Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2014 / «Бхакти-йога — йога Красоты и Любви»

«Бхакти-йога — йога Красоты и Любви»


«Бхакти-йога — йога Красоты и Любви» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 7 декабря 2014 года, Москва.

Длительность и содержание аудио и видео могут немного отличаться.

https://www.youtube.com/watch?v=tc610a3f2GA

Бхакти-йога — йога Красоты и Любви

# 00:00

Бхакти-йога и её практика

Б. Ч. Бхарати Свами: Что у нас? Что мы сейчас должны говорить?

Слушатель: Мы рассказываем про бхакти-йогу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Бхакти-йогу. Вообще термин йога означает «соитие», этим словом точно переводится понятие йога, это соединение. Если речь идет о бхакти-йоге… Да, соединение не просто, в санскрите есть много разных слов, означающих соитие или соединение. Йога означает соединение с чем-то более превосходящим, с чем-то, что целиком поглощает всё существо, это означает йога. Например, когда человек чем-то увлечен, что-то привлекло его внимание, это уже есть йога, потому что, собственно, сам человек, его сущность, личность есть сгусток внимания, а эмоции, физическое тело – это все некий шлейф. Как у кометы есть ядро, а всё остальное – шлейф, так же есть личность, этот самый сгусток внимания, все остальное это его шлейф. И вот если личность или внимание на что-то обращено, то всё остальное, естественно, за этим следует, как хвост кометы за ней самой. Вот «йога» как раз означает устремление внимания настолько цельное, что всё остальное следует, чувства, эмоции, мысли, рассудок, интеллект, это, собственно, и есть физическое тело.

Если речь идет о йоге, к которой мы привыкли, в терминах обычной йоги, то это устремление на Единый Дух, Единую Душу. Еще есть такое понятие Сверхдуша, или в греческой мифологии Мировая Душа, когда индивидуальное, то есть единичка духа, соединяется с… Когда дифференциал духа соединяется с интегралом духа, это называется йога. Если речь идет о бхакти-йоге, то здесь уже включается метод, с помощью которого происходит это воссоединение бесконечно малого духа с бесконечно большим Духом. Более того, в науке бхакти-йоги говорится, что метод соединения с Высшим Духом, с Брахманом или с Высшей Душой, определяет глубину соединения. Вот бхакти-йога подразумевает соединение с Высшим «Я», с Богом, если хотите, путём преданного служения, то есть путём не просто преданного служения, а беззаветного служения, в котором не существует никаких норм и ограничений, – это высшая степень соития, или соединения, с Высшим Существом.

В бхакти-йоге Высшее Существо определяется как совершенно красивое, или Совершенная Красота, или, еще говорится, Безусловная Красота. Существует много ипостасей, или граней, понятия «Бог», но в бхакти-йоге, мы верим, что Высшая ипостась Всевышнего – это Его качество красоты. Всё остальное имеет подчиненное положение, вторичное, третичное и т. д. положение. Это власть, это разум, способность творить, то есть всемогущество, это справедливость, это его ипостась спасителя – всё это второстепенные и третьестепенные ипостаси Бога. Самая главная Его ипостась – это красота или, если хотите, Его способность творить проделки, быть непредсказуемым, потому что только в непредсказуемости выражается вся свобода Всевышнего, собственно, свобода Бога. Во всех остальных Его ипостасях, будь то справедливость, способность творить, Его свобода хоть как-то ущемлена и ущемлена прежде всего договором с подчиненной душой.

# 05:43

Любовь соединяет ничтожно малое и бесконечно большое

Не случайно в Библии Всевышний, Господь Бог, заключает так называемый Завет со своими последователями или, как они говорят, со своим народом. Такой Завет Божий, и в этом Завете Он обязан соблюдать некие нормы, которые Он даёт своим приверженцам, Он должен эти нормы соблюдать. А в глубоком соитии, в бхакти-йоге, высшей степени соития, этих норм нет, то есть Господь говорит, как надо поступать, при этом Сам Он не обязан этому следовать. И если мы читаем историю Его сошествия 5000 лет назад на Землю, то мы видим, что Он предаётся тем самым порокам, от которых Он отговаривает своих последователей. Вот бхакти-йога – это именно принятие Всевышнего таким, как Он есть, и неожидание от Него, как Он будет Себя вести. В этом высший смысл бхакти-йоги – это соитие с Ним, но не ставить Ему никаких условий, притом, что самому подчиняться всем Его прихотям, даже если это приходит в противоречие с буквой и даже духом Писаний. Вот вкратце про бхакти-йогу, если у кого-то есть сомнения или возражения, то, пожалуйста, иначе мы перейдём к еде.

