«Где обитает Душа?» (РУС+DE)
«Где обитает Душа?» (РУС+DE) | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 11 декабря 2015 года, Мёкмюль, Германия
- Что значит знать Бога? (00:00)
- Где находятся наши души? (09:25)
- Как понимать: душа ушла в духовный мир? (28:22)
- В чём заключается иллюзия? (40:05)
- Действие, бездействие и игра (49:17)
- Где точка может стать кругом? (61:48)
- Волшебный крючок Кришны (74:18)
- Выйти замуж за Иллюзиониста (81:25)
- Серый Кардинал (86:36)
На видео записан только фрагмент данной лекции.
https://www.youtube.com/watch?v=x7C8ffWlygo
Где обитает Душа?
# 00:00
Что значит знать Бога?
Слушатель: В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит: «Тот, кто знает Меня, знает всё». Я думаю: как можно знать Бога?
Б. Ч. Бхарати Свами: Существует несколько аспектов или граней Бога. Его полностью знать невозможно, даже Он Сам Себя не знает. Какие-то аспекты Его мы можем знать, например, аспект – как Первопричина всего. Одной из Его характеристик является сарва карана каранам, что означает «причина всех причин». Но какие-то аспекты мы можем знать, например, аспект – как Первопричина всего. И если мы знаем, что есть первопричина всего, то мы можем познать всё. Это означает, что на что бы мы ни посмотрели, у любого предмета есть причина, у всего, и если мы идём за причиной этой причины и так далее и так далее, то мы приходим к Первопричине, таким образом, если человек разумный, он может видеть причину во всех предметах, и это есть видеть Бога.
Мы можем видеть свет, мы смотрим чёрно-белое кино, и мы видим картинки, мы видим как человек берёт какой-то предмет в кино и идёт. Если спросить человека несведущего, что он видит, он скажет: «Я вижу человека, я вижу мужчину, который берёт какой-то предмет и кладёт в другое место». Но если спросить мудрого человека или спросить физика, он скажет: «Я вижу игру света и тени, я вижу, как чёрное и белое играет между собой и появляются какие-то более тёмные пятна и какие-то менее тёмные пятна». Но обычному человеку кажется, что он видит предметы или мужчину, на самом деле это просто чёрное и белое. Чёрное пятно – это там, где света вообще нет, белое пятно – там, где свет присутствует полностью, а серое – там, где свет присутствует не полностью, и в зависимости от того, где свет присутствует меньше, у нас всё более и более чёрное. И дальше физик скажет, что я вижу свет, не игра чёрного и белого, а просто свет и отсутствие света. Чёрное – это там, где вообще нет света, а так как этого нет, то об этом нет смысла говорить. Есть полное присутствие света, частичное и отсутствие света, во всех этих трёх состояниях главное – свет, поэтому мы скажем: «Я вижу мужчину», а он скажет: «Я вижу везде свет, но в разной его пропорции». Везде свет, но в разной форме присутствия.
Точно так же видеть во всём Бога – это значит видеть не как несведущий человек, предметы, а видеть Его присутствие как тот самый свет, в той или иной пропорции, в том или ином явном или скрытом присутствии. Кришна говорит: «Тот, кто познал Бога, познал всё». Если мы разумом видим Его присутствие везде, то мы видим мир так, как он есть.
# 09:25
Где находятся наши души?
Слушатель: Такой вопрос: где находятся наши души? Человек может находится на Земле, в теле человека, быть растением, может быть животным, может находиться на планете Земля, на высших или низших планетах, а душа находится в одном и том же месте? Если обобщить вопрос: где находятся наши души?
Б. Ч. Бхарати Свами: Надо перевести сразу. Мы привыкли к тому, что если что-то существует, то оно существует где-то, это является ошибкой. Иными словами, если что-то существует, то оно существует в какой-то протяжённости, с какой-то протяжённой характеристикой (я не знаю, как это будет по-немецки). Если что-то существует, то оно существует где-то в пространстве.
Слушатель: Во времени, наверное.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, оно существует где-то в пространстве: начинается здесь и кончается здесь, и во времени: начинается здесь и кончается здесь.
