Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2016 / «День Явления Баларамы»
«День Явления Баларамы» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 18 августа 2016 года, Мёкмюль, Германия, Вайшнавский фестиваль "Несокрушимая Гармония"

«День Явления Баларамы»


  • «День Явления Баларамы» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 18 августа 2016 года, Мёкмюль, Германия, Вайшнавский фестиваль «Несокрушимая Гармония»

    • Ямуна не добровольно преданная (00:00)
    • Демоны бывают разные (03:04)
    • Кто дорог Господу? (07:14)
    • Если власть захватывают демоны (11:15)
    • Почему Бог свергает демоническое правление (16:09)
    • Роль Нарада Муни в судьбе Прахлады Махараджа (25:56)
    • У Кришны тоже есть ложное эго (27:25)
    • Баларама есть источник всех инкарнаций Вишну (37:20)
    • Изначальный Господь в вайшнавской традиции (39:00)
    • Баларама никогда не встречается со Шримати Радхарани (45:45)
    • Концепция Сарасвати Тхакура о первичности Любви или Красоты (48:54)
    • Гуру придает образ душе (53:02)
    • Вопрос о расах пока для нас не актуален (63:06)
    • Предварительная стадия пробуждения (65:07)
    • У Баларамы непростые взаимоотношения с преданными (69:53)
    • Тревожные сообщения из Индии (73:57)

https://www.youtube.com/watch?v=c2CVqYWjNgA

День явления Баларамы

# 00:00

Ямуна не добровольно преданная

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, у кого-нибудь есть мысли?

Слушатель: Почему Его Ямуна боится? Зачем Он ее напугал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот это новость.

Слушатель: Ямуна Его боится до коликов в животе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая неприятность. Однажды Ему нужно было, не помню по какому поводу, чтобы Ямуна протекала ближе к месту их игр. Ямуна отказалась. Тогда Он взял плуг и русло реки подвинул Своим плугом. Я в одной лекции Шридхара Махараджа слышал, что Ямуна преданная, но она невольно преданная. Она не добровольно служит двум братьям. То есть она не хочет быть преданной, но она вынуждена. Она с удовольствием предоставляет убежище демону Калии. Он там жил. Он в ней жил. И ее муж, какой-то демон. Может, у кого-нибудь какие-то мысли есть? В принципе.

Слушатель: Мы стесняемся Махарадж. Нет мыслей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Даже вопрос не «какие», а вообще спрашиваю: есть какие-нибудь мысли?

# 03:04

Демоны бывают разные

Слушатель: А вот ведические демоны, в отличие от Кали-юги, такое ощущение, что они такие пацаны культурные, сдержанные, пристойные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Французские.

Слушатель: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Французы такие.

Слушатель: Кришна приходил к Джарасандхе с Ямуной там, Туласи замужем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну разные есть. Тот, который помочился в костер. Отрубил голову Дакше. Совсем себя вел некультурно. Помните? Дело в том, что демон – это не качество характера. Строго говоря, асур, если мы под демоном понимаем асура, то это просто противник суров. Вселенная устроена так, что во вселенной есть вселенское, или мировое, правительство, которое возглавляется богом Солнце в данном случае. И его братья занимают ключевые посты в этом правительстве, управляют стихиями. Их называют сурами, по имени Сурья. А их старших братьев от другой жены Кашьяпы называют асурами. Не потому, что они плохие, просто они обиделись на то, что они старшие братья, они родились раньше и от старшей сестры.

Слушатель: Они богоборцами были изначально?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они богоборцами были не против Вишну, а против своих братьев.

Слушатель: Разве не против Вишну?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что Он начал поддерживать суров.

# 07:14

Кто дорог Господу?

Господь Говорит и в «Гите», и в Библии, в «Бхагаватам», что, хотя Он поддерживает полубогов, но для Него нет разницы. Он одинаково относится ко всем Своим живым существам: к богам, к демонам, людям, животным. Для Него все одинаковы. Он беспристрастен. Он говорит: «Единственно, кто предан Мне, тех Я выделяю среди общей массы». А так Кришна говорит: «Мне абсолютно все равно, кто чем занимается в этом мире: поддерживает порядок или разрушает порядок». И дальше Он такую вещь говорит: «Даже если преданный уничтожит всех во Вселенной, всех живых существ, он все равно наиболее дороже мне даже самого большого праведника».

Слушатель: Ну если бы асуры, обратились к Нему, как боги к Нему обращаются, то Он бы и асурам помог.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он помогает. Да.

Слушатель: Просто они к Нему не обращаются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Прахлада Махарадж – асур. Бали Махарадж. Потом был такой Вритра. Вритрасура, которого убил Индра ни за что. Просто ни за что. Тот сидел медитировал, но Индра преисполнился к нему ненависти, потому что тот был… Хотя он родился демоном, но у него было больше благочестия, больше аскезы. И Индра взял его убил.

