«День Ухода Гауракишора даса Бабаджи» 1982.11.27.C82.11.28.A
Темы лекции:
О природе шанта-расы.
О Шриле Гауракишоре Бабаджи Махарадже.
О Радха-Кришна лиле и правильном подходе к ней.
День ухода Гaуракишора Даса Бабаджи
Шридхар Махарадж: Кто?
Преданный: Меня зовут бхакта Томас, я друг Дева Нараяны. Я хотел задать следующий вопрос. Когда речь идет о нейтральной преданности, первая раса – нейтральная преданность. Я понимаю так, что в нейтральной преданности тот, кто питает любовь к Кришне, но не обязательно хочет иметь взаимоотношения служения Кришне.
Шридхар Махарадж: Что вы имеете в виду под нейтральной…
Преданный: Шанта-расу он имеет в виду.
Шридхар Махарадж: Я не понимаю. Преданный шанта-расы – это не есть нейтральная. Что вы имеете в виду, говоря «нейтральная»? Шанта-раса – это покорность Истине, но отсутствие активной тенденции удовлетворять Его. Это шанта-раса – это простая покорность и легкое влечение, но отсутствие вдохновения служить Ему, удовлетворять Его. Это низшая раса, покорная близость к Истине, но отсутствие активных взаимодействий. Это явление нельзя назвать нейтральным. Нейтралитет – это отсутствие желания с кем-то общаться, нейтрален тот, кто не отдает предпочтение никому. Шанта-раса – это покорность Истине, но отсутствие стремления активно выполнять Его указания, удовлетворять Его – это низшая раса, ништха. Отсутствие активности, практического служения, тесной связи, но признание и покорность Истине – это низшая концепция преданности.
Преданный: Мой вопрос таков: если кто-то занимает это положение, он просто покорен, но все же не желает активно служить…
Шридхар Махарадж: Да, это также. Существуют многочисленные промежуточные стадии, шанта-раса Вайкунтхи и Вриндавана отличаются. Флейта также относится к шанта-расе, Ямуна, Говардхан, лес, земля, песок – всё это шанта-раса. Многочисленные птицы также шанта-раса, звери принадлежат к шанта-расе, но в ней также присутствует градация и различные типы шанта-расы. Сиденья, коровы принадлежат к ней, столь многие, в большей или меньшей степени пассивная позиция, служение пассивным образом.
Преданный: Как они достигли этого положения в духовном мире, не имея глубокого желания служить Кришне?
Шридхар Махарадж: Существуют личности внутри, понимаете. Ганга имеет тело из воды, но есть личности Ганга и Ямуна, хотя они предстают как вода. Личность внутри, и тело пассивным образом совершают служение, вы должны понимать так. Это личности, они не являются лишь предметами, какими-то безжизненными реалиями, но они способны совершать подобное пассивное служение. Симхасан, чатра, одежда, постель, пища – все это суть шанта-раса, в пассивном настроении совершает служение. Но есть личность внутри, подобно тому как это происходит в драме: человек играет роль мертвеца.
Который час? Десять? В таком случае мы закончим на этом.
Преданный: Махарадж, сегодня день ухода Гaуракишора Бабаджи.
Шридхар Махарадж Да, и мы будем говорить о нём. Гaуракишор Бабаджи Махарадж родился в округе Фаридпур, в районе реки Падма. Он происходил из купеческой семьи, но получил посвящение в линии Адвайты Прабху. В последствии, когда он вырос, он ушел во Вриндаван, в прошлом его звали Вамши Дас, а затем, когда он обратился к своему Гурудеву, который был учеником Джаганнатха Даса Бабаджи, его звали Бхагават Дас. От Бхагаватa Даса Бабаджи он получил бабаджи-веш, Гaуракишор Бабаджи, и начал совершать бхаджан. Главным образом он призывал Имя, Махамантру, и его привычкой была очень строгая вайрагья, его отрешенность была очень непоколебимой и суровой. Затем, когда приблизительно 32 года он провел во Вриндаване, после этого он почувствовал внутреннее вдохновение, пришел в Навадвип и поселился там. Есть место, где он жил, иногда в хижине, а иногда он жил в публичной уборной, чтобы избежать толпы людей.
