Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

Б. Ч. Бхарати Свами: Итак, Шука заканчивает свою речь. Он говорил о том, что покуда у нас чувства обращены вовне, то то, что мы наблюдаем, нужно рассматривать не как разрозненные предметы, а как единый организм. Как мобильный телефон нужно рассматривать не как отдельные кусочки пластмассы, а как проявленные части некой сети. Большую часть этой сети мы не видим: волны, оплату через терминалы, там целая система. Только для того, чтобы поздравить маму с днем рождения задействована целая система, миллионы людей. Но все это как бы единый организм, и человек неискушенный, прилетевший с Марса, будет думать что кто-то что-то говорит в свою железную коробочку. А человек, который разбирается в мобильной связи, понимает что это — целая сеть. Он даже эту сеть может нарисовать схематично: компьютерный центр, потом какие-то вышки в виде сот и конечных пользователей, которые пользуются этим всем. Вот он нарисует приемы платежей, расчеты, разные тарифы, все это можно в одну схему нарисовать — схему бизнеса, например. Но это будет схематично, конечно, это будет не визуальная картинка, не фотография, не физическая карта мира, а это будет, так сказать, политическая карта мира.

Точно так же Шука предлагает нам, в частности царю он говорит: «Ты Вселенную рассматривай не как разрозненный предмет, а как некую единую систему. И схематично ты ее себе вообрази в виде человекообразного существа. И разные члены этого существа — голова, руки, пищеварение, дыхание, нос, стопы, ноги — все это будут какие-то части этой Вселенной. Это будут какие-то органы этого тела, организма. А душа этого человекообразного существа — назовем это Бог. Это Бог, который — душа, или сознание, которое осознает все в своем организме, как мы осознаем все до мозга костей. Как существует обратная связь: если где-то больно или приятно, то мы это осознаем. В зависимости от раздражения, мы можем улучшить или ухудшить свое состояние. Точно так же Вселенную надо представить как человекообразное Существо. Вот на этом заканчивает Шука речь перед своим учеником.

Текст 21. Представляя бытие как единое Существо, человек подвигается к пониманию бытия как Личности, что в итоге приводит его к личной преданности Вселенскому Существу, мировой Душе.

Текст 22. Царь спросил:

«О мудрец, как можно оторвать чувства от предметов? И как, умертвив чувственный опыт, вообразить себе Высшее Существо, тем более ощутить Его присутствие?»

То есть если мы чувства отрываем от их объектов, то как мы можем вообще что-то чувствовать? Вот такой вопрос царя.

Текст 23. Блаженный Шука отвечал:

«Это возможно, государь. Для этого необходимо умиротворить ум, что произойдет само собой при удлинении вдохов и выдохов в прямом сидячем положении.

Вот он сразу про йогу.

«Когда же ум успокоен…»

Так, да?

Слушатель: Верно, пранаяма называется контролируемое дыхание.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если увеличивать интервал вдохов и выдохов, то ум успокаивается, да?

Слушатель: Да, но должны быть пропорции, шесть секунд вдох и так же должен длиться шесть секунд выдох, иначе если длинный вдох… Ну то есть есть некие нюансы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну в общем царю все понятно.

Слушатели: (смех).

Для этого необходимо умиротворить ум, что произойдет само собой при удлинении вдохов и выдохов в прямом сидячем положении. Когда же ум успокоен, чувствам более не нужны предметы внешнего мира и с помощью освобожденных чувств легко соорудить в сознании своем человекоподобный образ Вселенной.

Я думаю что любой образ можно соорудить, когда чувства умиротворены.

Текст 24. Пусть в твоем воображении весь мир в совокупности предстанет единым телом некоего существа, а окружающие предметы будут отдельными Его членами. Пусть прошлое, настоящее и будущее представятся тебе движениями этого исполина.

Понятно, да? Прошлое, настоящее и будущее. На самом деле нет ни прошлого, ни будущего. Есть единое, назовем его настоящим. Вот настоящее — некий исполин, некий образ. И если нам представить его в этом положении и в этом положении, то разница между этими положениями будет называться время. Вот в этом положении мы говорим: это было, а вот в том положении: это будет. И связка между этими положениями будет время. Здесь Шука говорит:

«Пусть прошлое, настоящее и будущее представятся тебе движениями этого исполина».

То есть в таком положении, в таком движении, в такой позе — он в прошлом, а в таком — в будущем.

Текст 25. Внутри Него будет Душа, которая есть сам Господь Бог. Семь первичных вещественных стихий пусть будут кожею Вселенского Существа.

Текст 26. Область Патала пусть будет подошвами Его стоп…

Вы сейчас на термины не обращайте внимания, потом будет объясняться, хотя мы это уже читали в пятой книге.

Область Патала пусть будет подошвами Его стоп, Расатала – Его пятками и пальцами. Лодыжками Вселенной пускай будет ярус Mахатала, а икрами – Tалатала.

