Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 3 / Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

Итак Уддхава продолжает вспоминать свою последнюю встречу с Кришной.

Текст 15. Когда же дар речи вернулся ко мне, я сказал Кришне, что не желаю даров, коими Он награждает благочестивых праведников – ни богатств, ни уважения, ни власти, ни чувственных удовольствий. Все, чего жаждет сердце мое, – быть слугой подле Его лотосных стоп и никогда не расставаться с Ним.

Тексты 16-17. Я сказал Ему, что разум мудреца отказывается понимать, как Обладатель всех богатств творит дела, Нерожденный рождается на Земле, Устрашитель смерти скрывается от врага за крепостною стеною, Самодостаточный находит радость в женских ласках, Всеведущий окружает себя советниками, Всемогущий ищет помощи союзников. Повелитель времени ждет у звезд благоприятной поры. Воистину, все о Кришне непостижимо.

#00:33:02#

Мы говорили только что, что Кришна — апракрита. Кришна не Бог. Кришна не император. Он выше, чем император, Он Кришна. Как Наполеон: «Я не император, я Наполеон!» По-моему, это случилось, когда он захомутал какую-то девицу, которая уже была замужем за кем-то. Ему говорят: «Вы, конечно, можете делать что хотите, вы же император». А он говорит: «Нет, я не император, я Наполеон!»

И вот здесь Уддхава говорит, что Кришна — Обладатель всех богатств, Нерожденный, Устрашитель смерти, Самодостаточный, Всеведущий, Всемогущий, Повелитель времени. И при этом Он, Обладатель всех богатств, творит дела.

Если у тебя все есть, зачем тебе чем-то заниматься? Люди ведь занимаются делом, чтобы что-то приобрести, а у Тебя все есть, но все равно Он чем-то занимается. Нерожденный рождается. Тот, кого боится сама смерть, скрывается от врага. Тот, который смеялся смехом лошади, Он от Шишупалы скрывался за городской стеной, в своей крепости на вершине холма. Самодостаточный ищет женских утех. Всеведущий окружает себя советниками. У Него же был двор, советники, Он спрашивал: «Как Мне лучше поступить?» Всемогущий собирает армию союзников. Вот говорит: «Это непонятно. А Повелитель времени ждет у звезд благоприятной поры».

Мы всегда не понимали, зачем Гурудев смотрит расположение звезд, чтобы поехать из Калькутты в Навадвипу или когда ему лучше начать свое путешествие на Запад. Например, я помню, что когда стоял вопрос, как распланировать расписание его, Гурудев должен был начать в 2006 году свой тур, и были дешевые билеты, но несколько дней раньше. Но он выбрал более дорогие билеты, потому что это было более благоприятное время для его путешествия. Вот мы все время удивлялись, ведь Гурудев не зависит от расположения звезд, он же вне кармы, как же он соотносит свое расписание с гороскопом? На что Гурудев всегда улыбался загадочно, так и не отвечал. И Уддхава здесь то же самое Кришне говорит: «Ты сам повелеваешь временем, зачем Тебе у звезд смотреть благоприятную пору, когда отправиться?» Вот загадка из загадок.

Дальше Уддхава рассказывает Видуре.

Текст 18. Я просил Господа явить Мне образ того бытия, коим Он вдохновил Перворожденного на сотворение мира. Просил поведать, чем Брахма угодил Ему и каким знанием Он наделил творца.

Помните, что Брахма увидел образ потусторонней реальности и захотел воссоздать ее. Другими словами, захотел все время помнить то, что он увидел. Как деятель искусств, поэт, музыкант, когда к нему муза явится, он потом долго вспоминает, он хочет ее воспроизвести. То есть под влиянием музы он сотворил что-то необычное, а дальше муза ушла, но он не хочет терять это чувство присутствия музы и пытается уже в памяти сконструировать, пытается написать что-то, сотворить что-то под впечатлением, когда муза ушла, то есть уже включается работа ума.

Точно так же Брахма, когда Кришна исчез из его поля зрения, он стал молиться Кришне: «Не покидай меня, то, что я увидел, я хочу воссоздать, чтобы это мне напоминало о Твоем присутствии, о Тебе». И голос ему пришел из потусторонней реальности, что Я тебе дозволяю Вселенную создать. И эта вот Вселенная, в которой мы с вами находимся, — это то, что Брахма вспомнил. То есть он нас в свою память, свою мысленную конструкцию он нас заселил. Мы живем в его воспоминаниях, воспоминаниях Брахмы. И Уддхава говорит: «А что же Брахма такое увидел, что впечатленный он захотел создать Вселенную? Покажи мне тот самый образ». Уддхава Видуре говорит, что я попросил Кришну показать мне тот же самый образ, который Брахма в начале творения увидел, и поведать, чем Брахма угодил Кришне и каким знанием Он наделил Брахму.

