«Железный Век №28» 1982.12.11.C
Железный век № 28
Преданный: Махарадж, у меня есть один вопрос. На днях я читал о том, что Господь Чайтанья был первым, кто открыл природу мадхурья-расы. Мой вопрос таков: понимая тенденцию людей ложно интерпретировать природу некоторых игр Кришны, почему эта информация была дана миру в широких масштабах?
Шридхар Махарадж: Я не в силах понять, повторите, пожалуйста.
Преданный: Он говорит, почему в такую падшую эпоху Господь Чайтанья дал эту высочайшую реализацию в эпоху, когда люди, скорее всего, ложно поймут это явление в большинстве своем, посчитают его чем-то низшим?
Шридхар Махарадж: Когда окружающая среда максимально неблагоприятна, в это время Он пришел с высочайшей перспективой, в этом состоит ваш вопрос? Кали-юга – это худшая часть времени, и в это время Он пришел с лучшим явлением? Почему лучшее явление появилось в худшее время – это ваш вопрос?
Преданный: Да, Махарадж.
Шридхар Махарадж: Лучшее явление явилoсь в худшую часть времени, когда окружающая среда максимально неблагоприятна, в это время самое лучшее явление явилось, чтобы распространяться. В этом состоит ваш вопрос?
Преданный: Да и также, в частности, я говорю об этой лиле, она, скорее всего, будет ложно интерпретироваться людьми.
Шридхар Махарадж: Ложно интерпретироваться не только в эту эпоху, но и в любое время также. В Сатья-югу, золотой век, также возможность ложной интерпретации присутствует, и даже большая возможность. Вы способны понять, о чем идет речь? Плохое явление можно легко осудить, но то, что является благом, хорошим, саттва-гуной, ее нельзя осудить и отвергнуть столь легко. Люди, которые понимают дух явления, подобные люди не хотят рождаться в Сатья-югу, эту эпоху, но предпочитают рождаться в эту Кали-югу, железный век, поскольку в этот железный век, когда люди находятся в самом беспомощном состоянии, Господь дает им высочайшее явление, чтобы помочь им. Когда в стране голод, правительство принимает особые меры. Когда наша нужда достигает максимума, власти приходят к нам на помощь, давая нам лучшее, – таков принцип, стоящий за этим. В самый скверный период Высшее Начало приходит к нам на помощь, чтобы спасти нас, это естественно. Достигнув самой низшей точки, мы начинаем свое движение вверх. Все остальные явления в большей или меньшей степени осквернены окружающей средой. Его вопрос не решен, да?
Когда любящий отец видит, что его возлюбленный сын испытывает величайшую нужду, тогда с величайшей же нежностью, любовью он приходит к нему на помощь. В этом нет ничего неестественного, он выражает свое сочувствие, симпатию, дает убежище. В самый худший период опекун может проявить максимальную любовь. Когда мы находимся в самом плачевном состоянии. Поскольку здесь нет духа мстительности, есть лишь любовь. Центр наказывает нас неохотно, но с любовью. В то время, когда мы испытываем величайшую нужду, Он приходит. Подобно тому, как есть суд государства и есть милость царя, и в момент величайшей нужды милость приходит, нечто в этом роде. Любящий Центр, наши отношения с Ним основаны на любви, речь не идет о принуждении или мстительности, и Махапрабху приходит. Это повторяется в циклическом движении времени. Кали-юга наступает множество раз, и в особую Кали-югу Махапрабху приходит с этим высшим явлением. Это не происходит в каждом цикле, каждую Кали-югу, но в 28-ю Кали-югу, железный век № 28. В один из дней Брахмы в это время Он приходит с этим высочайшим даром. Да, каким был ваш вопрос?
Преданный: Мой вопрос таков: как увеличить искренность, горячее желание?