У него не было учеников, он никого не инициировал, может быть, одному или двум он дал посвящение, но их не смогли найти. Бхактивинод Тхакур знал его, поскольку он тоже бы связан с Джаганнатхом Дасом Бабаджи Махараджем, и он рекомендовал нашему Гуру Махараджу получить Харинам от Гaуракишора Бабаджи Махараджа. Мой Гурудев Бхактисиддханта Сарасвати, в то время он был Бималананда Сарасвати, а имя санньясы было Бхактисиддханта Сарасвати. В прошлом его титул, данный астрономами, – Сарасвати. Он был брахмачари с момента своего рождения, он исключительно занимался изучением шастры и соблюдал правила и предписания, совершал садхану, занимался публикацией духовных книг и журналов. И Бхактивинод Тхакур рекомендовал ему получить Харинам от Гaуракишора Бабаджи Махараджа. Тогда Гaуракишор Бабаджи сказал: «Да, я не независим, я должен спросить своего Владыку. Если Он согласится принять тебя через меня, то я выполню твою просьбу». Наш Гуру Махарадж рассказывал: «Я был известен в то время в качестве Вайшнава, теолога, сведущего знатока Вайшнавских Писаний и человека с безупречным характером, безупречным поведением, образованием, был известен знанием Вайшнавской философии – все эти черты. Я был уже известен в обществе, тем не менее он игнорировал меня. Он сказал: «Да, я спрошу». Затем, в следующий раз, когда я обратился к нему, я спросил:
– Вы спросили у Махапрабху?
– Нет, я забыл спросить.
В силу своего смирения так он сказал. Во мне была гордость, поскольку я был выдающимся ученым, человеком с безупречным характером. Но когда я услышал, что он забыл, a столь многие так называемые «светила» в школе Вайшнавизма хотели, чтобы я стал их учеником. Но я не обращался к ним, они обращались ко мне. Под руководством Бхактивинода Тхакура я пришел к Бабаджи Махараджу, и он сказал, что он забыл, тогда как столь многие светила сампрадаи очень хотели видеть меня в качестве ученика, а он столь пренебрежительно относится ко мне. Почему? Потому что во мне есть эта гордость, поэтому я не достоин быть его учеником. Еще раз я обратился к нему, и он сказал мне: «Да, Махапрабху услышал твою молитву» и дал Харинам».
Возможно, говорят, он был его единственным учеником, подобно Нароттаму. Локанатх Госвами не принимал учеников, но его ученик Нароттам наводнил всю Бенгалию. И наш Гуру Махарадж. Гaуракишор Бабаджи не подарил свою милость многим, но подарил ее Гуру Махараджу. Однако Гуру Махарадж распространил эту собственность в широких масштабах и стремился покорить весь мир, распространить религию Махапрабху, хотел, чтобы все люди в мире стали под стяг Махапрабху. Гaуракишор Дас Бабаджи Махарадж, ему был свойственен такой менталитет, нирапекха, его интересовал только Господь, Его милость. Однажды, рассказывают, Пран Гопал Госвами, который был очень прославленным ученым, знатоком «Бхагаватам», прекрасным лектором по «Бхагаватам», популярным толкователем «Бхагаватам». Но он однажды обратился к Гaуракишору Бабаджи: «Бабаджи Махарадж, они говорят, что я могу прекрасно объяснять «Бхагаватам», и я хотел бы, чтобы вы однажды послушали моё объяснение «Бхагаватам», тогда я обрету удачу, я думаю». Бабаджи Махарадж ничего не ответил, два или три раза он приходил с этим предложением, но Бабаджи Махарадж не произнес ни слова. Но однажды он сам устроил рядом с Бабаджи Махараджем, вместе со своими людьми. Пран Гопал пришел, и они устроили собрание, пригласили многих преданных и стали читать «Бхагаватам». Бабаджи Махарадж сидел ничего не говоря, и все сидели, слушали. Затем Госвами ушел, и все члены аудитории ушли, тогда Бабаджи Махарадж попросил своего слугу очистить это место:
– Очисть его с помощью коровьего навоза.
– Бабаджи Махарадж, но ведь это место уже было очищено, приходил Госвами и объяснял «Бхагаватам» здесь. Это место уже чисто, почему вы говорите, что я должен вымыть это место коровьим навозом, чтобы очистить его?
– О, ты слышал объяснения «Бхагаватам», но я слышал только «деньги, деньги, деньги». Этот человек хочет, чтобы люди говорили: «Гaуракишор Бабаджи слушал его объяснения «Бхагаватам»», что даст ему возможность заработать больше денег. Он заставил «Бхагаватам» служить его чувственной жизни. Мы должны служить «Бхагаватам», Он есть Сам Кришна. Отказавшись от всего комфорта, мы должны пытаться нести наставления «Бхагаватам» от двери к двери и облегчать страдания столь многих страждущих душ. Но он использует эту бхагавата-катху, это чистейшее явление, спасающее мир, этот нектар, он пытается его использовать в своей чувственной жизни. Он хочет, чтобы этот нектар служил его чувственной жизни, он оскорбляет «Бхагаватам», это не служение «Бхагаватам».