Слушатель: Читали его речь, Вритры, насколько он настроен четко, правильно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Как у богов. Типа Брахмы говорит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Единственная заслуга суров, богов, в том, что они по умолчанию поддерживают порядок, тот, который уже есть. Демоны, если захватят власть, после периода революции тоже установят порядок. Будет какой-то новый порядок. Но вот сам факт того, что будет переходный период, так называемая транзитная демократия, как бы сейчас сказали, когда непонятно кто придет к власти. Вот этот период очень неприятен. Поэтому Господь скорее поддерживает богов, потому что они уже у власти.

Слушатель: Консерватор.

Б. Ч. Бхарати Свами: Консерватор. Такой мировой жандарм.

Слушатель: Сколько ни читали «Бхагаватам», всегда Он приходит и богам, все обратно отдавать начинает.

# 11:15

Если власть захватывают демоны

Б. Ч. Бхарати Свами: При этом, когда власть захватывают демоны, то, за исключением разных неприятностей, когда они запрещают молиться в храмах богам, а ставят свои изображения, простой народ живет нормально. То есть нельзя сказать, что при Камсе народ страдал. Или в царстве Дантавакры, Камсы, Шишупалы, Калаяваны, там простой народ не страдал. Ну какая разница, ходить в храмы совершать ягьи для Вишну или для своего государя.

Слушатель: Но, видимо, состояние простого народа – это не тот показатель, по которому Вишну судит приходить или нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но ведь страна существует для того, чтобы простому народу хорошо жилось.

Слушатель: (смех) Видимо, нет.

Слушатель: Зачем ходить в храм пуджу делать, это ведь тоже…

Слушатель: Но тем не менее порядок же они нарушают, асуры? Который был установлен.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, но это на незначительное время. Максимум – они заставляют брахманов совершать пуджу в честь себя. А что такого? Брахманы получают то же самое вознаграждение, как в демонической стране служители средств массовой информации. Они живут припеваючи.

Слушатель: Благочестие от молитв не идет напрямую к Господу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Главное, чтобы люди простые жили хорошо.

Слушатель: Зато нет свободы слова, свободы…

Б. Ч. Бхарати Свами: А на что употребить свободу слова? Чтобы монтировать порнофильмы?

Слушатель: Кришнаитов уже прищемляют.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нечего раздавать книжки про Вишну. Можно раздавать книжки про ныне здравствующего государя «и дай Бог ему долгие лета». Это все записывается? Вы это выставите?

Слушатель: Вы против?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Наоборот.

Слушатель: Пишите. Пишите.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что человек, поддерживающий власть, какая бы она ни была, не почувствует разницу между правлением асура и полубога.

Слушатель: Не, ну как это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это только интеллигенты будут возмущаться. А простой человек, который пашет, стоит у станка, ему все равно.

Слушатель: Ну что-то же внутри коробит?

Слушатель: Это если смотреть на мир с точки зрения простого человека, которому нужно только поесть и поспать.

Слушатель: Там урожаи хуже, там какие-то… все хорошо

Б. Ч. Бхарати Свами: Все нормально.

Слушатель: А если не молятся Богу ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Китайцы не молятся Богу, и нормально: обеспечивают весь мир яблоками пластмассовыми.

Слушатель: Ну а какая разница тогда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Китайцы, у них нет понятия Бог вообще. То есть в их культуре отсутствует это важная концепция, как Бог. У них есть, вот этот spirit – дух. Дух дерева. Дух Солнца. Дух поля. Дух горы. А вот Бог как таковое единое нечто у них вообще отсутствует. И ничего, нормально живут. Так же, как и у японцев. У них нет понятия Бог. Конкретный дух есть, а вот Бог – нет. Такое всеобщее, разумное существо, у них отсутствует в их культуре в принципе.

# 16:09

Почему Бог свергает демоническое правление

И проблемы в демонических государствах, начинаются, только когда они нарочно или случайно начинают ущемлять Вайшнавов, преданных. «А так, – Кришна говорит, – Мне абсолютно все равно, кто там правит». Кришна Говорит: «Для Меня нет разницы между Моими чадами. Демоны, суры, для Меня одинаковы». Но когда каким-то образом Вайшнав попадает под раздачу, тогда это государство обречено.

Слушатель: Кстати, я читала, оправдали, вынесли оправдательный приговор этому преданному. В Воронеже или где там? За то, что он… Ну да, они сняли обвинение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, значит, еще до октября просуществует. А почему бы и нет? Ну вот я помню в одной из записей, по-моему, это 84-й год. Значит, идет запись и приносят газету Шридхару Махараджу индийскую, и там говорят, что в Советском Союзе притесняют преданных. Он говорит: «А за что?» –  «Ну за то что они «Гиту» распространяют». Он говорит: «Evil empire will never endure» – «Империя зла долго не просуществует». При этом он был современником событий революции, большой террор, голодомор и все там расстрелы в Новочеркасске. Два голодомора, концлагеря. Все вот говорят о украинском голодоморе, а Сталин устроил в 46-м и в 49-м голодомор уже в России. Как бы он был всему этому свидетель.

