нектар жизни предавшихся душ» есть стих, который воодушевляет человека медитировать на Имя, качества, форму и игры Господа.

Шридхар Махарадж: Медитация придет автоматически, если мы способны обрести настроение служения. Медитация будет развиваться в такой линии. Соприкоснуться с подлинным измерением, где Имя, качества, цвет, рупа – все это пребывает. С этим горячим желанием, молитвой преданности мы должны быть утверждены в этом измерении. Такого рода медитация. Медитация не означает деятельность в ментальной сфере.

вирамита-ниджа-дхармма-дхйана-пуджади джатнам…
джайати джайати намананда-рупам мурарер
вирамита…

            Даже дхьяна-пуджа и поклонение, обязанности в рамках варнашрамы – все это постепенно уйдет и медитация также. Когда мы соприкоснемся со сладостью чистого Имени Кришны, эти попытки и усилия сойдут на нет и мы обретем доступ туда, в отдельное измерение Его лилы, иное измерение. А эти реалии (варнашрама-дхарама, медитация) предназначены для того, чтобы вести нас туда, на тот уровень. Но в большей или меньшей степени это восходящие методы. Когда мы получаем шанс нам-бхаджана, тогда мы должны быть равнодушны ко всем этим явлениям, которые рекомендуются для представителей низшего уровня. Всё это уйдет. «Умереть, чтобы жить». «Умереть» означает прогресс. Умирая, большинство членов карма-школы, гьяна-школы, школы арчаны, это значит также умереть в этих качествах.

#27:15

Вехи на пути

Преданный: Вначале мы ищем высший вкус, нечто, что могло бы отвлечь нас.

Шридхар Махарадж: Да, веха на пути. Когда мы прогрессируем, то мы видим вехи на пути. Одна веха, через два километра другая веха, и так миля за милей. То, что необходимо в начале, мы будем совершать прогресс таким образом.

– Это поверхностно, иди дальше.
– Да, но…
– Иди дальше. В начале это внешнее, иди глубже, внутрь.
– О, это оно!
– Иди дальше.
– Это оно!
– Иди дальше.
– Это хорошо!
– Иди дальше.
– И это лучшее. Есть что-то еще?

Таким образом, это прогресс в беседе Махапрабху и Рая Рамананды. Постепенно мы достигнем подлинной земли, и там тоже есть прогресс: шанта, дасья, ватсалья, сакхья, мадхурья. Во Вриндаване также прогресс. Таким образом, всегда прогресс. Я устал.

Преданный: Хорошо. Мы закончим на этом.

#30:13

Многоплановость «Шримад Бхагаватам»

Шридхар Махарадж: Вишнупад Дас, ученик Бхавананды Свами, прочитал книгу Садананды Брахмачари, моего духовного брата. Он говорит, что то, как подает «Бхагаватам» ISKCON и как подают они, Садананда и Гаудия Матх, отличаются, по его мнению. Отличие состоит в том, что Садананда Брахмачари и другие поняли «Бхагаватам» как раса-шастру, трансцендентную расу, экстаз. Но ISKCON представляет ее главным образом в географическом и историческом аспектах. Таким образом, он задал этот вопрос, этот джентльмен.

Преданный: А откуда этот преданный, Вишнупад Дас? Из Австралии?

Шридхар Махарадж: Из Бразилии, возможно. Это в Южной Америке?

Преданный: Да, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Он написал письмо Парвату Махараджу. В Бразилии говорят на испанском?

Преданный: На португальском.

Шридхар Махарадж: А английский не очень хорошо распространен, больше португальский.

Преданный: Это интересный вопрос, что «Бхагаватам» рассматривается скорее как географическое и историческое произведение, нежели как раса-шастра.

Шридхар Махарадж: Да историческое и географическое. Это ISKCON. Но Садананда Брахмачари и другие джентльмены, прямые ученики Прабхупады, представили «Шримад Бхагаватам» как экстатическое, трансцендентный экстаз, анандам, расам.

Преданный: Это верно?

Шридхар Махарадж: Да, это так. Акхила-расамрита-муртих. Но география и история также представлены там, особенно география, которая не может быть совместима с нынешней научной картиной мира. Например, Солнце ближе к Земле, Луна вдвое дальше от Земли. Расстояние Луны от Земли превышает вдвое расстояние Солнца от Земли. Свами Махарадж говорил, что эта Луна, о которой идет речь, — это не та Луна, которую мы видим. Так он объяснил, когда ему задавали вопросы, почему сказано в «Бхагаватам», что Солнце ближе к Земле, а Луна находится в два раза дальше от Земли, а Мангал (Марс) еще дальше. Так сказано в «Бхагаватам». Как это понимать? Ведь современная наука рисует иную картину. Я дал следующее объяснение. Близость не измеряется физически с точки зрения влияния. Я объяснил это так. Например, в Индии мы можем говорить, что Россия ближе к нам, чем Пакистан. Влияние России на Индию более значительно, чем влияние Пакистана, ближайшего соседа. Таким образом, если рассматривать в категории влияния, Солнце стоит может быть ближе к Земле, потому что Солнце оказывает большее влияние на Землю, на втором месте стоит Луна, на третьем месте – Марс. Не с точки зрения физического расстояния, но с точки зрения оказываемого влияния. Таким образом я объяснил.

