Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2014 / «В поисках многомерной реальности»

«В поисках многомерной реальности»


  • «В поисках многомерной реальности» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 4 января 2014 года, МО, Правда

    • Санкиртана (00:00)
    • Предложение еды (04:00)
    • Согласиться с тем, что болен (06:32)
    • Преданный ничем не пользуется для себя (13:40)
    • Действуя по правилам (15:05)
    • Наши чувства – наши враги (16:30)
    • Инструменты для выхода из иллюзии (21:08)
    • Лишь бы хорошо говорили и танцевали (24:10)
    • Говорить о вечном (25:55)
    • События, связанные с Бхагаваном, многомерны (28:00)
    • Отражение событий в объективном мире (30:48)
    • Уничтожить зримый мир (34:00)
    • Причина радости и печали иллюзорна (37:13)
    • Ложь не может жить без истины (39:28)
    • Я и Супердуша (42:05)
    • Тело устроено поглощать (45:50)
    • Смерть для этого мира (47:30)
    • Риск для преданного (49:42)
    • Безопасное положение для преданного (52:32)
    • Ты не хозяин положения (58:58)
    • В обществе преданных мы можем быть только слугой (01:02:22)
    • Бхакти – это быть просто преданным (01:04:57)
    • Хочется премы (01:011:36)
    • Жизнь за пять секунд (01:17:35)

Длительность и содержание аудио и видео могут немного отличаться.

http://www.youtube.com/watch?v=-I-_fcSyCM0

В поисках многомерной реальности

Санкиртана

Б.Ч. Бхарати Свами: Событие какое-то? Праздник?

Слушатель: Нет, мы давно не виделись. Ребята приехали из Брянска, не хотели упустить такую возможность.

Б.Ч. Бхарати Свами: Вегетобрянск. Там все «вегетобрянцы».

Слушатель: Насчёт санкиртаны возник вопрос. Что это такое? Можете раскрыть? Это воспевание, проповедь, слова учителя? Приходят разные люди по роду деятельности в клуб. Если я говорю, что я не курю, не пью, вегетарианец, то это вызывает живой интерес. Они начинают расспрашивать. Тогда я Ваши лекции начинаю пересказывать или что-то от себя говорить. Попадает это под санкиртану?

Б.Ч. Бхарати Свами: Санкиртана, в принципе, означает раздавать. Просто в разных сообществах под раздачей разное понимается. Санкиртана – это отдавать. В Индии, скажем, когда был Махапрабху или после Него, санкиртана была, можно было просто прийти в деревню и сказать: «Пойте Имя Гауранги!» И это была санкиртана. Проповедник начинал петь, и все присоединялись. Это санкиртана. Здесь это прозвучит странно, и могут забрать в больницу. Здесь надо в «Пойте Святое Имя Гауранги» какой-то смысл вкладывать. Не впрямую говорить, а проповедовать, как вы делаете. Это вообще проповедь. Для одних достаточно сказать: «Пойте Имя Кришны!», а другим надо объяснить, что такое Кришна.

# 2:28

Слушатель: Такое обширное понятие?

Б.Ч. Бхарати Свами: Санкиртана – это может быть в узком смысле убеждение кого-то или даже убеждение своего собственного ума. Ум тебе что-то говорит. Ум – это отдельная сущность. Ум – это некое существо, которому мы поручили прикасаться. Душа не может сама, ей нужен посредник. Вот этому существу, уму, проявлению Чандры, мы поручили иметь дела с этим миром. А этот ум, как любое доверенное лицо, имеет склонность всё хапать себе, завладевать имуществом хозяина. Ум говорит: «Да ладно, расслабься, лежи целый день на диване, ешь чипсы и смотри телик». И убеждать свой ум, противостоять ему – это тоже санкиртана в узком смысле.

# 4:00

Предложение еды

Слушатель: Я в том году был, может, помните. Я спрашивал про предложение. Я понял, что от меня Кришна не слышит ничего и смысла нет особенного предлагать. То есть я в сердце стараюсь…

Б.Ч. Бхарати Свами: Предложение еды?

Слушатель: Да.

Б.Ч. Бхарати Свами: Почему Он не слышит? Слышит.

Слушатель: Я, видимо, неправильно понял.

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы просто не должны считать, что Он обязан. Только потому, что мы Его пригласили к столу, Он обязан принимать.

Слушатель: То есть предлагать нужно? Ничего страшного в этом нет?

Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно. Нужно.

Слушатель: А для предложения нужен ритуал?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Если у вас есть учитель, то читается мантра учителю. На алтаре вы предлагаете, а потом принимаете эту пищу. Если вы где-то в пути, не дома, можете в уме предложить.

Слушатель: Мантра учителю читается. Этого достаточно?

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы просто это и не делаем часто. Я просто говорю как надо. Считается, если ты свою жизнь посвящаешь служению, то и еда твоя тоже. Мы как-то на формальную сторону не обращаем внимания, это все формальности для тех, кто живёт в храме. Но если человек считает, что полезно для самодисциплины, если он считает, что он в своём доме может сделать некое подобие храма, то он должен установить для себя некие правила. Например, раз в день, утром, предлагать воду. И он должен их соблюдать.

# 6:32

Согласиться с тем, что болен

Слушатель: Значит, правила нужны? Вот, например, хочется предложить воду, а на следующий день настроение уже не то.

Б.Ч. Бхарати Свами: Джентльмены всегда живут по правилам. Но если их правила не устраивают, джентльмены меняют правила. Вернее, если они не могут жить по правилам, они меняют правила. Но они всегда джентльмены. Что такое правила? Правила – это что-то вроде слепка материального мира. Что такое материя? Чем материя отличается от духа? Материя – это нечто, что живёт по закону. Дух не подчиняется закону. Духу свойственна свобода воли. Конечно, когда дух заковал себя в иллюзию, когда дух самообманывается, он отождествляет себя с какой-то вещью, которую он наблюдает. Например, если я наблюдаю свою тень и начинаю себя отождествлять с тенью, то начинаю вести себя как тень. Точно также дух. Он не подчиняется законам мира, его природа ─ быть свободным, свободно волеизъявлять. Но в материальном мире он оказывается зажатым определёнными правилами. То есть материя отличается от духа тем, что материя подчиняется правилам, прежде всего закону распада. Материя всегда из более сложной организации стремится к более простой. Это энтропия или второй закон термодинамики. То есть более тёплое отдаёт тепло более холодному. Это второй закон термодинамики. Другими словами, стремится к хаосу. Холод – это хаос, а тепло – это организация, некая энергия. Всё стремится к хаосу. Все остальные законы производны из этого. Материя живёт по закону, но это закон энтропии.