Это все адские ярусы.

Текст 27. Коленями Вселенной пусть будет Сутала; бедрами — Витала и Атала; чреслами — Mахитала, а пуповинной впадиною — все мировое пространство.

Текст 28. Грудью Его пусть будут небесные светила; шеей – ярус Mахар; рот – ярус Джана; лоб – Tапа. Головою тысячеглавому пусть будет верхний ярус Вселенной — Сатья.

Текст 29. Руками Ему будут повелители сил природы и их предводитель Индра. Стороны света станут Его ушами, звук – Его слухом. Ноздрями пусть будут Ему утренняя и вечерняя зори Ашвини. Обонянием пусть будут Ему запахи; устами – пламя огня.

Текст 30. Небосвод пусть будет Ему глазницею, Солнце — зрением. День и ночь станут Ему правым и левым веками, обитель творца — бровями. Нёбом Ему будет владыка вод Варуна, языком – вкус земли.

Текст 31. Священные заклинания пусть будут Ему лбом, посмертный судья Яма пусть будет Ему челюстью, и искусство любви – Его зубами, чарующий обман – Его улыбкою. Безбрежный океан творения пусть будет Его взглядом.

Такая вот сюрреалистическая картина. Поэтому Шука предваряет это описание Вселенной словами: “Ум твой должен быть умиротворен”. Видимо, в умиротворенном уме эта картина более цельная. Пока у нас непонятно, где у него рот, где глаза, что значит океан.

Текст 32. Скромность будет Его верхнею губою, страсть – Его подбородком, закон – Его грудью, беззаконие – спиною. Творец пускай будет Ему детородным членом, а хранители клятвы и порядка Mитра с Варуною пусть будут двумя Его яичками. Океан будет Ему станом, горы – хребтом.

Текст 33. Реки пусть будут ему жилами, деревья – волосками на теле; могучий ветер пусть будет ему дыханием, проносящиеся века – шагами, взаимодействие трех состояний вещества – движениями.

Слушатель: А разве жилы и вены это одно и то же? Жилы — это сухожилия, а вены — это где течет кровь.

Б. Ч. Бхарати Свами: А по-русски как будет?

Слушатель: Вены.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Вены это латинское слово.

Слушатель: А что, вены жилами разве называют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Жилами, да. Есть сухожилия, а есть жилы.

Слушатель: Нет, а как же синенькие вены, а сухожилия, жилы они белые вообще-то…

Слушатель: В украинском языке кровь течет по жилам, это точно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, это по-русски тоже жилы.

Слушатель: Мы отстали.

Слушатель: Забыли русский язык.

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас разрешается только русский и греческий.

Слушатель: Почему?

Слушатель: А почему греческий?

Слушатель: А латынь нельзя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, латыни у нас нет. Это все от лукавого. Вот “патриарх” разрешается, потому что это греческое. Или “сфера” — это тоже греческое. Это можно. Потому что греческий ближе к санскриту, между прочим. Например “деос” и “дивья” имеют одинаковый корень. “Дивья” — это божественное, боги.

#00:10:24#

Текст 34. Облака, что несут влагу, пускай будут Ему волосами на голове, рассветы и закаты – Его одеждою; непроявленная причина бытия будет Ему разумом. Луна, что движет всеми переменами, пусть будет умом Вселенского Существа.

Текст 35. Первичное вещество пусть будет сознанием Вездесущего, а владыка жизни Шива пусть будет Его самостью; лошадь, мул, верблюд и слон – будут Его ногтями, а лесные звери — поясницею.

Текст 36. Птицы будут ему художественным вкусом. Ману — блюститель закона, будет ему рассудком, а сообщество людей – обителью. Ангелы, чародеи, волхвы и небесные девы будут Его стихотворчеством, демоны-воители – Его отвагою.

Текст 37. Лицом Вселенского Существа будет духовное сословие, руками – правители, животом – земледельцы, ногами – чернь. Небожители, от коих зависит благополучие людей, пусть будут Его благосклонностью.

Текст 38. Так, представляя себе Всевышнего в виде зримой Вселенной, в которой знакомые тебе предметы составляют члены Его тела, ты сможешь разорвать узы мира. Разумом постигни бытие Бога, и ты обретешь свободу.

Текст 39. Погрузи ум свой во Всевышнего, кто множит Себя в бесчисленных образах, подобно человеку, прозябающему в сновидениях. Сыщи убежище в Средоточии Счастья, сущим вне добра и зла. Иначе, увлеченный образами чувственного опыта, ты отдашь себя в рабство самообмана, страха и тревог».

Конец главы.

Это описание — не для мимолетного чтения. Нужно каждую фразу воображать себе. Тут Шука собирает все зримое. Все, что человек наблюдает, собирает в единый котел, чтобы у Парикшита не возникло сомнений: «А как быть с кошками?» Он не все же перечислил.