Другая концепция – то, что мы видим и чувствуем относительно этого мира, это контролирует Абсолют. Если абсолютная воля может показать мне одно, а вам другое, хотя мы можем находиться в одном и том же месте. Мы вынуждены видеть то, что Он показывает нам. В зависимости от Его желания мы видим то или иное. «Да будет вода!» – и возникла вода. «Да будет свет!» – и возник свет. Верховная воля контролирует всё. Субъект видящий контролируется Сверхсубъектом, и невозможно доверять объективным параметрам. Как Он желает, так Он может показать нам, независимо от объектов. Объекты порождены, звук порожден слухом, ушами, цвет – зрением и т. д. Таким образом все нисходит. Человек может слышать звук. Один слышит, другой не слышит, если верховная воля на то. Один может видеть, другой не видеть, если Он желает, как гипноз. Вишварупа. Арджуна взмолился: «Я хочу увидеть эту Твою ипостась». – «Видь». И он увидел нечто. «Я больше не в силах смотреть на это», и все исчезло. Как это возможно? Сверхсубъект контролирует объект, видящего. Об этом идет речь. Кажется, что некая реалия – это нечто стабильное, застывшее, но это не так. Любой опыт нисходит свыше, контролируется высшим, субъектным миром. Он хочет, чтобы мы видели определенным образом, и мы вынуждены видеть именно так. Ты понимаешь?

Преданный: Да, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Шукадев, когда описывает, его заставляют, так сказать, видеть определенное положение Земли. То, что показывает ему верховная воля, то он и описывает. И так в любом случае. Кто-то сознает, кто-то нет. Один может видеть камень, другой может видеть воду. Нет никакой статичности в этом мире, нет ничего определенного, фиксированного. Харе Кришна. Харе Кришна. «Мир в уме, а не ум в мире», как говорил Беркли, идеальный реализм. Идея не есть нечто абстрактное, идея – это и есть реальность. То, что плавает в идее, — камень дерево или кирпич — может казаться чем-то застывшим, определенным, но это ничто. Формы – это лишь различные концепции ума. Нечто твердое – это лишь концепция. Подобно сновидению. Во сне мы видим многие реалии. Мы видим во сне так же дерево, воду, землю, но это не вода, не земля и не камень. Мы видим людей, мы говорим с ними, но все это ментально.

Преданный: Пытаясь убедить мирских людей, что «Шримад Бхагаватам» является достоверным описанием Земли, это возможный подход к этому, потому что они видят иначе?

Шридхар Махарадж: Да. Отсутствие стабильности видения, звука. Науке здесь конец. Он может отозвать, сделать неактуальными, недейственными все законы природы и установить другие законы природы, если Он пожелает. Этот высший универсальный ум устанавливает законы, и низший ум следует закону. Он аннулирует закон и устанавливает другой закон, как организатор, как глава офиса. Здесь он ставит кресло, там диван, тут стол. Но он может все реорганизовать.

Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.

+2

Другие материалы раздела

1982.06.19.C

«Гьяна-шунья-бхакти причиняет боль»

1982.06.19.D82.06.30.A

«Шри Шри Гуру Гоуранга Джаятах»

1982.06.30.B

«16 кругов шума»

1982.07.02.A

«Ваша цель — мадхурья-раса»

1982.07.03.Br

«Укрыться под небесами»

1982.07.03.C

«Лакх рупий»

1982.07.03.A

«Билвамангал Тхакур»

1982.07.03.B

«Моя независимость — часть независимости Целого»

1982.07.04.B82.07.05.A

«Вайшнавская сталь»

1982.07.04.A

«Красота контролирует всё»

1982.07.05.B82.07.07.A

«А Вы видели Кришну?»

1982.07.07.B

«Четыре задачи Рупы и Санатаны Госвами»

1982.07.08.B82.07.09.A

«За пределами твоей Веры»

1982.07.08.A

«Навадвип — наш дом»

1982.07.09.B82.07.10.A

«Сколько вольт в Святом Имени?»

1982.07.10.B14.A15.A

«Раненый солдат»

1982.07.15.B82.07.16.A

«Колесо времени совершает оборот»

1982.07.15.A

«Хансы и Парамахансы»

1982.07.16.B82.07.18.A

«Избавление от кармы»

1982.07.26.A82.07.27.B

«Сукрити и Шраддха»

1982.07.27.C82.07.29.A

«Как Он захочет, так ты и увидишь!»

1982.07.27.A

«Вернуться домой»

1982.07.29.B

«Поклонение Божеству в уме»

1982.08.05.A0219

«Туласи»

1982.08.19.B82.08.05.B

«Физические страдания Вайшнава»

1982.08.20.A

«Саньяса и вредные привычки»

1982.08.22.B

«Интоксикация и духовный путь»

1982.08.24.A82.08.27.A

«Лалита Деви — Хранительница Лилы Радхи и Кришны»

1982.08.27.B

«Абсолютная Лила»

1982.08.29.B

«Умные и деятельные»

1982.08.31.B82.08.29.C

«Измерение — выдумка»

1982.08.31.B

«Кришнанам равен трём именам Рамы»

1982.09.02.A

«Дхама Таттва»

1982.09.03.A82.09.04.A

«Красота вне закона»

1982.09.04.B82.09.05.A

«Спонтанное движение»

1982.09.05.B

«Безграничное в ограниченной форме»

1982.09.06.B

«Безграничное минус Безграничное равно Безграничному»

1982.09.06.A

«Око над нашими головами»

1982.09.08.A

«Преданность зову Преданности»

1982.09.23.24.29

«Победители мира»