Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

Шримад-Бхагаватам_2_Сергей_Русскин

Б. Ч. Бхарати Свами:

Текст 1. Блаженный Шука продолжал:

– Вследствие той беседы Нарада поведал Вьясе 1) о возникновении первичных стихий; 2) об их взаимодействии, которое приводит к появлению предметов; 3) о ярусах сотворенного мира, где размещаются существа разного уровня сознания; 4) о высшей воле, коей подвластно все сущее; 5) об образах Сверхсущества; 6) о природе времени и сроках вселенских властителей; 7) о природе Сверхсущества; 8) о родимом отечестве всякого живого существа; 9) об освобождении и 10) о Безусловной Истине – Любви и Красоте.

Текст 2. Эти десять истин постигаемы путем откровения свыше. Всякое прочее знание добыто от мыслителей либо опытным путем, либо в ходе рассуждения.

Итак, здесь Вьяса говорит о разной природе знания. Есть знание, которое мы получаем из чувственного опыта, есть знание, которое мы получаем по наслышке из уст кого-то, другими словами, из их чувственного опыта. Есть знания, которые мы получаем благодаря вдохновению, когда божественных дух сам нисходит к нам. И четвертое есть знание, которое мы получаем от других, но они получили это знание не из своего чувственного опыта, а тоже путем вдохновения. Вот это знание самое приемлемое для нас.

Первые два вида знания — это чувственный опыт и услышанные от других, полученные благодаря их чувственному опыту, — это знания от мира сего. А знание, полученное путем вдохновения, конечно, несомненное, но оно чрезвычайно редко. Оно даже ниже статистической погрешности, поэтому мы на него не полагаемся.

А вот четвертое знание — это полученное благодаря не чувственному опыту кого-то, а благодаря откровению кого-то. Оно наиболее нам годится. Конечно, здесь есть опасность, что тот, кому мы доверились получил знания не путем откровения, а тоже путем чувственного опыта. Но здесь мы должны полагаться на милость свыше и на веру. Это знание, которое получено кем-то, благодаря откровению, оно называется священным преданием, или верой, или священным писанием. Священное писание тоже возникло. Сначала было только предание, то есть передавалось, а потом уже переписывалось. Но для нас актуальны, естественно, священные предания и священные писания.

То, что составляет предмет «Шримад Бхагаватам», здесь как раз перечислено. Помните, мы говорили о десятистрочии, десятипредметии «Бхагаватам»? Вот то, о чем говорится в «Шримад Бхагаватам» здесь перечислено. И Вьясадева, автор Вед и «Бхагаватам» говорит, что это знание, эти вещи, которые перечислены, они получены им, Вьясадевой, от Нарады, а Нарада получил от Брахмы, а Брахма получил путем откровения. Итак, Вьяса здесь говорит, что сам он получил это знание не путем откровения, а от учителя, который получил от своего учителя, а тот — путем откровения.

Почему мы настаиваем на том, что Брахма получил знание путем откровения? То есть опыт не чувственный, а опыт не от мира сего, потусторонний опыт. Потому что когда Брахма осознал свое существование, не было предметов вокруг него, от которых он мог бы получить опыт. То есть все, что существовало, существовало внутри него. Соответственно, любая информация, любое знание было получено им изнутри, то есть не вымышленное им. Это не был его прошлый опыт. Это не было его воспоминанием, потому что ему нечем было вспоминать, он только появился. Это не было воспоминанием, и это не было внешним опытом, поскольку вовне ничего не было. Все было внутри него, в этом первосуществе. Поэтому все, что он узнал, он узнал путем вдохновения.

Далее он передал то, что узнал, Нараде. То есть это третий тип знания — полученное от учителя, который получил сам знание путем вдохновения. Дальше Нарада передал это знание Вьясе, автору этих строк. Здесь автор этих строк говорит, что я хотя и не получил знание путем вдохновения, тем не менее мой учитель получил от учителя, который получил путем вдохновения.

Итак, я еще раз перечислю, о чем будет говориться в данной книге, хотя мы уже заканчиваем вторую часть этой книги, тем не менее сейчас будет писать уже Вьяса то, что ему поведал сам Нарада, вернее, в той последовательности.

