Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

Глава вторая. Облик Всевышнего в сердце

Текст 1. Блаженный Шука продолжал:

«Тот облик Бога, что описал я тебе, начально создал в своем незамутненном уме творец Вселенной — перворожденный Брахма. Облик этот есть воспроизведение запредельной действительности, что явила себя будущему создателю. Знай, о царь, что окружающая Вселенная представляет собою витиеватое образование в уме перворожденного существа.

Здесь Шука впервые говорит, что то, что создал творец в уме, естественно, потому что творец — Брахма не творит руками. У него один из эпитетов – Винирджи. Он творит в уме. Он говорит: «То, что я описал, впервые представил себе Брахма». Брахму еще называют перворожденный, потому что у него нет матери. Он появился на цветке лотоса. Но все это он не вообразил из ниоткуда, а в его сознании был проблеск некий. Реальность ему явилась, но это было мимолетно. Он не имел возможности наблюдать ее, не имел возможности присматриваться к реальности. В этом одно из свойств такой вещи, как вдохновение. Когда мы испытываем вдохновение, мы не можем предмет вдохновения или источник, откуда исходит вдохновение, сделать предметом своего наблюдения. Мы не можем анализировать. Что такое анализ? Анализ — это расчленение. А-нализ, то есть разбор, расчленение. Если мы чувствуем вдохновение, то мы не можем подходить как субъект к объекту к источнику вдохновения. Как только мы начинаем анализировать вдохновенное нечто, то есть разбирать его, оно сразу умирает. Вдохновение сразу исчезает. Мы можем лишь сдаться и плыть по течению, по руслу этого вдохновения, куда оно нас несет. И не можем сделать предметом своего анализа, предметом своего исследования, умственного прежде всего. Про физическое я даже не говорю. Мы не можем заняться расчлененкой.

Здесь Шука говорит о том, что это было предметом вдохновения. То есть была некая вспышка и то, что уловил Брахма, это ему показалось таким прекрасным, что он захотел это воспроизвести. Другими словами, как есть в школе изложение. Ему показали некую картинку, Господь Бог Вишну показал ему картинку. Это было мгновенно, а дальше он написал изложение на тему увиденного. Но это, конечно, было мимолетное изложение. Вернее, он увидел мимолетно, а потом он это воспроизвел. Времени тогда не было, но говорится, что он это воспроизводил столько, сколько бы длилось семь дней. Но не было времени. Очень интересно, почему? Не было времени потому, что не было того, кто умеет считать время. Намек на то, что время — вещь не отвлеченная, а исключительно воображаемая, вещь необъективно существующая. Хотя в нашей философии объективное и субъективное имеет противоположные значения. Субъективное — это то, что реальное, а объективное — то, что нереально.

#00:25:07#

Слушатель: А как вот описывается же день Брахмы? Получается, у него есть своей день.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, перед тем, как описано, там все равно говорится, это не вполне день Брахмы, а это некое время, которое длится так, как мы называем день. То есть это некое…

Слушатель: …пробуждение, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Ведь день, на самом деле, это тоже понятие не зафиксированное. Или час. Один и тот же день может длиться по-разному. Если у человека день насыщенный, то ему кажется, что он очень длинный. Или, наоборот, короткий, да?

Слушатель: Нет, почему? Длинный.

Б. Ч. Бхарати Свами: А когда бездельник, тогда короткий?

Слушатель: Когда ребенок, то день длится очень долго.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот когда путешествуешь, дни летят, как часы, реально. Когда ты не знаешь, где проснешься завтра. А когда сидишь в одном месте, то дни длятся долго, когда ждешь. Вот я точно знаю, когда бежишь, то минуты длятся очень долго. Когда ты ждешь начала забега, то часы летят очень быстро. Это время, когда ты должен побежать, очень быстро приближается, а когда ты уже бежишь, оно очень долго тянется.

Слушатель: А когда спишь — еще дольше.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, наоборот.

Слушатель: Когда спишь — вообще мгновенно. Только лег — уже встал.

Слушатель: Это кому надо на работу идти с утра, тому очень быстро ночь проходит. А кто не спешит, ну спит и спит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну в общем говорится, что Брахма создал это за семь дней.

Слушатель: За каких семь дней?