Другой молодой человек получил где-то посвящение, построил хижину на берегу Ганги и стал имитировать Гaуракишора Бабаджи. Он был очень отрешен, принимал пищу один раз в день и пользовался человеческим черепом в качестве горшка, наливал в него воду, так он показывал, подобно Тенкорику Свами, очень суровое внешнее отречение. Он жил там, призывал Имя, и люди обратились к Бабаджи Махараджу, сказали, что «этот юноша пытается имитировать вас, как это понимать? Он поселился рядом с вами и пытается превзойти вас». Бабаджи Махарадж сделал очень любопытное замечание: «Если женщина входит в палату родильного дома и кричит так, словно она испытывает родовые муки, появится ребенок на свет от этого?» Ребенок не появится на свет, поэтому простое повторение. Мы должны достичь шуддха-сатвы, и существует процесс, ведущий к этому. Многие события предшествуют появлению ребенка на свет, и упуская все это… Нужно обратиться к подлинному Гуру и служить ему, призывать Святое Имя, соприкоснуться с шуддха-сатвой, областью чистого сознания. Тогда, служа определенным образом, человек может демонстрировать естественный вайрагьям и призывать Имя. Но он лишь подобен женщине, которая входит в палату и кричит, но это лишь имитация, и она бесплодна. Так он сказал.
Он сделал множество замечаний о шуддха-бхакти, а когда он покинул этот мир, разгорелась ссора. Представители лагеря сахаджиев хотели, чтобы его самадхи принадлежало им. Наш Гуру Махарадж находился в Майапуре, ему сообщили о происходящем, он пришел и сказал: «Хотя он жил среди вас, он был далек от вас, вы все сахаджии, но он был чистым преданным маха-бхагаватой, и я его ученик. Я хочу позаботиться о его самадхи, вы должны обратиться в полицию». Они обратились в полицию, и полицейский инспектор велел, чтобы возможность сделать самадхи была предоставлена нашему Гуру Махараджу, поскольку он был прямым учеником Бабаджи Махараджа. В то время Прабхупад впервые встретил Кунджа Бабу, впоследствии он был генеральным секретарем Гаудия-миссии, был санньяси – Бхакти Вилас Тиртха Махарадж. Он встретил его в ту пору, и постепенно он стал его учеником и начал организовывать проповедническую кaмпанию. Когда течение Ганги поменялось и самадхи разрушилось, он перенес кости Бабаджи Махараджа в Майапур в ящике. Мы присутствовали в то время. Остатки в ящике с мантрам были зарыты в землю, была построена усыпальница в Майапуре. Был построен храм на восточной стороне Радха-кунды в Чайтанья Матхе. Я написал шлоку, прославляющую Гaуракишора Бабаджи Махараджа, несколько станcов, и в других поэмах я также упоминал его. Я заканчиваю на этом собрание.
Кто он?
Преданный: Кришна Кинкара, Партха Митра и Аранья Махарадж.
Шридхар Махарадж: А кто это?
Преданный: Бхакта Томас, Артур и Парама.
Шридхар Махарадж: А каков ваш вопрос?
Преданный: Я слышал очень смутно об играх Кришны. Кришна прятался в кустах Вриндавана, и Радхарани и другие гопи собирали цветы, а Кришна вылез из кустов и потребовал дань, потому что Ему принадлежат все цветы в этом лесу.
Шридхар Махарадж: Мы не должны осмеливаться пытаться постичь природу этих лил, поскольку возникнет ложное представление, и в будущем мы столкнемся с трудностями, когда мы действительно соприкоснемся с этим явлением. Взаимодействовать с этим не следует, мы лишь выражаем наше почтение этому явлению. Если вначале в раcчетах присутствуют ошибки в высшей математике или астрономии, то на более поздней стадии обучения человек столкнется с серьезными трудностями, возникнет ложноe понимание. Явление, о котором идет речь, не имеет ничего общего с теми явлениями, с которыми мы знакомы в этом мире, оно гораздо выше, поэтому мы не должны быть глупцами, которые рвутся туда, где ангелы бояться ступить. Мы должны думать лишь следующее: Кришна есть всё и вся, и все Его желания чистейшие, и они очищают атмосферу, стандарт чистоты должен быть реализован. Чтобы быть приемлемым для Кришны, необходимо отвергнуть наши эгоистические цели, поскольку мы отклонились от абсолютного блага, от реальности, поэтому то, что является абсолютно благим в абсолютной сфере, если низвести это явление до нашего бренного измерения, возникнет серьезное препятствие, не позволяющее достичь Высшего Мира, – предрассудок. Дурной предрассудок будет крайне трудно устранить, эту апарадху, ложное представление. Ложное представление не есть нечто невинное, но ложное представление в форме оскорбления, поскольку то измерение нематериально, оно не является объективным, это мир Высшего Субъекта. Ложное представление об этом Высшем Субъекте оскорбительно и служит серьезным препятствием.
