«Низвергнутые в материальный мир»
«Низвергнутые в материальный мир» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 4 июля 2015 года, Вайшнавский Фестиваль, Киев
- Вход только красивым (00:00)
- Мантра Харе Кришна — это хоровод Радхи-Кришны и Их окружения (04:03)
- На Голоке Вриндавана джив не существует (05:56)
- Атма-ниведанам — самозабвение (13:20)
- Аханкара неестественна для дживы (15:20)
- Судебное решение Ямараджа (21:22)
- Адхикар (22:40)
- Мы находимся в состоянии получения «общего среднего образования» (26:40)
- Признак освобождения (30:50)
- Мукти можно достичь самостоятельно (34:10)
- Шанта-раса — это бездеятельное, пассивное служение (37:05)
- Нужно ли преданному освобождение? (42:30)
- Духовное самоубийство (43:38)
https://www.youtube.com/watch?v=kwlumssS3FQ
Низвергнутые в материальный мир
Вход только красивым
Слушатель: Махарадж, есть вопрос. Есть некая освобождённая душа на плане Нараяны, вечно освобождённая душа, она не была в материи. У неё проскакивает желание…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Что значит не была? Такого нет: была или не была.
Слушатель: Есть же две категории. Вечно освобождённая не проходила этот круг здесь.
Б.Ч. Бхарати Свами: Представим себе, что ты проходил этот круг и обрёл спасение в Нараяне, и ты понимаешь, что никакого круга и не было. Вечно освобождённая — это не та, что не проходила круг, а та, что понимает, что никакого круга и не было. Забыла. Забыла, значит, не было.
Слушатель: Простите, в «Гите» сказано, что есть вечно освобождённые и вечно обусловленные души.
Б.Ч. Бхарати Свами: Те, кто понимает, что никакой майи не было и нет, и те, кто находится.
Слушатель: То есть, по сути, в субъективной реализации именно этих душ?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Субъективная эволюция сознания. Именно всё в субъективной реализации.
Слушатель: Если у души проскочило желание спонтанного служения, обязательно ли она должна пройти круговорот рождения и смертей, испытаний в материальном мире и только тогда она будет допущена? То есть будет падение?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Чтобы мы не мучились этим вопросом, Джива Госвами в его книге «Брихад Бхагаватамритам» всё это описывает. «Брихад Бхагаватамритам», когда Бал Гопал сталкивается с этой дилеммой, ему неуютно на Вайкунтхе, он понимает, что занимает не своё естественное положение. Он обращается к Шри Лакшми, говорит: «Что-то мне здесь нехорошо у вас». Она говорит: «Да Мне Самой нехорошо. Там есть этаж ещё один. Но чтобы туда попасть, нужно спуститься на первый этаж». Чтобы попасть, надо в этом подъезде спуститься, пройти в другой подъезд, и там уже подняться. Как в небоскрёбах, лофт? Нет, пентхауз. Вот в пентхаузе идёт вечная вечеринка. Там вечеринка для самых красивых. Там приглашаются только по фейсконтролю, не важно, хороший ты или не хороший. Ты не можешь прийти и сказать: «Я хороший, у меня есть послужной список. Я такой-то». Там никого не интересует, хороший ты или не хороший. Там интересует, вписываешься ли ты, вышел ли рожей. Так вот, чтобы подняться в пентхауз, надо спуститься до первого этажа, пройти по дну, по земле, и тогда уже подняться туда. И Она ему это говорит: «Ты должен низвергнуться в материальный мир, пройти всё это колесо самсары, и уже подняться». И это происходит, и он очнулся в объятиях Кришны. Кришна говорит: «Слушай, ты где был? Что-то ты не с нами». Оказывается, что он всегда был с Ним, но забыл. Он действительно прошёл всё это. Тут субъективно. Он прошёл весь этот адов круг.
Слушатель: Это что-то вроде проверки было?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не понятно. Он, оказывается, всегда был в объятиях Кришны. Кришна говорит: «Куда ты пропадал? Ты не с нами, мы тебя теряем». А получается, что он просто глаза закрыл и открыл.
# 4:18
Мантра Харе Кришна — это хоровод Радхи-Кришны и Их окружения
Слушатель: Скажите, пожалуйста, та мантра, которую даёт Махапрабху, когда Он приходит как аватар Вишну. Куда она приводит?