Шридхар Махарадж: Свет можно зажечь с помощью света, лишь свет может усилить свет. Свет сердца может стать более интенсивным с помощью света другого сердца. Знание, нежность, любовь, все необходимое может быть передано из одного места в другое, чтобы помочь росту, трансформация энергии. Это наиболее фундаментальное измерение бытия, ничто не может породить его. Мы должны это понять. Ничто не может породить эту в высшей степени фундаментальную субстанцию. Эта субстанция может породить, и с целью отыскать это явление мы должны обратиться за помощью в эту кладовую. Запасы в кладовой вечны. Есть различные местные хранилища, запасы в которых пополняет правительство, нечто в этом роде. Из кладовой в кладовую происходит передача одного и того же явления. Бхакти способна увеличить бхакти, не какое-либо иное явление. И где эту бхакти можно найти? Она живет в садху, святых такой природы. Поэтому преданные способны помочь нам обрести нашу преданность, и как эта передача может быть осуществлена? Посредством служения, благодаря тому, что мы следуем Его совету. Лишь благодаря служению передача этого явления возможна.
Преданный: А эта искренность может возрасти благодаря молитве или личным усилиям?
Шридхар Махарадж: Да, благодаря молитве также, бесконечным множеством способов она может возрасти, но самое эффективное и живое явление – это общество садху. Речь идет о садху высшего типа, подлинных садху. Молитва и все иные формы преданности будут, мы обретем силу в обществе садху, жизнь, силу. Речь не идет о формальной, пустой молитве, все остальные явления могут быть пустыми, формальными, но живое явление. Речь идет о том, чтобы призывать саму жизнь, привлекать внутреннюю силу молитвы и не только ее, но всего и вся, витальность жизненной силы, источником должна быть та сторона. Поэтому речь идет о садху-санге, садху и шастра, следующим, номером два, идут Писания. Источником шастры также являются садху. Шастры не настолько ценны, но Живые Писания, садху и его помощь принесет желанный результат в любой форме служения. Существуют различные формы, практики служения, преданности.
Есть ли какие-то вопросы? Уже десять?
Преданный: Возможно, еще один вопрос.
Преданный: Мы совершаем бхаджан в обществе преданных здесь, это хороший способ увеличить преданность.
Шридхар Махарадж: Обществом также рекомендуется следующее: этот садху должен стоять выше меня, находиться в моей линии и благосклонно относиться ко мне. Он должен находиться в той же линии стремления и должен быть любящ по отношению ко мне, не сдержан. И также он должен быть выше меня, подобное общество будет благотворным для моего роста или моего пробуждения. Я закончу на этом.
Не только решение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, но и Гаудия-Вайшнавов, Джива Госвами, Вишванатх Чакраварти Тхакур, в этом состояла его забота, защита подлинной концепции нитья-лилы, вечных игр Кришны во Вриндаване, – это изначальное явление. Это особый дар Шри Чайтаньи Махапрабху, эта концепция Вриндавана является наиболее фундаментальной. Где Кришна, там и Яшода, независимо от Яшоды Кришна не может существовать, они сосуществуют. Это фундаментальный принцип всей философии Гаудия-Вайшнавизма, философии Махапрабху. И, вдохновленные Махапрабху, они представили это принцип в своих писаниях, Рупа, Санатан, Шри Джива, Кавирадж, Вишванатх Чакраварти и многие другие. Кришна-лила – самое фундаментальное измерение, это система, где есть Яшода, пастухи, Радхарани, все они сосуществуют. Вовсе не так, что Кришна один, нет, это фундаментальное явление – принцип всей школы Гаудия-Вайшнавизма.
