«За гранью чувственного восприятия»
Слушатель: Т.е. мы ждем, когда Ему это надоест. Понятно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Его надо переждать.
Слушатель: Пересидеть, понятно.
# 37:21
Богу тоже обидно
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть секреты. У вайшнавов есть такая книжка, называется «Десять оскорблений святого имени». Вас не должна смущать религиозная сторона этого. Вайшнавы ждут, повторяя Его имя. Они считают, что таким образом они могут ускорить приближение к Счастью. Они Счастье обозначили каким-то именем и Его произносят. Но у них есть на то все резоны, я полагаю. Десять оскорблений святого имени нужно избегать, для того, чтобы наконец Его дождаться. Не смотря на все их количество, а их всего десять, они сводятся к одному: как только мы показываем, что у Него есть альтернатива для нас, то это Его чрезвычайно обижает или оскорбляет.
Я не случайно сказал, что Он – физическое лицо. Он имеет какие-то эмоции и предпочтения. Хотя Он говорит, что «вы для меня все равны», очевидно, что есть более равные. И когда Вы пытаетесь завязать с кем-то отношения и показываете, что «если не ты, то у меня всегда есть запасной аэродром», некая альтернатива: «Имей в виду, что Ты – не единственный, кого я жду», то это чрезвычайно уменьшает наши шансы, вернее, сводить их к нулю. Т.е. все эти десять оскорблений, когда ты показываешь в одной из этих десяти форм, что у тебя есть альтернатива. Т.е. «ты – мой не единственный выбор. Если не удастся, у меня еще есть запасной билетик лотерейный. Может быть, я еще где-то выиграю». Если не счастье, то, может быть, справедливость. Если не справедливость, то, может быть, благополучие. Т.е. там есть какие-то ступени.
Слушатель: А вот житейское счастье. Ну, допустим, человек счастлив.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну все тогда.
Слушатель: Т.е. если он счастлив, у него есть семья и т.д.? Т.е. все нормально?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если человек счастлив, значит он прав. Да.
Слушатель: Отлично. Или это заблуждение?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Я думаю, что если Вы откроете какой-нибудь глянцевый журнал, то с его страниц на Вас будут смотреть только счастливые лица.
Слушатель: Не согласна.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Мне показалось… Я иногда в аэропорту смотрю для любопытства: там все счастливы. Чем толще журнал, тем…
Слушатель: Это маски.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да? Почему Вы так считаете? Вы хотите сказать, что они врут?
Слушатель: Ну я не думаю, что там так вот все счастивы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Многие, хорошо, в основном те, кто в этих журналах.
Слушатель: Я посмотрю.
Б. Ч. Бхарати Свами: Любопытное занятие. Но при этом не забывайте ждать.
# 41:23
Ждать или искать?
Слушатель: А ждать нужно, исполняя свой долг?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, причем только долг.
Слушатель: Какой долг? Откуда он дается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Смотрите, мы есть соединение двух личностей, одна из которых умирает, но можно сказать, что уже умерла, это вопрос времени. А другая, которая никогда не рождалась и не умрет никогда. Две личности. Они между собой борются. У этих двух личностей: умирающей и вечной, у каждой есть свой долг. Мы вольны выбирать, чей долг исполнять: первой личности – внешней или внутренней. Тут я никакой не могу дать совет.
Слушатель: В чем заключается долг внутренний? Это Счастье?
Б. Ч. Бхарати Свами: Внутренний долг – это искать Счастье.
Слушатель: Ожидать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ожидать. Потому что я пришел к выводу, что искать бесполезно, поэтому надо только ждать. Ну где ты Его будешь искать? А ждать – это отмести все альтернативы. Т.е. нет у Него альтернатив. Как только ты говоришь себе, что есть еще альтернатива, все, это уже — не ждать. Нужно снова прийти к тому пику, когда…
Слушатель: Как узнать, что это именно оно, что ты не ошибаешься?
Б. Ч. Бхарати Свами: Никак не узнать. Если Оно придет, это будет очевидно. Как узнать, что солнце, это солнце? Как узнать, что ты голоден? Вдруг, то, что я там ощущаю, это не голод вовсе?
Слушатель: Так бывает.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Если ты хочешь есть, это точно голод. Или сходить по-маленькому. Как узнать, хочу я или не хочу? Это точно оно. Точно так же и Счастье. Это точно оно. Есть такая вещь, как самоочевидная. Этот атрибут самоочевидности относится прежде всего к счастью. Точно не перепутаешь. Вайшнавы или люди, следующие какой-то религиозной традиции, могут указывать в их понимании на метод ожидания. Предлагать какие-то практики, позволяющие не срываться из состояния ожидания.
Дать Счастье, конечно, никакая практика не может. Т.е. если ждать вечно, то Оно будет. Но как научиться ждать вечно, т.е. непрерывно. Кришнаиты говорят: «преданное служение». Так они называют состояние ожидания таким словом «бхакти». Преданное служение должно быть непрерывное и бескорыстное. Бескорыстное – это как раз то, что ты говоришь: «У Тебя нет альтернативы в моих глазах. Счастье – Ты единственное, на Что я уповаю. Двойного дна у меня нет».