Когда мы добровольно начинаем соблюдать какие-то правила… Да, забыл сказать, что дух – антипод материи, он всегда стремится покинуть материю, даже если она ему кажется комфортной, всё равно он себя чувствует некомфортно. Как в Библии, Адам хотел уйти из этого рая. Там всё было хорошо, не надо было работать, у него были райские кущи, но он хотел уйти. И не случайно Адам как бы привнесён, если Ева родилась в раю, она оттуда родом, а Адам привнесён в этот райский сад. То есть душа привнесена в материю. И даже если там хорошо, душе неуютно, и она стремится уйти. И когда мы не рушим материю, а накладываем на себя некие правила, мы как бы соглашаемся с тем, что мы… Как больной, прежде, чем излечиться, он должен согласиться с тем, что болен. Если человек не считает себя больным, он никогда не будет лечиться. Так вот, когда мы накладываем на себя правила, желательно дхарму, правила дхармы, то есть законы Божьи, тем самым мы говорим, что мы находимся в материи. Мы как бы признаём. С этого момента начинается духовная жизнь.

Что такое духовная жизнь? Это когда ученик даёт обет учителю. Он говорит: «Я теперь буду в проруби купаться 14-го января, яйца красить, целоваться с мужиками на праздник». А что они делают? Я не хочу, чтобы это звучало двусмысленно, но это духовная практика такая. Или, например, не есть мясо, рыбу, яйца и соблюдать какие-то правила, потом говорить: «Я отныне соблюдаю правила, тем самым я признаю, что я нахожусь в материальном мире, в мире, где существуют правила подавления». Правила – это всегда ограничения свободы. Я добровольно лишаюсь свободы воли. Я накладываю на себя епитимьи, правила. И когда ты живёшь по правилам, когда ты признаёшь, что находишься в болезненном состоянии в материальном мире, тогда ты начинаешь путь к свободе, путь в восхождению. Ты становишься сначала добропорядочным гражданином, соблюдая законы добровольно, покуда ты иерархически не вступишь в близкие отношения с законодателем, главой государства, тогда тебе правила не нужны будут. Тогда ты уже для удовлетворения монаршего друга можешь ездить с мигалками или без, тебя не будут проверять на дорогах, можешь на красный цвет давить гастарбайтеров.

# 13:40

Преданный ничем не пользуется для себя

Слушатель: Если каким-то чудом зародился мотив не для себя удовольствие получать, а стать предметом удовольствия.

Б.Ч. Бхарати Свами: Просто это звучит так. Преданные говорят: «Нужно отказаться от удовольствий». Это не совсем правильно. Нужно отказаться от пользования чем бы то ни было ради себя. Если преданный понимает, что всё в этом мире принадлежит Высшему Существу, то я просто не имею права этим пользоваться для себя. Если он понимает, то он говорит: «Я этим не буду пользоваться». Мы, конечно, далеки от этого. Преданный ничем не пользуется для себя, как шофёр чиновника, он едет, но не считает машину своей, он ездит для удовольствия хозяина.

# 15:05

Действуя по правилам

Слушатель: А в материальном мире всё для удовольствия духовного учителя?

Б.Ч. Бхарати Свами: Кришны.

Слушатель: Кришны?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: А как определить, для Кришни ли я делаю? По совести? Вопрос искренности?

Б.Ч. Бхарати Свами: Определить трудно, поэтому мы следуем неким правилам. Когда преданный доходит до уровня настроения, то есть его настроение подсказывает, что будет приятно Кришне, что неприятно. Это очень высокий уровень. Но мы не знаем этого, поэтому мы действуем просто по правилам. Основное правило: «Не поступай с другими, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

Слушатель: Это основное правило?

Б.Ч. Бхарати Свами: Правило, да. Закон кармы: «Не делай другим того, что не желаешь себе», тогда тебе не вернётся бумеранг.

# 16:30

Наши чувства – наши враги

Слушатель: Как не желать для себя чего бы то ни было? Это же нормально, когда человек, живое существо хочет быть счастливым, в комфорте?

Б.Ч. Бхарати Свами: Значит, пусть будет. Это нормально.

Слушатель: Ничего нет страшного?

Б.Ч. Бхарати Свами: Если получится, было бы здорово.

Слушатель: То есть естественное желание подавлять нет никакого смысла? Бесполезно?

Б.Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что наши чувства – наши враги. Нужно понять, что мы со своими чувствами имеем вражеские отношения, не дружеские отношения. Это совсем другие существа, которые нам враги. То, чего желают чувства, – это смерть для души. У чувств и души диаметрально противоположные стремления. Это просто нужно понимать.

Слушатель: Трудно.

Б.Ч. Бхарати Свами: Трудно. Да. В нашем мире чувства прилеплены к телу. Собственно, что такое тело? Тело – это просто носитель чувств, как корпус от компьютера. Задача тела – держать к себе прикреплённые органы чувств. Другой нет. Задача тела – нормально содержать уши, нос, кожу. И естественное стремление чувств – это больше через себя пропустить: больше переживаний, больше ощущений. Есть некая грань, когда одно и то же ощущение, но немного усиленное, уже переходит из приятного в болезненное. Например, вы к чему-то прикасаетесь, и это приятно, если это сильнее происходит, это уже больно. Задача чувств – всё больше и больше через себя пропускать. Как водопроводная труба. Её задача – всё больше и больше через себя пропускать. И тем самым они убивают свой носитель – тело. Если вы много начинаете есть, то вы убиваете себя, и это чувство тоже умирает. Хотя чувство хочет всё больше, больше, больше, это для него же и смерть. Если много смотреть, вы слепнете; если хотите много громко слушать, вы глохнете; если хотите много нюхать, обоняние пропадает, а если вы едите, едите, едите, пропадают вкусовые ощущения, уже потом ничего не ощущаете. При этом чувства хотят всё больше через себя пропустить, но этим самым они убивают тело. Точно также по отношению к душе: чувства хотят всё больше и больше потреблять, и душа становится глухой и немой. Нужно понимать: то, чего хотят чувства, – это ровно противоположность тому, чего ищет душа. Душа ищет жизни, а чувства, потребляя окружающий мир, убивают жизнь. Поэтому вы сами решите, создан ли человек для счастья, для удовольствий. Нужно найти баланс, нужно понимать, что всякое удовольствие убивает.

