«Лотосы, цветущие ночью»
# 37:58
Голубой лотос и не только запрещён в России
Слушатель: В России запрещен голубой лотос.
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему?
Слушатель: Вот так вот.
Слушатель: Наркотическое вещество. Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да-а?!
Слушатель: Нам даже пришлось благовония с названием «Голубой лотос» переделывать коробки.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ух ты. Есть много видов лотосов: чаранаравиндам, падамбуджам. В России еще и сыр запретили, да? Сейчас тоннами уничтожают сыр.
Слушатель: Уже уничтожают?
Б. Ч. Бхарати Свами: Уже 3 дня как уничтожают, на свалку…
Слушатель: 160 тонн.
Б. Ч. Бхарати Свами: …и давят бульдозерами. Я читал, где-то в Саратове 45 тонн пармезана.
Слушатель: С ума сошли.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он враг, он враг.
Слушатели: (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Я еще удивляюсь, как перед тем, как раздавить, его не расстреливают?!
Слушатели: (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Правильней сначала расстрелять, а потом раздавить.
Слушатели: (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Контрольную пулю в головку сыра. Ну вот раньше в Европе сжигали еретиков на кострах. А сейчас в России еретики — это сырные головки. Но зато мы духовнее всех.
Слушатель: А что. Много ищущих людей в России.
Слушатель: Ищущие сыр.
Слушатели: (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что, наверно, на сегодня все, поскольку уже и так все понятно.
# 40:26
Но если туда не попасть, то зачем нас туда манят
Слушатель: Ну вот как? Если туда нельзя попасть, зачем нас туда манят?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто манит?
Слушатель: Приходят оттуда и говорят, что он там есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они говорят, что есть.
Слушатель: Они же говорят: «Возвращайтесь домой».
Б. Ч. Бхарати Свами: И уходят.
Слушатели: (Смех)
Слушатель: Оно же хочется туда.
Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому Вы должны туда стремиться и каждый шажок в том направлении Вы должны нам рассказывать, а мы будем за Вами.
Слушатель: За мной не надо.
Б. Ч. Бхарати Свами: У нас не остается надежды…
# 41:18
Суть предмета мы вообще никогда не можем осознать — это невозможно
Слушатель: Махарадж, а ощущение предмета это же есть некий опыт. Правильно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно.
Слушатель: Если у человека нет такого опыта, он же не может осознать сути этого предмета, понять его?
Б. Ч. Бхарати Свами: Суть предмета мы вообще никогда не можем осознать. Это невозможно. Поэтому Кант вводит такое понятие «вещь в себе». То есть есть вещь, а есть ее признаки. Мы можем ощутить признаки, мы можем сложить своё мнение о признаках. Вообще, мы можем оперировать в своем уме только признаками предметов. Самим предметом мы не можем оперировать. Потому что сам предмет — это идея. А ум не может оперировать идеями.
Слушатель: Да, слепому нельзя объяснить, что такое солнце.
Б. Ч. Бхарати Свами: Можно. Ведь солнце — это не только свет, это ещё и жар.
Слушатель: Но все равно он будет воспринимать через свой опыт и не поймет, что такое солнце.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну почему Вы думаете, что имея глаза, Вы о солнце имеете более правильное представление, чем тот, кто имеет кожу?
Слушатель: Потому что зрячих больше.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это неправильно. Это не философски.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы просто привыкли, что то, как вещи воспринимают люди, есть эталон, то есть вещи такие, как их видят люди.
Слушатель: Большинство.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но, нам никто не давал право монополизировать истину. Поэтому, философы говорят, что есть существо, а есть вещество. Даже в суде говорят: «А теперь будем рассматривать дело по существу». Имеется в виду по сути, в чем же все таки дело, отбросив всякие признаки.
Все предметы, которые мы с вами наблюдаем — это вещество, то есть форма. А вот есть суть, а суть мы не можем наблюдать, потому что суть не имеет формы. Собственно, поэтому и «я» как идея тоже не имеет формы. Душа не имеет формы. Но у души есть психическое тело, состоящее из мыслей и понятий. Правильнее говорить не мыслей, а тело, состоящее из понятий.
