Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2015 / «Счастье и вожделение»
Адхикар. «Низвергнутые в материальный мир» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 4 июля 2015 года, Вайшнавский Фестиваль, Киев

«Счастье и вожделение»


  • «Счастье и вожделение» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 5 июля 2015 года, Вайшнавский Фестиваль, Киев

    • Счастье недостижимо, но… (00:00)
    • Предназначение живого существа (02:26)
    • От наблюдателя нет ни пользы, ни вреда (09:42)
    • Выбор в пользу души (13:15)
    • Есть ли разница между правдой и Истиной? (17:21)
    • Принцип правдивости (19:53)
    • Счастье – это хозяин (22:19)
    • Доверенность на поиск Счастья (27:26)
    • Успех в порочном мире (30:29)
    • Понизить градус конфликта (32:42)
    • Важна ли в нашей жизни проповедь? (35:31)
    • Люди теряют зрение (36:21)
    • Как быть с вожделением? (38:06)
    • Отчаяние – это преддверие Счастья (40:49)
    • Все мы метафизически женского пола (45:28)
    • Кришна живет в сердцах преданных (49:16)
    • Страх остаться без преданных (53:04)

https://www.youtube.com/watch?v=-kAETfePTCg

Счастье и вожделение

Лекция Б. Ч. Бхарати Свами от 5 июля 2015 года, вайшнавский фестиваль, Киев

 

# 00:00

Счастье недостижимо, но…

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая-то тема разговора, да?

Слушатель: Друзья, тема была заявлена о Счастье.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сразу быка за рога? Счастья нет и не предвидится. Счастье – это вещь недостижимая, но это единственное, ради чего стоит существовать. Всё остальное просто не имеет смысла, чтобы это достигать. Счастье – это единственное, что нужно живому существу, но Оно, к сожалению, недостижимо. В том смысле, что если мы под счастьем понимаем какое-то состояние… Если мы начнем, что называется, экстраполировать, то есть дальше-дальше прокладывать, рассуждать о том, что такое Счастье, то на том конце окажется, что счастье – это некое состояние, когда ты лежишь и тебя ничего не беспокоит. Счастье – это состояние комы, получается, отсутствие всяких беспокойств, отсутствие всяких тревог, наверное, так. Честно говоря, я не подготовился к этой теме про Счастье.

Слушатель: Ничего.

# 02:26

Предназначение живого существа

Б. Ч. Бхарати Свами: Живое существо состоит из трех стихий. Это как раз заключено в самом понятии «живое существо», то есть это нечто существующее. Существующее означает не прерывающее своего бытия, то есть нечто, что существует всегда: вчера, сегодня, завтра. Например, когда мы просыпаемся, мы не помним, что было во сне. Мы помним, что было вчера. Можно сказать, что мы прервали свое существование, но при этом мы помним, что мы спали. Мы не помним, что там было во время сна, но мы помним сам факт того, что мы спали, то есть фактически мы не прерывали своего существования. Живое означает имеющее волю и сознающее свое существование, то есть просто существовать недостаточно. Если мы не сознаем, что мы существуем, если мы не сознаем: «Вот я», то это неполное существование. Но у всякого существования есть цель, то есть просто существовать и знать, что я существую недостаточно, должна быть цель существования.

Если мы посмотрим вокруг, то любой предмет имеет какое-то назначение. Нет ни одного предмета, явления, которое мы себе можем представить или которое мы можем зарегистрировать своими чувствами, которое не имело бы предназначения, у всего есть какая-то цель. Точно так же у меня, индивидуального существа, тоже должна быть какая-то цель, для чего, собственно, я существую. Дом существует, чтобы укрывать нас от непогоды, фонарь существует для того, чтобы освещать и т. д. То есть любой предмет имеет какое-то предназначение. И если мы попытаемся найти общее между всеми этими предметами, что же объединяет, собственно, всё, что нас окружает, – это служение мне, субъекту. То есть наблюдатель, или живое существо, может зарегистрировать только те предметы, те понятия, которые будут ему в пользу. Даже если мы говорим о чем-то плохом, то польза в том, чтобы от этого избавиться. Я это регистрирую, хотя от этого пользу я не могу извлечь, но сам факт избавления от него наполняет этот отрицательный предмет смыслом. Если я вижу, например, разбойника с ножом, пользу я никакую не могу извлечь, но если я буду от него убегать, в этом будет предназначение вот этого образа. У всего, что мы с вами видим, о чем мы можем помыслить, есть предназначение, значит, и у меня тоже есть предназначение. Если я существую, я сознаю, что я существую, а коль скоро я существую, у меня должна быть цель, и вот эта цель – это и есть Счастье. То есть каждый из нас существует для того, чтобы обрести Счастье. На санскрите это выражается формулой сат-чит-ананда – существующее, сознающее свое существование и ищущее ананду, блаженство, или Счастье.

