Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2014 / «О человеческом обществе Калиюги»

«О человеческом обществе Калиюги»


«О человеческом обществе Калиюги» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 декабря 2014 года, Паттая, Таиланд.

https://www.youtube.com/watch?v=T6mTcxuJT8c

О человеческом обществе Кали-юги

#00:00

Значение получения имени при инициации

Слушатель: В связи с последними событиями — получением инициации — мы хотели бы узнать про имя, которое дается при инициации.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кавирадж?

Слушатель: Не про перевод имени, хотя это тоже мы хотели узнать. А про само имя, которое дается человеку при инициации.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что? В смысле?

Слушатель: Вот получил человек имя. Какую нагрузку это имя несет, как к этому имени относиться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это надо у святых отцов спрашивать, у гур всяких.

Слушатель: А если двойное имя, то как его называют?

Б. Ч. Бхарати Свами: А как попадется.

Слушатель: А у тебя двойное? А как?

Слушатель: Кавирадж Кришна дас.

Слушатель: Вы не знаете? Что наши учителя не давали никаких комментариев по поводу того, что мы имена получаем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это надо учителей спрашивать.

Слушатель: Ну вы же знаете!

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет, я не знаю, дали имя и все. Вот вы ребенку имя дали при рождении, какое имя? — Лука. Вы чем-то руководствовались?

Слушатель: Астрологией. Тем, что нравится, да, тоже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тем, что в голову придет. Это серьезно, да.

Слушатель: Ну, как то… я не знаю… Когда Виджае, Вике, давали имя… Когда мы приехали, Махарадж спрашивает Вику: «Как твое имя?» Она говорит: «Вика», а потом говорит: «Виктория» и Махарадж говорит: «А, Виктория – Виктори — победа»

Б. Ч. Бхарати Свами: А, Виджая — это же победа. Круто!

Слушатель: Виктория, не Вика.

Б. Ч. Бхарати Свами: У англичан Вика — это «Викс». Это таблетки против кашля.

Слушатель: Махарадж не мог понять, что такое Вика, а когда сказали «Виктория»….

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот точно так же, наверное, Виджая Рамана назвали, он же тоже Виктор? И ему дали — Виджай

Слушатель: Раман.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, не Роман

Слушатель: Просто многие говорят Роман, Виджай Роман.

Слушатель: А этим Гурудев дал имя всем.И толку?

Б. Ч. Бхарати Свами: Итога еще нет.

Слушатель: Нет. А будет?

Слушатель: Махарадж, а что обозначает имя Кавирадж?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кавирадж — это… «кави» — это искусный. Как правило, этот термин применяют к искусству врачевания и искусству поэтическому. Вот Кавирадж — это совершенный в искусстве или врачевания, или поэзии. Вот Кришнадас Кавирадж — тот, кто написал «Чайтанья Чаритамриту», вот его так звали. А от него пошла вообще бенгальская литература. Вот поэтому его Кавирадж называли.

Слушатель: Это не один из Госвами?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он даже через поколение был. Госвами были учителя… Джива Госвами — самый младший из них — он, вообще, ученик Санатана Госвами. Шесть Госвами Вриндавана, следующий после них был Нароттам Дас Тхакур. А Кришнадас Кавирадж был учеником Нароттама Даса Тхакура. То есть Кришнадас Кавирадж никогда не видел…

Слушатель: А был такой…

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришнадас Кавирадж? Он «Чайтанья Чаритамриту» написал.

Слушатель: Я думала это к Госвами Вриндавана относится, кто…

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто написал «Чайтанья Чаритамриту»? Нет, это он написал. Это вот как в христианстве святой Павел, он никогда в жизни…

#05:22

Христианство по сути павлианство

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, христианство неправильно называть таковым, потому что не Христос религию эту создал, а Павел. Он был Савол, иудейское имя Савол, и он был стукачом и гонителем христианских первообщин. И однажды он ехал в Дамаск, потому что знал, что в Дамаске завелись христиане, и поехал их… как это…

Слушатель: В смысле как был гонителем? /далее неразборчиво/

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Павел не был. Когда крыс выводят, тараканов, как это называется?

Слушатель: Асенизатор?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет. Он поехал выводить христиан, в Дамаск.

Слушатель: Ликвидатор!

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, что-то такое. И по дороге он ослеп. Что-то такое произошло в небе, и он совершенно ослеп. И он услышал голос, что «ты напрасно являешься гонителем Моих чад, они от Меня пришли, от Бога». Он был иудеем правоверным. Потом он пообещал, что не будет этого делать, и снова получил зрение. Он прибыл в Дамаск и возглавил общину. А потом он написал все заповеди, принципы, оформил в учение разрозненные притчи.

Слушатель: Так он же слепой был!

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он прозрел тогда же, в пустыне в этой же. Оформил разрозненные притчи раввина Иисуса в некое стройное учение. И вот правильнее называть не христианство, а павлианство. Ему дали имя не Савол, а Павел. Так что это павлианство — правильнее. Всякие есть послания: послание таким-то, послание сяким-то — это же всё Павел пишет. К нему обращаются, множество общин стало создаваться по всему старому свету, и они писали: «Как быть?» Вот он отвечал, и из этих вот посланий сложилось стройное учение.

Слушатель: неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он же.

Слушатель: У него еще с Петром были очень плохие отношения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Серьезно?

Слушатель: Да, есть послание, где он как раз обсуждает эту проблему.

Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, Иисус говорил кратко и одно, а выросло целое учение. Никто не говорит, что оно неверное, но немножко обросло.

Слушатель: С другой стороны, он, пожалуй, первым из учеников сказал, что вера в Бога без веры в ближнего — ничто.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это был просветленный, конечно. Потому что только просветленный такое может сказать.

Слушатель: Все равно вопрос с именем… А зачем тогда меняют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это рождение духовное. При рождении получается… Вот вы попадаете в какое-то сообщество, вам дают кличку, обязательно, или прозвище. Это есть инициация.

Слушатель: А мне Гурудев на второй инициации, на брахманической, поменял имя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Какое?

Слушатель: Брахманическое, на второй инициации поменял имя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо.

Слушатель: А я хотела предложить: Вы же уезжаете в воскресенье, может быть, собираться у меня и, может быть, через компьютер мы сможем общаться

Б. Ч. Бхарати Свами: В воскресенье, да.

Слушатель: …было бы удобно

Б. Ч. Бхарати Свами: Вечером в воскресенье, у нас как раз мы читаем «Бхагаватам», можно транслировать.

Слушатель: Да, и чтобы было общение, чтобы можно было что-то спросить. Возможно так?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, мы в Правде собираемся регулярно, а теперь будем на Дровяном.

Слушатель: Было бы, мне кажется, хорошо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это повод собраться, поесть…

Слушатель: Да, пообщаться, по крайней мере, это будет как-то греть душу. Потому что так достаточно сложно, в одиночку.

#10:14

Любовь к ближнему

Б. Ч. Бхарати Свами: А по поводу любви к ближнему: в вайшнавизме любовь к ближнему понимается буквально, то есть ближний — это кто рядом с тобой находится, это могут быть люди, комары, кошки, курицы.

Слушатель: Я комаров как-то не очень… все равно хочется его прихлопнуть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Этих можно, да, потому что они пьют кровь вайшнавов, Гурудев говорил.