Текст 19. И лотосоокий Господь мой явил мне Свое бытие, что простирается за пределами мысли и чувственного опыта.

#00:39:41#

Здесь Кришна явил тот самый четырехрукий облик.

Текст 20. Он открыл мне мою собственную природу: природу неизменного существа в изменчивом мире. Я увидел себя вечного, заключенного во временную оболочку. Разум мой умиротворился, и, обойдя в почтении вокруг моего Владыки, я поклонился Ему до земли и удалился с мыслью о том, что не увижу более в этой жизни своего Благодетеля, но никогда не расстанусь с Ним.

То есть что значит, когда Уддхава говорит: «…и Кришна открыл мне мою собственную природу»? Иными словами, это Он дал Уддхаве освобождение. Вообще, что такое свобода? Нам кажется, что свобода — это пространственная категория, что свобода — это я могу делать, что хочу. Это ложное понимание свободы. Что свобода — это я могу перемещаться, где хочу. Свобода — это пространственное понятие. Но это не так, свобода это не пространственное понятие, а временное понятие. Свобода — это не свобода передвижения, а это осознание, что ты вечен. Что как только ты осознаешь, что ты никогда не закончишься, — это и есть свобода. Мы в этом мире, даже когда нас не закрывают на замок, не надевают на нас кандалы, мы все равно несвободны. Нам кажется, что мы можем передвигаться, где хотим, но все равно мы ощущаем себя несвободными. Свобода — это не свобода передвижения, а это осознание, что ты вечен. Как только ты осознаешь, что ты вечен, даже если в кандалах связан, заперт на 25 замков с выключенным светом, сидишь в три погибели согнутый и не можешь разогнуться, потому что комнатка очень маленькая и ключи выброшены от всех этих замков, и замуровано окошко, но если ты понял, что ты вечен, то ты освободился, даже будучи заключен во все кандалы.

И Уддхава здесь об этом и говорит. Он говорит, что Он открыл мне мою собственную природу, природу неизменного существа в изменчивом мире. Как только Уддхава понял, что он неизменен, то есть он вечен, он обрел свободу. Он обрел мукти, мокшу. Уддхава здесь говорит: «Я увидел себя вечного, заключенным во временную оболочку». Все, вот это есть освобождение. Понятно про свободу, что это временнóе понятие, а не пространственное?

В “Войне и мире” есть такой эпизод, когда Пьера Безухова французы пленят, связывают его и запирают, и вдруг он взрывается смехом. Он говорит: “Меня? Вы меня посадили на замок? Кого? Меня, мою вечную душу?” И он посмотрел на небо и говорит: “Это небо — это часть меня, я часть этого неба, я вечен, я вечная душа, как вы можете меня пленить?” Ему стало очень смешно, и он пошел спать.

Вот примерно такое же чувство испытал Уддхава. Может быть, сильнее от того, что Кришну он увидел. Уддхава понял, что он вечен, и поэтому не стоит печалиться от того, что он будет разлучен с Кришной. Потому что он уже с Кришной.

Слушатель: То есть Уддхава после разлуки с Кришной проповедовал, рассказывал то, что ему Кришна сказал.

Б. Ч. Бхарати Свами: А сейчас мы будем читать.

Слушатель: Я не слышал никогда, чтобы Арджуна проповедовал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Арджуна не проповедовал. У Арджуны были государственные дела.

Итак, Кришна даровал Уддхаве свободу. Даровал чем? Он открыл Уддхаве его природу, природу вечного существа в постоянно меняющемся мире. Уддхава понял, что этот мир — это просто «светопредставление», световая конструкция, что он просто вечен и он наблюдает за этим.

Лев Николаевич Толстой описывал примерно такие же ощущения, когда он осознал, что он вечен. Он испытал совершенное бесстрашие. Вот это есть мукти, свобода.

Тексты 21-22. Время, любезный Видура, неспособно заглушить боль разлуки с Любимым. Чем больше проходит времени со дня нашей последней встречи, тем сильнее тоскует мое сердце о Кришне. Памятуя о Его воле, ныне я направляюсь в сторону северных гор, в урочище Бадарику, где возлюбленный мой Господь вечно пребудет в Своем облике Нары и Нараяны, что вершат свои подвиги во благо всех живущих.