# 21:08

Инструменты для выхода из иллюзии

Слушатель: Это понятно. Но тем не менее всё хочется и хочется.

Б.Ч. Бхарати Свами: Это уже не ко мне вопрос.

Слушатель: Это если в меру или не в меру убивает?

Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна в «Гите» говорит: «Настоящий йог или тот, кто ищет соития с истиной, не ест много и не ест мало».

Слушатель: Это рецепт для материального мира?

Б.Ч. Бхарати Свами: В общем для духовной жизни.

Слушатель: Держать себя в балансе, синусоиду не раскачивать.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Просто на ваш вопрос, что мы созданы для того, чтобы получать удовольствия. Нужно понимать, что удовольствия, если их не контролировать, тебя убивают.

Слушатель: Меня, как сознание?

Б.Ч. Бхарати Свами: И как тело, и как сознание. Ты просто тупеешь. От удовольствий ты просто тупеешь. Ты становишься приставкой к этим чувствам.

Слушатель: А если в меру?

Б.Ч. Бхарати Свами: Глаза нам нужны, чтобы видеть путь к спасению, уши – чтобы слышать звуки Спасителя, голос Спасителя. Все чувства нам даны для ориентира, чтобы прийти к вечности, чтобы осознать себя вечным. В чём наша болезнь? В том, что мы думаем, что мы умираем. Мы, конечно, можем вербально заявлять, что мы вечная душа, но всё равно, покуда есть страх смерти, мы не осознали, что мы вечны. Так вот, чувства нам даны как инструменты для осознания собственной вечности. Если мы их используем для чего-то другого, ты мы их тупим. Если вы нож используете для того, чтобы стучать по железке, то вы его тупите. Вот чувства нам нужны для того, чтобы ориентироваться в темноте. Мы находимся в темноте, в иллюзии. Чувства нам даны, чтобы выйти из этой иллюзии, ориентириваться в темноте. Если мы их неправильно используем, то мы губим свои инструменты и причиняем себе смерть. Раз за разом, раз за разом. Парикшит тоже говорит Шуке: «Как же чувства? Они же для чего-то даны нам?» Шука отвечает: «Да. У тебя есть уши. Вместо того, чтобы слушать мирские новости, которые становятся неактуальными через несколько минут, слушай о вечном. Теми же самыми ушами ты можешь слушать о вечном».

# 24:10

Лишь бы хорошо говорили и танцевали

Слушатель: То есть, войдя в состояние сознания постоянного пребывания умом, разумом, чувствами в разговорах о вечном, то мы, как Вы говорили, после смерти или во время жизни переносим своё сознание в вечный мир?

Б.Ч. Бхарати Свами: Становимся вечными. Но вайшнава не удовлетворяет просто быть вечным. Вайшнавам обязательно надо быть вечными где-то. Потому что быть вечным и быть вечным где-то – это разные вещи. Можно уничтожить время и остаться наедине. Вайшнавам надо быть вечными где-то, желательно в благородном собрании, в благородном обществе, где не пьют, не курят.

Слушатель: С хорошим общением.

Б.Ч. Бхарати Свами: С хорошим акцентом. Акцент важен, чтобы красиво говорили и красиво танцевали. Вайшнавам это прежде всего важно. Пусть это даже не будет вечно, но чтобы хорошо говорили и хорошо танцевали. А вечность – Бог с ней.

# 25:55

Говорить о вечном

Слушатель: Махарадж, что значит говорить о вечном?

Б.Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, это понятно. О вещах не этого мира.

Слушатель: «Бхагаватам» пересказывать, истории?

Б.Ч. Бхарати Свами: «Бхагаватам» обсуждать. Вечное – это то, что актуально всегда. Например, мы знаем с каким счётом харьковский «Трактор» победил ташкентский «Пахтакор», но завтра это будет уже не актуально. Это не вечное. Или, например, сегодня плюс три, но это уже не очень актуально, потому что завтра будет не плюс три. Говорить о том, что всегда актуально. Это и есть говорить о вечном. Например, как Моисей вывел евреев из Египта ─ это вечно интересно, эта новость никогда не устареет. Вот это о вечном говорить или о Кришне, например.

# 28:00

События, связанные с Бхагаваном, многомерны

Слушатель: Истории, описанные в «Бхагаватам» – это истории, происходившие в объективном мире или в субъективной реальности? Или это аллегории?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это многопланово: и аллегории, и в объективном, и в субъективном мире.

Слушатель: Эпос на реальных событиях основывается?

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы живём в трёхмерном мире, в так называемом, объективном. Давайте представим себе, что мы живём в двухмерном мире. В этот мир попадает шар. Мы его воспринимаем как круг. Он попадает, проходит мимо и уходит. Мы видим круг, но истинное событие – это шар. У нас просто нет органов понимания, органов восприятия этого шара. Точно также мы с вами, живем в объективном трёхмерном мире, но события, связанные с Бхагаваном, многомерны. И это многомерное событие, сложное, красивое, проходит через трёхмерную реальность и уходит. Мы можем сказать: «Да, это объективное событие, оно было пять тысяч лет назад». Но в многомерном плане оно не было пять тысяч лет назад, оно до сих пор существует, развивается до сих пор по каким-то своим непостижимым нам путям. И там субъективное событие, проходя через объективный мир, приобретает какие-то формы. Кришна, например, украл Рукмини. Супругу Свою со свадьбы украл. Взял и украл чужую невесту. В нашей реалии это воспринимается так: «Он украл чужую невесту». Но в Его мире Он не чужую невесту украл, а Они всегда вместе были. Он Её пригласил. А мы воспринимаем как украл.

