«Лотосы, цветущие ночью»
«Лотосы, цветущие ночью» | Лекция Бхакти Чайтанья Бхарати Свами, 6 августа 2015 года, Мёкмюль, Германия
- Зачем Колумб поехал в Индию? (00:00)
- Можно ли объяснить, как причина может быть без причины? (02:29)
- Господь живёт не только в сердцах преданных… (04:58)
- Я не нашёл метод увеличения преданности (08:37)
- Какие параметры у Кришны для измерения преданности? (09:47)
- Я и есть, мера всех вещей — это идея чистого разума (24:54)
- Как перестать делить мир и «раскопать» себя? (32:14)
- Умом не понять, что такое «лотосные стопы Вишну» (35:43)
- Голубой лотос и не только, запрещён в России (37:58)
- Но если Туда не попасть, то зачем нас туда манят? (40:25)
- Суть предмета мы вообще никогда не можем осознать — это невозможно (41:18)
- В духовном мире не я ощущаю, а меня ощущают (46:57)
- А как душа ощущает, что её ощущают? (48:08)
- Частица джива шакти этого никогда не достигнет (53:36)
- Где же предел дживы? (56:17)
- Как и когда джива распадается на части (59:49)
https://www.youtube.com/watch?v=YzIaORMS89E
Лотосы, цветущие ночью
Зачем Колумб поехал в Индию?
Б. Ч. Бхарати Свами: Там разве было видео?
Слушатель: Было. Одно видео выложил. Вайдьянатх еще обещал, сказал, что у него плохой интернет, он привезет сюда.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ааа.
Слушатель: Вы там рассказывали еще, что Колумб поехал с Махапрабху увидеться на самом деле.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.
Слушатель: Поехал увидеться с Махапрабху, а люди в Америке застряли.
Б. Ч. Бхарати Свами: А для чего он поехал в Индию?
Слушатель: Может, за золотишком?
Б. Ч. Бхарати Свами: Связь была с Индией итак сильная. Ходили караваны.
Слушатель: Тогда, наверно, через пророков ждали мессию, что Колумб поехал к Махапрабху.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он услышал, что какое-то чудо.
Слушатель: Уже случилось что-то.
Б. Ч. Бхарати Свами: А?
Слушатель: Или еще не случилось?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он же родился в 1476 году.
Слушатель: Колумб, если я не ошибаюсь в 92-м.
Б. Ч. Бхарати Свами: В 96-м году до него дошло, что в Индии, что то произошло. Новое сошествие. Но это мне так кажется.
# 02:29
Можно ли объяснить, как причина может быть без причины?
Слушатель: Махарадж, а можно ли как-то логически объяснить, что Первопричина может быть без причины? Она сама в себе была всё время. Мы знаем, что у нас есть некое следствие чего-то, есть в нас причина, а вот сама Первопричина. Или там закон логики не действует?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если говорить логически, то первопричина — это всё сущее, совокупность всего, что есть. Соответственно, если мы говорим, что у всего, что есть, есть своя причина, то эта причина может быть либо больше, либо меньше, либо конгруэнтна, то есть тождественна. Если гипотетическая причина Первопричины больше, чем Первопричина, а Первопричина, мы установили что это — Всё, то тогда мы назначаем Первопричиной то, что есть больше. Тогда мы снова задаёмся тем же самым вопросом.
То есть у Первопричины не может быть большей причины, потому что Она уже самая большая. Если это меньшее нечто, тогда меньшее не может быть причиной большего. Часть не может быть причиной целого, скорее, наоборот. Тогда остается одно: Причина Первопричины тождественна самой Первопричине, а тождественна, значит, это оно и есть. Мы пришли к выводу, что первопричина сама себе причина. Мы не говорим, что Первопричины — у Господа Бога нет никакой причины. Мы говорим, что Он и есть Сам Себе причина.
# 04:58
Господь живёт не только в сердцах преданных
Слушатель: Махарадж у меня вот такой вопрос. Господь же живёт в сердцах преданных. И только находясь в обществе преданных, ты что-то можешь узнать или говорить о Кришне. А получается, что у каждого Он в своём видении, он сам его видит, то есть у каждого свой Кришна, свое видение, через свою призму. Нет одинаковых?
Б. Ч. Бхарати Свами: Господь открывается нам в зависимости от нашей преданности Ему. Он является в том или ином виде. Вообще, Господь живёт не только в сердцах, тех кто уповает на Него, потому что понятие «преданные» — такое расплывчатое понятие. Преданный отличается от непреданного тем, что преданный уповает на Него. Основой своего существования он делает Господа, это называется уповать — во всем полагаться на Него.