#00:48:51#

Бадарикашрам — это священное место, где Господь в облике Нары и Нараяны до скончания дня Брахмы пребудут в медитации. В древнем мире было принято после отречения отправляться в сторону северных гор, в сторону Гималаев, в урочище Бадарику, Бадарикашрам.

Текст 23. Блаженный Шука сказал:

— Последние слова Уддхавы вернули Видуре бодрость и силы, что покинули было его с известием о гибели родичей.

Текст 24. И попросил он Уддхаву не покидать его прежде, чем не удовлетворит он одну его просьбу.

Текст 25. Видура сказал:

— Любезный друг мой, рабы Божьи странствуют по белому свету, дабы нести нам, заблудшим мирянам, слово Истины. Раз уж волею Провидения мы встретились с тобою, расскажи, какую Истину открыл тебе Кришна и как завершил Он Свое пребывание в земных пределах?

Текст 26. Уддхава отвечал:

— О Видура, не мне должен ты обращать второй вопрос свой, но мудрецу Майтрейе, ибо я, исполняя волю Кришны, скоро покинул место нашей встречи, а сын Кушары оставался с Господом до последнего часа пребывания Его в зримом мире.

То есть Кришна Уддхаве в этот раз не рассказал ничего. До этого они беседовали долго. И поскольку Уддхава говорит: “Кришна мне велел отправляться в Бадарикашрам, то я и отправился. А Майтрейя был неподалеку, он был свидетелем нашей встречи, и Кришна рассказал Майтрейе тайну знания, которое он Брахме передал”. Поэтому Уддхава говорит, что “я не слышал этого, я ушел, а Кришна беседу продолжит с Майтрейей”. И Майтрейя присутствовал при исходе Кришны. Майтрейя видел, как охотник поразил Кришну в пяту своей стрелою.

Текст 27. Блаженный Шука продолжал:

— Вскоре ночная тьма окутала берег Ямуны, и прервалась беседа рабов Божьих о покинувшей их Душе мироздания. А наутро Видура с Уддхавою распрощались, и каждый зашагал своею дорогою.

Итак, Видура спросил Уддхаву: “О чем тебе Кришна поведал?” А Уддхава говорит, что Кришна мне ничего не рассказал, а рассказал все Майтрейе. И так они улеглись на ночь, и потом Видура прервал свое паломничество и отправился в столицу царства Пандавов — Хастинапуру. А Уддхава направился на север — в Гималаи, а Видура — на юг, в столицу, в Дели.

Дальше говорит Парикшит.

Текст 28. Царь спросил:

— О наставник, отчего столь преданный Кришне Уддхава не последовал за своим Господином, как сделали это прочие спутники Владыки трех миров, но остался доживать свой век в здешнем мире?

Парикшит спрашивает Шуку: а что же Уддхава, такой преданный, а не покончил с собой, как остальные? Почему он не покинул мир, а видите ли отправился в Бадарикашрам, если он такой преданный?

Итак, Парикшит спрашивает, а чего же Уддхава бил себя в грудь, мол, преданный, преданный, а когда Господин покинул этот мир, он не требовал, чтобы его похоронили в том же кургане, что и Господина. Лошадей, утварь, слуг. А улизнул незаметно и отправился на север в горы.

Текст 29. Блаженный Шука отвечал:

— Гибель семейства Кришны, государь, случилась не от проклятия мудрецов, но по тайному замыслу Господа. Не желал Владыка миров оставлять Матушку-Землю с тяжкою ношею после Своего исхода, оттого и устроил так, что невинная забава Его отпрысков повлекла за собою смертельное проклятие Нарады, Канвы и Вишвамитры.