Только что мы подвели общий знаменатель под всеми предметами и явлениями. Мы пришли к выводу, что их объединяет некая польза для меня, для того, кто их видит. Соответственно, если я существую, и у меня есть предназначение (это естественно), значит, мое предназначение – это польза кому-то, потому что если бы моим предназначением была польза самому себе, тогда я был бы самодостаточным существом, тогда бы я не искал это Счастье, Оно бы всегда присутствовало внутри меня, во мне. Коль скоро Его нет, значит, у меня предназначение – это быть полезным кому-то, кто меня наблюдает. Я сейчас сознательно не говорю про какого-то там Бога, но некое Высшее Начало или Высшее Существо. Это что касается Счастья. Другое определение Счастья – это находиться в своем естестве, то есть счастлив тот, кто обрел свое естество. Это перекликается с понятием «свое предназначение». Если мы обрели свое предназначение, нашли свое предназначение в действительности, именно в действительности, то мы обрели свое естество, мы заняли то место, которое изначально нам предназначено.

Слушатель: Это предназначение у нас у всех разное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Формы могут быть разные, конечно, но единое – это быть в пользе, быть полезным некому Наблюдателю. Так же как предназначение всех вещей, которые я вижу, – это быть мне полезными: картина удовлетворяет мои художественные чувства, звуки – мои чувства меломана и т. д., и я тоже, как, собственно, любой предмет, предназначен быть кому-то в пользу. Если я осуществляю это свое предназначение, я возвращаюсь к своему естеству. И находиться в своем естестве – это и есть состояние счастья.

# 9:42

От наблюдателя нет ни пользы, ни вреда

Слушатель: Если я или некий человек, принося пользу для одного, может приносить вред для другого и что делать с пониманием того, что, помогая и служа одному, приносишь вред другим? То есть можно ли вообще сравнивать и подсчитывать, что я больше помогаю, чем делаю чего-то плохого?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда я ввожу понятие «я», я не имею в виду человека. Человек – это частное понятие. Человек – это форма из плоти, которая облекает наблюдателя, меня. Когда я говорю «я», это наблюдатель, субъект, не облаченный в плоть, а просто наблюдатель. Просто мы с вами в данном случае заточены в башню и смотрим из этих двух окон, и нам кажется, что мы люди, а на самом деле живое существо, которое просто внутри находится и через какие-то перископы смотрит, через какие-то мембраны, что называется, слышит, обоняет. Вот это «я» – это не человек, а это тот, кто где-то там, по ту сторону протяженности и времени существует всегда, поэтому я и сказал, что «я» – это то, что существует непрерывно. Человек существует прерывно, то есть это некая форма, это наша аватарка. В какой-нибудь социальной сети мы выбираем себе образ, вот этот образ – это форма какая-то, которую мы можем менять. В скайпе мы можем менять себе аватар сколько хотим, так же и наша форма, наше тело в данном случае. А вот сущность, суть, «я», она неизменна. Как в кино: есть действующие лица и исполнители. Исполнитель неизменен – это актер, а действующее лицо… Может быть, в этом кино он Штирлиц, в другом кино он… Случай в Диканьке, да? Помните?

Слушатель: «Вечера на хуторе…»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет-нет, было кино, где Тихонов играл. Помните, бабку он убил? Ну, не важно. «Белый Бим черное ухо», может быть.

Слушатель: «Дело было в Пенькове», по-моему.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Дело было в Пенькове» – замечательный черно-белый фильм. Вот исполнитель неизменен – это Вячеслав Тихонов, а действующие лица могут быть разные. Так вот «я» – субъект, «я» – исполнитель, и в разных обстоятельствах, в разных жизнях у меня разные действующие лица: в этой жизни я человек, в следующей жизни я могу быть котом. Поэтому тут, когда мы говорим, «мое предназначение быть в пользе кому-то», имеется в виду не человек, а имеется в виду тот самый субъект, наблюдатель, на санскрите атма, «я».

# 13:15

Выбор в пользу души

Слушатель: А у этого наблюдателя может быть конфликт с его как бы реализацией, с человеком? Человек же может не сразу понять…

Б. Ч. Бхарати Свами: Человек в смысле не мужчина, а?..

Слушатель: Человек в смысле человек. Индивидуум может же не сразу понять ту… Все-таки у них более сложные взаимоотношения… не сразу принимает того, кто является его…

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно, у действующего лица и исполнителя могут быть разные идентификации. И когда возникает конфликт между человеком и «я», нужно выбрать сторону себя. Христос говорил: «Какой смысл, если ты обрел весь мир, но потерял собственную душу?» – это как раз история про тот самый конфликт. Вот этот человек, действующее лицо, его задача – как можно больше брать в этом мире. Он на протяжении всей жизни, в данном случае человеческой жизни (жизнь не обязательно может быть человеческой), стяжает власть, славу, богатство и остроту чувств, еще это называют здоровьем. Вот эти четыре штуки это действующее лицо стяжает. У исполнителя, то есть у «я», у души, совсем другая задача. Ей как раз не нужна ни власть, ни деньги, она, собственно, может без этого нормально обходиться. Вот когда в душе начинает что-то шевелиться (это то, что вы называете конфликтом между человеком и душой), нужно встать на сторону души. Это очень сложный выбор, это такое драматическое событие в жизни, но тем не менее нужно найти в себе силы и выбрать сторону души.