#00:27:32#

Б. Ч. Бхарати Свами: Своих семь дней. В некоторых местах говорится, что он тысячу лет создавал, в некоторых — семь дней. В некоторых говорится, что он создал за один день, причем до полудня. Есть такой мудрец Маркандея, который попросил благословения у Всевышнего, что он не умрет, вернее, не заснет, не потеряет память, когда происходит сон Брахмы. Когда Брахма засыпает, то, естественно, Вселенная, которая находится у него в воображении, она тоже… Мы живем в его сне, в его компьютерной игре, когда он выключает или нажимает на паузу, то, естественно, мы тоже останавливаемся. И Маркандея попросил у того, кто за Брахмой стоит, у Господа Вишну, чтобы когда Брахма остановит — на паузу нажмет — свою игру, то вот этот Маркандея продолжит там существовать. Банкет продолжит. Он, конечно, измаялся страшно, потому что Брахма-то спать лег, наступила темнота, и воды потопа поднялись. А Маркандее-то каково?

#00:28:53#

Слушатель: Все вокруг начало тонуть и разрушаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не стал тонуть, он оказался посреди безбрежного бурлящего океана. Там какое-то время были большие волны. Это волны потопа. Потом, конечно, все успокоилось. Вы представьте себе, что вы вдруг очнулись ночью… Дхрува остался, полярная звезда, естественно, всегда остается. Есть частичное уничтожение мира, есть более глубокое, есть окончательное — последний конец света. Вот он очнулся, и светит только одна звездочка. Звездочка — это та самая Дхрува. Это на санскрите означает недвижимое или незыблемое. И все. Вот одна звездочка, и где он, кругом вода, ни берега, ни дна. И вот он все проклял на свете. И при этом, конечно, никаких впечатлений не было. Он просто в этой воде всю ночь Брахмы. Это очень долго. При этом у него ощущение-то времени осталось полубога. И в награду, в бонус за свои мучения он получил то, что он видел, как творит Брахма следующим утром, потому что другие не способны увидеть. Брахма их творит на третий или там на второй день, в зависимости от живых существ.

Разные живые существа во времени творятся последовательно. А он видел с самого начала. Он еще видел состояние Вселенной, когда Брахма еще не начал творить. Она еще не заполнена была. Когда на базарную площадь не высыпала вся эта гудящая толпа, которая обменивает, ворует, продает, молится, убегает, умирает, рождается. Знаете, как городская площадь? Движняк постоянно происходит.

Маркандея видел этот базар еще незаполненный утром людьми. И Брахма увидел некую вспышку молнии, мы потом узнаем из-за чего. Это было даже не вдохновение, а некое озарение. И то, что он увидел, он в уме своем воссоздал, и та Вселенная, которая вокруг нас… Но мы ее еще и воспринимаем по-другому. То есть Брахма-то ее воссоздал, но из-за того мы находимся в гунах, то есть в состояниях ума, в одном из трех состояний: это созерцательности, возбуждении и отупения. Вот эти вот состояния постоянно меняются, смешиваются, размежовываются. Из-за того, что мы находимся в течении этих состояний, мы даже созданную Брахмой Вселенную умственную воспринимаем уже по-своему. То есть какие-то ключевые моменты мы воспринимаем одинаково — время, например, или день, ночь. А сами по себе предметы – по-разному с Брахмой.

Так же как создатель компьютерной игры и пользователь воспринимает интерфейс, саму игру воспринимает по-другому, по-разному. Пишущий программы видит на экране не то, что пользователь видит. То есть творец и его создания по-другому воспринимают. И, в зависимости от продвинутости пользователя, мы воспринимаем по-разному эту реальность. Боги воспринимают ближе к оригиналу, нежели мы или какие-нибудь насекомые.

Следующий текст.

Текст 2. Слово, изреченное творцом при сотворении, есть слово Божие, слово от Бога и слово о Боге. Обличенное в смысл, оно сделалось сводом знаний – Ведою, что живописует Вселенную и ее ярусы, выделяя высшие из них как вожделенные обители удовольствий. Она же, Веда, очерчивает пути достижения оных сфер. Впрочем, сотворенная Вселенная не замыслена творцом как место возможного счастья, потому всякие усилия для достижения счастья здесь неизбежно оказываются тщетны.

Вот здесь перекликается с Библией, что «в начале было слово, слово было Бог». Здесь немножко по-другому. Это слово Божие, то есть данное Богом, слово от Бога, то есть оно божественное и слово о Боге. Это то самое “АУМ”.

Затем это слово… Ведь он его просто изрек, это был возглас удивления: “Ух, ты!”.

Слушатель: Вау!

Слушатель: Е-мое!

Б. Ч. Бхарати Свами: Я бы назвал “бац”. Как в комиксах – бац, и вот Вселенная. Но мы должны понимать, что, «обличенное в смысл, оно сделалось сводом знаний – Ведою». То есть Веда — это вот “бац”. И эта Веда — это слово изреченное, Бог, от Бога, божественное, через Брахму. Это слово живописует Вселенную и ее ярусы, выделяя высшие из них как вожделенные обители удовольствия.