Шука говорит, что вовсе не проклятие виновато в том, что погибло все семейство. Все Его семейство — это были многочисленные боги. Мы говорили о вселенском правительстве, восьми главных богах Васу, а сейчас там какая-то другая фамилия. Но помимо восьми главных богов существует множество всяких дьяков, подьячих, писарей, толмачей, целовальников. Какие еще должности были на Руси? Настоятели, архиереи. Вся вот эта мрачная братия. И Кришна, когда снизошел на Землю, принял облик земного князя, то богов Он созвал с собой. Мы до этого читали историю, что когда были сложности во Вселенной, когда вселенский порядок сотрясали титаны, демоны, то боги отправились на берег молочного океана просить помощи у Кришны. Кришна сказал: «Я скоро снизойду в мир, восстановлю порядок». И тогда все они обрадовались и спросили: «А можно мы с Тобой?» А Он говорит: «Хорошо, Я благословляю вас, вы сойдете в этот мир в качестве Моего семейства». Они говорят: «А нас очень много». Он говорит: «Ничего страшного, семья у Меня большая будет». И вот все они снизошли. И когда Кришна ушел, то Он и богов тоже вернул на свои положения, на райские ярусы бытия. Во-первых, им уже делать здесь было нечего, а, во-вторых, Земля очень страдала бы, потому что цари ничего не производят, а только потребляют. И когда их очень много, то мирянам приходится очень тяжко работать, чтобы их всех содержать. И цари начинают нищать и озлабливаться.

Из истории известно, что в 18 веке, когда дробление Европы совсем стало неприличным, Германия была раздроблена на сотни мелких княжеств. Все эти курфюрсты, герцоги обнищали окончательно. Они были нищие, потому что их очень много было, на них невозможно было работать, уже крестьян не хватало, чтобы всех обеспечить, они уже сами должны были работать. Одна из таких курфюрстш, София Александра, которая потом стала Екатериной II, она вырвалась из этой нищеты и стала императоршей России. Вот так же эти полубоги, которые были на Земле, их стало так много, что Земля просто не выдерживала, надо же всех было обеспечивать, всех кормить, одевать по их чину, не в тряпки, не в лохмотья, а в царские одежды. И чтобы избавить Матушку-Землю от этого бремени, Кришна всех их и убил, устроил так, чтобы они сами себя погубили.

— Гибель семейства Кришны, государь, случилась не от проклятия мудрецов, но по тайному замыслу Господа. Не желал Владыка миров оставлять Матушку-Землю с тяжкою ношею после Своего исхода, оттого и устроил так, что невинная забава Его отпрысков повлекла за собою смертельное проклятие Нарады, Канвы и Вишвамитры.

Текст 30. Уддхаву Кришна счел единственно пригодным сохранить и передать грядущим соискателям сокровенное знание о запредельной Действительности, ибо лишь всецело преданный Богу способен раскрыть природу своего Господина.

То есть он Уддхаву назначил продолжателем знаний.

Текст 31. В самом деле, кому, как не Уддхаве поручил бы Кришна повесть Своей жизни, если тот служил доверенным лицом во всех Его земных похождениях и даже самого личного свойства?

Кришна сообщения личного характера отправлял своим возлюбленным через Уддхаву. Поэтому Уддхава был в курсе всех делишек Кришны.

Текст 32. Во исполнение воли своего Господина Уддхава в тот час направлялся в святое урочище Бадарику, где испокон веков обретались отшельники и мудрые вещатели Истины.

Текст 33. Видуре он поведал об обстоятельствах сошествия Кришны на Землю и чудесных Его деяниях. В самом деле, от кого еще узнать мирянину сии величайшие тайны, непостижимые разуму мудрецов, как не от поверенного друга Всевышнего?

Текст 34. Человек, не очарованный личностью Кришны, неспособен понять, как и зачем Владыка сердец нисходит в вещественный мир. У человека с сознанием животного забавы Всевышнего вызывают лишь страх и озлобление.

Текст 35. Слезы чистые, как кристалл, заструились из глаз Видуры, когда узнал он от Уддхавы, что Господь вспомнил имя его среди прочих друзей накануне Своего исхода из зримого мира.

Представляете, мы узнаем, что Кришна перед уходом вспоминает наше имя. Типа, передайте привет Ишану Прабху. И вот Видура прослезился.

Текст 36. По прошествии нескольких дней, проведенных в скорбной молитве, Видура, сын Вьясы, направился на берег Ганги в урочище мудреца Майтрейи.

На этом глава заканчивается.

Слушатель: Как понять, что ты понял, что ты вечен?

Б. Ч. Бхарати Свами: А как понять, что ты понял, что голодный? По каким признакам ты узнаешь, что ты голоден? Это самоочевидно. Мы знаем, что мы голодны, и мы знаем, что надо делать. Чем теоретическое знание отличается от подлинного знания? Или, как в ИСКОНе говорят, знание и реализация. Чем реализация отличается от знания?