Слушатель: Это когда мы работаем не ради материальных благ, а именно ради этого «я»?
Б. Ч. Бхарати Свами: Начать нужно с себя. Нужно спросить: «Кому я хочу блага? Кому я хочу счастья?» Этому механизму, который, собственно, безжизнен, если меня там нет. Понимаете, если я выхожу из тела, это называется лишаюсь чувств, то тело никак не будет испытывать ни хороших, ни плохих ощущений. Я являюсь необходимым условием, чтобы этим чувствам было приятно. Вопрос: цель моей жизни доставлять удовольствие чувствам? Пусть лучше они мне служат, чем я им буду служить.
# 46:30
Запрос в духовный мир
Слушатель: Скажите, а если человек лишается чувств постепенно. Например, человек жил полноценной жизнью и, по ряду обстоятельств или одного обстоятельства, ослеп. Он же лишился одного чувства. Для него это является преимуществом или это какая-то потеря? И что бы это могло означать?
Б. Ч. Бхарати Свами: В разных обстоятельствах по-разному. Если его задача была – чувственные удовольствия, то, конечно, это серьезная потеря.
Слушатель: Т.е. если он себе поставил задачу: чувственные удовольствия, то это потеря?
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.
Слушатель: Может это быть заложенным человеку, чтобы научить его чему-то? Пройти через это лишение…
Б. Ч. Бхарати Свами: Может.
Слушатель: …или он это выбрал?
Б. Ч. Бхарати Свами: В нашей традиции есть один святой – Бхилвамангал. Он сознательно лишил себя глаз, потому что глаза его постоянно искали удовольствий. Это единичный пример. Он решил, что они ему мешают.
Слушатель: И не пожалел?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он уже не мог этого терпеть.
Слушатель: Разве счастье не субъективно? Что мешает в каждый момент быть счастливым?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего не мешает.
Слушатель: Почему вайшнавы выбирают ждать Счастья в будущем, а не быть счастливыми в данный момент?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не получается. Если Вы способны, если у Вас есть способ…
Слушатель: А что мешает это делать?
Слушатель: Отсутствие физического лица того самого.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот правильно говорит. Оно, как физическое лицо, имеющее свою собственную волю и свой собственный характер, надо сказать, не очень надежный, оно решает быть или не быть.
Слушатель: Счастье – это не то, что в обычном смысле, благоговение.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Счастье – это не состояние эйфории. Я же сказал, что Счастье – это физическое лицо. Это некая Личность. Это как Слава КПСС — это человек.
Слушатель: Может быть, тогда как-то по-другому называть, чтобы не путаться.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну придумайте что-нибудь.
Слушатель: Может быть, истина…
Б. Ч. Бхарати Свами: Как она ему или он ей говорит: «Ты – мое счастье». Примерно вот такой. Она ему пишет email: «Ты – мое счастье». Счастье – это некое физическое лицо. Не юридическое, заметьте. Фирме или индивидуальному предпринимателю она никогда не напишет: «Ты – мое счастье».
Слушатель: Это условное название какого-то другого явления немножко?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это физическое лицо. Это некое существо.
Слушатель: Просто человек, который приносит радость, счастье.
Б. Ч. Бхарати Свами: Для кого-то это человек, для вайшнава это Господь Бог.
Слушатель: Как для родителя его ребенок: «Ты – мое счастье», потому что он видит на данный момент свое счастье в этом существе.
Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно. Для вайшнава, для преданого, для раба Божьего это Сам Господь Бог, его Счастье. Он Ему email пишет, а не сыну или брату. Но имеет право.
Слушатель: Как дойти до того, чтобы понять, что вся цель моей жизни – встретиться с этим Счастьем в конце?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Наверно, надо ждать.
Слушатель: А если и так все хорошо?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если все хорошо, не надо ничего предпринимать. Все хорошо.
Слушатель: Если есть дилемма, что все равно в конце жизни…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если у Вас все хорошо, дилеммы быть не может.
Слушатель: Ну почему, дилемма может доставлять удовольствие, размышлять о ней.
Б. Ч. Бхарати Свами: На мой взгляд, если все хорошо, какие дилеммы могут быть? Вот вы лежите возле остановки. Все хорошо. Какие могут быть дилеммы?
Слушатель: То, что не абсолютное счастье. Оно приходит и уходит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если это не Абсолютное Счастье, то это уже не счастье. Понимаете, мы замахиваемся на самое-самое. Мы замахиваемся даже не на то, чем Он обладает, а на Него самого. Мы говорим: «Мы хотим иметь Тебя, а не то, чем Ты обладаешь». Понимаете, это сверхзадача и решить ее можно только во временном отрезке равном бесконечности. А все остально просто не имеет смысла. Задача, которую можно решить за какой-то период времени – тантра, как Вы говорите, т.е. совершаешь некие действия, ритуалы, какие-то обряды и приходишь к результату. Например, занимаешься упражнениями и через месяц садишься на шпагат. Это все не имеет смысла.
Слушатель: Не через месяц.