Слушатель: Может, просто не писали индийские газеты об этом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не знаю, писали или нет, но у него интересная интерпретация по поводу русской революции. Это тоже на кассетах есть. Он, значит, молодых американцев просвещает, как было на самом деле в России. Он говорит: «Люди пришли… Простой народ пришел ко дворцу царя и говорят: «У нас хлеба нет», и он приказал их расстрелять. Они обиделись и его скинули». Дело в том, что то, как видит чистый преданный, – это истина. Даже если все историки в совокупности вам будут говорить и приводить документы, противоречащие точке зрения чистого Вайшнава, чистый Вайшнав все равно будет прав. Вот он сказал, что они пришли за хлебом, какой-нибудь историк скажет: «Он просто перепутал восстание санкюлотов в 1789 в Париже, когда они пришли и сказали: «Дайте нам поесть, у нас нет хлеба», а королева австрийская, Мария-Антуанетта, сказала: «Ну ешьте печенье»».

Слушатель: Пирожное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пирожное. Шридхар Махарадж спутал эти два события. В данном случае те же самые пришли к царю, он им что-то ответил, они его взяли и убили. И он прав. Все вагоны документов, доказательств противоположны, но это все ерунда.

Слушатель: Ну так а кто документы? Марксисты-ленинисты эти документы создали.

Слушатель: А что он еще сказал про революцию?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот я не помню. Надо сказать, что он большевиков… Нет, но это в тех кассетах, которые у нас остались, там, может быть, он как-то по-другому.

Слушатель: Разве не все оцифровали?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, то, что у нас есть, это все.

Слушатель: Не все писали просто.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, не все писали. Начали писать… Он же много говорил с 40-х годов и до этого.

Слушатель: Говорят, что он не говорил, пока белые преданные не приехали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пока не начали задавать вопросы.

Слушатель: Так, а Баларама демонов поддерживает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Баларама – убежище для демонов. Да. Те, кто у Него просят убежище. Баларама дружил с Дурьодханой.

# 25:56

Роль Нарада Муни в судьбе Прахлады Махараджа

Слушатель: Махарадж, напомните, пожалуйста, жену Хираньякашипу захватили кто? Суры. Да? И кто давал знания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нарада. Когда Индра узнал, что она беременна, он решил ее убить. Нарада Муни остановил убийство женщины. Он говорит, что блага ты не получишь. Он решил убить ребенка во чреве еще, и он ему сказал, что даже с политической точки зрения нехорошо, потому что пока у нас есть заложница, то на нас не будут нападать. Потому что демоны были сильнее войска Индры. Собственно, войско Индры было почти разбито. И пока она была беременна, и пока она не разрешилась от бремени, Нарада Муни не отходил от нее, и он ей рассказывал истории из Пуран. И плод во чреве слушал истории из Пуран. И когда он родился, он уже был преданным, Прахлада Махарадж.

# 27:25

У Кришны тоже есть ложное эго

Слушатель: Расскажите нам, пожалуйста, о Господе Балараме, сегодня же день явления Его. Кто Баларама? Отношение Его к Кришне, к Вишну, ко вселенной, к Шиве.

Б. Ч. Бхарати Свами: У Баларамы очень противоречивый характер. Он очень вспыльчивый. Дело в том, что Господь Баларама… Это как у нас есть душа, но у нас есть некий инструмент для волеизъявления. Этот инструмент называется «ложное эго», или аханкара. То есть это действующий я, действующее эго. Есть ахам – я, но ахам не действует. Ахам только наблюдает. Но, чтобы действовать, нам нужна некая оболочка, некий инструмент. Этот инструмент называется аханкара, то есть действующее я. И у Кришны тоже есть Свое ложное эго, Своя аханкара. Эта аханкара есть Баларама. Кришна – это ахам, то есть душа. Это ощущающая субстанция. Дальше есть нечто, что дает Ему удовольствие от ощущений. Некая субстанция, которой Он наслаждается, – это есть Йогамайа. Это есть Шримати Радхарани. То есть это субстанция, которая дает удовольствие тому, кто ощущает. Нужно понимать разницу между мною и удовольствием, которое я получаю. То есть когда мне хорошо, это, значит, есть я и есть то, что делает мне хорошо. Это есть Йогамайа. Но, когда у меня появляются желания и я хочу их осуществить, уже появляется третья субстанция, то есть инструмент, с помощью которого я осуществляю свои желания для того, чтобы получить удовольствие. Вот когда мне недостаточно, что я лежу и мне хорошо, мне нужно что-то сделать, чтобы было мне хорошо, появляется инструмент. Этот инструмент есть Баларама. И, как в нашем случае, наше ложное эго не всегда действует так, как мы хотим. Что-то пошло не так. Так же и у Кришны. Вот это деятельное начало, Баларама, обязательно вступает в какие-то контакты с демонами, с какими-то сомнительными личностями. Одним словом, если мы даем волю своему ложному эго, мы обязательно напьемся и предадимся разным запрещенным вещам, таким как делить на ноль. Вот ложное эго Кришны постоянно вляпывается в какие-то истории. А Баларама всегда пьян. Он ходит налево. Главный вопрос, чтобы Он там не встретился с Кришной, который тоже налево ходит. У Баларамы есть Своя раса-лила. Он вечно пьяный. Он обязательно общается с демонами. Когда происходят игры, детские игры, то Баларама в одной команде, а Кришна в другой команде. Естественно, все это для удовольствия.

