Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.12.06.B «Быстрый и медленный духовный прогресс»
Преданность – это фундамент любви, само внутреннее устройство любви. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Лакханам

«Быстрый и медленный духовный прогресс» 1982.12.06.B

Быстрый и медленный духовный прогресс

Шридхар Махарадж: Интерес, не имея никакой связи с Абсолютным интересом, лишь воображаемый интерес, нечто вроде сновидения. Мы живем в большей или меньшей степени в мире сновидений, это майа, иллюзия, выдумка. Нам неизвестно, что является реальностью, но согласно нашему собственному интересу мы жаждем чего-то от окружающего мира, и наше взаимодействие, мы проецируем свой интерес на окружающий мир. Так мы живем, такой деятельностью мы занимаемся, всё воображаемое, окружающая среда. Что это дерево в себе? Мы оцениваем эту реалию, исходя из нашего собственного интереса. Но независимо от нашего интереса чем является дерево? Нам неизвестно подлинное «я» этой реалии, и это касается всего. Мы живем в мире наших ложных оценок, в раю глупцов. Нам неизвестно наше подлинное «я», что реально. Столь многие тенденции, поиск красоты, мягкости, сладости – всё это объединяясь порождает поверхностные явления для нас. Но если мы погрузимся глубоко, наш разум скажет: «Не потворствуй себе во всем этом, но пытайся узнать, каков твой собственный интерес». Высший разум, совесть скажет нам это: «Не пытайся создать из себя зверя и проявлять свои животные тенденции, ты человек». Таким образом, отвергая оболочки, мы глубоко проникаем в себя и узнаем: оказывается, наша внутренняя жизнь столь ценна, а мы взаимодействуем с явлениями постыдными, поверхностными реалиями, забывая свое подлинное «я». Таким образом, от воображения к реальности, мы должны глубоко погрузиться во внутреннее сердце и найти душу. Если мы постараемся рассматривать всё с точки зрения интересов души, тогда наше видение изменится.

Видение Христа, его оценка окружающего мира, каковы они? Они отличаются от видения обычного человека, поэтому они столь глубоки, и таким образом глубже, глубже. Моя глубочайшая концепция приводит меня к прекрасному измерению Сознания Кришны, во Вриндаван, где всё прекрасно, всё любяще. В глубочайшей концепции души мы найдем подобное явление, оно есть. Различные измерения от поверхности к еще и еще более глубоким уровням, и сравнение. Сравнение различных измерений всегда позволительно. Бандит наслаждается, и тот, кто дарит, также наслаждается. Следует понять, что есть наслаждение, погрузиться глубоко и найти глубочайшее измерение, о котором говорит «Бхагаватам», и это Вриндаван. Вриндаван – это то место, где твоя душа способна пережить опыт самой счастливой окружающей среды, и твоя роль присутствует там, самое ценное положение души и окружающей среды ты найдешь в концепции Вриндавана и Кришны. Там Бог Кришна, и это явление преподносится как глубочайшее и высочайшее измерение, в котором может жить наша душа.

Вриндаван – земля любви и красоты, а не могущества и величия. Я не хочу жить в мире сновидений, однако в мире, в котором после твоей смерти тебя возьмут за ухо и потащат в другое место, мир реакций. Александр, Наполеон, столь многие приходили, достигали высот, и где они теперь? Большое или малое, в этом мире всё погибнет, все трюки, мир фокусов, иллюзион. Мы должны спасти себя от него и глубоко погрузиться, чтобы найти измерение реальности. Тогда, вновь сравнивая, мы должны постараться узнать, что есть наиболее фундаментальная реальность в нас и ступить на землю красоты и любви, погрузившись глубоко, отвергая все предложения, которые уводят нас от этой высочайшей реализации. Всё это приводит в растерянность, да, еще больше. Чем больше мы ищем, тем в большей растерянности мы пребываем, тем более мы сбиты с толку, ошеломлены, что можно поделать. Потому что речь идет о Безграничном, отсутствие лимита, мы не можем зажать это явление в кулаке, мы беспомощны. Нет никакой несправедливости на этой земле. Искренние люди не столкнуться с проблемами. Кришна говорит: «Искренние никогда не столкнуться с бедами». Мы должны быть верны себе, должны научиться быть верными, искренними. Искренность – всё и вся. Эгоистический интерес, майа, преследование собственного интереса в подлинном смысле и преследование поверхностных интересов.

