Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2015 / «Не подчиняться правилам»
Беседы с Б.Ч. Бхарати Свами от 13 ноября 2015 года, Запорожье, Проповеднический тур по Украине

«Не подчиняться правилам»

Видео ролик немного отличается от аудиоверсии.

https://www.youtube.com/watch?v=pj90FMJHuCk

Не подчиняться правилам

# 00:00

Конечная цель души – это самовыражение

Слушатель: Махарадж, есть такая книга – «Хари-бхакти-виласа», ее написал Санатана Госвами. И открыв ее, вот этот вот удивительный, не хочу это слово обидное сказать, матерый Ведизм, был привнесен в культуру внекастовых Гаудия-Вайшнавов. Вы не могли бы объяснить, это правильное впечатление или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, Гаудия-Вайшнавы, они вне каст. Их в традиционной Индии не принимали. Только после Сарасвати Тхакура Гаудия-Вайшнав перестал ассоциироваться с бомжом. А до этого это были такие, вне общества. Говорится, что Вайшнав – слуга Божий, это вне кастовое понятие. Это не социальное, это никакая не каста – Вайшнав. То есть есть послушник, домохозяин, отрешенный и старец – такие четыре духовных чина. Вайшнавы ни к одному не относятся. И последователи Махапрабху с определенного времени это приняли как наставление, они стали вести себя так, чтобы их не причисляли ни к одной общественной группе и добились немалых успехов – общественного презрения. Сюда они присовокупили утверждение Кришны, что «Мой преданный может делать что угодно, и Я его прощаю за это». Они это с удовольствие приняли на свой счет. Дальше, Махапрабху говорил, что повторение Святого Имени смывает с души все грехи. Они тоже с радостью приняли это как указание. Можно делать что угодно, главное – в конце дня повторять Святое Имя. И добились своего, их стали презирать. И только Бхактивинод Тхакур возродил высокое имя Гаудия-Вайшнава, последователей Махапрабху. После Сарасвати Тхакура Гаудия-Вайшнавов стали уважать.

Слушатель: Вопрос был в том, что «Хари-бхакти-виласу» написал Санатана Госвами, то есть еще до Сарасвати Тхакура. И там, эта книга, она посвящена, собственно говоря, шаг вправо, шаг влево регламентируется самым жесточайшим образом. Предназначена она для Гаудия-Вайшнавов?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, там принципы. Но почему так? Там не строго, там говорится, что не нужно быть рабом правил и при этом не нужно впадать в другую крайность. Нужна золотая середина. Не человек существует для правил, а правила для человека. Там основной посыл, что ты должен взять для себя посильные правила, какие можешь совершать, но однажды, дав себе обет делать то-то и то-то, ты уже не должен от этого отступать. Конечная цель – это обрести свободу для того, чтобы жить чувствами, а это естественная потребность души – не подчиняться правилам, а подчиняться своим эмоциям. Это естественно, некая свобода. Но для того, чтобы прийти к этой свободе, нужно поставить себя в жесткие рамки. Говорится, что если цветок взойдет раньше времени, то он замерзнет, если зимой вдруг вы посадите растение и оно раньше времени из семечка вылезет наружу, то оно умрет от холода. Поэтому какое-то время оно должно быть в почве. И распуститься цветок должен в нужное время, когда благоприятная обстановка.

Точно так же душа ищет любви, она ищет отношений со Всевышним, но распуститься она должна в определенной атмосфере. Не сразу явить свои чувства. Если это произойдет сразу, то это будет разврат, это будет следование своим страстям, низменным страстям, а не следование своему сердцу. Так же как ребенок растет и по достижению зрелого возраста влечения в нем проявятся естественным образом. То есть ему не нужно будет учиться видеть красоту противоположного пола. Это в определенном возрасте само придет. Но для того, чтобы дожить до этого, для того, чтобы эти чувства стали естественными и принесли радость, чтобы эти чувства не испортили, чтобы они не были извращены и не испортили совместную жизнь, он должен воспитываться определенным образом. Он должен получить правильное воспитание: узнать, что такое хорошо, что такое плохо; когда можно давать волю себе, когда нужно себя сдерживать; что есть проявление лжи, что есть проявление правды. Знать о пороках и добродетелях. И вот на этой почве благодатной, может взойти цветок, если вы говорите о мирских примерах, то цветок любви семейной, то есть получится правильная семья, если правильно ребенок воспитывается. Если же ему не давать воспитание, а предоставить его самому себе, то из него выйдет порочный человек во всех смыслах этого слова, или жестокий очень, или безответственный, или развратный, или еще какие-то отклонения.