Слушатель: Какой-то фильм где-то.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если я говорю: существует фотоаппарат, это означает, что он существует в каком-то месте, какой-то точке пространства и по соседству (сверху, снизу) его уже нет, и во времени: когда-то его не было и когда-то не будет, а это является ошибкой. Мы привыкли думать, что если что-то существует, то оно существует где-то и когда-то. Но это не очевидно. Есть такие субстанции, такое существование, которое существует не «где-то» и «когда-то», а просто существует. Кант называл эти вещи, которые существуют не где-то и когда-то, «идеями чистого разума». Окружающий нас мир делится на две категории, и они диаметрально противоположные. Те характеристики, которые присущи первой категории, абсолютно отсутствуют у второй категории, и наоборот. Эти две категории – это наблюдаемое и наблюдатель. Иными словами, то, что я наблюдаю, имеет две характеристики: оно существует где-то и когда-то (любой предмет, который я возьму, или понятие). А наблюдатель существует не «где» и «когда», а он существует вне этого. Это очень здорово, что под наблюдаемым я понимаю не то, что мы видим, а то, о чём мы можем помыслить в том числе мыслимое, воспринимаемое. Наблюдатель есть я, наблюдаемое есть не я, поэтому всё, что я вижу, – это не я.
Слушатель: Немецкий язык очень сложный.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вери гуд! Вери философский. А-а, понял! Поэтому всё, что я вижу, – это не я, свои руки, то, что вижу в зеркале, это не я, только потому, что я это вижу. Тот, кто наблюдает, находится вне рамок времени и пространства. Где находится душа? Душа – это наблюдатель, это такое христианское слово «душа», а на самом деле это наблюдатель. Наблюдатель находится вне времени и пространства. Не всё, что существует, существует в рамках пространства, и поэтому к нему нельзя применить понятие «где». Например, бесконечность, про неё нельзя спросить: «Где существует бесконечность?» У неё нет протяжённости. Или точка, точка существует нигде. Она существует в сознании. Когда я говорю «точка», это не маленький кружок, а это именно точка. Нас окружают какие-то предметы, и любой этот предмет можно увеличить масштабированием. Если мы возьмём телефон и сфотографируем его, то мы можем его увеличить или уменьшить, менять размер. Но точку я не могу увеличить, как бы я ни увеличивал телефон в размерах, точка всегда будет предельно малой, потому что точка есть идея. Точно так же душа. Только в вайшнавской традиции это не душа, а это «я», сознание.
И я могу себя увеличивать, как хочу: я могу кушать, и моё тело станет больше; могу не есть, и оно станет меньше. Я могу работать со своим телом. Но сколько бы я ни ел, я как наблюдатель не увеличусь, потому что у меня нет размеров. То, что нельзя увеличить или уменьшить, оно находится вне размеров, а про то, что вне размеров, нельзя сказать «где». Так же как бесконечность, её нельзя увеличить или уменьшить, поэтому нельзя сказать, где она. В этом примере бесконечность – это Бог, поэтому нельзя сказать, где Он, потому что Он Бесконечность, Он нигде, Он везде и бесконечно малая точка, «я», атма, душа, она тоже нигде, потому что её нельзя увеличить или уменьшить.
Бог и душа, они нигде, они вне предметов наблюдений. Но когда душа находится в иллюзии, когда она видит сон, ей кажется, что она где-то, нам кажется, что мы находимся в комнате. Как в компьютерной игре, когда вы ходите по комнатам на мониторе, вы можете сказать: я вышел на улицу. Есть такие игры: ты по лабиринтам ходишь, вышел на улицу, потом опять в дом зашёл. И когда тебя спросят: ты где был? Ты скажешь: «Я был на улице, снаружи», а на самом деле ты сидел и пялился в монитор. Поэтому на вопрос: где находится душа? Ответ: «Душа находится там, где её внимание». Если моё внимание в этом пространстве, у меня ощущение, что я здесь, но я не здесь. Как сейчас можно надеть на себя шлем, поставить диск, и походить по комнатам Британского музея, и сказать «Я был в Британском музее». На самом деле я был у себя. Я был там, где моё внимание, картинка менялась, а у меня ощущение, что я где-то находился, а на самом деле я всегда там, где моё внимание. А что такое внимание? Внимание – это принадлежность меня, я сам в себе. Внимание, оно вот тут, не вот тут, конечно. (смех)
Слушатель: Хочешь, переводи?
