«Жертва очищает атмосферу» 1982.12.10.B82.12.11.A
Жертва очищает атмосферу
Шридхар Махарадж: Дать это явление другим также. Канак, камини, пратиштха, заслуга, слава, репутация, каждый хочет этого достоинства. Тот, кто в состоянии преодолеть эти три явления, отказаться от стремления к ним, тот может рассматриваться в качестве искателя Абсолютной Истины. Эти три позиции: телесное влечение, ментальное влечение и также жажда репутации и положения, заслуг, престижа и популярности в этом мире. Тот, кто способен отвергнуть эти три фазы жизни, тот может рассматриваться в качестве подлинного искателя Высшей Истины. Очень трудно отказаться от очарования престижа, положения, пратиштха. Майавади способны отказаться от всего, но не от пратиштхи: «Я есть Брахман, высочайшее существование». Буддисты считают, что если я не могу быть верховным существом, то я не хочу жить, занимая положение раба: «Я не хочу быть чьим бы то ни было рабом», атеисты. Вайшнавы хотят жить в качестве элементов служения в рамках целого: «Я элемент служения. Я хочу жить с Целым в качестве частицы служения, я хочу любить всех, жить жизнью дружбы со всеми. Ничто не является дурным, я хочу быть другом окружающего мира» – таков фундаментальный принцип Вайшнавизма. Я не хочу ни эксплуатировать окружающий мир, ни отрекаться от него, но я хочу любить окружающий мир. Любить – значит служить. Подлинная природа любви есть жертва ради объекта любви, тогда это любовь, в противном случае то будет вожделение, если речь идет об эксплуатации. Эксплуатация зиждется на вожделении, но если речь идет о любви к кому-то или к чему-то с целью служить, искать благо окружающего мира, тогда это любовь, и речь идет о Безграничном, a не ограниченном окружающем мире. Тогда это любовь, явление прямо противоположное эксплуатации, жертвенность.
Мы должны понять особую природу, характеристики и чистоту жизни в преданности, принципа жертвенности, тогда мы сможем «умереть, чтобы жить». Ягья означает «жертва», кажется, что мы берем гхи – самую ценную субстанцию для нашего тела, мы льем гхи в огонь. Как это понимать? Самое ценное, полезное масло для нашего тела мы отдаем огню и молимся о том, чтобы это ценное явление превратилось в пепел, чтобы оно очистило атмосферу. Подобно тому как в наши дни люди громко жалуются на загрязнение окружающей среды выхлопными газами автомобилей, результатами деятельности атомных электростанций и прочего, aтмосфера, воды океана, воздух – все это загрязнено в результате существования научно-технического прогресса, но жертва очищает атмосферу. Мы можем не понимать природу этого метода. Это благоприятное облако, которое порождает дождь, и благодаря дождю растут необходимые нам растения. И причиной появления этих облаков является ягья, в процессе которой огню предлагают гхи, масло. Благодаря этому льются дожди и мир процветает. Чтобы накормить общество в тонкой форме совершаются эти ягьи, ягья означает «дать», дать и получить в тонкой форме. Если вы даете что-то в грубой форме атмосфере, то окружающий мир в свою очередь даст вам нечто, благодаря чему вы сумеете жить.
Ягья может быть разных типов: карма-ягья, гьяна-ягья. Подлинная ягья есть преданность. Карма-ягья – предложение грубых ингредиентов, гьяна-ягья, мысленно мы желаем блага другим, включая Первопричину, которая поддерживает все эти реалии, делает возможным их существование, а бхакти-йога – это соприкосновение с Центром, Источником всего. Идея такова: если вы помещаете пищу в желудок, то всё тело благодаря этому процветает, и если вы льете воду на корень, то всё дерево получает необходимое. Нужно найти подобный центр, вкладывать в него свою энергию, и тогда все будет процветать, потому что невозможно накормить каждую часть этой вселенной. Необходимо сосредоточить энергию на центре, нужно собирать пищу и помещать ее в желудок, тогда автоматически всё тело будет накормлено. Ты служишь Ачьюте, и автоматически всё явление накормлено, – это ключ, находящийся в руках преданного. И тогда жизнь тонка и возвышенна. В противном случае, если мы пытаемся обратиться к каждой индивидуальной частице и накормить ее, если мы попытаемся поместить пищу в мозг или в глаз, то глаз не получит необходимые вещества, равно как и мозг. Поэтому всё явление, ты должен отдавать всё Центру, и автоматически то, что ты даёшь, будет распределяться всем частям соответственно потребностям этих частей. Это самый научный метод помощи всему мирозданию, и в то же время речь идёт о преданности Центру, от которого всё зависит. Принцип абсолютной гармонии такого рода в высшей степени резонен. Не с гордостью, нет места гордости. «Я даю.» Нет, трудно установить связь с этим Центром. Отдавая Ему, ты видишь, что твои запасы растут. Когда рука помещает пищу в желудок, она сама получает благо, все получают. Зубы грызут пищу, но они также получают свою долю, тонкий, любящий Центр, непостижимый. Подобное немыслимое счастье ты найдешь в своей душе, в сокровенных глубинах сердца души.
