«За гранью чувственного восприятия»
Слушатель: Это плохо или это никак?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не понял вопрос.
Слушатель: Если я не приду к Счастью, что мне за это будет, если я Его не найду?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это самое большое несчастье — Его не найти.
Слушатель: Почему мы обладаем забывчивостью, а то бы мы припомнили бы там, что было уже материальное, пойду к духовному?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы же припомнили уже. Здесь сидим, значит припомнили.
Слушатель: Счастье – это тусоваться с Ним, быть в Его планах?
Б. Ч. Бхарати Свами: Угу.
# 1:00:56
«Жди и смотри»
Слушатель: Почему в наше время сложилось такое множество разных учений, которые тоже ведут к счастью? Дань каким-то до этого сложившимся традициям, в которых кроется одна и та же истина, или только одно учение может привести к истине, а остальные – будешь блуждать во тьме?
Б. Ч. Бхарати Свами: Только одно может – это наше, иначе бы мы его не исповедовали.
Слушатель: Есть же разновидности вайшнавов, ИСКОН?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Только мы истинные.
Слушатель: А как же про собаку, что узнает своего хозяина в любой одежде? А что только в Вашей-то?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я бы неистинное учение не принял. Следовательно, то, которое я принял, оно истинное. Логика.
Слушатель: Логично, да. А если в широком смысле, то учение не принципиально?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в общем.Главное – ждать. Вайшнавы просто все лишнее выкинули и сказали: «Главное – ждать».
Слушатель: Вайшнавы – такие вот старые души или это какие-то просветленные? Какой-то уровень? За счет чего они вот так?
Б. Ч. Бхарати Свами: Каким-то способом они дошли до этого. Я думаю, что путем откровения.
Слушатель: Но это не в одной жизни?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Понимаете, что жизнь одна или две – понятие условное. Мы же живем все время, просто просыпаемся то в одном теле, то в другом теле. Раз проснулись — оба-на, шесть ног.
Слушатель: Неожиданно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Перекрестились. О, уже четыре и один хвост. Потом опять — раз. Сны такие. Нам во сне кажется, что мы люди, потом кажется, что мы звери. То мы эксплуатируем других, то нас эксплуатируют. Мы попадаем в адские условия, когда нас эксплуатируют все время, когда наслаждают свои чувства за счет нас. Например, нас бросают в кастрюлю и доводят до кипения, потом съедают. Это адские условия. Мы попадаем в ад, а им-то хорошо от этого. Когда нашу печень набивают грецкими орехами, а потом из нее варят что-то там и называют это фуа-гра. Для нас это ад. Они наслаждаются за наш счет. Потом мы меняемся местами. Мы наслаждаемся за их счет.
Когда вы спрашиваете про вайшнавов, это не понятие, относящееся к какому-то религиозному учению. Это человек, или вообще существо, который говорит: «Так. Я вообще не хочу участвовать в этой игре: меня едят, я ем. Вы в этой своей игре «Монополия» сами там решайте. Меня здесь нет». Он как бы выключается из этой общей системы. Мы, собственно, находимся в иллюзии того, что мы приходим в этот мир и на что-то имем право. Это большая иллюзия.
Этот мир со своими понятиями и отношениями живет своей жизнью. Ты интересен этому миру, только когда он хочет что-то от тебя получить. В ином виде ты вообще не интересен никому. Только когда от тебя что-то можно получить, ты становишься значимой единицей. Если от тебя нечего получить, ты вообще неинтересен. Ради тебя никто не будет жить в этом мире: ни родители, ни дети, ни мужья, ни жены, ни друзья. Только если от тебя можно что-то взять, ты находишься в поле их интереса.
У нас большая иллюзия. Мы думаем, что этот мир живет-живет, и мы раз — родились, появились, значит, мы можем претендовать на что-то здесь. Нет. Ты вообще родился, потому что от тебя можно что-то получить. Родители хотели от тебя что-то получить. Т.е. у них какие-то планы были.
Слушатель: Пенсия.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что-то. Материнский капитал, например. Естественно, ты как душа появился, потому что ты должен искупить грех эксплуатации других, но ты для них появился как объект наслаждения. В ином качестве мы вообще никому не интересны.
Вайшнав – это тот, кто говорит: «Меня вообще эти правила не интересуют. Хотите вы мной наслаждаться, не хотите, я здесь последний раз. Меня здесь вообще ничего не удерживает. Я не хочу никого эксплуатировать. Вы, конечно, можете эксплуатирвать, но я не буду жить ради вас». Понимаете? «Чтобы вам было хорошо, я не буду для этого жить. Мимоходом, может быть, своим существованием я принесу вам радость. Но жить ради вас, т.е. быть гуманистом и жить ради счастья человечества мы не собираемся. Пусть человечество или в общем смысле Вселенная со всеми населенными живыми существами живут своей жизнью». Это вайшнав.