Преданный полагает, что Господь Бог которого никто не видел, которого невозможно понюхать, потрогать, послушать. Он является более надёжным убежищем, нежели недвижимость. В материальном мире самая надежное, что есть, это недвижимость. В этом мире если у кого-то есть золото или недвижимость, считается, что у него надежное положение, во всех кризисах он выживет. Недвижимость и золото — это Бог. Они на это полагаются.
А преданный он такой неразумный, он полагается на Нечто, что нельзя даже пощупать и чему нельзя придать численные параметры. Вот как Преданности и Любви какие-то параметры придать? Невозможно. Тем не менее преданный полагается на Нечто, что нельзя пощупать, потрогать, нельзя написать завещание, нельзя передать по наследству — что-то такое совсем эфемерное и непонятное. И чем душа больше полагается на это абстрактное, отвлечённое, неосязаемое, тем, считается, что он больше верит в Бога.
# 08:37
Я не нашёл метод увеличения преданности
Слушатель: Как мы приходим к такому пониманию? Как процесс происходит? Он же не просто так взял и положился на Бога?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это невозможно, вообще невозможно. Я вот не нашёл такого метода, который позволяет увеличить преданность.
Слушатель: Не увеличить, а методом исключения.
Б. Ч. Бхарати Свами: Метод исключения — это то же самое, что санкхья. Санкхья – это разделение, исчисление, рассуждение. Рассуждение, в смысле, ты разделяешь. Но методом разделения ты не придёшь к преданности. Максимум к чему ты придёшь, что есть какой-то Бог там, где-то, что-то есть. Но полагаться на Него, во всём уповать.
# 09:47
Какие параметры у Кришны для измерения преданности?
Слушатель: А у Кришны есть какие-то параметры, по которым Он может измерить степень преданности?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, все, что существует, делится на две части, две категории — качественное и количественное. Мы с Вами живем в мире количественном, здесь всё можно измерить. Собственно, Майя с санскрита точно переводится как то, что можно посчитать, то, что поддается исчислению.
Не даром еще Аристотель говорил, что все можно перевести на язык чисел. Он первый, кто оцифровал музыку. То есть он брал за эталон некий звук. Допустим, звук струны, и у этой струны есть некая толщина. Если увеличить толщину этой жилы, то звук будет другой уже, тем более низкий. И таким образом он цифрами мог написать музыку. И вообще все, что мы с Вами наблюдаем – мир Майи, его можно оцифровать, всё можно объяснить цифрами.
Не случайно физика, а физика это наука о явлениях природы, а природа это и есть Майя, Пракрити. Что такое физика? Это наука, объясняющая окружающий мир в целом. В физике утверждение не является истинным, если это утверждение нельзя переложить на математический язык. Если что-то можно описать математическим языком, то есть цифрами — это истина, а если нельзя описать, то это не физическая истина, то это уже из области психологии. Всякие сумасшедшие дизайнеры, музыканты — это их дело. А по-настоящему существует только то, что можно описать математическим языком.
Иными словами, этот мир — мир цифр, то есть этот мир можно написать математическим языком. Но это та самая первая категория, о которой мы сказали. Есть вторая, или иная категория: мир, который невозможно описать математическим языком, то есть оцифровать никак нельзя. К этим вещам относятся Любовь, Преданность, Вера, Упование, Красота. Те вещи, которые нельзя математически. Или, например, «я», или каждый из нас — «он». Вот это нельзя математически описать. Понятие «я» не поддаётся математическим описаниям. Всё, что я вижу, можно математически описать.
Он так же говорил, что человек мера всех вещей. Имеется в виду не человек, который курица без крыльев, а имеется в виду наблюдатель. То есть некое разумное существо есть мера всех вещей. Без наблюдателя не может существовать мир математический, он — основа, он — атом. Атом – это и есть я. «Атма» санскритское слово перекочевало в греческое слово «атом». Греческие философы искали тот самый кирпичик, из которого всё создано.
Мы же видим этот мир, а он же из чего-то создан. Мы смотрим: морской берег — такая жёлтая полоса береговая, но она состоит из маленьких песчинок. Вот эти песчинки являются атомом. Если песчинку раздробить, получится пыль какая-то. И вот они пытались найти самую предельную частичку, которую нельзя раздробить. И Аристотель приходит к выводу, что меня нельзя раздробить, всё остальное можно раздробить. Не только физически разломать, а разложить на более простые понятия.