У Толстого в «Отце Сергии» как раз показаны разные этапы жизни вот этого отца Сергия, или Касатсткого, где он достигает некой стадии, где возникает конфликт. Допустим, конфликт священника (он там был настоятелем церкви) и души, и он бросает эту должность священника и уходит дальше, уходит в схиму. Потом возникает конфликт между схимником (оказывается, что это тоже не он, а некая роль) и им самим, и снова он принимает решение в пользу себя: когда слава его начинает расти и на аудиенцию к нему выстраиваются километровые очереди, он бросает всё это дело. Да, вы правы.

Слушатель: Просто мне кажется, что счастье – это осознать, что ты выполняешь предназначение именно этого «я». Это и есть счастье, потому что… Путь к этому всегда сложный, потому что ты каждый раз выверяешь, а та ли это цель, истинную ли цель ты как человек поставил себе. И вот если ты чувствуешь… Это невозможно, мне кажется, понять разумом, это можно только почувствовать, находишься ли ты в гармонии со своим «я». И вот если ты приблизился к этой гармонии, мне кажется, это есть счастье.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть еще вопросы?

# 17:21

Есть ли разница между правдой и Истиной?

Слушатель: У меня давно сложные отношения с правдой. Это связано с тем, что в какой-то момент я осознал и почувствовал, что она у всех разная. Есть еще такое понятие, как истина, оно более главенствующее в иерархии моего мироощущения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю.

Слушатель: Это к тому, что… есть ли разница между правдой и истиной? Это синонимы? Какая их природа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Где-то они пересекаются. Истина – это то, что существует всегда, а правда – это обозначение этого. Истина – это некая сущность, а правда – это логос, это рассказ про эту сущность. Где-то там синонимически они пересекаются.

Слушатель: А каким образом чувствуется правда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Мне не удалось. Правда у всех разная, вы правильно говорите. Это называется «относительная», то есть это условная правда, правда, зависящая от обстоятельств. Например, мы с вами говорим «солнце золотое», но если мы сместимся или изменим ракурс восприятия, оно становится красным, или, если мы опустимся, оно становится полукругом, то есть это относительно. Все, что мы с вами наблюдаем в этом мире, – это правда или истина условно, конкретно для этих обстоятельств, для этого времени и для нашего состояния, поэтому в этом мире нет Истины, нет правды. Но коль скоро есть относительная правда, то есть некий перепев Истины и правды. Потому что не может быть все ложно. Ложь – это искаженная Истина, значит, где-то есть подлинная Истина, подлинная правда, и вот поиск Ее и есть тот самый духовный поиск.

# 19:53

Принцип правдивости

Слушатель: Махарадж, так или иначе, многие из нас находятся в каком-то бизнесе, и иногда в бизнесе надо не то чтобы сказать неправду, а что-то преувеличить, что-то скрыть. Насколько это может влиять на духовную жизнь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это каждый сам пусть решает.

Слушатель: Насколько важен принцип правдивости в нашей жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже если вы скажете правду, она все равно будет относительна, вы просто выбираете степень относительности правды. Все равно Истину полностью вы не сможете сказать, даже если захотите. Потому что то, что вы сейчас скажете, например, утверждение «в Киеве двадцать пять градусов тепла», – это относительная истина, потому что завтра эта истина не будет ничего стоить. Или «Зенит» победил «Динамо», завтра это не истина уже, потому что может произойти наоборот. То же самое и то, что вы говорите. То, что сейчас правда, завтра – неправда. Это значит, что это всегда относительная правда. Нужно просто найти то, что есть непреложная безусловная правда, правда, не зависящая от условий, правда, которая не зависит от моих состояний. Сейчас я наблюдаю, допустим, эту стену как белую, а после возлияния вина она будет зеленая, то есть зависит от моего состояния. Или у меня плохое настроение – я вижу так, хорошее настроение – я вижу иначе, это все условная правда. А есть правда безусловная, и ваш вопрос, действительно, относится к нашей лекции, нашей беседе. Счастье – это правда безусловная. Иными словами, если вы в результате правды или неправды обретаете Счастье, то счастливый никому ничего не должен, так что правда не самоцель. Если вы обретаете Счастье благодаря этому, то это хорошо. То есть Счастье – это безусловная Истина, а все остальное – это относительная истина.

# 22:19

Счастье – это хозяин

Слушатель: А вы счастливы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас речь не об этом. Кроме того, ответ на этот вопрос вам никак не поможет.

Слушатель: А как делиться счастьем с другими?