Б. Ч. Бхарати Свами: Через 3 года, через 30 лет, через 30 жизней. Все, что можно достичь по плану, по некой запрограммированной последовательности, просто не стоит того, чтобы тратить на это время.
Слушатель: Только одно нельзя достичь по плану?
Б. Ч. Бхарати Свами: Счастье. Потому что быть с Ним, зависит от Него, а не от тебя. Мы можем только запрос написать.
Слушатель: Но обратить внимание Он может только в том случае, если ты все-таки как-то там…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если ты мыслями, словами, поступками, любыми средствами в твоем распоряжении показываешь, что нет альтернативы: «Либо Ты, либо ничего мне не надо». Вайшнавы доносят до Него это послание с помощью имен: «Мы больше ничего не хотим произносить, мы только Твое имя будем повторять». Вот они с барабанами ходят по улицам и стучат.
Слушатель: Т.е. можно все-таки заслужить?
Б. Ч. Бхарати Свами: Заслужить нет, можно заявку подать: «Мне, кроме Тебя, никого не надо. Мне даже не нужно то, чем Ты обладаешь. Только Ты. Все остальное мне не интересно». В учении вайшнавов Господь Бог обладает хорошим слухом. Он способен это услышать. Дальше Он может проверять. Эта проверка может занять бесконечность, действительно ли нет альтернативы. Он тебя пропускает через разные ситуации: хорошие и плохие, полухорошие и полуплохие. Ты всегда должен говорить: «Альтернативы нет. И в счастье, и в горе, и в радостях, в тоске, в томлении Ты – единственное, что мне нужно и альтернативы нет. Всегда.»
# 54:48
От Счастья не убежишь
Слушатель: Значит, Он – физическое лицо. Его можно увидеть, потрогать, если получится.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если Он того захочет.
Слушатель: Т.е. это не абстрактное понятие, это личность.
Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Более того, если Он захочет, а ты не захочешь, ты все равно Его потрогаешь. Потому что Он будет везде, как ветер.
Слушатель: Может ли Счастье прийти к тому человеку, который выбрал для себя альтернативу, но Он захотел себя открыть этому человеку.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот Он захотел? Да. Может.
Слушатель: Возможна даже с двух сторон встреча со Счастьем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет. Если ты от Него бежишь, а Он хочет тебя догнать, Он догонит. Спрятаться негде. Говорится, что Он наполняет своим присутствием все. Другой вопрос, тебе может это не понравиться, но догнать Он тебя догонит.
Был один тип по имени Хираньякашипу. Он ничего не ждал. У него все было. Ему хотелось только, чтобы сын его разделял его взгляды, а сын был человеком противоположных взглядов. Он болел за другую команду. Этот сын как-то сказал: «Так Он везде.» Отец: «Как везде? Даже в этой колонне?» И со всей дури костылем по этой колонне дал и оттуда вышло вот это самое Счастье. Правда, вид у Него был человека с головой льва и когтями. Разорвал его на куски и кишками обмотал себе шею. Догнал. Даже Его рисуют, что вместо гирлянды цветов у него чужие кишки. Мы этому поклоняемся. Для нас это – предмет поклонения на алтаре.
# 57:05
О Счастье и Его суррогатах
Слушатель: Достижение, встреча с этим Счастьем и есть выход из круговорота жизни и смерти?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Конечно, как лица заинтересованные мы говорим, что да. Объективно не только это является выходом их круговорота рождения и смерти. Т.е. можно избавиться от рабства. Круговорот перерождений – это некий порочный круг. Можно избавиться от рабства, просто выйдя на свободу, а можно избавиться от рабства, просто попав в родной дом. Выйти из круговорота рождения и смерти можно просто выйти, не обязательно попасть в родной дом.
Слушатель: Может быть, есть какие-то другие традиции и вероучения, которые тоже позволяют выйти, но это будет в другом доме каком-то?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не, не в доме. Это будет свобода. В дом Вы можете попасть, если хозяин дома разрешит Вам.
Слушатель: Как прийти к хозяину?
Б. Ч. Бхарати Свами: Счастье одно. Это понятие субъективное, но это единственное. Не может быть много счастий. Несчастий может быть много, а Счастье только одно. Кришна только один. У Него нет альтернативы. Мы же с Вами договорились! Он один, а Его суррогатов, т.е. юридических лиц, которых Он наплодил, их очень много. Это власть, сила, справедливость, истина, свобода. К чему все живые существа стремятся? Здоровье, богатство, власть, свобода, уважение и слава.
Слушатель: Эти воплощения нужны в конечном итоге, чтобы я поняла это? На каком-то этапе, пусть даже очень далеком от этого моего нахождения, я должна понять и прийти к этому Счастью или есть те, кто не приходит к этому Счастью на протяжении долгого пути?
Б. Ч. Бхарати Свами: Только они и есть.
Слушатель: Они только воплощаются?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Воплощаются, воплощаются снова, и снова, и снова. Круг самсары – рождаются, умирают. Кто это они? Мы все. Мы все рождаемся, умираем, рождаемся, умираем. Мы умираем на протяжении этой жизни много раз. Ложимся спать и просыпаемся.