Слушатель: А в чём заключается практика бхакти-йоги?

Б. Ч. Бхарати Свами: Практика бхакти-йоги?

Слушатель: Ну обычные йоги – там асаны или дыхание, а здесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Поскольку бхакти-йога – это практика, или исповедь, есть в христианстве понятие проповеди и исповеди. Исповедь – это твоя практика, а проповедь – это несение слова во внешний мир. Поскольку практика или исповедь в бхакти-йоге обращена к душе, то и физических упражнений тоже нет.

# 08:24

Практика для души

Мы верим, что если твоё сознание, твоё внимание устремлено к чему-то, то твоё тело автоматически подтягивается как этому. Тогда как в прочих йогах некоторый акцент делается и на физических, и на умственных упражнениях. Дело в том, что человек, личность, представляет собой некую пирамиду. Её вершина находится в самом «я», личности, а ниже идут слои или пласты этой личности. Низший пласт личности – это наше тело. Тело – это проекция, когда личность проходит через трёхмерную реальность, или трёхмерный мир, то, как она выглядит, это и есть физическое тело. Как если мы возьмем шар и пронесём его через двухмерную реальность, то у нас будет круг, если через одномерную реальность, это будет прямая, отрезок. То есть когда мы трехмерное тело протаскиваем через «менеемерную» реальность, это тело меняется.

Душа, или узел сознания, она не от мира сего, она не имеет ни протяжённости, ни массы, то есть она не имеет никакой инертности, физических возможностей. Но попав в трехмерную реальность, где всё подчинено закону времени или второму закону термодинамики, где происходит взаимодействие действий и противодействий, эта самая многомерная душа вынуждена становиться маломерной, она может быть там двух-, трёхмерной. Вот душа выглядит так, как мы друг перед другом выглядим, в иной реальности мы с вами выглядим совсем по-другому. Например, Пушкин выглядит как 19 томов на полке, то есть это не какой-то дядя кудрявый, а 19 томов на полке, и когда мы говорим: «У меня есть весь Пушкин», у нас действительно есть весь Пушкин. То есть когда мы эту личность Пушкина или какого-то иного мыслителя проносим через нашу реальность, он преображается в несколько томов, превращается в бумагу с символами, напечатанными краской. Точно также душа очень многомерна, вообще, она безмерна, то есть у неё нет расстояния, она вне пространства и времени, есть такая формулировка. Но во временном внепространственном мире она имеет вот это самое тело, состоящее из костей, крови, каких-то других органов. Но бхакти-йога подразумевает практику для души, но не для тела. Хотя мы признаём, что, влияя на свое тело, мы каким-то образом помогаем душе освободиться от привязанностей, от ненужных оков. Это действительно так. Но бхакти-йога не подразумевает ни умственных, ни физических упражнений.

# 12:34

Я есть Он, но Он не есть я

Слушатель: Термин бхакти Шрила Прабхупада ввёл или кто-то ещё до него?

Б. Ч. Бхарати Свами: Бхакти – это древний термин. Бхакти от слова бхакта, или верный.