Точно так же и душа, в ней заложена любовь к Богу. Заложено вот это свободное чувствоизъявление, но для того, чтобы оно выразилось, как Шридхар Махарадж говорит, что конечная наша цель – это самовыражение. И самовыражение – это выразить себя, всё, что есть у тебя внутри. Всю любовь, которую Господь нам дал. Но если не воспитывать себя, не ставить себя в рамки, не держать себя в узде до какого-то времени, то появится вот эта вот лженабожность, неискренность, что преданные называют сахаджия (действие на публику), или не смирение, а обратное – гордыня. Если не смирять себя, свои страсти, наклонности, то вместо смирения родится гордыня. Вместо терпимости родится осуждение всех и каждого. Вместо приятия воли Божьей родится двойственность: добро – вот здесь он хороший, а здесь он плохой и так далее.

#09:48

Правила Санатаны Госвами на пути к самовыражению

Вот для этого Санатана Госвами, как заботливый отец, нам дает эти правила. Но он нам дает каскад этих правил, среди которых есть иерархия, что более важно, что менее важно. Потому что мы можем произносить высокие слова, что нужно быть терпеливым, смиренным. А как это? Как это в себе взрастить? Вот для этого нужны правила. Нужны правила, упражнения, называется садхана.

Слушатель: То есть там в принципе садхана описана, да? Варианты садханы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Конечно, в разных обстоятельствах своя садхана. Кто живет в монастыре, под присмотром духовного учителя, там садхану и описывать не надо. Там учитель просто каждое утро тебе говорит, что делать. Ты не можешь просто так думать, включать свой ум, свои страсти, рассуждать. Он говорит: «Сегодня ты пост должен соблюдать, сегодня ты должен пойти побираться, сегодня будем служить божеству». Это все просто, когда ты живешь в монастыре под руководством учителя. Но чаще всего мы предоставлены самому себе, и поэтому даются правила для такой вот амбулаторной, факультативной духовной жизни. Главное правило – это, конечно, садху-санга, общение со святыми, регулярного общения, контакта с преданными. Если это есть, то и поведение само придет тоже. Если этого недостаточно, то даются правила: лучше вставать во столько-то, молиться, вот этого избегать в пищу, служить божеству и так далее.

#12:02

Надо Его как-то убедить, что кроме Него у нас нет Спасителя

Cлушатель: Махарадж, а вот если продолжить эту аналогию с ребенком, которого родители воспитывают и ему говорят: «Делай то-то и то-то, и в итоге ты сможешь в институт поступить, работу найти». Какие-то вехи рисуют ему будущего. Вот если нас с этими детьми сравнить, я начинаю путаться, вот куда мы идем? Чем больше слушаешь, тем больше понимаешь, что шансов никаких нет, что мы еще будем миллионы жизней перерождаться…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, просто нужно слушать тех, кто вселяет надежду. Понять, что шансы есть.

Cлушатель: Пока мы вот не достигнем состояния отчаяния, мы будем здесь кувыркаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы будем думать, что своими силами, своими мышцами мы сможем чего-то добиться. Пока мы не дадим Ему понять, не убедим Его, не сделаем так, чтобы Он поверил, что Он единственное наше убежище, мы будем сами пытаться что-то делать. Надо всеми правдами и неправдами убедить Его, что кроме Него у нас нет Спасителя. Как-то Его надо в этом убедить. Подловить момент, когда Он особенно доверяет нашим молитвам. Вот в дни экадаши Он особенно доверчив. В экадаши преданные повторяют мантру больше, молятся, взывают к Нему большее количество раз, потому что в дни экадаши Господь особенно расслаблен.

Cлушатель: Это опять своими силами, получается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Или момент какой-то уличить, когда Его легко обмануть, или место какое-то найти, место богомолья. Где Он особенно, например, нуждается в нашей помощи, когда над ним висит долг большой, большая ипотека. Когда-то Он взял долг на свадьбу и до сих пор не может отдать. И если Ему помогаешь с выплатой долга, то Он может как-то помочь. А чтобы не улавливать эти места и время, лучше все время молиться, тогда уж точно попадешь в нужное время и в нужное место. Молитва. Смирение, терпение, молитва.