Б. Ч. Бхарати Свами: Счастье – это не состояние. Счастье – это… Как в том анекдоте: чукча возвращается после учебы из Москвы, и у него спрашивают: «Что ты узнал?» Он говорит: «Я узнал, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не четыре человека, а два [смех], а слава КПСС вообще не человек». [смех] Мы все привыкли думать, что Счастье – это некое состояние, а, оказывается, Счастье – это человек какой-то, то есть это живое существо, очень капризное живое существо, очень эгоистичное живое существо, которое как муза нисходит, когда само захочет и тому, кого выберет. Счастье мы не можем достичь, потому что это невозможно, но Счастье абсолютно, и Оно имеет власть достигать нас. Мы не можем до Него дотянуться, но Оно может сделаться таким, что мы до Него дотянемся. И чтобы обрести Его, нужные другие методы, нежели обретение чего бы то ни было в здешнем мире. Глагол «обрести»: можно обрести какую-то вещь, а можно обрести хозяина. Глагол один и тот же, но суть разная. Если мы стремимся обрести хозяина, то мы принимаем положение раба, а если мы стремимся обрести какую-то вещь, мы принимаем положение хозяина, господина. К Счастью совершенно не применим наш подход как хозяина к вещи. Счастье – это не вещь. Счастье – это Господин, а я Его раб.

Чтобы обрести Счастье, то есть занять свое естество, нужно иметь или пестовать четыре свойства нашей души: смирение, терпение, уважение всех и каждого и нестремление, чтобы тебя уважали. Если мы такие качества стяжаем, то большая вероятность, что Господин Счастье низойдет до нас. Иными словами, к Счастью нужно относиться как раб к своему хозяину. Проблема в том, что, кроме Счастья, нам ничего больше не нужно, но мы не желаем иметь Счастье как своего хозяина. «Кришна» на санскрите – это «Счастье» по-русски. Мы не желаем иметь Счастье как своего хозяина, мы хотим иметь Счастье как своего раба, чтобы Он исполнял наши желания, чтобы Он был у нас древом желаний. В этом-то беда, и все бы ничего, но просто для нас это неестественно. Для нас неестественно быть хозяином Счастья, для нас естественно быть рабом Счастья, или рабом Божьим. Счастье – это занять свое естество. Если мы становимся рабом Божьим, то есть стремимся жить по Его воле, принимаем смиренно и с терпением все, что выпадает нам: богатство, удача, несчастья, лишения, трудности, если мы с терпением это принимаем как Его волю, тогда мы обретаем Счастье. Счастье – это не вещь, а Счастье – это хозяин. Какие-то вопросы, может быть, еще?

Слушатель: Уточнение. Смирение, терпение, уважение к окружающим, и четвертое вы говорили?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Отсутствие тщеславия.

Слушатель: А, отсутствие тщеславия.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тщеславие – это когда ты действуешь для того, чтобы стяжать почет, уважение, доброе имя. Репутация, есть такое…

# 27:26

Доверенность на поиск Счастья

Слушатель: А что в человеке пробуждает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что пробуждает?

Слушатель: Чувства вот эти.

Б. Ч. Бхарати Свами: Какие?

Слушатель: Тщеславие.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, тщеславие. Желание иметь.

Слушатель: Внутренне что это? Это не «я»? Потому что «я» нужно что-то другое.

Б. Ч. Бхарати Свами: В человеке душа делегировала труд поиска Счастья какому-то проходимцу, в психологии это называется альтер эго, то есть некое второе «я». Она написала ему доверенность сроком на… в данном случае на 70 лет или сколько нам отмерено каждому: «Я тебе доверяю, чтобы ты где-то там нашел Счастье и принес мне». И вот это наше второе «я», наше ложное эго, пустилось во все тяжкие и тащит нам со всех «огородов» власть, деньги, здоровье и уважение. Приносит нам, приносит, а мы говорим: «Нет, это не то. Что-то здесь и в этом нет радости, и в этом нет радости». И мы гоним его: «Иди, сделай так, чтобы я была столбовой дворянкой», и это наше эго бежит и делает тебя столбовой дворянкой, и все равно тебе что-то не так, потому что у кого-то есть больше. И ты в конце-концов говоришь: «Ну-ка, иди к своему ложному эго, сделай, чтобы рыбка была у меня на побегушках, на посылках». И потом оказываемся мы снова без всего, со старым корытом. Нужно аннулировать доверенность и заняться поисками Счастья самолично. Это все равно что мы кому-то написали доверенность ходить за нас в туалет, потому что ну лень, да, утром вставать… Еще, если помещение не отапливается, я ей говорю: «Слушай, иди за меня сходи». Это никак не облегчит нас. Или поесть, я пишу тебе доверенность: «Я доверяю тебе вкусно есть». Ты будешь вкусно есть, а мне от этого ничего. Вот так же душа, она доверяет этому проходимцу Счастье, а Счастье – это то же самое, что облегчиться или поесть: кроме тебя никто не добудет Счастье. Какие-то, может, сомнения возникли?

Слушатель: А у меня вопрос: а как аннулировать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, вот я же вам сказал, всё аннулируйте прямо так. Всё? Ну вот, видите как просто. [смех]

# 30:29

Успех в порочном мире

Слушатель: Хорошо, а совесть тогда кому служит?

Б. Ч. Бхарати Свами: А это и есть «я».