Слушатель: Преданный тоже ещё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, верный или преданный. Мы верим, что бесконечно большое и бесконечно малое может быть соединено только в такой среде, как преданность, как бхакти. Никакими другими связями бесконечно большое и бесконечно малое не может быть соединено, только любовной преданностью. Когда бесконечно малое, то есть совершенное ничтожество, которое мы из себя представляем, чуть-чуть думает о себе как о чём-то значимом и таким образом принижает или уменьшает бесконечно большое, то между ними уже возникают другие отношения, возможно, такие, как, например, уважение. То есть любовь приниженная, лишённая всей своей полноты превращается в уважение, уважение превращается в страх, страх превращается в корысть, корысть превращается в месть. То есть как только мы убираем какую-то часть из полного, что мы называем любовью, то появляются другие связи между существами. А когда бесконечно малое считает себя венцом творения природы или чем-то богоизбранным, то к бесконечно большому у неё уже отношение презрения. То есть когда мы считаем себя наравне с Богом или богоподобными, то к подлинному Богу мы относимся уже с пониманием, переходящим в высокомерие или даже презрение.

Слушатель: Как же мантра «я есть Он»?

Б. Ч. Бхарати Свами: А это не полная мантра, потому что вся мантра – четырехстрочная, «я есть Он, но Он не есть я», то есть Он существует независимо от меня. Это известный трюк ачарьи Шанкары, он брал ведические формулы и ополовинивал их, брал только две строчки или одну из четырёх строчек. Из целой шлоки он брал только две.

# 16:09

Сомнения – способ уйти от рабства

Слушатель: Вопрос вот какой по бхакти-йоге: значит, получается мы умом постичь Кришну не способны, поскольку Он не подчиняется этим нашим общепринятым законам, как вы сказали в самом начале, так я понял. Но при этом, следуя, пытаясь развить в себе абсолютную любовь к Нему, мы должны ум как инструмент считать преданным служением, иначе получится абсурд. Как тут быть, только чтение Махамантры спасает ситуацию? Вам понятен вопрос?

Б. Ч. Бхарати Свами: Понятен, да. Мы не пользуемся термином «ум», потому что технически ум – это то, что тянет нас к приятному. Мы говорим не «ум», а, наверное, разум, рассудок или сомнения, то, что генерирует сомнения. Безусловно, этим нужно пользоваться до того самого мига, когда у вас из-под ног уходит земля и вы теряете почву под ногами. Вот до этого самого мгновения нужно пользоваться таким инструментом, как сомнения. Сомневаться, правильно ли я иду, то, что мне открывается, – это плод моего воображения, результат моих необузданных страстей, стремление сократить путь или это действительно что-то высшее, не зависящее от меня. Нужно пользоваться сомнениями, нужно сомневаться в своих наставниках, в том как я понимаю писания, сомневаться очень во многом. Сомнения помогают нам уйти от рабства этого мира, сомнения как реактивная тяга, а вот привязанность или влечение – это как уже позитивная тяга. Когда ракета только взлетает, она отталкивается от топлива, – это же реактивная тяга, но когда она уже подлетает к Солнцу, ей уже не нужна эта тяга, ей нужно просто расслабиться, и благодаря всеобщему тяготению она улетит туда, в этот сгусток массы. Пока нас не привлекает то, что мы собирательно называем Кришной, Кришна как совершенная Красота, пока нас не тянет к себе Красота неодолимо беззаветно, безумно, мы должны отталкиваться от безобразия. То есть безобразие должно нас отталкивать до тех пор, пока нас не привлечёт благолепие Всевышнего.

# 19:50

Два этапа бхакти

Поэтому бхакти делится на два отрезка. Первое на специальном языке называется вайди-бхакти, соблюдение правил, как вы говорили про соблюдение правил и следование определенным практикам. И рага-бхакти, то есть правила уже на тебя не действуют, ты сдаёшься своим чувствам, своим эмоциям. Но ни в коем случае нельзя торопить события, это всё равно что малый ребенок будет торопить события своей взрослой жизни, получится карикатура на взрослую жизнь. Он, конечно, может имитировать взрослую жизнь, есть такие детские фотографии, где дети во взрослых костюмах целуются с зонтиками под дождем, но это карикатура. Поэтому бхакти делится на два этапа, два отрезка, и первый отрезок – это следование определенным правилам, о которых вы спрашивали до этого. Мы соблюдаем четыре правила – это смирение, терпение, уважение к каждому и отсутствие тщеславия, избавление от него, то есть не ждать уважения к себе. Это четыре правила, или заповеди, бхакти-йоги. Эта практика приводит к привычке, и когда она становится второй натурой, когда для того, чтобы быть смиренным и терпеливым тебе не нужно прикладывать душевных усилий, потому что это естественно для тебя, вот тогда рассвет рага-бхакти, то есть беззаветной, эмоциональной преданности Господу Богу, уже виден над горизонтом. А до этого нужно… Это очень тяжелая практика, это не медитация на свечку или не «посаждение» себя в шпагат. Этим вы разрываете себя до самой глубины своего существа, когда вы практикуете смирение и терпение. Это гораздо сложнее, чем сесть в шпагат, медитировать или закрыть глаза и представить, что ты есть Он, слиться с Брахманом. Какие-то, может быть, еще возражения? Может быть, угрозы какие-то?