#15:16

Сомнения по поводу экадаши

Cлушатель: Можно я приведу некоторую цитату, по поводу экадаши? Шри Кришна говорит царю Юдхиштире: «О царь, Я Рассказал тебе о славе этого благоприятного Рама-экадаши. Человек, который строго соблюдает обет этого экадаши, несомненно, освобождается от греха убийства брахмана. Как белое молоко дают и белые и черные коровы, так и экадаши растущей и убывающей луны награждают своих последователей освобождением. Любой, кто слышит о славе этого экадаши, освобождается от последствий всех грехов и счастливо обитает в обители Господа Вишну».

Б. Ч. Бхарати Свами: А что здесь не так?

Cлушатель: То есть Пандавы, в принципе, преданные Шри Вишну…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да…

Cлушатель: И экадаши… Ну, правда, Господь Чайтанья говорил …

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, экадаши очень важно для Вайшнава.

Cлушатель: А так вообще-то это здравствующий Вишну, вот эти все соблюдения … Кришна один постоянно говорит с Махараджем Юдхиштхирой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это одно целое, между Ними нет различия. Кришна, который обращается к Юдхиштхире, – это Вишну, Господь Нараяна.

Cлушатель: Это Его дежурное воплощение, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сам Кришна, если уж говорить о Бхагаване, Шьямасундаре Шри Кришне говорить, Он никогда Вриндаван не покидает и с Юдхиштхирой Он не общается. То есть Он общается, но это уже не Юдхиштхира, это одна из Его…

#17:30

Вишну реактивен, а Кришна независим

Cлушатель: Это произошло такое своеобразное наслоение, вот эта 28-я Дивья-юга… Вот это особенное время, когда эти игры как бы вклинивались в проявленный… Шри Вишну – это юридическое лицо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Cлушатель: Вишну, Ты слышал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Господь Вишну имеет четырехрукую форму. Он держит в этих руках символы наказания и благословения – это булава, чакра. Этим Он наказывает, и лотосом и раковиной Он благословляет. То есть, Вишну – реактивная сила. Он существует и действует с оглядкой на нас. Если мы плохо поступаем, то Его реакция на нас – это кара. Если мы хорошо поступаем, то Его реакция на нас – это благословение. Благодать. А Господь Кришна, у Него нет ни символов благодати, ни символов наказания. Господь Кришна держит в руке сладость, которую Сам ест, и флейту. Господь Кришна ничего не дарит. От Него не исходит благодать. Он ничего не дарит. Это Господь, который все время потребляет, только в Себя вбирает. Он не реактивен. Как бы ты ни поступил, у Него не будет на тебя реакции. То есть Он от тебя независим. Он Сам по Себе и для Себя. А Вишну существует для джив. Если нет джив, то и не существует Вишну.

#20:07

Первое юридическое лицо – это Баларама

Cлушатель: И первое юридическое лицо – это Господь Баларама, правильно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это Баларама. От Него исходят все Вишну, все ипостаси Вишну. Это Рамачандра и так далее, все 24 образа Вишну. То есть это некое делегирование. Лицо, которому Кришна, делегирует всё.

Cлушатель: Чтобы не мешали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильнее сказать, это Йогамайа. Радхарани всё делает, можно сказать, чтобы Ему не мешали, Она всё обустраивает.

#20:58

На Вайкунтхе Вишну не отдыхающий

Cлушатель: Вишну, это тот, который идет как три гуны: Брахма, Вишну и Шива? Этот приходит наказывает? А Тот, Который на Вайкунтхе, отдыхающий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тот, Который на Вайкунтхе, Он не отдыхающий. Он держит в четырех руках булаву, чакру… и Он нисходит в этом облике – наказывает. Он в этом облике находится на Вайкунтхе и стопами Своими касается материального мира, Дхрува-локи. И вот как в случае с четырьмя Святыми отроками Кумарами, когда Они пришли, Их встретил Господь со всеми атрибутами власти. Если хотите, то вот как Государь, когда он принимает гостей или выполняет какое-то царственное дело, то он держит скипетр и булаву. Он не бьет никого. Это просто символ, что он обладает властью. Это символ власти. И даже если на Вайкунтхе Вишну никого не разит чакрой, а хотя такое тоже иногда случается, и никого не бьет булавой, то все равно Он показывает, что у Него эта власть есть. Самодержец. А в обители любви и красоты, на Голоке, нет этих атрибутов. Там на Нем катаются верхом. Когда Он проигрывает в салки, то наказание – на Него садятся Его друзья и катаются верхом. На Вайкунтхе это невозможно. Никто на Него верхом не сядет, там присутствует уважение, благоговение. Там царит всегда официальная атмосфера. Как пишут в дипломатических хрониках: «В рабочей атмосфере произошла встреча».