Слушатель: А остальных тоже надо любить всех?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ближние, да, любить их. Но как любить, к ним относиться… Потому что в Христианстве часто ближним понимается человек и, вообще, семья. А ближний — это именно физически. Вот ты идешь по дороге, и в поле твоего зрения и есть твои ближние.

Слушатель: С собаками у меня тоже как-то не очень.

Б. Ч. Бхарати Свами: /неразборчиво/…кошек можно, да.

Слушатель: А что касается змей, я слушал лекцию Торсунова, который говорил, что убивать змей — это не грех.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это не грех, но вайшнав не убивает. Нет, змей убить не грех, потому что змеи птиц едят, и кошки тоже птиц едят, поэтому…

Слушатель: А птиц нельзя есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Птицы — это же птицы. Кришна ясно говорит в «Бхагават Гите»: «Ты – птица, и Я — Птица. Ты поедаешь свои плоды, а Я наблюдаю». Это о чем говорит? Это четко нам Кришна … это самый главный стих в «Бхагавад Гите»: Кришна — Птица. Или это в «Шри Ишопанищад»? Одна поедает сладкие и горькие плоды своей кармы, а другая птица сидит и смотрит. А что касается змей, то Сарасвати Тхакур говорил, что … как-то они шли по дороге с учениками и увидели змею, и он приказал убить эту змею, сказал, что убийство змеи — не грех, потому что змея — такая форма жизни, которая, как губка, собирает в себе всё злое, подлое. «Шримад Бхагаватам» заканчивается тем, что царь Парикшит погибает, летучий змей — дракон его кусает, он умирает, а его сын по имени Джанамиджая в отместку за царя, за своего отца, находит какой-то такой древний текст для убийства змей. И он начинает жертвоприношение, начинает свое царствование с убийства змей. Почти всех змей на земле уничтожает. Описано, что брахманы разожгли костер и стали повторять эту мантру, читают эту мантру, а змеи сами, против своей воли, в этот огонь лезут, корчатся, сгорают, шипят, пищат. Потом разверзаются небеса и небесные змеи падают в этот огонь, тоже шипят, кричат. Их там просто миллионы сгорали. Вот такой праздник жизни.

Слушатель: А с другой стороны, змеи считаются вайшнавские. Вот жена Раваны, она же была из змеиного рода.

Б. Ч. Бхарати Свами: Во – первых, Господь Баларама — Змей, Его еще называют вселенский Аспид. Аспид — это змей, то есть это наш Господь, которому мы поклоняемся прежде, чем Махапрабху. То есть надо сказать, что мы поклоняемся Змею. А на Нем Господь Вишну возлежит.

Слушатель: на Ананта Шеше.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Ананта Шеш — это Змей. И Он всегда пьяный, часто. И дочери змеиных царей подземных поют Ему, хлопают в ладоши. /неразборчиво/. Они рядом с Ним танцуют, в ладоши хлопают, а Он от удовольствия глазами вращает. Шридхара Махарадж очень благосклонно к змеям относился. Когда он только-только поселился в подаренной ему земле, там небольшая хижина была. Это была весна 1941, случилось наводнение, как обычно, Ганга разливается весной. Но в этот раз она была очень большой и затопила вообще всё, и месяц не сходила. Потом Шридхара Махарадж говорил, что это таким образом было очищение земли, Матх на этой земле возник. Он месяц жил в лодке, Шридхар Махарадж в лодке прожил месяц, и с ним рядом жила змея. Она в этой же лодке, они месяц с этой змеей жили. Она ныряла за едой куда-то, и она его не трогала. Когда вода сошла, преданные увидели змею, хотели по обыкновению ее убить, а Шридхара Махарадж сказал, что на территории нашего Матха змей мы не будем убивать. И он благословил, что змеи не будут кусаться. В Матхе за все эти годы не было ни одного змеиного укуса. Хотя вот там, вдалеке, в дальнем левом углу, там, где туалеты, там змеи, вообще-то.

Слушатель: здесь тоже ко мне домой заползла, я так испугалась!

Б. Ч. Бхарати Свами: Сюда?

Слушатель: Нет, вот с той стороны. Я ее хотела убить, думаю, наверное, надо. А потом я посмотрела, она так глазом блеснула, что она уйдет, прям, вот реально. И правда, я не стала никакой агрессии /проявлять/, и она ушла.

Б. Ч. Бхарати Свами: Змея — это воплощение зла, она, вообще, без ног, она мстительная, она подлая, ядовитая, других ведь не бывает. Скорпионы и змеи, все остальные — не ядовитые. Кармическая эта ее злоба, она превращается в яд.

Слушатель: Это знак был, помните, такой: чашка, и змеей обвитая? В России…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не только российская, это вообще. И этот Такшака, когда почти все змеи во вселенной погибли, — Такшака, который укусил Парикшита, — он еще жив был, то есть все погибли, а он еще нет. Он завис над костром и стал корчиться от боли. И его спасает один мудрец, Рамахаршана его зовут… у него мать — змея, а отец — мудрец. То есть он по линии матери тоже змея. Такшака взмолился своему родственнику, этому змею — мудрецу, и он в виде брахмана пришел к Джанамиджае. Джанамиджая ему поклонился и по обычаю спросил у пришедшего брахмана: «Что я могу для тебя сделать? Проси любое желание!» И тот сказал: «Я хочу, чтобы ты остановил жертвоприношение». Джанамиджая вынужден был подчиниться. Обидчик его отца так и не умер. Есть несколько вариантов в «Бхагаватам» — конец, как умирает Парикшит. В одном из вариантов по проклятию он должен был умереть на седьмой день, а он же постился всё чтение «Бхагаватам». И вот 7-й день заканчивается, «Бхагаватам» перестали читать, и он собирается, к нему свита пришла, он собирает их всех и говорит: «Проклятие оказалось ложным. Меня так и не укусили». Он берет яблоко, из яблока червяк выползает, он говорит: «Змея никакого нет, пусть хоть этот червяк…укусит» И тот начинает вырастать в летучего змея. Червяк превращается в Такшаку и кусает царя Парикшита.

Неразборчиво.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Руслан и Людмила» — это «Рамаяна».

Неразборчиво.

Б. Ч. Бхарати Свами: Солнце на санскрите еще обозначают словом «Арка». Славянское слово «Ярко» происходит от этого.

Неразборчиво.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Свадика» — это свастика. На санскрите «свастика» означает «всего тебе доброго».

Неразборвичво.

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже дорога – «сукумвит»/?/ — это путь счастья. «Сукх» — это на санскрите «счастье». Сукха — счастье, дукха — несчастье.

Слушатель: А «сукрита»?

Б. Ч. Бхарати Свами: А есть «сукрита» и здесь?

Слушатель: Нет. Как перевод будет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Крита — это от глагола «творить», «креатив», карма – «крита». А «су» — это частица усиления или улучшения. Как в русском «усугубиться»: «су», «сугубо», здесь «сукрити» — хорошие деяния.

Слушатель: А свастика на флагах что-то обозначала?

Б. Ч. Бхарати Свами: Солнце. Сонлцеоборот.

Слушатель: Гитлер перевернул как-то? Не перевернул?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, в Индии и так и сяк рисуют, по-разному. Свастику англичане первые стали использовать, когда Индию захватывали, какие-то кавалерийские части свастику на свои знамена вешали.

Слушатель: А на русские конные?