Он хотел увидеть Акшаянанду Махараджа также, он до известной степени протестовал и понял, что другие вещи не могут быть поставлены под сомнение. И теперь я думаю, мне также говорили, что аномалии там возрастают. Свами Махарадж сам спрашивал про них у одного преданного, нашего духовного брата во Вриндаване. Я думаю, когда Акшаянанда Махарадж приедет, то ради того, чтобы сохранить престиж Свами Махараджа, другая маленькая книга должна быть опубликована от его имени. То, что я давал явления общего характера школы Вайшнавизма, но особенность культа Махапрабху, культа Госвами, эти частности должны быть опубликованы. Я сделал многое для масс, но особые писания школы Гаудия-Вайшнавизма, школы Махапрабху… То, что он говорил, относится также к Мадхвачарье, Раманудже и другим вайшнавским культам. Но особая концепция, согласно которой Кришна есть Сваям Бхагаван, Нанда-нандан, это явление еще не было дано. Как Вьясадев также написал «Махабхарату», Веданту, Пураны, Упанишады, и затем явился Нарада Госвами и дал ему понять, что он должен написать «Бхагаватам», который приводит в гармонию все его предыдущие дары.
От имени Свами Махараджa, как я слышал, некто Вриндаван, наш духовный брат, Свами Махарадж вел с ним переписку, и он принял замечание, ему указали на расхождение. И Свами Махарадж пообещал, что в дальнейших изданиях всё будет исправлен. Поэтому я и думал над этим, что следует издать произведение вайшнавской сиддханты. Сидханта может быть опубликована в другом буклете, существенные положения. Предисловие может быть таким, что произошло перед написанием «Бхагаватам», когда были написаны все остальные шастры. Должно быть написано, что это не для публики, это особенная специфика школы Гаудия-Вайшнавизма, школы Махапрабху, и я публикую это теперь, чтобы привести в гармонию. Я думаю, это будет необходимо. Необходимо проконсультироваться с книгами Госвами, и Свами Махарадж также говорил: «Я даю объяснения общего характера, это есть общая почва Мадхвачарьи, Рамануджи, столь многих других сампрадай. Но то, что является наиболее секретным и специфическим учением Шри Чайтаньядева, соответственно мнению Госвами я предлагаю здесь, как в «Бхагаватам»». Таким образом мы должны опубликовать книгу от его имени. Вы его прямые ученики, вы слышали от него многое, и вы, следующее поколение, должны опубликовать такую книгу. А иначе весь ISKCON пострадает в будущем. Это мое предложение. Я думаю, вы, Акшаянанда Махарадж, Бхакти Судхир Госвами и другие, Бхарати Махарадж, вы должны прислушаться к этому совету, и как было написано Санатаной Госвами в «Бхагаватам» и других комментариях, обратиться к этому материалу, изучить шастру. И в этом духе опубликовать вторую книгу, совокупность и заметить, что особые наставления опубликованы во втором томе, таким образом. Это необходимо сделать для того, чтобы спасти престиж.
Госвами-сиддханта такова: Васудев отнес Васудева-Кришну к Яшоде в дом, в ту комнату, где Яшода родила девочку. В целом говорится, Васудев положил своего мальчика, новорожденного младенца, там и забрал девочку. Но во многих местах говорится, что Кришна был сыном Нанды и Яшоды, Он Яшода-нандана, и в разных Пуранах также говорится. Кришна рожден от Васудевы и Деваки – это другой вопрос, но Гопендра-нанадана – тот, кто является сыном гопы, Нанды и Яшоды, этот Кришна не делает ни шагу за пределы Вриндавана, Он всегда пребывает в нём иногда на поверхности, иногда скрыто. Он Сваям Бхагаван, но Госвами, Санатана и другие, тот, кто получил прямые указания от Махапрабху, написали, что Яшода родила двух детей, девочку и мальчика. Васудев положил своего сына, и этот сын слился с сыном Яшоды, Они стали единым целым. Сваям Бхагаван Кришна, который родился у Яшоды, слился с этим Васудевом – это открытие группы Махапрабху. В противном случае эти описания невозможно привести в гармонию, поскольку во многих местах Кришна описан как сын Нанды и Яшоды. И они говорят, но таков факт: Сваям Бхагаван Нандатануджа, Он родился из тела Нанды. Прямая связь Нанды и Яшоды, и Он есть Сваям Бхагаван, не Васудев Кришна Сваям Бхагаван. Васудев Кришна есть вайбхава пракаш того Нанда-нандана, который родился у Яшоды.