Cлушатель: А с Лакшми Он наслаждается тоже с атрибутами?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Даже когда Он возлежит на вселенском змее Шеше, Его все равно изображают с четырьмя символами. Он царственно лежит, а Она Ему гладит ноги. И Сама Она Говорит: «Я бы с удовольствием, но Мне корона мешает. Я бы с удовольствием всё бросила и босиком по росистой траве…» В целом мы не разубеждаем, потому что Махапрабху встретил преданного, Венката Бхатту, преданного Вишну, и кто-то из преданных Махапрабху стал разубеждать. Махапрабху говорит: «Нет. Он предан Мне, Кришне».

#24:42

Любимое занятие Кришны

На Голоке Кришну наказывают за проделки. Он ворует. И вообще, Его любимое занятие – воровство. Похищает чужое. В обители Вишну,такого нет.

Cлушатель: Там настроение другое.

Cлушатель: А Хари тогда, ведь Вишну называют Хари?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Ну вот Он не ворует ничего.

Cлушатель: Можно сказать, Он отбирает ненужное. Это не вор.

#25:43

«Рост» Вишну по карьерной лестнице

Cлушатель: А понятие Голока, оно появилось чуть позже? Вначале была Вайкунтха? А потом стали думать и рассуждать и решили все-таки, что есть Голока?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если следовать вашей логике, значит, когда-то и не было понятия Вайкунтхи? Потом стали думать и рассуждать…

Cлушатель: Ну, может быть, и так.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что ж изначально ничего не было…

Cлушатель: Судя ведической традиции, если рассуждать так, то Вишну тогда был второстепенный Бог. Так же было?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю.

Cлушатель: Индра был первый. Вишну был помощником Индры. Потом все перекрутили-перемутили и решили, что Вишну достоин большего, и вот эти три шага, которые Он сделал во Вселенной, Его подняло на верховную должность.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть, все-таки изначальный Индра?

Cлушатель: Я не знаю. Я просто изучаю, пытаюсь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда Индра попал в тяжкое положение, Они пришли к Вишну. Вишну сказал: «Не беспокойтесь. Я приду в материальный мир и помогу вам». И тогда Он родился как Вамана. Индра хотя был самым главным, но тем не менее, Он пошел на поклон к Вишну.

Cлушатель: Еще раньше. Еще раньше, когда не было всего этого, а было четыре Веды и все. Еще не было Пуран, чистые Веды были. На этой стадии Индра был первым. Если Веды посмотреть, там Индра доминирующий.

Транскрипция: Егор

Коректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2015-07-05

«В поисках выхода из материальных страданий»

2015-07-05

«Посольство Милости»

2015-07-12

«Единственная реальность в материальном мире — это я»

2015-07-20

«О Ратха-Ятре»

2015-07-23

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 1

2015-07-25

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 2 и 3

2015-08-06

«Лотосы, цветущие ночью»

2015-08-11

«Трансформация души» ENG+RUS

2015-08-12

«Истина, назначенная авторитетом» ENG+RUS

2015-08-12

«Красный автобус»

2015-08-14

«День Ухода Шрилы Б.Р. Шридхара Свами»

2015-08-15

«Всегда помнить и никогда не забывать»

2015-08-15

«Интервью для канала Роса ТВ»

2015-08-16

«Слово Хранителя Преданности» Глава 5 «Быть честным к себе»

2015-09-20

«Последнее воплощение живого существа»

2015-10-30

«Секта под названием человечество»

2015-11-01

«Расписание моей жизни»

2015-11-03

«Бог как физическое и юридическое лицо»

2015-11-13

«Начало и окончание материальной природы»

2015-11-13

«Истина всегда незыблема»

2015-11-14

«Не подчиняться правилам»

2015-11-14

«Отныне я буду искать Красоту»

2015-11-15

«Память и забвение»

2015-11-16

«Место, где появляются новые души»

2015-12-06

«Йога и жизнь в йоге»

2015-12-11

«Где обитает Душа?» (РУС+DE)

2015-12-12

«Фотон и есть душа»

2015-12-12

«В мире форм, которым я служу»

2015-12-14

«Сердце — тонкая мембрана души»

2015-12-27

«День нашего ухода»