Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.11.07.B «Прикосновение Абсолюта»
Вера – единственный капитал, благодаря которому мы можем совершать наше путешествие к Безграничному. Атма, пракрити

«Прикосновение Абсолюта» 1982.11.07.B

Темы лекции:
Характер познания Высшего Начала
Относительная позиция и абсолютная позиция
«Тринад апи суничена»

Прикосновение Абсолюта

Шридхар Махарадж: Все завершенно здесь, заключение. Когда Он хочет открыть, дать себя познать кому-то, только он может знать Его по Его милости. Здесь, в этом измерении, они могут разбить свои головы на мелкие кусочки, но так и не постигнут природу Высшей Истины. Вы понимаете?

Акшаянанда Махарадж: Да, Махарадж, пожалуйста, объясните это подробно.

Шридхар Махарадж: Шроута пантха. Нечто нисходящее. Истина может низойти, и Он по своему желанию приходит к тому, кого Он выбирает, только тот способен знать Его. В одном и том же месте Он может открыть себя, дать себя познать одному человеку, но другой может не знать Его, находящийся в том же самом месте. Когда Кришна появляется на арене состязаний Камсы, разные люди видят его по-разному. Любой, кому Он хочет дать знать себя, только тот способен знать Его определенным образом. Это Его воля, а не воля того, кто хочет знать. Так или иначе по Своему желанию Он может низойти, и это Преданность, бхакти, шаранагати и т. д. В противном случае «мы будем знать», с подобной позиции никто не способен знать, чтобы утвердить здесь дискуссию или логику. Все ли поняли эту материю или дальнейшее объяснение необходимо? Тогда Акшаянанда Махарадж скажет что-то, чтобы детально представить это.

Акшаянанда Махарадж: Махарадж, могу ли я перефразировать этот вопрос? Как Наполеон, его присутствие создавало ситуацию, когда оппозиционная группа становилась уязвимой?

Шридхар Махарадж: В конечном счете Наполеон это человек этого бренного мира, и хороший логик способен подавить человека с ограниченными способностями, это здесь, в этом мире. Но никакой Наполеон в силу своего гения не способен ступить в трансцендентный мир, трансцендентная Истина которого столь тонка, природа субъекта, но никогда не природа объекта этого мира. Он субъект, лишь Он способен проявить инициативу, все действия, особенно Его действия столь тонки, что человеческое сознание не в состоянии вопрошать о Нем и пленять Его. В качестве субъекта с Ним нельзя иметь дело, Он Сверхсубъект, трансцендентный, адхокшаджа означает Сверхсубъект. Мое знание я сам, и эти знания столь грубы, что они не способны проникнуть, подобно тому как земля неспособна пройти в электричество. Электричество способно проникнуть куда угодно, но железо не способно войти в электричество, оно пройдет сквозь железо, но любой луч… Если отсутствует электричество, то это электричество, но существует эфир, который способен проходить сквозь любые реалии. Железо, дерево, он способен проходить сквозь любой материал, но дерево не способно войти в него, настолько тонко это начало, нечто в этом роде.

Сверхсубъект, Его природа очень тонка, и сознание дживы слишком грубо для того, чтобы постичь это начало, подобно тому как глаз не способен видеть многочисленные реалии, которые доступны восприятию с помощью микроскопа, но находится за пределами возможностей человеческого зрения. Лишь с помощью микроскопа можно видеть нечто, и это грубый характер субъекта, которым наделена душа, это явление настолько грубое, что это живое существо не способно увидеть существование самого тонкого начала в мире сознания. Лишь когда это тонкое явление нисходит в это грубое измерение, только тогда грубое измерение пассивным образом чувствует: «Нечто приближается ко мне». Она не может противостоять, настолько тонкое явление, которое входит в это грубое измерение сознания. Тонкое знание и это чудесное явление столь блаженной природы, как может быть, что подобное блаженство касается моего ума, сознания. Если же оно уходит, не остается следов этого чудесного, блаженного прикосновения во мне. Это явление другой природы. Тот, кого оно выбирает, тот способен соприкоснуться с ним, в противном случае соприкоснуться с ним не способен никто, это очень простая истина.