# 22:46

К чему приводит искусственное смирение?

Слушатель: К чему приводит искусственное смирение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Искусственное смирение приводит к вседоступности, ты становишься вседоступным, становишься духовной потаскухой. Это когда ты смиренен перед всеми, когда каждый объявляет своё право на тебя, а ты соглашаешься с этим. Понятие «смирение» сродни целомудрию, когда ты смиренен перед кем-то одним, своим властелином, а перед другими, которые претендуют на тебя, заявляют свои права на тебя, ты не смиренен, ты даёшь им отказ, – вот это смирение. Смирение перед одним, перед Господом Богом, и совершенная недоступность для других. Когда другие, это необязательно ныне живущие, а всевозможные родоначальники философий, которые говорят тебе, что ты Бог, или недобог, или ты можешь стать Им когда-то, или ты венец творения природы, да мало ли что еще. Когда они тебе внушают, что ты есть нечто великое, ты есть нечто большее, чем атом сознания, чем ничтожная душа у стоп Всевышнего, ты должен им сказать: «Нет». Как на том советском плакате, когда ему предлагают, он говорит… Это есть смирение – для других философий и мировоззрений ты недотрога, а для Господа Бога ты всегда открыт как душа.

# 25:01

Причина наших бед

Господь говорит, что у нас нет никого ближе, чем Он. Даже физически Он живёт прямо в глубине нашего сердца, и нужно просто всегда помнить об этом, что у нас нет большего друга, чем Он. Всем остальным что-то от нас надо, им нужно употребить нас для их самоутверждения. Нужно об этом всегда помнить, что подлинный наш друг – это Всевышний, и если мы это помним, если мы вообще всегда о Нём помним, тогда мы не будем сбиты с толку, тогда мы найдём внутреннюю гармонию. Все наши беды из-за того, что мы потеряли жизненный ориентир, мы ищем убежища там, где его быть не может, – на тающей льдине. В этом мире всё стремится к смерти, мы все толпой идем к обрыву. Одни раньше упадут, другие позже, но упадут все. Сожалеть об этом не стоит, но не нужно принимать убежище в этом мире, не нужно сожалеть ни о мертвых, ни об оставшихся. Сожалеть о мертвых – это всё равно что сожалеть о десятиклассниках, которые вот-вот закончат школу. Они заканчивают, уходят в другой мир, когда-нибудь и наш черед настанет. И искать убежище в этом «учебном заведении» бессмысленно, нас вытолкнут отсюда, одних раньше, других позже, но у стоп Всевышнего мы найдём вечное убежище, об этом надо всегда помнить, что какие-бы перипетии нас ни ожидали в жизни, Господь всегда будет с нами. Ну что, наверно… У нас полчаса, да?

Слушатель: Ещё час.

# 27:45

На сколько жизней рассчитан путь бхакти?