Б.Ч. Бхарати Свами: Туда же, куда и в былые эпохи. Это храмовые поклонения, это аскезы и медитация, жертвоприношения. Это освобождение в Вайкунтхе. Просто в линии гаудия-вайшнавов мантра «Харе Кришна» — это не средство достижения Вайкунтхи, а это звуковой образ хоровода Радхи-Кришны и Их окружения. Хоровод можно нарисовать, можно сделать кино хоровода. Есть рисунок, застывшая картинка, а можно несколько кадров пустить, и получится хоровод. А можно этот хоровод описать. Звуковой образ хоровода. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе — это хоровод.
Слушатель: Как он изменяет? Мы произносим, и что от этого происходит?
Б.Ч. Бхарати Свами: Пока не знаю ещё.
# 5:56
На Голоке Вриндавана джив не существует
Слушатель: В этом, получается, основная причина творения материи?
Б.Ч. Бхарати Свами: Какая?
Слушатель: Как условия для… где вибрация происходит.
Б.Ч. Бхарати Свами: В «Бхагаватам» написано, что много причин.
Слушатель: Это может быть основная?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну как основная? С какой стороны посмотреть. С точки зрения бхакти это причина. А можно сказать, это для того, чтобы души творили карму. С точки зрения Брахмы, он был восхищён увиденным, и просто воссоздал. Кришна, когда нисходит на Землю, преследует одновременно несколько целей: освободить Землю от гнёта царей, восстановить дхарму, забрать каких-то душ с Собой на Вайкунтху или на Голоку. У Него много целей. Проявить Свои лилы, вступить в отношения со Своими преданными: Арджуна, Пандавы. У Него одновременно много целей. То же самое с творением. Есть много целей, все они имеют право на существование, все они справедливы. Для Бала Гопала материальный мир как цель, чтобы пройти через него и вернуться в пентхауз. Это для него.
Слушатель: А почему такое условие сделано?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, почему.
Слушатель: А что там особенного происходит?
Б.Ч. Бхарати Свами: Что особенного происходит? На Голоке Вриндавана у служителя отсутствует даже тень Пуруши. На Голоке Вриндавана, кроме Кришны, все шакти. Какое служение бы ни оказывали, это совершенные шакти. А на Вайкунтхе привкус Пуруши есть у каждого. Некая пратиштха что ли. Пратиштха — это самоутверждение. Самоутверждение есть на Вайкунтхе. Вайкунтха — это мир справедливости. Там всё правильно. На Голоке ничего не правильно, там всё красиво. И вот чтобы, видимо, изжить в себе последние остатки Пуруши, нужно пройти через материальный мир, через мир, где твоё «пурушество» будет бить полным фонтаном. Ты можешь стать совершенным Пурушей — Шивой или Брахмой, творцом. Сжечь до тла своё «пурушество» и обрести полную природу шакти настолько, чтобы расщепиться. Потому что джива на Голоке расщепляется, она исчезает. На Голоке Вриндавана джив не существует. Джива неделима, она в естественном состоянии существует на Вайкунтхе, в неестественном состоянии джива существует в мире пракриты, в мире, где она эксплуатирует пракрити. Пракрита — это «материальный» на санкскрите. Она существует здесь в неестественном состоянии, и она неделима.
