«Лотосы, цветущие ночью»
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Смаранам означает, не помнить Кришну, потому что мы его никогда не видели. А помнить, что Его взгляд всегда на мне, я никогда не один Что на этом древе две птицы. Одна вкушает плодов своей доброй и дурной деятельности, другая наблюдает. И всегда помнит, что лотосные стопы Господа всегда над тобою. Вот всякий раз, когда берете доллар, там такая пирамида и сверху глаз такой.
Слушатель: (Смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот это и есть смаранам.
Слушатель: А на евро?
Б. Ч. Бхарати Свами: И внизу что написано?
Слушатель: «In God We Trust» – мы верим в Бога.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это и есть «смаранам», один из процессов преданного служения. Помнить, что Господь своими «лотосными стопами» смотрит на нас.
Слушатель: Понятно, почему Америка самая сильная страна.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, какая она там сильная, но Господь Он на вершине пирамиды. Вселенная — это пирамида, вот на вершине Господь наблюдет за нами.
# 56:12
Где же предел дживы?
Слушатель: А где же всё таки, у дживы тот предел, до которого..?
Б. Ч. Бхарати Свами: Предел на Вайкунтхе.
Слушатель: И выше нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Там, где заканчиваются четырехрукий образ Всевышнего, дальше джива, как частица сознания, уже не может идти. То есть джива не может быть с Господом в Его двурукой форме. Джива не допускается туда, где Господь в двурукой форме.
Слушатель: Зачем тогда дживам даются эти писания?
Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы исполняла дхарму перед Богом. Дхарма – это закон божий. Наша задача — исполнять дхарму.
Слушатель: Ну это понятно.
Б. Ч. Бхарати Свами: И когда мы осознаём, что мы дживы, тогда мы начнем исполнять дхарму дживы или джайва-дхарму.
Слушатель: Но это же и есть свобода выбора?!
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но дхарма – это ограничение свободы. Долг – дхарма — это нечто противное природе души. Душа не хочет исполнять долг. Мы противимся. И попали мы, собственно говоря, в материальный мир потому, что не хотим исполнять долг. И потом добровольное принятие долга, то есть исполнение своей дхармы, мы приближаемся к миру, где правит долг. И когда мы осознаем, что отношения с Всевышним, это не вопрос долга, а скорее доверия, вот тогда долг исчезает. Когда исчезает долг, тогда Господь предстает в своей двурукой форме, безоружной. Потому что четырехрукая форма — это форма «чатурбуджи» — это две руки награждают тебя за исполнение дхармы, а две руки тебя карают за неисполнение дхармы. И дхарма есть отношение с четырехруким Вишну. И когда, извините за пошлость, душа достигает совершенства, то есть когда отношения с Богом уже не вопрос долга, то Господь выкидывает…
Слушатель: Руки?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не руки, а вот эти предметы, которыми Он награждает и которыми Он карает. Они ему уже не нужны. Он остается безоружным. Но Он это делает только в том случае, когда ты не можешь причинить Ему вреда.
Слушатель: Ну это все-таки джива?
Б. Ч. Бхарати Свами: Джива на Голоке Вриндавана не может ужиться, потому что это очень близкие отношения с Богом. Шридхар Махарадж говорит, что это как солнце. Мы с солнцем можем находиться на определенном расстоянии, если мы приближаемся, то мы сгораем. И поэтому нужен учитель. Учитель — как защита между Кришной и мной. Иначе душа расплавится, потеряет форму.
# 59:49
Джива распадается на 3 части
Слушатель: Махарадж, Вы говорили, что душа на 3 части распадается?!
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Ну что сейчас повторяться, и так это все знают.
Слушатель: Мы не знаем!
Слушатель: А когда она распадается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы распадаемся на осмысление, волеизъявление и ощущение.
Слушатель: Джива на три части?
Слушатель: На 3 части. А где среди этих… Как мы можем уживаться среди них?
Б. Ч. Бхарати Свами: Она остается только ощущением. Она уже не осмысляет ничего, она уже ничего не волеизъявлет, а она просто ощущает.
Слушатель: И она перестает быть дживой?
Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому нет воли, нет долга.
Слушатель: Грубо говоря, он просто отражает Бхагавана?
Б. Ч. Бхарати Свами: Что такое ощущение? Это хладини-шакти, это Йога-майя. Йога-майя – это энергия наслаждения Господа во внутреннем мире. Маха-майя – это та же самая Его энергия наслаждения, но здесь в этом мире. И мы становимся частью Йога-майи, частью шакти. Душа становиться целиком шакти.
На Вайкунтхе душа имеет волю, она осознает себя, она осознает, что она джива, у нее есть отношения с четырехруким Всевышним, долг – джайва-дхарма и есть также ощущение. Хотя мы и говорим, что душа неделима. Кришна говорит: «Душу нельзя расчленить». Но во Вриндаване она, как ядро атомное, распадается. Волеизъявление улетает к Балараме, потому что Баларама есть воля Кришны. Осмысление уходит к Кришне. Кришна есть осмысление, Он осмысляет. А ощущение — это Субхадра, или Йога-майя. Душа становится частью Йога-майи.
Слушатель: Интересно, что здесь мы не части Маха-майи.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет. Здесь мы — джива. Здесь мы совокупность ощущения, осмысления и волеизъявления.
Слушатель: Здесь мы не сливаемся с шакти, а там сливаемся.
Б. Ч. Бхарати Свами: Там мы становимся частью.
Слушатель: То есть получается, что здесь мы такие маленькие Кришны?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы здесь маленькие Кришны, маленькие Баларамы и маленькие Субхадры. Джива неделима здесь, она не может разделиться. Она атом, ее нельзя испепелить, разделить, разрубить никаким оружием, в том числе и логика. Логика приравнивается к «аси» или Вьяса – тот, кто рубит. Логика это то, что рубит. Душу даже логикой нельзя разрубить, расчленить. Ну что, всё тогда на сегодня. Потому что мы это говорим много, много, много раз снова и снова одни и те же слова.
Слушатель: Доходит очень трудно и постепенно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как куплет какой-то.
Слушатель: Потому что хочется петь снова и снова.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот и пейте.
Слушатель: Спейте нам что-нибудь, Махарадж.
Б. Ч. Бхарати Свами: Апельсинового сока можно спеть. Все, давайте тогда «Хари-Харая».
Транскрипция: Камакели Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.