Все эти истины были описаны очень подробно, мы не можем их игнорировать. Прямые ученики Махапрабху, вдохновленные Им, дали эту сиддханту, и мы не можем ее игнорировать. Но это отсутствует в произведениях Свами Махараджа. Скорее, сказано, что Васудев, сын Васудевы, был принят Яшодой, так он описывает. Но это невозможно, подобная точка зрения в школе Гаудия, таково заключение сиддханты. Поэтому я думаю, не только это, но есть аналогичные явления, множество, мы должны их собрать, так или иначе, разумно, и опубликовать в одной маленькой книжечке с этим предисловием, и сказать, что Свами Махарадж дал прежде всего явления, которые могут быть приняты всеми. Описал Кришна-лилу с позиции разных ачарий, но особенная специфика мысли Махапрабху в том, что никогда не было дано миру прежде Махапрабху, но Махапрабху пришел, чтобы дать на основании этого стиха. Он присутствует в «Кали-сантаране» Упанишаде и также у Рупы Госвами. Махапрабху дал явление, которое до Него никто не давал, и подтверждение всех детальных фактов – вот что необходимо, прояснить Гаудия-Вайшнава-сиддханту.
Свами Махарадж стремился опубликовать эти тонкие положения в отдельной книге, и он выражал свое желание кому-то из числа своих учеников, и мы опубликуем эту книгу в виде буклета. То было его указание, обращенное к нам. И маленькая книга должна быть опубликована, он уже дал нам указание сделать это. Я думаю, так будет лучше. Вы должны посоветоваться, и, я думаю, Махананда может опубликовать этот маленький буклет, в котором будут представлены особые решения Махапрабху и эти объяснения. Подобно тому как Ведавьяс написал «Бхагаватам», после того как дал общий корпус знания для масс, в конце своей жизни, также и Свами Махарадж на заключительном этапе своей жизни говорил о том, что он хочет показать особую специфику школы Гаудия-Вайшнавизма Махапрабху в виде маленькой книги. Мы должны принять это в расчет. На этом основании вы можете напечатать буклет и спасти его престиж. А детали, где именно присутствует различие, какого рода, мы должны это узнать. Я не читал все его книги, но Джйоти Махарадж кое-что читал, и по его просьбе один джентльмен во Вриндаване, Пурушоттама, наш духовный брат, он также опубликовал множество книг, он тоже нашел какие-то моменты и сообщил ему. Эти моменты должны быть разумно рассмотрены, и затем все это следует опубликовать, таково мое предложение. Акшаянанде Махараджу об этом известно, он возразил на этот комментарий Джйоти Махараджу, но сам он сказал: «Я нашел кое-что, я считаю, нужно поправить, а иначе то будет…»
Джйоти Махарадж, Яти Махарадж, Баг Базар Гаудия-матх, приходил этот Кришна Дас, Бхагават Махарадж приходил, они тоже говорили об этом. Мы окажемся в затруднительном положении, и чтобы избежать этого, такая книга должна быть опубликована так, как это было описано выше, и то будет лучше, по моему мнению. Мы должны проконсультироваться с Госвами Махараджем, Акшаянандой Махараджем, Бхарати Махараджу можно сообщить. Акшаянанда Махарадж приходил ко мне, он сказал, что слышал непосредственно от Свами Махараджа: «Я даю этот перевод „Бхагаватам“, и у других есть способность сделать эту работу. Есть такой человек, и это Шридхар Махарадж». Это Акшаянанда Махарадж слышал непосредственно от Свами Махараджа, после чего пришел ко мне. Он сказал: «Я слышал от моего Гуру Махараджа многое о вас, и поэтому мне стало любопытно увидеть и услышать вас, и я пришел к вам, и я слышу много нового», – так он сказал. Это все нужно не делать достоянием широкой гласности, пока это следует держать при себе. Когда Акшаянанда Махарадж приедет, мы придумаем план и будем действовать соответственно ему.