Кришна говорит в «Гите»: «Душу нельзя рассечь, разрубить, сжечь огнём». То есть она вне времени и пространства. Но душа состоит из трёх стихий: это самоосмысление, тот есть осмысление себя, это волеизъявление, то есть опрокинутость вовне и ощущение. Душа состоит из этих трёх. Как молекула или как атом состоит из электрона, протона и нейтрона. Атом нельзя расщепить. Мы сейчас про атомную реакцию не говорим, но атом расщепить невозможно. Молекулу можно расщепить, можно предмет сломать. Все предметы состоят из атомов. Атом — это греческое слово, означает «неделимое». Атом значит: нельзя разделить. И этот атом в материальном мире, «я», обрастает всякими самоопределениями, майей обрастает, комком майи — это наша плоть, то, что мы считаем собой, и то, что мы считаем своим. Атма обрастает понятиями всевозможными. Идя духовным путём, она всё от себя отбрасывает, остаётся чистый раб Божий, атма в чистом виде. И на Вайкунтхе она не может дальше расщепиться, она заняла своё естественное положение, и её нельзя расщепить. Но на Голоке Вриндавана происходит атомная реакция. Душа разрывается. Эти три аспекта: самоосмысление, волеизъявление и ощущение разлетаются. Душа перестаёт существовать в классическом виде, остаётся только ощущение. Кришна — это Тот, Кто осмысляет. Шримати Радхарани — Та, Кто является Его ощущением, а Баларама — это Кришна, Который волеизъявляет. Душа на Голоке теряет волеизъявление, у неё больше нет своей воли, на Вайкунтхе она есть ещё. Это волеизъявление есть эго. Собственно, эго — это волеизъявление, направленность вовне. На Вайкунтхе это волеизъявление ещё сохраняется, а на Голоке Вриндавана происходит атомная реакция: электрон, протон, нейтрон расщепляются, и душа становится чистой шакти, остаётся просто ощущение. Но не самоощущение, а ощущение Его. То есть Он душу ощущает.
# 13:20
Атма-ниведанам — самозабвение
Слушатель: На Вайкунтхе имеется в виду сат-чит? Правильно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Сат-чит. На Вайкунтхе эго сохраняется. Душа сохраняется.
Слушатель: Не аханкара?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ахам. Аханкара — это ложное эго. Ахам — это настоящее эго. Действующее «я» — это иллюзорное «я». Душа не действует, она субъект. Субъект означает с латыни «наблюдатель». Аханкара. Кара означает «действовать, творить». Действующий «я» — это уже иллюзия. Это ложное «я». Ахам — это наблюдающий «я». На Вайкунтхе ахам остаётся, но нашей аханкары уже нет. А на Голоке Вриндавана ахам тоже расщепляется, тоже исчезает. Остаётся только ощущение. Но не ты себя ощущаешь, а тебя ощущают. У тебя нет воли, у тебя нет самоосмысления. Самоосмысление — это Кришна, волеизъявление — это Баларама, а ощущение — это Шримати Радхарани. Ты становишься как бы Её неотъемлемой частью. Остаются ощущения, но не ты ощущатель, а ты ощущаемое. Шридхар Махарадж это называл, вообще, Тхакур Бхактивинод называет это атма-ниведанам. Это самозабвение. Что такое самозабвение? Это просто нет твоего «я» больше. «Умереть, чтобы жить». То есть ты перестаёшь существовать, но ты существуешь как предмет ощущения для Кого-то. Это называется самозабвением. Атма-ниведанам.
Вы хотели что-то спросить?
# 15:20
Аханкара неестественна для дживы
Слушатель: Вопрос, касаемый Ананта Шеша. В «Чайтанья Чаритамрите» говорится, если я не ошибаюсь, что Он является олицетворением аханкары. То есть из Него исходит ложное понимание, что я действую.
Б.Ч. Бхарати Свами: Ананта Шеша — это Баларама. Ананта Шеша — это ложно эго Кришны. Ахам с большой буквы — это Кришна. А Аханкара с большой буквы — это ложное эго Кришны. То есть Кришна действующий — это Баларама.
Слушатель: Мне интересно, вы говорите, что аханкара — это плохо, его надо растворить, разрушить, но если взять во внимание, что олицетворением аханкары является Ананта Шеш, или Баларама, или Нитьянанда, то тогда получается, что мы хотим вступить в борьбу с Ним, грубо говоря. То есть по Его воле, когда Он Сам отступит, тогда не будет аханкары, правильно? Когда Баларама или Ананта Шеш устранит Своё влияние, тогда не будет аханкары. Вопрос, имеет ли смысл наше какое-то…
Б.Ч. Бхарати Свами: Не совсем улавливаю логическую связь. В чём вопрос?