Слушатель: Не-ет!
# 28:22
Как понимать: душа ушла в духовный мир?
Слушатель: А вот когда говорят, что душа вышла из круга самсары и ушла в духовный мир, это означает что?
Слушатель: Внимание ушло?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, она ушла. Это означает, всё её внимание.
Слушатель: Внимание здесь и уже не представляется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Само внимание. Душа есть внимание в концентрированном виде. Душа – это точка внимания, она может туда направлена, сюда направлена, но может и сдвинуться сама по себе в духовный мир. Не то что она останется на своём месте, она уйдёт куда-то. Внимание и есть там, она уже там находится, в мире Брахмана. Она уже находится в мире духа. Душа – это лучик света.
Слушатель: Можно сказать, что душа – это здесь и сейчас?
Б. Ч. Бхарати Свами: Можно сказать, конечно.
Слушатель: Или это не так? Если это внимание, внимание оно всегда видит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сознание, или внимание, душа – это концентрированное внимание, и самсара – это когда твоё внимание по кругу гуляет, душа по кругу гуляет, сначала внимание в одно место, потом в другое место, и в этих областях внимания тебе кажется, что ты собака, человек. Сложно переводить, да?
Слушатель: Нет. Просто, чтобы было понятно. Вам понятно?
Слушатель: Да. Мне очень интересно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас, я ещё добавлю, что есть везде разлитой вездесущий свет, и в какой-то фазе своего существования свет обращается как в отдельную частичку, в фотон света, и этот фотон света начинает пребывать в иллюзии некой, происходит некое затемнение. В едином свете появляется маленькая частица, которая попадает в состояние затемнения, то есть видоизменяется. То, что мы с вами наблюдаем, – это игра присутствия света и отсутствия света, ноль и один, ноль – это отсутствие света, один – присутствие, и их соединение в разных пропорциях создаёт тени. Есть свет и есть тень.
Слушатель: Подождите, можно не всё сразу? А то я потом не могу. Как было в конце? Я перепутала.
Б. Ч. Бхарати Свами: То, что мы наблюдаем, – это игра света и отсутствия света. Один и ноль, а мы видим множество градаций, когда один и ноль так играют, в разных пропорциях соединяются, что получается что-то между ними среднее. Но изначально всё есть свет, а потом появляется фаза, когда мы находимся в состоянии или тьмы, или полутьмы – это игра света и тени.
Слушатель: Как мы эту тёмную частичку, которая появляется, как её назовём?
Б. Ч. Бхарати Свами: Душа, только душа в иллюзии, во тьме.
Слушатель: Это её состояние?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это её состояние. Теперь возникает вопрос: каким образом она вдруг попадает в состояние полутьмы, в состояние игры белого, серого, чёрного? Каким образом? Если мы до этой мысли доходим, то мы осознаём, что что-то нас вывело в это состояние, какая-то иная сила привела в состояние иллюзии. Эта иная сила есть то, что находится за пределами Брахмана, света. Это сила лилы, игры Господа Бога. Когда мы говорим «выйти из самсары», это – опять стать светом, разлиться светом. Но когда мы понимаем, что нас же что-то вывело? Значит, есть что-то более высокое и пойти дальше, в тот мир, где играет некая Сила, выводящая Брахман из состояния света, это есть возвращение на Голоку. Не возвращение, а вступление в духовный мир.
Слушатель: Сейчас, попробую!
Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте!
Слушатель: Я как понял.
Слушатель: Он говорит: то, что вы говорили по-русски, он понял, как я перевела по-немецки.
Слушатель: Я не очень хорошо говорю по-русски.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я это понимаю. (смех)
Слушатель: Вы, давайте, вклинивайтесь, потому что это трудно. Если что, вы мне помогайте.