Слушатель: При этом, говорят, что у Кришны нет лучшего слуги, чем Его брат Баларама.

Б. Ч. Бхарати Свами: Слуги в каком смысле? Кришна получается удовольствие от того, что Он делает.

Слушатель: Баларама получает и передает Кришне. Все удовольствия Баларамы – удовольствия Кришны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Но все это через сомнительные поступки.

Слушатель: Ну это не важно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как не важно? Главное, чтобы правильно было. Главное, чтобы по порядку все было. Во взрослом возрасте Баларама вечно куда-то уезжает. Он вечно общается с Дурьодханой. У Дурьодханы нет лучшего друга, чем Баларама. Потом Баларама, мы знаем историю, что Он убил… Значит, когда собрались паломники, слушали священные тексты под руководством Суты и мимо шел Баларама вместе со Своими приятелями, все встали и с почтением поклонились Балараме, а один среди них не поклонился, сидел как ни в чем не бывало, Он взял и отрубил ему голову. А оказалось, что ему по статусу не положено было кланяться, потому что он сидел на вьясасане. Баларама просто не заметил этого. И он читал священные тексты. И паломники сказали: «Ну что же Ты натворил? Убил нашего фактически Гуру». Балараме стало неудобно, и Он решил исправиться… А, нет, Он говорит: «Я могу его сейчас к жизни вернуть». И брахманы, чьего Гуру Он убил… А, Баларама говорит: «Что Мне сделать, чтобы исправиться?» Они сказали: «Ты должен все обнулить до заводских настроек. Значит, Ты должен вернуть его к жизни. Обойти 108 святых мест и водоемов» и еще что-то. И Баларама говорит: «Хорошо. Я его сейчас к жизни верну». Они сказали: «Нет». А, вот какое они условие сказали: «Ты должен вернуть к заводским настройкам, но не попортить нынешнюю систему. Чтобы все оставалось как есть, но чтобы все вернулось». И тогда Он подумал и сказал: «Хорошо. Сын есть продолжение своего отца, и Я на вьясасану восстановлю Его сына. То есть это же продолжение того, кого Я убил? В этом смысле Я верну все как было. Но еще Я ему дам благословение: он будет жить очень долго и будет помнить все, что единожды услышал». Это тот самый Сута, который нам рассказывает «Бхагаватам».

Слушатель: Папу убил?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он убил папу Суты.

Слушатель: Папу звали…

Б. Ч. Бхарати Свами: Тоже Сута.

Слушатель: Сута, сын колесничего.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это не просто колесничий, а колесничий у царя. Царский колесничий.

Слушатель: Ну все равно, как он мог…

Б. Ч. Бхарати Свами: А он относился к высшему сословию. Ну как, он относился к тому, кто может вещать, читать священные тексты, но он не был брахманом в полном смысле этого слова.

Слушатель: То есть у него квалификация была ниже, чем у отца?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, отец тоже был Сута, тоже был царским колесничим. Просто высшему сословию положено совершать раз в год обход священных мест. Это некий отпуск. Мы едем в Турцию, в Египет, а они в отпуск отправляются от службы по священным местам. И когда, не важно, кто ты из трех сословий – вайшья, брахман или кшатрий, в отпуске по священным местам, то ты имеешь право занимать положение Гуру, высшее положение. Там нет разницы. Если ты не шудра, то нет разницы, какая у тебя мирская профессия.

Слушатель: Во время паломничества ходят?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Или во время паломничества или когда принимаешь санньясу. Три высших сословия сравниваются. Может, у кого-нибудь в принципе есть мысли?

# 37:20

Баларама есть источник всех инкарнаций Вишну

Слушатель: Баларама считается Махавишну?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Баларама, из Него инкарнация исходит. Баларама есть источник всех инкарнаций Вишну.

Слушатель: Из Кришны исходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна как недействующее начало, а наслаждающееся начало. Он не эманирует из Себя аватары (Вишну-аватары). Все аватары эманируют из Баларамы. То есть Баларама есть первая эманация Кришны. Из Него исходят четыре типа Вишну. Как там… вайбхава-пракаша… не помню.

Слушатель: А эманация от аватар чем отличается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как правило, аватар – это сошедший в сотворенный мир. А эманация – это там, в духовном мире, как бы продолжение, проистечение. Прабхава-пракаша, вайбхава-пракаша и еще какой-то есть.