Все понятия, которые мы приобрели путём опыта, они вокруг нас складываются и получается понятийное тело. Его еще называют «сукшма», или тонкое тело. А есть грубое тело — физическое, на которое прилеплены мембраны. У нас их 5: кожа, глаза, уши, нос, язык. Этими мембранами мы собираем тонкое свое тело. И когда мы видим какой-то предмет, то это всего-навсего опыт. Сам предмет мы не видим, мы видим его свойства. А как мы до этого уже сказали, мы испытываем некоторые ощущения и говорим, что это есть предмет. Например, я испытываю жар и говорю, что огонь горячий.
Слушатель: То есть получается, что ощущение реально, а то, что мы видим?
Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно, я ж об этом говорил.
Слушатель: Ну да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто, если бы Вы не спали.
Слушатель: Уснула.
Б. Ч. Бхарати Свами: Для политкорректности мы скажем: ощущения более реальны, чем предметы. Но если уж совсем философски говорить, то предметов нет, есть просто ощущения. А если уж совсем философски говорить, то есть просто ощущения, предметы мы вообще отбрасываем. Мы живем только в ощущениях. Поэтому суть какого-то предмета мы не можем понять никогда, потому что его нет. Есть только мои ощущения. И если я уж хочу понять суть предмета и буду подходить к этому философски, вооружившись санкхьей, то я в конце концов пойму, что предмета нет, а есть я, что суть любого предмета, который я наблюдаю – это я сам, потому что ощущения-то мои.
Слушатель: Получается, если отобрать все ощущения, все чувства человека, человек перестанет существовать. Осознавать себя как «я».
Б. Ч. Бхарати Свами: Как это? Он себя именно тогда и будет осознавать. Только в этом случае, если он отключит все чувства и потом ещё подождет, когда отключится память, только в этом случае он осознает себя как «я». И тогда он уйдет в брахман, духовный мир.
В духовном мире не я ощущаю, а меня ощущают
Слушатель: Там на противоположном принципе все основано?
Б. Ч. Бхарати Свами: Что?
Слушатель: Существование?
Б. Ч. Бхарати Свами: А там «я» есть ощущение кого-то. Здесь все ощущение меня, а там я существую, покуда меня ощущают. Я — предмет ощущения. В этом мире все есть предметы моего ощущения. А там все наоборот: меня ощущают, поэтому я есть.
Слушатель: А ощущают те, кто над тобой?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. А в брахмане ты просто становишься самим брахманом. Становишься единым духом. Часть растворяется в целом. При этом часть уничтожается, а целое как было, так и остается. То есть ты становишься этой частью.
Слушатель: Ты становишься целым.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, становишься целым. Ты себя ощущаешь не как часть, а как все. Ты становишься единым я.
Слушатель: Но это же не то, к чему учителя призывают?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не то, к чему наши учителя призывают.
# 48:08
А как душа ощущает, что ее ощущают?
Слушатель: А как душа ощущает, что ее кто-то ощущает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вот именно так. Она ощущает, что на нее смотрят. Говорится, что Господь Вишну смотрит ногами. Он присутствует в этом мире своими лотосными стопами. Они находятся на «макушке» этого мира, на плане Дхрувы. Там Его стопы, и Он этими стопами видит все, то есть Он смотрит на нас не глазами, а стопами.
Слушатель: Это там, где полярная звезда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Он на нас не смотрит, мы же в этом мире?!
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Он…
Слушатель: Мы же здесь сами смотрим.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но, Он на нас смотрит, да.
Слушатель: Или ощущает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он наблюдает этот мир своими стопами. Он его тем самым поддерживает.
Слушатель: Но Он же наблюдает, может еще, какие-то ощущения?
Б. Ч. Бхарати Свами: Потом расскажете.
Слушатели: (Смех)
Слушатель: Ну что Вы, я у Вас хочу спросить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Откуда я знаю? Здесь все есть объект моего восприятия. Верней, здесь существует то, что в моем восприятии. То, что вне моего восприятия, этого нет как понятия. А там я существую как предмет наблюдаемый.