Слушатель: Наше действие, наша борьба…
Б.Ч. Бхарати Свами: Баларама — это естественная аханкара. Представьте себе, вы хозяин предприятия. Какое высшее желание хозяина предприятия? Что бы он хотел? Чтобы вообще ничего не делать, а денежки бы ему капали. Правда? Вот это желание. Это Кришна. Мы хотим быть Кришной. Ничего не делать, но постоянно что-то происходит, кто-то докучает нам: или внутренние враги на самом предприятии тырят ассортимент, или внешние враги, какие-нибудь пожарные. Но сейчас на Украине уже, наверное, нет этого, коррупции и всякого? После революции гордыни уже никто не докучает нашему предприятию, но тем не менее есть внешние и внутренние враги, которые мешают нам быть Кришной. Но цель остаётся.
Кришна только ощущает, Он только получает удовольствия. Но чтобы Ему не докучали, у Него есть второе «Я», альтер эго, Баларама. Это Тот же Самый Кришна, но действующий. И это для Него естественно. Для нас иметь аханкару неестественно, потому что мы шакти. Кришна имеет аханкару, Он имеет на это право, потому что Он Пуруша. У Пуруши есть второе «Я», Которое за Него действует. Это Баларама, Который потом преобразуется в Вишну, есть 24 образа разных Вишну, потом Шива. Это всё Пуруша. А мы не относимся к категории Пуруши вообще, мы относимся к категории шакти, будь то татастха-шакти или шраддха-шакти, бхакти-шакти, мы всегда шакти. Для нас, для шакти, получить аханкару, то есть некий действующий придаток или аспект, неестественно. Поэтому мы избавляемся от аханкары. Но если у нас есть потребность в аханкаре, а она есть у всех, кто в материальном мире, то предоставляет эту аханкару Господь Баларама. Ложное эго мы черпаем от Него. Он есть Ишвара, Повелитель аханкары.
Если мы в банке берём кредит, это не значит, что мы с ним будем счастливы. Точно также мы у Него берём ложное эго, но мы не будем с ним счастливы, это будет неестественно для нас. Поэтому мы избавляемся от ложного эго, и начинаем заимствовать в другом банке, который раздаёт Шри Шакти. Банк Шакти. Она раздаёт бхакти. Мы другой энергией начинаем, так сказать, заряжаться, пользоваться. И душа на Голоке избавляется и от воли, и от самоосмысления. И Они никогда не встречаются вместе. Кришна, Радхарани и Баларама никогда не бывают вместе. Кришна, Ощущающий, либо со Своим ложным эго, с Баларамой, там другие лилы, либо Он с энергией наслаждения, с Той, Кого Он ощущает. Действующуй и предмет ощущения, Баларама и Радхарани, никогда вместе не соединяются. У Них нет совместных сценок в этом спектакле. Она исчезает, появляется Баларама, Баларама исчезает, появляется Шримати Радхарани. Она Йогамайа.
# 21:22
Судебное решение Ямараджа
Слушатель: Скажите, пожалуйста, чем полезен Ямарадж Радхе и Кришне? Как он Им служит? Что он исполняет?
Б.Ч. Бхарати Свами: Он посмертный судья, он просто исполняет роль. После окончании жизни живого существа он выносит судебное решение, которое мы будем вынуждены исполнять в следующей жизни. К Радхе и Кришне он не имеет отношения. Это судья. Он записывает всё, что мы сделали в этой жизни и выносит решение по каждому пункту обвинительного заключения: сколько мы будем страдать, как растянутся эти страдания, в каком виде мы будем страдать, какое тело мы получим. Это всё он решает.
# 22:40
Адхикар
Слушатель: Махарадж, в вайшнавской литературе упоминается понятие «абхикар». Не могли бы Вы объяснить, что это такое?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Абхи означает сверх.
Слушатель: Адхикар. Что это?
Б.Ч. Бхарати Свами: Адхикар — это самость. Можно ещё перевести как гордыня.
Слушатель: Это что-то желанное или нежеланное?
Б.Ч. Бхарати Свами: У нас не должно быть адхикар. Это самоутверждение. Адхикар может иметь гуру. Гуру может проявлять аспект самоутверждения. Тот, кто обладает некой властью. Адхикар ещё как власть. Все остальные вайшнавы не должны иметь адхикар. Они должны быть покорны. Гуру — раб своего гуру. Перед Шри Гуру он сам не имеет адхикар. Он выполняет роль некого диктующего начала для учеников.
# 24:35
Слушатель: А как ачарья, он имеет право?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ачарья адхикар, гуру адхикар.