Слушатель: Можно вопрос? Скажите, пожалуйста, можно сказать, что путь этот рассчитан только на эту жизнь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не разделяем на эта жизнь, другая жизнь. Жизнь одна, просто мы переходим из комнаты в комнату, одеваемся в разные одежды. Вот фильм с Петром Мамоновым, «Царь» называется, когда его известили, что пришли какие-то послы, он, помните, идёт из комнаты в комнату, и в каждой комнате ему надевают сорочку, потом мантию, потом верхнюю одежду, потом шапку. Вот мы точно так же с вами идем из комнаты в комнату, в этой жизни у нас тело собаки, в следующей жизни – человека, потом еще какого-то существа, а по сути мы всегда голенькие, мы душа. У нас нет оболочки, у нас нет даже формы, мы просто единица, именно математическая единица. Мы, конечно, можем ее вот так нарисовать, на санскрите по-другому, какие-то символы, придать ей форму, но формы она не имеет никакой. Она просто воображаемое понятие. Мы с вами воображаемые понятия, Он нас вообразил, и у нас нет формы. Но когда мы думаем, что мы кем-то являемся, мы себя одеваем в форму. Сегодня мы считаем, что у нас форма человека, взяли и одежду человека надели. Поэтому наша жизнь, или, правильно сказать, существование, неразделимо, оно индивидуально, его нельзя поделить, и путь ко Всевышнему исчисляется не жизнями и не временем даже, а он исчисляется алчностью, желанием заполучить, объять Его, припасть к Нему. Чем сильнее желание, тем быстрее мы движемся. На санскрите это называется лаульям, в христианстве это «алкать», то есть очень сильное желание. Степенью голода по общению со Всевышним измеряется скорость нашего продвижения, а не временем. Для кого-то это может длиться секунды, для кого-то миллионы жизней, дело в том, что мы живём вне времени.

# 30:50

Приобщение к мудрости предыдущих учителей

Слушатель: Бхакти-йога и предполагает такую степень алчности, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, сначала путём сомнений, путем причащения к мудрости предыдущих учителей мы вырабатываем правильный взгляд на внешний мир, или, правильно сказать, зримый мир. Мы понимаем, что этот мир иллюзорен, он есть плод нашего воображения. Мир как хитросплетение отношений – это всё плод нашего воображения, вне нас он не существует. Вне моего понимания не существует мамы, папы, детей, родственников, друзей врагов, эти связи существуют только во мне, их конфигурация. Приобщаясь к мудрости прежних учителей, не важно, из какой традиции, это может быть из христианской традиции или внетрадиционно, вне каких-то учений. Например, Лев Николаевич Толстой не принадлежал ни к какой религиозной традиции, но его мудрость оттеняет многих святых отцов во многих религиозных конфессиях. Эти мудрецы показывают нам подлинные механизмы, основы этого зримого мира, и мы теряем к нему привязанность. Наше сердце перестаёт биться учащенно при словах «родина, мама, папа, жена»… Это происходит гораздо раньше, не обязательно читать мудрецов. Муж или дети, это происходит само собой. То, что кажется нам заслуживающим внимания, оказывается бессмысленным, не имеющим никакой ценности, так происходит поступательное движение.

Сначала мы теряем влечение к зримому миру, и на его месте появляется влечение к миру, к сожалению, не доступному нашим чувствам. В этом, так сказать, трагедия, что подлинная реальность есть то, что мы не можем ни понюхать, ни лизнуть языком, ни коснуться рукой, даже подумать об этом мы не можем, потому что всё, о чем мы можем подумать, не имеет реального… То, чему можно придать формальный образ, не имеет под собой реальности, потому что это уже в нашей голове. Только то, что приходит свыше через вдохновение, – это есть подлинная реальность, а всё, что мы можем понюхать или о чем можем подумать, оно есть в той или иной степени бледное отражение подлинной реальности. И вот нащупать подлинную реальность – это одна из главных задач любой йоги, в частности бхакти-йоги. Есть много всяких методов. Например, четверо юных отроков, Кумаров, почувствовали подлинную реальность на запах: они понюхали листочки Туласи, которые отдают запахом ног Господа Бога. Вот то, как пахнут листочки Туласи, отдаленно напоминает, как пахнут Его стопы. И когда они это почувствовали, они больше ни о чем не могли думать, кроме как о Всевышнем, вот такой метод. Например, если кому претит воспевать Святое Имя, он может посадить у себя дома растение под названием Туласи и нюхать его. Наши учителя советуют петь, то есть стремиться ко Всевышнему на звук, но мы вправе подвергать сомнению их советы. Всё тогда на этом сегодня давайте?