Слушатель: Это прямо «я», которое бесконечное, постоянное, истинное, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: То есть, если совесть, соответственно, она там начинает как-то «шуршать»…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вот то самое «я» говорит: «Что-то не то здесь. Все, что ты мне приносишь, – славу, деньги, почет, что-то во всем этом не то». Это и есть та самая совесть, когда наше «я» начинает пробуждаться.

Слушатель: Вопрос в том, согласны ли вы с таким выражением, с такой идеей, что в порочном мире стоит быть порочным для того, чтобы достигать как раз любых благ, коим является счастье.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, согласен.

Слушатель: А вот в благостном состоянии, в добродетельном, соответственно, добродетель нужно в себе взращивать и т. д.

Б. Ч. Бхарати Свами: В порочном мире нужно быть порочным, правда это не принесет нам удовлетворения, Счастья, отдохновения души не будет.

Слушатель: Угу. Но это работает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Слушатель: В этой реальности оно вот так?

Б. Ч. Бхарати Свами: В этой реальности, где ценно стяжательство: чем больше у тебя богатств, уважения, власти и т. д., тем больше они говорят: «Ты достиг успеха». Успех – это значит, ты больше удерживаешь. Больше, больше и больше удерживаешь, и они говорят: «Вот он успешный человек». Успешный человек – это тот, кто обладает властью влиять на умы других, то есть стяжать на себя внимание других – это называется «успех». Когда в сфере твоего влияния один человек, то это не так успешно, как если в сфере твоего влияния 40 миллионов человек. Это хорошо, но это не приносит Счастья для души.

# 32:42

Понизить градус конфликта

Слушатель: На ваш взгляд возможно достаточно большое количество людей (я даже не знаю, какое подобрать слово) заразить пониманием Истины или принести им эту Истину?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не так важно, то есть этот вопрос не имеет ценности никакой, не имеет значения. Какая разница, кого-то там заражать?

Слушатель: Ну дело в том, что если…

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы достичь успеха?

Слушатель: Не-не-не, не чтобы достичь успеха, отнюдь. Дело в том, что в противном случае происходят в том числе войны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Войны все равно будут происходить.

Слушатель: И в нашем мире, если будет война слишком большая, просто мир может рухнуть, и тогда будет уже другая площадка.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он итак рухнет все равно.

Слушатель: Махарадж, давайте мы подвинем чуть-чуть вот эти кресла.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сюда?

Слушатель: Потому что там как-то в глубине, там плохо слышно, я знаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне погромче говорить?

Слушатель: Нет, нормально. Просто чуть-чуть ближе, тут полметра нам….

Б. Ч. Бхарати Свами: Мир все равно будет «раздираться» войнами, потому что если не будет войны между странами, будет война между соседями. Если не будет войны между соседями, будет война между мужем и женой, и удельная ненависть все равно останется, потому что в этом мире основная проблема – если у меня что-то есть, то у тебя этого нет. Мы сегодня как раз это обсуждали. Например, знания: если у меня есть знание, то оно есть и у тебя. Если я даю тебе знание, то я сам не лишаюсь его. А если у меня есть рубль, я тебе даю рубль, то у меня его уже нет. Поэтому в этом мире будут конфликты постоянно.

Слушатель: Но если поделиться знанием, то, соответственно, градус конфликта будет снижаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это да. Если мы поделимся знанием, то я не очень буду страдать от того, что у меня нет рубля, а у тебя он есть. Да, я думаю, что да.

Слушатель: Поэтому я не согласна, что вообще нет никаких… Мне кажется, что если это продвигать, то все-таки ситуация может измениться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Продвигайте.

Слушатель: Я продвигаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Отлично.

# 35:31

Важна ли в нашей жизни проповедь?

Слушатель: В то же время все наши ачарьи утверждают, что самое эффективное, что мы можем сделать для своего прогресса, после садху-санги – это проповедь. Тот же Бхактисиддханта Сарасвати и все наставления такие давали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, поэтому надо проповедовать. Проповедуйте.

Слушатель: А насколько для нашей жизни важна проповедь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Важна, намного важна. Это хорошо – проповедовать. Если есть, что сказать, надо говорить.

# 36:21

Люди теряют зрение

Слушатель: Сейчас во время цифровых технологий все очень быстро меняется, и мы ближе видим все, что происходит, но все равно у многих людей закрыты глаза, то есть люди теряют зрение. Что нужно сделать, чтобы?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Физически?

Слушатель: Да, физически теряют зрение.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть не могут видеть?

Слушатель: Да. Что нужно сделать, чтобы восстановить зрение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Постараться, чтобы самому не потерять.

Слушатель: А если ты теряешь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не знаю, там есть таблетки какие-то или упражнения.

Слушатель: А с точки зрения духовного развития?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, с точки зрения духовного развития ничем уже помочь нельзя.