Слушатель: Только ты можешь!
Слушатель: Что я? Я серьёзно говорю.
# 40:05
В чём заключается иллюзия?
Слушатель: Махарадж, я правильно понимаю то, что душа в этих комбинациях единичка, нолик находится в иллюзии?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда начинаются эти комбинации, она в иллюзии.
Слушатель: Душа входит в это состояние?
Б. Ч. Бхарати Свами: Её кто-то толкнул, вывел из себя. Этот кто-то и есть сила, запредельная ей, что-то более высокое, чем она.
Слушатель: Когда мы слышим, что Господь ждёт нас, это значит, мы должны сами выйти из этого состояния или как?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну сами или с помощью.
Слушатель: Ну да, я имею в виду…
Б. Ч. Бхарати Свами: Прекратить крутиться, по ту сторону. Иллюзия в чём заключается? Иллюзия – это движение вещей, изменение есть иллюзия. Возьмём пример: телевизор. По телевизору тёмный экран, загорается точка, и дальше она движется с какой-то скоростью по экрану. Это есть иллюзия, никакая точка нигде не движется. Что происходит? Одна область гаснет, соседняя зажигается, потом эта гаснет, следующая снова зажигается. Этот пиксель никуда не движется, он загорается или гаснет, загорается или гаснет. У него никакой скорости нет, но когда это происходит последовательно с соседним, у нас возникает иллюзия, что вот эта точка пошла двигаться, но это уже другая точка начала, следующую секунду уже другая пошла, потом ещё другая. Но у нас иллюзия, что это эта точка бежит куда-то. Этот пиксель, эта точка – это и есть наша душа, наше я. Мы никуда не ходим, не перемещаемся, просто вокруг нас что-то загорается, гаснет, а у нас иллюзия, что какие-то движения происходят. Движения никакого нет, а есть иллюзия, что что-то движется.
Но это всё неинтересно. Интересно, кто нас заставляет зажигаться и гаснуть? Кто нас приводит в состояние этой иллюзии? Мы есть свет. Кто нас выводит из состояния частички света в состояние полутьмы, игры? Священные Писания, Веды говорят, что это Господь Бог, Он нас толкнул, зажёг, мы попали в эту иллюзию, и, осознав это, мы говорим: «Нам обратно этот свет уже не нужен». Зачем нам быть этой лампочкой? Мы хотим туда, кто нас зажёг, с Ним поиграть, это называется лила. Тут есть один важный момент: любое наше действие влечёт какое-то последствие, что бы мы ни сделали, придёт некая реакция за любое действие. Я зажёг лампочку, и мне в конце месяца придёт Мahnung, (напоминание о неоплаченном счёте), счёт. А Он делает что хочет, зажигает любые лампочки, а Ему за это ничего нет. В этом отличие действия и игры. За действие нужно отвечать, а за игру ты не будешь отвечать. Господь Бог играет, Он ни за что не отвечает. Все остальные, что бы они не делали, несут ответственность, даже если тебе кажется, что ты играешь, в конце концов к тебе придут или со счётом, или с наручниками.
# 49:17
Действие, бездействие и игра
Б. Ч. Бхарати Свами: В мире иллюзии мы не играем, к сожалению. В мире иллюзии мы за всё отвечаем, в мире майи мы действуем. Есть мир правды, Истины, там мы не действуем, это состояние просветления, застывшего света. А за пределами этого мира бездействия есть мир безответственного, это называется игра. Есть мир иллюзии, мир действия, здесь за всё надо отвечать – карма. И есть мир просветления, там действие всякое останавливается, душа осознаёт, что она ничего не делает, что всё, что она делала, было иллюзией, на самом деле она пребывает в полном свете. Нет движения.
Слушатель: Относительно статическое состояние?
Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно статическое. Там, где снова начинается движение, это не действие, а игра. Эта область называется духовный мир, там нет причинно-следственных связей, там за каким-то действием не обязательно следует такое-то последствие. В этом мире за одним событием обязательно следует другое событие, это называется причинно-следственная связь, карма. В этом мире, если на тебя наедет грузовик, то тебя разомнёт в лепёшку, есть чёткая причинно-следственная связь. В мире просветления, где нет движения, на тебя ничего не может наехать, потому что ничего нет, это просто комната, полная света. Какие грузовики? Это глупость какая-то, всё свет. [говорит на английском]. Есть другой мир, где грузовик тебя ударяет и – сам в лепёшку или превращается в цветок, это мир игры. Там нет причинно-следственной связи, там всё основано на любви.
Слушатель: Этот пример «грузовик и цветок» можно сравнить с примером, как Вы рассказывали в одной лекции, что Шридхар Махарадж когда-то ехал в поезде и видел йога с учеником, и когда ученик попросил своего учителя яблоко, и тот просто протянул ладонь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, такое.
Слушатель: Это тоже?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это когда матушка Яшода за баловство связывает Кришну верёвками, то верёвок всё время не хватает. Это я не знаю, правда или нет. У неё не хватило чуть-чуть верёвки, и она с себя сняла, у неё опять не хватило, и она добавила. Тогда она пригласила всех своих подружек со всей деревни, связала верёвку, стала связывать и – снова не хватило. Тогда она сказала: «Ну, что ж такое? Пожалуйста, свяжись!», и верёвка связалась и как раз достала. Всё построено на любви. Или когда однажды Кришна не хотел спать и она сказала: «Ты закрой глаза, иначе сейчас придёт чудовище». Он спрашивает: «Какое чудовище?», и она стала описывать: такое большое, волосатое, без шеи, с треугольной головой, с одним глазом. Она описала такого, которого не бывает. И Кришна закрыл глаза, чтобы не видеть это чудовище, и когда матушка Яшода вышла на улицу, она его увидела. Потому что Кришна подумал: «Ну моя мама не может же врать, если она что-то выдумала, значит, оно есть», и она это увидела. Кришна повергает в иллюзию всех, в том числе и своих преданных.
# 61:48
Где точка может стать кругом?
Б. Ч. Бхарати Свами: В этом мире иллюзии мы находимся в иллюзии, потому что мы завидуем Кришне. Мы преисполнены к Нему зависти и жадности.
Слушатель: Почему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что.
Слушатель: В чём это заключается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы хотим приобретать. Мы хотим становиться больше. Точка вдруг хочет расти, а это невозможно. Точка может стать кругом только в иллюзии, только в своём воображении.
Слушатель: Махарадж, в этот момент мы находимся в свете, когда мы вдруг обрастаем желаниями что-то иметь больше?
Б. Ч. Бхарати Свами: И сразу мы попадаем в игру света и тени.
Слушатель: И поэтому из света нас выталкивают?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы попадаем из состояния света в состояние перетекания: из света в тень, в темноту и так далее.
Слушатель: Я не могу сформулировать твой вопрос, повтори, пожалуйста.
Слушатель: Махарадж сказал, что у нас появляется желание расти, когда мы находимся в свете, и за это желание нас выталкивают.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в игру полутеней.
Слушатель: Получается, этот свет – это состояние не-действия?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, состояние просветления.
Слушатель: Тогда почему в состоянии не-действия у нас вдруг появляются такие желания?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, желания появляются только потому, что Господь воздействует, Он выводит нас из состояния просветления.
Слушатель: Бездействия.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, просветления.
Слушатель: А зачем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Играет.
Слушатель: А, вот так.
Б. Ч. Бхарати Свами: Всё, что Он ни делает – это игра. В Его действиях не можно задать вопрос: «Зачем?»
Слушатель: Получается, мы как маленькие подопытные кролики?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы как маленькие частички света, вдруг оказавшиеся во тьме. Это есть создание и уничтожение мира. Создание мира – это когда мы попадаем в состояние действия, в состояние кармы, иллюзии, это и есть создание мира. Как мы сейчас находимся в комнате и видим предметы какие-то. На самом деле мы не предметы видим, а области затемнения и просветления: более светлые, более тёмные, но мы говорим, это предметы. На самом деле, предметов нет, есть разные области. Чтобы развить этот пример, изначально мы с вами находимся в комнате, залитой светом настолько, что мы не различаем вообще предметов. Так светло, что даже ничего не видно. Полностью в состоянии света.