Слушатель: А ученик?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, как ученик он не имеет никакого адхикара. Он раб своего гуру.
# 24:50
Слушатель: Как говорят, есть ещё уттама-адхикари, каништха-адхикари.
Б.Ч. Бхарати Свами: В хинди адхикар означает «профессионал». То есть профпригодность такая. Перед Шри Гуру мы все каништха-адхикари, то есть низшего порядка. Эти градации даются нам, чтобы мы могли правильно общаться с преданными. Есть преданные трёх уровней: первый, второй и третий. Есть преданные трёх уровней, и с разными преданными мы должны иметь разные отношения. С преданными низшего уровня мы должны иметь такие отношения: я говорю — они слушают; с преданными одного уровня: я говорю — и они говорят, я слушаю — и они слушают; а с преданными высшего уровня, чем я: я слушаю, а он говорит. Такие отношения. Но вайшнав должен понимать, что он всегда слушает старшего преданного. Как мудрецы из леса Наимишараньи с царём Парикшитом: он слушал, а они говорили, но когда появился Шукадева Госвами, они все утихли, говорил только Шукадева, а они слушали. Они признали верховенство Шри Шуки и только слушали.
# 26:40
Мы находимся в состоянии получения «общего среднего образования»
Слушатель: Я слышал такое утверждение, что те, кто привлеклись Господом Чайтаньей, Его миссией, находятся в мадхура-расе.
Б.Ч. Бхарати Свами: Они ни в какой расе не находятся. А те, кто привлёкся Кришной? Они не находятся в мадхура-расе? Нет, это неправильное утверждение. Мы ни в какой расе не находимся. Мы находимся в расе «слуга и Господин». Потенциально все души — слуги Шри Кришны. Ни о каких расах там нет речи. Это где-то на высших этажах. Когда человек отучился, он получает общее среднее образование. Вот мы все находимся в состоянии получения «общего среднего образования», когда мы получаем образ слуги и Господина. А там уже, на высших этажах, происходит специализация. Раньше на третьем курсе группы делились на разные специализации, а на первом и втором все сидели в одной аудитории и слушали всё одинаковое. Так что мы ни в каких расах не находимся. Там где-то.
Слушатель: Со временем это проявится. Различные вайшнавские сампрадаи…
Б.Ч. Бхарати Свами: В случае успеха со временем проявится. Проявится тяга к той или иной форме отношений с Персоной номер один. Со временем, конечно, проявится. Не будет раб Божий в принципе без конкретного занятия. «Прослушал курс». Нет, обязательно будет специализация. Перечисляется пять основных рас, но это как радуга. Мы говорим, семь цветов радуги, но на самом деле там градация более тонкая. Фиолетовый не просто фиолетовый, есть светлее, темнее, есть переход. Радуга — это сплошной переход, там может быть и миллион разных цветов. Это кто видит. Мы просто видим только семь. Также и расы не чёткие, есть плавные переходы, едва уловимые. Например, дружеские отношения. В них есть очень много оттенков. Например, дядя Кришны и друг Кришны. Есть родительские отношения и дружеские отношения. А вот дядя, он в родительских или дружеских? Это такой переход. Этих градаций очень много. И какое положение для тебя естественное, будет пониматься там. Как есть мастер-классы. Ты учишься, а потом поступаешь в мастер-класс. Мастер — это гуру. Ты становишься подмастерьем. И что повлияет на твой выбор, а может, ничего не повлияет, а мастер тебя сам выберет, заберёт в свою группу. Мы не можем сказать, как это происходит.
# 30:50
Признак освобождения
Слушатель: Когда человек предаётся духовному учителю, он начинает следовать, читать Махамантру, и когда Махамантра приносит ему освобождение, он это сразу понимает, ощущает? Как он понимает, что Махамантра сделала его свободным?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ощущает. Запахи меняются. По запаху определяет. Он вдохнул новый воздух и понимает, что он освобождённая душа. По каким признакам? Вы перестаёте видеть различие между полами. Когда вы не сможете отличить мужчину от женщины, то это и есть освобождение.
Слушатель: То есть отношения?
Б.Ч. Бхарати Свами: Вы просто не понимаете, кто это. Это и есть освобождение.