Слушатель: Если человек теряет зрение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Смотрите меньше. Затворите свой слух, затворите свои глаза, отключите себя от внешнего мира, мира иллюзий и обмана, лжи, войны, противоречий, уйдите внутрь себя. Посмотрите и скажите себе, что здесь смотреть-то не на что, будет у меня хорошее зрение, все равно я буду пялиться в айпод. Для чего зрение? Чтобы в айпод смотреть? [смеются]

Слушатель: Cейчас очень много других новых инструментов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пользуйтесь ими.

# 38:06

Как быть с вожделением?

Слушатель: А что делать с вожделением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Отказаться от него, потому что это вредно для позвоночника.

Слушатель: А у меня спина болит. [смех]

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы все поняли, да? И не будем на человека смотреть с укоризной, потому что все мы такие. Это от вожделения. Кроме шуток. Все боли в позвоночнике от вожделения, от похоти. Чем больше вы будете предаваться страстям, тем хуже и хуже будет у вас ситуация с позвоночником.

Слушатель: А со зрением?

Б. Ч. Бхарати Свами: То же самое. [смеются] Будете вы лежать слепой и разбитый, но зато вспоминать ваши любовные утехи с той или с иной, и это будет до самой смерти тешить вашу душу.

Слушатель: Но оно не тешит мою душу.

Б. Ч. Бхарати Свами: А другого у вас не остается ничего, только воспоминания о любовных усладах.

Слушатель: Я забываю. Кстати, с памятью тоже проблемы. Тоже вожделение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Есть какой-то вопрос?

Слушатель: А у меня уточнение по данной теме. Если возникает такое желание изнутри страстное, похотливое, вот о чем оно говорит, как о нем забыть? Его стоит подавить или трансформировать? Ведь оно же если есть, то должно каким-нибудь образом быть проявлено, иначе оно останется внутри. Что делать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего не делайте, просто знайте, что это пагубно для души, хотя бы осознавайте это. Вы не можете ничего изменить, но хотя бы сокрушайтесь от этого, лейте горючие слезы в подушку, впадите в отчаяние.

Слушатель: А если это любовь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это еще хуже. [смеются]

# 40:49

Отчаяние – это преддверие Счастья

Слушатель: Махарадж, отчаяние ведь тоже вредно для здоровья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что вы говорите?

Слушатель: Отчаяние ведь тоже вредно для здоровья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Отчаяние – это преддверие Счастья. Если пережить отчаяние, то следующий этап будет Счастье. К Счастью можно только через отчаяние прийти. Отчаяние – это отсутствие всяких надежд найти опору в здешнем мире, нет больше ничего. Ни родичи, ни соплеменники, ни друзья, ни любовники, любовницы не способны дать упоение душе, не способны напоить Счастьем нашу душу. Покуда мы себя тешим такой надеждой, мы мучаемся страстями, нас страсть обуревает. Что такое страсть? Это стремление найти прибежище в этом мире. Они это называют любовью, а на самом деле это иллюзия того, что в одиночестве я не полон, я не могу исполнить себя, я не могу осуществить себя и мне нужен кто-то: второй, третий или четвертый, который будет моей опорой, будет частью чего-то целого, меня и чего-то целого. Сначала они называют это «любовная чета», потом «семейная чета» и т. д. То есть сам я не способен «нащупать» себя, осознать свою душу, поэтому мне нужен кто-то другой. Вот то, что называется любовью, – это поиск какого-то костыля: «Чего-то мне не хватает, – как они говорят, – для полного Счастья». Все, что нужно для Счастья, у нас уже есть. Мы родились с полным инструментарием для Счастья. Инструмент – это то, что мы с вами перечисляли: смирение, терпение, уважение ко всем и каждому и отсутствие уважения к себе. Не то чтобы себя не уважать, а знать, что ты полное ничтожество. Это необходимый инструментарий, чтобы обрести Счастье, гармонию души, и другой не является необходимым условием. Чтобы быть смиренным или терпеливым, другой не является необходимым условием. Но мы думаем, что без другого мы не обойдемся, вот отсюда эта страсть: мы ищем одного, потом разочаровываемся и ищем другого. Если мы поймем, наконец, что в этом мире, вовне, нет ничего, что поможет мне с поиском Счастья, тогда падут последние надежды, то есть мы перестанем искать убежище в этом мире, в мире иллюзий, в мире наваждений, и тогда вожделение само собой уйдет. Когда мы говорим о любви, мы же не о любви говорим, а о том, что он будет меня содержать.

Слушатель: Вот я никогда об этом не говорю, я, скорее, сама его содержу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Она ему говорит (или он ей): «Я тебя люблю, ты мне должен».

Слушатель: Если можно быть счастливым в одиночку, то вдвоем это еще круче просто. Это же не значит, если вдвоем, что счастье невозможно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы сейчас говорим о вожделении. Я не говорю, что не должно быть семьи. Не должно быть иллюзий, что она или он – необходимое условие для обретения Счастья.

Слушатель: Даже Божественная Чета, то есть Мужское и Женское Начало…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не про нас. Ну не про вас. [смеются]

Слушатель: Мы это понимаем, но какая-то проекция… [смеются]

Б. Ч. Бхарати Свами: Она может быть, проекция, но это искажение – проекция с точностью до наоборот.