# 39:00

Изначальный Господь в вайшнавской традиции

И в высших лилах, то есть в изначальной форме, Кришна и Баларама – это два мальчика, которые живут в индийской деревне южнее Дели. То есть изначально Бог – это чувак в семейных трусах и в халате, который сидит за компьютером. Это Его изначальная форма. А вот этот, который дает десять заповедей Моисею или по правую руку у Него Джей Си (имеется в виду Иисус Христос), по левую – ангелы, – это все Его эманации. В Своем изначальном лила-образе это небритый мужик в большой комнате с огромной картотекой. С бутылками пива, с Pentium 5. Так же изначальный Господь Бог в нашей традиции, это юноша, который играет со своим братом и в которого по уши влюблены жены местных пастухов, и только мечтают, чтобы Он их потискал. Но, когда это происходит, они почему-то жалуются. Только мечтают, чтобы Он какую-нибудь вредность сотворил. Когда это происходит, они сразу бегут к маме жаловаться. А все это нагромождение: четырехрукий Вишну, бесконечная вселенная, Брахма, демоны, боги, аватары в виде Коротышки, Парашурамы, Рыбы – это все воображаемое, это все для нашего благоговения и ощущения величия. Если матушке Яшоде кто-то говорит, что твои дети, Кришна, Баларама, обладают властью и что они на самом деле цари и иногда до нее доходят слухи, что Они и есть тот самый Творец, тот самый Вишну, который создал всю зримую Вселенную, то она говорит: «Бог с вами. Свят. Свят». То есть в деревне, во Вриндаване, за мысли, что Кришна есть Создатель, Поддержатель и Уничтожитель материального мира, могут в психушку вообще-то посадить за великое кощунство. А здесь все наоборот. Если мы говорим, что изначальная форма Бога – это просто мальчуган, который бегает по пыльным дорогам Вриндавана, индийской деревни, и пасет коров, ворует одежду у купающихся дам, ворует горшки с маслом и кормит обезьян, то за это могут здесь, собственно, упечь. Потому что они говорят: «Бог – это что-то великое. Это тот, кто творит, поддерживает».

Слушатель: Вы так красиво расписываете. Я все думаю, почему обычная челядь не привлекается тем учением, которое вы описываете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Просто когда человек узнает, о том, что Господь – это не некое великое существо в ореоле славы, а это простой мальчуган, слабый, которого любой может обидеть, то неподготовленному уху, у неподготовленной души будут неправильные чувства: будет чувство не любви, а будет чувство «а чем я хуже?» Да, такое панибратство: мы с Ним на дружеской ноге. Так вот, чтобы при услышаньи о том, что Господь – это не некое великое, где-то сидящее на облаке, вершащее добро, карающее зло, а у Него вообще нет грани между добром и злом, между насилием, воровством, появились правильные чувства, чувства любви и восторга, эта душа должна пройти весь этот путь от начала до конца: услышать, как мир создан, как он творится, как в нем поддерживается порядок, какие аватары нисходят, что они здесь делают. Прежде чем услышать о Его играх за пределами добра и зла, обычная душа должна услышать об играх в этом мире, где Он поддерживает добро и карает зло. Кришна Говорит, что Я нисхожу в этот мир, чтобы покарать злодеев и восстановить порядок праведникам.

# 45:45

Баларама никогда не встречается со Шримати Радхарани

И Баларама никогда не встречается со Шримати Радхарани. Они никогда не пересекаются, потому что у них разные отношения. Шримати Радхарани находится, так сказать, в оппозиции с Баларамой, потому что Баларама – это ложное эго, это та часть личности Кришны, которая пытается доставить Ему удовольствие путем действий. То есть это такая деятельная часть Кришны. А в философии Шримати Радхарани: «Кришна, Ты ничего не делай, Я Тебе Сама всё сделаю. Ты только будь, всё остальное Я беру на Себя». А Кришна, когда начинает действовать, это противоречит концепции Шримати Радхарани. Да, когда Он начинает действовать, у Него появляется второе «Я». Это и есть Баларама, то есть когда Кришна хочет добывать удовольствия с помощью Баларамы.

Слушатель: Кришна как Баларама.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, в облике Баларамы. Как только Он пытается добывать, творить удовольствия, у Него появляется второе «Я». А Шримати Радхарани, Ей не нужно, чтобы было второе «Я». То есть Ей не нужно, чтобы Кришна что-то делал. Поэтому они никогда не встречаются.

Слушатель: Она никогда не видела в жизни Балараму?

Б. Ч. Бхарати Свами: Думаю, что нет. Но в играх, как только Она появляется, исчезает Баларама. Как только появляется Баларама, куда-то пропадают девушки Вриндавана.

Слушатель: Это автоматически происходит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? То есть они не договариваются заранее, по часам.

Слушатель: Если Кришна приобретает часть такого настроения, сразу меняется и все вокруг. Настроение изменилось, и все окружение Кришны изменилось.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И Она всегда скорбит, у Нее вот это чувство разлуки, когда Он уходит из Вриндавана со Своим вторым эго пасти коров и там какие-то удовольствия получать, с демонами сражаться. Там вечно, как отлучится от Вриндавана, что-то там происходит. Вот это Ее чувство. Днем Она всегда Его ожидает.