Преданная: Возможно, я не поняла в полной мере то, что вы сказали. В практическом смысле в этом случае как мы должны проповедовать публике? Я не понимаю, как нужно обращаться к массам и индивидуальным личностям.
Шридхар Махарадж: Образование, учитель начальной школы также дает людям образование, и учитель средней школы даёт знание. Самая примитивная попытка дать сукрити людям, они могут знать, могут не знать, но ведомо или не ведомо для них, эту энергию следует брать у них и вкладывать в служение, – сукрити низшего типа. Человек может не знать, он идет своим путем, и каким-то образом украсть у него толику его энергии и использовать эту энергию в служении Господу. Когда скромная наклонность к преданности возникнет, нужно обратить его, склонить на сторону служения Господу и получить большую часть его энергии или использовать его престиж, заслуги в служении Богу. Тогда, если он обретет шраддху, некое почтение к Центральной Истине, это поможет ему. Соответственно стадиям, на которых люди находятся, мы должны помогать им. Нельзя сказать, что невозможно, проповедь будет разной, будет носить индивидуальный характер, насколько человек способен проповедовать. Распространение книг, люди не всегда могут сознательно брать эти книги, но они тратят какие-то деньги и думают: «Я прочитаю эту книгу». Может человек и не собирается читать её, но какие-то деньги он отдал за неё, а другой джентльмен прочитает её, возьмет её из стола. Так или иначе использовать эту энергию, задействовать ее в служении Кришне. Начиная с этого, в разных измерениях мы можем помочь.
Концепция такова: Бог прекрасен, и это очень счастливая идея. Она поможет нам в высшей степени, и когда мы присоединимся к этому движению, тогда мы задействуем себя. Таким образом существуют различные стадии, иногда сражаться с атеистически настроенными учеными и утверждать превосходство концепции Бога. Многие стадии существуют в деле проповеди, и соответственно своим способностям человек будет действовать, занимая свое собственное положение. Возможны различные типы проповеди, кто-то может читать книги, кто-то может доносить эти книги до людей, кто-то может оценить, что в этих книгах написано. Кто-то может готовить и предлагать, кто-то раздавать, кто-то убирать храм, мыть полы, поклоняться Божеству, думая, что «Божество настолько милостиво, что Оно пришло сюда для того, чтобы задействовать мои мирские чувства также». Так или иначе стремиться к Нему, по-разному, бесконечным множеством способов можно служить, и это проповедь. Поклонение в храме, украшения Божеств, наряды для них. Люди приходят, и они очарованы красотой Божества и чистотой храмовой территории, чистотой двора, их привлекает всё разными способами. Иногда сторожить территорию двора, чтобы вещи, принадлежащие Господу, не были украдены, по-разному можно проповедовать. Иногда даже бить собак и мальчишек, которые воруют или пачкают, по-разному можно служить, и служение означает проповедь, до известной степени любое служение. И шраван, киртан, слушать о том, что есть Бог, и воспроизводить эти речи другим людям, проповедовать. На это в Кали-югу делается больший акцент, шраван, киртан, главным образом, киртан, проповедь. Не в качестве ремесла с целью заработать деньги, но лишь с искренним представлением, стремлением проповедовать величие Верховного Господа, с этим представлением рассказывать людям.
Мы говорим о том, что есть благо. Господь есть Высочайшее Благо, и я не могу говорить с людьми без Него, не говорить о Нём. Мой Господь такой-то и такой, Он столь велик, столь благ, вы должны принять Его вашим другом, и вы обретете благо. Проповедь неизбежна, если у нас есть хороший сын или хороший друг, то мы будем пытаться говорить о нём, это наша природа. Он самый близкий к нам, и Он наш лучший друг. Если мы чувствуем, то мы не можем не говорить о Нём, и это богатство, я хочу поделиться этим богатством с другими, проповедь. На каком бы уровне мы ни находились, в каком бы положении мы ни находились, если мы видим, что нечто является благом, мы пытаемся поделиться этим благом с другими, – это проповедь. Существуют различные уровни проповеди, кто-то даже может проповедовать сердцем, он может медитировать, и подобная мощная ментальная волна создаётся, которая достигает умов других людей. Человек думает про себя, но ментальные волны, создаваемые его медитацией, распространяются вокруг и проникают в умы столь многих других людей. Мысли – это также проповедь в тонкой форме. Смаранам также есть преданность. Смаран означает «вспоминать», слушать, говорить, медитировать, служить; арчанам – почитать, ванданам – прославлять, дасьям – служить по-разному, сакхам – культивировать дружбу, чтобы понять, что мы являемся друзьями. Это также сакхам. И атма-ниведанам – отдавать всего себя Господу, считая, что Он является моим Абсолютным Cобственником, все эти методы преданности. Так или иначе все наши действия должны стать сознательным служением Верховному Господу, Преданность. Проповедовать в разных измерениях, речь не идет об одном измерении, но соответственно способностям человека. Образованный человек проповедует по-своему, человек физически крепкий будет действовать иначе, действовать с помощью своей телесной силы, но цель будет одной, и оценка будет даваться соответственно этой цели.