Столь многие реалии существуют вне юрисдикции нашего зрения, многие звуки существуют, которые не способно слышать наше ухо. Эти органы чувств ограничены, и сознание дживы ограничено, чтобы вопрошать или понимать природу этого явления. Но когда это явление приходит к нам, мы лишь можем чувствовать его присутствие. Такого рода явление, трансцендентное, супраментальное, это объяснение, которое дано философами относительно его природы, сат-чит-анандам. В Валлабха-сампрадае говорят: сат — материя, сат-чит — и то и другое присутствует в дживе, сат-чит-анандам — лишь в третьем явлении, то есть в Господе. Джива обладает сознанием, но не анандой, просто сознанием, ананда есть в полной форме, сат, чит, анандам, в полной мере они присутствуют в Господе. Махапрабху говорит: «Джива является атомом сознания и очень незначительной точкой блаженства». Сат, чит, анандам — три явления. Лишь очень ограниченным образом, в незначительной степени блаженство присутствует в дживе. Я не смог пояснить этот предмет?

Преданный: Нет-нет, очень ясно.

Шридхар Махарадж: Очень ясно, но наш Вигадха Мадхава Прабху не удовлетворен, возможно, ему необходимо более детальное объяснение.

Вигадха Мадхава Прабху: Я думаю, это мое низкое положение, я происхожу из столь низкого положения, а речь идет о столь возвышенной платформе.

Шридхар Махарадж: Нет-нет, вы привели пример Наполеона. Я иногда использовал его, освещая другие темы, но почему вы… Наполеон здесь герой материального мира, но отсутствует связь с духовным. Мирской пример, Наполеон, который был способен победить любую силу. Когда человек уполномочен Господом, тогда он способен победить любого, нечто в этом роде. Гений, любимый Господом, за которым стоит Господь, ачарья, такой Преданный способен победить, покорить всех и каждого, тот, за которым стоит Верховный Господь, Верховный Авторитет. Подобный Преданный способен встретиться лицом к лицу с любым событием. Джагай и Мадхай были величайшими негодяями своего времени, они атаковали Нитьянанду Прабху и немедленно были обращены, но обычные Преданные не будут способны сделать это, но Нитьянанда Прабху был способен это совершить, нечто в этом роде. Возможно, я говорил в таком духе, приводя пример Наполеона, чтобы пояснить мою мысль. Наполеон был способен покорить любую силу своим присутствием, независимо от величины и действенности противоположной стороны.

Преданный: Когда люди хотят формально стоять под флагом Махапрабху, имеют несогласие и временами вплоть до того, что они атакуют противоположную сторону, как это следует рассматривать?

Шридхар Махарадж: Это живой вопрос, актуальный для настоящего момента, Гаудия Матх и лагерь сахаджия. Гуру Махарадж отверг их всех, цитируя одного Сиддха Махатму Тота Пури, таким образом представил их. Гаура-нагари заявляют: «Мы последователи Махапрабху». Аула, баула, столь многие заявляют то же самое, но наш Гуру Махарадж представил их, показал их и ясным образом отверг, утвердив свое собственное мнение. По прежнему есть многие в их лагере, которые не согласны с мнением Гаудия Матха. Эти тонкие моменты присутствуют, и это зависит от искренности души, которая способна знать. Гопинатх Ачарья и Сарвабхаума обсуждали Махапрабху. Сарвабхаума не был обращен до тех пор, это было до его обращения. Гопинатх Ачарья, Сарвабхаума и их студенты беседовали. Гопинатх Ачарья сказал: «Лишь благодаря милости Бога человек способен знать Бога, и нет иной альтернативы». Сарвабхаума задал ему вопрос: «Ты обрел милость, а я не обрел милость. Где здесь гарантия, как решить?» Ты обрел милость Бога. То, что ты говоришь о Боге, истина, но я не обрел милость, мои слова нереальны.