# 48:54

Концепция Сарасвати Тхакура о первичности Любви или Красоты

Слушатель: Это все символично? Кришна, Баларама. Это все, чтобы мы поняли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Это символично. Вообще, Сарасвати Тхакур называл это словом moiety, то есть Господь не троица, а Господь – двоица. Его концепция, что есть только Он и Она.

Слушатель: Шримати Радхарани, Она же тоже Его часть? Или…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Получается, Шримати Радхарани, Она более изначальна, чем Баларама. Потому что как они, вот эта двойка…

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж так говорил: «Считается, что Ади Гуру – первичное существо – это Кришна». Он говорит: «Вайшнавы в линии Рупы Госвами сильно сомневаются в этом». Сильно сомневаются по поводу того, кто более изначальный – Любовь или Предмет любви. То есть, Красота или Любовь, непонятно, кто первичен. Он так говорит: «Вайшнавы Рупа-сампрадаи имеют большие сомнения на счет того, кто более первичен – Любовь или Красота». А потом он добавляет: «Вообще-то, у нас нет сомнений на этот счет».

Слушатель: Это что касается их двоих, изначальных, но Баларама, Он же более…

Б. Ч. Бхарати Свами: Баларама – это проистечение Кришны.

Слушатель: Да. Значит, Радхарани изначальнее, чем Баларама.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Но почему тогда Гуру, изначальной иногда называют Радхарани, а иногда все-таки Нитьянанда (Баларама) называют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что Нитьянанда (Баларама)… Значит, Шридхар Махарадж говорит: «Проанализировав отношения и расы в высшем мире, я пришел к выводу, что Баларама – это муж Йогамайи. Он Ее пати. И, я с этой мыслью пришел к Сарасвати Тхакуру и поделился, потому что до этого в нашей сампрадае эта мысль не артикулировалась. Сарасвати Тхакур сказал: «Да, ты совершенно прав»». И в каком-то смысле мы же знаем, что Шримати Радхарани замужем, но мы никогда не слышали имя Ее мужа.

# 53:02

Гуру придает образ душе

Слушатель: Но, все равно признают Радхарани изначальным Гуру, (неразборчиво) Нитьянанда

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Она изначальный Гуру, потому что Гуру – это тот, кто учит. Прежде всего Гуру — тот, кто учит, и главный Гуру – это тот, кто образовывает, это тот, кто придает образ. То есть когда душа, избавившись от материального тела, в смысле не вот этого физического, а материального в целом тела, вот этого внешнего нароста, начинает приобретать внутреннее тело, так называемую сварупу, то есть тело, или форму, приспособленную для служения, а не для эксплуатации, когда первые зачатки появляются, то Гуру этому вектору, вот этой тенденции к формообразованию, придает конкретную форму. Более конкретно это выглядит так, что Гуру дает место служения в той или иной расе. То есть душа приобретает форму, похожую на форму Гуру или приданную тебе Гуру. То есть Гуру, который служит в какой-то расе, тех, кто Ему предан, им придает похожую рупу. Так же как, можно привести пример: душа, ее сравнивают с золотом, со слитком золота, и в материальном мире это золото имеет множество всяких примесей, всяких анартх, которые есть результат нашего стремления к эксплуатации. То есть это золото с примесями. Хотя в чистом виде золото всегда стопроцентное, но в материальном мире это золото смешано со всякими металлами, со всякой грязью. Как золото может быть разного цвета, нам кажется, что оно разного цвета, потому что оно смешано с медью, с серебром, но в чистом виде золото… Как в Швейцарии, если кто был в самых секретных хранилищах Швейцарии, они знают как… Под дном Женевского озера, если кому доводилось там быть. Так вот, в материальном мире золотая душа имеет множество примесей.

И благодаря процессу бхакти… Ладно, будем тогда серьезно говорить, значит, благодаря процессу бхакти душа очищается. Как в другой духовной организации говорят: «Вы должны очистить свою существование. Благодаря воспеванию и соблюдению четырех регулирующих принципов вы очищаете свое существование». И душа становится чистым золотом, и в этот момент бхакти расплавляет, то есть душа, становится бесформенной. Есть такой транзитный момент между материальным и духовным миром, душа проходит вот этот вот слой Брахмана, или татастха, и она теряет форму вообще. Но на другой стороне этой Леты… В греческой философии это река Лета, река смерти, или в нашей традиции это называется река Вираджа. Вот в этой реке Вираджа душа полностью теряет форму, то есть золотой слиток, он бесформенный. А на том берегу Гуру придает этому слитку форму. То есть вот это расплавленное, жидкое золото помещается в формочку. И эта формочка – это уже новая рупа, новая форма, которая присуща Гуру.