Допустим, я беру небо. Небо можно разложить на понятия: пространство и голубизна. Вот уже мы берём два понятия. Или я беру микрофон. Микрофон мы тоже можем разложить не физически, а на понятия: чёрный, ещё какие-то характеристики. А вот что нельзя разложить окончательно, это я. Что бы я ни разлагал на понятия, всегда присутствую я. Меня уже нельзя разложить, потому что разлагать себя все равно буду сам я, а любой инструмент, который у меня есть, это, прежде всего, рассудок. Он всё равно более грубый, чем я сам.
Рассудком я себя не разложу. Я есть предельно малая частица бытия – атма. И он говорит, что я есть предельно малая частица бытия. Я есть ещё и мера всех вещей. То есть я присутствую везде, из меня складывается все, что я наблюдаю.
Слушатель: Из моего восприятия?
Б. Ч. Бхарати Свами: Из меня. То есть всё есть продолжение меня.
Слушатель: Из сознания получается, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Из меня.
Слушатель: А я это и есть сознание?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот есть «я», все. «Я» мы уже не можем объяснить, потому что если мы начнем объяснять, что такое я, мы вынуждены, будем его делить на более простые, а разделить его нельзя. Вот «я», и все. «Я, – как говорил Кант, – это идея чистого разума.» То есть чтобы оперировать «я», мне не нужно получать дополнительных знаний. Вот «я», и все. Вот каждый из нас, сидящих здесь понимает, что такое «я», про себя.
«Я» есть мера всех вещей, я присутствую везде. Каким образом? Вот мы возьмём предмет. Каким образом я присутствую в этом предмете? Более того, каким образом я и есть этот предмет? Каждый предмет имеет 5 свойств. Почему? Потому что у нас есть 5 чувств. Если у нас с вами было 6 чувств, то каждый предмет бы имел 6 свойств. Если бы у нас было 25 чувств, то каждый предмет имел бы 25 свойств. То есть каждый предмет звучит, имеет запах, имеет цвет, имеет жар — тепло, поверхность и имеет вкус. Это всё, что мы можем сказать про любой предмет. Возьмем, допустим, предмет: он красный, квадратный или круглый, пахнет маком или какой-нибудь фиалкой. Фиалка какого цвета?
Слушатель: Фиолетовая.
Б. Ч. Бхарати Свами: Фиолетовая. Как она там «бултыхается» на ветру или как?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Дрожит?
Слушатель: Колышется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Колышется на ветру. То есть вот предмет, у которого есть все пять признаков. Эти признаки есть свойства моего сознания. Например, фиолетовый цвет существует в моей голове как понятие. Как цвет, как понятие он существует только в моем сознании.
Таким образом, мы раскладываем любой предмет на пять свойств, а свойства существуют у меня. Что такое свойство? Это ощущение. Когда я смотрю или слышу какой-то предмет, это, прежде всего, ощущение. Я, допустим, слышу звук комара, то шум у меня в ушах. Шумит не комар, шумит моя ушная мембрана. Она дрожит и мне кажется, что где-то комар. То есть ощущаю я дребезжание мембран, а не слышу звук комара. Если мы любой предмет разложим на пять чувств, на пять ощущений, то ощущения живут внутри меня, не в комаре и не в фиалке.
Слушатель: Внутри меня или внутри сознания? То есть как, если у меня есть сознание, то я — не сознание, получается. Или как?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Я есть сознание. Я есть частица сознания.
Слушатель: Или у меня есть сознание?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, неправильно говорить, что «у меня есть сознание». Я и есть сознание.
Слушатель: Я и есть сознание.
Слушатель: Как они туда попадают, внутрь меня?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это уже другой вопрос. Они, на самом деле, вылетают из меня же, отражаются в уме и попадают опять в меня.
Слушатель: Тора.
Б. Ч. Бхарати Свами: Что? Как?
Слушатель: Тора — это когда закручивается энергия.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.
Слушатель: Торсионные поля, в смысле?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы живём не в мире предметов, а в мире ощущений от этих предметов. Потому что в разных состояниях сознания я предметы ощущаю по-разному. То есть мы на самом деле живём в «оболочке» собственных впечатлений, собственных ощущений, а не среди мира. Иными словами, ощущения более реальны, чем предметы. Но если идти дальше, то предметы и есть наши ощущения. Как таковых предметов нет, а есть просто ощущения.