Слушатель: А разве такое бывает?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, это и есть состояние освобождения. Неразличение.
Слушатель: Моё отношение как к женщине или как к мужчине или просто я не разделяю? Это душа и это душа?
Б.Ч. Бхарати Свами: Просто не понимаете, какого пола это существо.
Слушатель: Просто даже не думаю.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, просто не понимаете. Вы можете отличить пол птицы? Почему?
Слушатель: Потому что я не знаю, как их отличить.
Б.Ч. Бхарати Свами: Когда вы не сможете отличить существо своего вида: мужское-женское, это и есть освобождение. Птица может отличить скворца от скворчихи? Может. А мы не можем. Когда вы не сможете отличать существо своего вида, это и есть освобождение. Комара и комариху мы не отличаем. Как их отличить? По усам?
Слушатель: Она кусает, и комариха больше.
Слушатель: Кусают только комарихи.
Б.Ч. Бхарати Свами: Точно, кровь пьёт, значит, женщина. А комары-мужщины не пьют кровь?
Слушатель: Они жужжат. Нектар пьют.
Б.Ч. Бхарати Свами: Жужжат, но кровь не пьют? Не кровопийцы? Тогда всё складывается.
# 34:10
Мукти можно достичь самостоятельно
Слушатель: То есть не различать — это значит, что в уме стираются напрочь все различия?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: А в таком состоянии присутствует внутренний диалог?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Я вам скажу, когда смогу сказать.
Слушатель: Освобождение — это благословение свыше или как Господь говорил: «Если вы будете воспевать идеальным образом Гаятри-мантру, то уже за одну жизнь вы можете достичь освобождения».
Б.Ч. Бхарати Свами: Освобождение — это не предмет милости, а предмет нашего достижения.
Слушатель: То есть мы может своими усилиями до это точки дойти?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Мукти мы можем достичь самостоятельно усердным духовным старанием. Трудом души мы можем обрести свободу. Но для того, чтобы войти в мир преданности, своих усилий недостаточно. Должна быть милость того, кто обладает бхакти, того, кто обладает преданностью.
# 35:27
Слушатель: Не различать пол — это когда напрочь уходить вожделение? Гурудев как-то рассказывал лет десять назад: сидели санньяси и жаловались, как справиться с вожделением. Он сказал: «Если вы до последнего дня будете верны мне, до последнего вздоха, всю свою жизнь не предадите, то я вам обещаю, что в момент смерти я лично приду и заберу ваше вожделение». То есть тут милость?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, милость, конечно.
Слушатель: Он говорит: «Я сам это сделаю». Как что-то сверху, не предмет наших усилий.
Б.Ч. Бхарати Свами: Санньяси говорят: «Мы не способны». Теоретически это возможно — достичь освобождения, не пребегая к милости свыше. Относительно не пребегая. Потому что про освобождение мы узнаём из трудов Вьясадева, а это уже его милость. Он нам это рассказывает. Но теоретически, мы можем и самостоятельно. Просто созерцая, наблюдая этот мир, уходя в себя, уходя в затворничество или размышляя, мы можем обрести свободу. Но вайшнавы полагаются на милость Гурудева.
# 37:05
Шанта-раса — это бездеятельное, пассивное служение
Слушатель: …это уже шанта-раса или там нет ещё расы?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет.
Слушатель: А когда начинается шанта-раса?
Б.Ч. Бхарати Свами: Шанта — это ты предмет служения, но без волеизъявления. Шанта раса — это трава, облака. Река Ямуна тоже находится в шанта-расе. Это бездеятельное служение. Никаких телодвижений, никаких движений не происходит в тебе. Ты просто как антураж, как предмет интерьера. Вот кресло, оно мне служит, а тот, кто мне подносит тарелку с едой, он мне тоже служит. Но кресло — это пассивное, шанта-раса, а тот, кто подносит тарелку с едой, — это уже активное служение. А освобождение в чистом виде, как освобождение в адвайте, — это ты сливаешься с единым светом, ты впадаешь в одиночество, нет никаких предметов.