И душа, как бы вот это вот жидкое золото, повторяет полностью… Это фигурально, в терминах расы, душа получает ту же самую расу, как и Гуру. Но сами духовные учителя той или иной расы: родительская раса, дружеская раса, нейтральная раса. Они эту форму получили не с неба, а от Шримати Радхарани. Она распределяет роли в этом спектакле. Она назначает начальников той или иной расы, или эталонов, эталонную форму. Эталонная форма родительской расы – это матушка Яшода. Эталонная форма дружеской расы, если не брать Балараму, это Судама и Шридама. Ну, конечно, Баларама возглавляет дружескую расу. Эталонная форма мадхура-расы – это Шримати Радхарани, но у нее есть множество подформ. Это царицы Двараки. Их там 16 108. Они все есть как бы креатуры Шримати Радхарани. Поэтому, когда говорится «изначальная форма», то Баларама. Он милостью Своей привлекает души к преданному служению. И почему Баларама – это изначальный Ади Гуру, потому что Он пати, Он хозяин Йогамайи, Он муж Йогамайи. Муж, Он занимает первое положение всегда в семье. Но, мы-то знаем, что жена всегда руководит. То есть как бы Ади Гуру – Баларама, но без Нее все равно… Она все равно, так сказать, руководит Им. Поэтому в линии Рупы считается, что Шримати Радхарани – Ади Гуру.

Слушатель: У нас часто пишут, что Нитьянанда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну хорошо. Вообще-то, Кришна в «Гите» говорит, что Он Ади Гуру. Кришна говорит: «Я Ади Гуру. Я Владыка и учитель всех миров». И мы тоже говорим, что, в общем, это Нитьянанда, но на самом деле это Она. Она есть Ади Гуру. Кто такой Гуру? Гуру раздает формы. И Она раздает формы тем, кто будет раздавать формы. Она обустраивает все лилы. То есть Она есть главный режиссер этого великого спектакля. Не Баларама есть режиссер. В каком-то смысле Гуру есть режиссер. То есть тот, кто назначает, кто будет играть и как будет играть.

Слушатель: Получается, Она с мужем никогда не встречается вообще?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Получается, так.

# 63:06

Вопрос о расах пока для нас не актуален

Слушатель: Можно вопрос?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Конечно. Давайте.

Слушатель: Характерна ли для всего Шри Чайтанья Сарасват Матха определенная раса?Или это индивидуально для каждого?

Б. Ч. Бхарати Свами: Для каждого.

Слушатель: То есть не важно. Это может быть любая раса?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пока этот вопрос для нас неактуальный. У нас даже нет зачатков той внутренней формы. Наша задача пока – избавиться от примесей.

Слушатель: Получается, что Она берет формы для танца раса у Баларамы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: То есть все попустительства Он Ей заменяет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну где-то так. Там уже можно додумывать. Они с Баларамой никогда не встречаются.

Слушатель: Видимо, поэтому нам не разрешают влезать во все это.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Просто мозг не выдержит.

Слушатель: Все равно неправильно поймет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Мозг выдержит, но поймет неправильно.

Слушатель: Нет никакой логики.

Б. Ч. Бхарати Свами: Эти вещи как бы для пробужденных душ. Восторг от этого испытывают те, кто пробудился, а спящий не может испытать восторг.

Слушатель: Как в анкете: холост, женат и все сложно.

Слушатель: В поиске, еще есть, в активном.

# 65:07

Предварительная стадия пробуждения

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть должен пройти этап пробуждения. Когда мы пробуждаемся, когда нас будят, вот ты спишь, тебя будят, ты не сразу включаешься в реальность, а попробуйте уловить, там есть такая промежуточная стадия, когда ты что-то ощущаешь, но еще нет осознания, что именно. Такое между сном и явью. Вот мне на днях задавали вопрос: как очароваться той реальностью и не очаровываться этой? Вот как пробудиться? Пока мы находимся в стадии… Вернее, вопрос был: а что заставляет нас, не имея веры, все равно продолжать? Вот это вот самое предпробуждение. Предварительная стадия пробуждения. Когда мы ощутили что-то, что нас пробуждает некая сила, мы еще не вполне осознаем, но мы понимаем, что она не из этого сна. Что-то нас заставляет. То есть мы уже ощутили, что нас что-то пробуждает, что нас что-то будит, но мы еще не понимаем, что именно. И когда мы проснемся и увидим ту силу, которая нас пробудила, вот тогда у нас будет привязанность. А пока у нас смутные… Вот что-то есть за пределами этого сна, вот что-то такое есть, и мне это скорее нравится, чем не нравится.

Слушатель: Недовольство этим материальным миром нас все больше и больше как бы отталкивает.

Б. Ч. Бхарати Свами: А чего здесь такого? Что вас отталкивает? Дом в Испании? В каких-то местах говорят, что Шримати Радхарани и Ее муж воображаемый, то есть чтобы усилить вот это вот величие Ее грехопадения ради Кришны, создается некий образ мужа. Что вот, если у Нее нет мужа и Она просто влюбилась, то что такого? А тут вот… Есть такое мнение.

Слушатель: Шридхар Махарадж просто свое более высокое понимание…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. «Ну вот я считаю, что все-таки Баларама. Без Баларамы там не обойтись. Это мое частное мнение». Ну что, давайте на сегодня всё?