Очень тонкий момент: знать что есть что. Существует положение знания реальности, и люди, которым неизвестна реальность не в состоянии понять. Подобно тому, как на днях я говорил, одна сторона утверждает, что Бога нет, другая сторона утверждает, что Бог есть, это различие. Истинный факт один, а их квалификация это другой вопрос, поэтому будут многочисленные группы, которые осознали Истину на 1%, на 20%, 50% и т. д. Но тем не менее в чистом, совершенном измерении Истины также присутствуют различия. В ватсалья-расе говорят: «Моя раса высочайшая». Представители сакхья-расы утверждают: «Моя раса высочайшая». Но существует возможность отстраниться от относительного положения и судить беспристрастно, таким образом мы можем знать различия. Тот, кто обладает этой самой глубинной способностью понимания, уловить природу этого тонкого явления, эту тонкую Истину, тот примет подобную беспристрастную оценку. Но временами относительное положение должно нуждаться в абсолютной точке, представители ватсалья-расы иногда способны осознавать, что мадхурья-раса более могущественна. Таким образом существует столкновение между ними, и ватсалья-раса побеждена мадхурья-расой. Тогда ее представители получают свой горький опыт, но тем не менее они не хотят публично признавать это обстоятельство, поскольку для них это черезчур.

Различия, иерархия присутствуют повсюду, и это не слишком легко понять. Для Преданных шанта-расы только в исключительных случаях, атмарама, самоудовлетворены, но внезапно некое божественное благоухание нарушило равновесие их ума, их ощущение самодостаточности, они чувствуют расу своей атмы, и это последняя стадия реализации. Шукадев также находился в подобном положении, он считал, что в полной мере удовлетворен собой. Бхагават-гьяна выше Брахма-гьяны. Обычная Брахма-гьяна не признает эту истину, но есть исключительные случаи, люди, которые соглашаются с этим. Таким образом присутствуют многочисленные категории. Представители одной группы могут утверждать: «Моя реализация носит высочайший характер». Йоги, ведантисты, карми — столь многие группы в мировой мысли мы находим. Но в целом они не признают то обстоятельство, что мое явление ниже других явлений, и тем не менее сравнительное изучение возможно, и оно зависит от способности, внутреннего вкуса, ручи, способность обрести высшее явление. Подобно тому как присутствуют различия между теистами и атеистами грубым образом, также среди атеистов присутствует градация. Одна сторона в целом не способна признать высшее положение других, и тем не менее это различие существует, и вкус, способность принять высшее, внутренний вкус служит гарантией тому. Тот, кто прошел все эти стадии и достиг высочайшего положения, когда его попросят выступить в качестве свидетеля, заявит, что это явление такого уровня, это явление более высокого уровня, таким образом.

Санатана Госвами показал на примере этого мальчика, Гопы. Вначале он думал, что некое явление есть высочайшее. Он получил шанс достичь более высокого уровня, затем еще более высокого уровня, и так он возвышался. Как в нашем нынешнем положении мы можем возвысится все более и более, это явление было показано в «Брихад Бхагаватамритам» на примере Гопа-кумара. Это возможно, подвластно нашему пониманию, но не все могут понять истину любого уровня. Подобно тому как присутствует градация в самой Истине, также присутствует градация среди знающих, среди тех, кто достиг реализации, также присутствует градация. Человек, наделенный качествами, выберет подходящее для себя место. Всегда присутствует тенденция: там, где нахожусь я, там лучшее место, и мы должны избавиться от подобного образа мыслей. Шаранагати и такого рода позиция помогут нам уловить высшую вибрацию, более высокую, более тонкую вибрацию Истины. Если мы не уважаем себя, если наше эго в целом противостоит, не позволяет уловить тонкую вибрацию, но если мы сумеем растворить это эго и будем очень открыты, то манада, самоотрицание, самозабвение, отсутствие утверждения себя, склонность оказывать почтение каждой вибрации окружающего мира, если в этом умонастроении мы будем идти ввысь, то оно поможет нам уловить Высшую Истину и возвыситься, шаранагати. Он низойдет для того, чтобы открыть Себя, прежде всего такого рода принцип мы должны будем принять. Истина выше меня, я не могу заставить ее служить мне для моего удовольствия. Он выше, и по своему собственному желанию Он может низойти ко мне, поэтому в таком духе мы должны искать Его. Махапрабху говорит: «Таким образом ты можешь привлечь Его к себе, насколько Он откроет Себя тебе и даст Себя познать, настолько ты будешь Его знать, эту Его часть». Поэтому нет конца, нет необходимости покорять царство, царь придет сам.