Каждый ищет своё благо, но некоторые ищут поверхностно, поскольку им неизвестно, в чём состоит их благо. Необходимо понять, научиться тому, что есть наше благо, каков наш подлинный интерес. Это возможно сделать с помощью наших садху и шастры. Кто я и где я, это самбандха-гьяна, прийти к гуру, чтобы научиться от него тому, кто я и где я, кто мой хранитель, какова моя величайшая нужда. Все эти фундаментальные вопросы должны обсуждаться, и необходимо находить ответы. Затем мы будем пытаться двигаться в нужном направлении. Самоанализ необходим. Кто я, где я нахожусь, кто мои родные, чего я хочу? Все эти фундаментальные проблемы должны быть решены искренне, с рвением. Помочь себе подлинным образом, об этом идет речь, и тогда мы обретём Бога в качестве прибежища, хранителя. Я мал, я незначителен, в противном случае почему я оказался в этом тупике, почему я не могу найти выход? Со всех сторон меня окружает смертность. Столь многие нежелательные явления сделали меня своим пленником, окружили меня со всех сторон, и теперь необходим поиск себя. Кто я и где я, каковы мои истинные перспективы, кто способен спасти меня, кто мой родной, кто способен помочь мне, чего я хочу в глубине сердца, почему я не совершенен, я не испытываю комфорт, почему? Плакать об этом, и тогда ты увидишь, как помощь приходит к тебе, искать себя, и тогда ты найдешь все в связи с этим поиском. Кто ты, какова природа твоего «я», необходимо искать, погрузиться в глубины сердца, в своё «я». Кто я, где я – все эти вопросы. Со всей искренностью, поскольку мы не должны обманывать самих себя. Таково наше положение благодаря майе, поэтому посредник приходит из измерения Истины, чтобы помочь нам, спасти нас, они приходят, чтобы помочь нам. Мы роем себе могилу. Они приходят и вмешиваются, говоря: «Нет, не копай себе могилу и не ложись в неё заживо, ты мой брат. О брат, пойдем домой». Столь многие придут, чтобы вернуть нас обратно, об этом также позаботились.

Преданный: Махарадж, мне говорили, что, следуя этому процессу очищения, мы сможем пережить этот опыт духовного мира в этой жизни.

Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Каждый ли, кто следует священным писаниям или наставлениям Гуру, почувствует этот вкус? Он приходит к каждому?

Шридхар Махарадж: Да, но существует градация, иногда мы совершаем прогресс, иногда отступаем назад, регрессируем, бесконечное разнообразие индивидуальных случаев. Иногда мы идем вперед, иногда регрессируем, иногда уходим в стороны. Великое разнообразие присутствует повсюду. Нельзя сказать, что всё равноценно, каждый случай индивидуален. Кто-то прогрессирует легко и быстро, кто-то зигзагообразно, кто-то совершает остановку. Многие различные случаи, и все они не равнозначны. Столь многие школы открыты, но не каждый студент достигает высочайшего положения, вершины. Соответственно разнообразию природы учеников их достижение будет различаться. Кто-то отходит назад, кто-то выходит вперед, кто-то вышел раньше, но прогресс его медленный, а кто-то делает несколько шагов и падает, таким образом, многочисленные случаи могут иметь место.

Преданный: Махарадж, прогресс на пути, скорость движения зависит от нас или ее определяет высшее измерение?