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что всё уже сказано.

# 36: 07

Йога – это возвращение в лоно

Слушатель: А где живёт сознание? Вот я слышала, что тело и оно связаны друг с дружкой, а сознание где, в каком месте?

Б. Ч. Бхарати Свами: Индивидуальное сознание вечно пребывает в океане сознания, который не имеет границ. Это всё равно что вопрос: «Где живет дифференциал?» Он часть интеграла, но при этом он никогда не покидает интеграл. Мы не можем вообразить его отдельной частью, но он всё равно является частью целого. Шрила Сарасвати Тхакур Бога называл «интегро», то есть интеграл, а нас называл дифференциалом, поэтому мы всегда живём в Его лоне. Мы говорили: что такое йога? Это соитие, ещё переводится как «возвращение в лоно». Йо – корень слова йони – это лоно, йога – это «двигаться», это обратное движение в лоно, то, откуда мы вышли. Мы идем туда, в обратном направлении. Йога, глагол га – это «двигаться». Кришна говорит: «Га ми» – иди ко Мне. Йога – это возвращение в лоно, Брахман.

# 37:36

От нас зависят только усилия

Слушатель: Можно такой вопрос, по поводу Махамантры? Как достигается вечное, непрерывное повторение Махамантры и…

Б. Ч. Бхарати Свами: Оно никак не достигается, это невозможно. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» одну интересную вещь: «От Меня исходят знание и забвение». Иными словами, Он говорит: «Я сам решу, что ты будешь помнить, а о чем забудешь». Поэтому как бы мы ни напрягались, Он сам решит, будем мы о Нём помнить, будем мы думать о Нём или не будем, вот в чем беда. Господь Бог, в отличии от предметов восприятия или размышления, является размышляющим существом. Понимаете, мы привыкли, что в этом мире, вообще что в нашем бытии всё является предметом если уж не чувственного опыта, то предметом размышления. И мы эту привычку переносим на Всевышнего, а Он не является предметом размышления, Он сам размышляющий. Иными словами, я по своей доброй воле могу думать или не думать о каком-то предмете. Этот микрофон не может повлиять на меня, буду я о нём думать или не буду. Вот я захочу – буду о нём думать, не захочу – не буду, а Господь Бог не таков. Если Он не хочет, чтобы я о Нём думал, я не смогу Его даже вспомнить.

Слушатель: То есть все эти практики, получается, бессмысленны…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если Он не захочет, чтобы мы о Нём думали или вспоминали Его Имя, мы не сможем натренироваться. Есть такое распространенное мнение в «околобхакти» кругах. Они считают, что если мы будем думать о Кришне в течение всей жизни, то в её конце Он никуда не денется, мы Его в капкан поймаем. Как бы Он ни дёргался, мы, как матушка Яшода, свяжем Его. Никуда Он не денется, я буду думать о Кришне и, естественно, я пойду на Голоку Вриндавана. Это такое распространение в массовых бхакти-движениях. Господь Бог для таких преданных говорит: «Я сам решу, о чём ты будешь думать, а о чём не будешь». Говорит Он это в «Бхагавад-гите».

Слушатель: А есть какие-то вещи, которые зависят от человека, от его личности всё-таки?

Б. Ч. Бхарати Свами: От него зависит усилие, а результат усилия от него не зависит.

Слушатель: Усилие всё-таки нужно прилагать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Я вот хочу, Господь, я не могу о Тебе думать, но я хочу. Сейчас ты меня лишил памяти, но может быть…

Слушатель: Зависит что-то от степени усилия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Своими усилиями можно вырабатывать, стараться, наблюдая за этим миром, вводя себя в состояние отчаянья или пытаясь осознать бессмысленность всех наших потуг. Все наши достижения бессмысленны в этом мире. Чего бы мы ни достигли в этом мире, мы теряем всё, поэтому… Да, в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Когда ты соприкоснешься со Мной, ты поймешь, что все твои прежние достижения были бессмысленны». Но пока мы не соприкоснулись с Ним, нам кажется, что еще вот это надо достичь. «У меня еще столько времени впереди, мне еще только 20 лет, я могу всего этого достигнуть», но это иллюзия.