Я сейчас говорю о регулярном вайшнаве, потому что вайшнавы-учителя свыше приходят. Они просто облачаются и становятся на нас похожи. А вайшнавы в простом понимании, т.е практикующие вайшнавы, тот, кто говорит раз и навсегда: «Меня этот мир вообще не интересует, ни ваши правила. Я не хочу жить для Вас и Вас не собираюсь эксплуатировать для своих интересов».
Слушатель: Как в семье получается: бабушка каждый раз ожидает от тебя, что ты будешь кушать, приготовив тебе котлетки, а ты приходишь и говоришь: «Спасибо. Я их не буду.»
Б. Ч. Бхарати Свами: И, вообще, ты мне не бабушка. Понимаете, что если кто-то Вас считает своей дочерью, не означает, что Вы будете считать его своим родителем. Это его проблемы. Это не указание. Я просто хотел пояснить, что такое вайшнав. Он выключается из всех общественных связей. Его не интересует социальная справедливость, его не интересует справедливость вообще. Это ваш мир, ваша планета, делайте здесь, что хотите.
Слушатель: «Я жду Счастье» — как говорит вайшнав.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Я просто в состоянии ожидания нахожусь.
# 1:09:15
Заявка на милость свыше
Слушатель: Вопрос: чем определяется то, что душа выберет преданность. Если не брать заслуги прошлых жизней, а изначально?
Б. Ч. Бхарати Свами: Милостью свыше.
Слушатель: Т.е. это все предопределено?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.
Слушатель: Разве это не личный выбор?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это личная заявка. Но то, что она сделает выбор, милость свыше.
Слушатель: Т.е. можно подать заявку? А то, что будешь ее подавать или нет уже…
Б. Ч. Бхарати Свами: Заявку подать надо Наши учителя говорят: «Чтобы попасть в другую страну, первое: надо иметь паспорт, а это от тебя зависит; второе: визу, это зависит от принимающей стороны». Если у тебя нет паспорта, в редких случаях, есть, конечно, исключения, без паспорта тебя не примут. Паспорт означает, что тебе разрешили, уехать. Это означает, что ты можешь, в принципе, покинуть, что за тобой не тянутся долги.
Слушатель: Человеческое рождение, может быть, просто?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Осознанное восприятие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Осознанное – это: «С этим я покончил. Мне здесь больше ничего не надо. Все остальное мое существование – это состояние ожидания ухода. Сколько бы жизней я здесь ни находился, я уже не говорю про лет, потому что это совсем несбыточно, это все мои последние жизни. Дальше я просто ухожу».
Слушатель: Ожидание одобрения визы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Ты подал заявку на вид на жительство. Тебе надо как-то себя прокормить. Ты подал заявку на беженца. Но заявку могут рассматривать миллиарды жизней.
Слушатель: Очередь большая.
Б. Ч. Бхарати Свами: Думаю, что нет. Твое дело проверяют. Ты должен доказать, что ты не преступник.
Слушатель: А преступник тоже может подать заявку?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но как только ты перестанешь быть преступником, то увеличишь шансы.
Слушатель: А хочу дружить с преступником.
Б. Ч. Бхарати Свами: Исправлять его, вести себя по правилам того мира. Чем эти два мира отличаются? Мир чувственного восприятия и внечувственного восприятия отличаются тем, что здесь все подчинено хапанью, стяжательству, эксплуатации, а там, наоборот, — самопожертвованию. Там совсем другие законы. Помимо того, что ты ожидаешь, ты должен жить по законам отдавания, жертвования.
# 1:12:39
Вайшнавы по недоразумению
Слушатель: Можете еще сказать, чем отличается ИСКОН и Матх? Принципиальное отличие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они по какому-то недоразумению считают нас вайшнавами. Мы их не считаем вайшнавами. Вот в этом отличие. Т.е. они не вайшнавы в нашем понимании, а мы в их понимании вайшнавы, что очень нас обижает.
Слушатель: Почему?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если для того, чтобы быть вайшнавом, достаточно быть таким, как я, то это вообще оскорбление вайшнавов. Преданных нашего Матха они считают вайшнавами. И это оскорбляет высокое звание вайшнава. В этом различие. Они нас считают преданными, а мы их не считаем преданными.
Слушатель: Ни их, ни себя не считаем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Себя мы, естественно, не считаем.