Рамануджачарья говорит, что однажды он дискутировал с майавади-пандитом, и на протяжении многих дней длилась эта оживленная дискуссия. Когда он почувствовал себя неквалифицированным, лишенным качеств, он пришел в храм к Вишну и взмолился: «Как это понимать? Я пытаюсь утвердить достоинство Преданности Тебе, но я не в силах, я не могу опровергнуть этого майавади-пандита и утвердить Преданность Тебе как высочайшую, я столь беспомощен». Но после этого Рамануджа вновь обратился к этому человеку, и он немедленно признал свое поражение. Он сказал: «Я капитулирую и принимаю то, что ты говоришь и утверждаю: то, что ты говорил, есть истина, я признаю это». По милости Бхарадачарьи, так зовут Божество Вишну. Победа такова, она не в руках какого-либо человека. Есть искусство джиу-джитсу, это искусство побеждать врага не силой, но негативным отстранением себя, и во многих местах это делается так. Махапрабху обратился к Пракашананде и покорил его, практически занимая негативную позицию: «Я мало знаю, Я глуп, у Меня нет знания шастры, если вы просветите Меня. Но Я слышал от Моего Гуру то-то и то, и Я делаю это: «Ты глупый человек, Ты лишен способности обсуждать высочайшее знание Веданты. Призывай Имя Господа, и оно поможет тебе в наибольшей степени», и Я делаю это». Он поступил так, Он заявил Пракашананде Сарасвати, главному пандиту подобное. Но Его достижение было таким: подобное отношение покорило Его оппонентов, они стали искренне искать и затем нашли. Найдя эти истины, они были обращены. Всегда Его воля, мы всегда должны призывать Его милость, внимание, прежде чем мы что-либо будем делать. Мы помним Его, мы отдаем себя на Его милость, каково будет Его решение. В противном случае я буду охотится за славой, репутацией, именем.

Есть «Бхагавад-гита», «Бхагаватам», есть столь многие Преданные, но тем не менее не все обращены. Столь многие примеры Прахлады, Дхрувы, но тем не менее люди остаются атеистами. Карма дживы присутствует, есть солнце, но нет глаза, в грубых и тонких материях также. Это явление зовется бхагья, удача. В прошлом или будущем определенная группа, представители которой пришли к той стадии, когда они могут понять природу Истины, речь идет об этой группе. Это явление не предназначено для всех. Аргумент будет реальным, он будет озвучен, доводы будут приведены, но они не сумеют понять эти доводы, для них аргументы будут бесполезны. Но кто-то сможет увидеть справедливость аргументов и скажет: «О, это Истина». Это бхагья, внутренняя способность понять Истину, тонкое явление, тонкое начало внутри. Брахма объяснил Веду. Индра, Вирочан, столь многие студенты слушают его, они понимают эту истину по-разному, соответственно их конкретной стадии. Источник один, пракрити вайчита и парампарьена, два момента, течение исходит из одного источника, и один способен понять, другой понять не способен. Соответственно способности слушающего будет происходить градация, они будут относиться к разным классам и категориям, в зависимости от способности понимания.

«Бхагавад-гита» есть, и на поверхности многие группы принимают ее, но поскольку «Бхагавад-гита» самоаутентичное Писание, в нем тем не менее присутствуют различия. Адхикар вичар, в шастре сказано: «Скорее умри, но не оставь свое нынешнее положение». Вначале говорят: «Не оставляй свое положение, как бы серьезно ни была атакована твоя линия, не отступай назад, умри в этом положении, но не отступай». Затем говорят: «Иди вперед», и один человек подумает: «Ведь вы уже сказали, что не нужно сдвинуться ни на пядь, а теперь вы говорите радикально поменять положение. Как это понимать?» Сам Кришна говорит, что Его положение не следует игнорировать, положение Брахмы, проявлять к нему неуважение. Он выполняет желания столь многих демонов, и Махадев иногда состязается с Нараяной. Затем Баладев, Лакшми Деви, каждый из Них есть стандарт более высокой мантрам реализации, и тем не менее градация присутствует. Это нечто невероятное, эта градация, и тем не менее она есть. Каждое явление главенствует в своем положении, и тем не менее есть абсолютная позиция. Когда происходит встреча глав государств в одном месте, то кто займет самое почетное положение? Иногда здесь можно легко установить старшинство, всегда присутствует заслуга. Не старшинство, но вопрос заслуги актуален, это нечто более абстрактное и труднопонимаемое. Но тем не менее градация существует: Брахма, Шива, Баладев, Лакшми, Нарад, Уддхав, гопи и т. д.