Опять, что такое Вселенная? Вселенная — от слова населенное пространство. Вселенная от слова населять. То есть Вселенная — это некая тусовка, то есть некое место.

Слушатель: Значит, везде живут. Вселенная.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Другими словами, там, где не живут — этого нет. Потому что это не по замыслу творца. Творец не создал то, что не имеет смысла — то, что не было бы полезно его тварям и ему. Это значит, населяется все по определению. То есть нет необитаемых планет. Кто-то может сказать: «Ну а как же Луна?» Ищите.

Слушатель: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Луна, как это еще называется, малый карлик, нет? Холодные карлики. Там тоже живут.

Слушатель: Даже на Солнце?

Б. Ч. Бхарати Свами: И на Солнце. Ну Солнце — это некий ярус. Солнце — это не звезда.

Слушатель: А Луна разве не ярус?

Б. Ч. Бхарати Свами: Луна, то, что мы видим, — это «сома». Его так зовут. Просто мы его так воспринимаем. Мы его так видим. Но вот бактерии в моем желудке они меня неправильно воспринимают. Они меня считают порядочным человеком.

Слушатель: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Если какого-нибудь ученого в моем животе спросить: «Что такое Вселенная?» Он скажет: «Грозы, молнии, эволюции, кислотные дожди».

Слушатель: А у него просто несварение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Землетрясения. Точно так же Солнце — это Сурья, старший брат этих вот богов, которыми руководит Индра, а вот старший брат у них Сурья. От него происходят суры — силы света. Вот он просто катается на своей колеснице по ипподрому, по кругу. А мы его воспринимаем как яркое солнышко. Он просто светится, а мы не способны… Если яркая лампочка, мы не видим пружинку накаливания в лампочке. Мы просто видим яркий свет. Если мы очки правильные наденем, отсечем сияние, то мы увидим пружинку, форму, колбочку. Точно так же и Солнце. Если мы правильно посмотрим, но глазами разума. Нам Веды говорят: надо смотреть глазами разума, вот тогда мы увидим колесницу. Конечно, отсталые народы древности все рисовали Солнце как колесницу с колесом в виде вот этих ножек — свастик. Свастики это…

Слушатель: Коловорот.

Б. Ч. Бхарати Свами: Свастика — это когда колесо Солнца в движении. Восемь, четыре бывает, по-разному. Дикие народы Солнце воспринимали как колесницу, которая каждый день выезжает… А продвинутые, конечно, люди изобрели подзорные трубы, посмотрели, что там пятна, никакая не колесница эта огромная…

Слушатель: Ядерная реакция.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ведро с огнем. Ну это продвинутые ученые современные, а это дикари. То же самое и Луна.

И Брахма рисовал Вселенную, конечно, схематически. То, что он увидел, эту вот вспышку, озарение, то что он увидел в миг озарения, он в уме своем схематически нарисовал. Пусть наверху этой Вселенной будет хорошо. Все, кому хорошо, они вот пусть будут наверху. Он их не наверх поместил, а вот у меня будет кому-то хорошо, кому-то средне, кому-то не очень хорошо. И вот я их распределяю — на этой схеме я рисую: вот этим хорошо на вершине пирамиды, этим средне. Люди своими поступками зарабатывают: либо на верх пойти, где хорошо, либо вниз, где плохо. Здесь будет судья, который будет вершить судьбы их — Яма. Здесь будет Варуна, который распределяет. То есть судья он же…

Слушатель: Исполнением наказания он не занимается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он только судит, а Варуна… Как индологи говорят: в первых ведийских текстах Варуна считается главным богом, а потом уже Вишну. Но на самом деле Варуну главным считают боги, люди, змеи и гады. Они считают его главным в Ригведе, потому что он раздает то, что им присуждено. Поэтому там считается, что он главный. В других местах говорится, что Шива главный, что Брахма главный. Среди всех главных еще и Вишну какой-то главный.

И вот Брахма думает: «Вот этот будет присуждать наказание или бонусы, а этот будет их выдавать. Этот будет ездить освещать, этот будет (Луна) влиять на мысли, будет давать жизненную силу всему, что растет. Этот будет из своих облаков проливать на землю воду. А Луна будет, благодаря этой воде, выращивать, помогать, чтобы вырастали злаки». В общем, он вот такую схему нарисовал. И воплощением этой схемы является то, что мы с вами наблюдаем. Но в состоянии отупения, которое свойственно жителям кали-юги, мы, конечно, Вселенную раздробили на несвязанные между собой части.