И вот когда мы разные ощущения складываем, то мы вот это сложение ощущений называем предметом. Мы говорим: «рояль», а на самом деле это просто пять ощущений. Вот когда мы складываем пять ощущений, это в своем сознании, мы называем это каким-то предметом. Поэтому я присутствую во всех предметах. Вот почему Аристотель говорил: «Я — мера всех вещей». Я смотрю на предмет, а этот предмет есть моё ощущение. Каждый предмет или понятие, воспоминание, или мечта есть просто мое ощущение. То есть я живу в «оболочке» ощущений. Поэтому я есть мера всех вещей. Без меня ощущений быть не может.
Слушатель: Да, рояль сам по себе не существует. Для кого он существует?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как предмет, называемый рояль, он не существует, потому что для муравья или для термита это огромный кусок еды.
Слушатель: Получается, мы всё выдумали!?
Слушатель: И любовь, получается, тоже тогда выдумали?
Слушатель: Любовь эфемерна, тебе же сказали. Мы же ее не видим. Она же…
Б. Ч. Бхарати Свами: Ее уродливая сестра, которую называют вожделение, похоть, она в этом мире живёт. А ее красавица сестра, настоящая сестра она живет там.
Слушатель: А кикимора тут живёт.
Слушатели: (Смех)
# 24:54
Я есть мера всех вещей — это идея чистого разума
Б. Ч. Бхарати Свами: Она живет там, в мире качеств. Мы возвращаемся к началу. Есть мир качеств, а есть мир количеств. Этот мир можно посчитать, причём посчитать мною, потому что я есть мера, я есть эталон всего. Но есть мир качества, его нельзя посчитать, его нельзя оцифровать. Это аналоговый мир. Интересная такая параллель: когда мы начинаем что-то цифровать, то качество ухудшается.
Слушатели: Да, да.
Слушатель: Оно не то чтобы ухудшается, остаётся только в фрагментарном моменте, а волна оттуда ушла.
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть аналоговый мир, его еще называют духовный мир – Вайкунтха – аналоговый мир. И вот когда мы хотим его оцифровать… То есть Майя переводится еще как цифра. И когда мы хотим аналоговый духовный мир оцифровать, мы попадаем в мир материальный, где все оцифровано, даже таблица Менделеева. Современные люди знакомы с таблицей Менделеева?
Слушатели: (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: А в Германии знают про таблицу Менделеева?
Слушатели: Слышали.
Б. Ч. Бхарати Свами: Такой был известный коллекционер чемоданов Дмитрий Иванович Менделеев. Он помимо того, что коллекционировал чемоданы и изобрёл водку, именно он изобрёл водку, он ещё и таблицу Менделеева «приснил» и выдал свою дочку за Александра Блока. Так вот, он, конечно, изобрел таблицу Менделеева. Ему пришло вдохновение во сне, и отрылось, что все вещества в материальном мире разнятся между собой количеством электронов. До него физики и химики пытались упорядочить вещества. Нас окружает огромное количество веществ: вода, воздух, металлы всевозможные, есть столбец металлов: алюминий, железо, магний. Что там еще?
Слушатель: Газы, металлы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Газы, металлы и так далее. То есть нас окружает огромное количество материалов, а вот как их распределить по группам, никто не знал. И вот ему пришло, что условно алюминий отличается от какого-то магния отсутствием дополнительного электрона. Если мы просто электрон добавим к алюминию, то получится условно магний. Или классический пример ртути и золота: если мы к ртути прибавим ещё один электрон, то есть единичку, то у нас получится золото.
Слушатель: Что-то как-то не прибавляется?
Б. Ч. Бхарати Свами: Йоги могут.
Слушатель: А как это так?
Б. Ч. Бхарати Свами: Они съедают ртуть и, не отравляясь, писают на медь, и медь становится золотом.
Слушатель: Так.
Слушатель: Отсюда поподробней.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как это в телепрограммах: «Не пытайтесь повторить эксперимент».
Слушатели: (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Он просто оцифровал окружающий мир. Он сказал, что материалы отличаются между собой просто одной циферкой. А циферка – это свободный электрон. То есть еще один электрон на орбите. Чем больше электронов, тем материал тяжелее. Что такое электрон? Электрон – это просто волна. Электрон не существует как предмет. Это просто такая предельно малая, коротенькая волна в этой массе, которую мы называем энергией.