Шридхар Махарадж: Главным образом путешественник сам несет ответственность за ход своего путешествия. Иногда окружающая среда также делает вклад в это. Мы ожидаем помощи Высшего Начала, но всё же благосклонность оказывается самым достойным, эту благосклонность также можно увидеть. Тот, кто способен усвоить больше, ему будет дано больше. Это не есть пристрастие в строгом смысле слова. Кришна говорит: «В целом Я равно отношусь ко всем. Как бы человек ни обращался ко Мне, Я помогаю ему соответственно природе его обращения», но это общее правило. Но мы видим, что кто-то приходит и хочет преданности, но Кришна говорит: «Нет, возьми освобождение». Видя глубины сердца, Он избегает давать человеку преданность, Он дает освобождение, поскольку бхакти означает, что Кришна будет его куклой, и видя мотивации человека, Он не дает ему бхакти, Он дает мукти. Возможен другой случай: у человека чистое сердце, но он хочет заурядных мирских реалий, Кришна говорит ему: «Тебе не нужны эти реалии, возьми бхакти», подобную позицию Кришны мы видим. Здесь есть три момента, в целом человек получает то, чего хочет, Кришна даёт желаемое соответственно желаниям. Но в некоторых случаях Он избегает давать преданность, а в других случаях дает ее против воли человека. Он видит глубинную природу и по-разному взаимодействует с людьми соответственно этой глубинной природе. Дхрува хотел царство, казалось бы, но когда он нашел Кришну, он сказал: «Нет, я не хочу царство, я хочу Тебя, мой Владыка, я искал стекляшку, а нашел драгоценный камень. Я больше не буду просить об этих стекляшках». Столь многие демоны, нам говорят:

– Я хочу Твоей благосклонности, я хочу преданности.

– Нет, возьми освобождение и ступай прочь.

Реакция соответствует индивидуальной природе требования, нужды или молитвы, качества. Казалось бы, на поверхности мы видим справедливость и милость, справедливость присутствует, но милость выше справедливости. Человеку свойственно ошибаться, но Богу свойственно прощать. Человеку свойственно заблуждаться, а прощать свойственно Богу. Божественность также в этом, нежность, любовь, и мы стремимся к этому Божественному явлению, к этой любви, милости. Милость дана, мы незначительные души, и жить на земле милости – то будет для нас наиболее оправданным. Мы беспомощны в любом случае, мы незначительны, наше существование атомарно. Если мы сумеем жить на земле милости, любви, тогда наше счастье гарантированно нам. Но если мы хотим жить в измерении справедливости, тогда мы можем совершить многие ошибки и будем вынуждены лишиться этих высот. Но если каким-то образом мы сумеем найти для себя место в мире милости и любви, тогда на столь многие изъяны закроют глаза, они будут компенсированы, и наше счастье будет нам гарантированно.

Преданный: Махарадж, качество молитвы определяет количество приходящей милости?

Шридхар Махарадж: И качество и количество, и то и другое, качество молитвы определяет качество и количество милости, заслужи и получи. Вначале заслужи, затем получи, а иначе возможно злоупотребление. Чтобы сделать нас заслуживающими, достойными, также необходим посредник, который поможет нам стать достойными, теми, кто заслуживает. Иногда Его слуги, посредники более великодушны, чем Он Сам. Они всегда странствуют, пытаясь дать своего Владыку всем. Нитьянанда Прабху плакал, на обеих берегах Ганги Он словно безумный преследовал людей и молил: «Прими Гаурангу, прими Имя Гауранги, и ты обретешь всё. Мои мальчики, девочки, примите Гаурангу. Обратите внимание на Гаурангу, и вы обретете всё, дети Мои, примите». Его обращение к людям было настолько интенсивным, что Он не мог сдержаться, Он падал на землю и начинал кататься по ней. «Вы не знаете, кто вы и в каком опасном положении вы находитесь, примите Имя Гауранги. Вы будете спасены, вас приведут к высочайшему положению, примите Имя Гауранги, примите Гаурангу». Нитьянанда пытался, прилагал максимум усилий, Он валялся у порогов домов, прося: «Вы находитесь в гуще опасностей, смерти, примите Имя Гауранги». Он был подобен золотой горе, которая каталась по земле, говорят, что Он делал это на обоих берегах Ганги. Он просил людей: «Ты будешь сердцем Моего сердца».

Когда мы призываем Имя Нитьянанды, Он не принимает в расчет никакие оскорбления, Он в высшей степени великодушен, Он никогда не смотрит на оскорбления. Все падшие, любое количество греха, последний преступник и грешник может обращаться к Нитьянанде бесстрашно. Он берет в свой лагерь самых опасных преступников, столь велик Его капитал, и Он приводит их к Гауранге. Шри Гауранга означает Объединение Радхи-Говинды, высочайшее явление, принятие обеих сторон. Самое твердое основание – это Нитьянанда, и на этом фундаменте можно построить любое здание, каким бы тяжелым оно ни было.

Преданный: Махарадж, я слышал, что духовная жизнь не начинается до момента посвящения. Я также слышал, что к Господу трудно обратиться на английском языке, и похоже, что это большое препятствие для западных людей.