# 42:07

Что есть поиск вкуса к духовной практике?

Слушатель: Что есть поиск вкуса к духовной практике? Поиск вкуса к духовний практике и ненахождение его. То есть не переход из одной конфессии в другую, а, находясь в одной конфессии, не находя там желания узнавать, получать, повторять, и при этом ненахождение себя в этом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конфессия. Мы делим…

Слушатель: Конфессия, это условно, я имею в виду не конфессия как религиозная организация, а…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как система ценностей какая-то.

Слушатель: Да, система ценностей духовная.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наше подлинное, сердечное стремление – достичь как можно больше интимности с Богом. Когда мы в той или иной конфессии (я не делю их по названиям, я делю их по роду отношений с Богом), когда в этой конфессии мы не находим удовлетворения, мы переходим в другую конфессию. Опять я повторяюсь: это не означает перейти из христианства в кришнаизм или из кришнаизма в мусульманство. Это перейти из одного рода отношений в другой. Например, когда вы с кем-то дружите, дружите, а потом между вами возникают любовные чувства, – это вы перешли из одной конфессии в другую, из одного рода в другой род отношений. Точно так же в отношениях со Всевышним. Сначала мы Его вообще игнорируем, мы полные незнакомцы, потом мы понимаем, что в жизни не всё зависит от меня. Оказывается, есть некие высшие силы, я не могу дать им определение, Высший Разум, природа или какие-то непонятные, неизвестные мне законы. Они влияют на меня, не дают мне достичь всего, чего я хочу. И вот здесь уже начинаются отношения с Богом.

Постепенно мы персонализируем эти силы природы: это уже становится сила природы или сама природа, это уже совсем другие отношения с чем-то высшим. Потом мы понимаем, что сама по себе природа – это всего лишь условие, природа есть совокупность качеств, но должен быть тот, кому эти качества принадлежат. Есть носитель качеств, а есть качества. Не может быть просто цвет зеленый, должен быть предмет зеленый, платье или нос, что-то зеленого цвета. Тогда здесь уже наши отношения со Всевышним переходят в другую конфессию, мы уже не с природой пытаемся договориться, не с Его майей. Майа переводится как природа, но есть еще имя, природа называется Парвати или шакти, но майа – это специфически обманчивая природа. Когда мы понимаем, что у Бога не просто природа, а Он обманщик по своей природе, то мы не пытаемся с Его обманчивой природой договориться. Зачем нам договариваться с Его обманом, мы лучше будем непосредственно с Ним, мы уже ищём носителя этой обманчивой природы. Мы с ним вступаем в партнёрские отношения, мы говорим: «Господи, я буду в Тебя верить». Можно подумать, что Ему это очень нужно, но тем не менее мы сначала предлагаем такой контракт: «Давай я буду в Тебя верить, а Ты мне сделаешь всё, о чём я Тебя попрошу». Это всё равно что к вам на улице подойдут, скажут: «Девушка, давайте я в вас буду верить, а мы с вами отужинаем». Вам же надо что-то большее.

И когда мы понимаем, что эти партнерские отношения несправедливы, «ну что значит: я буду в Тебя верить? Может, я Ему что-то предложу? Я не просто в Тебя, Господи, буду верить, а я прочту книжку, в которой Ты говоришь, как себя вести. Я буду так себя вести, а за это Ты сделаешь всё, что мне нужно». Как-будто Ему это надо, как-будто Его очень беспокоит, как мы здесь себя ведём, то есть наше поведение здесь как-то влияет на Его благополучие. Конечно, никак не влияет. И когда мы понимаем, что близости мы не достигаем, если мы следуем Его закону, желанной близости. Конечно, когда мы следуем Его заповедям, то какая-то близость устанавливается, какие-то отношения. Они примерно таковы, как отношения законопослушного гражданина с государем. До этого у нас были отношения с государем как незаконопослушного гражданина, поэтому мы терпели всякие неудобства, а теперь мы следуем Его законам, поэтому нам платят пенсию, платят зарплату и т. д. Какой-то государственный контракт мы соблюдаем, поэтому государство с нами честно, как мы видим в нашей с вами реальности. Но желанной близости мы не достигаем, поэтому мы хотим перейти в другую конфессию, какую-то более интимную с Ним связь.