1) О возникновении первичных стихий

Первичных стихий множество. Их насчитывается 24, и двадцать пятая — это наблюдатель. Наблюдатель тоже считается стихией, хотя субъект не является стихией, тем не менее в некоторых учениях, в частности, в учении Капилы, учении о счислении, там субъект, наблюдатель представляется не как источник воли, а является предметом воли. То есть тот, на кого воля воздействует. Что-то вроде неодушевленное одушевленное существо. То есть в нашем мире мы являемся субъектами, носителями воли, носителями волеизъявления. А вот с точки зрения Высшего Носителя Воли, Высшего Субъекта, мы являемся Его полем воздействия. То есть мы не являемся волеизъявляющим началом. Об этом будет говориться в третьей книге о возникновении первичных стихий, как они появлялись, их последовательность. Такая раскладушка. Если 24 доминошки сложить в последовательности, потом вот эту раскладушку раскладывать, то получается 24 стихии. Не все они восприимчивы для чувств, но все они воспринимаемы разумом. Каждая стихия разворачивалась, как раскладушки, при добавлении времени. Словом, мы берем огонь, добавляем ему время, и получается вода. Добавляем к воде время, и получается твердь. Можно, конечно, начать и с более первичных стихий, но они уже не подвластны нашему мышлению. Например: такая стихия, как ложная самость. К ложной самости мы добавляем время, и получается пространство. Сложно, да? Мы можем на этом подробно остановится, но мы должны тогда будем уйти в теорию относительности Эйнштейна.

Слушатель: Факультативно можно остаться после лекции.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо. Ну не в общую теорию относительности, а в специальную.

Значит, о возникновении первичных стихий, дальше.

2) о их взаимодействии

Когда стихии появились, они еще каким-то образом стали взаимодействовать. Мы об этом частично читали. Помните, когда появились стихии, у них не было лада? Они не могли сладить друг с другом, и тогда они стали молиться Первому Субъекту, чтобы Он им дал возможность гармонизироваться. И Его Я, то есть Его суть, технически в Ведах это называется Баларама, то есть некая сила позволила стихиям взаимодействовать. Отсюда появились не просто стихии, не просто огонь, а что-то горячее. То есть твердь плюс огонь — получается не просто предмет, а горячий предмет. То есть не просто вода, а капля воды или какая-то водяная форма, водяной шар, дождь. Или не просто вода, а жижа какая-то, слизь. То есть это уже предмет. Надо понимать, что вода сама по себе не является предметом. А вот производное от воды, например, мед, жидкий металл — это все вода, водная стихия.

Слушатель: Текучесть обозначает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть это что-то пластичное.

Слушатель: Гранит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот когда в гранит добавляют жар, джйоти, или огонь, вот тогда… Он плавится вообще?

Герой нашего времени сказал не отлить в граните, а «отлить в гранит». Это разные вещи. Это когда вот долго едешь в машине, останавливаешься за памятником сопротивлению немецко-фашистским захватчикам и отливаешь в гранит в почитание этим героям. Это тоже имеется в виду вода, что-то жидкое, но речь не о граните.

Третье в Бхагаватам обсуждается:

3) о ярусах сотворенного мира

Это уже места обитания, это некие предметы или ниши, в которые помещаются частицы сознания, и они опредмечиваются. То есть я как дух опредмечиваюсь, я становлюсь человеком с определенным обозначением. Старый, молодой, мужчина, женщина и так далее. Сначала идут стихии, потом стихии превращаются в предметы, а дальше эти предметы населяются духом, частицами сознания. Той самой двадцать пятой стихией, живым существом.

4) о высшей воле

Высшая воля является цементирующим началом, которое вообще все это приводит в гармонию. Предметы, то есть стихии собираются в предметы, они населяются живыми существами, появляется такая вещь, как судьба, законы. И вот все это пронзает собой высшая воля. Высшая воля, как Высший Наблюдатель, не дает миру распасться на бесформенное безобразие. Безобразие — это когда нет образов. Все как бы в Его сознании происходит, в сознании Высшего Существа, поэтому мир становится космосом. Космос означает структура, строение. То есть был хаос, потом стал космос. У греков это мировая душа, а у нас это Параматма. Именно благодаря Высшему Существу, Параматме, хаос становится космосом. А потом, когда Высшее Существо как бы выдергивает себя из этого строения, то все снова превращается в безобразие, в хаос по-гречески.

#00:14:57#

Итак, о высшей воле, коей подвластно все сущее.