Это нечто изумительное, гопи говорят: «Мы никто, мы поклоняемся столь многим богам», а в другой стороне говорят: «Гопи лучше тех, кому они поклоняются». Нечто в высшей степени изумительное, и как мы должны понимать? Положение того, кто поклоняется богу, лучше, чем положение бога, которому он поклоняется, как мы можем понять это? Гьяна-шунья-бхакти. Объем тела это одно суждение, по которому человеку будут оказывать почтение, но если мы примем к сведению понимание человека, его рассудок, тогда телесные характеристики окажутся второстепенными. Есть множество интеллектуалов, но если будет рассматриваться качество честности, тогда интеллектуалы или люди, обладающие большим красивыми телами, лишатся своих позиций. Вопросы энергии, кармы. Есть определенный уровень, есть множество великих личностей, генералов, Александр, Ганнибал, а среди ученых — Ньютон, Эйнштейн и т. д. Высочайший критерий есть Преданность, покорность Абсолютному Единому. Он один, и любовь, вера в Него есть высочайший критерий оценки, это наше искреннее вручение себя Высочайшему Центру, а не наше любопытство, не говоря уже о физической энергии. Таким образом различные точки зрения и различия в оценке присутствуют. С точки зрения энергии, с точки зрения понимания и с точки зрения нашего почтения, симпатии, вкуса к служению.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.10.22.B82.10.23.A

«Брось себя в океан служения»

1982.10.23.B82.10.24.A

«Майа и самопредание»

1982.10.24.B

«Шридхар Махарадж и западные преданные»

1982.10.25.B82.10.27.A

«Красота-Владычица»

1982.10.25.A

«Вайкунтха-Нам»

1982.10.27.B

«Грех и Святое Имя – что сильнее?»

1982.10.28.A82.10.29.A

«Рагхунатх Бхатта»

1982.10.29.C82.10.30.A

«Высочайшее Богатство Сампрадаи»

1982.10.29.B

«Голод — лучший соус»

1982.10.30.B

«Godhead — Личность Бога»

1982.10.30.C82.11.01.A

«За именем должна стоять духовная реальность»

1982.11.01.B

«Искатели грандиозных явлений»

1982.11.02.C82.11.03.A

«Атма подобна солнцу»

1982.11.02.B

«Вымаливающие любовь и нежность»

1982.11.02.A

«Узел, связавший моё сердце»

1982.11.03.B

«Мы можем жить в севе»

1982.11.05.B

«Нет земли, которая никому не принадлежит»

1982.11.05.C82.11.06.A

«Положение человека»

1982.11.06.C82.11.07.A

«Связь с источником»

1982.11.06.B

«День Ухода Нароттама Тхакура»

1982.11.07.D82.11.08.A

«Область, где нет гарантий»

1982.11.07.C

«Твой выбор, джива»

1982.11.07.B

«Прикосновение Абсолюта»

1982.11.08.C82.11.09.A

«Сочетание рас»

1982.11.08.B

«Нектар не из этого мира»

1982.11.09.B

«Зрелый плод Вед»

1982.11.11.A82.11.12.A

«Я не видел Кришну»

1982.11.12.B

«Послание Шанкары»

1982.11.13.D82.11.14.A

«Капля, которая затопит мир»

1982.11.13.C

«Особая милость не для всех»

1982.11.14.A

«Живи и действуй в настоящем»

1982.11.15.D82.11.16.A

«Гирирадж Говардхан»

1982.11.15.C

«Контроль чувств»

1982.11.15.B

«Теизм для блага каждого»

1982.11.16.B82.11.17.A

«Миссия Великой Личности»

1982.11.17.C82.11.18.A

«Насилие и выбор приоритетов»

1982.11.17.B

«Путь к Анурага Бхаве»

1982.11.18.B

«Доверяй только одному источнику»

1982.11.18.C82.11.19.A

«Раскол после ухода Сарасвати Тхакура»

1982.11.19.D82.11.20.A

«Абсолют контролирует наше видение»