# 30:48

Отражение событий в объективном мире

Слушатель: А для нас Он был как историческая личность, царь.

Б.Ч. Бхарати Свами: Историческая личность, бежавший от преследования в детстве царевич, сын одного разжалованого кшатрия, потому что у местного царя бзик произошёл, ему показалось, что его убьёт восьмой ребёнок его сестры. Он на этой почве помешался и решил убить всех детей сестры. Надо сказать, Васудева – слабовольный человек: вместо того, чтобы противостоять своему деверю, спрятал Кришну. Кришна до четырнадцати лет воспитывался в приёмной семье, в деревне, среди пастухов и коровьего навоза. Потом Он решил восстановить справедливость. Вернулся в город, убил Своего родственника и его друзей, до конца Своей жизни занимался политикой, вёл войны, построил Свой город, основал государство. Такой политический деятель эпохи раннего ведантизма. Вот так мы воспринимаем исторически. Или Махапрабху. Наподобие Канта, Он сошёл с ума в конце жизни. Объективно Он сошёл с ума. Он был директором собственной школы, содержал школу очень известную, очень популярную в те времена. И когда у Него умерла первая жена, Он, так сказать, тронулся рассудком. Так бы было в медицинском заключении. Тронулся рассудком, ушёл из мира. Он женился во второй раз, но это не принесло Ему утешения. Он ушёл из мира и постепенно эти самоизоляция и самобичевание надломили Ему психику. И последние годы Он жил в уединении, Его даже запирали, потому что Он вредил Себе, бился головой об стену, пытался несколько раз утопиться в море. Вот такое объективное событие.

# 34:00

Уничтожить зримый мир

Слушатель: Махарадж, Вы сказали про многомерную реальность. Если наблюдатель соприкасается с этой реальностью, например, порабощенные дживы, те, которые хотят стяжать, они эту реальность хотят хапнуть. Какое противоположное действие этому? Как реальность проявляет себя? Я её как-то воспринимаю. А как обратный процесс делать? Как допустить…

Б.Ч. Бхарати Свами: Обратный процесс – процесс йоги. Растворить, слить, предметы ощущения с чувствами, чтобы чувства и предметы ощущения стали единым целым.

Слушатель: А если не существует ещё чувств? Материальных, осязаемых.

Б.Ч. Бхарати Свами: А как же? Вы же видите мир. Посредством чего? Нужно, чтобы объекты и ощущения стали одним целым, потом чтобы ощущения и понимание, осознание этого ощущения тоже стали одним целым, потом чтобы ты и твои мысли стали одним целым. Как бы вобрать в себя всё. Это обратный. Вы про это спрашиваете? Как уничтожить этот мир?

Слушатель: Наверное, не про это. Ещё, допустим, не появился этот ум, чувства, тело. Просто некая идея, некая реальность себя разворачивает, и при первом соприкосновении живого существа с этой идеей, существо её неосознанно хапает. Есть ли какое-то обратное движение этому? Оно хапнуло, попыталось, и тут уже появляется время…

Б.Ч. Бхарати Свами: Влипло, в клей попало, сначало дёргается, потом всё.

Слушатель: А если оно её не восприняло, то оно её вообще не воспринимает?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, уйти от этого невозможно. Мы всё равно попадаемся на соблазны. Майа всё равно сильнее живого существа.

Слушатель: Тогда нужно как-то в объективном мире?

Б.Ч. Бхарати Свами: Уже находясь здесь, мы должны этот мир уничтожить.

Слушатель: Принять вектор служения?

Б.Ч. Бхарати Свами: Прежде всего, не считать кого бы то ни было своими врагами. Кришна говорит, что отсутствие гнева – одно из самых важных качеств. Никого не считать своими врагами. Понимать, что это не какие-то враги, а это великий обман. Играть не с пешками, а с игроком. Не радоваться в приобретениях, не печалиться в потерях.

# 37:13

Причина радости и печали иллюзорна

Слушатель: Простите, это нужно как-то логически понять, как не радоваться?

Б.Ч. Бхарати Свами: Как хотите, можете логически.

Слушатель: Это происходит как-то само, становится радостно.

Б.Ч. Бхарати Свами: Просто понимать: чего веселиться? Дуракам палец покажут, они тоже веселятся. Вот радостно. Или салют ─ лампочки загораются, а всем весело. Подумать, да? Кретинизм. Взорвалась пушка, лампочки полетели и все: «Ура!» А почему ура?

Слушатель: В итоге мы поймём, что здесь смысла никакого нет.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. И просто спокойно относиться. При потерях и приобретениях относиться одинаково. Кришна в «Гите» всё это говорит: «Кто не считает себя действующим, кто не радуется в приобретениях, не печалится в потерях, тот имеет ясный разум. И только с ясным разумом, он может обрести умиротворение, и только в состоянии покоя можно воспринять истину». То есть этот мир нужно уничтожить. Уничтожить – это значит понять, что его нет, что он иллюзия. Но чувства не иллюзорны. Нам действительно больно, нам действительно радостно, нам действительно печально, мы действительно расстраиваемся. Просто причина, почему мы радуемся или печалимся, иллюзорна.

Слушатель: Это как потеря в GTA машины.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Или ударились, едя в гараж.

# 39:28

Ложь не может жить без истины

Слушатель: Но эту завесу иллюзии не я же убираю?

Б.Ч. Бхарати Свами: Ты можешь заявить отчётливо, что тебе она больше не нужна. Ты хочешь от неё избавиться. Ты пишешь заявление: «Я не хочу больше смотреть на эти картинки». А дальше ты должен доказать, действительно ли ты не хочешь. Майа имеет функцию оберегать. Майа – это ложь. Ложь не может жить без истины, потому что ложь – это то, что искажает истину. Без истины ложь не может существовать, а истина без лжи может. Поэтому задача майи скрыть истину. Скрыть. Ты понимаешь: «Я больше не хочу». Надо сказать: «Салют меня не радует».