Слушатель: Нет различий никаких.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Всё, что нас окружает, имеет протяжённость и массу. Протяжённость в том числе и во времени. Все явления и предметы имеют протяжённость. Если вы разгоняетесь до скорости света, то протяжённость исчезает, соответственно, масса тоже исчезает. Масса — это мера инертности. А мера инертности зависит от протяжённости. Если мы движемся со скоростью света, то есть точнее, стоим со скоростью света, то всё, что имеет протяжённость, когда мы движемся со скоростью меньше скорости света, схлопывается. Перестаёт быть время, и масса изчезает. Это есть освобождение. Но ты становишься светом, нет никаких теней, протяжённости, нет предметов. Предмет — это то, что имеет протяжённость и массу. Два свойства любого предмета — протяжённость и масса. Если это уже явление, то есть видоизменение предметов, то протяжённость не только визуальная, но ещё во времени. Хотя если уже углубиться в квантовую физику, то любой предмет — это понятие временное.
Мы говорим, что этот предмет длиной один метр. Это значит, что он начинается во времени и через несколько секунд, завися от моей скорости, заканчивается. То есть предметы имеют на самом деле не пространственную длину, а временную. Любой предмет имеет начало и окончание во времени. Я говорю: метр, а на самом деле это две секунды. Если я веду взгляд, это две секунды. Если мы говорим с точки зрения квантовой физики, то у предметов нет пространственных характеристик, а есть временные. Если мы движемся со скоростью света, а это абсолютная скорость, скорость покоя, можно так сказать, то исчезают временные длины предметов. А что это значит? Это значит, предметы вообще исчезают. Как этого достичь? Если мы сосредотачиваемся на одной точке, либо это дхьяна, уход в себя, ты созерцаешь свою душу, то все предметы исчезают. Буквально исчезают — не то, что ты их не видишь, а их просто больше нет. Либо твой взгляд на чём-то сосредоточен, как у Арджуны. Когда Арджуна стрелял, он больше ничего не видел, он видел только одну точку, куда он должен был попасть. Когда мы видим предмет, это значит, что наши глаза блуждают от начала до конца предмета. Мы это пространство как бы опутываем. А если мы смотрим в одну точку, мы предметов не видим, ничего нет, только одна точка. И это есть освобождение. Можно освобождения достичь так: просто сосредоточившись, уйдя внутрь. Кришна описывает это, путь дхьяна-йоги. Уйти в себя, такое освобождение.
# 42:30
Нужно ли преданному освобождение?
Слушатель: Махарадж, а нужно ли преданному освобождение? Я где-то читал в вайшнавской литературе…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, не нужно.
Слушатель: То есть даже думать не надо? Следует от него отказаться?
Б.Ч. Бхарати Свами: Вам точно оно не нужно. Освобождение — вещь хорошая, но это одиночество. Тебя ничего не беспокоит, самадхи, ничего не беспокоит, потому что ничего нет, но ты один.
Слушатель: Это временное?
Б.Ч. Бхарати Свами: В Писаниях говорится, это не временное, а ненедёжное. Там нет понятия времени. Это непостоянное, не твёрдое. Состояние самадхи непостоянное.
# 43:38
Духовное самоубийство
Слушатель: А откуда исходит импульс, который снова выбивает тебя из той области? Снова желание наслаждения?
Б.Ч. Бхарати Свами: Есть полное растворение, нирвана, когда ты полностью прекращаешь существовать, то уже импульс никакой не поможет. Если при вхождении в себя немного остаётся понимания «я», выделения себя, то импульс будет. Импульс от Шри Баладевы исходит. Он толкает дальше эго. А есть классическое буддийское самадхи, когда ты как личность вообще прекращаешь существовать. Свами Махарадж Прабхупада называл это «духовное самоубийство». Исчезновение полностью.
Слушатель: Это то, что называют «слияние с телом Кришны»?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Слиянием с Брахманом. Брахман — это сияние, исходящее от Кришны.
Слушатель: Значит, преданное служение выше освобождения?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: То есть это самая лучшая цель?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Махарадж, можно спросить?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Что значит имя, которое Вы мне дали?
Б.Ч. Бхарати Свами: Какое? Я просто не помню.
Слушатель: Бинду Мадхава Дас.
Б.Ч. Бхарати Свами: «Во-первых, это красиво». Как в том анекдоте. Бинду означает «слеза», Мадхава — имя Кришны.
Транскрипция: Калинди Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.