Б. Ч. Бхарати Свами: А, да-да. Такой вот старый символ — бегущее Солнце. В Германии говорили не «свастика», а /?/ (на немецком) — крючковатый крест.

#26:02

Индра – это должность

Слушатель: А Индра и бог Солнца — это одно и то же?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Во вселенной есть правительство, Индра — просто председатель правительства. Правительств 14 в одной жизни Ману, а Ману — это прокурор, то есть надзорный орган за исполнением законов во вселенной. И в течение жизни Ману сменяется четырнадцать правительств. Вот нынешнее правительство возглавляется семейством Деватов, а Индра — это не имя, это должность. Так что правильнее его называть Индра Девата, фамилия у него Девата, у него еще восемь братьев, они управляют стихиями зримой вселенной. А их двоюродные братья — это титаны, демоны, и у них происходит постоянный конфликт. Дело в том, что Деваты — полубоги, суры — они родились позже. У мудреца Кашьяпы было 9 жен: одна — Дити — ему родила титанов, она первая родила; а Адити родила суров. А правительство было назначено из тех, кто родился позже, из сыновей второй жены. И поэтому титаны постоянно конфликтуют. Во вселенной то и дело происходит правительственный переворот. Титаны захватывают власть. Когда Деваты — 8 братьев — выказывают неуважение своему учителю или брахманам, или предаются излишествам чувственным, то… всякий раз, когда живое существо предается чувственным излишествам, оно слабеет. Либо ты много есть начинаешь, либо ты валяешься в постели, либо ты иным удовольствиям предаешься. Как о том тортике в «О бедном гусаре замолвите слово»: «Вы на день рождения, на отпевание или для иных удовольствий?» -помните? Рязанов ему торт готовил. — «Для иных, для иных!» И когда живое существо придается удовольствиям, в том числе «иным», оно слабеет, теряет силу и физическую, и умственную, и, так сказать, политическую. Да, аскеза дает силу. Но проблема в том, что ты получаешь силу, и есть большая вероятность, что начнешь ею пользоваться, и возрастает гордыня. Поэтому Кришна в «Гите» говорит, что нужно не слишком много есть, не слишком мало есть, не слишком много спать, не слишком мало спать. Во всем должен быть баланс, да, потому что ты, если себя воздерживаешь, ты силу приобретаешь. Это силой ты начинаешь пользоваться и еще большими излишками начинаешь пользоваться, и впадаешь в гордыню. А гордыня… лучше в пучину во все тяжкие пуститься, чем в грех гордыни, потому что от гордыни потом все происходит. Неразборчиво.

#31:00

Понимать не надо, надо просто сдаться и исполнять свой долг

Б. Ч. Бхарати Свами: Еще тебе лет семьдесят тут… столько всего будет: и мамку потеряешь, и папку потеряешь.

Слушатель: Шридхар Дев Госвами Махарадж говорит, что мы отклонились, поэтому тут у нас всё… Когда гармония успешна, она становится потребностью красоты.

Б. Ч. Бхарати Свами: Интересно. «Когда гармония успешна» — я ничего не понимаю в этом.

Слушатель: Не то, что бы я не понимаю… когда Госвами Махарадж говорит, я как будто загипнотизирована. Я не знаю, понимаю я или не понимаю, но я загипнотизирована этим вещанием и в какое-то состояние впадаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да-да, это музыка. Музыку не надо понимать.

Слушатель: Да, я пытаюсь понять, а потом я понимаю, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Музыку не надо понимать, надо ей сдаться. Надо жить, надо предаться закону всемирного тяготения и ждать, когда притянет всеобщая гармония.

Слушатель: Я помню, это Вы же и говорили, что самое сложное в йоге — это расслабиться, не в асану встать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, шавасана — самая сложная поза. Там — так напрячься, там — 10 отжиманий… В этом секрет бхакти — просто сдаться. Шриджар Махарадж говорил, что понять замысел Кришны невозможно, но возможно Ему сдаться. Зачем понимать? Вообще, зачем что-то понимать? Все мы хотим что-то понять, своим умом просверлить прямо, чтобы достать и воспользоваться. Просто исполняй свой долг. На роду у нас у каждого написан какой-то долг. Исполняй его и не надо ничего понимать. Но мы своим умом хотим сверлить всё, всё пробуравить.

Слушатель: Позаботься о дхарме, и дхарма позаботится о тебе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, да.

Слушатель: Еще бы понять этот долг, потому что так не совсем понятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Долг не совсем сложно понять, на самом деле. Просто проанализируй, кем ты себя считаешь, и это самое существо, которым ты себя мнишь, оно обрастает долгом. Автоматически. Что значит: мы себя кем-то считаем? Значит, мы себе придаем форму, мы оформляем себя. Если я говорю: «я мать», это значит автоматически подразумевается, что у меня есть дитя. Связь между мною вымышленной — «мать» (это же вымышленное) — и этим дитём и называется дхарма.

Слушатель: Почему вымышленное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы же не мать и не отец.

Слушатель: А это не то, что в каком теле мы родились, то…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это же всё вымышлено. Мы считаем себя: «мать», «отец», «дядя», «тетя». А «дядя», «тетя» — это тоже настоящее? «Мать» настоящая, а «тётя» уже не настоящая. Это всё иллюзорное. Мы в этом мире играем какие-то роли. Мы не были матерью, а потом стали матерью. Это значит, что изначально мы не мать, не отец, не дядя, не тетя, не сын. То есть всякий раз, когда мы себя как-то обозначаем, у нас сразу объект долга появляется – раз! — и вырастает. Если я себя считаю госслужащим, то у меня автоматически появляется начальник, обязанности какие-то там, просители приходят, у меня есть старший, статский советник, действительный, тайный советник.

#36:04

Мы должны себя разотождествить.

Слушатель: Мы должны себя обуславливать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы должны себя разобуславливать. Мы должны понять, что мы есть не то, не это, не это. Но какое-то время исполнять долг. Арджуна понимает, что он не является… он даже не Пандав. Перед битвой на Курукшетре Кришна ему объясняет, что «ты вообще к этому миру не имеешь отношения, у тебя нет ни братьев, ни сестер в этом мире; соответственно, у тебя нет и обязанностей». Как только ты понимаешь, что у тебя нет сестры, то у тебя нет больше сестринского долга, братского долга. Жила-жила сестра — раз! — и умерла, и у тебя нет больше долга. Ты разотождествился как брат. Дальше ты сын.

Слушатель: Поэтому смерть нам помогает, да? Немножечко…

Б. Ч. Бхарати Свами: Смерть — это исчезновение, да, это амнезия такая. Арджуна понимает, что он не муж Драупади, что он не отец своему ребенку, что он не сын Панду, что он не брат Ютхиштхире. Он понимает, что единственная связь, которая вообще существует между ним и еще кем-то, — это связь между ним и Кришной. Всё остальное — связь вымышленная, мнимая. И когда он это понимает, он идет спокойно, без привязанностей в бой. Он точно так же «машет своей шашкой», но он не привязан к объектам, он не связан долгом. Он «машет шашкой», потому что Кришна его просит об этом, а не потому, что он хочет восстановить справедливость. Потому что Кришна ему показал будущее. Помните? Он показывает в 10- главе: «Вот смотри: будешь ли та махать шашкой? Я их уже всех убил».

#38:31

Скорейший путь.