Мы должны помнить, глупцы рвутся туда, где ангелы ступить не смеют. Мы можем надеяться, что когда-то придет то время, когда мы будем готовы иметь дело с этими реалиями подлинным образом. Временные, мимолетные желания на нашей стадии, затем систематическая деятельность, носящая религиозный оттенок, которая в известном смысле связана с духовной истиной. Возвышение, но в связи с духовной истиной, – это карма, затем гьяна, попытка понять, окружающий мир, в котором мы живем, нежелателен. В этом мире всё нежелательно и опасно. Oтречься от всей нынешней среды, обстояельств, тьяга, отречение, спасение, освобождение, безразличие и также поиск реалий более тонкой, высокой природы. Положение субъекта в тонком мире, это гьяна, когда мы можем контролировать тонкие процессы, и также необходимо отвергнуть желание идти в разрез с желаниями Господа – это шуддха-бхакти, подлиное бхакти. Паравйома, затем Голока, и в Голоке – шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья. Эти реалии похожи на реалии этого мира, но имеют иную природу.
Мадхурья-раса очень таинственна, раса высочайшего типа, особенно паракия. Любовь не санкционированная ни обществом, ни писаниями, независимая связь с Господом, Он превыше всего. Не только выше моей жизни, моей высочайшей перспективы, общества, отношений, даже моей религиозной концепции, выше всего. Он с одной стороны, а все остальные явления отвергаются в поисках нашего единения с Истинной, Высочайшей Субстанцией. Таким образом шаг за шагом мы должны идти вперед, а иначе, если, находясь на начальной ступени, мы будем пытаться понять природу высшего явления, возникнет ложное представление, и крайне трудно будет нейтрализовать это заблуждение впоследствии. Поэтому нам говорят: «Не пытайтесь». «Бхагаватам» предостерегает нас крайне серьезным образом. Да, это высочайшее достижение, в этом нет сомнений, но никогда не осмеливайся обращаться к этому явлению, пытаться приближаться к нему ненаучным образом. Если ты станешь это делать, тебя ждет гибель. Джату означает «никогда», никогда не пытайся приблизиться к этой Высшей Истине даже ментально. Сахаджии практически пытаются имитировать это, но «Бхагаватам» ясно говорит: «Даже ментально ты не должен пытаться обращаться к этой лиле, приближаться к этой небесной, прекрасной лиле Господа, столь таинственному, чистому явлению». Даже ментально, что говорить о физическом, но ментально также ты не должен позволять себе низводить эти реалии в область твоего воображения.
Тот, кто не является влыдыкой своего «я», своих чувств, тот, кто не контролирует свои эгоистические побуждения, если он делает это, каким будет эффект? Если в силу своей глупости человек осмеливается приближаться даже в уме, его ждет гибель, она гарантирована. Если в силу невежества или глупости он осмелится приблизиться к этому явлению, его ждет гибель. Подобно тому как человек, который не является Махадевом, Шивой, если он выпьет яд, он непременно умрет. Но для такой личности, как Маахдев, яд стал украшением, он стал нилакантхой, из-за яда особое пятно появилось на Его горле. Но если человек, занимающий низшее положение, осмелится выпить яд, он обязательно умрет. Здесь также, поэтому не осмеливайся. Это явление не настолько низкое достижение, но достижение очень высокого порядка, и ты должен следовать шаг за шагом, соответственно степени твоего очищения ты сумеешь постичь, увидеть. В противном случае, это явление лишено всякого смысла для тебя. Если мы хотим обрести это явление подлинным образом, мы должны быть крайне осторожны, иначе наше будущее будет испорчено. Если ты любишь себя, тогда ради перспективы, ради своего будущего ты должен избегать, иначе то будет самоубийственно. Это явление есть, и даже толика его способна удовлетворить. Даже концепция души способна породить чувство удивления, восторга в этом измерении. Когда человек открывает свою природу души, это нечто практическое. Если отвергая низшие элементы, ум, который близок к этим бренным идеям и мыслям, если с помощью чистого разума ты будешь способен возвыситься до того уровня, где пребывает твоя душа, атма, и ты будешь очарован, обретя представление о ней. Это явление повергнет тебя в изумление, концепция твоей собственной души способна привести тебя в изумление: «Что я делаю здесь?»
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.