Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы закончили на том, что, покуда чувства не обращены вовнутрь, Шука советует царю представлять окружающий мир, как некий организм, в котором реки — это вены, Солнце и Луна — это глаза. Все явления природы и все предметы взаимосвязаны и составляют единый организм, единое тело, душой которого является Бог. Но поскольку человек не способен на начальных ступенях своего духовного роста видеть Бога в Его невыдуманной форме, то Шука советует видеть Бога в виде Вселенной. При этом знать, что у нее есть душа.

Дальше царь спрашивает: — «Понятно, что у вселенной воображаемая форма, а есть ли не воображаемый, есть ли истинный образ? Независимый от нашего воображения истинный образ той самой Мировой Души?». Следующая глава как раз этому посвящена. Шукадева будет говорить, что если ты хочешь увидеть истинный облик Бога, то нужно уже смотреть не на окружающий мир, а заглянуть внутрь себя, в свое сердце.

Глава так и называется: “Облик Всевышнего в сердце”.

Tекст 1. Блаженный Шука сказал:

– Тот облик Бога, что описал я тебе, начально создал в своем незамутненном уме творец вселенной, перворожденный Брахма. Облик этот есть воспроизведение запредельной Действительности, что явила себя будущему создателю. Знай, о царь, что окружающая вселенная представляет собою витиеватое образование в уме перворожденного существа.

Было некое перворожденное существо, такого принято называть “патриарх”, и он в своем уме воссоздал картинку прозрения. Он появился в абсолютной темноте и сидел на мягкой сидушке. Мы-то знаем, что это был цветок лотоса, а он тогда ничего не знал. И он стал соображать: если он есть, если он начал существовать, если было начало его существования, это значит, что до того, как он существовал, до того, как он появился что-то существовало. То есть если бы он был вечен и существовал всегда, то не было бы такого пунктира, не было бы такого момента, что он вдруг понял, что он существует. Если бы он существовал всегда, он всегда бы это осознавал. А тут он понимает, что: вот он я, сейчас, а до этого я не помню, что происходило. И он стал думать, что, если я появился, то я не являюсь сам себе причиной, потому что, если бы я сам был причиной своего существования, я бы это тоже знал. Если бы я был самодостаточным, я бы это знал. Значит есть причина вне меня, которая меня породила. Есть причина, а я следствие.

Он понял, что вокруг ничего нет — он сидит в темноте на сиденье, а под этим сиденьем он почувствовал какой-то трос, который связывает его с причиной существования. И он стал по этому тросу ползти вниз. Стороны света, верх, низ, стороны пространства  — тогда еще этого не было, он потом только создал это все. Вот он стал ползти в совершенной невесомости. Надо понимать, что это было все в его разуме. Это аллегорическое изложение того, как он рассудком пытался познать свою собственную причину. И он потерпел неудачу.

Слушатель: Цветок лотоса тоже в его разуме?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он в сознании.

Слушатель: Или его как такого не существует?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он сознанием воспринимал, что он на чем-то находится.

Слушатель: То есть цветок лотоса — это метафора, это не буквально.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, нам надо понимать, что это метафора. На более поздних стадиях сознания мы поймем, что метафора вторична. Метафора — это все равно некое умствование. А вот у метафоры есть прообраз. То есть у метафоры есть прообраз, потом осмысление этого прообраза и потом уже образ. И нам нужно понять, что метафора важнее образа, но она ни в коем случае не важнее прообраза.

Слушатель: То есть образ третий?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Прообраз, метафора, образ.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы должны понимать, что у него в сознании был некий лотос — это некая аллегория, метафора. Но потом мы поймем, что это действительно был образ, а метафора — вторична.

Есть прообраз, есть осмысление, или некое изложение этого прообраза, а потом уже образ.

Вот есть компьютер — это понятие, а вот это — есть форма того понятия. Вот эта форма вторичнее понятия. Форм понятия может быть множество. Понятие — одно. Но само понятие все равно происходит из формы. Например имперсоналисты говорят, что есть только бесформенные понятия, из них появляются образы и все образы- есть майя, наваждение, иллюзия. Но вайшнавы говорят, что понятия тоже происходят от первичных образов.

Слушатель: Что где-то есть эталон формы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, как у Достоевского есть параллельный мир. Есть идеальный мир, потом есть осмысление и есть реальный мир, так называемый материальный. Он как бы реальный, но вторичный.