Подлинное знание толкает тебя на действия. Реализация реализует тебя. А теоретическое знание — это конструкция в уме. Подлинное знание подсказывает, что нужно делать. Когда ты знаешь не теоретически, а доподлинно знаешь, что ты голоден — это знание диктует тебе, что делать. Ты бежишь к холодильнику или бежишь с молотком на улицу, чтобы отобрать у кого-то сумку с едой, или в магазин. То есть это знание подсказывает, диктует тебе следующий шаг. Или знание о том, что у тебя малая нужда. Теоретическое знание и практическое отличаются. Ты знаешь, что надо делать. Вот такие вот самоочевидные вещи.

Знание, что ты вечен, оно из той же категории. Если ты доподлинно осознал, что ты вечен, то это диктует тебе следующий шаг, как поступать. Ты вдруг понимаешь, что все вокруг бессмысленно. И те вещи, ради которых ты раньше жил, не стоят того, чтобы ради них производить действия. Они теряют всякую привлекательность.

Как в “Войне и мир”, когда Андрей Болконский лежит смертельно раненый на поле. Он понимает, что слава, честь, долг перед родиной, государем, перед семьей, перед сослуживцами — все это пустые вещи, и только бесконечное небо — единственная реальность. Он лежит смертельно раненый и смотрит в небо. И случается так, что подходит Наполеон, который осматривает поле битвы. Подходит к этому раненому офицеру русской армии, и Балконский понимает, что это существо, к которому он испытывал недавнюю ненависть, что это существо, которого он почитал своим врагом. А сейчас он не то что его другом считает, а он не испытывает к нему ровно никаких чувств. Это пустое место. В данном случае Толстой описывает ощущение, или знание, человека, прозрение человека на предмет своей вечности.

Какой-то человек на форуме пишет: «Меньше кури травки в трансе».

Понимаете, power11, для того, чтобы обидеть человека, — большого ума не надо: взял, послал и ушел. Это как собака гавкнула. Ведь это не делает вам, во-первых, чести, а потом такие оскорбления или попытки оскорблений формируют вас как личность. Легкость на подъем, легкость на оскорбление других делает вас чрезвычайно простым существом, если не сказать одноклеточным. И это формирует ваш образ. То есть если вы желаете жить одноклеточной жизнью, то вы и получите жизнь одноклеточного потом. Если вас как-то раздражают или не устраивают наши лекции, наше общение, вы можете по существу высказаться, что конкретно вам не нравится, может быть, какой-то изъян в нашей богословской традиции. А просто оскорбить — большого ума не надо.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2012-05-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 1 «Вопросы Видуры»

2012-06-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 2 «Повесть Уддхавы»

2012-06-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 3 «Похождения Кришны» Текст 1-20

2012-07-15

Шримад Бхагаватам 3. Глава 4 «Встреча Видуры и Майтрейи»

2012-08-12

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 1-22

2012-08-26

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 23-29

2012-09-16

Шримад Бхагаватам 3. Глава 5 «Беседа Видуры и Майтреи» Стихи 30 и далее

2012-09-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 6. «Члены Вселенского Тела»

2012-09-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 7. «Вопросы Учителю»

2012-10-07

Шримад Бхагаватам 3. Глава 8 «Всевышний является творцу»

2012-10-14

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 1-15

2012-11-11

Шримад Бхагаватам 3. Глава 9 «Благословенный дар творчества» Стихи 16 и далее

2012-11-25

Шримад Бхагаватам 3. Глава 10 «Цепь творения»

2012-12-23

Шримад Бхагаватам 3. Глава 11 «Пространство и время»

2012-12-24

Шримад Бхагаватам 3. Глава 12 «Перворожденный и его творение»

2012-12-30

Шримад Бхагаватам 3. Глава 13-14 «Явление Господа Вепря», «Зачатие демонова племени»

2013-01-06

Шримад Бхагаватам 3. Глава 15 «Проклятье у божьих врат»

2013-01-13

Шримад Бхагаватам 3. Глава 16–17 «Исход из Божьего царства», «Рождение демонов»

2013-01-20

Шримад Бхагаватам 3. Глава 18–19 «Битва Вепря с Хираньякшей», «Смерть демона»

2013-01-27

Шримад Бхагаватам 3. Глава 20 «Потомство Брахмы»

2013-02-03

Шримад Бхагаватам 3. Глава 21–22–23 «Встреча отшельника с государем», «Женитьба Кардамы», «Преображение Девахути»

2013-02-10

Шримад Бхагаватам 3. Глава 24 «Кардама отрекается от мира»

2013-02-24

Шримад Бхагаватам 3. Глава 25 «О деятельной любви»