Махарадж Пратапарудра выступал в качестве подметальщика, и это тронуло сердце Махапрабху, служение. Речь идет о сердце. Внешне император выступал в качестве подметальщика, и это привлекло сердце Махапрабху в наибольшей степени. В таком случае что есть служение? Все может быть служением, всё может быть проповедью. Проповедь означает утверждение, означает разбрасывать волны вовне. Вибрация будет порождена, она выйдет вовне и достигнет людей. Махапрабху танцует и поёт Имя Кришны, и олени, тигры, слоны, птицы также танцуют и поют: «Кришна». Внутренняя вибрация касается и души, очень тонкая вибрация. Ментальность тигра или оленя – внешнее явление, но душа – самое глубинное измерение, и вибрация души пробуждает это внутреннее существо и пробуждает в них Сознание Кришны, это возможно. Они также безумно призывали Имя Кришны и танцевали, определенное внутреннее побуждение заставляло их делать это. Телесно слон, ментально олень, но внутренне – Кришнадас, самое сокровенное внутреннее существо было затронуто и проявилось, это возможно. Джагай и Мадхай были обращены немедленно, но мы такие люди, что наше обращение болезненно для Господа, проблематично для Него, поскольку интенсивная сила, особая забота необходима нам.
Махапрабху Гауранга Сундара. Как редко можно найти это сокровище, этот драгоценный камень. «Санатан, Кришна-према столь драгоценна, что невозможно найти ни капли этого явления во всем человеческом обществе», – Махапрабху говорил о столь глубоком, чистейшей капле Божественной Любви. Он говорит: «Никогда это явление невозможно найти в этом человеческом обществе, оно никогда не нисходит в это общество, услышь это, Санатан». Этому явлению поклоняются в высочайшем измерении существования, во Вриндаване, и, к счастью для нас, если кто-то соприкасается с этим явлением, он не может жить без него, он умирает без него. Он не принимает любую иную пищу, и если он не получит эту пищу, он умрет. Если кто-то соприкасается в целом, он никогда не лишается этой связи, но если он случайно лишается ее, то он умирает, он не в силах вынести разлуку с этой высочайшей каплей нектара. Это всё высокие речи мы ведем.
Необходимость – мать изобретения, нужно создать эту необходимость. Без Кришна-премы, без этого нектара, ничто не может удовлетворить наши сердца, утолить их жажду. Проповедовать на рынке Кришна-прему. Према, Любовь. Самое ценное явление, которое когда-либо было изобретено, есть любовь в этом мире. Самое ценное явление есть Божественная Любовь. Подобно тому как говорится о знаниях человека – знание не может быть похищено ворами, не может быть разделено между партнерами, если мы даём его другим, то наши запасы знания не уменьшаются, знание – подобное удивительное богатство. Ваши партнеры не могут разделить его между собой, вор не способен его украсть, а если вы раздаёте это явление другим, то ваши собственные запасы скорее увеличатся, чем уменьшатся. Что же говорить о Кришна-преме, насколько чудесна она для нас должна быть, эта капля Божественной Любви. Гауранга пришел с этим явлением, с этой высочайшей концепцией, стремлением, высочайшим из всех, что когда-либо приходили в этот мир, Божественная Любовь, сделай или умри, «умереть, чтобы жить». Всё для Него, мы принадлежим Ему целиком и полностью.
Преданный: То, что было дано Шри Чайтаньей Махапрабху, – уникальное явление, лишь немногие люди сумеют понять. Нам повезло, что мы можем найти эти драгоценные камни, мы будем хранить их в сердце и культивировать.