Он в уме своем или в рассудке или, как здесь сказано, в незамутненном уме, попытался понять, откуда же он все-таки происходит. Метафорично он полз, а на самом деле он просто соображал.

И вот говорится, что он тысячу лет спускался по этому тросу, по этому канату, как тот волк в “Ну, погоди!”. И так не смог понять, откуда он появился. Это называется трудами. То есть труд духа. Он был делатель духа. Он попытался понять причину своего существования. Пытался понять смысл своего существования, причину своего существования и назначение своего существования. Так он и не смог понять.

Когда он вернулся на цветок обратно, то услышал два слова, которые означают “подвиг”. По-русски “подвиг” или “воздержание”, то есть не делай ничего, а только прислушайся. Не надо соображать, надо только прислушаться, что тебе будет сказано. Было слово такое “тапа”. “Тапа” означает неделание, тапасья — воздержание, аскеза, епитимья. Потом он придал этому слову смысл, когда он создавал деванагари или санскрут. Сейчас говорят санскрит. То есть священный скрипт. Скрит или скрут — это латинское — скрипт. Сан — это священное. Санскрит — это священное ом.

Слушатель: Шри?

Б. Ч. Бхарати Свами: Священная азбука, но это потом. Сначала он услышал “тапа”. И он стал воздерживаться. Когда его воздержание стало совершенным, то та причина, которую он искал, сама явилась перед ним. Но непонятно изнутри он ее увидел или снаружи, потому что тогда было все для него и он был единственным существом. Все было и внутри и снаружи. В этой темноте и внутренней, и внешней вдруг появилась Действительность с большой буквы. Шридхар Махарадж называет Reality The Beautiful, Прекрасная Реальность или Реальная Красота. Я бы так перевел. Но уже привычным стало сочетание Прекрасная Реальность.

И дальше с этой Реальностью произошел диалог. Это первое существо, у которого произошел внутренний диалог с открывшейся Действительностью. Это существо поняло, что его назначение —  это делать, но прежде чем делать он должен был воздерживаться от делания. Делать в смысле творить. По-русски творить и делать означает, что ты творишь, не обязательно, что при этом ты что-то создаешь. А вот как делать ему объяснила Реальность, которая ему явилась. И это видение мы называем Богом, потому что еще не существовало ничего, он был перворожденным существом, но он еще ничего не создал, значит то, что ему явилось было вне его опыта. То есть это не было ни воспоминанием, ни чувственным опытом. Это было некое откровение. Он не мог себе этого представить, это не было плодом его воображения, потому что у него не было до этого опыта никакого- нечего было воображать. Не было опыта, поэтому нечего было вспоминать.

Поэтому то, что явилось первому существу мы называем Богом и он существовал до того, как что-то появилось. Это определение Бога — сущий вечно. Бог по-русски или по-древнеславянски: Бог от слова быть. То есть он богствует, то есть пребывает всегда. Быть — Бог. Творить — творог, по-русски.

Слушатели: Смех.

Б. Ч. Бхарати Свами: И вот этот Бог ему явился и дал свое высочайшее соизволение на то, чтобы творить. Здесь Шука говорит, что окружающая вселенная — это витиеватое образование в уме перворожденного существа. Речь идет о Брахме, перворожденном существе.

Что же он создал. Он воссоздал ту реальность, которая перед ним предстала. Далее мы будем читать более детальное описание: челны, в которых дивными волосами пели прекрасные женщины и осыпали того единственного Бога, осыпали цветами, лепестками роз, пели ему прекрасные песни. Все, что он там увидел, он пытался воссоздать. Насколько близко или насколько далеко он воссоздал мы сейчас уже не знаем. Дай Бог когда-нибудь узнаем. Но все, что он воссоздал — это есть наша вселенная, окружающий мир.

Естественно, на это наложилось еще и наше воображение. Он создал некую матрицу. Но наше сознание видоизменяет и эту матрицу. Поэтому то, что мы с вами видим в нашем видоизмененном сознании (видоизмененное — это значит сагуна, то есть подверженный гунам) — это отображение уже единожды отраженной реальности творца. А персонажи нашей компьютерной игры, допустим, воодушевленные или заведенные нами в двухмерной реальности, воспринимают окружающий мир по-своему, но этот окружающий мир им создали мы, а нам окружающий мир создал творец, а творцу явилась Подлинная Реальность. И таких цепочек, подматриц может много быть. Но мы обрезаем все эти звенья и говорим: творец увидел подлинную реальность в своем сознании,  не замутненном, но все равно уже подверженным страсти к творчеству. Он воссоздал близко к оригиналу то, что он увидел, а мы уже воссоздаем в своем уме то, что воссоздал творец. Поэтому еще говорят русское слово — создатель. То есть он со-здатель. Был “здатель” — тот, кто подлинный творец. А вот создатель — это вторичный.