Слушатель: А если радует?

Б.Ч. Бхарати Свами: А если радует, то это тяжёлый случай. Вы не одни в своей беде. Люди радуются, когда салют. Или кто-то радуется, когда ему говорят: «Какой ты умный!» Людям приятно, когда их хвалят. И неприятно, когда их ругают. Это всё равно, что радоваться салюту.

Слушатель: То есть если от салюта радостно, стоит задуматься?

Слушатель: Похвала – это так себе, а вот когда ругают – это сложно.

Б.Ч. Бхарати Свами: А чем это отличается?

Слушатель: Тогда ты не угодил тому, кому хочешь быть полезен.

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну вот Керя на вас ругается. Вам печально от этого?

Слушатель: Это Керя.

Б.Ч. Бхарати Свами: А если начальник? Чем он от Кери отличается?

Слушатель: Взаимоотношения есть, не хочешь их терять.

# 42:05

Я и Супердуша

Слушатель: То есть получается, что желание стяжать зависит от начальника.

Б.Ч. Бхарати Свами: От того, у кого можно стяжать. Например, жена ругается – печально, а когда хлопнешь дверью и скажешь: «Я тебя больше не знаю», пусть она хоть оборётся.

Слушатель: До этого нужно как-то вещи выдрать у неё.

Б.Ч. Бхарати Свами: Пока считаешь «моё», то печалишься, а когда это уже «не моё», мало ли там сколько жён где-то ругаются. Не мои же, пусть ругаются.

Слушатель: С этим разобрались, допустим. А вот отправляемся в своём сознании мы в какую-то прекрасную сказку, которая наполнена настоящими отношениями…

Б.Ч. Бхарати Свами: Хочется в это верить.

Слушатель: Иногда кажется, что могут в раздачу пустить.

Б.Ч. Бхарати Свами: Не в раздачу, а, может, этого ничего и нет. Ладно в раздачу, хоть какая-то польза. А вдруг, этого ничего нет? Вдруг, хорошую религию придумали индусы.

Слушатель: Тогда наша логика не спасла бы нас.

Б.Ч. Бхарати Свами: Тогда всё. Вольно. Отбой.

Слушатель: Вы говорите, что если есть ложь, то есть истина. Значит, есть истина. Но эта истина не обязательно добра ко мне.

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы верим, что добра. Надеемся. Во всяком случае, если признать, что я существую, из этого, естественно, следует, что существует истина, потому что я существую не один. Я существую, я бессмертный, я вечный, я как душа; и есть Мегадуша, Супердуша, и Она тоже вечная, естественно, то мы какой-то общий язык можем найти. Даже если изначально у Неё есть задача нас уничтожить, ведь уничтожить за что-то.

Слушатель: Теоретически, если бы Она хотела нас уничтожить…

Б.Ч. Бхарати Свами: Это тоже один из аргументов. Но я о том, что два вечных всегда могут найти общий язык. Ну а зачем Ему нас убивать? Хотя, может быть.

Слушатель: Если мы частички света, помещенные, чтобы вариться в какой-то каше, а потом мы опять обнулённые частички.

Слушатель: Но ведь Оно Счастье, и ты к Нему идёшь, а Оно тебя ранит.

Б.Ч. Бхарати Свами: Надо договориться как-то. Постараться. Какие-то же есть способы. А мог бы и шашкой по глазам. «Великой души был человек. А ведь мог и шашкой по глазам».

# 45:50

Тело устроено поглощать

Слушатель: Один момент из физики. Мы отбрасываем тень. И есть нулевая точка, где нет тени. А в противоположном мире тоже есть тень?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Есть.

Слушатель: А какой у неё принцип? Там мы отбрасываем тень или нам говорят, какая у меня будет тень…

Б.Ч. Бхарати Свами: Образ. Образ какой, да?

Слушатель: Да. Такой же механизм или он отличается?

Б.Ч. Бхарати Свами: Там такая антитень получается.

Слушатель: Антитень, я так понимаю, не я отбрасываю, а меня отбрасывают и получается…

Б.Ч. Бхарати Свами: Моё тело – это тень. Это некий свет проходит через мою душу, и моя душа отображается как тело. В духовном мире то же самое. У нас появляется тело со своими чертами, но оно по-другому принципу устроено. Там шарниры другие, оно отдаёт, а не забирает. Оно не поглощает, а наоборот, отдаёт. Здесь мы поглощаем, а там мы отдаём. Мы поглощаем свет, мы поглощаем пищу. Тело устроено так, чтобы всё забирать. Там тело устроено как звезда – всё отдавать.

# 47:30

Смерть для этого мира

Слушатель: Значит ли, что если в какой-то момент наступает точка кипения и ты не хочешь больше поглощать, что это посыл к тому, что ты готов?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, да. Это как взрыв сверхновой. Сверхновая взрывается и превращается в звезду.

Слушатель: Тогда здесь – это сразу смерть?

Б.Ч. Бхарати Свами: Ты можешь даже на работу ходить.

Слушатель: Ты умер, но можешь на работу ходить?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Ты умер для этого мира. Есть же такое понятие «социальная смерть», «политическая смерть».

Слушатель: Махарадж, тогда это очень короткий промежуток времени. Если для чувств нет какой-то приманки, они быстро…

Б.Ч. Бхарати Свами: Короткий – не короткий.

Слушатель: Как у Вритры, когда он с Индрой сражался, он же хотел себя отдать. Он сказал: «Ты меня убей. Надоело это всё».

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну, да.

Слушатель: А когда мы теряем тело, мы не знаем, куда мы попадём и как всё произойдёт?

Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна в «Гите» говорит: «Расставшись с телом, он возносится в Мою обитель». Если мы теряем тело.

Слушатель: В таком состоянии?