5) об образах высшей воли, Сверхсущества

То есть она не просто бесформенная, эта высшая воля, она не просто какая-то, как у даосистов — неопределенный закон. Закон Дао не имеет формы, он не имеет воли, он просто безличностно существует. Здесь перечислены какие у Него есть формы, какие образы у этой высшей воли.

6) о природе времени и сроках вселенских властителей, Ману

Дальше рассказывается о том, что Вселенная существует в движении, то есть у Вселенной есть срок. Вселенной управляют, мы их называем Ману. Потом будет рассказываться, кто они такие. Вообще, они прокуроры, они следят за тем, чтобы закон соблюдался. Их много, этих Ману, они сменяют, как династии, один другого. То есть вводится понятие время: дается определение времени и деление времени. Время есть скорость взаимодействия и многоточие. Взаимодействие чего? Крупные предметы взаимодействуют с одной скоростью, малые предметы — с другой скоростью; вода — с одной скоростью, металлические предметы — с другой скоростью и так далее. И есть два объекта, которые взаимодействуют друг с другом с максимальной скоростью. В физике это называется скорость света. Максимальная скорость взаимодействия максимально маленьких частичек — это скорость света, или единица времени. С этого начинается уже большая единица времени. По-моему, “ану” самая маленькая на санскрите единичка времени. Потом идут всякие 48 минут, 2 секунды, 6 секунд, 48 минут, час, сутки, год, век, небесный год и так далее, и доходит до срока жизни Вселенной — самое большое время. Почему мы говорим о минимальной единичке времени? Почему мы говорим о времени? Потому что эта Вселенная, весь мир, который нас окружает, существует во времени. Как только мы время убираем или делаем его максимально большим, растягиваем до бесконечности, то мир рушится, опять становится безобразие.

Слушатель: А что такое секунда?

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашей традиции секунда — это некий ощутимый промежуток времени, а мы говорим о мельчайшей частице, если их много сложить, то получится секунда. Если еще складывать, получится минута, час.

Слушатель: Мельчайшая частица чего?

Б. Ч. Бхарати Свами: Взаимодействия. Время — это взаимодействие предметов. Но чтобы понять, как взаимодействуют предметы, мы должны начать из взаимодействия мельчайших предметов, электронов, элементарных частиц. Не существует мгновенного взаимодействия. Предметы не могут взаимодействовать мгновенно. Если б они взаимодействовали мгновенно, то один предмет существовал бы одновременно в двух точках пространства.

Слушатель: Все сразу бы произошло.

#00:20:12#

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Не существует мгновенного. Мгновенное — это не через миг, а это вот сразу. Такого нет. Это очень важно понять. Если нет мгновенного взаимодействия в мире, значит, должна быть максимальная скорость взаимодействия, за которой уже идет мгновенное взаимодействие, а его нет. Должна быть максимальная скорость взаимодействия.

Слушатель: Самый короткий промежуток времени, за который происходит взаимодействие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Теперь взаимодействие чего? Что может максимально взаимодействовать друг с другом? Только мельчайшие частички, или элементарные частички. Вот взаимодействие элементарных частиц дает такую вещь, как время. Они не переходят один в другой, они всегда остаются рядом друг с другом. Но когда они взаимодействуют эти две соседних частички, то мы берем их обе. Возьмем массу этих вот частиц, она состоит из этих вот электронов, или микроволн. Они взаимодействуют. Вот мы в своем сознании вытаскиваем две штучки. и это их взаимодействие мы называем скоростью света, или началом времени. И когда их становится две, три, появляются предметы.

Несколько элементарных частиц — это уже молекула, например. Несколько молекул — это уже предмет. И вот их взаимодействие уже имеет большее время. То есть две частицы света взаимодействуют с максимальной скоростью. Поэтому называется скорость света.

То есть они из частиц превращаются в предметы, а предметы — это то, что нас окружает. Но надо прекрасно понимать, что скорость взаимодействия этих двух элементарных частиц существует в нашей голове. То есть эти две частички, которые мы с вами вытащили как бы из своего сознания, они в нашем сознании существуют. Соответственно, все потом, нагромождение этих частиц, которые уже превратились в атомы, молекулы и в предметы большие и малые, они тоже в нашей голове существуют.

