Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2006 / «Этот спектакль самый главный»

«Этот спектакль самый главный»

http://www.youtube.com/watch?v=DcN7YNkWjiU

ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ

Лекция Б. Ч. Бхарати Свами от 16 июля 2006 года, Запорожье

 

# 00:00

Как не привязываться к результату?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как не привязываться к результатам? Кришна смотрит на наши старания, а не на результат. То есть привязываться к тому, чтобы стараться. Главное – стараться, а не то, как это получится. Как преподаватель, он ценит за старания, а не за результат. Например, учитель математики: результаты ученика его не особенно интересуют, потому что преподаватель может сам это уравнение решить, да он и ответ уже знает. Его интересует, как ученик старается это сделать. Так же и Господь: Он смотрит на то, как мы стараемся ради Него что-то делать, а не результат, который мы Ему принесли. Этим и отличается бхакти от кармы. Карма-йога – это когда мы что-то делаем и получаем результат, а результат предлагаем Кришне. А бхакти-йога – это когда мы старания предлагаем Кришне, а не результат. Потому что старание или попытки – это состояние души, а результат – это форма какая-то.

Слушатель: Махарадж, можно по-другому сказать, что старание – это единственное, что может быть нам присуще, а результат по любому Его.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Даже при любом старании будет все-таки результат, правильно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, будет, конечно. Просто не нужно его считать собственностью. Не привязываться к тому, что будет в результате старания. Может не получиться.

Слушатель: Получается, важно, какими идеями или духом проникнута жизнь садхаки?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Вектор направления. Если обращать внимание на результат, то можно отчаяться, потому что он далеко не тот.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если мы планируем какой-то результат – это значит, мы навязываем свою волю Хозяину. Мы Богу навязываем свою волю, если мы ждем определенный результат. Если мы ждем результата, то мы потом расстраиваемся, если не достигли этого результата, и радуемся, если достигли его; попадаем в двойственность.

# 03:20

Быть беспристрастным

Слушатель: То есть надо к любому результату относиться ровно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Это значит подавлять эмоции, которые возникают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не подавлять, а они просто не будут возникать. Если ты не ждешь плодов от своих действий, то есть не считаешь, что тебе плоды принадлежат, то тебе не надо подавлять. Как, например, ты же не радуешься от того, что Плутон вокруг Солнца вращается, и не печалишься. Просто тебя это не касается. Подумаешь… То есть к тебе это не относится. Точно так же все, что происходит в этом мире, от нас так же далеко, как Плутон. Тут между собой что-то такое происходит, что-то они делят.

Слушатель: Это то, о чем говорят гуны материальной природы? А мы своим желанием, настроением участвуем в этом, а так оно само собой все делается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наблюдаем. Да. Как в кино: там идет игра света и тени, а вы радуетесь или печалитесь. Что такое кино? Это просто игра света и тени. Или как на компьютере: если увеличить экран, то одни пиксели будут, да? Если близко подойти, то это будут просто разноцветные лампочки. Другими словами, цветомузыка. Как вы идете на дискотеку, а там цветомузыка, лампочки. Вы же не радуетесь от того, что там загорелась одна лампочка, другая лампочка? Но, наверное, если цветомузыка большая-большая и от нее отойти, то там можно увидеть какие-то образы, что лампочки там не просто так зажигаются, а кто-то кого-то застрелил, например. А близко – просто лампочки горят, и это у вас не вызывает никаких эмоций, так же как и в материальном мире. Что-то здесь такое происходит, но мы находимся на таком расстоянии, что мы в этом видим смысл. Например, если от экрана уйти довольно далеко, то это будет просто вдалеке точечка, я там никакого смысла не увижу. Просто будет мерцать точка. А если слишком близко, то я увижу просто цветомузыку. Поэтому, чтобы вникнуть в это, мне нужно выбрать какое-то среднее расстояние. Вот я выбрал. Здесь батюшки! Так смертоубийство происходит! Потому что если далеко отойти, то это просто блеклая точка. А если близко, то там хаотично что-то загорается. А здесь уже да, убили кого-то или наоборот, кто-то спасся, кто-то сыт или голодает. И вот наша беда, что мы в этом мире приблизились на таком расстоянии, что мы видим в этом смысл. А если, например, далеко отойти, то и смысла никакого нет, просто будет синяя планетка, а потом вообще точечка какая-то. Или если слишком близко подойти, то и никаких событий: ни хороших, ни плохих. Не вкладывать душу в то, что здесь происходит. Ну что, ну попал в кино. Что делать? Понимаете, если уж вы сидите в кинотеатре, это не значит, что надо смотреть. Просто фильм неинтересный, а выйти невозможно пока что. Значит, надо дождаться конца сеанса, когда пригласят с вещичками на выход, каникул дождаться.

# 8:05

Самозабвение в служении

Слушатель: Есть такое понятие, как самозабвение. Как тогда получается, что если преданный самозабвенен в служении, как при этом не теряется личность его?