Б.Ч. Бхарати Свами: В состоянии преданности. Это не то, что когда человек умирает, он отправляется в обитель Всевышнего. Мы думаем: «Вот мы умрём, и нас унесут туда». Нет, это вообще независимо происходит. Должна смерть ментальная произойти. Смерть для этого мира может за много лет до физической смерти произойти. Когда тебе уж всё равно, что в этом мире творится.

# 49:42

Риск для преданного

Слушатель: На работу мы ходим, получается. А тело отдали майе.

Б.Ч. Бхарати Свами: Это индивидуально. На работу ходим, какие-то слова произносим. Помните Бхарата Джада? Ему говорили сторожить поле. Он сторожил, правда, не понимал, зачем его сторожить и от кого. То есть на работу он ходил. Ему давали какую-то баланду, он её ел. Ему давали вкусную, он вкусную ел, давали похлёбку, похлёбку ел.

Слушатель: А если большая социальная активность – мы уже в майю попадаем?

Б.Ч. Бхарати Свами: Есть риск. Махапрабху не выдержал, Он был учителем. Ему стало тоскливо, занудно учить людей каким-то глупостям, грамматике. Он не выдежал. Поэтому Он ушёл. Он с работы ушёл. Но Тхакур Бхактивинод очень долго держался, потом всё равно всё бросил. Ему даже пришлось однажды вернуться на госслужбу, чтобы иметь доступ к архивам. Когда он всё бросил, он решил отыскать место рождения Махапрабху. Для этого нужен был доступ к архивам, и он устроился госчиновником. Когда он нашёл нужные документы, он взял отпуск и больше никогда не вернулся на работу. Для преданного самая неблагоприятная профессия – это учительствовать.

Слушатель: Пратиштха.

Б.Ч. Бхарати Свами: Пратиштха. Да. Это больше всего якорит, приземляет тебя. Работать учителем. Я не говорю, что это нельзя делать. Это наибольший риск.

# 52:32

Безопасное положение для преданного

Слушатель: Вайшнавы учат нас.

Б.Ч. Бхарати Свами: Когда ты из себя делаешь учителя, у тебя большой риск обрести абхиман, гордыню. Учитель-вайшнав – это единственный, кому дозволено иметь гордыню. Гуру – это гордый. Гордыня от слова «гуру» происходит. Абхиман – самовыставление, самоутверждение. Ты становишься неким незыблемым ориентиром, на тебя ориентируются. Ты приземляешься. Это большой риск. Потому что ты можешь себя почувствовать несмиренным, терпеливей дерева и смиренней травы, а можешь себя почувствовать Индрой, Господином. Большой риск. Это риск больше, чем, когда ты какой-нибудь дворник. Ты можешь быть, конечно, дворником, а потом устраивать занятия по икебане. Это икебана, когда кораблики вырезают?

Слушатель: Это цветы.

Б.Ч. Бхарати Свами: А кабуки?

Слушатель: Кабуки – это театр.

Б.Ч. Бхарати Свами: Суши, танцы, катана. То есть можешь стать каким-то учителем. Или работать кочегаром и нравоучительные песни писать про то, что «мы ждём перемен».

Слушатель: А подчинённые, Махарадж?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это то же самое, да. Это большой риск. Для преданного наиболее желательно вести такой подчинённый социально образ жизни. На кого-то работать. Это не значит, что все должны расстаться со своими бизнесами и с работой, если они преподаватели. Просто здесь обстановка твоя не способствует тебе, не способствует осознать себя ничтожеством. Обстановка не способствует. Это не значит, что преодолеть невозможно в принципе, просто это сложнее. А когда ты находишься в подчинённом положении, у тебя больше шансов не иметь гордыни.

Слушатель: Работать где-нибудь в сфере услуг.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Например, дворником, официантом, охранником. Преданный, который понял, что он в этом мире последний раз путешествует, и который не собирается нарабатывать себе хорошую карму, чтобы родиться потом в хороших условиях, если он понимает, что это ему не надо, он ведёт себя хорошо не для того, что бы родиться потом, а просто, чтобы меньше страдать, меньше болеть. Но если, конечно, по замыслу Всевышнего я должен страдать от каких-то болезней, значит, я должен это принять. То есть если преданный решил, что это его последний вояж, то он не должен заниматься такой деятельностью, которая будет развивать в нём гордыню, будет укреплять его связи с этим миром. Если у вас билет в один конец и вы уже точно не вернётесь, нужно взять с собой столько денег, сколько необходимо до конечного пункта. Если вы возьмёте слишком много, вам будет тяжело и придётся выкинуть, а по дороге ещё вдруг захотите какую-нибудь недвижимость купить на всякий случай. Вы будете опять бросать здесь якорь, обрастать узами, обрастать связями. Преданный должен жить такой жизнью, чтобы иметь меньше соблазнов обрастать узами. Узы нужны ровно для того, чтобы сделать ещё один шаг. Если эти узы не позволяют двигаться дальше к месту сбора, то эти узы не нужны. Если семья помогает расстаться с пратиштхой, если у тебя жена, которая тебя пилит постоянно, то надо оставаться, она тебя будет выталкивать больше из этого мира. Если жена у тебя смиренная, если ты чувствуешь себя королём, у тебя животик растёт из года в год, значит, надо оставить такую семью. Надо взять какую-нибудь старую, кривую, ворчливую, жадную, с плохим запахом изо рта. Даже можно какую угодно, но с отвратительным запахом изо рта, тогда пратиштха, гордыня, точно не появится.

# 58:58

Ты не хозяин положения

Б.Ч. Бхарати Свами: Любое, что позволяет избавиться от гордыни, должно преданным приветствоваться. Какие-то неудачи, например, с карьерой что-то. Это тебя отрезвляет, ты понимаешь, что ты никакой не хозяин положения. Это хорошо. Любое событие, любой человек, который не позволяет твоей гордыне вырасти и принуждает тебя к смирению, должен восприниматься как друг. А всё, что укрепляет твои связи с этим миром, должно быть отвергнуто нами, мы не должны к этому относиться как к благоприятному. Так своим примером и своим учением наставляет нас Рагхунатх Дас Госвами, который является эталоном преданного. Он наш ориентир, наш пример для подражания.