Слушатель: То есть можно сказать, что элементарные частицы — это сознание с сознанием.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы с вами и есть элементарные частицы. Не тела наши. А частички духа. Мы, как дух, есть те самые элементарные частицы, потому что нас нельзя разъединить. Душа неделима, то есть она элементарна, она индивидуальна. Индивидуальна означает неделима. То есть взаимодействие двух частиц сознания как бы дает толчок времени. Но мы запутываемся в этом хитросплетении. Оно потом превращается в карму, в действия. Мы запутываемся в этих хитросплетениях, когда мы забываем, что мы элементарные частицы, а мы себя прикручиваем к предмету. А этот предмет есть тело. Тела меняются все время, а вот мы себя обязательно прикручиваем.

Слушатель: К другим элементарным частицам привязываемся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не можем с ними взаимодействовать. Одна частица не может переходить в другую, они всегда остаются соседями. Как бы есть два мира, если сравнивать с физикой. Есть физика Ньютона или Галилео Галилея, которая рассматривает механическое взаимодействие предметов. Там тела летают, они взаимодействуют, они разбиваются и так далее. Это Ньютонова физика. А есть физика элементарных частиц. В Ньютоновой физике или в нашем окружающем мире что незыблемо? Что мы сами считаем незыблемым? То, что неменяемо. Это протяженность предмета и время.

То есть если есть компьютер, то хоть что вы с ним делайте, он не меняет своей длины. Это константа. Его протяженность незыблема. И незыблемо время. Время, считается в классической физике, во всех точках замкнутой системы движется одинаково. Это объективная вещь, она всегда одинакова. Протяженность предметов и время. А скорость подвижная величина.

Так вот в физике духа, то есть в физике элементарных частиц, наоборот: протяженность предмета — это вещь условная. Если дальше углубляться, ее вообще нет. И время тоже разное.

Слушатель: А что константа?

Б. Ч. Бхарати Свами: А константа — это скорость. Если здесь, в нашем мире скорость у предмета может быть разная, то в физике элементарных частиц скорость всегда одна и та же — это скорость максимально возможного взаимодействия. Это не свет движется, это мы просто так называем скорость света. Можно было бы назвать скорость мухи. Это не значит скорость мух. Просто так называем скорость света, уславливаемся. Так вот, там скорость одна и та же. А предметы могут меняться и время может. Например: чем быстрее вы движетесь, тем меньше вы становитесь.

Если мы возьмем скорость света, то вопрос: увижу ли я себя в зеркале? Если я держу зеркало, чтобы себя увидеть, то свет должен от меня дойти до поверхности зеркала и отразиться. Тогда я себя увижу. А если я двигаюсь со скоростью света и держу перед собой зеркало? Выше скорости света ничего быть не может. Значит от меня луч не может пойти, потому что я уже со скоростью света двигаюсь. Он не может быстрее меня пойти, тем более потом отразиться. Вопрос: я себя увижу или нет?

Слушатель: Нет, он задний фон увидит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Задний фон чего?

Слушатель: Того, что было до этого.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что меня не будет, потому что с такой скоростью моя протяженность стремится к нулю, и я становлюсь душой. Если я двигаюсь со скоростью света, моя протяженность уменьшается до элементарной частицы, то есть до величины души.

Слушатель: В том числе и зеркало тоже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть ничего вокруг не будет, поэтому и не будет никаких предметов и скорости в нашем понимании, что я куда-то лечу и вокруг меня мелькает что-то. Предметов нет. То есть это самый первый принцип относительности: если нет вокруг предметов, то и нельзя сказать, двигаюсь я или нет. Просто невозможно сказать. Должно мимо меня что-то мелькать.

Так вот, если я двигаюсь со скоростью света, то есть я осознал себя, предметы перестают существовать. Но что тогда происходит со временем? Если расстояние уменьшается до нуля, то время увеличивается до бесконечности. То есть как только душа осознает себя, то есть она отрывает себя от мира предметов, она выпадает из времени, потому что время стремится к бесконечности и выпадает из предметов. Она становится той самой электронной частицей, ну электрончиком, волной.

Это есть самоосознание, освобождение, то есть предметов нет. Стоит только изобрести такую ракету, которая понесет вас со скоростью света, и душа достигает освобождения. Но, к сожалению, учителя и автор «Бхагаватам» говорят, что механическими способами это сделать нельзя, и приводят пример демонов, которые строили лестницы на небеса и так далее.