Здесь ведь сказано и неоднократно повторяется, что на самом деле окружающий мир это скрипт. То есть это некая повесть, в которой имя существительное — это Господь Бог, а все остальные — это имена прилагательные. Есть глаголы, есть местоимения. Мы, скорее всего междометия, всякие предлоги, суффиксы, префиксы. Вселенную можно также представлять. Не обязательно, как древние индусы представляют себе вселенную в виде коровы, части которой — какие-то свои общества, планеты, звезды. Некий скрипт, который мы воспринимаем на звук, на свет. Вот например, если мы начнем читать какое-нибудь красивое живописание, то мы сможем увидеть это. Хотя мы зрительно воспринимаем какие-то закорючки, но в голове у нас образы настоящие. И если мы в эту повесть погрузимся, то мы будем и слышать, как бьются рыцари в железных латах, мы будем слышать и голоса раненых, коней, будем слышать запахи пушечных выстрелов. Это кто, какую повесть читает. Кто-то читает повесть…

Слушатель: Про любовь…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, или про любовь. И вот этот скрипт, эту некую повесть, созданную творцом мы читаем и в нашем сознании воссоздаются образы. Их пять: зрительные, вкусовые, обонятельные, световые и тактильные. Мы читаем эту повесть, мы в нее погружаемся, и она перед нами предстает.

Теперь вопрос возникает: как же? все читают одну и ту же повесть? Не все. Подобные уровни сознания, еще их называют видами жизни — они читают одну и ту же повесть, но они по-разному ее воспринимают, но примерно одинаково. Скажем сейчас вот присутствующие в общечеловеческом сознании. Мы действительно вот эту повесть примерно одинаково воспринимаем, но с разными отклонениями от нормы. Мы воспринимаем чуть-чуть по разному, но в общем одинаково.

Слушатель: Махарадж, значит есть идеальная форма человека?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если есть форма человека, то есть понятие человек и есть человек.

Слушатель: Прообраз.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Как понятие “отец”. Это понятие, но у каждого при слове “отец“ свой образ возникает. При этом есть понятие “отец”, а есть действительно отец. Мы образ отца не можем видеть. Мы Его называем Господь Бог. Вот христиане Его считают Высшим Существом. Они Его в молитве называют “Отче Наш”. Вайшнавы конечно не поклоняются Высшему Существу как отцу, они поклоняются Высшему Существу, как любовнику.

Слушатель: А это личность конкретная, идеальный человек?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это конкретная личность.

Слушатель:  Идеальный отец, конкретный, вечный.

Слушатель:  Кришна?

Б. Ч. Бхарати Свами: Господь приходил в образе идеального человека — это был Рама. Мы считаем, что Рама — это подлинный человек.

Слушатель: Со своими качествами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, со своими качествами. Ну, он же приходил в образе Притху или в образе Ришабхи. Притху или Ришабха, тоже Господь, они играли роль настоящего человека.

Слушатель: Это отсюда фраза “ты ведешь себя не по-человечески”?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть определенный набор качеств, набор добродетелей, которые мы считаем человеческими. Также у каждой формы…

Слушатель: При чем, разные наборы у всех.

Слушатель: Так вот разные или он где-то есть один?

Б. Ч. Бхарати Свами: Идеальный человек — он один. Вот как Господь Рама, он идеальный человек.

Слушатель: Он воплощение всех возможных качеств или..

Б. Ч. Бхарати Свами: Он идеал, а у него есть качества. Не то, что качества взялись, собрались и получился..

Слушатель: Одна личность, а на нее нанизаны и роль отца, и роль жены, и роль дитя, и роль деспота.. или это слишком много?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, если говорить о роли отца, наверное, тогда лучше Притху.

Слушатель: Ну значит не на одном нанизаны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Или Ману, потому что все-таки Господь Рамачандра уже являл божественные качества, он уже сверхчеловек.