# 45:28

Все мы метафизически женского пола

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что все мы, все индивидуальные частицы сознания, все души женского пола. Все мы женского пола онтологически, то есть по сути. Но в трехмерном, в объективном, так называемом мире мы принимаем кто мужские образы, кто женские образы, а по сути все мы метафизически женщины. Женское начало – это начало, которое призвано служить, отдавать себя, а Господь Бог единственный – Кто Мужское Начало, тот, кто потребляет, кто принимает наше служение, нашу любовь, а все мы отдающие. Он эгоист в предельной степени. Как есть чистое золото, то есть золото стопроцентной пробы, не 750, не 580, а стопроцентное золото. Вот Господь – стопроцентный эгоист: Он ничего не отдает, Он только берет.

Слушатель: Абсолютный эгоист?

Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютный эгоист, да. Всё, что не Господь Бог, то есть Его Природа. Как мы с вами: есть я, а есть моя природа. Природа – это то, как я выгляжу в глазах наблюдателей, это называется «моя природа». Есть я сам (у Канта это называлось «вещь в себе»), а есть моя природа, мое проявление. Вот есть Господь Сам – это вещь в себе: Он непознанный, несхваченный, Его нельзя охватить ни умом, ни рукой, никак, но Он проявляется как-то. То, как Он проявляется, называется «Его Природа». Он Сам есть Мужское Начало, а всё, что не Он Сам, есть Его Природа – это Женское Начало, а кроме этого вообще ничего нет. Поэтому вы говорите «Божественная Чета». Божественная Чета – это Он и Его Природа. А, кроме Него и Его Природы, что еще есть, если Он вездесущий и всеведущий?

Слушатель: А Женское Начало не является продолжением Его же?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это Его Природа. Конечно, это Его Природа, но это не то же самое. Как есть я, и мне хорошо, да? Есть я и мое благополучие. Мое благополучие – это моя природа, то есть то, чем я наслаждаюсь. Можно сказать, что это тоже я, но все равно мы разделяем. Есть Господь Бог, Шри Кришна, и Шримати Радхарани – это Его Природа. Кроме этого, нет ничего. А кто же мы такие? С какой стороны, где нам присоединиться к Ним? Мы есть часть Его Природы, то есть мы метафизически, философски, относимся к женскому началу, и наше счастье заключается в том, чтобы исполнять свою природу, свое предназначение, быть предметом Его удовольствия (Кришна и Хара – Он и предмет Его удовольствия), тогда мы обретаем свое естество, и это есть Счастье.

# 49:16

Кришна живет в сердцах преданных

Слушатель: Я знаю о том, что Кришна – эгоист, но как же тогда это укладывается в то, что Он заботится и помогает Своим преданным?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вынужден. Буквально вынужден, потому что если бы не Его преданные, Он бы остался в одиночестве. Это тяжкий удел, поэтому Он вынужден помогать преданным найти Его. Есть у Шридхара Махараджа «Любовный поиск потерянного слуги».

Слушатель: Ну а Господь? Ему это тоже какие-то эмоции доставляет? Я понимаю, что «вынужден», это что-то такое…

Б. Ч. Бхарати Свами: Господь Бог говорит: «Я не живу в храмах, в святилищах, я не живу в духовном мире, на Вайкунтхе, Я не живу даже в строчках священных писаний, Я живу в сердцах Своих преданных». Представляете, какой страх Он испытывает, если преданный вдруг забудет о Нем? Тогда Ему просто негде существовать, и Он перестанет существовать, поэтому Он всячески старается, чтобы о Нем никто не забыл. В этом суть санкиртаны или проповеди: когда один говорит другому о том, что есть Господь Бог, и Он сверхэгоист, и по крайней мере на какое-то время у Него появляется место, где можно отдохнуть, где можно жить.

Слушатель: Наше сердце?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не наше, Его преданных. [смеются] А Его преданных на пересчет, и имена всех мы знаем.

Слушатель: Если мы понимаем, насколько это сложно, какая наша цель должна быть, если мы понимаем, что Он не может жить в нашем сердце какое-то продолжительное время?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если говорить метафизически, если мы затронули Божественную Чету, то порой от вымышленной разлуки у преданного случается потемнение рассудка, и они не видят Господа. Если им напоминать, тормошить их, то есть помогать, чем-то им служить – это есть служение преданным, это есть бхакти-йога – напоминать им, что никто никуда не уходил и не потерялся. Это наше предназначение, что называется. Шридхар Махарадж говорил, что подлинное служение – это служение, когда оно необходимо или в той мере, в какой необходимо, это то же самое, что я называю чувством такта. Жарко, наверное, да? Уже невозможно дышать?

Слушатель: Да.

Слушатель: Сейчас я принесу вентилятор. Одну минуту.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что дышать невозможно. Кто может не дышать, это принесет облегчение, а если есть потребность дышать, то нужно тогда больше воздуха.

Слушатель: В «Бхакти-расамрита-синдху» описывается [неразборчиво] по волнам со сторонами света.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как?