То есть если есть некое состояние вещества, и ему придать или забрать у него немножечко вот этой дополнительной волны ему придать, то оно становится тяжёлое, и оно становится не алюминием, а магнием – то, что мы называем магний. Но все равно все это единое вещество, просто в разных местах оно более плотное, тяжёлое, а в каких-то более лёгкое, разряженное. Гелий – это вещество всего с одной волной. Если делить гелий, то дальше уже ничего — чистая энергия.
То есть мы к чему возвращаемся? Что этот мир цифровой. Как говорил Аристотель: всё есть число. Этот мир просто состоит из чисел. Но есть мир, где не действуют числа.
Слушатель: Если не числа, то что тогда? Там же есть какой то порядок?
Слушатель: Аналог.
Б. Ч. Бхарати Свами: Аналоговый, да.
Слушатель: Это тоже абстрактно как-то?!
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, абстрактно. Мы привыкли всё исчислять. А там ничего не исчисляют. Там нельзя делить, это бесконечно. Как Шридхар Махарадж говорит: «Из бесконечности ты прибавляешь, убавляешь, а она остается неизменной».
# 32:14
Как перестать делить мир и «раскопать» себя?
Слушатель: Как мне перестать делить. Я же всё время делю и другого ничего не знаю?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это невозможно перестать, поэтому с этим надо смириться.
Слушатель: Тогда я в тот мир никогда не попаду.
Слушатели: (Смех)
Слушатель: На самом деле это не смешно.
Слушатели: (Смех)
Слушатель: Понимаю тебя. Сочувствуем.
Слушатель: Надежда-то остаётся, Махарадж?
Слушатель: Я не знаю, а что Вам не нравится в этом мире?
Слушатель: Да. Всё понятно, разложено по полочкам.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если бы в тот мир можно было попасть, то, наверно, наши учителя по доброте душевной рассказали, а они ничего не говорят. Приходят, говорят, говорят чего-то и уходят.
Слушатель: Ну знаете, Махарадж, потому что этот мир где-то там внутри находится, его надо как будто раскопать. Непонятная загадка, какая-то. Усложненная.
Слушатель: В сердце.
Слушатель: Как самому себя раскопать?
Слушатель: То есть, какая-то глубина, как будто. Надо рыть, рыть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Поскольку в духовный мир попасть невозможно, остается только грустить.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: И Махапрабху нам советовал грустить вместе.
Слушатель: Ну вот я только говорю, что мы можем только вместе грустить и заражать других своей грустью. Это заразная болезнь. А знаете, когда одному сильно грустно, то другому ещё грустней становится.
Слушатель: Но там же тоже дживы есть? Значит можно попасть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Поскольку это чудо, а вайшнавы в чудеса не верят, поэтому попасть туда невозможно. Это же чудо, попасть в тот мир?
Слушатель: Допустим, случилось чудо, кто-то попал туда.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это значит, что он там всегда был. Если каким-то образом Вам удастся попасть в духовный мир, то, значит, Вы там всегда и были, потому что Вы будете вспоминать материальный мир как страшный сон.
Слушатель: Допустим, там идёт волна, и в этой волне есть всё, какое-то своё восприятие, и я по привычке буду выхватывать из этой волны кусочек, чтобы осмыслить. Тут же появляется материальный уровень. Тут же я опять здесь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Так что я там и не был. Вот что.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Максимум, что может быть, это что-то такое было, и всё.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Как зависнуть и не падать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Только преданность. Преданность. Сосредоточение на лотосных стопах Шри Вишну позволяет быть там всегда.
# 35:43
Умом не понять, что такое лотосные стопы Вишну?
Слушатель: Но это же тоже не понятие ума. То есть умом не понятно, что такое лотосные стопы Шри Вишну и преданность Ему? Это как? Где взять эти лотосные стопы?
Слушатель: Искать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если они отыщутся, то это будет. Вы не ошибётесь.
Слушатель: Это как будто в лес пошли за грибами. (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Лотосные. Лотосы расцветают ночью, в самую тьму, перед самым расцветом расцветают лотосы. Кстати, когда говорят про лотосные стопы Кришны, имеются в виду лотосы или лилии по-русски, которые цветут ночью. Вот ночью, когда не видно ничего, лотосы видны.
Слушатель: Они белые?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Есть розовые. Амбуджа — голубой лотос. Разные лотосы. Стопы Кришны еще называют «падамбуджам» — стопы, подобные голубому лотосу. Вот он расцветает ночью в самом мраке, перед самым рассветом. Как известно, перед рассветом самая тьма. И первое, что человек ночью видит перед рассветом, это лотосы, поэтому стопы Кришны сравнивают с лотосами. Потому что они единственное, что во тьме видно.