Б. Ч. Бхарати Свами: И Арджуна Ему говорит: «Я хочу закончить с этим быстрее, я хочу к Тебе, Кришна». А Кришна говорит, что фокус в том, что скорейший путь ко Мне для тебя лежит через «махание шашкой».

Слушатель: Вот бы понять какой у нас скорейший путь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тот, что при инициации Вам духовный учитель говорит. Это и есть скорейший путь. Для нас скорейший путь — это смирение, терпение, уважение всех и каждого и не стяжание уважения к себе.

Слушатель: Это ко всем относится?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ко всем. Это ко всем последователям Махапрабху и, в частности, ученикам Шрилы Говинды Махараджа.

Слушатель: А к людям?

Б. Ч. Бхарати Свами: В смысле что относится?

Слушатель: Вот этот принцип.

Б. Ч. Бхарати Свами: Какой?

Слушатель: Который Вы озвучили: смирение, терпение…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, смирение, терпение относятся ко Всевышнему, то есть перед Ним мы должны быть смиренны и терпеливы. Но мы должны понимать, что окружающий мир для преданного — это обстоятельства. Как в актерском деле говорят: «предложенные обстоятельства». Кришна нам предлагает обстоятельства, нас Кришна как бы окружает, Он строит вот эти все пазлы.

Слушатель: Для того, чтобы мы какой-то урок прошли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Для того, чтобы мы очистились от корысти, для того, чтобы мы могли гармонично вписаться в антураж игры. Существует вечная игра. Господь, как правильно Гопал говорил, Он только играет, больше ничего не делает. Потому что Ему нечего добиваться. Соответственно, всё, что Он делает, — это игра. Корысть — это тянуть к себе. Понимаете, там идет игра: есть центральная фигура, вокруг этой фигуры разворачиваются события, какое-то театральное действо. И тут мы — раз! — на сцену: «Стойте! Вот он я!»

Слушатель: Да-да, в кокошнике…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как в «Посторонним вход воспрещен»: «О! А чё это вы тут делаете?» Там свои терки идут, там свои качельки… А мы такие: «Так! Стойте!» Причем такой толпой гапота из подворотни с семками и в кепках. Вы понимаете, мы друг друга воспринимаем как каких-то там красивых, некрасивых, каких-то таких сносных. А ведь они — то смотрят на мир глазами, смазанными любовью, — те, высшие существа, преданные. И представляете, какие мы, — мы же черти с хвостами, с копытами для них. Мы-то друг для друга – нормально. А так вот копыта, пятачок, рожки торчат, то есть черти конкретные с семками и в кепке. Поэтому Господь Шива стоит на страже с трезубцем, всех этих клоунов тыкает. Фейс-контроль. Если чертовская рожа, то не пустит. Господь Шива всегда во Вриндаване, есть Его храм на подступах к Вриндавану. В Варшане, там, где происходят самые сокровенные игры Кришны. Везде в наших матхах Шива. Он стоит на страже. Поэтому, чтобы гармонию не нарушили, нас не пускают туда.

#43:20

Что такое долг?

Слушатель И как раз здесь нам даются определенные уроки, чтобы мы хотя бы немножечко адекватили.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы должны …что такое долг? Прежде всего долг — это узы, которые связывают нас с предметами нашего внимания. Вот в моем сознании, где-то на периферии, существует некая сестра или отец, или ребенок. Я все-таки верю, что у преданных центральное место в сознании занимает Господь Кришна. А вот на периферии разбросаны какие-то очаги притяжения сознания. И они — как сила равна сумме приложенных сил…. Если мы движемся прямолинейно и равномерно, то по бокам у нас, сверху – снизу появляются какие-то центры притяжения, и наше движение корректируется в их сторону. Металлический шарик катится, его толкнули, и он катится в определенном направлении с определенной скоростью. А если сбоку стоит какой-то магнит, то шарик, он немножечко меняет… Магниты есть те самые объекты долга: родина, предки, земля. То есть мы должны исполнить свой долг перед предками: «Деды воевали!». Есть более тонкие: например, долг закончить дело какое-то, дело всей жизни. Или родители, дети — это очевидные очаги притяжения. И вот преданный — будем в это верить — при встрече с духовным учителем говорит: «Теперь у меня есть вектор – Кришна». Под Кришной мы понимаем не мальчика со свирелью, а нечто запредельное, т.е. собирательный образ Господа Бога. «Вот всё, у меня есть моя цель». Но существуют какие-то долги. И вот эти долги меняют траекторию. Он /преданный/ борется, он снова выравнивается, потому что всё-таки эта цель — очень мощное притяжение эта абсолютная гармония Шри Кришна. Преданный может отклониться, но потом он снова выйдет на заданную траекторию. Но бывает так, что он слишком приближается к объекту своего долга — дети, родственники и т.д. И он просто бросает свою изначальную дорогу, отступает и примагничивается…

Слушатель: А вот есть такое, что наоборот: не то, что примагничивается, а примагничивает других

Б. Ч. Бхарати Свами: Как это понять? Он может, например, искусственно оторваться: «Не нужны мне дети…» Эти все объекты долга меняют нашу траекторию по направлению к прекрасной Реальности. Это может быть. А кто-то хочет просто оторваться от этого, и он тогда в другую сторону попадает.

Слушатель: Неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: Если ты примагнитился за духовным учителем, то это возможно — самостоятельно все бросить. Как Арджуна говорит: «Всё. Я все хочу бросить, мне это ничего не надо. Разом порвать все узы». Кришна говорит: «Не получится, потому что объекты влечения у тебя в уме сидят. Ты привязан не к царству, к конкретным братьям, сестрам, женам, а ты привязан к самоутверждению. То, к чему ты привязан, — оно в уме. Физически разорвать узы — это самое легкое. Но у тебя в уме узы сохранятся, и ты потом новые /объекты влечения/ себе придумаешь». «Меняю одну сорокалетнюю на две двадцатилетние». Новые появляются центры притяжения. Кришна говорит: «Сейчас не время бросить, Я тебе скажу, когда бросить. Ты сражайся, но не потому, что должен исполнить долг перед этой семьей, восстановить справедливость и царство, а потому что Я тебя об этом прошу. А потом Я тебя Сам приглашу к Себе». То есть фактически Кришна исполняет желание Своего преданного. Арджуна говорит: «Я хочу все бросить и уйти в лес, в Гималаи». И как Пандавы закончили свой путь? Бросили все и ушли в Гималаи. Просто интервал где-то в несколько лет был. Они захватили все царство, немножко поправили. А потом бросили всё и ушли в лес впятером с Драупади. То есть Кришна исполнил желание Арджуны, которое он артикулировал в первой главе: «Я хочу все бросить». Кришна: «Пожалуйста. Только чуть-чуть подожди».

Слушатель: «Бхагавад Гиту» расскажу…

Б. Ч. Бхарати Свами: «»Бхагавад Гиту» расскажу, ты победишь… Собственно, победишь ты в любом случае, потому что Я этого хочу».

#50:08

Вселенская форма Кришны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Арджуна, кстати, потом забыл эту Вселенскую форму. Помните, как он говорит, запинаясь, он там в нескольких стихах повторяется: “Черепа этих царей через Твои зубы пролетают, размозжаются…». Арджуна потом это все забыл, потому что с таким кошмаром жить …

Слушатель: неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему это невозможно, в волосах же нет мышц… Маленькие могут встать, а большие… от электрошока. Или это завивка, или как это называется? Химия?

Слушатель: Перманент!