Шридхар Махарадж: Его отец был учеником Бхактивинода Тхакура и принял санньясу от Гуру Махараджа, он был первым санньяси Сарасвати Тхакура, Тиртха Махарадж. Его английский перевод «Гиты» и книга «Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху». Бхактивинод Тхакур написал «Жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху», очень короткая книга, но его книга несколько более объёмна. И Нишиканта Саньял, его книга «Шри Кришна Чайтанья». Это книги, которые с самого начала были опубликованы на английском для широких масс. Я имею более 45-ти лет опыта в Гаудия-матхе, и резолюция GBS, которая была выпущена вчера, должна связывать меня? То, чем я занимался в течение почти полустолетия, тот опыт, который я получил, и резолюция GBS, которая была выпущена вчера, должна меня связывать настолько? Кто я такой в таком случае, я ноль. Я написал статью, опубликованную в журнале «Назад к Богу», она пользовалась высокой оценкой во всей Америке.
Преданный: Да, я помню.
Шридхар Махарадж: И кто-то сказал: «Вы преуменьшаете авторитет нашего Гуру Махараджа, скрываете его и ставите на пьедестал другого джентльмена, которого вы нашли в Навадвипе, вы принимаете его в качестве высшего авторитета. Вы предатель Свами Махараджа, вы не думаете, что он абсолютен, что он учитель всех нас, поскольку вы демонстрируете нам другого Вайшнава в этой статье. Мы считаем, что вы утратили веру в Свами Махараджа». Ачьютананде было сказано это, и тогда он хотел получить письмо, которое было написано Свами Махараджем Говинде Махараджу. Он написал в этом письме: «Я хочу вверить Ачьютананду вашей опеке, пусть он обучается здесь (имеется в виду в Шри Чайтанья Сарасват Матхе). Я буду в высшей степени удовлетворен, если Махарадж примет его…» и т. д. Ачьютананда хотел получить это письмо, из которого ясно, что, следуя указанию Свами Махараджа, он стал жить в обществе Шрилы Шридхара Махараджа. Но это письмо не было найдено в то время. Впоследствии это письмо все же нашли, и Ачьютананда попросил у меня его. Я сказал Ачьютананде: «Вы будете проповедовать в Калькутте, поскольку там есть англоязычные люди, интеллигенция. Если вы хотите совершить служение вашему Гуру Махараджу, езжайте в Калькутту, я попрошу Мадхаву Махараджа о том, чтобы он вас принял. Вы будете проповедовать образованным людям и постарайтесь купить землю в Калькутте. Он это сделал и затем спросил у меня:
– Свами Махарадж просил меня проповедовать массам на берегах Ганги, а вы попросили меня обращаться к калькуттской элите, что мне делать?
– Наш Гуру Махарадж хотел, чтобы мы обращались к ученым, к лидерам общества, а массы последуют за ними автоматически, наша стратегия была такой. Когда ваш Гурудев хотел, чтобы вы проповедовали массам по обеим сторонам Ганги, религиозным людям, вы должны повиноваться вашему Гуру Махараджу, – ответил я.
Я сказал ему ясно, это два момента расхождений, и он был осужден GBS, я слышал. Многие ученики Свами Махараджа также стали ему заявлять, что он придает слишком большое значение, что он чересчур высокого мнения о Шридхаре Махарадже. Столь многое может приходить и уходить, это не имеет значения, мы должны идти вперед, насколько это возможно, это безграничный океан. Кришна решает что есть что. Насколько мы способны понять это? Мы находимся в океане Безграничного, мы лишь должны искренне позаботиться о себе соответственно нашему пониманию, мы ответственны только за это. Кришна говорит: «Последствия в Моих руках, а бремя долга возложено на твои плечи, ты отвечаешь лишь за выполнение этого долга». Крошечная часть долга, бремя ответственности на твоих плечах, и на этом оно заканчивается, на выполнении долга, а следствия в Моих руках, потому что следствия есть совокупность многочисленных причин в окружающем мире, следствия принадлежат Мне. Мы должны быть искренними в своем выполнении долга, каким мы его понимаем.
Возможны многочисленные изъяны во мне, и если Господь Кришна и Махапрабху, Гурудев очистят меня от этих изъянов, то для меня это будет благом. Я не должен бояться, не должен притворяться совершенным человеком. Это крайняя степень глупости – считать, что я совершенен, только фальшивые люди так думают. Чтобы Кришна ни захотел сделать со мной, я должен быть готов, я могу утверждать и считать только так. Я должен быть искренним по отношению к моему пониманию, к моей совести, то, что я считаю наилучшим, я буду озвучивать. Принимать или не принимать мои речи – это уже другой вопрос. Я чист в том смысле, что то, что я говорю, я озвучиваю соответственно моей совести и моему пониманию. Теперь они говорили, это было на собрании во Вриндаване. Киртанананду обвиняют в том, что он организовал некий культ, но не проповедует то, чему учил Свами Махарадж. Культ – это хорошо известное в Америке явление, нет?
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.