Слушатель: А они и нас, и себя считают?
Б. Ч. Бхарати Свами: То, что они там себя, это я не знаю. Каждая клиника свой диагноз ставит. Но почему-то они нас зачисляют в стан преданных.
Слушатель: А что плохого, быть преданным?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это просто недостижимая высота. Но когда понятие преданного принижают до моего уровня, это обидно. Когда, например, первоклассник меня называет гроссмейстером, мне обидно за Анатолия Карпова или за Гарри Каспарова. Когда мне говорят: «гроссмейстер такой-то», мне обидно, это оскорбление.
Слушатель: Вы должны были гордиться этим.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не получается.
Слушатель: А Вы сами себя вайшнавами не называете?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, конечно.
Слушатель: Называете кришнаитами?
Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы говорим «вайшнавы», то в смысле самоубеждения. Знаете, к зеркалу подходит каждое утро он или она и говорит: «Я успешен, я успешен, у меня все хорошо». Это не значит, что он успешен. Он себя убеждает, он себе внушает. Мы тоже говорим: « Мы – вайшнавы», в смысле: «мы вайшнавы, мы вайшнавы».
Слушатель: Аутотренинг.
Б. Ч. Бхарати Свами: Аутотренинг это называется? Естественно, никакие мы не вайшнавы.
# 1:15:28
Кришна – неотразимый источник
Слушатель: Еще маленький вопрос. Все чаще наблюдаю у знакомых йогов, что у них дома стоят различные религиозные символы. Это могут быть иконы, будда и т.д. Это нормально для йогов или?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нормально. Да. Это нормально, когда ты не считаешь себя венцом бытия, что ты считаешь кого-то выше себя: будда или камень какой-нибудь, что ты кого-то превозносишь. Вайшнавы говорят, что зачем эти промежуточные объекты поклонения: будда, Христос, Вишну. Есть самое высшее – это Счастье – Кришна. Кришна на санскрите означает Неотразимый.
Слушатель: Кришна, так же как и Христос, являлся в своем воплощении. Христа тоже можно считать воплощением Кришны?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. У Кришны много воплощений. Воплощение – эта та часть физического лица, которая делегирована. Есть какой-нибудь там Путин, он – физическое лицо. У этого физического лица есть функция – глава государства. Он себя, допустим, воплощает в каком-нибудь министре внутренних дел. Он говорит: «Ты – мое воплощение для наведения порядка».
Слушатель: Есть даже представители президента в регионах.
Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. это какие-то воплощения. У Кришны тоже много воплощений. Можно называть их имена, которые для нас ничего не значат. Например, Шива – тот, кто стремится все привести в состояние распада. Он сложные объекты упрощает до предела. Он отвечает за закон энтропии. Есть Вишну – тот, кто поддерживает порядок, тот, кто не дает вещам разлагаться.
Слушатель: Т.е. они противоположными занимаются задачами.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Есть Брахма…
Слушатель: Почему Вы тогда не Кришне поклоняететсь? Он же первоисточник всего?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы Кришне поклоняемся.
Слушатель: Почему тогда вайшнавизм?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы просто так называем. Мы Кришне поклоняемся, конечно, Кришне.
Слушатель: Я слышал, может быть, я не прав, что Кришна – это аватар Вишну. Что такое аватар?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это все такие сложные мифологические…
Слушатель: Это как бы секта – вайшнавизм.
Слушатель: Есть просто несколько Кришн.
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть некий сектор общего понятия вайшнавы.
Слушатель: Кришна изначальный или дальше что-то есть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Дальше ничего нет.
Слушатель: Вайшнавизм – это общее поклонение Вишну либо Его аватарам. Так в «Советской энциклопедии».
Б. Ч. Бхарати Свами: Так оно и есть.
Слушатель: Так вот, изначальный Вишну, а потом…
Б. Ч. Бхарати Свами: Это хитросплетения философии, можно и в это вдаваться. Можно сказать и так. Вишну – это истина. Чтобы не жонглировать этими именами: Кришна, Вишну, Шива, Вишну – это тот, кто поддерживает, тот, кто незыблемый, в возвышенном переводе – вседержитель, тот, кто все выдерживает или истина. Кришна – Неотразимый. В нашем понимании неотразимость выше, чем незыблемость. Ну да, он незыблемый, он все поддерживает, он – истина. Толку что от этой истины? Нас истина не привлекает. Нас привлекает Красота или Счастье, что синонимы. У вайшнавов синонимический ряд: Красота, Гармония, Счастье или Неотразимость. Он неотразим. Истина отразима. Истину видно в свете. Что такое: мы что-то видим? Значит лучи чего-то падают на это и отражаются нам в глаза. Истина отразима. Мы ее способны увидеть или понять. А тот, кто бросает свой свет на истину и потом происходит отражение, Он неотразим, потому что от него все исходит.