Шридхар Махарадж: Подлинное явление не зависит от языка, от самскар. Конечно, самскары, язык – это определенное препятствие, но подлинное явление – это сукрити, которая может быть накоплена не в одной, но множестве жизней блуждания по всему мирозданию. В процессе блуждания обретается сукрити, удача, и это подлинный капитал, склонность, симпатия. Внутри есть сердце, покрытое оболочками, и сердце – это всё и вся. Покрытия – это различные языки, привычки или самкары, присущие различным нациям и обществам, они имеет место. Но тем не менее ключевой фактор – это сердце внутри, и сукрити, которое обретается в многочисленных прошлых рождениях. Это склонность, тенденция к Истине определенного типа, эта склонность спит внутри оболочек. Оболочка – это нечто, это имеет место, есть железные оболочки, деревянные, глиняные, может быть, но самая суть, субстанция внутри – это самый важный фактор. Сукрити в душе. Пробуждение души, птицы одного пера летают вместе, внутренняя идентичность, а внешне эта идентичность может быть покрыта чем-то другим. Эти оболочки могут быть устранены, отношения души с душой могут проявиться. Нынешние самскары покрывают, они тоже обладают значением, особенно для слабых, но самое важное явление – это сердце внутри. Непреодолимая внутренняя тенденция, склонность, искреннее желание Истины – это самый важный фактор. Это бхагавата-дхарма. Где бы человек ни находился, какое бы положение он ни занимал, но с помощью преданных он способен достичь той земли. Человек может быть образованным или невежественным, здоровым или очень больным, таким образом. Столь многие внешние различия присутствуют, но преданность, внутренняя жажда Истины – это самое важное явление. Горячее желание, жажда – это подлинная квалификация, которая является необходимым условием для того, чтобы идти по этому пути, ведущему к Кришне.

Преданный: Махарадж, мой личный опыт, похоже, таков, что медленный прогресс на духовном пути вызывает разочарование, а быстрое очищение на пути вызывает смущение.

Шридхар Махарадж: Я не понимаю, а каковы эти два явления?

Преданный: Медленный прогресс вызывает разочарование.

Шридхар Махарадж: Разочарование?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Почему прогресс вызывает разочарование?

Преданный: Медленный прогресс.

Шридхар Махарадж: Быстрый прогресс сомнителен. Это не легко, медленный, но уверенный, уверенность необходима. Медленный, но уверенный – это обладает ценностью, а быстрый прогресс, если, конечно, речь идет о подлинном прогрессе, то это более высокое явление, но скорость – это опасное явление. Прогрессировать нелегко, а откуда мы знаем, что прогресс скор? Если подлинный прогресс скор, конечно, это замечательно, это большая удача.

Преданный: Иногда скорый прогресс вызывает смущение.

Шридхар Махарадж: Реакцию, да? В таком случае это не прогресс, то, что приводит нас к смущению, растерянности не есть прогресс, он не должен приводить к замешательству. Прогресс приводит к реальности, не к чему-то смутному, не в иллюзию он приводит, но к Истине, свету, подлинный прогресс не предполагает замешательства. Такой прогресс, как было описано, не есть прогресс вовсе. Быстрое движение не есть прогресс, все движения не говорят о том, что происходит реальный прогресс. Высокая скорость, и прогресс – это не одно и то же, они не находятся в одной линии. Это может быть прогресс в ложном направлении, то есть не прогресс вовсе. Само по себе движение куда-либо, изменение положения, не означает, что происходит прогресс.

Преданный: Вигадха Мадхава Дас. Как Кришна Кинкара Прабху только что сказал, когда речь идет о медленном прогрессе…

Шридхар Махарадж: Прогресс необходим. Если прогресс скорый, это желательно, но медленный прогресс тоже желателен, главное, чтобы это был прогресс. Должна быть гарантия того, что это прогресс, это самое важное. Прогресс желанен, он означает уверенность, она желательна, а иначе, как я сказал, хаотичное движение, прыжки, приводят к реакциям, но это не есть прогресс в подлинном смысле слова. Если мы воображаем, что, не забравшись на дерево, получили плод в руки, то в наших руках ничего нет, иначе говоря, это воображаемый плод. Подлинный прогресс желателен, но нечто под именем прогресса, это нечто не должно нас обманывать. Мы должны быть осторожны в этом отношении. Возможность дешевой покупки, дешево можно купить лишь оскверненное явление, фальшивое, имитация, и реальное явление, мы должны быть крайне осторожны.