Слушатель: У меня вопрос возник, там были яички…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он же не евнух. В целом тут предлагается от зрительного восприятия мира, к которому мы привыкли, перейти к понятийному восприятию. Вот такой смысл всего этого пассажа: прийти к понятийному восприятию, оперировать не предметами, а понятиями, формами которых являются предметы. Предмет — это формализованное застывшее понятие.

Например, есть понятие “записывающее устройство”. И этот прибор — это форма записывающего устройства. Понятие может принимать разную форму. Лет 30 назад записывающее устройство было такое большое с катушками. Помните, как у Штирлица, такая штучка маленькая крутилась в кино — магнитофон 56-го года. Это записывающее устройство. Сейчас они малюсенькие. Или, например, память какого-нибудь феноменально развитого человека — это тоже записывающее устройство. Его мозг — тоже записывающее устройство. Все это — форма некого понятия. И здесь учитель Шука предлагает от форм перейти к понятиям. Потому что формы зыбкие, они неустойчивые, переменные, а понятия нельзя разрушить. Нельзя разрушить понятие “город”. А вот форму города, форму этого понятия разрушить можно. Сбросил бомбу — города нет. Но понятие не исчезло.

То есть Шука предлагает от зыбкого, от бренного, от временного перейти к просто незыблемому. И здесь, на самом деле, идет такая эволюция, первые шаги эволюции сознания. Переход от Вселенной как набора предметов к Вселенной как набору понятий.

#00:15:12#

Например, говорится, что «рассветы и закаты будут Его одеждой». Сейчас мы смотрим и видим закаты, рассветы, видим какие-то всполохи. Если мы перейдем к восприятию мира, как к набору понятий, как организма, состоящего из понятий, то мы уже будем видеть не закаты и рассветы, а мы будем видеть одежду того Вселенского Существа. И нам будет это очевидно. Мы будем уже говорить: “Как сегодня Он красиво одет”. Или облака — это Его прическа. «Вот сегодня Он взъерошен».

От предметного восприятия, которое неверно… Нам сейчас кажется что реальность — это облака, зори, реки — вот это реально. А одежда, прическа и жилы, по которым кровь течет этого Вселенского Существа, — это что-то воображаемое. Но постепенно происходит эволюция сознания, постепенно мы смещаем центр тяжести. Мы видим внешнюю оболочку мировой души, вот этого Бога, а явления природы — это всего лишь части Его образа. То есть не рассветы и закаты мы воображаем как Его одежду, а Его одежда нам видится как рассветы и закаты. Происходит смещение восприятия. Радикальное смещение.

На этом можно было бы и закончить Шримад Бхагаватам, но у царя возникают дальше вопросы. Ну хорошо, все это воображаемое. Замечательно. А вообще у Бога-то есть образ какой-то? Помимо этих закатов, волосков. Может быть, у Него какой-то есть реальный образ, независимо от моего воображения. И Шука ему говорит, что вообще у Него их миллионы, и Он приходит в этот сотворенный мир, в мир сотворенный творцом, многообразно. И дальше Парикшит спрашивает: «А в каких образах? Расскажи о Его невоображаемых, о подлинных образах».

И Шука говорит: «На самом деле, невоображаемый образ у Него один — это Кришна Шьямасундара, Сваям Бхагаван». Бог собственнолично по-русски. А все остальные образы, будь то Рамачандра, карлик, рыба, черепаха, человек с головой коня, все это воображаемые, но, правда, Им воображаемые. Для каких-то целей Он надевает такие-то маски, играет такие-то роли. В каких-то обликах Он приходит регулярно, может поменяться лишь прическа или цвет кожи. А какие-то бывают уникальные. Вот Он появился в таком-то облике и до этого никогда не появлялся и, может, никогда и не появится. Одни являются юга-аватарами, то есть регулярные. В политическом мире это называется запланированный государственный визит. Приезжает как глава государства в регион. А есть личный визит: приехал, никому не сказав, на дискотеку к своим школьным друзьям.

Слушатели: (смех)

#00:19:18#

Б. Ч. Бхарати Свами: Категории есть: юга-аватары, официальные государственные аватары, сошествия. А есть лила-аватары, то есть вот принял какую-то форму… В каких-то местах, кстати, говорится, что Нрисимха — это не юга-аватар, а лила-аватар. Что он просто взял так и появился. Надел на себя голову льва. Потому что низ у Него прекрасный, как у Вишну.

Вот здесь еще упоминаются не только зримые предметы, но и какие-то понятия из сферы нравственности. Его благосклонность, то есть Его черты характера — это благополучие людей. Если мы видим царящее среди людей благополучие, то это черта характера вот этого Вселенского Существа. Черта характера, которая называется благосклонность. Лицо Его — брахманы, руки — всадники, или кшатрии. Живот — это земледельцы, а ноги — это чернь.

Можем начать вторую, или, может быть, вопросы какие-то? Может, какие-то несогласия есть или кто-то возразить хочет? Ну ладно.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51