Есть гораздо проще способ — удалиться от мира, как Кришна в «Гите» говорит: «Закрыть глаза, отсечь от себя предметы, отсечь от себя мысли, отсечь от себя рассудок» и так далее. От этого всего избавляться, пока ты не станешь размером с элементарную частицу, и ты осознаешь, что тело не мое. Это где-то будет на подступах. А потом даже потеряешь след времени и след предметов. То есть не обязательно куда-то лететь, можно, например, не привязываясь к деятельности, — это уже карма-йога. Но наши учителя нас ведут по пути бхакти-йоги. Не просто стать частичкой, а обрести антивес. То есть войти из мира материи в мир антиматерии. Приобрести вес, но отрицательный вес в мире служения, на Вайкунтхе, на Голоке Вриндавана. Вывернуться наизнанку, из живого существа сделаться антисуществом.

Слушатель: А преданный эту стадию освобождения обязательно должен пройти?

Б. Ч. Бхарати Свами: А иначе как?

Слушатель: Оно по времени, как мгновение, или как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Преданный проходит эту стадию освобождения. Он ее пролетает, как когда вы на лифте подниметесь на седьмой этаж, то третий обязательно пролетите.

Слушатель: А он знает, что он пролетает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, я еще не пробовал, но я могу рассказать теоретически то, что наши учителя говорят. Гурудев говорил: «Это, как вы поднимаетесь на лифте и вы видите разные уровни Вселенной: бхур, бхувар, свах. Вы их видите, потом этаж освобождения, потом этаж какого-то уровня Вайкунтхи, потом выше, выше, потом мир Айодхья Рамачандры, а потом, конечно, все мы попадаем на Голоку Вриндавана». Это если наш учитель с верхнего этажа и он нажал именно кнопку на чердачный этаж.

Слушатель: В «Брихад Бхагаватамрите» как раз Гопа Кумар так и ходил. Только он несколько раз почему-то по всем этим этажам. Он еще походил, посмотрел, что там где. Были очень интересны все эти его путешествия.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он эти миры видит. Я когда сидел в сумасшедшем доме, я сидел на четвертом этаже для допризывников. Я так до сих пор не понимаю: меня в армию не взяли из-за того, что я там сидел, или я там сидел, потому что меня не взяли в армию? Ну не важно. И вот я сидел на четвертом, на верхнем самом этаже, а лифт с такими окошечками. Мы проезжали от первого до четвертого, и я видел второй ярус и третий ярус, обитатели всех миров, особенно третий — это жуткие вещи. Мы пролетали медленно, но можно было поймать.

Вот так же душа, она эти ярусы на лифте захватывает. Но в случае с Гопа Кумарой он по-моему останавливался на каждом этаже, понимал, что он ошибся адресом и садился дальше. Он даже с обитателями этих сумасшедших миров…

Слушатель: Как это сделать — вывернуться наизнанку?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть такая фигура речи.

Слушатель: Сейчас мы о себе думаем, как о единице. А начать думать о себе, как о минус единице?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы говорим теоретически. Мы сейчас повторяем, что это знание получено нами или получаемо нами на слух от того, до кого низошло вдохновение. Вот Вьяса получил это путем откровения. Вьяса, Нарада, Брахма. А мы это получаем чувственным опытом, но мы верим, что это было откровением.

Про время мы поговорили или о природе времени. Еще что-то осталось непонятно? Будет целая глава, 11 глава третьей книги, посвящена времени.

Слушатель: Но после нее будет не лучше. Время же сам Бхагаван, а Его невозможно понять.

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто время как бы считается первоэлемент. Он первый в череде сотворения Вселенной. То есть время, а потом уже добавляются всякие. Оно наиболее тонкое. Оно грубее нас, живого существа, но оно тоньше ложного эго. Поэтому если ложное эго невозможно уловить, то есть себя второго нельзя понять, как бы свое отражение в себе, — это ложное эго. Я действующий. Если истина — это я, наблюдающий, то я действующий — это уже мое ложное эго. И вот между мною действующим и мною рассуждающим лежит время. Это такая тонкая субстанция…

#00:36:45#

Слушатель: С другой стороны говорится, что сам Бхагаван делает себя грубее джива-шакти…

Б. Ч. Бхарати Свами: Бхагаван в данном случае приходит в образе времени.