Слушатель: Это который был очень богатым человеком?

Б.Ч. Бхарати Свами: Который был очень богатый, который отрёкся от всего, услышав сказки про Махапрабху. Он подумал: «У меня всё есть, а отчего-то я в унынии пребываю. Тут танцуют и поют и интересная философия». И он от всего отказывается, а прихода нет. Счастья нет всё равно. Он думал, что он от всего отказался, жизнь будет вечная, он помрёт и отправится на Вайкунтху. Но ничего не происходит. Уныние только увеличивается. Он идёт к Махапрабху и говорит: «Мне уже нет дороги обратно, меня уже не примут. Я десять лет потратил, я мантры читал, я все правила соблюдал, я всё раздал, я стал нищим, я разорвал все свои связи, мне деваться некуда». Махапрабху отвечает: «Что пришёл? Иди! Я тебе сказал, что есть Сварупа Дамодар? С ним решай все дела. Что ко Мне пришёл?» То есть Тот, ради Кого он всё отверг, выставляет его за дверь.

Слушатель: Об этом-то и речь.

Б.Ч. Бхарати Свами: Об этом-то и речь.

Слушатель: Как-то жестоко.

Слушатель: А нужно ли искать неприятностей, неудач? Рисковать?

Б.Ч. Бхарати Свами: Гордыня-то оставалась. Гордыня: «Я преданный! Смотрите – я всё бросил!» Меня не уважают материалисты, соотечественники, меня не уважают девушки, но меня вайшнавы уважают за то, что я офигенно отречённый. А выясняется, что его и вайшнавы в грош не ставят. Вообще нет нигде выражения в жизни.

# 1:02:22

В обществе преданных мы можем быть только слугой

Слушатель: К преданным ведь, наверное, не за уважением приходят, а за служением.

Б.Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, это уже потом за служением. Поначалу мы общество преданных воспринимаем как любое другое общество, филателистов, собирателей монет, и пытаемся в это общество интегрироваться. По тем же правилам, по которым мы интегрируемся в любую другую общину, в любое другое сообщество, где мы хотим занять достойное положение. И только потом приходит понимание, что в обществе преданных мы можем быть только слугой, не равным среди равных, а потом лучшим среди равных, потом лучшим среди лучших, потом самым лучшим, потом единственным, и остаёмся опять наедине с майей. Мы дорастаем до царя, и царь возвращается обратно. Керюшка. То есть мы идём, идём, идём, происходит возвращение царя, и всё – возвращаемся на ноль. Просто когда ты дошёл до царя и возвращаешься обратно, ты же хочешь быть царём, а тебя не воспринимают. Хорошо, если тебя как голого короля воспринимают, а ведь могут как клоуна.

# 1:04:57

Бхакти – это быть просто преданным

Слушатель: Махапрабху Сварупа Дамодара прогнал или кого?

Б.Ч. Бхарати Свами: Он прогнал Рагхунатха к Сварупе. Когда Рагхутанх пришёл к Махапрабху и сказал: «Я всё бросил, мне ничего не надо, я хочу быть только с Тобой!» Махапрабху ему говорит: «Хорошо. Вот у тебя есть учитель, он тебя всему научит. Больше меня не беспокой». Через десять лет он снова к Нему приходит и говорит:

─ У меня так ничего и не получается.

─ А что ты пришёл? Я же тебе сказал идти к учителю.

Через десять лет он опять пришёл. Махапрабху говорит: «Ещё раз придёшь, худо будет». Так, пока Махапрабху не умер.

Слушатель: Он был у Сварупы Дамодара?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, он при нём был. Он жил отдельно. Для него Сварупа Дамодар был учителем. Сварупа Дамодар тоже не особо жаловал его своим общением. Рагхунатх прошёл всё дно жизни. Помните, как он питался? Спал на улице.

Слушатель: Он вымывал рис гнилой.

Б.Ч. Бхарати Свами: Он же из знатного рода. Сначала он ел остатки прасада Джаганнатха. Потом он понял, что его жизнь ничем не лучше, чем если бы он жил во дворце. Во дворце он даже не каждый день ел прасад, раз в год по праздникам. А тут он каждый день ест прасад Джаганнатха. Тогда он стал есть прасад Джаганнатха там, где раздают нищим. Потом он подумал: «Я ем чей-то прасад. То, что я съел, могло достаться кому-то другому». Тогда он стал есть то, что уже нищие не ели. И он подумал: «Нищие это не едят, но коровы-то это едят. Значит, я какую-то корову или телёнка лишаю еды». Там, в Пури, собираются бандитствующие элементы в виде коров и быков. Они по базару как пройдут: у кого сумки с едой…

Слушатель: Был случай. У Ананды творожник съел. Он кричал: «Махарадж, он у меня еду отбирает!»

Слушатель: Он отбирает у неё, лупит, а корова жуёт невозмутимо.

Б.Ч. Бхарати Свами: На ходу прямо – раз! И он подумал: «Я же лишаю коров еды». И стал он питаться той едой, которую даже коровы не едят. Он брал гнилую массу, комья риса, очищал от плесени, и то немногое, что оставалось, докуда плесень не дошла, съедал. Этим он питался. По сути, он отбирал только у червей. И всё равно бхакти не приходило. Такое смирение, а бхакти не приходит. Прихода нет. Должен же кататься в экстазе. Он смотрит, что «у Пундарика Видьянидхи, Сварупы Дамодара, Махапрабху према есть. А Они не такие отречённые. А я такой отречённый, а меня не катает по земле в экстазе, суставы не выходят».

Слушатель: Он прему ждал?