Б. Ч. Бхарати Свами: Самое прикольное — другие-то не видели. Кришна показал это только Арджуне. Представьте себе: они стоят посреди двух армий, беседуют, все воины ждут, когда же начнется. Эти, значит, между собой шепчутся, вдруг у одного волосы…. В шоке у него вдруг стрелы — всё повалилось из рук. Они же не слышат, что там происходит. Арджуна один видел Вселенскую форму.

Слушатель: А разве Санджая не видел?

Б. Ч. Бхарати Свами: Санджая тоже видел. Санджая видел, он просто передавал.

Слушатель: Транслировал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дхритараштра не видел, он потом спросил «А чё было — то?» у Кришны. И Кришна ему показал «чё было». Дхритараштра прозрел.

Слушатель: Хоть на время, говорит, дай глаза.

Б. Ч. Бхарати Свами: Говорит: «Всем так повезло, все Тебя видят, а я родился слепым от рождения». Кришна говорит: «Для того, чтобы Меня увидеть, тебе глаза физические необязательны». Он к нему туда пришел — в мозг.

Слушатель: Кроме Пандавов, кто-нибудь знал, что Кришна — Бог?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они только догадывались и сразу же забывали об этом.

Слушатель: А Шакуни, который против Кришны козни строил, не догадывался?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна подзуживал, конечно. Козни против Кришны без Его воли, без Его дозволения строить невозможно. Это мы смотрим и думаем, что Штирлиц против Бормана строит козни, а на самом деле это Татьяна Лиознова.

Слушатель: Конечно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Татьяна Лиознова

Слушатель: Кто такая?

Б. Ч. Бхарати Свами: Режиссер. Так же и здесь нам кажется, что Шакуни строит козни, а все — верховный Режиссер…

Слушатель: Нарада Муни тоже может везде пролететь…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нарада Муни даже есть эпитет — «Любитель распрей и войны». Он кого-то подначит. Классический пример с Хираникашипу.

Слушатель: С Камсой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, эти демоны уже готовы бросить все: «Не надо нам ничего!». Нарада Муни тут как тут, откуда ни возьмись: «Нет, давай-ка, заказывали драку, значит надо!»

Слушатель: Шикха и на конце бриллиант у Нарада Муни, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Ведь Камса простил свою сестру и решил не убивать.

Слушатель: Махарадж, а почему некоторые носят шикху, а остальные вайшнавы…

Б. Ч. Бхарати Свами: все вроде носят, если не облысели. У некоторых она внутрь растет, у некоторых наружу.

Слушатель: неразборчиво.

Б. Ч. Бхарати Свами: Во-первых, это красиво. Как в том анекдоте про еврея: «Во — первых, это красиво….» И все, дальше необязательно.

Слушатель: Не важна внешняя атрибутика?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, важно, почему… она дисциплинирует нас. Если вы идете как вайшнав одетый, с шикхой, в дхоти, то вы уже не будете совершать поступки, которые совершали бы в штатском, уже с разворота никому в челюсть не дадите. А если одет как патайский босяк, то можно с разворота и коленку сломать. Поэтому это важно.

#57:30

Концепция «Всепривлекающий»

Слушатель: Почему Кришна черного цвета, а Баларама белого?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна смуглого цвета. Красиво. Во-первых, это красиво: иссиня-черный. Дело в том, что все, что касается Кришны, не имеет «почему», потому что Он Сам – «почему». Мы должны понимать на нашем уровне концепцию эту, а не моделировать себе Кришну в уме. Черного цвета, белого. Кришна — это Всепривлекающий. То есть Он поглощает все внимание, и черный цвет олицетворяет поглощение. Черный — поглощает цвет, поглощает всё, не отражает ничего. Черный цвет обращен в себя. Это такое понятийное.

Слушатель: Смешение всех цветов, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, черное — это то, что ничего не отдает, только забирает. Такой Кришна по понятиям: Он всё поглощает. Он поглощает наши чувства, наше внимание, наши эмоции, наше имущество, наши приобретения, достижения — всё забирает. Он всё к Себе притягивает. Он является главным Центром притяжения, поэтому это аллегорически черное. Черное ничего не отдает, даже не отсвечивает. Все, что мы наблюдаем, есть отражение белого цвета. Это всё полутона. Белый цвет, вернее, золотой — отдает, а черный поглощает. Вот Кришна только забирает, Он ничего не отдает. А Баларама отдает, Он белый, Он отдает. Это противоположность Кришне. Поэтому мы говорим, что Баларама — олицетворение милости, потому что Он всё отдает. Белое — самое заметное, а всё остальное — градация заметности до самого черного. Черный — совсем незаметный. На черном фоне ничего не видно, а на белом фоне видно всё. Баларама ведет нас к Кришне. То есть милостью Баларамы, милостью Нитьянанды Прабху мы можем прийти к черному, к Кришне. На нашем этапе все эти мифологизмы мы должны понимать концептуально, а не … Мы должны понимать, что это означает. Кришна — любого цвета. Когда Гарга Муни проводил обряд наречения Кришны, он говорил, что в прошлый раз Он явился красного цвета, зеленого цвета, белого цвета.

Слушатель: И пастушки тоже все разноцветные. Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пастушки? Да. Так что Кришна всё поглощает, а Баларама — Он милосердный, Он нам отдает всё.

Слушатель: И золотой тоже, Радхарани…

Б. Ч. Бхарати Свами: Золотой — это источник, из Неё всё исходит. Она есть всевышний Господь. Не Он.

#61:48

Вайшнавы поклоняются Шримати Радхарани.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как Гурудев говорил, что мы в высшей степени шактисты. Шактисты — это те, кто поклоняются матери Природе, те, кто поклоняются женскому началу. Это характерно для примитивных культов — поклоняться природе, земле, Кали, Дурге. Это всё природа. Парвати — это всё олицетворение природы. А мы поклоняемся Пуруше. Вайшнавы поклоняются Пуруше, а не Его энергии. Шиваиты поклоняются Пуруше, потому что Господь Шива — это высшее мужское Начало, это верховный Господь. Но в зримом мире. А мать Природа — это подчиненная Ипостась, подчиненное Начало. Всегда подчеркивается, что вайшнавы поклоняются высшему мужскому Началу. То есть Вишну. Вишну стоит над высшим мужским Началом, над Шивой. Но Гурудев говорил, что в высшем смысле, то есть еще более высшем смысле мы — шактисты, мы поклоняемся Шримати Радхарани. То есть Она для нас выше, чем Сам Господь. Господь Бог.

#63:20

Кришна не отличен от Вишну.

Слушатель: В «Бхагавад Гите» было написано, что Кришна не отличен от Вишну.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Тот самый Кришна, который Арджуне говорил слова мудрости в «Гите», — Он не отличен от Вишну. Кришна в Матхуре, Кришна в Двараке — Он не отличен от Вишну. Они все Вишну, четырехрукие. В Двараке Кришна был четырехрукий. То есть у них там, конечно, были такие … встречался, как говорят французы, «пердимонокль». Они потом забывали, потому что они видели: как это так – четырехрукий? Не может этого быть. «Пердимонокль» с французского: перди — это терять, монокль — это монокль. Когда человек удивляется, глаза открываются и теряет монокль. А по-русски это большое удивление — пердимонокль. Вот с тобой случился пердимонокль.