Слушатель: По волнам со сторонами света… как это связано и как это проявляется?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Какой-то еще вопрос?

# 53:04

Страх остаться без преданных

Слушатель: А можно вопрос?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Если Природа Кришны неотъемлема от Него, то как Он может остаться одинок? Или Она все-таки отдельна от Него?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она отдельна и не отдельна одновременно. Это как в танце (мы вчера говорили): Он с Ней танцует мумбу или там как… вот иногда Он Ее отпускает, Она пошла кружиться, потом раз – Он Ее хватает. Можно сказать, что они разделились, но на самом деле это все равно единый танец. Можно сказать – вместе, а можно сказать – отдельно. Когда пара танцует, иногда они разрываются, а иногда вместе, но все равно они никогда не разделяются.

Слушатель: Получается, что и одинок Он не может остаться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это да, но страх Он испытывает остаться один.

Слушатель: [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Что Он будет делать без преданных? Он эгоист, Ему нужно, чтобы о Нем все время говорили, чтобы Его все время оправдывали, потому что порой Господь Бог совершает такие вещи, которые не укладываются в рамках морали строителя светлого будущего, поэтому необходимо оправдывать Его. Он испытывает потребность, чтобы о Нем все время говорили, хорошо бы еще со знаком плюс, но даже если со знаком минус, тоже ничего. Он одинаково дарует спасение и тем, кто Его ненавидит, и тем, кто Ему предан. Он в этом эгоист: требует, чтобы всё внимание других было приковано к Нему. То Он оденется как эмо. Если на джинсы никто внимания не обращает, Он возьмет и рваные наденет или в костюме какого-нибудь бегемота выйдет. Главное, чтобы думали о Нем. Вот эти медиа-персоны совершают всякие поступки, главное, чтобы о них написали, а Господь Бог суперэгоист: Ему нужно, чтобы все время о Нем говорили, – это есть высшее служение. Он хочет, чтобы Он всегда был в центре внимания, и если мы удовлетворяем это Его желание, то это и есть служение Богу.

Слушатель: А что значит «одинаково»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Обретают одинаковое предназначение. Главное, о Нем постоянно думать, о Нем постоянно размышлять и говорить – это бхакти. Даже если вы плохо говорите о Нем, как Шишупала, он все время ненавидел Кришну, Кришна его убил, но Шишупала обрел то же самое предназначение, что и те, кто был Ему верен. Ну это специальные темы, потому что здесь мы все кришнаиты, это не так важно. Нужно понять, что Он эгоист. Даже если Он совершает что-то, ворует одежды у замужних, когда они купаются, и сидит еще издевается над ними, надо найти в себе силы оправдать, понять, простить.

Транскрипция: Валерия

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2015-03-29

«Вселенная как книга символов»

2015-04-11

«Смиреннее травинки»

2015-04-19

«Слуга на все времена»

2015-05-26

«Душа, идущая наперекор всему миру»

2015-05-26

«Идея неразрушима»

2015-05-27

«От поверхности до глубин духовного знания»

2015-05-27

«Эволюция сознания в мире иллюзий»

2015-05-28

«О долге и о Любви»

2015-05-28

«О положительных качествах преданного»

2015-05-29

«Я живу, чтобы служить»

2015-05-29

Частные беседы (Вайшнавский фестиваль в Киеве)

2015-05-30

«Ищите Истину по запаху»

2015-05-30

«Образ Служения»

2015-05-31

«Параллели христианства и вайшнавизма»

2015-05-31

«По милости Нитьянанды»

2015-07-03

«Любовь бывает разная»

2015-07-03

«Служение 24 часа в сутки»

2015-07-04

«Формы жизни и формы служения»

2015-07-04

«Низвергнутые в материальный мир»

2015-07-04

«Эволюция сознания» Киев 2015

2015-07-05

«Махамантра — это звук любовного танца Кришны и Его Возлюбленной»

2015-07-05

«Счастье и вожделение»

2015-07-05

«В поисках выхода из материальных страданий»

2015-07-05

«Посольство Милости»

2015-07-12

«Единственная реальность в материальном мире — это я»

2015-07-20

«О Ратха-Ятре»

2015-07-23

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 1

2015-07-25

«Слово Хранителя Преданности» Глава 17 «Навстречу Заре» ЧАСТЬ 2 и 3

2015-08-06

«Лотосы, цветущие ночью»

2015-08-11

«Трансформация души» ENG+RUS

2015-08-12

«Истина, назначенная авторитетом» ENG+RUS

2015-08-12

«Красный автобус»

2015-08-14

«День Ухода Шрилы Б.Р. Шридхара Свами»

2015-08-15

«Всегда помнить и никогда не забывать»

2015-08-15

«Интервью для канала Роса ТВ»

2015-08-16

«Слово Хранителя Преданности» Глава 5 «Быть честным к себе»

2015-09-20

«Последнее воплощение живого существа»

2015-10-30

«Секта под названием человечество»

2015-11-01

«Расписание моей жизни»

2015-11-03

«Бог как физическое и юридическое лицо»