# 69:53

У Баларамы непростые взаимоотношения с преданными

Надо сказать, что у Баларамы, в последнем воплощении – Нитьянанды, тоже непростые отношения были с преданными, с другими преданными. Он встречал целую волну, не понимания своих методов проповеди. У Него конфликты были с Харидасом Тхакуром, с Адвайтой Ачарьей были конфликты. Случалось, без одежды приходил с колокольчиком как у джайнов. Джайны носят колокольчики. Голый приходил на собрание преданных.

Слушатель: Зато Он точно знал, что Он не тело.

Б. Ч. Бхарати Свами: Только Махапрабху полностью поддерживал. Махапрабху и Шачидеви. Она к Нему относилась как к сыну. Преданные почему-то не понимали Его действия: Он обнимал матушку Шачи и начинал пить молоко из Ее груди, будучи в возрасте 25 лет. Поэтому Махапрабху сказал, что Нитьянанда – авадхут, Он не пример для подражания, но пример для преклонения. Мы должны перед Ним преклоняться, но не вздумайте Ему подражать.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Еще и это было? В «Чайтанья-чаритамрите» этого нет. Есть еще «Чайтанья Бхагавата», там есть такое? В «Чайтанья-чаритамрите» точно этого нет. Было да? В «Бхагавате».

# 73:57

Тревожные сообщения из Индии

Слушатель: Махарадж, тревожное сообщение из Навадвипы. Как на это отреагировать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Опять?

Слушатель: Ну как бы от имени Ачарьи Махараджа, он говорит: «Приезжайте все».

Б. Ч. Бхарати Свами: Вся эта ситуация как из анекдота: «Доктор, у меня что-то болит» – «Вот вам какая-то таблетка». Все неопределенно. Я просто не знаю.

Слушатель: У меня такое подозрение, что там что-то связано с Госвами Махараджем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Слушайте, нам интересно ваше подозрение? Или, может, мы сейчас всех опросим, у кого еще какие подозрения? Когда будет что-то ясное, тогда мы сможем что-то говорить, а пока вот вам какая-то таблетка. Пока я вижу, что это анонимные письма. Эти письма от имени Ачарьи Махараджа, те письма, которые я получил, они от имени Ачарьи Махараджа, но не стоит подписи, кто они. То есть какие-то анонимные преданные пишут от имени Ачарьи Махараджа. Сам Ачарья Махарадж пока не пишет никаких писем. По крайней мере ко мне они не доходят. То есть если бы подписали «секретарь Ачарьи Махараджа» или такие-то, такие-то, такие-то преданные, а то просто «От имени». Значит, первое письмо пришло от имени Ачарьи Махараджа: «Приезжайте, нам нужна ваша помощь». «Все западные преданные, приезжайте в Навадвипу, у нас тут серьезная ситуация, приезжайте помогать». Потом приходит письмо от Авадхута Махараджа, который говорит, что пока ничего не ясно и лучшей помощью будет, что мы все вместе будем молиться, чтобы ситуация разрешилась в лучшую сторону. Как к этому относиться? То есть первое письмо: «Приезжайте, нам срочно нужна ваша помощь». Второе: «Не приезжайте, а лучше сидите там у себя и молитесь».

Транскрипция: Егор

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

___

Вьясасанаособое сиденье, предназначенное для учителя.

Другие материалы раздела

2016-05-13

«Атмосфера, в которой живёт Харинам»

2016-05-14

«Упор на развитие осознанности»

2016-05-15

«Гаудия-вайшнавизм в первой половине ХХ века»

2016-05-15

«Свободен и не одинок»

2016-06-08

«Время задавать вопросы»

2016-06-08

«Какие Ваши жизненные перспективы?»

2016-06-09

«Моё место в Мире Служения»

2016-06-10

«Пробуждение»

2016-06-10

«Самбандха Гьяна»

2016-06-11

«Все, кроме коммунистов»

2016-06-11

«Вопрос Веры»

2016-06-12

«Освобождение от иллюзий»

2016-07-31

«Делать что-то, не делать ничего и делать «ничего»»

2016-08-12

«Шаранагати Бхактивинода Тхакура» ENG+РУС

2016-08-13

«Точка сбора» ENG+РУС

2016-08-14

«Иллюзия — основа материальной реальности» ENG+РУС

2016-08-15

«Интеграл и дифференциалы»

2016-08-16

«Проводник Рагхунатха Дас Госвами»

2016-08-16

«Материальный мир — как песок сквозь пальцы»

2016-08-17

«Те, кто идут вместе с тобой»

2016-08-18

«День Явления Баларамы»

2016-11-13

«Последний костюм шьют без карманов»

2016-11-14

«Любо братцы жить»

2016-11-15

«Целостная личность»

2016-11-16

«Плоская Земля»

2016-11-20

«Свобода от чувств»

2016-11-28

«Земля — плоская!»

2016-12-07

«Самая высшая духовная практика»

2016-12-10

«Бхагавад Гита за 40 минут»

2016-12-15

«День Явления Шрилы Говинды Махараджа»

2016-12-16

«Главная среди идей»

2016-12-17

«День Ухода Сарасвати Тхакура» 2016

2016-12-18

«Солнце по имени Кришна»