Слушатель: Как мы Его можем осознать, если Он неотразим? Истину мы можем осознать, поскольку она отразима.
Б. Ч. Бхарати Свами: Никак мы Его не можем осознать. Вайшнав – это тот, кого ничего другое не интересует. Он неотразим, Его нельзя познать, Его нельзя увидеть. Если Он неотразим, это не значит, что нам что-то другое нужно. Я не могу жениться на английской королеве, но другие мне не нужны. Понимаете? Другие мне просто неинтересны. Да. Я не могу достичь Кришны, но другие мне неинтересны.
Слушатель: Как тогда Вы поймете, когда английская королева призовет Вас, что это английская королева?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, что она обладает властью мне объяснить это. Т.е. в ее арсенале есть средства.
Слушатель: Тогда станет она отразимая, опять же?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это ее проблемы. Она мне даст понять. Может быть, она и станет отразимой, но когда она захочет снова стать неотразимой, я никуда не денусь.
Слушатель: Как это? Тогда Вы окажетесь опять.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Буду ждать дальше. Вопрос: «Дальше Кришны ничего нет?» не совсем правильный. Потому что кто-то может возразить: «А вдруг есть?» Поэтому мы не так ставим вопрос. Мы говорим: Тот, дальше которого ничего нет, есть Кришна. Понимаете разницу? Не то, что дальше Кришны ничего нет, а там, где все кончается – это Кришна.
# 1:22:56
В деревне нет психиатра
Слушатель: Разделяете ли Вы идею о триединстве Бога? Брахма, Шива и Вишну — это как бы три составляющих одной личности?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы говорим, что они действуют заодно, т.е составляют некую гармонию, как тезис, антитезис и синтез. Создание и разрушение – тезис и антитезис приводят к синтезу – это поддержание — Вишну. Но соединение их трех не производит на свет Кришну. Т.е. сколько бы Вы чисел ни складывали, Вы никогда не получите бесконечность. Бесконечность не получается путем сложения. Бесконечность существует изначально, а числа – лишь часть этой бесконечности. Если Вы сложите Брахму, Вишну и Шиву, Вы не получите Счастье, не получите Кришну, потому что Он не зависит от своих функций. Физическое лицо не зависит от юридических. Сколько бы фирм он ни плодил под названием «Справедливость», «Разрушение» и «Творение», Он всегда останется. Его меньше не будет, сколько бы юридических фирм он ни плодил. Если соединить все юридические лица вместе, то физическое лицо не получится. Для того, чтобы появилось физическое лицо, нужны мама с папой, а не печати с бланками.
Слушатель: А кто мама с папой у Кришны?
Б. Ч. Бхарати Свами: Яшода и Нанда.
Слушатель: А что, он с ними живет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Представляете, Тот, о Ком мы с вами говорим и дальше Которого ничего нет, это мальчик в деревне индийской. 160 км южнее от аэропорта Дели. Да, вот Он там играет.
Слушатель: Это у Него воплощение такое?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это Он Сам. Все остальное – Его воплощение, включая аэропорт Дели – это тоже какое-то Его проявление, какая-то Его инкарнация. Вот такая вот вещь. Вот на такой вот истине наши поиски заканчиваются.
Слушатель: А разные боги там Ганеша, Сарасвати – это чистая мифология, не имеющаяя отношения?
Б. Ч. Бхарати Свами: Они там, за деревней живут. В Его деревне живут Его соплеменники: пастухи и доярки. Собственно, чем он занимается? Он пасет коров, телят и забавляется с друзьями. Больше Он ничего не делает. Иногда в головах у Его друзей появляются какие-то креатуры, с которыми Он борется.
Слушатель: Кто, например?
Б. Ч. Бхарати Свами: Какие-то там ослы, которые не пускают их в банановую рощу или какая-нибудь ведьма. Когда у родителей Кришны появляются какие-то фантомы в голове, что есть некая ведьма, которая может отравить моего Кришну, т.е. какой-то страх в виде этой ведьмы, то Кришна с ней борется. Он ее убивает.
Слушатель: А почему не со страхом, а с проявлением стаха?
Б. Ч. Бхарати Свами: А что Вы хотите, чтобы маленький мальчик положил на кушетку маму и говорит: «Давайте об этом поговорим»? «Мама, ты хочешь об этом поговорить?» Поэтому Он борется с проявлением, когда у нее появился страх в виде этой ведьмы.