Б.Ч. Бхарати Свами: А что мы всё ждём-то, коротая длинные ночи? А ему ничего. Такой путь Касацкого в «Отец Сергий» – путь Рагхунатха. Там небольшие вариации, но в целом, то же самое. А когда Махапрабху покинул этот мир, за Ним следом ушёл Сварупа Дамодар, потом Рамананда Рай, который ослеп. У него слёзы текли так, что они стёрли рукописи «Бхагаватам». И Рамананда Рай говорит ему перед смертью: «Возьми, видишь у меня рукописи стёрлись, иди во Вриндаван, найди хорошую копию». И в пути он узнаёт, что и Раманада Рай покинул этот мир и в Пури не к кому возвращаться. Ему уже давно за сорок, он уже старик, фактически. Ему уже и в материальный мир идти бессмысленно. И он продолжает идти во Вриндаван. И там встречает Рупу и Санатану. И видит в них раздвоенного Махапрабху. Махапрабху в двух этих фигурах. И тут он понимает, что бхакти – это быть просто преданным. Преданным вайшнавам, преданным своему Гуру в беде, во всякой нужде. Он за стариками, вайшнавами, выносил испражнения, когда они уже не могли ходить. Уже никакую прему он не ждал.

#1:11:36

Хочется премы

Слушатель: Возможно ли верить в то, во что надо верить? Или все мы верим в то, во что хочется верить?

Б.Ч. Бхарати Свами: Хочется премы, лучшей жизни. Может быть, мы на завтра перенесём, на утро?

Слушатель: Утром сделаем?

Б.Ч. Бхарати Свами: Утром будет программа, а потом почитаем.

Слушатель: Махарадж, а Вы планируете «Чайтанья Чаритамриту?»

Б.Ч. Бхарати Свами: Мне надо сначала закончить «Бхагаватам». Я думаю, это ещё так не скоро будет. Если «Бхагаватам» удастся закончить, то уже по-русски никто не будет говорить. Деградация русского языка настолько.

Слушатель: Ничего, мы потом комментарии напишем на «подонковском».

Б.Ч. Бхарати Свами: Я боюсъ, что даже «подонковский» уже не будет работать, а будут уже смайлики. Как вы будете комментарии на смайликах? Сейчас инфографика постепенно заменяет язык.

Слушатель: Будем клипы снимать.

Б.Ч. Бхарати Свами: Средства коммуникации настолько деградируют, что уже язык не требуется для того, чтобы все тонкости чувств выразить. Настолько всё становится примитивно, что всё можно выразить несколькими словами и смайликами. Вот как мы раньше шутили, когда машина несётся навстречу бабке на пешеходном переходе, и он пытается остановить её. Он своему другу пытается по телефону объяснить, что происходит, а машина несётся на бабку. Он другу говорит: «Это, типа, типа, О!» И друг понимает, что произошла автокатастрофа, что сбили женщину на пешеходном переходе. Всё ясно.

Слушатель: А потом будет один звук – «Ом».

Слушатель: Всё сворачивается обратно.

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть того языка девятнадцатого века, языка русской культуры, уже нет. И не будет никогда.

Слушатель: Толстого всё труднее и труднее читать.

Б.Ч. Бхарати Свами: Это клиповое мышление. Мы уже фильмы не можем смотреть полуторачасовые. Нам клип посмотреть, и всё понятно.

Слушатель: Есть пятисекундные фильмы. Целый сайт такой.

Б.Ч. Бхарати Свами: Прямо пять секунд?

Слушатель: Пять секунд ровно. Как им удаётся что-то рассказать? Очень популярно.

Б.Ч. Бхарати Свами: К этому всё и движется. Пока это маргинально. Я думаю, что трёхминутные – это самый формат. Но если вы говорите, уже есть пятисекундные, то это уже ориентир, когда-то будет. А мы, представляете, «Бхагаватам» делаем, которую читать надо год.

Слушатель: Надо снимать ролик пятисекундный.

Б.Ч. Бхарати Свами: Когда-нибудь придёт преданный-мультипликатор, который «Бхагаватам» в формате инфографики, мультяшный сделает.

Слушатель: Комиксы.

Б.Ч. Бхарати Свами: Комиксы. Но в комиксах надо страницы переворачивать. Это же труд.

Слушатель: Пока ещё «Махабхарата», которую индусы снимают, хорошо смотрится.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да? Но вот реклама сейчас популярна. Сколько она длится? Минуту?

Слушатель: Не больше.

Б.Ч. Бхарати Свами: Это же целый фильм!

Слушатель: Реклама длится десять-пятнадцать секунд. Не минуту, минуту никто не оплатит.

Б.Ч. Бхарати Свами: И те же самые чувства, которые вызывались у человека после просмотра фильма Тарковского, например, те же самые чувства вызаваются после просмотра рекламы «Ариэль».

Слушатель: Тарковского и тогда не все понимали.

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну да. Или хорошо, те самые чувства, которые люди испытывали после прочтения «Войны и мира», сейчас это заметка в Твиттере. То же самое. Горе, отчаяние, букет переживаний.

Слушатель: Люди уже информационно не восприимчивы, хотят всего готового, считал – и всё понятно. А там можно под этим соусом любой суррогат.

# 1:17:35

Жизнь за пять секунд

Слушатель: Махарадж, а идея «Бхагаватам» не искривится?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, если её идеально передать, то ничего не поменяется. Средства передачи важны, конечно. Но они лишь средства. Любую идею можно передать разными средствами: кино, текста, скульптуры, музыки. Идею можно передать разными носителями. И если появится какой-то гениальный передатчик, он сможет в пятисекундном ролике передать идею «Бхагаватам». Я уверен. Какой-нибудь от Бога.

Слушатель: И она также развернётся в сердцах?

Б.Ч. Бхарати Свами: Те же самые чувства. Я уверен в этом. Господь может это сделать.

Слушатель: Я на фейсбуке слышал, снимают пятисекундные юмористические ролики, они пользуются популярностью. Я видел один: «Моё утро за пять секунд». Встал, умылся, машина, работа, офис, дверь, упал спать.

Слушатель: Реклама похожая была, когда человек родился, летит и в гроб влетает.

Б.Ч. Бхарати Свами: Отличная. Я ещё смотрел рекламу, как от рождения до смерти лицо меняется. Пять минут. Там просто лицо японской девочки или корейской. Снял итальянец. Ты не видишь, но за пять минут эта двухлетняя девочка превращается в старуху семидесятилетнюю. А конкретные изменения ты не можешь видеть. Ну что, всё тогда?

Транскрипция: Калинди Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.