Слушатель: Это изначально, это когда душа?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это изначально. Это наше изначальное состояние: свет настолько, что ничего не видно. Такие лампочки включили, что даже руку не видно, настолько светло.
Слушатель: Можно сказать, что это наше состояние, когда мы…
Б. Ч. Бхарати Свами: Это наше первоначальное, вне иллюзии состояние.
Слушатель: Когда мы приближены к Богу?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это наше изначальное состояние, первоначальное. Это такой свет, что неразличимо, вообще ничего: ни движения, ни предметов, ни понятий. Это состояние, когда ты не отличаешь себя от света. Нет различия между тобой и этим светом, ты и есть этот свет. И потом кто-то начинает уменьшать свет. Мы находимся в состоянии волны, свет – это волна, и свет начинает уменьшаться и появляются очертания в зависимости от того, в каком ты треморе пребывал. Этот тремор создаёт ощущение предметов. Просто постепенно выключают свет.
Слушатель: Можно сказать: вибрации?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Сейчас на самом деле мы не предметы видим, а мы воспринимаем какие-то вибрации, и в иллюзии нам кажется: «Я вижу шкаф, барабан, я слышу звуки», а это просто восприятие вибрации некой. Когда этот свет приглушён, мы все, большинство из нас, начинает очаровываться этими предметами. Свет приглушили: «О, есть барабаны, шкафы, есть пианино. Мир наполнен такими прекрасными предметами! И непрекрасными тоже». Мы попадаем под влияние вибраций, своих же собственных. Свет погас. Это большинство, но какое-то меньшинство смотрит: «Ух ты, кто-то погасил свет. Это крутой чувак! Кто-то погасил свет, и я это всё увидел. Круто не то, что я вижу, а есть кто-то, кто способен это сделать». И он начинает искать: «Где же Тот, Кто лампочку эту приглушил?» Это называется духовный поиск или поиск Бога. Меня не интересует то, что я это всё увидел, меня интересует Тот, Кто это всё устроил. И он начинает искать Кришну. Шридхар Махарадж это называл поиском Шри Кришны, Прекрасной Реальности, schӧne Realitӓt. Всё? Какие-то возражения, может быть?
# 74:18
Волшебный крючок Кришны
Слушатель: Махарадж, у меня вопрос. Когда все души ещё до того, как попали в самсару, эти души, светлячки, маленькие лучики какие-то из них так и остались лучиками, а другие захотели раздуваться в точку. Что послужило этим волшебным крючком, на который попались эти души, которые захотели раздуваться в точку?
Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, те, которые были ближе или дальше, кто-то сбоку, там непонятно, как. Везде свет, свет приглушили. У одного такие иллюзии, у другого сякие иллюзии, а кого-то вообще ничего не интересует, остался в этом свете, поближе к лампочке. Но у всех происходит иллюзия.
Слушатель: У всех?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Невозможно такое, что Кришна приглушает свет, а кто-то остаётся всё равно просветлённым. У всех, если кто-то остался в состоянии просветления, прослойка света Брахмана всегда существует, это означает, что Кришна до них ещё не добрался по своему желанию, но ещё доберётся. Ну, и хорошо! Может, кто-то хочет рассказать о красотах мира?
Слушатель: Какого?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот этого. Может, кто-то может назвать что-то очаровательное? Может, у кого-то есть желание сбить нас с толку?
Слушатель: Скорее какое-то разочарование. Почему, почему я когда-то очаровалась? Непонятно. Поэтому я думаю, на какой такой крючок я попалась?
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто, если Кришна хочет нас ввести в заблуждение, у нас просто нет возможности не попасться. Мы не просто попадём в заблуждение, а мы попадём именно в такое заблуждение, в какое Он хочет! Теперь вопрос: зачем? Зачем же Он этого делает? У Шридхара Махараджа есть другая книга, она называется «Любовный поиск заблудившегося слуги». Если мы находимся в этом совершенном свете, даже Он не может помочь найти Себя. У нас даже шансов нет, когда мы пребываем в этом ослеплённом состоянии совершенного света. Он хочет вовлечь нас в Свою игру.