Мы не должны быть обмануты, мы будем всегда бдительны, чтобы мы не были обмануты. Что есть что, шаг за шагом. В математике шаг за шагом совершают обучение. Адау-шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, шраддха и ручи, таким образом. Этапы показаны нам, иди последовательно, этап за этапом, не воображай, что, находясь в низшем положении, ты достиг высшей стадии. Проверяй себя, садху-санга, хранитель укажет тебе: «Не иди в ту сторону, иди в эту сторону, там тебя ждет опасность, все эти моменты». Подлинный хранитель, высший опекун, гуру, шикша-гуру, дикша-гуру. Находясь в их обществе, мы в большей или меньшей степени в безопасности в качестве детей, несовершеннолетних. Говорится: «То, что хорошо начато, уже наполовину сделано». У ребенка есть враги, есть многочисленные враги и хранитель, мать, отец, защищают ребенка от столь многих опасностей. Когда речь идет о ребенке, существуют всяческие возможности того, что ребенку, маленькому существу, причинят вред, поэтому необходим могущественный хранитель, его участие крайне благотворно, когда речь идет о начальном этапе, детстве.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.11.18.C82.11.19.A

«Раскол после ухода Сарасвати Тхакура»

1982.11.19.D82.11.20.A

«Абсолют контролирует наше видение»

1982.11.19.C

«Сознание подразумевает присутствие личности»

1982.11.19.B

«Радха дасья — зенит нашего достижения»

1982.11.20.B

«Даива варнашрама»

1982.11.21.B

«Птицы одного пера летают в одной стае»

1982.11.21.A

«Переступить порог учения Иисуса»

1982.11.23.B82.11.24.A

«Убийство коровы»

1982.11.23.A

«Когда ментальное тело умирает»

1982.11.24.B82.11.25.A

«День ухода Шриниваса Ачарьи»

1982.11.25.B82.11.26.A

«Новости этого мира»

1982.11.26.B82.11.27.A

«Предался ли я?»

1982.11.27.C82.11.28.A

«День Ухода Гауракишора даса Бабаджи»

1982.11.27.B

«Секреты Вайшнава»

1982.11.28.C82.11.29.A

«Этот мир охвачен пожаром»

1982.11.28.B

«Весь риск и никакого выигрыша»

1982.11.29.C82.11.30.A

«Жить в этом мире – значит продолжать убивать»

1982.11.30.B82.12.03.A

«Отдавать и наслаждаться этим»

1982.12.03.B82.12.04.A

«Жертва во имя любви»

1982.12.04.B

«История Дурвасы Риши и Амбариши Махараджа»

1982.12.06.B

«Быстрый и медленный духовный прогресс»

1982.12.06.A

«Поиск жизненной полноты и счастья»

1982.12.07.C82.12.08.A

«Истинных искателей привлекает Курукшетра»

1982.12.07.B

«Начни духовную жизнь из твоего нынешнего положения»

1982.12.07.A

«В поисках земли Идеалов»

1982.12.08.B82.12.09.A

«Випраламбха – испытание подлинного чувства»

1982.12.09.B

«Шанс выхода из мира заблуждений»

1982.12.10.B82.12.11.A

«Жертва очищает атмосферу»

1982.12.11.C

«Железный Век №28»

1982.12.11.B

«Вечный лев, поедающий вечную жертву»

1982.12.12.B

«Служение Абсолюту — самое важное явление»

1982.12.12.C82.12.14.A

«Граница области заблуждений»

1982.12.14.B15.A16.A

«Линия Шикша — линия сути»

1982.12.16.B

«Лучшее время для жизни»

1982.12.16.C82.12.17.A

«На вершине стоит преданность»

1982.12.17.B82.12.18.A

«Многоликий Господь»

1982.12.18.B

«Ты всё ещё боишься верить»

1982.12.19.A

«Его правила — закон»

1982.12.19.C82.12.82.A

«По воле Говинды»

1982.12.19.B

«Кали-юга – период эпидемий»