Слушатель: Каждое качество имеет форму?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это уже следующий этап нашей философии. Каждое качество имеет форму, при чем форму человекообразную.

Слушатель: И есть слой, где они все тусуются? Доброта, щедрость?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть, где они имеют личностную природу. Как говорил чукча, когда вернулся из Москвы, отучившись в университете: “Я вот что узнал: оказывается, Карл Маркс и Фридрих Энгельс не четыре человека, а два, а “Слава КПСС” вообще не человек”.

Таким образом и вселенная — лучше ее представлять как повесть, которая в нашем сознании приобрела зримые очертания. Под словом зримые я понимаю не только визуальные, а тактильные, слуховые. В таком глубоком погружении, как во сне, мы ощущаем запахи, хотя рядом этих предметов с нами нет. Вот как раз следующий стих — подтверждение этой мысли:

Текст 2. Слово, изреченное творцом при сотворении, есть слово Божие, слово от Бога и слово Бог. Облеченное в смысл оно сделалось сводом знаний – Ведою, что живописует вселенную и ее ярусы, выделяя высшие из них как вожделенные обители удовольствий. Она же, Веда, очерчивает пути достижения оных сфер. Впрочем, сотворенная вселенная не замыслена творцом как место возможного счастья, потому всякие усилия для достижения счастья здесь неизбежно оказываются тщетны.

Когда он в уме воссоздал то, что секунду назад видел, он издал некую инструкцию, некий “ах”, и этот “ах” есть Веда. Она потом была разделена на четыре составляющих: буквальная инструкция, описания, последствия дел и гимны. Гимны, как средства достижения этих самих верхних ярусов, как обители удовольствий. Это Ригведа — это просто гимны. Гимны или, если говорить современным языком — некие кодовые слова или формулы. Когда вы играете в ролевую компьютерную игру «стрелялку», то вы вынуждены действовать по правилам. Или если у вас нет необходимого запаса благочестия, хорошей кармы, вы не можете прыгать как-то или взять нужное оружие, убрать препятствие. У вас нет хорошей кармы, вы не наработали и вы должны соблюдать некие законы, чтобы наработать эту карму и пройти уровень,  достигнуть высшего уровня.

Хотя, как сказано, сотворенная вселенная не замыслена программером, как пространство для счастья. Играющие в компьютерные игры еще никогда не были счастливы. Просто она так не замыслена. Она замыслена как убить время. У творца какие-то свои были резоны. Он видимо писал программу, писал и игру. Он писал не для того, чтобы мы счастливы были. А как-то реализовать свой творческий потенциал. Посмотреть, что из этого получится. Не мог, как писатели говорят:  “Я пишу потому что не могу выбросить перо из рук”. Вот он стал писать. Сейчас кстати ему 51 год, живет он 100 лет и он достаточно исписался.

Слушатель: Полжизни прошло только, ему ещё пахать и пахать.

Б. Ч. Бхарати Свами: 50 лет, уже чувствуется усталость материала.

Слушатель: Ну не 100 же.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, но все, уже старость. Это некогда он творил, что брызги летели.

Слушатель: Он кстати все, больше не творит? Или продолжает что-то делать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он творит, но меланхолично. Творит он каждый свой день. То есть он засыпает. Сейчас он засыпает все с большим удовольствием, как всякий в 50 лет. Он засыпает все с большим удовольствием. На утро он просыпается, память уже не та, ему нужно вспомнить, что было и Господь снова ему является.

Создает он примерно одно и тоже всегда, но с небольшими вариациями. И Веда тоже примерно одинакова. Поэтому, когда мы видим разночтение в Ведах, нужно не корить тут же индийский народ за то, что они не могли создать одну и ту же библию, один вариант библии, а понимать, что Веда изрекается, выдыхается каждый раз одна и та же, но с вариантами. Поэтому мы читаем, что Господь Рама в лесу то зеленого цвета, то красного света, то Он с четырьмя руками, то с двумя руками. То он ходил в такой-то лес, а потом вдруг на следующий день он оказывается в другом лесу с другим названием. И так далее и тому подобное.

То есть, если Рамаяну писал Валмики, то там очень мало разночтений в разных вариантах Рамаяны. А вот Веду, пураны писал Вьяса, но он пользовался многими источники и получилось очень много вариантов.