Здесь Шука еще говорит: «Впрочем, Вселенная сотворенная в уме Брахмы не замыслена была как место возможного счастья. Поэтому всякие усилия для достижения счастья здесь неизбежно оказываются тщетны». Это значит, что даже если ты попадешь наверх, то все равно ты можешь получать удовольствие, но счастье ты там не добудешь. Потому что сама по себе Вселенная не замыслена.

Слушатель: То есть там разочарование они испытывают или нет, или они там пьяные и ничего не соображают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они умирают, когда страх испытывают. Вдруг у них появляется тревога о наступлении скорого конца, и это называется смертью. Потому что то место без тревог. Как только ты тревожишься, ты оттуда вылетаешь, рождаешься на Земле. Земля — место тревог.

Впрочем, когда мы будем читать о взаимоотношениях Кардамы Муни с его женой, когда он, помните, в уме сотворил ей… Она жила долго, прислуживая мужу своему. Царская дочь была отдана за этого старца, и она ему воду носила. А он сидел на берегу и только думал о будущем. А она ему все делала. Потом, как всякая женщина, она не вытерпела: «Ты вот молодость мою загубил, я тебе свои самые лучшие годы отдала, у меня вот какая партия была». Он говорит: «Ну хорошо, раз уж так просишь…» И в уме ей иллюзию создал с тысячей служанок, дворец хрустальный летающий, где там водопады, целый город со служанками, с озерами, с лебедями. Они летали на разные ярусы Вселенной. Они даже вот зарулили как-то в сад Нанда-Нандана. Это сад одних удовольствий. Это откуда были, видимо, Адам с Евой изгнаны. Там он ее омолодил, ей было 19, он ее сделал 18 летней.

Слушатели: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: И так они 10 000 лет провели. Ну это мы будем читать. В третей, да?

Слушатель: В конце третей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот так они 10 000 лет, и все равно тревога не ушла из ее сердца. Потом он всю эту иллюзию разрушил. А он ушел. Он говорит: «Ну все нормально. 10 000 лет прошло». И ушел, свалил. И тут же вся иллюзия разрушилась. Когда он ушел, ничего не осталось. Осталась возле разбитого корыта.

Слушатель: А сын остался!

Б. Ч. Бхарати Свами: Остался сын, да, и сын стал ее поучать, тот самый Капила. Господь явился в облике Капилы. И он ей показал, он ей теоретически объяснил: «Ты вот эти 10 000 лет жила со служанкой, в озерах купалась». Там такая была купель молочная, куда прыгаешь, выныриваешь молодой. Молодой и другие прелести до замужества, совсем молодая.

И сын ей объяснил все, что все иллюзия была. И даже иллюзия была до того, как ты за отца нашего вышла. Вообще все — иллюзия. И он разложил, дал философию санкхья, счет. Счисление. Он разложил всю Вселенную по понятиям, по стихиям, рассказал, как они взаимодействуют друг с другом. Как вот этот механизм иллюзии происходит. Мы в третьей книге будем читать.

Она слушала, конечно, сначала с унынием, а потом прозрела и, наоборот, хорошо стало. От иллюзии избавилась.

Текст 3. Однако, чтобы жизнь одушевленной твари в придуманном Брахмою нагромождении миров совсем не обратилась в череду страданий и томлений, живое существо должно свести свое потребление до возможно малого количества.

Слушатель: Что-что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Предыдущий стих заканчивается на том, что «сотворенная Вселенная не замыслена творцом как место возможного счастья». То есть счастья здесь достичь невозможно. Но что возможно? Можно свое существование довести до мук ужасных, до совершенного ада. Предыдущий стих так звучит:

Впрочем, сотворенная Вселенная не замыслена творцом как место возможного счастья, потому всякие усилия для достижения счастья здесь неизбежно оказываются тщетны.

Текст 3. Однако, чтобы жизнь одушевленной твари в придуманном Брахмою нагромождении миров совсем не обратилась в череду страданий…

Уже о счастье нет речи. Хотя бы чтобы это совсем не было сплошным страданием…

…живое существо должно свести свое потребление до возможно малого количества. Понимая окружающий мир как отражение подлинной действительности, живая душа не должна тратить силы на достижение сверх необходимого, ибо всякое усилие в воображаемых обстоятельствах есть труд тяжкий и бессмысленный.

Здесь стихи сложные, я сразу говорю. Можно, конечно, их прочесть.

Слушатель: (иронично) Здесь ничего непонятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому я предлагаю на следующий раз. Вторая книга сложная. Она маленькая, 10 глав всего, но она сложная. Она и называется “Бытие”.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51