Преданный: Произведения Свами Махараджа – это главным образом переводы, «Бхагаватам» он переводил. Я не знаю, чьи комментарии он использовал в переводе.
Шридхар Махарадж: Он писал собственные комментарии в целом поэтапно. Обычным людям знание следует давать поэтапно, такова позиция высшего научного знания. Полнота Истины не может быть дана сразу же, за один миг, но постепенно, шаг за шагом, то будет благом для людей. Он представил явление в целом, и он достиг в этом великого успеха. Ожидается, что Акшаянанда Махарадж приедет сегодня.
Преданный: И много раз в своих книгах Свами Махарадж говорит о том, что серьезный ученик должен изучать оригинальную литературу.
Преданный: У меня есть вопрос о другом предмете. Этот материальный мир есть искаженное отражение духовного мира. Означает ли это, что все взаимоотношения, которые мы имеем в этом мире…
Шридхар Махарадж: Изначально и целостное.
Преданный: У нас есть вечные отношения с теми, кого мы встречаем в этом мире? Если мы кого-то встречаем в этом мире, то есть ли у нас с ними вечные отношения в духовном мире?
Шридхар Махарадж: Скажем, организация, органическое целое, связь может присутствовать, но как в органическом целом. Та или иная связь, поскольку речь идет о едином целом, о системе. Поэтому какая-то связь должна присутствовать. Но есть степень близости и удаленности в рамках этого целого.
Преданный: А концепция дживы Мадхвы…
Шридхар Махарадж: Она отличается от концепции Махапрабху.
Преданный: А в чем отличие?
Шридхар Махарадж: Концепция, Мадхвы, Рамануджи, определенные пункты расхождения присутствуют. Мадхва чрезмерно подчеркивает сторону различия. Поскольку Шанкарачарья утверждал, что джива и Брахман суть одно, то Мадхвачарья подчеркивал противоположный момент: нет, они различны, их два. Рамануджа подчеркивал сторону тождества и различия, но Махапрабху дал очень ясное, недвусмысленное выражение ачинтья-бхед-абхед. Бхеда и абхеда, и то и другое. Тождества и различие, но демаркационная линия находится в руках человеческого существа, поэтому это ачинтья, нечто непостижимое. Непостижимое, это слово было добавлено Махапрабху к бхед абхеде, и это самый важный момент. Потому что насколько тождественна и насколько отлична, зависит от Его сладостной воли. Мы не можем провести эту демаркационную линию очень быстро и легко, это Его сладостная воля, это было сказано Махапрабху. Мадхвачарья также учил о различиях Бога и дживы, он подчеркивал сторону различия.
Джаятиртха Махарадж: Но в произведениях Мадхвачарьи также фигурирует ачинтья-бхед-абхеда.
Шридхар Махарадж: Там это не ясно, в конечном счете он…
Джаятиртха Махарадж: Но Мадхвачарья говорит о трех классах джив: нитья-бадха, нитья-сиддха и дживанмукта, нет?
Шридхар Махарадж: И мумукшу – тот, кто обретает освобождение. Нитья-бадха, маявади говорят, что они никогда не достигают освобождения, они вечно прокляты, это мнение Мадхавачарьи, он говорит, что есть такие дживы. Махапрабху с этим не согласен. Хотя это очень твердый орешек, его трудно расколоть, но независимая воля Кришны, и очень могущественный садху способны обратить даже маявади. Тогда как Мадхвачарья говорит, что маявади вечно прокляты, вечно остаются нитья-бадха. Эту возможность Махапрабху принимал, но крайне редко. Тем не менее такая возможность есть, тогда как Мадхвачарья говорит: «Нет, маявади прокляты навеки». Он очень враждебен к школе маявади.
Джаятиртха Махарадж: Дживы, которые вовлечены в нитья-лилу на Голоке Вриндаване, у них отсутствует возможность упасть.
Шридхар Махарадж: Да, они не могут, подобная возможность отсутствует.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.