Слушатель: Неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: У Него было там 16 с лишком тысяч жен, и со всеми Он занимался семейными утехами одновременно. Он исполнял перед каждой долг мужнин, перед каждой из 16 000 одновременно. И каждая при этом думала, что «Он только со мной, что ради меня Он всех остальных покинул».

Слушатель: Вот так иллюзия!

Б. Ч. Бхарати Свами: Иллюзия. Да. А самое смешное, что ни с кем из них не был, сердцем Он всегда во Вриндаване.

Слушатель: А в танце раса? Тоже думает, что танцует только с Ней одной…?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда в какой-то момент каждая из них подумала… Он же танцевал с каждой из них.

Слушатель: почему тогда люди придумали моногамию…неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: Как понять «придумали»?

#66:27

Вайшнавы вне каст.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кали Юга не в счет, а в прежние эпохи трем высшим сословиям разрешалось иметь несколько жен, ровно столько, сколько можешь содержать.

Слушатель: Как у мусульман.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Только шудрам запрещалось иметь много жен. Только одну жену.

Слушатель: из-за того, что просто «не потянешь».

Б. Ч. Бхарати Свами: Я даже не знаю. Шудры — пролетарии, люмпены. Что с них взять? Им бы на броневик залезть и винные склады разграбить. Потом назвать это революцией. Пушкой стрельнуть. Великая революция. Шудра — это внекастовое существо, ему не дается мантра, ему не дается знание, он должен просто работать. Но когда он покидает общество и принимает санньясу, он — наравне с остальными. И те сословия, которые были над ним, после его принятия санньясы он становится для них учителем. То есть духовный учитель неважно какому сословию принадлежал при социальной жизни своей, кем был в обществе, абсолютно неважно: шудрой, брахманом, кшатрием. Когда он покидает общество и принимает отрешение, то все его почитают над собой. Но вайшнавы вообще внекастовые, они вообще кастам не принадлежат. Они не выше и не ниже, они вообще никак к обществу не привязаны. В прошлые эпохи три высших сословия — это сенаторы, всадники и купцы, на санскрите это брахманы, кшатрии и вайшьи — они могли иметь много жен, сколько могли содержать. Но в Кали-югу, в эпоху, в которой мы с вами сейчас живем, нет ни брахманов, ни кшатриев, все — шудры. Нравы опускаются до уровня шудр. И то, что мы получаем брахманскую инициацию от гуру, — это лишь говорит о его милости.

Слушатель: а млеччхи – это еще ниже?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это иноземцы, немцы.

Слушатель: почему немцы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Немцы — это по-русски иноземцы, не меченные, не местные.

Слушатель: немецкий язык…

Б. Ч. Бхарати Свами: Германский язык. Нет немецкого языка, есть германский. В Кали-югу все становятся шудрами в лучшем случае; а так, конечно, неприкасаемые. И им, конечно, не разрешается иметь много жен.

#70:17

Признак развитой и недоразвитой религии.

Дело в том, что в недоразвитых религиях типа христианство, мусульманство… недоразвитые в хорошем смысле, не то, что они дурацкие и плохие, а они не объясняют всей сложности бытия, они недоразвились. И когда мы говорим «второклассник» — это не значит, что он дурак, он просто во втором классе. По сравнению с десятиклассником, он недоразвитый. В этом нет его вины, он может доразвиться. Не дорос /еще/. Вот христианство, мусульманство, всякие вуду и прочие — они все недоразвитые, в том числе кришнаизм какой-нибудь — недоразвитый. Есть высшая идея в полном развитии, а есть недоразвитые. Признак недоразвитых религий — это когда берется какое-то предписание, какое-то правило и это правило применяется ко всем без учета сословия, допустим, или духовного сана. Вот в этом один из признаков недоразвитости. Например, «не укради» или «возлюби ближнего своего», «не прелюбодействуй». Это преподносится как «всем надо». А вот в полной религии, в зрелой религии, там выделяется: когда не укради, у кого не укради, кто не укради. То же самое с моногамией, что касается вашего вопроса «иметь одну жену». Да, /но/ в каких обстоятельствах? В обстоятельствах трета, сатья юг — в прошлые века — они могли иметь не одну жену. Например, было правило, если брат умирает, то ты должен взять в жены его вдову. Такое правило было. В кали-югу эти правила меняются. Поэтому в зрелой религии существует правило, но оно не для всех, оно применительно к какому-то сословию или к какому-то духовному сану. Например, «не обмани». Кшатрий может обманывать, или вайшья. Что такое политика? Это многосложный обман, все /кшатрии/ друг друга обманывают, бизнес — тоже. Поэтому это правило «не обмани» не действует по отношению к высшим кастам, таким как купец и политик, там — можно. Брахманы не могут врать, а торговцы и политики могут.

#74:05

В кали-югу каст нет, но наклонности кастовые остаются.

Повторяю, в кали-югу нет торговцев, нет политиков — все шудры, которые строят из себя политиков, торговцев и священников. Но дело в том, что каст как таковых нет, но склонности людей есть. Конечно, один склонен к торговле, другой склонен схемы строить всякие, кого-то там обмануть, добраться до власти, а третий — ему надо просто сидеть, читать книги, изучать писания, просто изучать науки. Он формально не носит шнур, не брахман, но поскольку интеллигенция. Потом администраторы и бизнесмены и те же самые пролетарии. Нет, это мы в прошлых своих жизнях накапливаем какие-то склонности, какие-то качества, в этой жизни они вылезают наружу. Два брата-погодки, одному нравится сидеть у себя за компьютером, в тиши кабинета, а другой… Совершенно верно, все это тянется из прошлой жизни, и менять это абсолютно бессмысленно, все равно вылезет. Он становится политиком, ему это интересно. Да, душа накапливает эти качества, они потом вылезают и подавлять их бессмысленно, потому что даже если уйдешь в лес, ты начнешь строить барсуков, будешь между ними там: «Равняйсь, смирно!». Просто это надо обыгрывать, так устроено человеческое общество, что у всех каст, или, так сказать, сословий есть свои плюсы и минусы. Надо их знать. И знать, к какому сословию ты склонен, знать, какие риски тебя ожидают, и какие неприятности могут тебя поджидать. Если ты политик, ты должен знать, что ты подвержен стихии страсти, а в стихии страсти реакции приходят очень быстро. Политики — они склонны врать, они склонны совершать насилие. К политикам относятся не только те, кто на трибуне выступает, а это стражи закона — мусора, менты — все к кшатриям относится. А в их жизни есть место насилию. Есть правило «не причини насилие. Тебя ударили по щеке, а ты подставь другую». И в христианстве это всем дается. Это неправильно. Те, кому свойственно администрирование, они не должны этому правилу следовать: страж порядка не должен подставлять вторую щеку, он должен заковать в наручники и отвести к судье. А судья — это брахман всегда. Каждое сословие имеет свои плюсы и минусы. Если ты политик, то ты врешь, ты склонен к насилию, ты можешь есть мясо (я говорю про ведических). Всадникам или кшатриям разрешалось есть мясо. Из-за того, что ты больше подвержен страстям, ты больше совершаешь действий, и кшатрий тот, кто больше всего творит, он находится под влиянием творческой силы, то есть страсть — это творчество. Из-за этого быстро приходят реакции: ты совершаешь насилие, к тебе приходят реакции, тебя вызывают на дуэль и убивают; тебе объявляют войну и убивают. У брахмана ничего нет, у него только корова, его не убьют, но могут обидеть, например. Но какие у кшатрия минусы — это его вызывают на бой, на войну, и он не может отказаться. Потом быстро приходят реакции в виде всяких болезней, неудач, потерь и поражений. Но плюс — это то, что тебе не надо трудиться особенно, ты берешь себе «за так», ты берешь налог — 25% с каждого, просто обкладываешь и все. Они там зарабатывают, а ты себе берешь. Можешь забрать что угодно у своего подданного. То есть вот эти плюсы и минусы. А у шудр есть плюсы? Шудра не рассматривается, шудра должен всем служить. Шудра в переводе с санскрита переводится как «подошва», а по ней просто ходят и все, она в ногах. Но до поры до времени, пока шудры не принимают… как Видура, он же шудра, но он принял учительство и ему поклоняется даже Дхритараштра.