Б. Ч. Бхарати Свами: Теряется. Для себя он потерян. Он не осознает, он не чувствует почву под ногами. Но для Того, Кому он служит, он остается, иначе пропадает лила, подлинность игры пропадает, непосредственность в игре. Например, Арджуна: в лилах Вриндавана он Вишакха Деви, в лилах Кришны на Курукшетре он Арджуна. Или, например, Бхима: когда Господь устраивает какую-то игру, какой-то спектакль, то Его спутники, участники Его труппы не должны помнить своих прежних ролей, иначе пропадет драйв в лиле. Как, например, Бхимасена (это один из пяти Пандавов): в той лиле он имеет с Кришной определенные отношения. А когда Господь приходит в облике Вьясадевы, Ведавьясы (это одна из инкарнаций Господа), то тот же самый Бхима играет роль Мадхавачарьи – это один из наших ачарьев в линии этой. Он выступает в роли Мадхавы. В средние века он поднялся в Гималаи и получил от Вьясадевы наставления по «Шримад Бхагаватам». Или когда Господь пришел как Чайтанья, Бхима принял облик Тхакура Абхирама. То есть в разных играх актеры играют разные роли, и при этом для того, чтобы это выглядело подлинно, они забывают о своих прошлых ролях.

Слушатель: А кто помнит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Помнит Господь.

Слушатель: Это Вайшнавы написали, правильно? Некто, кто может увидеть эту преемственность, да? Для души.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, какой-то из душ открывается видение. Например, Вишванатх Чакраварти Тхакур или Кришнадас Кавирадж. Они говорили, кто из спутников Чайтаньи играет ту или иную роль в лилах Кришны. То есть им это открывалось, это тоже элемент игры. Вот это и есть самозабвение – когда актер вживается в роль, и при этом не нарушает целостности и замысла игры. То есть он участвует в этой роли, и он забывает, что у него дома остались дети, молоко убежало. У него этот спектакль сейчас самый главный. Так же и в лилах Господа. Они играют роль какую-то и забывают, кто они такие. Но здесь нужно смотреть с другой стороны – где подлинное их существо? Когда они играют роль или когда они (в кавычках), кто они такие? Например, у великого актера, если его спросить… Помните «О бедном гусаре замолвите слово»?

– Я Арон Юльевич Зак.
– Нет, вы кто по паспорту?
– Так я по паспорту.
– Я Гай Юлий Цезарь.
– По паспорту?
– Нет, здесь, на сцене.

Вот, кто там подлинная личность, трудно очень определить. Душа, осознавшая себя слугой, познавшая иллюзию, реальность, мудрая душа или душа, которая обо всем забыла и считает, что она мать Всемогущего Властелина вселенной, в которой Он родился? Где подлинный? Кто она на самом деле? Самореализованная душа или мать Кришны? Конечно, мать Кришны. Потому что служение маленькому Кришне – это и есть подлинная реальность. То есть в реальности она Его мать. А ее самореализация, получается, это иллюзия, какое-то недоразумение. То есть великий актер, кто он на самом деле? Гамлет или какой-то семьянин? Где он чувствует себя в родной среде? Ходя по коридорам, выбивая льготы себе? Актер, кто он на самом деле? По паспорту или Юлий Цезарь? Если это подлинный гениальный актер, то он на самом деле Гамлет или Юлий Цезарь, а не Иван Иванович Смоктуновский. Когда ты увлечен, то думаешь: «Зачем мне выходные? Что я буду делать?» Правда? Вот так и душе: для нее естественно – это быть в какой-то деятельности, чем-то заниматься, но заниматься любимым делом. Не просто заниматься. Буддисты и майавади говорят: «Любая работа – это плохо».

Слушатель: Плохо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, то есть это нежелательно. Мы страдаем из-за того, что работаем, поэтому нам нужны выходные, каникулы вечные. Они не понимают, что те, кто любовно служит Абсолютной Красоте, для них каникулы – это ад.

Транскрипция: Валерия

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+3

Другие материалы раздела

2006-05-28

«Чистый разум, не дающий Бхакти»

2006-05-28

«Простые решения сложных желаний»

2006-05-31

«Исполнение долга на пути к Центру»

2006-06-01

«Обзор тонких стихий и моделей поведения»

2006-06-03

«О страдании»

2006-06-04

«На подступах к высшей идее»

2006-06-04

«Трудности духовного воспитания»

2006-06-10

«Доверять только подлинным ощущениям»

2006-06-14

«Кристина 31 год, без вредных привычек»

2006-06-15

«Тело – атрибут иллюзии»

2006-06-17

«Иллюзия динамики в статичном мире»

2006-06-23

«Вибрации души»

2006-06-24

«Мир сознания»

2006-06-29

«Содержание мантры»

2006-07-01

«Скорость света, скорость сознания»

2006-07-06

«Быть рабом у Самого Свободного»

2006-07-08

«Вера – это индивидуальная ноша»

2006-07-14

«Кумир – это понятие»

2006-07-14

«Красивый наказывает уходя»

2006-07-15

«Истина выше меня»

2006-07-16

«Сверхсознание, недоступное для меня»

2006-07-16

«Этот спектакль самый главный»

2006-07-19

«Страсти по Аум Синрикё»

2006-07-19

«Кожа, в которой я живу»

2006-07-19

«Наблюдатель не совершает поступков»

2006-07-20

«Самовыражение души»

2006-07-21

«Моё естество — служить бесконечности»

2006-07-25

«Свободные от времени»

2006-07-25

«Взгляд на Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам»

2006-07-30

«Парамахамсы – парящие над землёй»

2006-08-03

«Сознание»

2006-08-05

«Не занимать много места»

2006-08-06

«Умиротворение, или радость?»

2006-08-10

«Истина»

2006-08-12

«Кшара и акшара – меняющееся и неизменное»

2006-08-18

«Карма моего тела»

2006-08-23

«Наступление Века Кали»

2006-08-23

«Связанные самым свободным»

2006-08-26

«Имперсонализм»

2006-08-27

«Идея и форма»