7) о природе Сверхсущества

Тут двояко можно понимать. Природа как его сила. Вот есть Сверхсущество — Господь Бог, а есть Его природа. Возможно ли понять Его без Его природы? Почему мы говорим всегда, что Господь Бог находится в окружении своих преданных? Или как говорят: свита делает царя. Не сам по себе царь. Потому что кто такой царь без свиты своей? Обычный человек. Он даже приказа не может отдать. Все его приказы не ему же выполнять, а кто-то — его шакти, его природа. Господь Бог то же самое: Его окружение, Его свита, Его преданные или осколки Его преданной… У Него есть главная шакти — Шри Радхика, она главная Его шакти. И вот ее помощницы — это силы всевозможные. Но она как бы собирает их в себе. Она есть средоточие всех Его сил. Могущество Господа только в ней, потому что она Его сила. Как вельможи царя есть его сила, так же она есть сила Бога. Если ее убрать от Него, то Он перестанет быть Богом. Поэтому говорится, что Господь Бог всегда со своими преданными. Он никогда не бывает один. Она, эта Его шакти, принимает разные облики. Она может быть колесом огненным, может быть подружками, может быть матушкой Яшодой, Нандой Махараджем и так далее. То есть она принимает различные облики. Она может быть временем. Она может быть смертью и так далее. Может быть Лакшми, удачей. То есть о природе Сверхсущества, не о Нем самом, а о Его природе.

8) о родимом отечестве всякого живого существа

То есть о нашем с вами Шекспире, о духовном мире говорится в «Бхагаватам».

9) об освобождении

То есть о способах освобождения.

И уже не о природе Господа Бога, а о Нем Самом:

10) о Безусловной Истине – Любви и Красоте.

Эти десять истин постигаемы путем откровения свыше. Всякое прочее знание добыто от мыслителей либо опытным путем, либо в ходе рассуждения.

Текст 3. В первую пору творения в уме перворожденного Брахмы появляются осязаемые стихии, предметы и средства их ощущения. Все перечисленное представляет собою состояния единого вещества. Затем происходит их взаимодействие, благодаря которому в уме перворожденного существа воссоздаются живые образы и обстановка увиденной им несотворенной Действительности.

Еще раз. Непонятно, да?

В первую пору творения в уме перворожденного Брахмы появляются осязаемые стихии.

Слушатель: Осязаемые для него?

Б. Ч. Бхарати Свами: Естественно, да. Появляются стихии. Почему здесь говорится не просто стихии, а осязаемые, потому что необходимо, если стихия осязаемая, то у тебя есть средство осязания, то есть чувства. То есть вот эти трое неотрывно связаны друг с другом: предмет, ощущение предмета и инструмент ощущения. Если мы хоть что-то убираем, то двое других перестают существовать. Такая вот прочная конструкция.

Слушатель: То есть если в голове Брахмы это появилось, то он мог это и потрогать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, как вот перчатки эти виртуальные.

Слушатель: У него же тело — это ум, у него тело из одного сознания, вот поэтому он и смог их потрогать сознанием.

Б. Ч. Бхарати Свами: В мозгу мы тоже, когда спим, во сне мы чувствуем, что мы к чему-то прикасаемся или мы от кого-то убегаем. Мы это чувствуем, но вот в этой реальности этого не происходит. Весь мир происходит в голове. Существуют стихии, они существуют независимо от нас с вами. Надо понимать, что огонь и так далее, они существуют независимо от нас с вами. А вот предметы из этих стихий существуют только в нашей голове.

Предмет — это некая последовательность ощущений. Любой предмет состоит из жара, света, прикосновения. Это и есть жар, то есть поверхности, цвета, запаха, звука и вкуса. Любой предмет состоит из этого. Вот если ощущения выстраивать в какой-то иной последовательности, то это будет другой предмет. Как если мы берем фильм, нарежем каждый кадр, если мы выставим в одной последовательности эти кадры, то фильм будет один, а если мы возьмем перемешаем это все, то фильм будет совсем другой. То есть стихии, кадры, они как были, так и есть, но мы меняем их последовательность, и будет совсем другой фильм, совсем о другом.

Стихии существуют в уме творца. А вот предметы, которые мы творим из этих стихий, существуют в нашем сознании. К этим предметам присовокупляются такие вещи, как позор, ненависть, невежество. Что там Кришна еще перечисляет, из чего состоит мир? Зависть. Казалось бы, это же не предметы. Но взаимодействие этих предметов все это порождает.