Надо знать свои склонности, сесть спокойно и подумать: «Что я по природе?» И не ломать свою натуру. Если по природе ты творческий человек, тебе интересно какие-то замуты устраивать, какие-то рамсы, как сейчас говорят, — не надо уходить в монастырь, потому что через некоторое время ты монахов начнешь расселять по кельям, откроешь ларек у входа. Уже не просто крест, а с брилликами пойдет. Вылезет все равно, не надо себя ломать. Надо лучше реализовать и двигаться дальше. Просто надо знать, что на этом пути тебя ожидают какие-то потери, какие-то приобретения.

#81:07

Женщины – не человеческие существа.

Женщины — это даже не рассматривается. Женщины не относятся к человеческим существам, даже ведические… А что такого? Мало ли, есть животные, есть люди и не люди, например, ангелы — они же тоже к человеческим существам не принадлежат. Женщины — это какие-то другие существа, которые на планете людей каким-то образом очутились. Вот есть планета людей, она называется Земля, и тут каким-то образом женщины появились. Да, но в кали-югу, надо иметь в виду, мужчины — все шудры, поэтому разницы большой нет.

Слушатель: А женщины к кастам тоже не относятся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Женщины, нет, они относились, но как? Они занимали статус своего мужчины. Да, она как нитка после иголки. То есть женщину мог взять муж из более высокой касты, но она не могла выйти замуж за более низкого. В этом смысле она принадлежит к какой-то касте. Да, она не является человеком.

Слушатель: Действительно считается, что женщина не может достичь просветления?

Б. Ч. Бхарати Свами: Женщина не может достичь просветления, и мужчина не может достичь просветления, душа — может, а души все одинаковые у шудры, женщины, мужчины. Более того, для служения Всевышнему женское тело более приспособлено, потому что у женщины есть естественная склонность к послушанию, это как бы внутри заложено. У мужчины — самоутверждение: победить в турнире, победу одержать. У женщин нет такого. У современных /женщин/, конечно, это /есть/, а в Европе почти /с мужчинами/ местами поменялись. Но я говорю сейчас о мужском и женском начале безотносительно к формам.

Слушатель: Женщины даже внешне поменялись

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я говорю о Германии, потому что мне это близко: они /там/ такие мужественные, а мужчины такие женственные. Нет, мужчины — нормально, а женщины приобрели мужские черты, короткие прически, такие квадратные.

Слушатель: А с чем это связано? Почему в Германии?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я просто знаю то, что я могу видеть. Наверное, и в Дании так же.

Слушатель: Я слышала, прочитала, что одного из политиков спрашивают, где у нас более распространена вот эта толерантность, в Голландии. Узнали, что у него недавно родился ребенок, поинтересовались здоровьем его мамы и спросили, кто родился-то? И он был крайне возмущен, что задали такой вопрос, сказал: «Когда оно вырастет, оно само расскажет кто оно».

Б. Ч. Бхарати Свами: Это признак более высокого сознания, чем , скажем, у нас. у русских. Европа — это сознание немножко шагнуло вперед.

Слушатель: Что, серьезно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это действительно, мое мнение.

Слушатель: То есть оно должно само решить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется это естественно, когда человек сам решает свой пол, свое имя

Слушатель: так оно же заложено, уже родилось.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но вдруг он себя чувствует мальчиком, ему неуютно в женском теле.

Слушатель: Это как-то связано с тем, что полубоги могли спокойно менять пол, например, женскую форму на мужскую форму?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, они не могли. Это какие-то редкие /случаи/, не все, не массово. Это было несколько таких случаев, вопиющих.

#86:14

Признак продвинутого общества.

Слушатель: А почему Вы рассматриваете это как продвинутость, а не как деградацию?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это мое мнение. Это предоставление живому существу свободы самому себя идентифицировать.

Слушатель: А может быть это деградация нравов?

Б. Ч. Бхарати Свами: В моей шкале ценностей это продвинутость, когда я сам себе выбираю, кто я, я себе выбираю профессию, я себе выбираю образование, кем я хочу вырасти, я себе выбираю пол. Это некая степень свободы.

Слушатель: неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: «к Богу» — не знаю, но, во всяком случае, неоспоримый факт тот, что западное общество более толерантно, в нем нет агрессии. А на мой взгляд это признак более продвинутого общества, там, где нет агрессии. Российское общество зашкаливает агрессией и ненавистью к разным группам. Для меня это признак продвинутости или непродвинутости. Когда все равно, ты идешь в женском платье или в мужском, или ты отрастил себе усы, как сейчас говорят «не будь бабой – побрейся». Дело не вот в этих конкретных проявлениях, которые нам кажутся смешными, а в реакции на эти проявления. Понимаете, в науке о системах есть такое понятие: устойчивая система характеризуется не аварией, а реакцией на эту аварию. Это же относится и к общественной системе: безопасность общества характеризуется не преступностью, а реакцией на эту преступность. Потому что воровство может произойти в любом обществе, но какова реакция? Быстро ловят или нет? Или не ловят и всем все равно. Вот сама реакция на проявление…..что там в Европе все ходят, значит, переодетые мужчины в женщину, женщины — в мужчин. Реакция… то есть ты можешь выйти в чем угодно и к тебе отнесутся с пониманием — так вот ты себя мыслишь. Там некоторые вшивают себе усы такие, как кошачьи, делают такую пластическую операцию и прямо вид у него, как у кошки, татуировки такие делают. Человек себя мыслит не мужчиной и не женщиной, а котом. Вот так человек себя взял и проявил. Это говорит о нем, а не об обществе. Не нужно путать стремление себя реализовать с реакцией на это стремление. Я же говорю сейчас о здоровье общества, а не о здоровье конкретных индивидуумов. Я считаю, что вживить себе рожки или усы кошачьи — это отклонение, отклонение конкретного индивидуума. Но общество, если оно спокойно на это смотрит, и если человек не проявляет агрессии при этом, общество при этом здоровое, как раз более здоровое. Слушатель: А гомосексуальность? Мужская и женская?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это личное дело человека.

Слушатель: Это же результат искажений человеческого ума.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если общество к этому относится толерантно, то оно более продвинуто. Вот в Индии, например, там гомосексуалисты — они в кучу сбиваются, на перекрестках они в женском платье попрошайничают. К ним совершенно нормально относятся, никто их там не закидывает яйцами. Это нормально. Здоровое — оно терпимо относится к проявлениям индивидуума, если его поведение не причиняет ущерб другим. Это, как и есть, здоровое общество, поэтому западное общество — оно более здоровое.