Мы предлагаем Ему, например, личные отношения: «А давай я буду при Твоем дворе, желательно начальником охраны». Нам в результате переговоров предлагают какую-нибудь маленькую должность, но это уже другие отношения. И наконец мы говорим: «Господи, мне, собственно, от Тебя ничего не нужно, я не прошу Тебя устроить мою личную жизнь и вообще мою жизнь. Ты, пожалуйста, позволь мне устраивать Твою жизнь, как Тебе хочется». Это новая конфессия, еще более интимная с Ним связь. Но есть совсем умопомрачительная близость с Богом, когда мы говорим так: «Я сам знаю, что для Тебя нужно, вот сейчас Тебя надо накормить, а если Ты будешь баловаться, я свяжу Тебя веревкой, привяжу к ступе и накажу еще. И, вообще, зачем Ты воруешь масло и раздаешь обезьянам?», вот такая близость. Это всё разные конфессии, разные стадии взаимоотношений со Всевышним, стадии преданности. Она начинается от полного игнора и кончается самозабвением, когда в интимности со Всевышним ты даже не знаешь о собственном существовании. Не то что ты не знаешь, кто ты. «Я знаю, что кто-то из них Женя». Помните «С легким паром» в конце фильма? Когда ты понимаешь, что есть Господь и есть я, но я не знаю, кто из них Господь, а кто я. Есть Господь и есть слуга, но самое высшее – это ты даже не знаешь, что ты существуешь. Это умопомрачительная преданность, высочайшая стадия бхакти, и достигло её только одно Существо – это Его вторая половинка, которая существовала еще до Его появления на свет. Понимаете, любовь и преданность существует до того, как Господь вообще стал существовать, так считается.

# 51:27

Проводники в запредельную область

Слушатель: А проводники (неразборчиво)…

Б. Ч. Бхарати Свами: Должны быть проводники, по крайней мере, мы в это верим, это одно из ключевых положений учения бхакти, что без проводника, поводыря, гуру пройти в ту запредельную область невозможно.

Слушатель: А как его найти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна в «Гите» говорит, что Он Высший Гуру, адигуру, первичный Гуру, так что, найдя его, вы найдете Кришну.

Слушатель: Это тоже путь сердца, поиск? А есть какие-то…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это как вы поступаете сначала… Вы обучаетесь игре на каком-то музыкальном инструменте, для вас все мастера этого инструмента в принципе одинаковы. Потом только вы понимаете, что мастер-класс вот этого мастера, этого гуру ближе вам по состоянию, чем какой-то другой. Но поначалу всё, что сближает вас с запредельной реальностью, должно быть для вас гуру. Это может быть ваш ум, то есть ваши сомнения, может быть нечаянно оброненная кем-то фраза, какая-то книга, даже не относящаяся к культу бхакти, а может быть, относящаяся к нему, может быть, тот или иной учитель. Но постепенно в каком-то лице вы находите всё, чего вы хотели, вы понимаете: «Вот этот мастер вас туда приведёт», и всё, что вы можете получить из нечаянно оброненной фразы или в утреннем пении птиц, в созерцании восхода или заката, чтение какой-то книги, вы можете в нём найти.

Ну что, наверно, всё на сегодня? Потому что надо прасад принимать. Мы здесь будем каждое воскресенье, поэтому торопиться-то некуда. Ну что, давайте тогда… Вринда, а что у нас сейчас на повестке дня?

Слушатель: Музыкальные у нас сейчас…

Б. Ч. Бхарати Свами: Так, музыканты готовы? Леш, ты еще не подготовился? У нас сейчас же бхаджаны, да? Всё, спасибо, Харе Кришна.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.