Например: вы видите чью-то голову, она открывает закрывает рот и из нее вылетают какие-то звуки, и вы говорите: «Какой позор мне». А это просто кадры так сложились. Или, например, вы видите какое-то мерцание каких-то камушков и там бумажечка с цифрой, и вы говорите: «Вот бы мне!» А это просто предметы, какие-то цифры. Это зависть. В «Гите», помните? Кришна перечисляет(в 13 главе): «невежество… Все это Я называю элементами этого мира». Скорбь тоже. Какое-то взаимодействие предметов во времени вызывает у нас чувство скорби вдруг. Чувство зависти, чувство восторга, а это просто предметы.

Итак, в первую пору творения, то есть вот с самого начала, после того, как на Брахму низошло вдохновение, он увидел свою причину, Господа Бога, появились осязаемые стихии, появились из них, слепились уже предметы, мы их до этого перечисляли, и средства ощущения. Средства ощущения — это органы чувств. Все эти три, все перечисленные представляют собой состояния вещества. То есть и орудия чувств, и ощущения, и предметы, стихи — все это на самом деле одно поле, электромагнитное поле такое одно. Но мы в своем сознании его дробим. Из этого поля мы выделяем какой-то участок и говорим: это предмет, я его ощущаю, ощущаю с помощью носа. Это предмет, кулак. Я его ощущаю с помощью носа. Но на самом деле, о чем говорит Вьясадева, что — и кулак чей-то, и твой нос, и ощущения — это все едино.

Слушатель: Ощущение неприятное.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, вот видите? Скорбь. Не зависть, а скорбь. Вот это все нагромождается, скорбь, неприятное, приятное, кулак, нос… Это все создает картину мира. А возьми и перемени все это — приятно. Если, например, тебе до этого в твоей картине мира говорят: мы тебе даем в нос и сразу чемодан с деньгами, ты говоришь: «Как приятно». А удар тот же самый. Картина мира меняется, если добавить пару кадров вперед. Или какой-нибудь Владимир Кличко, ему же все равно — что в нос, что по носу. Так что это вот разные…

На самом деле, Вьясадев говорит, что все это — единое вещество: кулаки, носы, приятно, неприятно — это все одно поле. А ты просто сидишь за этим наблюдаешь, и тебе кажется, приятно или неприятно.

Итак, когда это было все создано: предметы, стихии, затем они начали взаимодействовать. И в уме перворожденного существа воссоздались живые образы и обстановка, увиденной им несотворенной действительности.

Итак, он в своем уме из единого существа создал стихии, сцепил их в предметы и стал ощущать, но еще нет времени, еще нет картины. Вот есть предмет, а как он взаимодействует? И дальше он вбуравливает свою память, свое воспоминание. Он же до этого увидел ту действительность, увидел Голоку Вриндавана. Нет, он увидел в данном случае, в это творение, он увидел Вайкунтху. И он добавил к предметам, которые существовали в его голове, сюжет. То есть он увидел: Господь, рядом с ним Лакшми, над ним летали челны, где мужья и жены пели этой Божественной Чете славу, осыпали Их цветами, там прислуживал Нанда и Сунанда и там речка… Что-то такое, в общем, какую-то он картину увидел. И вот как он ее вспомнил…

Слушатель: Оно, наверно, автоматом получается. Он только увидел, оно же у него в сознании очутилось…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно, других воспоминаний у него нет, поэтому то, что у него было в голове, он добавил к созданным в своей голове предметам, и они ожили. И они стали действовать по задуманной им логике. Потом, конечно, все пошло наперекосяк, но поначалу задумано было так же, как он увидел. Как шпион, ему на секунду показали секретный документ, а в ставку написал какой-нибудь пошленький романчик: то что было в уме. Вместо того, чтобы ценный документ послать, он всякую гадость написал.

Так же Брахма. Он увидел духовный мир, но воссоздал максимально приближенный, но все-таки с какими-то отклонениями. А потом каскадом появились мы. В эти предметы, которые он воссоздал, он пригласил души, и Шива в них, разделившись на множество, вошел. Предметы эти одушевились и зажили своей жизнью, то есть в их уме уже свои Вселенные были. Как в нашем уме есть своя Вселенная со своими нравственными правилами.

+1

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51