Слушатель: Да, если это было бы просто, что я чувствую на себе чей-то взгляд и все, то это бы никого не привлекало.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Поэтому и говорят, что там есть игры.
Слушатель: Так игры, они же не в стопах!?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Там, когда Он уже начинает шевелиться, тогда…
Слушатель: Так Он же не шевелится. Он в полудреме?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это в одной из своих фаз Он в полудреме, но сам Он играет. И в какой-то своей фазе он спит. Но это всё одновременно происходит. Как Нарада Муни, когда он пришел в Двараку, он решил посетить дома Кришны, и он заходит, а в каждом доме Кришна занимается своим делом.
Слушатель: Но здесь Нарада Муни созерцал. Ты просто видишь, что тебе показывают в разных фазах.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ты — предмет наблюдения. И ты ощущаешь; что тебя видят, что тебя трогают.
Слушатель: Но это единственное, что там ощущается? Вот в чем.
Б. Ч. Бхарати Свами: В разных фазах по разному. На Голоке Вриндавана ты вообще управляешь. Кришна существует в твоем сердце.
Слушатель: То есть все-таки я, не меня?
Б. Ч. Бхарати Свами: На Голоке Вриндавана, там уже взаимно. Рамананда Рай говорит: «Я не понимаю, кто из нас Бог?»
Слушатель: Чтобы до той стадии дойти, он все время ощущал, что на него смотрят, смотрят, смотрят все сильней, и сильней, и сильней…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: ..эта связь. А других он не ощущал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто?
Слушатель: Тот, кто еще не дошёл до стадии Голоки, получается он находится во взаимоотношениях только с наблюдающим его…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: …а те, кто такие же, как он рядом, которых тоже наблюдают, он взаимодействует?
Б. Ч. Бхарати Свами: Взаимодействует.
Слушатель: Взаимодействует. А как он их воспринимает?
Б. Ч. Бхарати Свами: По кланам. А, как взаимодействует? Как ему тот, кто над ним стоит…
Слушатель: Диктует ему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Велит ему. Это одно из вибхути Бхагавана. Он повелевает твоим умом. То есть Он говорит: «Вот этот вот — твой напарник, будешь стоять на воротах с Виджаем или с Джаем». Там Он — Бхагаван.
Слушатель: Повелевает, это где уже?
Б. Ч. Бхарати Свами: На Вайкунтхе.
Слушатель: На Вайкунтхе.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. И даже на Голоке, там смешано, есть взаимно проникновенные фазы, где ты повелеваешь и тобой повелевают. И только в высших сферах Вриндавана, Враджа Господь отдаёт своему преданному бразды: «Теперь ты управляй мной, потому что мне всё это надоело».
Слушатель: Но до этого ты уже прошёл все сидхи?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Он тебе уже может довериться, когда ты настолько ему предан, что Он уже может тебе довериться.
# 53:36
Частица джива-шакти этого никогда не достигнет
Слушатель: Но это частица джива-шакти может достичь такого состояния?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Такого нет, конечно. Поэтому мы говорим, что Рамананда Рай — это джива, которая от сомнений… Первая глава Гиты, как она называется? «Сомнения Арджуны». Арджуна начинает сомневаться. Они вместе проходят все 18 йог, то есть видов соития с Абсолютом. Йога означает соитие или союз. И потом они трансформируются и продолжают как Рамананда Рай и Махапрабху. И вот уже на высшей стадии Рамананда Рай говорит: «А теперь я не понимаю, кто из нас Кришна?»
Слушатель: Но он же не джива?
Б. Ч. Бхарати Свами: Уже не джива там, да.
Слушатель: Ну а вообще-то Рамананда Рай?
Б. Ч. Бхарати Свами: Рамананда Рай — нет, но он просто играет роль дживы в материальном мире.
Слушатель: Получается, памятование это все время помнить о том, что Он на тебя смотрит. С этого начать?