Слушатель: Кришна хочет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Кришна, поэтому «любовный поиск заблудившегося слуги». Он нам приглушает свет, у нас появляется иллюзия, большинство летят на эту иллюзию, как мотыльки, но кто-то говорит: нет, ребята, стойте, кто-то ведь приглушил этот свет? Этот кто-то, наверное, совершенно нереальный чел! И он отворачивается от того, что все летят на эту иллюзию, и идёт в другом направлении, к Тому, Кто там включает и выключает. Если бы Он не поместил нас в эту игру света и тени, у нас даже не было бы шанса обратиться к Нему.
Слушатель: Искать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Даже не возникло бы желания, это состояние комы.
Слушатель: Без желаний?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но при этом вокруг не тьма, а свет, что одно и то же.
Слушатель: Махарадж, первоначальное состояние – это не состояние любви, а состояние стабильности?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
# 81:25
Выйти замуж за Иллюзиониста
Слушатель: Можно сказать, что таким образом наша душа посредством движений туда-сюда как будто экзаменуется? Насколько наше желание попасть туда, к Главной Личности, которая включает и выключает свет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда мы скажем: «Меня не интересует то, что я вижу, меня интересует Тот, Кто всё это устраивает. Господь, мне не интересно, что ты мне показываешь, мне интересен Ты Сам». Как в зале фокусник достаёт из шляпы платочек, кролика и все: «Ах!» Они вообще на фокусника внимания не обращают, они очарованы фокусами, потому что он в тёмном, его не видно. Весь зал смотрит на эти фокусы, все хлопают, аплодируют, и когда спектакль заканчивается, только одна встаёт, подходит к нему и говорит: «А можно за вас замуж выйти?» (смех) «Меня не интересуют кролики, всё остальное. Можно за вас замуж выйти? Возьмите меня в жёны». Это преданный говорит: «Господи, можно к Тебе туда, откуда Ты всё это? Я могу быть слугой, другом, родителем, возлюбленным…»
Слушатель: Возьми меня к Себе!
Б. Ч. Бхарати Свами: В любом качестве: травинкой могу быть, песчинкой, женой, слугой – кем хотите! Ну что, на этой грустной ноте? Поскольку нам это не светит, надо заканчивать и перейти к тому, ради чего мы собрались, – это поесть. (смех). Если не выбрались из иллюзии, то хотя бы поедим! (смех).
Слушатель: А вообще ещё лучше мясо!
Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем? Да?
Слушатель: Нет, я не про нас, я про людей в другом месте.
Б. Ч. Бхарати Свами: Что у вас?
# 86:36
Серый Кардинал
Слушатель: Я хотел спросить: а в духовном мире, если мы в начале разговора говорили о внимании. В духовном мире, получается, у всех душ полная стопроцентная концентрация на Кришне? Кришна даже в духовном мире ведь тоже играет и вводит в иллюзию?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Или те души знают, что это игра?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, они находятся в иллюзии, что Кришна – это маленький мальчик, который играет.
Слушатель: Кришна остаётся таким Серым Кардиналом всегда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, всегда. Но Он Сам тоже впадает в иллюзию.
Слушатель: Когда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Всегда.
Слушатель: Когда Радхарани Его очаровывает?
Слушатель: В другую иллюзию?
Б. Ч. Бхарати Свами: Единственный, кто не находится в иллюзии нигде и никогда: ни в духовном и ни в каком мире, – это Шримати Радхарани, Она вне иллюзии, потому что Она Сама иллюзия. Ну ладно, это не так важно. Давайте всё на сегодня, потому что у нас ещё два дня, а поскольку мы сказали всё и больше сказать нечего.
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Да нет, всё уже сказано, больше добавить нечего.
Слушатель: Конечно.
Транскрипция: Анастасия
Корректор: Вишнуприя Д. Д.