Слушатель: Правильно ли я понимаю, что день Брахмы — это юга?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. В дне Брахмы существует 14 манвантар. Это периоды правления семейств, кланов. Кланов одним из братьев которых является Ману. Поэтому  называется манвантара. Ману — по-нашему прокурор, он правит. Этих Ману 14 в дне Брахмы. Про ночь мы не говорим, она длится так же как и день, но времени там не существует. В одной манвантаре 1000 махаюг, а в махаюге — 4 юги. Наша кали-юга — это один из четырех периодов махаюги.

Слушатель: А сколько времени Брахма помнит наши цивилизации в таком случае?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сколько он помнит нас? Мы для него как микробы делимся под микроскопом.

Слушатель: Нет, мы сколько помним? Ну, там самым древним останкам насекомых допустим 6 миллионов лет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это совсем уж какое-то мракобесие. Откуда вы знаете, сколько этим насекомым?

Слушатель: Ну, вот так предполагает наука.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто конкретно? Я могу сказать, что наша юга длится 432 тыс. лет. 5 тыс. лет прошло. Она самая коротка. Она предваряет уничтожение.

Слушатель: Ну, в летописях же есть описание предшествующих юг.

Б. Ч. Бхарати Свами: В летописях сказано, но там не даются никогда сроки. Поскольку все циклично, то бессмысленно говорить, когда это. Потому что это могло быть и позже и раньше и будет то же самое. В Ведах даются события, но не дается время.

Слушатель: Порядок.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что там не ведется отсчет от рождества.

Слушатель: То есть там не структурировано время. То есть вычислить, сколько мы прожили в дне Брахме невозможно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если считать от самого первого дня, когда он родился?

Слушатель: Нет, вообще вот начался день, один из.

Б. Ч. Бхарати Свами: Возможно, потому что Кришна, сам Кришна, не Кришна как аватар, а Кришна как сам по себе — приходит раз в 28 юг.

Слушатель: Кришна сам по себе и Кришна аватар — что это значит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они отличаются модусом действий. Кришна сам по себе —  он шалит. А Кришна, который пришел добро делать — он делает добро.

Слушатель: А Кришна, который с Арджуной был это Он сам по себе или..?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это уже аватар. Даже не аватар, мы это называем пракаш. То есть, принял приличный облик.

Слушатель: Он приходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Раз в 28 юг. И в эту югу он приходил. Хотя мы не знаем, это первая двадцать восьмая юга или другая по счету уже.

Слушатель: Мне интересно, не в каком времени дня Брахмы, а вообще примерно сколько — минута, час.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не особенно в этом силен, но это все объясняется в 3-ей книге, которую мы уже читали. Одним словом, в третьей книги будет описание времени. Там даже будут делиться эти ану, мухурты… Время — это взаимодействие двух атомов простейших. Это не период взаимодействия, а само взаимодействие.

Вот бог создал (в данном случае бог Брахма, бог с маленькой буквы) повесть и мы ее воспринимаем чувственно. Это слово Божие, то есть оно божественное, оно от Бога, данное Богом и оно слово Бог, Ом.

Дальше здесь говорится, что сотворенная вселенная была создана ради чего угодно, но не для счастья ее обитателей. Потому что у программера свои задачи были.

Слушатель: А вселенная имеется в виду только для людей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, населенное пространство. Вселенная означает населенное пространство.

Слушатель: Выходит, боги тоже несчастны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они тоже несчастны. Говорится, что они получают удовольствия, но они, видимо, не в полной мере счастливы. Потому что счастье, как империя, а империя не может остановиться в своем расширении. Как только империя перестает расширяться, она может только разрушаться. Как велосипед: если на велосипеде ты остановился, то упадешь.

Вот счастье может только увеличиваться. А материальный мир не предоставляет такой возможности, чтобы счастье или удовольствие все время увеличивались. Будут обязательно спады. И это есть несчастье.

Даже остановка увеличения приводит к кризису. Что такое сейчас экономический кризис — это рецессия, когда замедляется рост. То есть это не схлопывание, об этом еще даже речи нет, но хотя бы рост экономики замедляется — это уже кризис. Товары должны все время увеличиваться.

Слушатель: То есть должно быть все больше-больше-больше…

Б. Ч. Бхарати Свами: Товаров каждый год должно становиться на 10% больше. А когда их становится всего на 5% больше — это кризис.

Слушатель: То есть не стяжательство лучше не практиковать для государства?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, государство рушится, когда люди перестают тратить.

+2

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51