Слушатель: неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что есть абсолютный Мужчина — Кришна и абсолютная Женщина — это Его противоположность. А все мы от мала до велика, от букашки до творца вселенной имеем в себе мужские и женские черты: все-все-все-все. Там, где мужские черты переваливают за 50 % чуть-чуть, это живое существо рождается в форме мужчины. Там, где переваливает… это шкала такая.

Слушатель: Это желание живого существа быть мужчиной или женщиной, или это какие-то качества?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, что современное общество подталкивает вседозволенность, оно позволяет человеку проявить себя. Если в традиционном религиозном обществе это подавлялось, то сейчас это, особенно на Западе, это поощряется. И вот этот ползунок — мужское-женское — если он где-то там застрял на 50%, то может /быть/ и так и сяк. И живое существо рождается мужчиной или женщиной. Даже когда родилось, допустим, с мужской формой, а в результате воспитания или какой-то общественной атмосферы, каких-то событий, какой-то там травмы психической, этот ползунок раз и сдвинулся в женскую, а тело так нельзя резко сменить. Поэтому он себя чувствует женщиной, то есть в нем вот это подчинение, смирение, самопожертвование — все эти женские черты проявляются, а тело изменить нельзя, и он становится такой гомосексуальной личностью. И то же самое женщина: она становится такой более мужественной и, все видели, они характерно одеваются. Вот это сознание — ползунок- оно может бегать между вот этой риской 50: мужское/женское. Но в традиционном религиозном обществе вот эти небольшие сдвиги обществом порицались, поэтому человеческое существо, вдруг испытав противоположность своему полу внутри себя, он в себе это подавлял, а потом это все обратно возвращалось. Или в результате воспитания у него это не вылезало. А в современном обществе этих тормозов нет — религиозных, традиционалистских. Оно /сознание/ только сдвинулось и сразу хочется это реализовать. Оно так гуляет.

Слушатель: И реализует так успешно

Б. Ч. Бхарати Свами: Это минус, но если общество, повторяю, если общество к этому толерантно относится, то само по себе общество более здорово. Если общество с пониманием относится, что человек меняет свой пол или имеет однополого партнера, само общество относится терпимо, то более здоровое, чем то /общество/, кто начинают камнями закидывать.

Слушатель: Но общество – это же каждый в отдельности. Но с другой стороны Содом и Гоморра, когда ангелы пришли, и они уже женщин не хотели, они ангелов хотели, и Господь говорит: «Все сжечь» (далее неразборчиво).

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот пусть Господь это и делает, не наше дело бросать в людей камни. Это их личная жизнь, нас это совершенно не касается. Нам нужно сосредотачивается на своих проблемах, на своих страстях, недостатках, пороках, а не на чьих-то. Кто мы? «Не суди». Мы что, судьи? Господь Сам пусть судит, это Его прерогатива. На мой взгляд, нужно толерантно. терпимо относиться ко всем этим проявлениям.

В целом, когда фестиваль «Парад любви» в Берлине этот — очень прикольно. Не потому, что там они такие все, а там миллион человек и каждый себя реализовывает на этот день, как хочет. Как на Руси был такой Юрьев день… То есть в этот день он себя реализовал там, вышел в женском купальнике и все. А дальше весь год работает клерком.

неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: По крайней мере, это такой, правда, праздник, там так здорово. Там нет ничего непристойного, это в российской пропаганде они пишут… там с детьми гуляют. Ну что, мы, наверное, уже утомились. Нет, на самом деле, очень часто задают эти вопросы, кого-то это так беспокоит.

#99:20

Большинство, подавляющее меньшинство.

Поймите, как только мы присоединяемся к агрессивному большинству, которое подавляет некое меньшинство – любое: гомосексуальное или велосипедисты, или любители левой ноги полевого кузнечика — и начинаем осуждать за то, что те — другие, нужно помнить, что когда-нибудь мы тоже окажемся в меньшинстве. Более того, даже сейчас нет такого большинства универсального. В каждом этом большинстве есть свои меньшинства, и мы, как преданные, кришнаиты — мы тоже меньшинство. И если мы присоединяемся к оголтелым, агрессивным поборникам нравственности, то когда-нибудь эти самые поборники скажут: «Слушайте, а все беды у нас ведь от кришнаитов!» Когда они изведут всех гомосексуалистов, велосипедистов, любителей красных головных уборов, они возьмутся за кришнаитов…

Слушатель: Дворкин, там…..(неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот.

Слушатель: Считается, что если они придут к власти…

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто? Кришнаиты? Кришнаиты к власти не придут. Ложная тревога. Вернее, если они придут, то государственное устройство через пару дней рухнет. Поэтому здесь они могут спать спокойно. Пусть они лучше педофилов ловят и пятую колонну.

Слушатель: Хорошо, а вот педофилы, мы точно так же должны относиться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, к педофилам — нет. Педофилия — это насилие. Что такое насилие? Это влияние на кого-то, в данном случае сексуальное, лишив его свободы выбора. Когда двое взрослых людей, они там могут переодеваться, как хотят, стричься, менять пол, это их личное дело, это их свобода выбора. У ребенка нет свободы выбора, это принуждение и я, может быть, слишком радикален, но педофилов надо уничтожать. Да, потому что они…

Слушатель: А между прочим сейчас где-то в Европе педофилию …..это способ удовлетворения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это зло, потому что ребенок не может возразить. Вот когда ему исполнится 18 лет — пожалуйста, уже у него будет своя свобода выбора, а здесь у педофила свобода есть, а у ребенка-то нет свободы.

Слушатель: неразборчивая речь о гомосексуализме между мамой и ребенком 13-15 лет: «Один раз попробует, а дальше пускай он выбирает, его это или не его». Да, среди детей нельзя это пропагандировать, они очень даже красиво преподносят свою культуру, что многие на это ведутся, что даже 13-14-летние подростки…

Б. Ч. Бхарати Свами: А вот это надо пресекать. Более того, пресекать надо не только проповедь гомосексуализма, а вообще сексуальную проповедь, тут дело даже не в гомосексуализме.

Слушатель: неразборчиво об обстановке в Германии по этой теме

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, может быть как воспитание.

Слушатель: Опять-таки, а детская психика не готова, в общем, да, мне кажется…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не слышал, что это массово, может быть каким-то таким экспериментом в школах. По крайней мере у нас в Мекмюлле такого ничего нет, я преданную спрашивал, у нее ребенок учится. Нет ничего такого.

Слушатель: А Прабхупада был против?

Б. Ч. Бхарати Свами: У него первые ученики все были голубые

Слушатель: Да, он писал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру потом они стали все. Бхавананда был номер один, самый его… этот Бхактитиртха и Бхавананда. Это вообще самые первые два ученика на Западе. У него первый храм этот, проповеднический центр был на 26 Авеню, в Нью-Йорке, «Несравненные дары». Это место, этот райончик — это типа Сохо в Лондоне, там, где сейчас храм в Лондоне, Сохо-стрит, пересечение с Оксфорд-стрит. И вот этот райончик Сохо, там два квартала всего, очень маленький парк там, может быть 100 на 100 м, и дома вокруг — вот это Сохо называется. Это вот место культовое для всяких творческих и…

Слушатель: неразборчиво

Б. Ч. Бхарати Свами: И Бог с ним. Ну что, наверное, всё на сегодня? У нас сегодня такая содержательная беседа.

Транскрипция: Джива Деви Даси